loading [1; 2]. Therefore, efforts that occur during discharge are unknown.
Analysis publications. Analyzing the design features improve scraper should be a trend aimed at increasing the efficiency of filling the bucket. It is not the problem of unloading soil with a scraper, which also requires additional energy. Increasing the efficiency of the discharge can be achieved by improving the shape elements bucket design.
The purpose of the article. Create a new theoretical method of calculation which takes into account the amount of residual soil in buckets throughout the period of discharge.
Problems. Develop a mathematical model of unloading scraper. To conduct a theoretical analysis of the discharge scraper for the purpose of determining the current analytical support. Develop an algorithm for calculating the definition of resistance discharge.
Conclusions: 1. Scraper considered for the mathematical model of the process of discharge, taking into account : friction force of the soil in the bottoms of the bucket; force of friction of soil on the side walls of the bucket; rolling resistance force of the rollers suspension rear wall; inertia translational motion of the mass of the soil and the back wall when turning the unloading mechanism of soil scraper; the length of the bottom; the height of the bucket; dialed density of the soil; angle of crumbling soil and allow us to calculate the mass dependence of the soil on the position relative to the length of the back wall of the bottom scraper and the efforts that are required for its discharge;
2. Theoretical calculation allows to determine : the resistance to discharge scraper with a semicircular head; change in the mass of soil in buckets on the position relative to the length of the back wall of the bottom scraper for soil density 1500 - 2000 kg/m3.
3. Algorithm for reporting scraper allows you to calculate the resistance of the discharge.
REFERENCES
1. Samohodnyiepnevmokolesnyieskreperyiizemlevozyi / D. I. Pleshkov, S. F. Marshak, E. G. Roninsoni dr. - M. :Mashinostroenie, 1971. - 267 s.
2. Dorozhnyiemashinyi / T. V. Alekseeva, K. A. Artemev, A. A. Bromberg [i dr.]. - M. :Mashinostroenie, 1972. - Ch. I. Mashinyidlyazemlyanyihrabot. - Izd. 3-e, pererab.idop. - 504 s.
3. Khmara L. A.Konstruktivnyierezervyipovyisheniyaeffektivnostiskreperov / L. A. Hmara, S. A. Karpushin // Intensifikatsiyarabochihprotsessovstroitelnyihmashin : sb. nauch. tr. - D. : PGASA, 1998. - Vyip. 4. - S. 51
4. Leschinskiy A. V.Issledovanieprinuditelnogosposobarazgruzkikovsheyskreperov : diss....
kand. tehn. nauk: 05.05.04 / A. V. Leschinskiy. - Omsk: SibADI, 1972. - 143 s.
5. Protsessvyigruzkigruntaizkovshaskrepera : mater. Mezhdunar.nauch.-tehn. konf. / L. A. Hmara, M. A. Spilnik. - N. :Interstroymeh, 2013. - S. 204 - 206.
6. Bondarenko L. M.DeformatsIynIopori v mashinah / L. M. Bondarenko, M. P. Dovbnya, V. S. Loveykin // Za red. V. S. Loveykina. - D. : RVA «DnIpro - VAL», 2002. - 200 s.
7. Targ S. M.Kratkiykurstereticheskoymehaniki :ucheb. dlyavtuzov / S. M. Targ. - 11-e izd.,ispr. - M. :Vyissh. shk., 1995. - 416 s.
8. Kudryavtsev E. M.Detalimashin :ucheb. dlyastudentovmashinostroitelnyihvuzov / E. M. Kudryavtsev. - L. :Mashinostroenie, 1980. - 464 s.
УДК 519.6:504.3.054
РАСЧЕТ ЛОКАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИВ ХРАНИЛИЩЕТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА
Н.Н. Беляев,*д. т. н., проф.,В.В. Беляева, ** к. т. н,. А.В. Берлов, ** инж.
* Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта
имени академика В. Лазаряна ** Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара
Ключевые слова:загрязнение атмосферы, численное моделирование, чрезвычайные ситуации
Постановка проблемы. Одним из потенциальных источников химического загрязнения атмосферы является Павлоградский химический завод, где хранится твердое ракетное топливо ракетной системы РС-22 (рис.1). Твердое топливо находится внутри специально
оборудованных хранилищ, возле которых располагается защитный вал (рис.2). Одной из важных задач в области экологической безопасности является прогноз уровня загрязнения атмосферы при чрезвычайной ситуации в данном хранилище, приводящей к возгоранию ракетного топлива. В этом случае произойдет интенсивная эмиссия химически опасных веществ в атмосферу. Поэтому актуальной задачей является оценка уровня загрязнения атмосферы при такой чрезвычайной ситуации.
Анализ публикаций.Основным методом прогноза уровня загрязнения атмосферы при чрезвычайных ситуациях, связанных с эмиссией химически опасных веществ, является метод математического моделирования. В настоящее время используется несколько классов математических моделей для решения задачи прогноза загрязненияатмосферы при чрезвычайных ситуациях на химических опасных объектах. В Украине - это эмпирические модели [9] или аналитические модели [7].
Рис.1. Вид ракетного двигателя первой ступени РС-22
Как правило, аналитические модели - это расчетные зависимости, основанные на точном решении уравнения переноса примеси в атмосфере для точечного, постоянно действующего источника выброса или для модельной ситуации - «мгновенный выброс». Реже применяется аналитическое решение - расчетная зависимость для модельной ситуации «полунепрерывный выброс». Другой вид аналитических моделей-это различные модификации модели Гаусса, также разработанные для точечного, постоянно действующего источника или для модельной ситуации - «мгновенный выброс» [7]. Аналитические модели дают возможностьбыстро рассчитатьзону загрязнения. Большим недостатком этих моделей является то, что они не учитывают влияние зданий и рельефа на процесс формирования зоны загрязнения. Для получения адекватных прогнозных данных необходимо применение численных моделей, учитывающих существенные факторы, влияющие на процесс рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере и формирование зоны загрязнения [4; 6]. Однако для практики необходимо создание численных моделей, позволяющих максимально учитывать специфические особенности конкретных задач.
Цель статьи.Целью данной работы является разработка CWE (СошрШайопа^^Е^теей^) модели для прогноза загрязнения атмосферы при горении твердого ракетного топлива вхранилище, не требующей больших затрат компьютерного времени и применения мощных ПК при проведении прогнозных расчетов. Прогноз загрязнения на базе разработанной модели осуществляется в масштабе «шюго8са1е».
Математическая модель. При расчете процесса загрязнения атмосферы в случае аварийной ситуации в хранилище твердого ракетного топлива (рис.2) решение задачиразбивается на два шага. На первом шаге решается задача по определению поля скорости воздушного потока с учетом взаимодействия выходящего из хранилища газового потока с ветровым потоком. Для решения этой задачи применяются уравнения Навье — Стокса, записанные в переменных Гельмгольдса [8]:
да диа дга
-+-+-= v
dt дх ду
^ д2а д2а
v дх2 ду2 ,
(1)
д 2у д V
■ + ■
дх2 ду
— -т.
(2)
ду ди , , , _
где т —---- завихренность; у - функция тока; V - коэффициент турбулентной
дх ду
вязкости. Ось У направлена вертикально вверх.
Рис.2. Общий вид зоны размещения хранилища твердого ракетного топлива: 1- хранилище твердого ракетного топлива; 2 - защитный вал
Компоненты вектора скорости воздушного потока рассчитываются по зависимостям
и —
д у
у — -
д у
ду дх
Постановка краевых условий для данной системы уравнений приведена в [8]. После определения поля скорости воздушного потока решается задача о переносе загрязняющих веществ (продуктов горения твердого ракетного топлива) в атмосфере. Для моделирования этого процесса используется уравнение переноса примеси в атмосфере [2; 8; 10]
дС диС д\С N
- оС - йУщгайС)+^ Q к )х - х, )у - уг)
-+-
-+-
д дх ду
(3)
где С - концентрация загрязняющего вещества; и, у - компоненты вектора скорости
воздушного потока; [ — [ ,[у) - коэффициенты атмосферной турбулентной диффузии;
Q - интенсивность выброса загрязнителя; д(х - х1 )д(у - у1) - дельта-функция Дирака;
х1, у1 - координаты источника выброса; о - коэффициент, учитывающий химический распад
загрязнителя; ^ - время.
Постановка краевых условий для данного уравнения рассмотрена в работе [3]. Численное интегрирование уравнений модели выполняется на прямоугольной разностной сетке. При формированиирасчетной области используется метод маркирования [6; 8]. С помощью маркеров задается положение здания - хранилища твердого ракетного топлива, формаи местоположение защитного вала возле хранилища.
Метод решения. Для численного интегрирования уравнений Навье - Стоксаиспользуются неявные разностные схемы [8]. Для численного интегрирования уравнения переноса примеси используется попеременно-треугольная неявная разностная схема расщепления [6; 8].
Практическая реализация. На базе рассмотренной CWE модели был создан пакет прикладных программ WALL-2. Для программирования использовалсяРОЯТИЛК. Разработанная модель была использована для решения следующей задачи. Рассматриваетсяздание - хранилище твердого ракетного топлива РС-22. Возле здания размещается защитный вал (рис.3). Ставится задача оценки уровня загрязнения приземного
1
слоя атмосферы при чрезвычайной ситуации в хранилище, когда произойдет возгорание топлива внутри хранилища и струя газа - продуктов горения будет выходить из хранилища наружу, приводя к загрязнению воздушной среды.
т
_| ^ Л ---г \ 2
ю ш /Шк
Рис.3. Схема расчетной области: 1 - хранилище твердого ракетного топлива;
2 - защитный вал; 3 -направление ветра
Размеры расчетной области 41,6м х 42м (масштаб «тюгоБсаЬ»). Скорость ветра на входе в расчетную область рассчитывалась по зависимости[7]:
и = и1(У/У1)п,
где и1 — значение скорости ветра на фиксированной высоте У1 ( в расчетах принимается, что это высота 10м, скорость ветра на этой высоте - 3м/с);п= 0,15 - параметр [7].
Вертикальный коэффициент турбулентной диффузии в приземном слое атмосферы рассчитывался по зависимости [7]:
( \т
¡у = к1 — V у1
где А^=0,2; т ^ 1, У1- высота, где задана скоростьветраи1. Коэффициент ¡¡х рассчитан по зависимости ¡¡х ~ к • и , где к « 0,5 [7].
Внутри хранилища располагается горящий корпус ракетного двигателя РС-22 из которого выходит струя газа, содержащая продукты горения. Для моделирования этого процесса используется следующий подход. Внутри здания задается разностная ячейка, из которойвыходит поток со скоростью содержащий загрязнитель (хлористый водород) с
концентрацией 100 ед. ( в безразмерном виде). Скорость струи выходящего из хранилища газового потока - продуктов сгорания принята равной К§а^=20м/с. Расчет переноса загрязнителя осуществляется как внутри здания, так и снаружи. Скорость переноса загрязнителя внутри здания определяется скоростью газового потока и диффузией, а снаружи здания -
скоростью переноса, которая формируется в процессе взаимодействия выходящего из здания газового потока и ветрового потока + атмосферная диффузия. Коэффициенты диффузиипо обоим направлениям внутри здания рассчитываются по зависимости ц « к • и, где и= Уёа5-скорость газового потока, к=0,1. Вычислительный эксперимент на базе разработанной модели проведен для следующих сценариев:
1. Выброс продуктов сгорания осуществляется перед валом.
2. Выброс продуктов сгорания происходит перед валом, на наветренной стороне которого размещена вертикальная перегородка (высота 16м).
3. Выброс продуктов сгорания происходит перед валом, на вершине которого размещена вертикальная перегородка.
На приведенных ниже рисунках показаны результаты расчета зоны загрязнения атмосферы вблизи хранилища для данных сценариев. Эти данные позволяют определить форму зоны загрязнения, ее размеры и интенсивность.
Видно, что при отсутствии перегородки концентрация загрязнителя за валом на уровне органов дыхания человека составляет примерно 72% от концентрациизагрязнителя возле источника эмиссии(рис.4).Наиболее интенсивное загрязнение воздушной среды наблюдается внутри хранилища и на расстоянии порядка 15м, т.е. возле вала.
Рис. 4. Зона загрязнения приземного слоя атмосферы для момента времени t=47с
(первый сценарий)
Для второго сценария (рис.5,6),за защитным валом концентрация загрязнителя составляет величину порядка 50%, т.е. - интенсивность загрязнения уменьшилась примерно вдвое по сравнению с концентрацией внутри хранилища (рис.6).
-= = Л и-, я я я д я д я я » »т.™™ »<
<= — ж » ш я я 3 я я к я я я я я « е*»" в1«
-» и я а ^ я й я К я я я я
и1 Я а я к т к к я я я я я
,-н ^ Я Я я е8 ¥ ¥ я я я я я я
Я Я я к к г ® к я я
Я я ж ¥ я к
——I " г= Р в? к и к в? я — /—~ — = •= <
к к а ^ я щ к г я й — Ег^аЛ^Р = = => •
к В я ш г я к \ = •= «
й К ЕЯ г в га я ^ я я -' Ч ......
Я 5 5 ж 5 £ 3 5 к «ж \ - .
Рис.5. Зона загрязнения приземного слоя атмосферы для момента времени t=8с
(второй сценарий)
Рис. 6. Зона загрязнения приземного слоя атмосферы для момента времени t=45с
(второй сценарий)
Непосредственно перед перегородкой концентрация загрязнителя составляет величину порядка 96%, а за перегородкой - 61% от концентрации вблизи источника эмиссии. То есть применение перегородки привело к локальному снижению концентрации примерно на 30%. На рисунке 5 хорошо видно, как за перегородкой формируется зона с пониженной концентрацией-эта зона более «разрежена визуально» и концентрация загрязнителя там, для выбранного момента времени, составляет 1 - 5%.
Для третьего сценария (рис.7,8), за защитным валом концентрация загрязнителя составляет величину порядка 30%, т.е. - интенсивность загрязнения за валом уменьшилась примерно втрое по сравнению с концентрацией внутри хранилища (рис.8).
Рис. 8. Зона загрязнения приземного слоя атмосферы для момента времени г=45с
(третий сценарий)
Применение перегородки в данном случае привело к локальному снижению концентрации примерно на 50% (от уровня 84%до уровня 45%). Таким образом, применение перегородки на валу позволяет достаточно существенно снизить локальное загрязнение атмосферы на месте размещения хранилища.
В заключение отметим, что на расчет задачи потребовалось 5мин компьютерного времени.
Выводы. Предложенная модель позволяет рассчитать гидродинамику ветрового потока с учетом его взаимодействия с газовым потоком - продуктом горения ракетного топлива. Разработанная модель была использована для оценки эффективности перегородки, размещенной на валу для локальнойзащиты атмосферы от загрязнения при чрезвычайной ситуации в хранилище. Дальнейшее совершенствование модели следует проводить в направлении ее развития для расчета 3-0 переноса примеси в атмосфере.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий: учеб. пособие: в 6 кн. / Под ред. В. А.Котляревского,А. В.Забегаева. — М.: Изд-во АСВ, 2001-2005.
2. Антошкина Л. И.Моделирование аварийных ситуаций на промышленных объектах и безопасность жизнедеятельности / Л. И.Антошкина,Н. Н.Беляев, Л. Ф.Долина,Е. Д. Коренюк.— Д.: Нова щеолопя, 2011. — 123 с.
3. Беляев Н. Н. Моделирование процесса загрязнения атмосферы при горении твердого ракетного топлива / Н. Н. Беляев, А. В. Берлов // ВюникДншропетр. ун-ту. Сер1я«Мехашка». — Д., 2013.—Вып. 17. - Т.1. —С.179 — 184.
4. Беляев Н. Н. Математическое моделирование прогрева корпуса первой ступени
ракеты РС-22 при инициированном воздействии / Н. Н. Беляев, А. В. Берлов, А. И. Губин // Зб.наук.пр. НГУ. - Д.: Нац.прнич.ун-т, 2012. - № 38. - С.192 - 201.
5. Беляев Н. Н. Численное моделирования загрязнения воздушной среды на промплощадках / Н. Н. Беляев, Е. Ю. Гунько, П. Б. Машихина, // ВюникДшпропетр.нац.ун-тузатзнич.трансплм.акад. В. Лазаряна. - Вып. 16. - Д., 2007. - С. 18 - 20.
6. Беляев Н. Н. Математическое моделирование в задачах экологической безопасности и мониторинга чрезвычайных ситуаций : монография. / Н. Н. Беляев, Е. Ю. Гунько, П. Б. Машихина. - Д.: Акцент ПП, 2013. - 159 с.
7. Бруяцкий Е. В. Теория атмосферной диффузии радиоактивных выбросов / Е. В. Бруяцкий. - К.: Ин-т гидромеханики НАН Украины, 2000. - 443 с.
8. Згуровский М. З. Численное моделирование распространения загрязнения в окружающей среде / М. З. Згуровский, В. В. Скопецкий, В. К. Хрущ, Н. Н. Беляев. - К. : Наук. думка, 1997. - 368 с.
9. Методика прогнозуваннянаслщюввиливу (викиду) небезпечниххiмiчнихречовин при аварiях на промисловихоб'ектах i транспорта - К., 2001. - 33 с.
10. Марчук Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды / Г. И. Марчук. - М.: Наука, 1982. - 320 с.
11. Самарский А. А. Теория разностных схем / А. А. Самарский. - М.: Наука, 1983. -616 с.
12. Belyaev M. Air Pollution Modelling of Technogenic Catastrophes caused by Terrorist Attacks on Rail Transport of Chemical Substances / M. Belyaev // Simulation and Assessment of Chemical Processes in a Multiphase Environment. NATO Science for Peace and SecuritySeries. - C.: Environmental Security, Springer, 2007. - P. 327 - 336.
13. Biliaiev M. M. Numerical simulation of indoor air pollution and atmosphere pollution for regions having complex topography / M. M. Biliaiev, M. M. Kharytonov // Conference Abstracts of 31st NATO / SPS International Technical Meeting on Air Pollution Modelling and it's Application. -Torino, Italy, 2010. - № P1.7.
SUMMARY
Purpose. Development of CWE (Computational Wind Engineering) of model for the forecast of pollution of the atmosphere when burning solid rocket fuel in the storage, not demanding big expenses of computer time and use of powerful personal computers when carrying out expected calculations. The pollution forecast on the basis of the developed model is carried out on the scale of «microscale».
Methodology. For numerical integration of the equations of Navier - Stokes implicit differential schemes are used. For numerical integration of the equation of transfer of impurity is used alternately - the triangular implicit differential scheme of splitting.
Findings. The offered model allows to calculate hydrodynamics of a wind stream taking into account its interaction with a gas stream - a product of burning of rocket fuel. The developed model was used for an assessment of efficiency of use of the partition placed on a shaft for local protection of the atmosphere from pollution at an emergency situation in storage.
Originality. The numerical model, allowing to consider essential factors, such as influence of buildings, a relief and the meteoconditions, influencing process of dispersion of polluting substances in the atmosphere, and formation of a zone of pollution at emergency situations of chemically dangerous substances connected with issue is created.
Practical value. The developed numerical model can be used in practice for expected calculations of possible zones of pollution at emergency situations on chemically dangerous objects, and also when developing PEA (the plan of elimination of an accident).
REFERENCES
1. Avariiikatastrofyi. Preduprezhdenieilikvidatsiyaposledstviy :ucheb. Posobie : v 6 kn. / Pod red. V. A. Kotlyarevskogo, A. V. Zabegaeva. - M. :Izd-vo ASV, 2001 - 2005.
2. Antoshkina L. I.Modelirovanieavariynyihsituatsiynapromyishlennyihob'ektahibezopasnostzhiznedeyatelnosti / L. I. Antoshkina, N. N. Belyaev, L. F. Dolina, E. D. Korenyuk. - D. : Nova IdeologIya, 2011. - 123 s.
3. Belyaev N.
N.Modelirovanieprotsessazagryazneniyaatmosferyiprigoreniitverdogoraketnogotopliva / N. N. Belyaev, A. V. Berlov// VisnikDnipropetr. un-tu.SerIya«MehanIka». - D., 2013. - Vyip. 17
4. Belyaev N. N.Matematicheskoemodelirovanieprogrevakorpusapervoystupeniraketyi RS-22 priinitsiirovannomvozdeystvii / N. N. Belyaev, A. V. Berlov, A. I. Gubin // Zb. nauk. pr. NGU. - D. :Nats. GIrnich. un-t, 2012. - № 38. - S. 192 - 201.
5. Belyaev N. N.Chislennoemodelirovaniyazagryazneniyavozdushnoysredyinapromploschadkah / N. N. Belyaev, E. Yu. Gunko, P. B. Mashihina, // VisnikDnipropetr. nats. un-tuzalIznich. transp. Im. akad. V. Lazaryana. - Vyip. 16. - D., 2007. - S. 18 - 20.
6. Belyaev N. N. Matematicheskoemodelirovanie v zadachahekologicheskoybezopasnostiimonitoringachrezvyichaynyihsituatsiy :monografiya. / N. N. Belyaev, E. Yu. Gunko, P. B. Mashihina. - D. :Aktsent PP, 2013. - 159 s.
7. Bruyatskiy E. V. Teoriyaatmosfernoydiffuziiradioaktivnyihvyibrosov / E. V. Bruyatskiy. -K. : In-t gidromehaniki NAN Ukrainyi, 2000. - 443 s.
8. Zgurovskiy M. Z.Chislennoemodelirovanierasprostraneniyazagryazneniya v okruzhayuscheysrede / M. Z. Zgurovskiy, V. V. Skopetskiy, V. K. Hrusch, N. N. Belyaev. - K. :Nauk. dumka, 1997. - 368 s.
9. MetodikaprognozuvannyanaslIdkIvvilivu (vikidu) nebezpechnihhImIchnihrechovinpriavarIyahnapromislovihob'EktahitransportI. - K., 2001. - 33 s.
10. Marchuk G. I.Matematicheskoemodelirovanie v problemeokruzhayuscheysredyi / G. I. Marchuk. - M. :Nauka, 1982. - 320 c.
11. Samarskiy A. A.Teoriyaraznostnyihshem / A. A. Samarskiy. - M. :Nauka, 1983. - 616 s.
12. Belyaev M. Air Pollution Modelling of Technogenic Catastrophes caused by Terrorist Attacks on Rail Transport of Chemical Substances. Simulation and Assessment of Chemical Processes in a Multiphase Environment. NATO Science for Peace and SecuritySeries / Environmental Security, Springer, C., 2007. - pp. 327 - 336.
13. Biliaiev M. M., Kharytonov M. M. Numerical simulation of indoor air pollution and atmosphere pollution for regions having complex topography. Conference Abstracts of 31st NATO / SPS International Technical Meeting on Air Pollution Modelling and it's Application, Torino, Italy, 2010. № P1.7.
УДК 699.887.3
РЕКОМЕНДАЦП ЩОДО РОЗРОБКИ ПОСАДОВИХ 1НСТРУКЦ1Й П1Д ЧАС ЗД1ЙСНЕНН1 ВИХ1ДНОГО ДОЗИМЕТРИЧНОГО КОНТРОЛЮ НА РЕЖИМН1Й
ТЕРИТОРП ВО «ПХЗ»
А. С. БелЫов, д. т. н., проф., О. В. Пилипенко, к. т. н., доц., А.В. Степанова, асп., Д.О. Комарецький, студ.
Ключовi слова: вих1дний та вх1дний рад1ацтний контроль, контрольно-пропускний пункт (КПП), дозиметрист, ¡нструкщя, вантаж, транспортний зааб, дозов1 р1вт
Актуальшсть.Рекомендаци актуальш для державних та приватних тдприемств, що працюють на територи секретного виробництва та проводять роботи без будь-якого дотримання правил, що мають бути встановлеш на територи з особливим статусом i наявшстю д^нок i3 шдвищеними рiвнями радюактивного забруднення. Реалп сьогодення потребують бшьш ч^ко! взаемодп мiж службами контролю ДП «38 В1ТЧ» при перетиш транспортними засобами з продукщею та матерiалами периметру режимно! територи.
Аналiзпублiкацiй.Тривалiширокомасштабнiдослiдження дозволиливиявитихарактернiзакономiрностiвпливуприроднихi антропогеннихджерелiонiзуючихвипромiнювань
навеличинуефективноlдозиопромiненнянаселенняi прийнятив 90-
хрокахXXстолiттясучаснуконцепцiюрадiацiйногозахистулюдини[3; 7].
Дослщженнями встановлено, що в Баглiйському райош м. Днiпродзержинськ радiацiйна небезпека зумовлена розмщенням п'яти хвостосховищ: «Захiдне», «Центральний Яр», «Пiвденно-Схiдне», «Днiпровське» i розташованого по вул. Сергiя Лазо, яю е техногенними