Научная статья на тему 'Расчет гидромеханических характеристик задвижки магистрального трубопровода'

Расчет гидромеханических характеристик задвижки магистрального трубопровода Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
1748
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДВИЖКА / ПОТЕРИ / МОЩНОСТЬ / ТРУБОПРОВОД / АЛГОРИТМ / PIPE VALVE / LOSES / POWER / PIPELINE / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Богданов Евгений Петрович, Рикконен Сергей Владимирович

Разработана методика расчета потерь давления и потерь мощности в элементе трубопровода (в клиновой задвижке) с учетом течения жидкости под клином и над клином задвижки. Методика позволяет определить потери энергии на перекачку жидкости разной плотности и вязкости при разном соотношении длины трубопровода и количества элементов арматуры, а также создать математический алгоритм управления задвижкой с учетом потерь мощности и тем самым в какой-то степени минимизировать потери мощности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique for calculating pressure and power losses in the pipeline element (wedge valve) considering liquid flow under and over a wedge gate has been developed. The technique allows determining power losses for transmission of different density and viscosity liquid at different ratio of pipeline length and armature elements amount. It allows developing as well the mathematical algorithm to control the pipe valve considering power losses and so minimizing to a certain degree the losses.

Текст научной работы на тему «Расчет гидромеханических характеристик задвижки магистрального трубопровода»

УДК 622.692.4.053: 621. 646.001.5

РАСЧЕТ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАДВИЖКИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА

Е.П. Богданов, С.В. Рикконен*

Томский политехнический университет *ООО «Система», г. Томск E-mail: epbogdanov@mail.ru

Разработана методика расчета потерь давления и потерь мощности в элементе трубопровода (в клиновой задвижке) с учетом течения жидкости под клином и над клином задвижки. Методика позволяет определить потери энергии на перекачку жидкости разной плотности и вязкости при разном соотношении длины трубопровода и количества элементов арматуры, а также создать математический алгоритм управления задвижкой с учетом потерь мощности и тем самым в какой-то степени минимизировать потери мощности.

Ключевые слова:

Задвижка, потери, мощность, трубопровод, алгоритм.

Key words:

Pipe valve, loses, power, pipeline, algorithm.

Нормальная эксплуатация трубопровода невозможна без арматуры - неотъемлемой части любого трубопровода. Трубопроводная арматура представляет собой устройство, предназначенное для управления потоками жидкостей, транспортируемых по трубопроводу.

В трубопроводных системах технологических и энергетических установок на долю местных гидравлических сопротивлений (потери на арматуре) может приходиться до 50 % от общего гидравлического сопротивления системы. В таких трубопроводах линейные части невелики и потери на трение линейной части и местные потери соизмеримы.

В магистральных нефтепроводах местные гидравлические сопротивления считают «грубо» -2 % от потерь напора на трение. Такая оценка потерь является приближенной и не может быть информативной базой для процесса минимизации потерь перекачки.

Целью данной статьи является разработка приближенной методики расчета потерь мощности и потерь давления в клиновой задвижке, которая позволила бы конкретизировать эти потери и тем самым дала бы возможность более точно проектировать систему трубопровода.

Местные гидравлические сопротивления в трубопроводе присутствуют во всех элементах конструкции - это разного рода изменения живого сечения или конфигурации потока (когда происходит резкое изменение величин и направлений его скоростей), т. е. расширение или сужение потока, повороты, препятствия в виде диафрагм, конфузо-ров, кранов, задвижек и т. д. Такие сопротивления характеризуются образованием водоворотных зон при обтекании данного рода препятствий. Это и является основным источником местных потерь энергии. В турбулентном режиме движения потери энергии пропорциональны квадрату скорости:

, =

^МЕСТ ^ о к ’

где | - безразмерный коэффициент, называемый коэффициентом местного сопротивления и определяемый опытным путем для каждого вида сопротивлений [1].

Для задвижки коэффициент местного сопротивления определяется также опытным путем и является функцией переменного диаметра трубопровода. С закрытием задвижки коэффициент местных гидравлических потерь резко возрастает, это ведет к увеличению гидравлических потерь непосредственно в задвижке (выделению энергии) в виде вихревых течений и кавитационного поля.

В публикации [2] представлены результаты экспериментальных исследований режима движения воды в трубопроводе, в ходе которых было установлено влияние сужения проходного сечения трубопровода на амплитудно-частотные характеристики гидроакустических шумов, возникающих при движении жидкости в трубе.

Воспользуемся данным экспериментом, чтобы рассчитать потери давления и мощности на клиновой задвижке по методике [3, 4]. Схема эксперимента представлена на рис. 1, расходная зависимость 2=/(0) показана на рис. 6.

Практически во всех трубопроводах для регулирования режимов широко используются клиновые задвижки, рис. 2.

Пути движения жидкости в клиновой задвижке представлены на рис. 3.

Анализ картины движения среды и разделения потока базируются на законе «неразрывности потока сплошной среды».

Для задвижки коэффициент местного сопротивления определяется обычно опытным путем и является функцией переменного диаметра трубопровода (рис. 4).

С закрытием задвижки коэффициент местных гидравлических потерь резко возрастает, это ведет к увеличению гидравлических потерь непосредственно в задвижке (выделению энергии) в виде вихревых течений и кавитационного поля.

Рис. 1. Физическая модель трубопровода для изучения гидромеханических сопротивлений задвижки. Плотность жидкости

р=1000 кг/М, динамическая вязкость жидкости /1=1-Ю~3Па-с. Насос БЦ-0,5-20 Ь = — ■ 100 % - переменный диа-

: Л

метр трубопровода в задвижке, в1 - диаметр проходного сечения трубопровода, С2 - диаметр открытия диафрагмы

Рис. 2. Клиновая задвижка: а) конструкция задвижки; б) характерные размеры задвижки

Ориентировочные геометрические параметры задвижки в зависимости от диаметра проходного сечения: й=0,012 м; !=1,25й; ЬПОС=(2/3)й;

ЯШс=(1/3№ Яш=(1/2)й; !нп=(1/5)й; Нш=(1/6) й;

НПЕР=^-НПОС-НПН.

Все местные потери энергии зависят от геометрических размеров проходных сечений каналов. Изменения площадей проходных сечений, в зависимости от степени открытия, представлены на рис. 5.

В зависимости от изменения площадей проходных сечений изменяются и расходы жидкости в каналах (рис. 6).

Проходное сечение задвижки:

Хшд=- ц ^4).

Расход жидкости в проходном сечении задвижки под клином задвижки £ШД и над клином задвижки 2над:

ІПОД

=е^, бнлд = а - а

51

ПОД •

Рис. 4. Проходное сечение задвижки

Рис. 5.

Скорость жидкости под клином задвижки:

бпод

V =■

'под

5

°под

Скорость жидкости в трубопроводе:

V =а

г ТРУБ 51 *

Как видно из рис. 3, в заслонке жидкость протекает по двум каналам - под клином задвижки и над клином задвижки.

Рис. 3. Картина движения жидкости по каналам в зоне клина задвижки, фнед " расход среды над клином задвижки; QПОД " расход среды под клином задвижки; Q - общий расход среды; Р— давление в канале над клином задвижки; С1, С2 - зоны сужения

Б,%

Рис. 6. Расход жидкости в системе в зависимости от степени открытия задвижки. <7ПОД - расход под клином задвижки, £>наД - расход над клином задвижки, Q=f(D) - расход жидкости в системе по источнику [2]

Расчет потерь давления под клином задвижки

Коэффициенты местных гидравлических потерь под клином задвижки при резком сужении и резком расширении канала вычисляется по формуле:

■ (, *^под ^ ( 51

■'С под

= 0,51 1 -

I1 - Я ), £р ™ =IХ„од -Ч

Суммарный коэффициент местных гидравлических под клином задвижки:

еЪ =£,

С под

р под •

-"под.

Зависимость коэффициента местных гидравлических потерь от открытия задвижки имеет максимальные значения при полном закрытии задвижки.

Силы сопротивления течению жидкости под клином задвижки:

Р =р —Ч V2 ■ Р =р ^ о |:/ -

■'с под ьспод ^ °под ПОД ’ -ГРПОД ч>под ^ ТРУБ •

Потери давления жидкости под клином задвижки в зоне сужения и зоне резкого расширения:

д%

Изменение площади каналов в зависимости от степени открытия задвижки. 5ПОД - площадь канала под клином (проходное сечение задвижки); 5С - площадь сечения канала над клином в зоне сужения С1; Б1 -площадь проходного сечения трубопровода

с под

С под

1 Р под

51

Потери давления под клином задвижки:

Из правила неразрывности потока жидкости считается, что потери давления под клином и над клином задвижки равны. Следовательно, расход жидкости над клином задвижки будет:

бнлд 5С р Риод •

Рис. 7. Коэффициент местных гидравлических потерь задвижки в зависимости от открытия

Зависимость коэффициента местных гидравлических потерь от открытия задвижки имеет максимальные значения при полном закрытии задвижки, рис. 7.

Расчет потерь давления над клином задвижки

Коэффициенты местных гидравлических потерь:

п/т 5И ^ (5Р1 Л2

Е„= 0,5 ^ ^ )^,1 =[ т- - 11 ;

е = 05 Г1 - ^С1^є =Г -^

Єс2 0,511 5р1 Г2 I 5Г 1

под

-"нлд

Сила сопротивления течению жидкости в зоне С1 (резкое сужение):

р (р5сЛЛ

Рс1 ^1 2 ^ •

Потери давления в зоне резкого сужения С1:

р - РС1 ''а с •

5С1

Потери мощности в зоне С1:

N = Р У

1УС1 1 сг С1*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичным образом рассчитываются скорости, потери давления и мощности в зонах Р1, С2, Р2.

Скорости жидкости в задвижке в зависимости от степени открытия имеют явно нелинейный характер, рис. 8.

Рис. 8. Скорости движения жидкости в задвижке: УПОД - скорость под клином задвижки; Vc1 - скорость в зоне сужения С1; VР1 - скорость жидкости в зоне резкого расширения Р1; Vp2 - скорость жидкости в зоне резкого расширения Р2

Потери давления над клином задвижки рассчитываются как сумма потерь давления в зонах С1, Р1, С2, Р2. Эти потери равны потерям давления под клином задвижки РПОД:

Р = Р =Р +Р +Р + Р

1 НАД 1 ПОД 1 С1 + С2 + Р2 + 1 Р1 •

Потери давления и мощности в остальной части состоят из потерь на трение, на повороты, на вход и выход жидкости из трубопровода.

Коэффициент сопротивления системы на трение:

0,3164

я=-

где Яе =

Осі р 6051м

коэффициент Рейнольдса.

Р = 2е 1 пов ^°пов

51р^

1 ТІ

51

р = ТР . е

. 1 тр ; спов

= 0,2;

51р^2

; р = Ртр .

. Рвх 51 ;

вых (1 3)

1. 513рКТ2

; Р =■

. вых =

2 ВЫХ 51

Потери давления в трубопроводе без потерь в задвижке будут складываться из потерь давления на трение, на повороты трубопровода, на потери входа-выхода:

Р =р +р +р +р

1 ТРУБ 1 ТР^ ВЫХ + ПОВ ВХ •

Суммарные потери давления всего трубопровода (рис. 9):

Р = р +р

1 ПОТ 1 ТРУБ 1 ПОД •

В зависимости от степени открытия задвижки потери давления в ней существенно уменьшаются и они практически не влияют на суммарные потери давления системы.

4

2

2

Общие потери мощности системы в ваттах:

-^под й

• р ■

под 1 под’

N = N + N + N + N '

’НАД '1ТС1 ’ Р1 ’ С2 + 1’ Р2 ■

N = Р N = Р

1\тр тр , -^>пов ± пов ,

60 60

N = Р ■ N = Р — ■

11 вх -1 вх гг. ■ ^’вых -1 вых ■

60 60

N = N + N

1т ЗАД 1'под +1'НАД•

За счет высоких скоростей жидкости над клином задвижки потери мощности в этой зоне выше, чем в зоне под клином. Потери давления над и под клином одинаковые, но потери мощности существенно отличаются, и это надо учитывать (рис. 10, 11):

N = -^под + -^НАД + -^тр + -^пов + -^вх + -^вых •

Рис. 9. Потери давления в системе: РПОД - под задвижкой; РТРУЬ - потери в системе на трение, повороты, потери на входе и выходе; РПОТ - общие потери давления в системе

Выводы

1. Разработана методика расчета потерь давления и потерь мощности в элементе трубопровода (в задвижке) с учетом течения жидкости под клином и над клином задвижки.

2. Максимальные потери давления и мощности на задвижке соответствуют 23 % открытия клина задвижки и определяются как 7...8 % (при данном соотношении длины трубы и количества задвижек) от потерь мощности и давления при 100 % открытии задвижки.

н

РР

20

40

60

АО 100

Рис. 10. Потери мощности в задвижке: NОД - под клином задвижки; ^дд - над клином задвижки; №АД - общие потери задвижки

РР

£

ИЮ

АП

40

20

//

АТ , //

// /У

[/ // Лгтр

А 1

20

40

КО

100

Я,%

Рис. 11. Потери мощности в трубопроводе в зависимости от открытия задвижки: №АД - потери на задвижке; N -потери на трение в трубе; N - потери суммарные в трубопроводе

3. При определении потерь мощности необходимо учитывать потери в зоне над клином задвижки, так как за счет высоких скоростей жидкости потери мощности в этой зоне выше, чем в зоне под клином.

4. Методика позволяет определить потери энергии на перекачку жидкости разной плотности и вязкости при разном соотношении длины трубопровода и количества элементов арматуры.

5. Данная методика позволяет создать математический алгоритм управления задвижкой с учетом потерь мощности и этим минимизировать потери мощности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Угинчус А.А. Гидравлика и гидравлические машины. - Харьков: ХГУ, 1970. - 396 с.

2. Пожитков А.П., Шлык Ю.К. Анализ влияния параметров системы «трубопровод-перекачивающая станция» на режим гидродинамического движения среды в трубопроводе (экспериментальные исследования) // Вестник Кибернетики. - 2006. -№ 5. - С. 47-53.

3. Антропов А.Т., Рикконен С.В. Гидромеханические характеристики регулирующей заслонки САР давления // ііесИ - журнал

интеллектуальных технологий. - 2009. - № 12. - С. 38-42.

4. Антропов А.Т., Рикконен С.В. Гидромеханические переходные процессы в системе «электропривод-регулирующая заслонка нефтепровода» // НееЬ - журнал интеллектуальных технологий. - 2009. - № 13. - С. 50-55.

Поступила 16.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.