2016, том 18 [12]
УДК 371.33
РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
О.Х. Шаяхметов, А.Х. Казиев
ЧОУ ВО «Ставропольский институт непрерывного медицинского и фармацевтического образования» (СИНМФО) Ставрополь, Россия
Аннотация. В данной работе рассмотрены вопросы аналитического представления характеристик эффективности обучения выпускников медицинских высших учебных заведений. Проанализированы особенности количественной оценки эффективности обучения студентов-медиков с использованием наглядных учебных пособий. На основе системного подхода представлены математические модели различных сторон деятельности студентов-медиков в процессе обучения.
Ключевые слова: наглядные пособия, процесс обучения, оценка эффективности, показатель успеваемости, уровень подготовленности, корреляционные модели, уравнение регрессии.
За последнее десятилетие проблема проектирования и применения технических средств обучения стала одной из серьезных для медицинского образования. От того, насколько успешно и как быстро она будет решена, зависит качество, эффективность обученности и готовность выпускников медицинских вузов к выполнению различных задач в здравоохранении.
Согласно руководящим документам, студентов необходимо обучать только тому, что им необходимо в повседневной деятельности, применяя современные образцы медицинского оборудования и информационные системы. В свою очередь данный тезис предполагает обучение специалистов на образцах медицинского оборудования, макетах, стендах, персональных ЭВМ и т.д., что не всегда возможно выполнить в процессе обуче-
ния из-за нехватки ресурсов. В одном случае, технику нельзя вывести из основного процесса эксплуатации для обучения на ней в «пробном режиме». В другом, для каждого прототипа нет либо его макета, либо стенда предназначенного для эффективного процесса обучения работе на этом образце техники.
Опыт применения наглядных пособий свидетельствует о ряде его преимуществ по сравнению с имеющимися традиционными методами обучения. В силу этого принято считать, что наглядные пособия являются одними из наиболее перспективных средств обучения, расширяющих возможности, обеспечивающие более глубокое усвоение учебного материала. Однако для определения подлинной эффективности применения наглядного пособия в учебных целях при изуче-
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12
---g»c«o»9--
ниц конкретных дисциплин необходима объективная и всесторонняя оценка, как его достоинств, так и недостатков.
Подобная оценка может быть выполнена на основе реализации трех последовательных этапов. На первом предполагается получение системы математических выражений, устанавливающих взаимосвязь между характеристиками анализаторов человека и воспринимаемой им информацией; анализ основных характеристик человека и выбор основных показателей, от которых в существенной мере зависит эффективность функционирования наглядных пособий. На втором этапе осуществляется математическое описание реализуемых человеком процессов информационного поиска, переработки информации; разрабатывается обучающая процедура. Третий этап состоит в использовании полученных на предыдущих этапах математических выражений и моделей для непосредственной оценки эффективности работы студента в процессе обучения с использованием наглядных пособий.
Пока, к сожалению, нет работ, в которых бы целенаправленно с единых позиций рассматривалась проблема такой оценки с учетом всех перечисленных выше аспектов и в той методической последовательности, которая бы на математической основе позволила представить ее во всем многообразии как единое целое.
Данная работа направлена на то, чтобы восполнить указанный пробел и оказать помощь преподавателям медицинских вузов в выработке единого подхода к вопросам учета влияния наглядных пособий в процессе обучения.
Оценка эффективности применения наглядного пособия в процессе обучения является завершающей и одной из основных процедур, по результатам которой совершенствуются ее эксплуатационные и другие характеристики, повышается качество функционирования в различных условиях.
Рассмотрим некоторые результаты исследования эффективности применения наглядных пособий в курсе изучения специальных дисциплин. Исследования выполнены на основе анализа учебного процесса и показателей успеваемости студентов, которым этот курс читался с использованием наглядных пособий в течение 2013— 2016 годов.
Эффективность применения наглядных пособий определялась путем сопоставления результатов сессий учебных групп, для которых курс читался с применением наглядных пособий и традиционно (без них). При этом использовались два показателя: общий (количество студентов, сдавших экзамен и получивших положительную оценку) и качественный (количество студентов, сдавших экзамен с оценкой «хорошо» и «отлично»).
Исследование успеваемости студентов, слушавших курс специальных дисциплин с использованием наглядных пособий, показало, что наиболее существенно влияющими на уровень усвоения являются:
— уровень подготовленности,
— индивидуальные способности обучаемых,
— организация учебного процесса.
Оценка степени влияния указанных факторов
на показатели успеваемости в условиях обучения с использованием наглядных пособий и явилась предметом выполненных исследований.
В результате оценена сравнительная эффективность обучения с применением наглядных пособий; установлены корреляционные модели влияния уровня подготовленности студентов на их успеваемость и эффективные формы контроля учебного процесса.
В качестве объекта исследования были выбраны группы студентов 1—2-х курсов изучавшие специальные дисциплины на кафедре математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин СИНМФО, а особенно группы специализации: 121 и 231 учебные группы. В качестве контрольной группы принята 121 учебная группа, лекции для которой читались традиционным методом.
На основе данных об успеваемости студентов, а также экспериментальной и контрольной групп построены многофакторные уравнения регрессии [1]. В качестве функций в них приняты показатели успеваемости, а в качестве факторов-аргументов — показатели уровня обучения, скорость переработки информации в знание, уровень подготовленности к изучению курса. Уравнения имеют следующий вид:
— для обучения с применением наглядного пособия:
5
У =-1-12-Х-; (1)
1 + (2 - —)(1 + )е-0177 Хз
Х 12
~ 92 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Шаяхметов О.Х., Казиев А.Х. Расчет эффективности использования наглядных пособий...
----—
— для традиционного обучения:
__5_
1 +1,35(2 - —)(1 +)е-0101х3
(2)
х,
12
где у — средняя оценка успеваемости студентов по изучению специальных дисциплин; х\ — уровень обучения, х2 — средняя скорость переработки информации в знание, бит/с; х3 — сумма баллов экзаменационных оценок, полученных на предыдущей экзаменационной сессии по трем предметам специальной подготовки (уровень подготовленности студентов).
Адекватность полученных регрессионных моделей определялась соответствием между расчетными и фактическими значениями показателей успеваемости студентов при различных методах обучения. Для ее оценки использована расчетная величина средней ошибки аппроксимации, которая составила:
— для метода с использованием наглядного пособия — 4,8%;
— для традиционного — 5,5%.
Такая незначительность отклонений расчетных значений от фактических позволяет сделать вывод о хорошей сходимости полученных уравнений с фактическими данными. На основе этих уравнений рассчитаны уровни значимости, а именно:
— уровень обучения — 0,21,
— скорость переработки информации в знание — 0,24,
— уровень подготовленности студентов к изучению курса — 0,55.
Следовательно, наиболее существенное влияние на показатель успеваемости студентов оказывает уровень подготовленности. Исходя из этого, в дальнейшем в качестве критерия сравнительной эффективности принят показатель успеваемости, исчисленный как функция суммы баллов оценок полученных на предыдущей сессии. В результате получены уравнения, позволяющие оценить среднюю экзаменационную оценку студентов, которым курс специальных дисциплин читался с примене-
нием наглядного пособия и традиционным методом.
Уравнения имеют следующий вид: — при обучении с применением наглядного пособия:
5
У = ■
-0.177ж,
1 + 2,82e~
— при традиционном методе обучения: 5
У=
1 + 1,35e
-0.101*,
Сила связи полученных уравнений проверена на основе расчета коэффициента ранговой корреляции [2]. Подсчет показателя корреляции рангов дал высокий результат — 0,86 для метода обучения с использованием наглядного пособия и 0,82 для традиционного метода обучения, что позволяет принять в качестве критерия сравнительной эффективности показатель успеваемости студентов с одинаковой суммой баллов, полученных на предыдущей сессии.
Анализ моделей позволил сделать вывод о том, что эффективность метода обучения с применением наглядного пособия в сравнении с традиционным неодинакова для студентов различного уровня подготовленности. Так, при сумме баллов оценок на предыдущей сессии, равной 10, средняя экзаменационная оценка по курсу специальных дисциплин при обучении с использованием наглядного пособия составила 4,2 балла, при традиционном методе обучения — 3,8, у студентов с меньшей суммой баллов оценок по предыдущей сессии разность в экзаменационных оценках по курсу, читаемому с применением наглядного пособия и традиционно, снижается, а при сумме баллов менее 8 применение наглядного пособия не оказывает эффекта на успеваемость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кэндл М.А. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975.
2. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970.
~ 93 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12
---g»c«o»9--
CALCULATION OF EFFICIENCY
OF USE OF VISUAL AIDS IN TRAINING PROCESS
O.Kh. Shayakhmetov, A.Kh. Kaziyev
Private educational institution of the higher education
"Stavropol institute of continuous medical and pharmaceutical education"
Stavropol, Russia
Annotation. In this work questions of analytical submission of characteristics of learning efficiency of graduates of medical higher educational institutions are considered. Features of a quantitative efficiency evaluation of training of medical students with use of visual aids are analyzed. On the basis of system approach mathematical models of various aspects of activity of medical students in training process are provided.
Key words: visual aids, training process, efficiency evaluation, progress indicator, readiness level, correlation models, regression equation
REFERENCES
1. Kjendl M.A. Rangovye korreljacii. Moscow, Statistika, 1975 (in Russian).
2. Bespal'ko V.P. Programmirovannoe obuchenie. Didakticheskie osnovy. Moscow, Vysshaja shkola, 1970 (in Russian).