Научная статья на тему 'Расчет числа мобильных звеньев гарантийного обслуживания техники'

Расчет числа мобильных звеньев гарантийного обслуживания техники Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
142
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЯВКА / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ / ОТКАЗ / ПРОГРАММА / РАСЧЕТ / APPLICATION / CALCULATION / FAILURE / MATHEMATICAL APPARATUS / PROGRAM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ретивин Александр Григорьевич, Павлычев Кирилл Александрович, Пестряков Александр Игоревич

В настоящее время поставщики техники уделяют большое внимание техническому обслуживанию и ремонту техники, преимущественно на территории хозяйств, а значит, должны быть мобильные службы для этой работы. В статье представлена методика расчета оптимального количества выездных бригад для обслуживания техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ретивин Александр Григорьевич, Павлычев Кирилл Александрович, Пестряков Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF THE NUMBER OF MOBILE LINKS OF WARRANTY SERVICE EQUIPMENT

At the present time providers pay much attention to the maintenance and repair of the techniques, mainly in the household, and therefore mobile services for this job need to be organized. The article presents a methodology for calculating the optimal number of mobile teams to service the equipment.

Текст научной работы на тему «Расчет числа мобильных звеньев гарантийного обслуживания техники»

УДК 631.3

А. Г. РЕТИВИН, К. А. ПАВЛЫЧЕВ, А. И. ПЕСТРЯКОВ

РАСЧЕТ ЧИСЛА МОБИЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ

ГАРАНТИЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЕХНИКИ

Ключевые слова: заявка, математический аппарат, отказ, программа, расчет.

Аннотация. В настоящее время поставщики техники уделяют большое внимание техническому обслуживанию и ремонту техники, преимущественно на территории хозяйств, а значит, должны быть мобильные службы для этой работы. В статье представлена методика расчета оптимального количества выездных бригад для обслуживания техники.

В гарантийный период производитель берет на себя все работы, от которых зависит длительная безотказная эксплуатация изделия. Гарантийные обязательства - это обязательства изготовителя продукции (исполнителя услуг) перед потребителем гарантировать (обеспечивать) в течение установленного срока и (или) наработки соответствие качества поставляемой продукции (проводимых работ) установленным требованиям и безвозмездно устранять дефекты, выявленные в этот период, или заменять дефектную продукцию при соблюдении заказчиком или потребителем установленных требований к эксплуатации, включая использование, хранение, транспортирование, монтаж и ремонт продукции.

Гарантийный срок при этом понимают как интервал времени, в течение которого действуют гарантийные обязательства или наработка, до достижения которой действуют обязательства. Гарантийный срок эксплуатации (или наработка) машины устанавливается изготовителем в технических условиях на машину, стандарте. Гарантийные сроки и гарантийная наработка сельскохозяйственных тракторов составляет 12 месяцев при наработке 1 000 мото-ч. Изготовитель обязан возместить исполнителю в полном объеме расходы, понесенные в связи с устранением неисправностей машины. Убытки, причиненные потребителю в связи с отказом машины, подлежат возмещению изго-

© Ретивин А. Г., Павлычев К. А., Пестряков А. И., 2013

товителем. Поэтому изготовитель (поставщик, продавец) заинтересован в скорейшем устранении любого отказа техники, возникшего в гарантийный период. Для этого используются мобильные звенья гарантийной ремонтной службы поставщика (дилера фирмы-изготовителя). Следует учитывать, что увеличение числа таких звеньев снизит вероятность убытков от простоев отказавшей техники (штрафных санкций), но в то же время увеличит затраты дилера на содержание таких звеньев.

Гарантийная ремонтная служба выступает как типичная многоканальная система массового обслуживания, где поток требований составляют заявки на гарантийный ремонт, а обслуживающими аппаратами (приборами) являются мобильные звенья мастеров-наладчиков.

В качестве основных показателей работы системы предлагается вероятность того, что все аппараты свободны или заняты, математическое ожидание длины очереди, коэффициенты занятости и простоя приборов обслуживания [1, с. 320]. Функционирование системы рассматривается при условии поступления в нее пуассоновского потока требований. Время обслуживания каждого требования является случайной величиной, которая подчиняется показательному закону распределения.

Математический аппарат для таких систем представлен ниже [1, с. 132]:

1) интенсивность потока заявок (отказов)

я=N

ф

м

ч

где N - число заявок (отказов); Фм - фонд времени работы, ч;

2) интенсивность устранения отказов

_ 1 отк

_ ~ ’ ’

где Тср - общее среднее время устранения отказов, ч.

3) минимальное число обслуживающих приборов

1

п ■ _ —, округленное до целого числа,

тш п ’

4) вероятность того, что в момент наступления отказа все обслуживающие приборы свободны

1

Р0 _-

У Р +-Р-----------

0 к! п!(п - р)

1

где р = — ,

V

5) вероятность того, что в момент наступления отказа все обслуживающие приборы заняты

(п -1)! (п - р)

6) среднее время простоя трактора в ожидании устранения от-

каза

ож

п(п - р)

7) простой тракторов в ожидании устранения отказов за год Тт.„ _Л^т- Т„, ч,

где Тэ - эксплуатационный период для данной марки машины, ч.

В) среднее число обслуживающих приборов, простаивающих в ожидании заявки

9) стоимость простоя тракторов в ожидании устранения отказа

где СТ - стоимость простоя 1 часа, руб.

10) затраты на содержание обслуживающих приборов, ожидающих заявок

где Ф - годовой фонд времени, ч; Ср - средние часовые затраты по содержанию звена, руб.

По минимуму суммарных затрат определяется целесообразное число обслуживающих приборов на устранение отказов тракторов.

Для выполнения расчетов разработана компьютерная программа на языке программирования Visual Basic б.О. Программа содержит два раздела: расчет среднего времени в пути и непосредственно количества мобильных звеньев. Блок-схема программы представлена на рисунках l и 2.

С1 _ СТ~ТоЖ , РУб. За ^,

С2 _ B Ф Ср, руб. в год,

11) суммарные затраты

Ссум _ С1 + С2, РУб. в год.

Рисунок 1 - Блок-схема раздела расчета среднего времени в пути

После запуска программы в появившемся окне необходимо ввести исходные данные для расчетов:

N - количество заявок за месяц;

Фм - фонд времени работы;

Тср - общее среднее время выполнения заявки (устранения отказа);

N - максимальное число обслуживающих приборов, которое обычно принимается равным двух-, трехкратной величине расчетного минимального числа;

Тэ - эксплуатационный период для данной марки машины;

С - стоимость простоя одного часа;

Ф - действительный фонд времени рабочего периода;

Ср - средние часовые затраты.

Рисунок 2 - Блок-схема программы для расчета количества выездных бригад

Для расчета среднего времени в пути для выполнения одной заявки Тп, которое является составной частью общего времени выполнения заявки, можно воспользоваться специальным разделом программы, для чего необходимо запустить исполняемый файл time.exe. В открывшемся окне необходимо заполнить поля исходных данных для каждого хозяйства, где работают тракторы, находящиеся на гарантийном обслуживании :

- название хозяйства;

- количество машин, проданных в данное хозяйство;

- время в пути до данного хозяйства;

- примечание (можно оставить пустым).

Результаты расчетов рационального числа мобильных звеньев (выездных бригад), выполненные по материалам ЗАО «Нижегоро-дагроснаб» [2], представлены в таблице и на рис. 3.

Таблица 1- Результаты расчетов

Количество выездных бригад 1 2 3 4

Р 0,292 0,477 0,491 0,492

П 0,71 0,19 0,04 0,01

1ОЖ ,ч 22,95 1,39 0,16 0,03

Т ч 1ОЖ 1721 104 12 2

В 0,3 1,3 2,3 3,3

С1 ,руб 144564 8736 1008 168

С 2 ,руб 39060 169260 299460 429660

Ссум ,руб 183624 176652 300216 429828

Ссум, руб в год

4500(10

400000

350000

30000D

250000

200000

1?0Ш10

12 3 4 Количество

Ссум = тш выездных бригад

Рисунок 3 - Г рафик изменения суммарных затрат от количества выездных бригад

ЛИТЕРАТУРА

1. Новиков О. Л. Прикладные вопросы теории массового обслуживания. М.; Советское радио, 1969. 400 с.

2. Учетно-отчетные материалы ЗАО «Нижегородагроснаб» за 2011, 2012 гг.

CALCULATION OF THE NUMBER OF MOBILE LINKS of WARRANTY SERVICE EQUIPMENT

Keywords: application, calculation, failure, mathematical apparatus, program.

Annotation. At the present time providers pay much attention to the maintenance and repair of the techniques, mainly in the household, and therefore mobile services for this job need to be organized. The article presents a methodology for calculating the optimal number of mobile teams to service the equipment.

РЕТИВИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ - профессор кафедры надежности и ремонта машин, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Н.Новгород, (agretivin @yandex.ru).

RETIVIN ALEXANDER GRIGORIEVICH - professor of the chair of reliability and repair of machinery, Nizhny Novgorod State Agricultural Academy, Russia, Nizhny Novgorod, (agretivin @yandex.ru).

PAVLYCHEV KIRILL ALEKSANDROVICH - student, the Nizhny Novgorod State Agricultural Academy, Russia, Nizhny Novgorod, ([email protected]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПАВЛЫЧЕВ КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - студент, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Н.Новгород, ([email protected]).

ПЕСТРЯКОВ АЛЕКСАНДР ИГОРЕВИЧ - студент, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Н.Новгород.

PESTRYAKOV ALEXANDER IGOREVICH - student, the Nizhni Novgorod State Agricultural Academy, Russia, Nizhni Novgorod.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.