Научная статья на тему 'Расчет допусков калибра-пробки для контроля диаметров отверстий втулок промежуточного вала при ремонте двигателей ЗМЗ'

Расчет допусков калибра-пробки для контроля диаметров отверстий втулок промежуточного вала при ремонте двигателей ЗМЗ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
275
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Ключевые слова
исполнительные размеры калибра-пробки / калибр-пробка / контроль линейных размеров / предельные размеры калибра-пробки / проектирование средств контроля / промежуточный вал двигателя / ремонт машин / схема расположения полей допусков калибра-пробки / характеристики норм точности / эскиз калибра-пробки / executive dimensions of the gauge plug / gauge plug / control of linear dimensions / limit dimensions of the gauge plug / design of controls / intermediate shaft of the engine / repair of machines / layout of the tolerance fields of the gauge plug / characteristics of accuracy standards / sketch of the gauge plug

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Леонов Олег Альбертович, Шкаруба Нина Жоровна, Темасова Галина Николаевна, Вергазова Юлия Геннадьевна, Леонов Дмитрий Олегович

Введение. Данная статья содержит обоснование совершенствования контрольно-измерительных приборов, используемых при ремонте сельскохозяйственной техники во время входного контроля качества, производственного контроля и приемо-сдаточных испытаний. Повышение точности новых и отремонтированных деталей, которое диктует современное машиностроительное производство, приводит к необходимости использования новых средств измерений, при этом возможен рост затрат на контроль, а самое главное – необходимо обосновать вероятность появления потерь от погрешности средств измерений. Материалы и методы. Для условий среднесерийного ремонта двигателей ЗМЗ-40524.10 на ремонтных предприятиях, специализирующихся на автомобилях «Газель», рекомендовано разработать и спроектировать для поставщиков услуг по ремонту двигателей ЗМЗ калибровочную пробку, которая проверяет качество обработки такого размера шейки переднего подшипника промежуточного вала. Результаты. Конструкция калибра-пробки была разработана для ремонта и с целью проверки отверстий втулок подшипника промежуточного вала диаметром Ø 48,8F7 для двигателей ЗМЗ. Обсуждение. Был определен допуск на изготовление для проходной и непроходной стороны, который равен 4 мкм. Отклонение середины диапазона допусков по отношению к наименьшему предельному размеру измерительной пробки составило 3,5 мкм. Допустимый пробег изношенного датчика хода за пределами границы допустимого диапазона составлял 3 мкм. Также был определен допуск на изготовление для размера контрольного калибра и рассчитаны его предельные размеры. Заключение. С учетом полученных значений была разработана схема диапазона допусков на калибр-пробку для проверки отверстий втулок подшипника промежуточного вала диаметром Ø 48,8F7 и выполнен эскиз разработанного средства измерений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Леонов Олег Альбертович, Шкаруба Нина Жоровна, Темасова Галина Николаевна, Вергазова Юлия Геннадьевна, Леонов Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calculation of the tolerances of the gauge plug for monitoring the diameters of the holes of the intermediate shaft bushings during the repair of ZMZ engines

Introduction. This article contains a justification for improving the control and measuring devices used in the repair of agricultural machinery during input quality control, production control and acceptance tests. Increasing the accuracy of new and repaired parts, which is dictated by modern machine-building production, leads to the need to use new measuring instruments, while it is possible to increase the cost of control, and most importantly, it is necessary to justify the probability of losses from the error of measuring instruments. Materials and Methods. For the conditions of medium-scale repair of ZMZ-40524.10 engines at repair enterprises specializing in Gazelle cars, it is recommended to develop and design a calibration plug for suppliers of ZMZ engine repair services, which checks the quality of processing of such a size of the neck of the front bearing of the intermediate shaft. Results. The design of the caliber-plug was developed for the repair and for the purpose of checking the holes of the intermediate shaft bearing bushings with a diameter of Ø 48, 8F7 for ZMZ engines. Discussion. The manufacturing tolerance for the pass-through and non-pass-through sides was determined, which is equal to 4 microns. The deviation of the middle of the tolerance range in relation to the smallest limit size of the measuring plug was 3.5 microns. The permissible mileage of the worn-out travel sensor outside the limit of the permissible range was – 3 microns. The manufacturing tolerance for the size of the control caliber was also determined and its maximum dimensions were calculated. Conclusion. Taking into account the obtained values, a scheme of the tolerance range for the gauge plug was developed to check the holes of the intermediate shaft bearing bushings with a diameter of Ø 48,8F7 and a sketch of the developed measuring instrument was made.

Текст научной работы на тему «Расчет допусков калибра-пробки для контроля диаметров отверстий втулок промежуточного вала при ремонте двигателей ЗМЗ»

05.20.03 ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

05.20.03 УДК 658.562.44

DOI: 10.24412/2227-9407-2021-7-48-58

Расчет допусков калибра-пробки для контроля диаметров отверстий втулок промежуточного вала при ремонте двигателей ЗМЗ

О. А. Леонов, Н. Ж. Шкаруба, Г. Н. Темасова , Ю. Г. Вергазова, Д. О. Леонов

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва, Россия

'[email protected]

Аннотация

Введение. Данная статья содержит обоснование совершенствования контрольно-измерительных приборов, используемых при ремонте сельскохозяйственной техники во время входного контроля качества, производственного контроля и приемо-сдаточных испытаний. Повышение точности новых и отремонтированных деталей, которое диктует современное машиностроительное производство, приводит к необходимости использования новых средств измерений, при этом возможен рост затрат на контроль, а самое главное - необходимо обосновать вероятность появления потерь от погрешности средств измерений.

Материалы и методы. Для условий среднесерийного ремонта двигателей ЗМЗ-40524.10 на ремонтных предприятиях, специализирующихся на автомобилях «Газель», рекомендовано разработать и спроектировать для поставщиков услуг по ремонту двигателей ЗМЗ калибровочную пробку, которая проверяет качество обработки такого размера шейки переднего подшипника промежуточного вала.

Результаты. Конструкция калибра-пробки была разработана для ремонта и с целью проверки отверстий втулок подшипника промежуточного вала диаметром 0 48,8^7 для двигателей ЗМЗ.

Обсуждение. Был определен допуск на изготовление для проходной и непроходной стороны, который равен 4 мкм. Отклонение середины диапазона допусков по отношению к наименьшему предельному размеру измерительной пробки составило 3,5 мкм. Допустимый пробег изношенного датчика хода за пределами границы допустимого диапазона составлял 3 мкм. Также был определен допуск на изготовление для размера контрольного калибра и рассчитаны его предельные размеры.

Заключение. С учетом полученных значений была разработана схема диапазона допусков на калибр-пробку для проверки отверстий втулок подшипника промежуточного вала диаметром 0 48,8^7 и выполнен эскиз разработанного средства измерений.

Ключевые слова: исполнительные размеры калибра-пробки, калибр-пробка, контроль линейных размеров, предельные размеры калибра-пробки, проектирование средств контроля, промежуточный вал двигателя, ремонт машин, схема расположения полей допусков калибра-пробки, характеристики норм точности, эскиз калибра-пробки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Леонов О. А., Шкаруба Н. Ж., Темасова Г. Н., Вергазова Ю. Г., Леонов Д. О. Расчет допусков калибра-пробки для контроля диаметров отверстий втулок промежуточного вала при ремонте двигателей ЗМЗ // Вестник НГИЭИ. 2021. № 7 (122). С. 48-58. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-7-48-58

© Леонов О. А., Шкаруба Н. Ж., Темасова Г. Н., Вергазова Ю. Г., Леонов Д. О., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Calculation of the tolerances of the gauge plug for monitoring the diameters of the holes of the intermediate shaft bushings during the repair of ZMZ engines

O. A. Leonov, N. Zh. Shkaruba, G. N. Temasova , Yu. G. Vergazova, D. O. Leonov

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia

*[email protected]

Abstract

Introduction. This article contains a justification for improving the control and measuring devices used in the repair of agricultural machinery during input quality control, production control and acceptance tests. Increasing the accuracy of new and repaired parts, which is dictated by modern machine-building production, leads to the need to use new measuring instruments, while it is possible to increase the cost of control, and most importantly, it is necessary to justify the probability of losses from the error of measuring instruments.

Materials and Methods. For the conditions of medium-scale repair of ZMZ-40524.10 engines at repair enterprises specializing in Gazelle cars, it is recommended to develop and design a calibration plug for suppliers of ZMZ engine repair services, which checks the quality of processing of such a size of the neck of the front bearing of the intermediate shaft. Results. The design of the caliber-plug was developed for the repair and for the purpose of checking the holes of the intermediate shaft bearing bushings with a diameter of 0 48, 8F7 for ZMZ engines.

Discussion. The manufacturing tolerance for the pass-through and non-pass-through sides was determined, which is equal to 4 microns. The deviation of the middle of the tolerance range in relation to the smallest limit size of the measuring plug was 3.5 microns. The permissible mileage of the worn-out travel sensor outside the limit of the permissible range was - 3 microns. The manufacturing tolerance for the size of the control caliber was also determined and its maximum dimensions were calculated.

Conclusion. Taking into account the obtained values, a scheme of the tolerance range for the gauge plug was developed to check the holes of the intermediate shaft bearing bushings with a diameter of 0 48,8F7 and a sketch of the developed measuring instrument was made.

Keywords: executive dimensions of the gauge plug, gauge plug, control of linear dimensions, limit dimensions of the gauge plug, design of controls, intermediate shaft of the engine, repair of machines, layout of the tolerance fields of the gauge plug, characteristics of accuracy standards, sketch of the gauge plug.

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Leonov O. A., Shkaruba N. Zh., Temasova G. N., Vergazova Yu. G., Leonov D. O. Calculation of the tolerances of the gauge plug for monitoring the diameters of the holes of the intermediate shaft bushings during the repair of ZMZ engines // Bulletin NGIEI. 2021. № 7 (122). (In Russ.). P. 48-58. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-7-48-58

Введение

отказы, и сельскохозяйственная техника приходит в ремонт. Входной контроль при ремонте является важнейшей операцией, которая предполагает принятие или забракование деталей [11]. Качеством входного, производственного и приемочного контроля занимается метрологическая служба предприятия [12; 13]. Повышение точности новых и отремонтированных деталей, которое диктует современное машиностроительное производство, приводит к необходимости использования новых средств измерений, при этом возможен рост затрат на контроль [14], а самое главное - необходимо обосновать вероятность появления потерь от погрешности средств измерений [15; 16].

В агропромышленном комплексе России применяется большое количество специальной и универсальной техники: комбайны, тракторы, автомобили, различное навесное и прицепное оборудование и т. д. Ремонт сельскохозяйственной техники -достаточно трудоемкий и сложный технологический процесс [1; 2], в котором контроль занимает важнейшую роль. В процессе эксплуатации большинство соединений сельскохозяйственной техники подвержено износу, происходит увеличение зазоров [3; 4], изменяются натяги [5; 6], идет сложный процесс деградации в уплотнениях [7; 8]. Требуется все большая точность, которая формирует запас на износ, для уменьшения допусков при сборке применяются методы неполной взаимозаменяемости [9; 10]. При длительной эксплуатации начинаются

В агропромышленном комплексе России нашли широкое применение такие автомобили, как «Газель» и «Соболь». Это малотоннажный автомо-

биль для коммерческих и личных перевозок, выпускаемый концерном ГАЗ, который используют как крупные агропромышленные холдинги, так и мелкие фермерские хозяйства. По мере эксплуатации узлы и механизмы данного автомобиля изнашиваются. Одним из соединений, лимитирующим ресурс двигателя, устанавливаемого на данный автомобиль, является промежуточный вал, приводящий в действие масляный насос и распределительные валы. Здесь используются подшипники скольжения, надежность которых напрямую зависит от качества применяемых моторных масел, на которых экономят лица, эксплуатирующие данный автомобиль. Чаще всего в данные двигатели заливаются минеральные и полусинтетические масла, нарушаются сроки замены масел, что приводит к раннему отказу подшипников скольжения. Промежуточный вал двигателя ЗМЗ-40524.10 является слабым звеном в конструкции [17]. Данный вал приводит в действие масляный насос двигателя, также через него передается вращение на распределительные валы. Сам вал имеет в качестве опор не подшипники качения, а подшипники скольжения, что значительно уменьшает конструктивные размеры данной сборочной единицы. При определенных частотах вращения в подшипниках скольжения возникает масляный клин, отделяющий вал от отверстия и, таким образом, значительно повышается долговечность работы данного соединения, т. к. износ при реализации данных параметров минимален. Но в данной конструкции идут значительные радиальные нагрузки от сопрягаемых деталей (приводов), что приводит к равномерному износу поверхности вала и овализа-ции поверхности отверстия под действием радиальных нагрузок. В анализируемой сборочной единице две шейки вала, образующие соединения со втулка-

« „п- 0,016

ми, первая - 0 49 мм, она является самой

- 0,041

нагруженной, и вторая 0 22 - 0 013 мм, которая выполняет роль центрирующей опоры. Размер 49 не является стандартным, согласно правилам параметрической стандартизации нормальных линейных размеров, стандартными значениями являются 48 и 50 мм. В процессе ремонта поверхности вала 0 49 и 22 мм обрабатываются под ремонтный размер путем снятия слоя металла на минус 0,2 мм. Получаются размеры 0 48,8 , мм и 0 21,8 - 0 013 мм, в - 0,041 0,013

пределах которых должны находиться годные валы. Втулки изготавливаются заводом уже под данный

0,050 + 0,041

ремонтный размер 0 48,8 и 0 21,8 .

Вышеперечисленные особенности не позволяют использовать стандартный калибр-пробку для контроля размера отверстия ремонтной втулки, поэтому необходимо ее проектировать.

Материалы и методы

Для условий среднесерийного производства при ремонте двигателей ЗМЗ-40524.10 на предприятиях технического сервиса, специализирующихся на автомобилях «Газель», с целью снижения трудоемкости контроля [18], по сравнению с применением универсальных средств измерений, таких как индикаторные нутромеры, необходимо использовать калибр-пробку. Калибр-пробка по параметрам точности должна соответствовать требованиям действующего ГОСТ 24853-81 «Калибры гладкие для размеров до 500 мм. Допуски». Таким образом, при разработке конструкции и назначении допусков необходимо использовать существующую стандартную методику, но с учетом использования в исходных данных нестандартного номинального размера и бессистемной посадки, причем точность контролируемого параметра соответствует 7-му квалитету.

Проектирование калибра-пробки для контроля втулки промежуточного вала диаметром 0 48,8^7 мм осуществлялось с определения характеристик норм точности контролируемого размера согласно ГОСТ 25346-89. «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений», после чего согласно ГОСТ 24853-81 «Калибры гладкие для размеров до 500 мм. Допуски» проведены расчеты исполнительных и предельных размеров калибра-пробки.

Результаты исследований и их обсуждение

При ремонте двигателей ЗМЗ осуществляется шлифование шеек промежуточного вала под указанный ремонтный размер, при этом необходимо обеспечить качество контроля не только вала, но и втулок с целью получения годных соединений. Отверстие втулки передней опоры промежуточного вала двигателя ЗМЗ-40524.10, в случае применения ремонтного размера вала, должно иметь геометри-

«,оо+ 0,050 „ ческие параметры в виде 048,8 . Данные от-

клонения соответствуют условному обозначению F7 в единой системе допусков и посадок, хотя отклонения вала не являются стандартными, и сама посадка получается внесистемной.

С целью систематизации исходных данных определяем характеристики норм точности контролируемого размера и заносим эти данные в таблицу (табл. 1).

Таблица 1. Характеристики норм точности отверстий втулок 0 48,8F7 Table 1. Characteristics of precision standards for the bushing bores with 0 48.8F7

Параметр промежуточного вала / Intermediary shaft parameter

Условное обозначение / Reference designation

Значение / Value

+50 мкм = +0,050 мм +25 мкм = +0,025 мм

Верхнее предельное отклонение / Upper deviation ES / ES

Нижнее предельное отклонение / Lower deviation EI / EI

Наибольший предельный размер / Maximum limiting dimension Наименьший предельный размер / Minimum limiting dimension

Источник: составлено авторами на основании данных ГОСТ 25346-2013 (ISO 286-1:2010) «Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры».

Dmax = Dn + ES

Dmin = Dn + EI

48,8 + 0,050 = 48,850 мм

48,8 + 0,025 = 48,825 мм

Допуск на размер равен 25 мкм, что соответствует 7 квалитету точности согласно ГОСТ 25346-89 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений». Для IT7 квали-тета и интервала размеров от 30 до 50 мм по ГОСТ 24853-81 «Калибры гладкие для размеров до 500 мм. Допуски» определяем параметры проектирования размеров калибров, мкм: Z = 3,5 мкм = 0,0035 мм, а = 0, Y = 3 мкм = 0,003 мм,

Н = 4 мкм = 0,004 мм, Нр = 1,5 мкм = 0,0015 мм, где Z - отклонение середины поля допуска относительно наименьшего предельного размера; Y - допустимый выход изношенного проходного калибра за границу поля допуска; Н - допуск на изготовле-

ние рабочего калибра-пробки; Нр - допуск на изготовление контрольного калибра-скобы.

При формировании калибра-пробки такой точности следует обеспечивать четыре разряда после запятой в миллиметрах. А при проектировании контрольного калибра-скобы число разрядов может дойти до пяти. Контрольный калибр-скобу в таких случаях спроектировать можно, но наиболее рационально в таких случаях использовать высокоточные средства измерений линейных размеров в тяжелых стойках - оптиметры и микрокаторы.

Формулы и результаты промежуточных расчетов исполнительных и предельных размеров калибров представлены в таблице 2.

Таблица 2. Формулы и результаты промежуточных расчетов исполнительных и предельных размеров калибра-пробки и контрольного калибра-скобы

Table 2. Formulas and results of intermediate calculations of the required dimensions and limiting dimensions of the gauge plug

Размер / Dimensions Отклонения / Deviations

результат

Калибр / Gauge формула/ результат расчета, мм / формула расчета, мм /

formula calculation results, mm / formula calculation results, mm

Проходная сторона новая калибра-пробки / Go-side of the new gauge plug D + Z Dmin + Z 48,825 + 0,0035 = 48,8285 ±Н/2 ±0,002

Проходная сторона изношенная

калибра-пробки / Dmin - Y + a 48,825 - 0,003+0 = 47,822 - -

Go-side of the run-out gauge plug

Непроходная сторона калибра-пробки / No-go-side of the gauge plug Dmax a 48,850 - 0 = 48,850 ±Н/2 ±0,002

Проходная сторона контрольного

калибра-скобы / Go-side of the check D + Z Dmm 1 Z 48,825 + 0,0035 = 48,8285 ±Hp/2 ±0,00075

48,850 - 0 = 48,850

±Hp/2 ±0,00075

caliper gauge

Непроходная сторона контрольного калибра-скобы / No-go-side of the check Dmax - a

caliper gauge

Источник: составлено авторами на основании данных ГОСТ 21401 -75 «Калибры гладкие для размеров до 500 мм. Исполнительные размеры. Обозначение».

Конструктивные параметры максимальных размеров калибровочной пробки, предназначенной для контроля отверстий втулок подшипников про-

межуточного вала для ЗМЗ-40524.10, приведены в таблице 3.

Таблица 3. Предельные размеры калибра-пробки для контроля отверстий втулок опор промежуточного вала 0 48F7

Table 3. Limiting dimension of the gauge plug for inspection of bushing bores of the intermediary shaft bearing with 0 48F7

Расчетное

Наименование параметра калибра-пробки / Условное обозначение / значение, мм /

Gauge plug parameter Reference designation Calculated

value, mm

Наибольший размер проходной стороны / Maximum dimension of the go-side

ПРт

GOm

Наименьший размер проходной стороны / Minimum dimension of the go-side nPmin / Gomin

Наибольший размер непроходной стороны / Maximum dimension of the no-go-side НЕ / HEmax ' No-Gomax

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименьший размер непроходной стороны / Minimum dimension of the no-go-side НЕ / НЕ min / No-Go min

Предельный размер изношенной стороны / Limiting dimension of the run-out side ПРизн / G°worn

ПР

-Н max

/

Go eX G Oj^

НЕ

Н max

/

No-Goex, = No-G о +fn

D

max

■^тят.

+ Z + Нр/2 / . + Z + Нр/2

D

D

, + Z - Нр/2 /

Исполнительный размер проходной стороны / Required dimensions of the go-side Исполнительный размер непроходной стороны / Required dimensions of the no-go-side

Наибольший предельный размер контрольного проходного калибра-пробки / Maximum limiting dimension of the check go-caliper gauge

Наименьший предельный размер контрольного проходного калибра-пробки / Minimum limiting dimension of the check go-caliper gauge

Наибольший предельный размер контрольного непроходного калибра-пробки / Maximum limiting dimension of the check no-go-caliper gauge

Наименьший предельный размер контрольного непроходного калибра-пробки / Minimum limiting dimension of the check no-go-caliper gauge

Наибольший предельный размер контрольного калибра-пробки для контроля износа / Maximum limiting dimension of the check caliper gauge for run-out inspection

Наименьший предельный размер контрольного калибра-скобы для контроля износа / Minimum limiting dimension of the check caliper gauge for run-out inspection Источник: составлено авторами на основании данных ГОСТ 21401-75 «Калибры гладкие 500 мм. Исполнительные размеры. Обозначение».

max

f Hp /2 / + Нр /2

D

min ■mi

- Hp /2 /

n- Нр /2

Dmin - Y + a + Hp /2 /

Dmin - Y + a + Нр /2

Dmin - Y + a - Hp /2 /

D - Y -

-'-'min J-

a - Нр /2

48,8305 48,8265 48,8520 48,8480 48,8220 48,8305-0,004 48,8520-0,004

48,8300

48,8270

48,8515

48,8485

47,8235

47,8205 для размеров до

Схема расположения полей допусков для калибра-пробки, которая сформирована по результатам расчетов, представлена на рисунке 1. Эскиз ка-

либра-пробки для контроля размера отверстий втулок опор промежуточного вала 0 48,8F7 представлен на рисунке 2.

/

Рис. 1. Схема расположения полей допусков калибра-пробки для контроля отверстий втулок опор промежуточного вала 0 48,8F7 Fig. 1. Diagram of the tolerance fields of gauge plug for monitoring the holes of the bushings of the intermediate shaft supports 0 48,8F7 Источник: составлено авторами на основании результатов исследований и обсуждений

Рис. 2. Эскиз калибра-пробки для контроля отверстий втулок опор промежуточного вала 0 48,8F7 Fig. 2. Sketch of the gauge plug for monitoring the holes of the bushings of the intermediate shaft supports 0 48,8F7 Источник: составлено авторами на основании результатов исследований и обсуждений

0 48,8

Заключение

Выявлено, что отклонения втулки опоры промежуточного вала двигателя ЗМЗ 0 48,8 0,050 могут быть стандартизированы в виде 0 48,8F7, но посадка все равно не будет стандартной из-за использования нестандартных отклонений вала - 0,016

.

- 0,041

Из-за использования при ремонте двигателя ЗМЗ-40524.10 нестандартного размера диаметра отверстия втулки передней опоры промежуточного вала с позиции единой системы допусков и посадок и рядов нормальных линейных размеров невозможно использовать стандартный ряд калибров.

В связи с этим разработан проект калибра-пробки для условий ремонтного производства с целью контроля диаметра отверстий втулок опор промежуточного вала двигателей ЗМЗ-40524.10 при ремонте методом замены изношенных втулок на

втулки ремонтного размера с целью обеспечения

« „о о+ 0,050 ,- 0,016 посадки в соединении 0 48,8 / .

+ 0,025 - 0,041

Для гладкого калибра-пробки, используемого для контроля диаметра отверстий втулок опор промежуточного вала двигателя ЗМЗ-40524.10, определены:

- величина сдвига внутрь поля допуска калибра-пробки;

- граница наибольшего допустимого износа;

- допуск на изготовление рабочего калибра-пробки;

- допуск на изготовление контрольного калибра-скобы;

- наибольший и наименьший размеры проходной стороны калибра-пробки;

- наибольший и наименьший размеры непроходной стороны калибра-пробки;

- предельный размер изношенной стороны калибра-пробки;

- исполнительные размеры калибра-пробки;

- предельные размеры контрольного проход-

- предельный размер контрольного непроходного калибра.

ного калибра-скобы;

- предельный размер контрольного калибра

Построена схема расположения полей допусков калибра-пробки для контроля размера отверстий втулок опор промежуточного вала 0 48,8F7.

для контроля износа;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорохов А. С. и др. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса // Управление рисками в АПК. 2016. № 4. С. 46-57.

2. ЧеботарёвМ. И., Савин И. Г. Проблемы и перспективы развития технического сервиса АПК // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 97. С.564-592.

3. Козарез И. В., Дрикоз А. А., Купреенко О. А. и др. Система технического обслуживания и ремонта машин, как элемент технического сервиса // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 6 (76). С. 55-58.

4. Бондарева Г. И., Орлов Б. Н. Математическое моделирование процесса изменения годности рабочих элементов машин и оборудования // Техника и оборудование для села. 2012. № 8. С. 36-38.

5. Иванов В. П., Кастрюк А. П. Использование остаточной долговечности деталей ремонтного фонда с выбором технологического оборудования // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П. О. Сухого. № 1 (56). 2014. С. 3-12.

6. Li Qingya, Yang Libao, Zhao Weiguo. Design of Positioning Mechanism Fit Clearances Based on On-Orbit ReOrientation Accuracy // Applied sciences-basel. 2019. N. 9-21. P. 4712. DOI: 10.3390/app9214712.

7. Агеева Е. В. Повышение качества ремонта и восстановления деталей современных транспортных систем // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. № 4. 2011. С. 208-213.

8. Кравченко И. Н., Бондарева Г. И., Гладков В. Ю. и др. Исследование напряженно-деформированного состояния наплавленных покрытий деталей, восстановленных плазменными методами // Ремонт. Восстановление. Модернизация. 2011. № 6. С. 2-8.

9. Дорохов А. С., Катаев Ю. В., Краснящих К. А., Скороходов Д. М. Контроль качества запасных частей сельскохозяйственной техники автоматизированным измерительным устройством // Наука без границ. № 2 (19). 2018. С.44-50.

10. Сатаева Д. М., Павлова Л. В., Митькина О. В., Брехова А. А., Павлов Ю. С. Средства контроля качества деталей сложной геометрической формы: сравнительный анализ // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2019. № 2 (263). С. 29-34.

11. Голубев И. Г., Спицын И. А., Быков В. В. и др. Перспективы применения аддитивных технологий при ремонте сельскохозяйственной техники // Труды ГОСНИТИ. 2018. Т. 130. С. 214-219.

12. Бондаренко Е. В., Дрючин Д. А., Булатов С. В. Оценка целесообразности организации входного контроля качества запасных частей в условиях автотранспортного предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021. № 2. С. 71-78.

13. Бриш В. Н., Старостин А. В., Осипов Ю. Р. Применяемость статистических методов анализа и контроля качества продукции машиностроения на разных этапах производства // Фундаментальные исследования. 2016. № 12-4. С. 719-724.

14. Леонов О. А., Шкаруба Н. Ж., Вергазова Ю. Г. и др. Методы и средства контроля качества обработки гильз цилиндров на ремонтных машиностроительных предприятиях // Вестник машиностроения. 2020. № 6. С. 40-45. DOI: 10.36652/0042-4633-2020-6-40-45

15. Скороходов Д. М. Влияние факторов на точность контроля качества запасных частей сельскохозяйственной техники автоматизированным измерительным устройством // Агроинженерия. № 2 (84). 2018. С. 44-49.

16. Касимов С. А., Самойлова Е. М. Автоматизированная система интеллектуального мониторинга изготовления распределительных валов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. Т. 17. № 4. 2015. С. 151-161.

17. Бондарева Г. И., Орлов Б. Н., Евграфов В. А. Мониторинг сравнительных показателей наработки на отказ и их влияние на эффективность эксплуатации технологического оборудования // Символ науки. № 7-2.

2016. С.34-36.

18. Бондарева Г. И., Орлов Б. Н. Исследование этапа технического проекта на надёжность машин и оборудования // Символ науки. № 7-2. 2016. С. 32-34.

19. Сафаров Д. Т., Кондрашов А. Г. Методика улучшения качества изготовления деталей по комплексу показателей качества на примере сателлита дифференциала // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. № 3. 2021. С. 192-201.

20. Леонов О. А., Шкаруба Н. Ж., Темасова Г. Н., Вергазова Ю. Г. Методика оценки качества процессов предприятий технического сервиса // Компетентность. 2021. № 2. С. 32-38. DOI 10.24412/1993-8780-2021-232-38.

Дата поступления статьи в редакцию 11.05.2021, принята к публикации 14.06.02021.

Информация об авторах: ЛЕОНОВ ОЛЕГ АЛЬБЕРТОВИЧ,

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой

Адрес: Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, 127550,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

[email protected]

https://orcid.org/0000-0001-8469-8052

Spin-код: 9399-5650

ШКАРУБА НИНА ЖОРОВНА,

доктор технических наук, доцент, профессор

Адрес: Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, 127550,

Российская Федерация, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

E-mail: [email protected]

https://orcid.org/0000-0002-2770-8442

Spin-код: 4773-0700

ТЕМАСОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА,

кандидат экономических наук, доцент

Адрес: Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, 127550,

Российская Федерация, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

E-mail: [email protected]

https ://orcid.org/0000-0002-0555-2758

Spin-код: 8805-3016

ВЕРГАЗОВА ЮЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА,

кандидат технических наук, доцент

Адрес: Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, 127550,

Российская Федерация, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

E-mail: [email protected]

https://orcid.org/0000-0001-8469-8052

Spin-код: 1867-1420

ЛЕОНОВ ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ,

студент 3 курса

Адрес: Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, 127550, Российская Федерация, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49 E-mail: [email protected]

Заявленный вклад соавторов статьи: Леонов Олег Альбертович: научное руководство, общее руководство проектом, формулирование основной концепции исследования.

Шкаруба Нина Жоровна: проведение критического анализа материалов и формирование выводов, поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках, подготовка текста статьи, проведение анализа и подготовка первоначальных выводов.

Темасова Галина Николаевна: анализ полученных результатов, концепция и инициация исследования, критический анализ и доработка текста, сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста, написание окончательного варианта текста, верстка и форматирование работы.

Вергазова Юлия Геннадьевна: осуществление критического анализа и доработка текста, участие в обсуждении материалов статьи, анализ и дополнение текста статьи, развитие методологии, разработка исследовательского, визуализация / представление данных в тексте, сбор данных и доказательств.

Леонов Дмитрий Олегович: проведение экспериментов, подготовка литературного обзора, оформление таблиц с результатами исследования, оформление результатов исследования в графиках, перевод на английский язык.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Dorohov A. S. et al. Tekhnicheskij servis kak osnovnaya sostavlyayushchaya inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as the main component of engineering and technical support of the agro-industrial complex], Upravlenie riskami v APK [Risk management in the agro-industrial complex], 2016, No. 4, pp. 46-57.

2. Chebotaryov M. I., Savin I. G. Problemy i perspektivy razvitiya tekhnicheskogo servisa APK [Problems and prospects for the development of technical service of the agro-industrial complex y], Poli-tematicheskij setevoj el-ektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian Universit], 2014, No. 97, pp. 564-592.

3. Kozarez I. V., Drikoz A. A., Kupreenko O. A. et al. Sistema tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta ma-shin, kak element tekhnicheskogo servisa [The system of maintenance and repair of machines as an element of technical service], Vestnik Bryanskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii [Bulletin of the Bryansk State Agricultural Academy], 2019, No. 6 (76), pp. 55-58.

4. Bondareva G. I., Orlov B. N. Matematicheskoe modelirovanie processa izmeneniya godnosti rabochih ele-mentov mashin i oborudovaniya [Mathematical modeling of the process of changing the suitability of the working elements of machinery and equipment], Tekhnika i oborudovanie dlya sela [Technics and equipment for the village], 2012, No. 8, pp. 36-38.

5. Ivanov V. P., Kastryuk A. P. Ispol'zovanie ostatochnoj dolgovechnosti detalej remontnogo fonda s vyborom tekhnologicheskogo oborudovaniya [Using the residual durability of parts of the repair fund with the choice of technological equipment], Vestnik Gomel'skogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. P. O. Suhogo [Bulletin of the Gomel State Technical University named after P. O. Sukhoi], No. 1 (56), 2014, pp. 3-12.

6. Li Qingya, Yang Libao, Zhao Weiguo. Design of Positioning Mechanism Fit Clearances Based on On-Orbit Re-Orientation Accuracy, Applied sciences-basel, 2019, No. 9-21, pp. 4712, DOI: 10.3390/app9214712.

7. Ageeva E. V. Povyshenie kachestva remonta i vosstanovleniya detalej sovremennyh transportnyh sistem [Improving the quality of repair and restoration of parts of modern transport systems], Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Tekhnicheskie nauki [Bulletin of the Tula State University. Technical science], No. 4, 2011, pp. 208-213.

8. Kravchenko I. N., Bondareva G. I., Gladkov V. Yu. et al. Issledovanie napryazhenno-deformirovannogo sos-toyaniya naplavlennyh pokrytij detalej, vosstanovlennyh plazmennymi metodami [Investigation of the stress-strain state of deposited coatings of parts restored by plasma methods], Remont. Vosstanovlenie. Modernizaciya [Repairs. Recovery. Modernization], 2011, No. 6, pp. 2-8.

9. Dorohov A. S., Kataev Yu. V., Krasnyashchih K. A., Skorohodov D. M. Kontrol' kachestva zapasnyh chastej sel'skohozyajstvennoj tekhniki avtomatizirovannym izmeritel'nym ustrojstvom [Quality control of spare parts for agricultural machinery with an automated measuring device], Nauka bez granic [Science without borders], No. 2 (19), 2018, pp. 44-50.

10. Sataeva D. M., Pavlova L. V., Mit'kina O. V., Brekhova A. A., Pavlov Yu. S. Sredstva kontrolya kachestva detalej slozhnoj geometricheskoj formy: sravnitel'nyj analiz [Means of quality control of parts of complex geometric shapes: comparative analysis], Spravochnik. Inzhenernyj zhurnal s prilozheniem [Handbook. Engineering journal with annex], 2019, No. 2 (263), pp. 29-34.

11. Golubev I. G., Spicyn I. A., Bykov V. V. i dr. Perspektivy primeneniya additivnyh tekhnologij pri remonte sel'skohozyajstvennoj tekhniki [Prospects for the use of additive technologies in the repair of agricultural machinery], Trudy GOSNITI [Proceedings of GOSNITI], 2018, Vol. 130, pp. 214-219.

12. Bondarenko E. V., Dryuchin D. A., Bulatov S. V. Ocenka celesoobraznosti organizacii vhodnogo kon-trolya kachestva zapasnyh chastej v usloviyah avtotransportnogo predpriyatiya [Evaluation of the feasibility of organizing incoming quality control of spare parts in the conditions of a motor transport enterprise], Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovation. Investments], 2021, No. 2, pp. 71-78.

13. Brish V. N., Starostin A. V., Osipov Yu. R. Primenyaemost' statisticheskih metodov analiza i kontrolya kachestva produkcii mashinostroeniya na raznyh etapah proizvodstva [Applicability of statistical methods of analysis and quality control of engineering products at different stages of production], Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2016, No. 12-4, pp. 719-724.

14. Leonov O. A., Shkaruba N. Zh., Vergazova Yu. G. et al. Metody i sredstva kontrolya kachestva obrabotki gil'z cilindrov na remontnyh mashinostroitel'nyh predpriyatiyah [Methods and means of quality control of cylinder liner processing at repair machine-building enterprises], Vestnik mashinostroeniya [Bulletin of mechanical engineering], 2020, No. 6, pp. 40-45, DOI: 10.36652/0042-4633-2020-6-40-45

15. Skorohodov D. M. Vliyanie faktorov na tochnost' kontrolya kachestva zapasnyh chastej sel'skohozyaj-stvennoj tekhniki avtomatizirovannym izmeritel'nym ustrojstvom [Influence of factors on the accuracy of quality control of spare parts of agricultural machinery with an automated measuring device], Agroinzheneriya [Agroengineering], No. 2 (84), 2018, pp. 44-49.

16. Kasimov S. A., Samojlova E. M. Avtomatizirovannaya sistema intellektual'nogo monitoringa izgo-tovleniya raspredelitel'nyh valov [Automated system for intelligent monitoring of the manufacture of camshafts], Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Mashinostroenie, materialovedenie [Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Mechanical engineering, materials science], Vol. 17, No. 4, 2015, pp.151-161.

17. Bondareva G. I., Orlov B. N., Evgrafov V. A. Monitoring sravnitel'nyh pokazatelej narabotki na otkaz i ih vliyanie na effektivnost' ekspluatacii tekhnologicheskogo oborudovaniya [Monitoring of comparative indicators of MTBF and their impact on the efficiency of operation of technological equipment], Simvol nauki [Symbol of Science], No. 7-2, 2016, pp. 34-36.

18. Bondareva G. I., Orlov B. N. Issledovanie etapa tekhnicheskogo proekta na nadyozhnost' mashin i obo-rudovaniya [Study of the stage of a technical project for the reliability of machines and equipment], Simvol nauki [Symbol of Science], No. 7-2, 2016, pp. 32-34.

19. Safarov D. T., Kondrashov A. G. Metodika uluchsheniya kachestva izgotovleniya detalej po kompleksu pokazatelej kachestva na primere satellita differenciala [Methods for improving the quality of parts manufacturing by a set of quality indicators on the example of a differential satellite], Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Tekhnicheskie nauki [Bulletin of the Tula State University. Technical science], No. 3, 2021, pp. 192-201.

20. Leonov O. A., Shkaruba N. Zh., Temasova G. N., Vergazova Yu. G. Metodika ocenki kachestva processov predpriyatij tekhnicheskogo servisa [Methodology for assessing the quality of processes of technical service enterprises], Kompetentnost' [Competence], 2021, No. 2, pp. 32-38, DOI 10.24412/1993-8780-2021-2-32-38.

The article was submitted 11.05.2021, accept for publication 14.06.2021.

Information about the authors: LEONOV OLEG ALBERTOVICH, Dr. Sci. (Engineering), Professor, Head of the Department

Address: Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Timiryazevskaya, 49,

Moscow, 127550, Russia

E-mail: [email protected]

https://orcid.org/0000-0001-8469-8052

Spin-code: 9399-5650

SHKARUBA NINA ZHOROVNA,

Dr. Sci. (Engineering), Associate Professor, Professor

Address: Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Timiryazevskaya, 49,

Moscow, 127550, Russia

E-mail: [email protected]

https://orcid.org/0000-0002-2770-8442

Spin-code: 4773-0700

TEMASOVA GALINA NIKOLAEVNA,

Ph. D. (Economy), Associate Professor, Associate Professor

Address: Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy Moscow, 127550, Russia E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-0555-2758 Spin-code: 8805-3016

VERGAZOVA YULIA GENNADYEVNA,

Ph. D. (Engineering), Associate Professor

Address: Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy Moscow, 127550, Russia E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-8469-8052 Spin-code: 1867-1420 LEONOV DMITRIY OLEGOVICH,

3rd year student

Address: Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy Moscow, 127550, Russia E-mail: [email protected]

Contribution of the authors: Oleg A. Leonov: research supervision, managed the research project, developed the theoretical framework. Nina Zh. Shkaruba: critical analysis of materials; formulated conclusions, search for analytical materials in Russian and international sources, writing of the draft, analysis and preparation of the initial ideas.

Galina N. Temasova: analyzed data, developed the concept, initiated the research, critical analyzing and editing the text, collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text, writing the final text, made the layout and the formatting of the article.

Yulia G. Vergazova: critical analysis and revision of the text, participation in the discussion on topic of the article, analyzing and supplementing the text, methodology development, devising research tools, visualization / presentation of the data in the text, collecting data and evidence.

Dmitriy O. Leonov: implementation of experiments, reviewing the relevant literature, designed tables with results of the study, put results of the study in diagrams, translation in to English.

All authors have read and approved the final version of the manuscript.

, Timiryazevskaya, 49,

, Timiryazevskaya, 49,

, Timiryazevskaya, 49,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.