Научная статья на тему 'РАСЧЕТ ФОНДА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА ПРИМЕРЕ МЧС РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ'

РАСЧЕТ ФОНДА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА ПРИМЕРЕ МЧС РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ФОНД РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / ИНСПЕКТОРСКИЙ СОСТАВ / ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОБЪЕКТА / STATE FIRE SAFETY SUPERVISION / WORKING TIME FUND / INSPECTORIAL STAFF / PLANNED INSPECTION OF THE FACILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ичмелян Артур Борисович, Делибалтян Тигран Андроникович

Рассмотрены основные проблемы, возникающие при выполнении инспекторами надзорных функций за соблюдением требований пожарной безопасности на территории Республики Абхазия. Проведено исследование проблем с использованием метода экспертной оценки; представлен расчет годового фонда рабочего времени инспекторского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ичмелян Артур Борисович, Делибалтян Тигран Андроникович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF THE WORKING TIME FUND OF THE STATE FIRE SUPERVISION BODIES OFFICIALS ON THE EXAMPLE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

The main problems that arise when inspectors perform supervisory functions for compliance with the fire safety requirements in the Abkhazia Republic territory are considered. The problems were investigated using the expert assessing method; the calculation of the inspectorial staff working time annual fund was presented.

Текст научной работы на тему «РАСЧЕТ ФОНДА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА ПРИМЕРЕ МЧС РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ»

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 4 (66) УДК 614.841.315

Расчет фонда рабочего времени должностных лиц органов государственного пожарного надзора на примере МЧС Республики Абхазия

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

А.Б. Ичмелян, Т.А. Делибалтян

Аннотация

Рассмотрены основные проблемы, возникающие при выполнении инспекторами надзорных функций за соблюдением требований пожарной безопасности на территории Республики Абхазия. Проведено исследование проблем с использованием метода экспертной оценки; представлен расчет годового фонда рабочего времени инспекторского состава.

Ключевые слова: государственный пожарный надзор; фонд рабочего времени; инспекторский состав; плановая проверка объекта.

Calculation of the Working Time Fund of the State Fire Supervision Bodies Officials on the Example of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Abkhazia

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

A. Ichmelyan, T. Delibaltyan

Abstract

The main problems that arise when inspectors perform supervisory functions for compliance with the fire safety requirements in the Abkhazia Republic territory are considered. The problems were investigated using the expert assessing method; the calculation of the inspectorial staff working time annual fund was presented.

Key words: state fire safety supervision; working time fund; inspectorial staff; planned inspection of the facility.

24.09.2020

Рассматривая деятельность органов государственного пожарного надзора Республики Абхазия, необходимо отметить, что свое начало она берет из организованной после окончания Отечественной войны народа Абхазии (1992-93 гг.) в начале 1995 года Государственной пожарной инспекции [1], а уже в 1996 году в целях укрепления пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в Республике Указом Президента была организована Государственная противопожарная служба при Кабинете Министров Республики Абхазия [2], которая

действовала в тот период в соответствии с Положением о государственном пожарном надзоре в СССР [4]. В 2001 году Указом Президента Республики было создано Управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Абхазия (УГПС МВД РА) [3].

Нормативной правовой основой деятельности органов государственного пожарного надзора (далее — ГПН) Республики Абхазия при осуществлении переданных им полномочий в настоящее время являются:

Положение о государственном пожарном надзоре в СССР, утвержденное постановлением Совмина СССР

от 26.12.1977 года № 1115 (с изменениями и дополнениями) [4];

Наставление по организации работы органов государственного пожарного надзора от 15 января 1987 года, действующее в настоящее время, устанавливающее порядок организации и исполнения должностными лицами органов государственного пожарного надзора государственной функции за соблюдением требований пожарной безопасности [5];

Положение о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Абхазия, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Абхазия от 18.09.2014 года № 76, определяет, что органами государственного пожарного надзора Республики Абхазия, осуществляющими надзор за выполнением установленных законодательством требований по пожарной безопасности, являются структурные подразделения центрального аппарата и территориальные подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Абхазия (далее — МЧС РА) [6].

Инженерно-инспекторский состав ГПН МЧС РА в настоящее время контролирует 5832 объекта, в том числе критически важные для национальной безопасности, а также особо опасные и объекты с массовым пребыванием людей. Ряд особо опасных объектов расположен по всей территории страны, практически все они не имеют ведомственной или объектовой пожарной охраны, что увеличивает нагрузку на должностных лиц ГПН.

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами Республики Абхазия по обеспечению пожарной безопасности надзор (проверка) объектов на предмет их соответствия нормам и правилам по обеспечению пожарной безопасности, а также контрольная проверка по исполнению выявленных нарушений норм и правил должны проводиться с периодичностью не менее одного раза в год [5, 7].

Помимо прямых функций, возлагаемых на инспекторов, следует учитывать и увеличение объема документооборота в органах ГПН,— появляются новые формы отчетов, совершенствуются действующие.

Кроме того, Уголовно-процессуальным кодексом Республики определено, что органами дознания являются и органы Государственной противопожарной службы. То есть, в систему ГПН входят и органы дознания. При этом из-за отсутствия в штатном расписании должности дознавателя дознание по произошедшим пожарам возложено на инженерно-инспекторский состав органов ГПН [8].

Ежегодно на территории Республики регистрируется около 900 сообщений о преступлениях и иных происшествиях, связанных с пожарами, в том числе и лесными. По этим пожарам органами ГПН МЧС РА проводятся доследственные проверки и дознание. На ГПН МЧС РА также возложено взаимодействие с правоохранительными органами при выезде следственно-оперативных групп на место происшествия для расследования уголовных дел и проведения проверок по фактам пожаров. Кроме того, одними из важнейших направлений в работе инспекторов в сфере обеспечения пожарной

безопасности являются: профилактика пожаров и чрезвычайных ситуаций, проведение объективного дознания по произошедшим пожарам. Также осуществляются: проверки противопожарного состояния объектов на вверенной территории; рассмотрение жалоб и обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции органов надзорной деятельности.

На протяжении всего периода деятельности в ряде подразделений МЧС РА происходит постоянное изменение численности персонала. Этот процесс касается и органов ГПН, что неизбежно приводит к изменению его организационной структуры управления.

В связи с этим возникла необходимость проведения анализа перечня приоритетных направлений работы подразделений ГПН с учетом затрат времени на проведение плановых проверок по надзору за соблюдением установленных законодательством Республики Абхазия требований пожарной безопасности и оптимизации штатного состава инженерно-инспекторского персонала.

Для оценки влияния изменения численности персонала на объем и структуру выполняемых обязательных видов работ предлагается исследовать количественный и качественный состав подразделений ГПН, а также узнать потенциально возможное время работы сотрудников путем расчета максимально возможного годового фонда рабочего времени инженерно-инспекторского состава.

Основные проблемы, которые в настоящее время присущи системе ГПН, представлены в виде причинно-следственной диаграммы и приведены на рис. 1.

Представленная на рис. 1 диаграмма показывает, что основными проблемами современной системы ГПН являются чрезмерная нагрузка на инженерно-инспекторский состав и недостатки в организационно-технической поддержке сотрудников, в том числе связанные с несовершенством программного обеспечения и дефицитом оргтехники, что ведет к увеличению затрат рабочего времени на обработку и оформление отчетности о выполненной работе и росту документооборота в целом. Кроме того, недостаток оперативных автомобилей также существенно осложняет выполнение сотрудниками ГПН поставленных перед ними задач.

В целом проблемы системы управления можно разделить на управленческие (организационные) и материальные (связанные с недостатком финансирования).

Кроме уже названных можно выделить также следующие проблемы:

отсутствие единого мнения по требуемому количеству штатных сотрудников;

необходимость повышения квалификации специалистов в условиях реформирования системы;

усложнение бумажных процедур, затягивание бюрократических решений.

Для решения выявленных проблем предлагается использовать методологию управления, включающую оценку потенциальных возможностей подразделений. Под «методикой управления» предлагается понимать работу субъекта управления (орган ГПН) по организации деятельности сотрудников для обеспечения ими требуемого уровня пожарной безопасности на территории Республики Абхазия [9].

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 4 (66) /91

Рис 1. Причинно-следственная диаграмма

На первом этапе необходимо рассчитать максимально возможный годовой фонд рабочего времени инженерно-инспекторского состава органов ГПН. На втором этапе — определить потенциальные возможности подразделений ГПН, а также оптимальный состав инженерно-инспекторского персонала для минимизации общего времени проверок поднадзорных объектов.

В соответствии с планом проверок пожарной безопасности на 2019 год для каждого подразделения ГПН были установлены объекты, подлежащие плановой проверке, что позволяет определить количество проверок, запланированных на отчетный период. Штатная численность должностных лиц органов ГПН с указанием стажа их работы приведена в табл. 1.

Фонд рабочего времени будем рассчитывать на год, выбрав для этого его максимально возможное значение.

Максимально возможный годовой фонд рабочего времени (далее — фонд рабочего времени) инспекторского состава определяем по следующей формуле:

Б — число праздничных дней в году (13);

С1 — продолжительность отпуска (инспектор до 3 лет стажа работы) в году, в рабочих днях (45);

С2 — продолжительность отпуска (инспектор до 5 лет стажа работы) в году, в рабочих днях (50);

С3—продолжительность отпуска (инспектор до 10 лет стажа работы) в году, в рабочих днях (55);

С4 — продолжительность отпуска (инспектор более 10 лет стажа работы) в году, в рабочих днях (60);

Д — продолжительность рабочего дня (8 часов);

Е — продолжительность предпраздничных дней в году (3);

К — сокращение длительности рабочего дня в праздничные дни (1 час);

З — коэффициент, учитывающий невыходы инспектора по болезни и другим причинам, предусмотренным трудовым законодательством, равный — 0,96.

Фонд рабочего времени (в часах) для инспектора, находящегося в должности до 3-х лет:

Т = ((365 - (А + Б + (С1 + С2 + С3 + С4)) х Д- (Е х К)) х 3, Т = ((365 - (105 + 13 + 45)) х 8 - (3 х 1)) х 0,96 = 1549 ч.

где:

Т — фонд рабочего времени в часах; 365 — число календарных дней в году; А — число выходных дней в году (105);

Фонд рабочего времени для инспектора, находящегося в должности до 5-ти лет:

Т = ((365 - (105 + 13 + 50)) х 8 - (3 х 1)) х 0,96 = 1511 ч.

Штатная численность должностных лиц органов ГПН

Таблица 1

№ Подразделение ГПН Всего, чел. Стаж работы сотрудника, лет

п/п от 1 до 3 от 3 до 5 от 5 до 10 более 10

1 Гагрский район 5 - - 1 4

2 Гудаутский район 3 - 2 1 -

3 г. Сухум и Сухумский район 6 - 2 2 2

4 Гулрыпшский район 1 1 - - -

5 Очамчирский район 3 - - 1 2

6 Ткварчалский район 3 - - 3 -

7 Галский район 3 - 1 - 2

8 Центральный аппарат 9 3 - - 6

Всего по штату 33 4 5 8 16

Фонд рабочего времени для инспектора, находящегося в должности до 10-ти лет:

Т = ((365 - (105 + 13 + 55)) х 8 - (3 х 1)) х 0,96 = 1472 ч.

Фонд рабочего времени для инспектора, находящегося в должности более 10-ти лет:

Т = ((365 - (105 + 13 + 60)) х 8 - (3 х 1)) х 0,96 = 1434 ч.

Для разработки оценочной модели выберем подразделение ОГПН по г. Сухуму и Сухумскому району, общая численность инспекторского состава в котором 6 человек, из них: инспекторы в должности до 5-ти лет — 2 человека; инспекторы в должности до 10-ти лет — 2 человека; инспекторы в должности более 10-ти лет — 2 человека. При этом суммарный фонд рабочего времени (в часах) подразделения:

Т. = 1511 х 2 + 1472 х 2 + 1434 х 2 = 8834 ч.

общ.

Фонд рабочего времени распределяется по приоритетным направлениям деятельности органов ГПН, а именно:

пожарно-технические обследования и проверки; нормативно-техническая работа; административно-правовая деятельность; проверки и дознание по делам о пожарах; учет пожаров;

информационное обеспечение, противопожарная пропаганда и обучение в области пожарной безопасности;

контроль за деятельностью органов управления и подразделений МЧС РА по осуществлению ГПН;

лицензирование деятельности по монтажу, наладке, техническому обслуживанию автоматизированных систем обнаружения и тушения пожаров;

рассмотрение заявлений организаций и граждан, являющихся соискателями лицензий либо лицензиатами о выдаче заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

проведение консультаций по исполнению государственной функции и вопросам, входящим в компетенцию органов ГПН;

взаимодействие со службами органов внутренних дел, другими правоохранительными и надзорными органами.

Показатели количества объектов и общей численности инспекторского состава органов ГПН по районам Республики Абхазия представлены на рис. 2.

Для окончательной оценки потенциальных возможностей инспекторского состава необходимы проведение дополнительных исследований и формирование фонда рабочего времени, максимально учитывающего все направления деятельности сотрудников ГПН.

Нами предлагается провести укрупненный расчет фонда рабочего времени и принять, что на плановые проверки у инспекторского состава уходит в среднем около третьей его части, то есть [10]:

Т = Т .

пл.пр. общ/3

> Количество инспекторов (десятках) Я Количество объектов (тыс)

^ ад #—Mm ц,

у у У У У У У

Рис. 2. Диаграмма показателей количества объектов и общей численности инспекторского состава органов

ГПН по районам Республики Абхазия

При этом фонд рабочего времени (в часах) на плановые проверки для инспектора, находящегося в должности:

до 3-х лет: Т , = 1549/3 = 517 ч;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пл.пр. 1 7

до 5-ти лет: Т „ = 1511/3 = 504 ч;

пл.пр.2 7

до 10-ти лет: Т , = 1472/3 = 491 ч;

пл.пр.3 7

более 10-ти лет: Т „ = 1434/3 = 478 ч.

пл.пр.4

Для решения поставленной задачи необходимо провести хронометраж рабочего времени проведения проверки объектов инспекторским составом с различным уровнем квалификации и опыта работы. При расчете времени проверки объектов особую значимость имеет временная оценка каждого объекта. Такая оценка должна учитывать время на подготовку к проверке, уведомление проверяемых, саму проверку, обработку результатов проверки.

В предлагаемой оценочной модели принято среднее время проверки, полученное методом экспертной оценки (путем интервьюирования экспертов). Принятое к расчету время используется только в качестве примера и требует уточнения с учетом специфики работы конкретного подразделения ГПН и сложности вверенных ему объектов надзора. Примерный перечень затрат рабочего времени на проведение проверок объектов надзора представлен в табл. 2.

Таблица 2

Примерный перечень минимальных затрат времени на работу сотрудников ГПН

№ п/п Наименование деятельности Затрачиваемое время, час.

1 Подготовка к обследованию объекта, включая: 3

2 анализ нормативных документов 2

3 анализ особенностей объекта 1

4 Проведение обследования объекта, включая: 5

5 обследование объекта 3

6 проведение совещаний по результатам обследования объекта 0,5

7 оформление результатов обследования объекта 1,5

Итак, с учетом полученных данных расчета фонда рабочего времени инспекторского состава, примерных затрат времени на проведение проверки объекта надзора рассчитаем количество возможного проведения проверок инспекторским составом подразделения ГПН.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 4 (66)

Для проведения таких расчетов необходимо фонд рабочего времени инспектора представить в виде возможного количества проверок объектов.

Для этого предлагается Тш - Тт пр 4 разделить сначала на минимальное время проверок объектов.

Например, для инспектора со стажем работы до 5-ти лет среднее количество проверок будет состоять из общего времени на все проверки и времени проверки одного объекта. Таким образом, получаем:

N , = Т , / Т . , = 504/8 = 63 проверки в год,

ср1 пл. пр. 1 Ш1Л1 А А

где: Тт гр>1 1 — фонд рабочего времени на плановые проверки для инспектора со стажем работы до 5-ти лет;

Тт1п1 — минимальное время проверки объектов.

Аналогичным образом рассчитываем количество проверок для остальных инспекторов.

Таким образом, получаем:

до 5-ти лет: N = Тт ^ 2 / Тт1п2 = 504/8 = 63 проверки в год; до 10-ти лет: N . = Т , / Т .. = 491/8 = 61 проверка

ср3 пл. пр. 3 тт3 А А

в год;

более 10-ти лет: N , = Т , / Т ., = 478/8 = 59 проверок

ср4 пл. пр. 4 тт4 А А

в год.

При этом суммарный фонд рабочего времени подразделения составляет:

N0^ = 63 х 2 + 61 х 2 + 59 х 2 = 366 проверок в год.

Для рассматриваемого примера можно сделать вывод, что силами инспекторского состава ОГПН по г. Сухуму и Сухумскому району в количестве 6-ти человек (с учетом ограничения по времени, отведенному на плановые проверки) исполнить поставленную задачу невозможно, так как при этом инспекторскому составу практически не останется времени на выполнение других обязательных функций.

Заключение

Система управления ГПН претерпевает определенные изменения. При этом количество объектов надзора постепенно увеличивается. Одним из путей обеспечения успешного и устойчивого функционирования системы ГПН является исследование оценки потенциальных возможностей подразделений для работы в современных условиях.

Из вышеизложенного можно заключить, что на начальном этапе возможно решать проблемы системы ГПН с позиции максимальной полезности, используя при этом доступную информацию на уровне принятия оперативных решений.

Для оценки управленческих решений необходимо в процессе выполнения задачи изменять количественный и качественный состав инспекторов, а также пересчитывать минимальное время проверки.

Сопоставление минимального времени проверок, выполняемых подразделениями ГПН с различными количеством и качеством инспекторского состава, позволит определить оптимальное количество таких проверок. При этом важно учесть, какую работу и какой трудоемкости не приняли во внимание. В данном случае предполагается действовать с позиции ограниченной рациональности и исходить из предпочтений руководителя подразделения, учитывая степень важности конкретных мероприятий по контролю и надзору.

Литература

1. Указ Президента Республики Абхазия «О создании Государственной пожарной инспекции» УП-4 от 31.01.1995.

2. Указ Президента Республики Абхазия «О создании Государственной противопожарной службы» УП-35 от 21.06.1996.

3. Указ Президента Республики Абхазия «Об организации Управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Абхазия» УП-41 от 18.06.2001.

4. Положение о государственном пожарном надзоре в СССР (с изм. и доп., внесенными постановлениями Совмина СССР от 28.01.1983 № 98 — СП СССР, 1983, № 6, ст. 28; от 19.03.1986 № 356 — СП СССР, 1986, № 13, ст. 85; от 29.08.1988 № 1058), [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_9517.htm

5. Наставление по организации работы органов Государственного пожарного надзора // Приказ МВД СССР от 15.01.1987 № 15.

6. Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от 18.09.2014 № 76 «Об утверждении «Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Абхазия» [Электронный ресурс] // Кабинет министров Республики Абхазия. URL: https://km-ra.info/documents/4184 (дата обращения: 2.09.2020).

7. Закон Республики Абхазия «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Том 25. От 06.12.2015 № 1183-С-ХМ

8. Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Абхазия (с изменениями от 26 октября 2009 г. № 2508-c-IV, 8 июля 2010 г. № 2644-с-Щ 15 июня 2011 г. № 2937-с-Щ 29 ноября 2012 г. № 3227-с^). Принят Народным Собранием — Парламентом Республики Абхазия 25 декабря 2007 года № 1947-с-М [Электронный ресурс] // Президент Республики Абхазия. URL: http://presidentofabkhazia.org/doc/codecs/ (дата обращения: 2.09.2020).

9. Новиков Д. А. Кибернетика: Навигатор. История кибернетики, современное состояние, перспективы развития: Учеб. пособ. М.: ЛЕНАНД, 2016. 160 с.

10. Бабич Б. В., Малинин С. В., Шубенкова Е. В. Нормирование труда: Учеб. для вузов. М.: Изд-во Экзамен, 2003. 464 с.

Сведения об авторах

Ичмелян Артур Борисович: МЧС Республики Абхазии, заместитель начальника Управления государственного пожарного надзора МЧС РА, подполковник. 384900, Сухум, Республика Абхазия, ул. Конфедератов,12. e-mail: aichmelyan@mail.ru

Делибалтян Тигран Андроникович: МЧС Республики Абхазии, Первый заместитель Министра, генерал-майор. 384900, Сухум, Республика Абхазия, ул. Конфедератов,12. e-mail: delibaltayn@mail.ru

Information about the authors

Ichmelyan Artur B.: Ministry of Emergency Situations of the Republic of Abkhazia, Deputy Head of the Department of State Fire Supervision of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Armenia (UGPN of the Ministry of Emergencies of the RA), Lieutenant Colonel.

12, Konfederatov st., Sukhum, 384900, Republic of Abkhazia. e-mail: aichmelyan@mail.ru

Delibaltyan Tigran A.: Ministry of Emergency Situations of the Republic of Abkhazia, First Deputy Minister, Major General. 12, Konfederatov st., Sukhum, 384900, Republic of Abkhazia. e-mail: delibaltayn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.