Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»
3. Бойко О. Г., Шаймарданов Л. Г. Фурманова Е. А. Метод расчета надежности восстанавливаемых систем с общим резервированием // Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической и авиационной техники : материалы VII Всерос. науч. конф., посвящ. памяти гл. констр. ПО
«Полет» А. С. Клинышкова. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. С. 223-227.
© Марков К. Н., Афанасьев В. Ю., 2013
УДК 62-112.5
К. В. Немов Научный руководитель - Е. А. Нартов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАСЧЕТ КРАНА ДЛЯ СНЯТИЯ-УСТАНОВКИ РЕДУКТОРА ВР-14 (ВР-8) И ДВИГАТЕЛЕЙ ТВ3-117 И ТВ2-117 НА ВЕРТОЛЕТЕ МИ-8Т (АМТ, МТВ)
Данная работа посвящена расчету крана для снятия-установки редуктора ВР-14 (ВР-8) и двигателей ТВ3-117 и ТВ2-117 на вертолете Ми-8Т(АМТ,МТВ), призванного упростить и минимизировать затраты при выполнении данных процессов.
Ми-8 - советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.
Как и любой механизм, узлы и агрегаты вертолета нуждаются в обслуживании и контроле. Для этих целей, а в частности, для снятия и установки двигателей и редуктора, в данной ВКР производился расчет крана, призванного упростить и минимизировать затраты при выполнении данных процессов.
Описание крана. Кран состоит из передвижной платформы, рабочей площадки и электролебедки.
Передвижная платформа сварной конструкции собрана из стальных уголков (ГОСТ 8509-57) и стальных швеллеров (ГОСТ 8240-56).
В нижней части конструкции, в месте соединения стоек с раскосами вварены втулки для установки жестких винтовых упоров и вилок колес.
Рабочая площадка выполнена в виде четырехугольной рамы и имеет настил. Для обеспечения безопасности площадка имеет ограждения. Для подъема на рабочую площадку используется лестница.
В верхней части конструкции, выполненной в виде рамы из стальных швеллеров, крепиться электролебедка, для управления которой имеется отдельный пульт. Питание на электролебедку подается от аккумулятора, закрепленного на рабочей площадке.
Для безопасности проведения работ на рабочей площадке установлены ограждения высотой один метр. Ограждения выполнены из равнополочного стального уголка №5 (ГОСТ 8509-57).
Для подъема на рабочую площадку используется лестница, выполненная из равнополочного уголка № 5 (ГОСТ 8509-57).
В нижних частях вертикальных опор, служащих опорами рабочей площадке и, соответственно, всему крану, в местах соединения с подкосом прикреплены шарнирно полуоси колес. Ходовая часть крана состоит из четырех нетормозных пневматических авиаци-
онных колес размером 600*155. Конструкция колес аналогична колесам тележке 24-9112-0 для перевозки тяжелых узлов и агрегатов.
Также в нижней части вертикальной опоры, в месте соединения с подкосом, установлена регулируемая винтовая опора. Конструкция винтовой регулируемой опоры аналогична конструкции опоры гидроподъемника 24-9102-900 м (грузоподъемность гидроподъемника 24-9102-900 м = 11 000 кг). Винтовая регулируемая опора позволяет снять нагрузку с колес крана и повысить устойчивость при проведении работ.
Вертикальные опоры рабочей площадки усилены дополнительными подкосами.
При расчетах используем механические свойства выбранной стали Ст3. Коэффициент запаса прочности принимаем равным 3, учитывая погрешности при расчете и производстве и руководствуясь тем фактом, что на высоте будут работать люди, а так же тем, что конструкция строится на долгий срок службы.
Расчеты производились по каждому отдельному элементу крана. В результате были проведены следующие расчеты:
- расчет на прочность при чистом изгибе швеллеров. Подбор номера швеллера по таблице сортамента прокатной стали (ГОСТ 8240-56).
- расчет вертикальных опор на устойчивость. Подбор номера равнополочного уголка по таблице сортамента прокатной стали (ГОСТ 8509-57).
- расчет толщины настила для рабочей площадки.
Для проверки всей конструкции использовалась
цифровая модель крана с четырьмя опорами, созданная в программном комплексе ЗоШ'^гкз (ЗтикйопхргеББ).
Данный кран полностью удовлетворяет поставленным требованиям, его гораздо проще обслуживать, чем автомобильный, используемый в настоящее время и себестоимость его гораздо дешевле. Если его воплотить в жизни, он существенно облегчит обслуживание вертолета Ми-8Т(АМТ, МТВ).
© Немов К. В., 2013