Научная статья на тему 'Расчет изменения скорости потока в охлаждающем тракте камеры ЖРД в процессе поворота камеры в шарнирном подвесе'

Расчет изменения скорости потока в охлаждающем тракте камеры ЖРД в процессе поворота камеры в шарнирном подвесе Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
115
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тележенко Д.Р., Назарова Л.П.

Представлен аналитический расчет ускорения потока в охлаждающем тракте камеры жидкостного ракетного двигателя при повороте камеры в шарнирном подвесе и рассмотрена целесообразность этого расчета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет изменения скорости потока в охлаждающем тракте камеры ЖРД в процессе поворота камеры в шарнирном подвесе»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки

УДК 629.76

Д. Р. Тележенко Научный руководитель - Л. П. Назарова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАСЧЕТ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ ПОТОКА В ОХЛАЖДАЮЩЕМ ТРАКТЕ КАМЕРЫ ЖРД В ПРОЦЕССЕ ПОВОРОТА КАМЕРЫ В ШАРНИРНОМ ПОДВЕСЕ

Представлен аналитический расчет ускорения потока в охлаждающем тракте камеры жидкостного ракетного двигателя при повороте камеры в шарнирном подвесе и рассмотрена целесообразность этого расчета.

Для ЖРД с насосной подачей топлива в основном применяется регенеративное охлаждение. Оно состоит в том, что для охлаждения двигателя между огневой и наружной оболочками создается полость, иногда называемая «межрубашковым пространством», через которую перед поступлением в смесительную головку проходит один из компонентов топлива [1-3].

Для большего удобства расчета разделим его на два этапа. В первом рассмотрим изменение скорости потока в межрубашковом пространстве камеры сгорания двигателя. Будем полагать, что поток жидкости, охлаждающий камеру сгорания, является одномерным и его скорость Vr относительно стенок камеры постоянна по модулю. Двигатель отклоняется на 10° в шарнирном подвесе с постоянной угловой скоростью ю вокруг оси, проходящей через точку О.

Так как движение точки М является сложным, то абсолютное ускорение определяется по теореме Ко-риолиса:

W = Wr + We + Wk.

Относительное ускорение Wr = 0, так как по условию задачи Vr = const.

Переносное движение - вращательное, поэтому

We = Wne + W¡; Wn =G,7-eWO=^2L; w; = eeMO = 0,

sin ф

так как по условию ee = 0 и юе = const.

Ускорение Кориолиса

Wk = 2юeVr sin(roe;Vr) = 2юeVr.

Так как юе перпендикулярно Vr, то sin(roe;Vr) = 0. Направлен вектор Wk по правилу векторного произведения.

Для определения модуля абсолютного ускорения точки М зададимся системой координат xMy и спроецируем на них уравнение ускорения:

wx = We" sin ф- Wk = ЮеГ sinф - 2юeVr = ю2r - 2ю Vr, sin ф

w = -W" cos ф =--cos ф = -ю2Г ctg ф,

sin ф

W = yjWX22 + Wy2 = ю^ю2r2 - 4ю rVr + 4Vr2 +ю2г2ctg2ф.

Второй этап состоит из расчета ускорение жидкости в межрубашковом пространстве конической части сопла двигателя. Условия для расчета взяты из первого этапа и сам расчет целиком схож с ним за исключением некоторых моментов.

Таким образом, проанализировав данную работу, можно сказать, что при движении потока в охлаждающем тракте без отклонения камеры двигателя он имеет только линейное ускорение, но если двигатель начинает отклоняться в шарнирном подвесе, поток приобретает центростремительное и кориолисово ускорения.

Необходимость расчетов изменения скорости потока охлаждающей жидкости в каналах охлаждающего тракта заключается в том, что эти расчеты позволяют провести оптимизации геометрических размеров каналов охлаждающего тракта и тем самым обеспечить оптимальные массогабаритные параметры камеры жидкостного ракетного двигателя.

Библиографические ссылки

1. Назарова Л. П., Тюрикова Л. И. Теоретическая механика в примерах и задачах: учебное пособие для студентов технических специальностей / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. С. 120-122.

2. Добровольский М. В. Жидкостные ракетные двигатели. М. : Машиностроение, 1968. С. 195-198.

3. Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей / Г. Г. Гахун, В. И. Баулин, В. А. Володин и др. М. : Машиностроение, 1989. С. 100107.

© Тележенко Д. Р., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.