УДК 622.692.4.053: 621. 646.001.5
РАСЧЕТ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАДВИЖКИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА
Е.П. Богданов, С.В. Рикконен*
Томский политехнический университет *ООО «Система», г. Томск E-mail: [email protected]
Разработана методика расчета потерь давления и потерь мощности в элементе трубопровода (в клиновой задвижке) с учетом течения жидкости под клином и над клином задвижки. Методика позволяет определить потери энергии на перекачку жидкости разной плотности и вязкости при разном соотношении длины трубопровода и количества элементов арматуры, а также создать математический алгоритм управления задвижкой с учетом потерь мощности и тем самым в какой-то степени минимизировать потери мощности.
Ключевые слова:
Задвижка, потери, мощность, трубопровод, алгоритм.
Key words:
Pipe valve, loses, power, pipeline, algorithm.
Нормальная эксплуатация трубопровода невозможна без арматуры - неотъемлемой части любого трубопровода. Трубопроводная арматура представляет собой устройство, предназначенное для управления потоками жидкостей, транспортируемых по трубопроводу.
В трубопроводных системах технологических и энергетических установок на долю местных гидравлических сопротивлений (потери на арматуре) может приходиться до 50 % от общего гидравлического сопротивления системы. В таких трубопроводах линейные части невелики и потери на трение линейной части и местные потери соизмеримы.
В магистральных нефтепроводах местные гидравлические сопротивления считают «грубо» -2 % от потерь напора на трение. Такая оценка потерь является приближенной и не может быть информативной базой для процесса минимизации потерь перекачки.
Целью данной статьи является разработка приближенной методики расчета потерь мощности и потерь давления в клиновой задвижке, которая позволила бы конкретизировать эти потери и тем самым дала бы возможность более точно проектировать систему трубопровода.
Местные гидравлические сопротивления в трубопроводе присутствуют во всех элементах конструкции - это разного рода изменения живого сечения или конфигурации потока (когда происходит резкое изменение величин и направлений его скоростей), т. е. расширение или сужение потока, повороты, препятствия в виде диафрагм, конфузо-ров, кранов, задвижек и т. д. Такие сопротивления характеризуются образованием водоворотных зон при обтекании данного рода препятствий. Это и является основным источником местных потерь энергии. В турбулентном режиме движения потери энергии пропорциональны квадрату скорости:
, =
^МЕСТ ^ о к ’
где | - безразмерный коэффициент, называемый коэффициентом местного сопротивления и определяемый опытным путем для каждого вида сопротивлений [1].
Для задвижки коэффициент местного сопротивления определяется также опытным путем и является функцией переменного диаметра трубопровода. С закрытием задвижки коэффициент местных гидравлических потерь резко возрастает, это ведет к увеличению гидравлических потерь непосредственно в задвижке (выделению энергии) в виде вихревых течений и кавитационного поля.
В публикации [2] представлены результаты экспериментальных исследований режима движения воды в трубопроводе, в ходе которых было установлено влияние сужения проходного сечения трубопровода на амплитудно-частотные характеристики гидроакустических шумов, возникающих при движении жидкости в трубе.
Воспользуемся данным экспериментом, чтобы рассчитать потери давления и мощности на клиновой задвижке по методике [3, 4]. Схема эксперимента представлена на рис. 1, расходная зависимость 2=/(0) показана на рис. 6.
Практически во всех трубопроводах для регулирования режимов широко используются клиновые задвижки, рис. 2.
Пути движения жидкости в клиновой задвижке представлены на рис. 3.
Анализ картины движения среды и разделения потока базируются на законе «неразрывности потока сплошной среды».
Для задвижки коэффициент местного сопротивления определяется обычно опытным путем и является функцией переменного диаметра трубопровода (рис. 4).
С закрытием задвижки коэффициент местных гидравлических потерь резко возрастает, это ведет к увеличению гидравлических потерь непосредственно в задвижке (выделению энергии) в виде вихревых течений и кавитационного поля.
Рис. 1. Физическая модель трубопровода для изучения гидромеханических сопротивлений задвижки. Плотность жидкости
р=1000 кг/М, динамическая вязкость жидкости /1=1-Ю~3Па-с. Насос БЦ-0,5-20 Ь = — ■ 100 % - переменный диа-
: Л
метр трубопровода в задвижке, в1 - диаметр проходного сечения трубопровода, С2 - диаметр открытия диафрагмы
Рис. 2. Клиновая задвижка: а) конструкция задвижки; б) характерные размеры задвижки
Ориентировочные геометрические параметры задвижки в зависимости от диаметра проходного сечения: й=0,012 м; !=1,25й; ЬПОС=(2/3)й;
ЯШс=(1/3№ Яш=(1/2)й; !нп=(1/5)й; Нш=(1/6) й;
НПЕР=^-НПОС-НПН.
Все местные потери энергии зависят от геометрических размеров проходных сечений каналов. Изменения площадей проходных сечений, в зависимости от степени открытия, представлены на рис. 5.
В зависимости от изменения площадей проходных сечений изменяются и расходы жидкости в каналах (рис. 6).
Проходное сечение задвижки:
Хшд=- ц ^4).
Расход жидкости в проходном сечении задвижки под клином задвижки £ШД и над клином задвижки 2над:
ІПОД
=е^, бнлд = а - а
51
ПОД •
Рис. 4. Проходное сечение задвижки
Рис. 5.
Скорость жидкости под клином задвижки:
бпод
V =■
'под
5
°под
Скорость жидкости в трубопроводе:
V =а
г ТРУБ 51 *
Как видно из рис. 3, в заслонке жидкость протекает по двум каналам - под клином задвижки и над клином задвижки.
Рис. 3. Картина движения жидкости по каналам в зоне клина задвижки, фнед " расход среды над клином задвижки; QПОД " расход среды под клином задвижки; Q - общий расход среды; Р— давление в канале над клином задвижки; С1, С2 - зоны сужения
Б,%
Рис. 6. Расход жидкости в системе в зависимости от степени открытия задвижки. <7ПОД - расход под клином задвижки, £>наД - расход над клином задвижки, Q=f(D) - расход жидкости в системе по источнику [2]
Расчет потерь давления под клином задвижки
Коэффициенты местных гидравлических потерь под клином задвижки при резком сужении и резком расширении канала вычисляется по формуле:
■ (, *^под ^ ( 51
■'С под
= 0,51 1 -
I1 - Я ), £р ™ =IХ„од -Ч
Суммарный коэффициент местных гидравлических под клином задвижки:
еЪ =£,
С под
р под •
-"под.
Зависимость коэффициента местных гидравлических потерь от открытия задвижки имеет максимальные значения при полном закрытии задвижки.
Силы сопротивления течению жидкости под клином задвижки:
Р =р —Ч V2 ■ Р =р ^ о |:/ -
■'с под ьспод ^ °под ПОД ’ -ГРПОД ч>под ^ ТРУБ •
Потери давления жидкости под клином задвижки в зоне сужения и зоне резкого расширения:
д%
Изменение площади каналов в зависимости от степени открытия задвижки. 5ПОД - площадь канала под клином (проходное сечение задвижки); 5С - площадь сечения канала над клином в зоне сужения С1; Б1 -площадь проходного сечения трубопровода
с под
С под
1 Р под
51
Потери давления под клином задвижки:
Из правила неразрывности потока жидкости считается, что потери давления под клином и над клином задвижки равны. Следовательно, расход жидкости над клином задвижки будет:
бнлд 5С р Риод •
Рис. 7. Коэффициент местных гидравлических потерь задвижки в зависимости от открытия
Зависимость коэффициента местных гидравлических потерь от открытия задвижки имеет максимальные значения при полном закрытии задвижки, рис. 7.
Расчет потерь давления над клином задвижки
Коэффициенты местных гидравлических потерь:
п/т 5И ^ (5Р1 Л2
Е„= 0,5 ^ ^ )^,1 =[ т- - 11 ;
е = 05 Г1 - ^С1^є =Г -^
Єс2 0,511 5р1 Г2 I 5Г 1
под
-"нлд
Сила сопротивления течению жидкости в зоне С1 (резкое сужение):
р (р5сЛЛ
Рс1 ^1 2 ^ •
Потери давления в зоне резкого сужения С1:
р - РС1 ''а с •
5С1
Потери мощности в зоне С1:
N = Р У
1УС1 1 сг С1*
Аналогичным образом рассчитываются скорости, потери давления и мощности в зонах Р1, С2, Р2.
Скорости жидкости в задвижке в зависимости от степени открытия имеют явно нелинейный характер, рис. 8.
Рис. 8. Скорости движения жидкости в задвижке: УПОД - скорость под клином задвижки; Vc1 - скорость в зоне сужения С1; VР1 - скорость жидкости в зоне резкого расширения Р1; Vp2 - скорость жидкости в зоне резкого расширения Р2
Потери давления над клином задвижки рассчитываются как сумма потерь давления в зонах С1, Р1, С2, Р2. Эти потери равны потерям давления под клином задвижки РПОД:
Р = Р =Р +Р +Р + Р
1 НАД 1 ПОД 1 С1 + С2 + Р2 + 1 Р1 •
Потери давления и мощности в остальной части состоят из потерь на трение, на повороты, на вход и выход жидкости из трубопровода.
Коэффициент сопротивления системы на трение:
0,3164
я=-
где Яе =
Осі р 6051м
коэффициент Рейнольдса.
Р = 2е 1 пов ^°пов
51р^
1 ТІ
51
р = ТР . е
. 1 тр ; спов
= 0,2;
51р^2
; р = Ртр .
. Рвх 51 ;
вых (1 3)
1. 513рКТ2
; Р =■
. вых =
2 ВЫХ 51
Потери давления в трубопроводе без потерь в задвижке будут складываться из потерь давления на трение, на повороты трубопровода, на потери входа-выхода:
Р =р +р +р +р
1 ТРУБ 1 ТР^ ВЫХ + ПОВ ВХ •
Суммарные потери давления всего трубопровода (рис. 9):
Р = р +р
1 ПОТ 1 ТРУБ 1 ПОД •
В зависимости от степени открытия задвижки потери давления в ней существенно уменьшаются и они практически не влияют на суммарные потери давления системы.
4
2
2
Общие потери мощности системы в ваттах:
-^под й
• р ■
под 1 под’
N = N + N + N + N '
’НАД '1ТС1 ’ Р1 ’ С2 + 1’ Р2 ■
N = Р N = Р
1\тр тр , -^>пов ± пов ,
60 60
N = Р ■ N = Р — ■
11 вх -1 вх гг. ■ ^’вых -1 вых ■
60 60
N = N + N
1т ЗАД 1'под +1'НАД•
За счет высоких скоростей жидкости над клином задвижки потери мощности в этой зоне выше, чем в зоне под клином. Потери давления над и под клином одинаковые, но потери мощности существенно отличаются, и это надо учитывать (рис. 10, 11):
N = -^под + -^НАД + -^тр + -^пов + -^вх + -^вых •
Рис. 9. Потери давления в системе: РПОД - под задвижкой; РТРУЬ - потери в системе на трение, повороты, потери на входе и выходе; РПОТ - общие потери давления в системе
Выводы
1. Разработана методика расчета потерь давления и потерь мощности в элементе трубопровода (в задвижке) с учетом течения жидкости под клином и над клином задвижки.
2. Максимальные потери давления и мощности на задвижке соответствуют 23 % открытия клина задвижки и определяются как 7...8 % (при данном соотношении длины трубы и количества задвижек) от потерь мощности и давления при 100 % открытии задвижки.
н
РР
20
40
60
АО 100
Рис. 10. Потери мощности в задвижке: NОД - под клином задвижки; ^дд - над клином задвижки; №АД - общие потери задвижки
РР
£
ИЮ
АП
40
20
//
АТ , //
// /У
[/ // Лгтр
А 1
20
40
КО
100
Я,%
Рис. 11. Потери мощности в трубопроводе в зависимости от открытия задвижки: №АД - потери на задвижке; N -потери на трение в трубе; N - потери суммарные в трубопроводе
3. При определении потерь мощности необходимо учитывать потери в зоне над клином задвижки, так как за счет высоких скоростей жидкости потери мощности в этой зоне выше, чем в зоне под клином.
4. Методика позволяет определить потери энергии на перекачку жидкости разной плотности и вязкости при разном соотношении длины трубопровода и количества элементов арматуры.
5. Данная методика позволяет создать математический алгоритм управления задвижкой с учетом потерь мощности и этим минимизировать потери мощности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Угинчус А.А. Гидравлика и гидравлические машины. - Харьков: ХГУ, 1970. - 396 с.
2. Пожитков А.П., Шлык Ю.К. Анализ влияния параметров системы «трубопровод-перекачивающая станция» на режим гидродинамического движения среды в трубопроводе (экспериментальные исследования) // Вестник Кибернетики. - 2006. -№ 5. - С. 47-53.
3. Антропов А.Т., Рикконен С.В. Гидромеханические характеристики регулирующей заслонки САР давления // ііесИ - журнал
интеллектуальных технологий. - 2009. - № 12. - С. 38-42.
4. Антропов А.Т., Рикконен С.В. Гидромеханические переходные процессы в системе «электропривод-регулирующая заслонка нефтепровода» // НееЬ - журнал интеллектуальных технологий. - 2009. - № 13. - С. 50-55.
Поступила 16.01.2013 г.