Научная статья на тему 'Расчет на прочность шатунов поршневых машин'

Расчет на прочность шатунов поршневых машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
961
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Плотников Вячеслав Алексеевич, Глазков Юрий Федорович, Акимочкин Вячеслав Васильевич

Предложен метод расчета шатунов на прочность отличающийся от известных методов тем, что напряженное состояние определяется МКЭ с учетом монтажных нагрузок, таких как: сила затяжки шатунных болтов; контактное давление обусловленное натягом; распорное усилие клинового механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Плотников Вячеслав Алексеевич, Глазков Юрий Федорович, Акимочкин Вячеслав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет на прочность шатунов поршневых машин»

ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

УДК 621.81 В. А. Плотников, Ю. Ф. Глазков, В. В. Акимочкин РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ШАТУНОВ ПОРШНЕВЫХ МАШИН

Экспертная группа, в состав которой входили авторы настоящей публикации, в период 2000 -2005 гг. проводили техническую экспертизу поршневых компрессоров, эксплуатируемых на предприятиях химической промышленности г. Кемерово. В большинстве рассмотренных случаев срок службы компрессора истек, и для его дальнейшей эксплуатации требовалось определить техническое состояние и остаточный ресурс основных элементов машины. Анализ эксплуатационной и ремонтной документации показал, что значительная доля отказов происходит из-за износа или усталостного разрушения деталей шатунно-поршневой группы, в частности, шатунов. Поэтому, оценка прочности и остаточного ресурса шатунов является непременным условием при решении вопроса о продлении срока эксплуатации компрессора. Необходимость выполнения прочностных расчетов возникала и по другим причинам, например, при обнаружении дефектов и повреждений в теле шатуна или при эксплуатации компрессора на режимах, отличающихся от паспортных. В настоящей работе обобщены результаты расчетов статической и циклической прочности шатунов поршневых компрессоров.

Шатуны современных поршневых машин (двигателей, компрессоров, насосов и др.) работают в условиях больших нагрузок, скоростей и температур. Они являются сложными по конструкции ответственными элементами, от прочности которых зависит безопасность и надежность всей машины. По этой причине к шатунам предъявляются высокие требования, особенно с точки зрения прочности и долговечности. В свою очередь, разработка шатунов совершенной конструкции и определение их эксплуатационных возможностей предполагает использование достаточно точных методов расчета на прочность. Обзор литературы показал, что до настоящего времени такие методы расчета шатунов не разработаны. Существующие методы [1, 2], основанные на классическом сопромате, не позволяют достичь требуемой точности. Во-первых, сложную геометрическую форму шатуна трудно представить в виде комбинации прямых и криволинейных стержней, не прибегая к значительному упрощению расчетной схемы. Во-вторых, головки шатуна, представляют собой статически неопределимые системы, к которым не применим принцип суперпозиции при

определении напряженного состояния.

Для обеспечения надежной работы подшипников кривошипно-шатунного механизма и снижения величины циклических напряжений, разъемные и неразъемные соединения в головках шатуна должны находиться в предварительно напряженном состоянии [3]. Это достигается тем, что шатунные болты кривошипных головок подвергаются значительной затяжке, а посадка втулок в крейцкопфные (поршневые) головки производится с гарантированным натягом. Напряжения затяжки шатунных болтов, как правило, составляют 60...80% от предела текучести материала болта, а запрессовка втулок в головки производится с натягом, обеспечивающим контактное давление величиной 40.60 МПа. Поэтому после сборки шатуна в головках возникают весьма высокие монтажные напряжения. Расчеты показали, что эти напряжения по абсолютной величине в разы, а в отдельных случаях на порядок превышают напряжения от рабочих воздействий. Опыт эксплуатации поршневых компрессоров подтверждает это. Пластическое удлинение и разрыв шатунных болтов наблюдались в компрессорах, эксплуатируемых в различных производствах. Поэтому, пренебрежение монтажными напряжениями, которое имеет место в существующих методах расчета шатуна [1, 2], нельзя признать обоснованным, особенно при оценке статической прочности его деталей. В рабочих условиях к монтажным напряжениям добавляются переменные напряжения от рабочих воздействий. Результирующие напряжения нельзя определять путем алгебраического суммирования монтажных напряжений и напряжений, обусловленных воздействием рабочих сил.

В настоящее время для расчета на прочность деталей сложной геометрической формы широко используется метод конечных элементов (МКЭ). Разработаны пакеты прикладных программ (ALGOR; ANSYS; NASTRAN и др.), которые позволяют выполнять расчеты на прочность деталей любой сложности при различных воздействиях. Однако возникают определенные сложности применения данного метода для расчета деталей, у которых при сборке создаются монтажные напряжения. Сложности заключаются в том, что до сих пор в МКЭ решение контактных задач представляет собой одну из самых труднореализуемых процедур по причине неопределенности условия

Технология машиностроения

S9

контактирования деталей и чрезвычайно большого объема необходимых вычислений. Нами предлагается упрощенный метод расчета на прочность предварительно напряженных деталей, в основу которого положен расчет статически неопределимых резьбовых соединений [3].

Анализ информации по вопросам прочности шатунов и многочисленные расчеты, выполненные экспертной группой, показали, что самыми нагруженными частями шатуна являются его головки. При этом напряженное состояние головок шатуна незначительно отличается от плоского, а все опасные точки расположены на его контуре (наружном и внутреннем), лежащем в плоскости качания. Главные напряжения, вектор которых направлен по касательной к контуру детали, принято именовать контурными, а главные напряжения, вектор которых направлен по нормали к контуру, - радиальными. Третьи главные напряжения ориентированы перпендикулярно плоскости качания шатуна. Их величина незначительна и в расчетах ими пренебрегают. В соответствии с предлагаемым методом, контурные (стк) и радиальные (ог) напряжения вычисляются МКЭ для всех опасных точек в трех элементарных состояниях шатуна: 1) в монтажном состоянии; 2) при воздействии максимальной сжимающей силы; 3) при воздействии максимальном растягивающей силы. Эксплуатационные напряжения при совместном воздействии монтажных и рабочих сил:

ного давления можно записать:

стkэ ст1т + X - CTkp; стkэ ст1т + X -

(1)

° Гэ ° гм + X ' О гр ’ Огэ Огм + X ' О гс

В (1) второй нижний индекс указывает состояние шатуна: «э» - эксплуатационное; «м» -монтажное; «р» - при воздействии максимальной растягивающей силы; «с» - при воздействии наибольшей по величине сжимающей силы. Верхний индекс показывает, какому воздействию соответствует эксплуатационное напряжение: «+» - при воздействии максимальной растягивающей силы; «-» - наибольшей сжимающей силы.

Для определения коэффициента распределения внешней нагрузки МКЭ рассчитывают деформации деталей шатуна от единичных сил, приложенных соответственно рабочим нагрузкам:

л

Х= л ~ , (2)

л+ + л_

где Л- и Л+ - суммарная податливость от единичной силы сжатых и растянутых деталей силового контура деталей силового контура .

При вычислении напряжений от рабочих сил полагают, что на внутренней поверхности головок рабочие нагрузки распределяются равномерно при растяжении шатуна и по косинусоидальному закону при сжатии шатуна [4]. Из условия статической эквивалентности расчетной силы, воспринимаемой шатуном, и равнодействующей контакт-

qр = Fp/(D6 ■в);qc =■

4Fc

_ - СОХ{у) (3)

П' Ов ' В

В формуле (3) : qр, qс - контактное давление на внутренней поверхности шатуна (в расточке) при растяжении и сжатии соответственно; Fр, Fс -экстремальная величина, соответственно, растягивающей, и сжимающей силы; у - угол между осью шатуна и расчетным сечением (-90° < у < 90о); Ов -внутренний диаметр отверстия головки шатуна; В - ширина головки.

Для оценки прочности шатуна вычисляют максимальные значения приведенных напряжений Оэквтсх) и максимальную амплитуду (Оа.тсх) переменных напряжений по формулам:

Оэкв. тех = МАХ У°2 + _Ок -°у }; (4)

о —о

^ W6.max ^ эк6.шт .

2

а

k.max

— а

k.mln

(5)

2

Эквивалентные напряжения и амплитуды вычисляют для всех опасных точек шатуна. Из полученных результатов выбирают большие по величине. Индексы «max» и «min» в формуле (5) указывают на то, что для каждой расчетной точки вычисляются максимальные и минимальные значения главных и приведенных напряжений. Максимальную амплитуду переменных напряжений определяют в той точке, где размах, какого либо из напряжений, максимальный. Далее вычисляют коэффициенты запаса статической (пс) и циклической (nCT) прочности шатуна по известным формулам:

nc = °T / ® экв / max ; (6)

<J_

1

k • гг

^ a-мах

(7)

* вО ) + фО * О С

где ко, £о , во, фо - коэффициенты, соответственно учитывающие концентрацию напряжений, масштабный фактор, состояние поверхности и влияние постоянного напряжения на предел выносливости детали; Ос - среднее напряжение цикла; От , О_1 - предел текучести и предел выносливости конструкционного материала шатуна.

Вычисленные коэффициенты запаса прочности сравнивают с нормативными значениями данных коэффициентов, которые принимаются равными: [Пс] = 1,5...2; [пст] = 1,3.. .1,8.

По максимальной амплитуде переменных напряжений можно определить предельное число циклов нагружения шатуна и его остаточный ресурс. Для этого можно воспользоваться методи-

CTa.max max

2

кой, изложенной в «нормах» [5].

Описанная выше методика была применена для оценки статической, циклической прочности и ресурса шатунов различных поршневых компрессоров. Результаты расчетов показали хорошее соответствие с данными, полученными при обследовании шатунов на наличие повреждений методами визуального и измерительного контроля. Для всех шатунов, у которых небыли обнаружены дефекты усталостного происхождения или остаточные деформации, расчеты показали сверхнормативные

запасы прочности по циклическим и статическим нагрузкам. Если на поверхности шатуна обнаруживались трещины усталости, то они располагались в зонах, которые по расчету характеризовались как проблемные. Данная методика также позволила выявить наиболее напряженные места шатунов, определить предельные рабочие нагрузки. Кроме этого удалось обосновать величину требуемого усилия затяжки шатунных болтов и распорного монтажного усилия для клинового механизма неразъемных головок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Расчеты основных узлов компрессоров. Сборник методических указаний. Под общей редакцией Житомирского М. Б. Пензенский компрессорный завод.- Саратов: ЦБТИ, 1965. - 96 с.

2. Видякин Ю. А., Доброклонский Е. Б., Кондратьева Т. Ф. Оппозитные компрессоры. - 2-е, пере-раб. и доп. - Л.: Машиностроение. 1979. - 279 с.

3. Биргер И. А., Иосилевич Г.Б. Резьбовые и фланцевые соединения. - М.: Машиностроение, 1990, -408 с.

4. Биргер И. А., Шорр Б. Ф., Иосилевич Г. Б. Расчет на прочность деталей машин: Справочник, 3е изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979.

5. Нормы расчета на прочность оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок (ПНАЭ Г-7-002-86) / Госатомэнергонадзор СССР. - М.: Энергоатомиздат, 1989. - 525 с. - (Правила и нормы в атомной энергетике).

□ Авторы статьи:

Плотников Вячеслав Алексеевич

- канд.техн. наук, доц. каф. прикладной механики

УДК 621.9.

Глазков Юрий Федорович ■ канд.техн. наук, доц. каф. сопротивления материалов

Б.И. Коган, А.В. Джигирей

Акимочкин Вячеслав Васильевич

- эксперт

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ НОВОЙ СМАЗЫВАЮЩЕ-ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ (СОЖ) ПРИ ШЛИФОВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ПОДШИПНИКОВ

Для шлифования стали ШХ15 в основном применяются два типа СОЖ: водные и масляные.

Водные СОЖ дешевле и более широко распространены, чем масляные. Большая удельная теплоемкость и лучшая теплопроводность воды позволяют водным СОЖ быстрее отводить теплоту. Водные СОЖ: Аквол-2, Аквол-6, Аквол-10М -рекомендуется применять при шлифовании деталей машин для улучшения качественных и экономических показателей процесса обработки. Оптимальная концентрация водных СОЖ зависит от физико-механических свойств обрабатываемого

материала, выбранной операции, режимов обработки и колеблется от 1 до 10/%.

Масляные СОЖ дольше сохраняют остроту режущих кромок абразивных зерен. Они обладают высокими смазывающими, смачивающими и проникающими свойствами. Масляные СОЖ хорошо защищают рабочую поверхность от схватывания с обрабатываемым материалом. Уменьшение сил резания и тепловыделений при применении масляных СОЖ способствуют снижению остаточных напряжений. Использование масляных СОЖ при глубинном и профильном шлифовании позволяет

Результаты проведенных испытаний

NN п/п Тип СОЖ Достигнутая шероховатость , Яа Наличие прижогов, % Стойкость шлифовального круга (период между правками), мин Стоимость 1т концентрата СОЖ, тыс. руб.

1 Применяемая 3-4,5%NaNO2 10%Na2CO3 1,25 10-15 10-12 29,460

2 Новая СОЖ 1,25 НЕТ 18-25 35,0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.