Научная статья на тему 'Расчет эксплуатационно-технологической оценки транспортных и погрузочных средств'

Расчет эксплуатационно-технологической оценки транспортных и погрузочных средств Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRANSPORT AND LOADING MEANS / OPERATIONAL AND TECHNOLOGICAL ASSESSMENT / OPERATIONAL AND TECHNOLOGICAL INDICATORS / TESTS / METHODS / PERFORMANCE / FUEL CONSUMPTION. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИСПЫТАНИЯ / МЕТОДЫ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / РАСХОД ТОПЛИВА

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Шебеда И.А., Попелова И.Г., Трубицын Н.В.

Представлены методы и компьютерная программа для определения эксплуатационно-технологической оценки транспортных и погрузочных средств по ГОСТ 24059-2017, расчет контрольного примера для транспортного средства Т-150К+ПС-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Шебеда И.А., Попелова И.Г., Трубицын Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF OPERATIONAL-TECHNOLOGICAL EVALUATION OF VEHICLES AND LOADERS

Methods and the computer program for determination of operational and technological assessment of vehicles and loading means according to GOST 24059-2017 are presented, calculation of the control example for the t150K+PS-12 vehicle is presented.

Текст научной работы на тему «Расчет эксплуатационно-технологической оценки транспортных и погрузочных средств»

Выводы.

С помощью беспилотных летательных аппаратов агрономы имеют возможность оперативно и относительно недорого получать данные о развитии растений от посева до уборки.

Тем не менее, следует помнить, что БПЛА -лишь инструмент, средство получения данных. Он не способен заменить агронома, но может существенно увеличить производительность его труда и обеспечить актуальной информацией о посевах.

Список использованной литературы

1 Дроны для контроля сельскохозяйственных угодий / Интернет ресурс / dronomania.ru/professionalnye/drony-dlya-kontrolya-selskoxozyaj stvennyx-ugodij -i-polej .html

2 И. М. Михайленко, И.М., Точное земледелие и животноводство - новейшие технологии производства сельскохозяйственной продукции на основе применения информационных технологий / И. М. Михайленко Беспилотная малая авиация в сельском хозяйстве // Агрофизика 2015 № 2

3 Шумилов Ю. В., Применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в технологии точного земледелия /Шумилов Ю. В., Данилов Р. Ю., Костенко И. А., Данилова А. В., Семочкин К. В., Пачкин А. А.// Молодой ученый. — 2015. — №9.2. — С. 146-147.

4 Прокофьев. Н., С высоты полета //Агробизнес №3 2016 С.108-111

5 Зеленин А.Н., О преподавании новых технологий в сельском хозяйстве с использованием БПЛА / Зеленин А.Н., Юсупов М.Л./ Педагогические науки. Современные методы преподавания Уральский государственный аграрный университет

6 Семков А., Беспилотники на страже урожая. Французский опыт / Семков А. // Белорусское сельское хозяйство №4 (156), апрель

7 Хорт, Д.О. Опыт и перспективы применения беспилотных летательных аппаратов в точном земледелии /Д.О. Хорт, к. с.-х. н., Г.И. Личман, д. т. н., Р.А. Филиппов, к. с.-х. н., (ВИМ); А.И. Беленков, д. с.-х. н. (РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)// "Нивы России" №5 (138) июнь 2016

8 Использование БПЛА при мониторинге состояния посевов высокостебельных культур: В.Н. Трубицын конструктор, М.А. Белик инженер 1 категории // Техника и оборудование для села № 32018. - С.30-32.

9 Беспилотная аэрофотосъемка для мониторинга сельскохозяйственных угодий: В.Н. Трубицын конструктор, М.А. Белик инженер 1 категории // Агроснабфорум февраль 2018. - С. 58-60.

10 Мониторинг посевов озимой пшеницы с применением БПЛА: В.Н. Трубицын конструктор, М.А. Белик инженер 1 категории // Агровестник Кубани № 11-2018. - С. 53-55.

CALCULATION OF OPERATIONAL-TECHNOLOGICAL EVALUATION OF _VEHICLES AND LOADERS_

Shebeda I.A.

For Novokubanskvk branch FGBNU "Rosinformagroteh " - KubNUTiM

software engineer Popelova I. G.

For Novokubanskvk branch FGBNU "Rosinformagroteh " - KubNUTiM

software engineer Trubitsin N. V.

For Novokubanskvk branch FGBNU "Rosinformagroteh " - KubNUTiM

Cand. tech. Science, Sector Manager DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2018.2.56.31-38

РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНЫХ И

ПОГРУЗОЧНЫХ СРЕДСТВ

И.А. Шебеда

Новокубанский филиал ФГБНУ «Росинформагротех» КубНИИТиМ

инженер-программист И.Г. Попелова

Новокубанский филиал ФГБНУ «Росинформагротех» КубНИИТиМ

инженер-программист Н.В. Трубицын

Новокубанский филиал ФГБНУ «Росинформагротех» КубНИИТиМ

канд. техн. наук, зав. сектором

ANNOTATION.

Methods and the computer program for determination of operational and technological assessment of vehicles and loading means according to GOST 24059-2017 are presented, calculation of the control example for the t-150K+PS-12 vehicle is presented.

АННОТАЦИЯ.

Представлены методы и компьютерная программа для определения эксплуатационно -технологической оценки транспортных и погрузочных средств по ГОСТ 24059-2017, расчет контрольного примера для транспортного средства Т-150К+ПС-12.

Keywords: transport and loading means, operational and technological assessment, operational and technological indicators, tests, methods, performance, fuel consumption.

Ключевые слова: транспортные и погрузочные средства, эксплуатационно-технологическая оценка, эксплуатационно-технологические показатели, испытания, методы, производительность, расход топлива.

Постановка проблемы.

Во исполнение «Программы разработки межгосударственных (ГОСТ) и международных (ИСО) стандартов на методы испытаний сельскохозяйственной техники на 2014-2020 гг.» утвержденной Департаментом научно-технологической политики и образования Минсельхоза России в Новокубанском филиале ФГБНУ «Росинформагротех» (Куб-НИИТиМ) проводится разработка межгосударственных стандартов, национальных стандартов (ГОСТ Р) и стандартов Ассоциации испытателей сельскохозяйственной техники (СТО АИСТ).

В 2017 году был разработан ГОСТ 24059-2017 «Техника сельскохозяйственная. Транспортные и погрузочные средства. Методы эксплуатационно -технологической оценки». Расчеты по алгоритмам стандарта вручную требуют много времени и усилий. Упростить процедуру расчета эксплуатационно-технологических показателей позволит использование компьютерной программы, которая сократит время и затраты труда на расчеты, обеспечит точность и достоверность при статистической обработке результатов испытаний и определении требуемых оценочных показателей, соблюдение единства алгоритмов расчетов.

Анализ последних исследований и публикаций.

По мере развития системы испытаний сельскохозяйственной техники развивалась и совершенствовалась эксплуатационно-технологическая оценка сельскохозяйственной техники.

Основой для разработки ГОСТ 24059-2017 «Техника сельскохозяйственная. Транспортные и погрузочные средства. Методы эксплуатационно-технологической оценки» стали ГОСТ 24059-88 «Методы эксплуатационно-технологической

оценки транспортных средств» и новый ГОСТ 24055-2016 «Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационно-технологической оценки». [1]

При разработке нового стандарта учтены изменения в метрологическом обеспечении методов испытаний, актуализированы нормативные ссылки, проведено согласование первых и окончательных

редакций с членами технического комитета ТК-284 (Тракторы и машины сельскохозяйственные) и заинтересованными организациями.

Цель разработки.

Создание программного обеспечения для определения показателей эксплуатационно-технологической оценки транспортных и погрузочных средств.

Основной материал.

Эксплуатационно-технологическую оценку опытных и серийных образцов транспортных средств проводят в сельскохозяйственной зоне на основных видах работ, составляющих не менее 70 % от всех видов работ, для которых они предназначены, согласно техническому заданию, техническим условиям и руководству по эксплуатации.

Эксплуатационно-технологическая оценка включает в себя проведение контрольных смен. На каждом виде работ проводят не менее трех контрольных смен, минимальная продолжительность каждой контрольной смены - 8 ч сменного времени.

Регистрацию всех элементов времени смены проводят методом сплошной хронографии или поэлементного хронометража. Данные хронометража регистрируют в наблюдательном листе.

По окончании проведения контрольной смены, данные хронометража, обрабатывают для определения суммарных и средних элементов времени, на основании которых определяются эксплуатационно-технологические показатели. Проведение этих работ вручную очень трудоемко и не оперативно. Наряду с разработкой новых стандартов, отделом математического и программного обеспечения разрабатываются компьютерные программы для обработки и анализа результатов испытаний сельскохозяйственной техники и технологий [2]. Примером такой программы является «ЭТО Транспортные и погрузочные средства». Основная задача данной программы - вычисление эксплуатационно-технологических показателей в соответствии с действующим стандартом. Вид главного окна программы приведен на рисунке 1.

При эксплуатационно-технологической

оценке транспортных и погрузочных средств исходной информацией по результатам ьтой контрольной смены являются [3]:

- производительность за 1 ч основного времени;

- производительность за 1 ч технологического и сменного времени;

- производительность за 1 ч эксплуатационного времени;

- удельный расход топлива за сменное время;

- число обслуживающего персонала;

- коэффициенты технологического обслуживания, надежности технологического процесса. использования технологического времени, использования сменного времени;

- скорость движения с грузом;

- скорость движения без груза;

- среднюю техническую скорость;

- коэффициент использования номинальной грузоподъемности.

Формулы для расчета основных показателей Производительность за 1 ч основного времени

, -й контрольной смены Кэ, , т/ч (т-км/ч), вычисляют по формуле:

Рисунок 1 - Вид главного окна программы

Производительность за 1 ч технологического

времени муле:

К

тех , т/ч (т-км/ч), вычисляют по фор-

К

К Кх

где

К

-тех - коэффициент использования технологического времени за период контрольных смен.

Производительность за 1 ч эксплуатационного времени Кж , т/ч (т-км/ч), вычисляют по формуле:

Кэк = + ^ - 1)-1 ,

К см К г где К г - коэффициент готовности;

К* - коэффициент использования сменного

времени за период контрольных смен

Удельный расход топлива за сменное время вычисляют по формулам:

- на единицу перевезенного груза в тоннах,

ЯтО , кг/т

К

ж = —

ГГ о , = Т

где

ф1,

К - объем работы за , -ю контрольную

1 - ,

Что = ~Е Чо,

Им '

смену, т (т-км );

Тф1 - фактическое основное время за , -ю контрольную смену, ч.

- на единицу объема работ в тонно-километрах, , кг/ т-км

1

Чт1 = - Е Чт,

п м '

Коэффициент технологического обслуживания за г -ю контрольную смену К23. вычис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ляют по формуле:

Т

н1.

К23 —

' Т + Т + т

1 „1 ~ 1 „оч ~ -I,

н1. н 23. н33. г г г

Т..

ляют по формуле:

Т

1 н1.

К41 — ■

г Т + Т

Т н1. + Т н41. гг

т

где ± н 41 - время устранения нарушения технологического процесса, приведенное к нормативной продолжительности смены за г -ю контрольную смену, ч.

Коэффициент использования технологического времени за г -ю контрольную смену Ктех.

вычисляют по формуле:

к_ —

т

н1;

т

где Тн.техг. - технологическое время за г -ю

контрольную смену, приведенное к нормативной продолжительности смены, ч.

где ^ н1. - основное время, приведенное к

нормативной продолжительности смены за г -ю контрольную смену, ч;

Т

Т н23 - время на погрузочно-разгрузочные

работы (погрузку, погрузку на ходу, переезды при погрузке, разгрузку, маневрирование), приведенное к нормативной продолжительности смены за г -ю контрольную смену, ч;

Т

Т н33 - время на проведения наладки и регулирования, приведенное к нормативной продолжительности смены за г -ю контрольную смену, ч. Коэффициент надежности технологического

процесса за г -ю контрольную смену К4\. вычис-

Коэффициент использования сменного времени за г -ю контрольную смену Ксм. вычисляют по формуле:

т

V _ _г_

см г — т '

н.см

где Тн.см - продолжительность нормативной смены ,ч.

Среднюю техническую скорость на каждом

виде транспортной работы , км/ч, вычисляют по формуле:

V

= у 2 Vc. г Vб.г г—1 ^.г + vб.г

где V, г - скорость транспортного средства с грузом, км/ч;

- скорость транспортного средства без

груза, км/ч;

П - число измерений скорости с грузом и без груза (не менее трех измерений).

Коэффициент использования номинальной

грузоподъемности Кном на каждом виде работ

вычисляют по формуле:

К

ЯП"

где в - объем работы за период наблюдения, т (т-км);

§ - номинальная грузоподъемность, т;

П - число поездок с грузом.

В главном окне программы необходимо ввести исходные данные для проведения расчета и сохранить их, нажав кнопку «Сохранить изменения». Для получения расчетных показателей на экран монитора или на принтер можно вывести следующие табличные формы:

- Сводные ЭТП;

- Сводный баланс времени;

- Расчет ЭТП по виду работы;

- Баланс времени по виду работы.

Пример таблицы «Сводный баланс времени» представлен на рисунке 2.

Сводный d' dнl Бремени смены при нормативной продолжительности [g] И"| Zoom |10(К 3

Баланс времени смены при нормативной продолжительности

Т-150К+ПС-12

Наименование элемента времени Значение элемента времени по видам работ

1 2 3

ч % ч % ч %

Основное время 2,36 35,75

Время на переезд от одного обслуживаемого агрегата к другому, Т21 0,206 3,58

Время на холостой переезд (без груза) от места разгрузки до места погрузки, Т22 2,145 26,81

Время на погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, погрузка на 0,85В 10,72

Время на взвешивание, оформление документов, взятие проб и др. Т24 0,850 10,72

Время на проведение ежесменного технического обслуживания (ЕЮ), заправку 0,4 5

Время на перевод в рабочее или транспортное положение, Т321 0 0

Время на проведение нападки и регулирования, ТЗЗ 0,143 1,79

Время агрегатирования транспортного средства с энергосредством, Т34 0,025 0,31

Время на устранение нарушения технологического процесса, Т41 0,172 2,15

Время на отдых,Т5 0,25 3,12

Итого: сменное время В 100

Pagei. HNII1 ИН|____

Рисунок 2 - Таблица «Сводный баланс времени»

В соответствии с разработанной программой «ЭТО Транспортные и погрузочные средства» были проведены расчёты по результатам наблюдательного листа агрегата Т-150К+ПС-12. Исходная

информация по результатам 1- той контрольной смены приведена в таблицах 1-4.

Таблица 1 - Исходная информация по результатам 1 - ой контрольной смены (наблюдательного листа) по

Т-150К+ПС-12

Наименование показателя Условное обозначение Значение показателя 1 -ой контрольной смены, ч

1 2 3

Фактическое основное время 1 -ой контрольной смены, ч: - время движения с грузом от места погрузки (окончания погрузки) до мест разгрузки - время на разбрасывание удобрений или др. по полю *) Т 16111 Т 1 6121 5

Время на переезд от одного обслуживаемого агрегата к другому Т21 0,5

Время на холостой переезд (без груза) от места разгрузки до места погрузки Т22 3,75

Время на погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, погрузка на ходу, переезды при погрузке, разгрузка, маневрирование) Т23 1,5

Время на взвешивание, оформление документов, взятие проб и др. Т24 1,5

Фактическое время на проведение наладки и регулирования 1 -й контрольной смены, ч; Т Т Ф33 0,25

Фактическое время устранения нарушения технологического процесса 1 -й контрольной смены; Т Т ф41/ 0,3

Номинальная грузоподъемность, т 12

Расстояние транспортирования груза, км 165 6

Масса перевезенного груза за 1 -ю контрольную смену, т о. 1 93,4

Расход топлива за время 1 -ой контрольной смены, кг о, 122,4

Число рейсов 15

Количество контрольных смен п 1

Количество обслуживающего персонала, чел. z 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*) Время движения с грузом от места погрузки (окончания погрузки) до мест разгрузки

Для погрузчиков периодического действия ложение перед новым отделением и захватом мате-включает время, затрачиваемое на отделение и за- риала. Для погрузчиков непрерывного действия к хвата материала, возврат погрузчика в исходное по- основному времени относят непосредственное

время погрузки.

Таблица 2 - Регламентированные внутрисменные элементы времени по Т-150К+ПС-12

Наименование показателя Условное обозначение Значение показателя

Время на ежесменное техническое обслуживание агрегата (машины и энергосредства), заправку топливом, ч; Т 0,4

Время перевода машины в рабочее и транспортное положение, ч; Т 1 32 -

Время агрегатирования сельскохозяйственной машины с энергосредством, ч; Т 1 34 0,25

Период (время) от агрегатирования до очередного агрегатирования, ч Пагр 10

Расстояние транспортирования груза, км 165 6

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (56), 2018_37

Таблица 3 - Нормативно-справочная информация по Т-150К+ПС-12_

Наименование показателя Условное обозначение Значение показателя

Продолжительность нормативной смены, ч Т н.см 8

Нормативное время на отдых во время смены, ч Т Т н5 0,25

Таблица 4 - Информация для заполнения результатов эксплуатационно-технологической оценки

Наименование показателя Значение показателя по

НД Данным испытаний по виду работ

Период проведения оценки Август 2009

Место проведения КубНИИТиМ

Культура Зеленая масса

Технологическая операция Транспортировка

Состав агрегата Т-150К+ПС-12

В результате проведённых расчётов получены следующие эксплуатационно-технологические показатели, приведенные в таблицах 5-6.

Таблица 5 - Эксплуатационно-технологические показатели по Т-150К+ПС-12

Наименование показателя Значение показателя по

НД данным испытаний по виду работ

1 2 3

Период проведения оценки август 2009

Место проведения КубНИИТиМ

Состав агрегата Т-150К+ПС-12

Вид работы Транспортировка

Вид и состояние груза

Производительность за 1 ч времени, т/ч, (т-км/ч):

- основного 18,68 (112,08)

- технологического 7,304 (43,823)

- сменного 6,669 (40,013)

- эксплуатационного

Удельный расход топлива, за сменное время, кг/т 0,043 (0,007)

(кг/т-км)

Эксплуатационно-технологические коэффициенты:

- технологического обслуживания 0,741

- надежности технологического процесса 0,943

- использования технологического времени 0,391

- использования сменного времени 0,357

Число обслуживающего персонала, чел. 1

Таблица 6 - Баланс времени смены при нормативной продолжительности

Наименование элемента времени Значение элемента времени

вид работы

1 2 3

ч % ч % ч %

Основное время Время на переезд от одного обслуживаемого агрегата к другому Время на холостой переезд (без 37РУза) от места разгрузки до места погрузки Время на погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, погрузка на ходу, переезды при погрузке, разгрузка, маневрирование) 2,86 0,286 2,145 0,858 35,75 3,58 26,8 10,72

Для проверки достоверности полученных результатов был составлен контрольный пример, учитывающий все возможные варианты исходных данных и просчитанный вручную с использованием формул из ГОСТ 24059.

Выводы.

Проверка показала, что программа «ЭТО Транспортные и погрузочные средства» обеспечивает достоверность и качество выполняемых вычислений, позволяет сократить использование ручного труда и избавиться от ошибок при обработке результатов испытаний.

Программа «ЭТО Транспортные и погрузочные средства», может быть применима при исследованиях и испытаниях сельскохозяйственной техники и технологий в МИС Минсельхоза России, аграрных ВУЗах, НИИ.

Список использованной литературы.

1. Проведение исследований и разработка нормативно-методических документов для испытаний современных агротехнологий и высокотехнологичных машин (во исполнение программы национальной стандартизации на 2017 г., утвержденной Приказом Росстандарта от 27.10.2019 №1634): отчет о НИР /Новокубанский филиал Росинформагротех (КубНИИТиМ); рук. В.Е. Таркивский, исполн. И.Г. Попелова, И.А. Шебеда [и др.]. - Новокубанск, 2017. - 4 с.

2. Программное обеспечение к стандартам на методы испытаний: науч. докл. / ФГБНУ «Росинформагротех»; исполн. И.А. Шебеда, И.Г. Попелова. пос. Правдинский, 2018. С. 187.

3. ГОСТ 24059 «Техника сельскохозяйственная. Транспортные и погрузочные средства. Методы эксплуатационно-технологической оценки» [Текст]. - Введ. 01.06.2019. - М.: Стандартинформ, 2019, IV, 28 с.

Время на взвешивание, оформление докумен-

тов, взятие проб и др. 0,858 10,72

Время на проведение ежесменного техниче-

ского обслуживания (ЕТО), заправку топливом 0,4 5

Время на перевод в рабочее или транспортное

положение 0 0

Время на проведение наладки и регулирования 0,143 1,79

Время агрегатирования транспортного сред-

ства с энергосредством 0,025 00,31

Время на устранение нарушения технологиче-

ского процесса 0,172 2,15

Время на отдых 0,25 3,12

Итого: сменное время 8 100 100 100

(7,997) (99,94)

ВЫБОР УСЛОВИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ, _ИНФИЦИРОВАННОЙ СОСУДИСТЫМ БАКТЕРИОЗОМ_

Путилина Людмила Николаевна

кандидат с/х наук, ВНИИСС, г. Воронеж Кульнева Надежда Григорьевна доктор техн. наук, профессор ВГУИТ, г. Воронеж DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2018.2.56.38-41

АННОТАЦИЯ

Целью исследований являлось определение условий химической обработки сахарной свеклы, пораженной сосудистым бактериозом, перед закладкой на хранение. Для подавления фитопатогенной микрофлоры в процессе хранения такого свекловичного сырья предлагается применять в качестве бактерицидного препарата бензойную кислоту. С использованием математических методов планирования эксперимента установлено, что обработка корнеплодов со слабо выраженными симптомами сосудистого бактериоза раствором бензойной кислоты концентрацией 0,1 % при расходе рабочего раствора 1,6 % к массе свеклы обеспечивает более высокую степень сохранности технологического качества сырья.

Ключевые слова: сахарная свекла, сосудистый бактериоз, бактерицидная обработка, хранение, технологическое качество.

ABSTRACT

Aim of the studies was to determine conditions of chemical treatment for sugar beet affected by vascular bacteriosis before storage. To suppress phytopathogenic microflora during the process of such beet row material storage, benzoic acid is suggested to use as a bactericide. Using mathematical methods of the experiment planning, it was revealed that treatment of beet roots slightly expressing vascular bacteriosis symptoms with benzoic acid solution (0.1 % concentration, consumption being 1.6 % of beet mass) provided more high degree of raw material quality safety.

Key words: sugar beet, vascular bacteriosis, bactericide treatment, storage, technological quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.