Азимут научных исследований: экономика и управление.
2023. Т. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762
ЛЁВИНА Евгения Павловна и другие РАСЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ...
УДК 339.543.46 |@ ® ® iBL0is\nLc""^
DOJ. J ( j 57145/27128482 2023 12 02 09 lfcá^^eiI^É(https://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)
РАСЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ТОВАРЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
© Автор(ы) 2023
ЛЁВИНА Евгения Павловна, начальник отдела документационного обеспечения, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела
Российская таможенная академия, Владивостокский филиал 690034, Россия, Владивосток, [email protected]
SPIN: 7400-7054 AuthorID: 1040062 SCIENCE INDEX: AAJ-2876-2021 ORCID: 0000-0002-2704-2601
РАЗУМОВА Юлия Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление» Владивостокский государственный университет 690014, Россия, Владивосток, [email protected]
SPIN: 2657-6089
AuthorID: 418427
ORCID ID: 0000-0003-1954-9979
Аннотация. Приоритеты развития Российской Федерации по достижению технологического суверенитета предполагают наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность хозяйствующих субъектов РФ, в том числе организаций сектора информационно-коммуникационных технологий. В условиях санкций актуальным является вопрос импортозамещения комплектующих для информационно-коммуникационной инфраструктуры современных стран, нацеленной на повышение эффективности государственных услуг по рационализации структуры импорта исследуемых товаров и создание благоприятных условий для развития отечественного производства. В данной работе автор обобщает результаты, полученные в ходе проведенного исследования связанного с расчетом бюджетных поступлений при регулировании ставок таможенных пошлин на товары информационно-коммуникационной инфраструктуры. На основе данных сервисов FiraPro и Audit.it проведён анализ видов деятельности таких компаний и определено отношение компаний-производителей ИКТ к организациям торгово-производственной сферы. Проведена верификация методики государственного регулирования стоимости таможенных услуг относительно пополнения доходов государственного бюджета. Для расчёта стоимостного эффекта от увеличения размера ставок ввозных таможенных пошлин использован подход возможной априорной оценки последствий изменения ставок единного таможенного тарифа (ЕТТ), предложенный А. Ю. Пак. Расчетный уровень ставок ввозной таможенной пошлины, предложенный автором, окажет существенное влияние на пополнение государственного бюджета, тем самым реализуя фискальную и защитную функцию ЕТТ ЕАЭС.
Ключевые слова: таможенная пошлина, технологический суверенитет, информационно-коммуникационная инфраструктура, организации торгово-производственной сферы, государственный бюджет.
CALCULATION OF BUDGET REVENUES IN THE REGULATION OF RATES OF CUSTOMS DUTIES FOR GOODS OF INFORMATION AND COMMUNICATIONS INFRASTRUCTURE
© The Author(s) 2023
LYOVINA Evgeniya Pavlovna, head of the department of documentation, senior researcher of the research department Russian Customs Academy, Vladivostok Branch 690034, Russia, Vladivostok, [email protected] RAZUMOVA Yulia Viktorovna, doctor of economics, professor of the department of economics and management Vladivostok State University 690014, Russia, Vladivostok, [email protected] Abstract. The priorities for the development of the Russian Federation, in order to achieve technological sovereignty, imply the existence of an information and communication infrastructure that ensures the activities of economic entities of the Russian Federation, including organizations in the information and communication technology sector. In the context of sanctions, the issue of import substitution of components for the information and communication infrastructure of modern countries, aimed at improving the efficiency of public services to rationalize the structure of imports of the studied goods and creating favorable conditions for the development of domestic production, is relevant. In this paper, the author summarizes the results obtained in the course of a study related to the calculation of budget revenues in the regulation of customs duty rates for goods of information and communication infrastructure. Based on the data of the FiraPro and Audit.it services, an analysis of the types of activities of such companies was carried out and the attitude of ICT manufacturers to organizations in the trade and production sector was determined. Verification of the method of state regulation of the cost of customs services in relation to the replenishment of state budget revenues was carried out. To calculate the cost effect from an increase in the rates of import customs duties, the approach of a possible a priori assessment of the consequences of a change in the rates of the single customs tariff (CCT) proposed by A. Yu. Pack. The estimated level of import customs duty rates proposed by the author will have a significant impact on the replenishment of the state budget, thereby realizing the fiscal and protective function of the EAEU CCT.
Keywords: customs duty, technological sovereignty, information and communication infrastructure, trade and production organizations, state budget.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Приоритеты развития Российской Федерации по достижению технологического суверенитета предполага-
ют наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность хозяйствующих субъектов РФ, в том числе организаций сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), осуществляющих деятельность в сфере телекоммуни-
LYOVINA Evgeniya Pavlovna and others CALCULATION OF BUDGET REVENUES ..
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2023. T. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762
каций, производства оборудования, оптово-розничной торговли, а также конкурентоспособного производства цифровых товаров и услуг. Наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры актуально во всех сферах жизнедеятельности человека, одинаково определяет работу предприятий как в промышленном секторе, так и в сфере услуг. Скорость интернета, качество связи, синхронизация бизнес-процессов в реальном и виртуальном пространствах трансформируют бизнес, во многом определяют производительность и эффективность деятельности. Инновационно-коммуникационная инфраструктура отдельной компании - это средства производства, основные фонды, наряду с недвижимым имуществом, оборудованием, передаточными устройствами. Поэтому, в условиях санкций актуальным является вопрос импортозамещения комплектующих для информационно-коммуникационной инфраструктуры современных стран, нацеленной на повышение эффективности государственных услуг по рационализации структуры импорта исследуемых товаров и создание благоприятных условий для развития отечественного производства. Одним из механизмов такого регулирования авторы статьи видят в регулировании ставок ввозных таможенных пошлин.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель статьи - определить отношение компаний-производителей ИКТ к организациям торгово-производственной сферы. Провести верификацию методики государственного регулирования стоимости таможенных услуг относительно пополнения доходов государственного бюджета.
В ходе работы проведено исследование тридцати девяти крупных российских компаний, осуществляющих свою деятельность в области информационно-коммуникационных технологий и тридцати девяти предприятий информационных технологий, учредителями которых являются иностранные компании. Используя сервисы FiraPro и Audit.it помимо сбора финансовых показателей проводили анализ видов деятельности по кодам ОКВЭД на предмет основного вида деятельности. Для расчёта стоимостного эффекта от увеличения размера ставок ввозных таможенных пошлин использован подход возможной априорной оценки последствий изменения ставок единного таможенного тарифа (ЕТТ), предложенный А. Ю. Пак [17]. Определено изменение бюджетных поступлений при увеличении ставок ввозных таможенных пошлин на исследуемые товары.
РЕЗУЛЬТАТЫ
На основе данных сервисов FiraPro и Audit.it проведён анализ видов деятельности таких компаний как: Акционерное общество лаборатория новых информационных технологий «Ланит», Акционерное общество «Софтлайн», Закрытое акционерное общество «Центр финансовых технологий», Акционерное общество «Ай-Теко», Общество с ограниченной ответственностью «Компьюлинк», Акционерное общество «Производственная фирма «Скб Контур», Акционерное общество научно-инженерное предприятие «Информзащита», Акционерное общество «Инлайн груп», Общество с ограниченной ответственностью «Арман», Общество с ограниченной ответственностью «ХАЙТЭК», Акционерное общество «Актив-СОФТ», Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение "ГАЛИЛЕОСКАЙ"».
Выявлено, что основными видами деятельности компании заявляют: деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая (62.09) [1; 4; 5], торговлю оптовую неспециализированную (46.90) [2; 9], разработку компьютерного программного обеспечения (62.01) [3; 6; 7], деятельность консультативную и работы в области компьютерных технологий (62.02) [8], деятельность агентов по оптовой торговле вычислительной техникой, телекоммуникационным оборудованием и прочим офисным
оборудованием (46.14.1) [10], производство прочего электрического оборудования (27.90) [12], производство средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации (26.20.4) [11].
Это говорит о том, что большая часть компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий, относится к торгово-производственным компаниям. Данный факт доказывают данные государственной таможенной статистики, где явно прослеживается, что даже если организация занимается производством готовой продукции, то комплектующие и материалы они импортируют через таможенную границу. Если основной вид деятельности - торговля, то товарные запасы, как правило формируются так же за счёт комплектующих импортного производства. Изложенные выше положения позволяют сделать вывод о том, что компании информационно-коммуникационных технологий - это организации, основной функцией которых является доведение товаров от производителя до потребителя, а это означает, что они представляют собой сферу обращения и формируют рынок информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации. Деятельность торгово-производственных организаций регулируется налоговым законодательством [13], законами об обязательном и добровольном страховании, законами о защите конкуренции и другими нормативно-правовыми актами. Основные принципы государственного регулирования товарного рынка, защиту прав потребителей и торгово-производственных организаций определяет Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 19.12.2022) [15]. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», торгово-производственные организации являются одним из видов юридических лиц [14]. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, торгово-производственные организации относятся к категории налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность по производству и/ или продаже товаров.
Опираясь на установленный факт, что организации информационно-коммуникационной инфраструктуры формируют рынок одноимённых товаров, имеют доминирующую долю импортной продукции, в исследовании проведён расчёт бюджетных поступлений при увеличении ставок ввозных таможенных пошлин на исследуемые товары.
За основу в расчётах принята формула:
ЛУ(Т0Т/)= УСТ,) - У(Т0) ' (1)
где, ¿У(Т()Т1) - изменение бюджетных поступлений при переходе действующего таможенного тарифа к тарифу:
''.Т к ,1. — поступления в бюджет при применении тарифа Т,.Т- соответственно.
Для оценки изменений бюджетных поступлений при увеличении ставок ввозных таможенных пошлин на товары ИКТ в качестве величин У (Т с), У ( Гк) применяем их ожидаемые значения. В качестве значения используем средневзвешенную ставку ввозной таможенной пошлины по товарной группе ТН ВЭД ЕАЭС. Произведение средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины на величину соответствующей стоимости отражает стоимостной эффект от изменения ставок ввозных таможенных пошлин.
На первом этапе рассчитаны поступления таможенных платежей в федеральный бюджет с учетом действующего таможенного тарифа. На втором этапе производен расчет бюджетных поступлений с учетом
Азимут научных исследований: экономика и управление.
2023. Т. 12. № 2(43) е-^Ы: 2712-8482; р-ЖЗЫ: 2309-1762
ЛЁВИНА Евгения Павловна и другие РАСЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ...
скорректированной ставки ввозной таможенной пошлины. Третий этап предполагает расчёт разницы между стоимостью бюджетных поступлений с учетом скорректированной ставки ввозной таможенной пошлины и стоимостью бюджетных поступлений при действующем уровне таможенного тарифа. Алгоритм расчета стоимостного эффекта от изменения ставок ввозных таможенных пошлин определим в три этапа (рисунок 1).
ГЭТАЩ
У
[ П'ЭТАЩ |
У(Т0) = £СТ0(П) х£тс + ТП(СТ0 + А + НДС)! где,СТ0 (П)--произведение-средневзвешенной-действующей- ставки- ввозной- таможенной-пошлины;!!
5] ТС--величина -таможенной -стоимости;!!
ТП---общая сумма таможенных-платежей;!!
СТО ---сбор -за таможенное -оформление;!!
А---акцпз-(прп-налнчпп);!!
НДС •- -сумма -налога -на -добавочную -стоимость.Ц
уСО = ^ ст, (п) х ^ тс + ТП(СТО + А + НДС)1 где,-% СТ¥ (П)- произведение-средневзвешенной-скорректированной- ставки- ввознон-таможенной-пошлины;!!
£ ТС--величина таможенной-стоимости;!) ТП---общая-сумма-таможенных-платежей;!] СТО-сбор-за таможенное-оформление;^ А---акциз (при -наличии);!! НДС - сумма -налога на -добавочную-стоимость.!!
ДУ = У(Т1)-У(То)1
>- -с
П1ЭТАЩ
Рисунок 1 - Алгоритм расчёта эффекта регулирования стоимости таможенных услуг (составлено автором)
Расчет эффекта государственного регулирования стоимости таможенных услуг в части пополнения доходной части государственного бюджета при применении скорректированного таможенного тарифа (произведём следующим образом (таблица 1)).
Таблица 1 - Эффект государственного регулирования стоимости таможенных услуг от увеличения ставок ввозных таможенных пошлин на товары ИКТ
Наименование товарной позиции
8517 «1 Аппараты телефонные, включая аппараты телефонЕ ие для сотовых сетей связи или других
беспроводных сетей связи; прочая аппаратура для передачи или приема голоса, изображении или других данных, включая аппаратуру хтя коммуникации в сети пров одной или беспроводной связи (например, в локальной или глобальной сети связи), кроме передающей или приемной аппаратуры товарной позиции 8443, 3525,8527 или 8523» [16]
Денствуюшнн Таможенная Скорректированный Сумма НДС 20% Соор за Стоимостной
уровень стоимость. размер ввозной ввознон таможенное аффект, тьзс. руб.
ставок таможенные тыс. долл. США таможенной таможенной подлежал: ан руб.
уплате участником ВЭД тыс. руб.
0 11460265.4! 5,8 54163571,05 197603648,88 30000,00 ¿4996285.27
Наименование товарной позиции
351Э «Микрофоны и подставки для них; громкоговорители, смонтированные или не смонтированные в
корпусах; нэу шники и теле! юны головные, обьед иненные или и е объедииенны с микрофоном, и комплекты,
состоящие из микрофона и одного или более громкоговорителей; электрически усилители звуковой частоты;
электрические звукоусилительные комплекты» [16]
Действующий Таможенная Скорректированный Сумма НДС, 20% Соор за Стоимостной
уровень стоимость. размер ввозной ввознон таможенное аффект, тьас. руо.
ставок тыс. долл. США таможенной таможенной о форм." ЗОЕ, руб.
таможенных подлежащей участником ВЭД тыс. ру€.
1,85 933123,85 5,5 4182020.74 16043752.29 30000,00 45Й220.44
Наименование товарной позншш
3536 «Аппар пураэлектрич еосая ия коммутации или зашиты электрических елей или для юдсоединении к
электрическш плавкие цепям или в предохраните.! электрических цепях и, гасители скачков например, выь ¡апряження, шт лючагели, переключатели, прерыватели, реле, «псельные вилки и розетки, патроны для
электроламп и прочие сое: для ваток шнители, соединительные коробки) на напряжение не более 1000 В; соединители он оптических, волоконно-оптических жгутов или кабелей» [16]
Действующий Таможенная Скоррекгнровчннми Сумма НДС 20% Сбор за Стоимостной
уровень ставок стоимость, тыс. допп. США размер ввознон таможенной ВЕОЗНОИ таможенной таможенное оформленна руб. аффект, тыс руб.
таможенных пошлин подлежащей уплате ЙГ"^ руб.
1540Й7ЙЛ £ 10043518.94 2*11*501.14 зоши.ои 451355.^52
Э525 « Аппаратура передают ая длярадиов; шания или тал евидения"
ДейстЕукжши 1 аможенная Скорректированный Сумма НДС, 20'/. Соор за Стоимостной
уровень стоимость. разыер ввозной ввознон таможенное эффект, тыс. руб.
ставок тыс. долл. таможенной таможенной оформление.
США руб.
таможенных подлежащей
пошлин уплате вэд™^. руб.
2,8 151433260 5,8 2720228.96 9924145.65 зииии,ои 1688417,98
Совокупный стоимостной эффект 7Ш0507.21
Источник: рассчитано автором Проведенный расчет позволяет утверждать, что действующий уровень таможенного обложения товаров ИКТ приводит к ежегодному недополучению в федеральный бюджет 71 млрд руб. Расчетный уровень ставок ввозной таможенной пошлины, предложенный автором, окажет существенное влияние на пополнение государственного бюджета, тем самым реализуя фискальную и защитную функцию ЕТТ ЕАЭС. Установление протекционистских ставок ввозных таможенных пошлин
активизирует политику импортозамещения, и экономической безопасности страны.
ВЫВОДЫ
В Российской Федерации нормативное регулирование отрасли ИКТ осуществляется в соответствии с Паспортом национальной Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16 [18]. В качестве задач и результатов определены: создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан государства путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами. В свою очередь, производство информационно-коммуникационных технологий на территории Российской Федерации ведётся торгово-производственными организациями. Проведённое исследование позволило сформулировать доказательства отношения компаний информационно-коммуникационной инфраструктуры к торгово-производственным организациям, сформулировать вывод о том, что данные компании формируют рынок соответствующей продукции на территории Российской Федерации. Выводы подкреплены подбором соответствующих нормативно-правовых актов. Также сделан вывод о том, что развитие соответствующих условий сбалансированного функционирования рынка является важной государственной функцией. В связи с этим предложена методика расчёта эффекта государственного регулирования стоимости таможенных услуг от увеличения ставок ввозных таможенных пошлин на товары информационно-коммуникационной инфраструктуры. Проведённая верификация методики позволила установить, что совокупный стоимостной эффект от повышения ставок ввозных таможенных пошлин составит 71 млрд руб., что определит защитную политику относительно отечественных производителей и дальнейшее импортозамещение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965-23-61650607 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ul-1027739031572-20230502054815.pdf
2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965-23-61617167 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ul-1027736009333-20230502055156.pdf
3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965-23-61651023 [Электронный ресурс] — Режим доступа: ul-1025403199689-20230502055532.pdf
4. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965-23-61617560 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ul-1027700031061-20230502055747.pdf
5. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965-23-61617560 и1-1087746803440-20230510073049.pdf
6. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965- 23-61618259 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ul-1026605606620-20230502061345.pdf
7. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965-23-61669468 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ul-1027739250318-20230502061750.pdf
8. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965-23-61618532 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ul-1027739357194-20230502062035.pdf
9. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965-23-61618532 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ul-1152543024149-20230510073733.pdf
10. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965-23-61670375 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ul-5137746105712-20230502062642.pdf
11. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965-23-61670558 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ul-1037700094541-20230502062814.pdf
12. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.05.2023 № ЮЭ9965-23-61670933 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ul-1115904013653-20230502063200.pdf
13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от
LYOVINA Evgeniya Pavlovna and others CALCULATION OF BUDGET REVENUES ...
31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС «КонсультантПлюс».
14. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
15. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-Ф3 (ред. от 19.12.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
16. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых решений совета Евразийской экономической комиссии: [решение: принято Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 14.12.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
17. Пак А.Ю. Развитие научно-методических положений по формированию таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли для обеспечения экономической безопасности государств — членов Таможенного союза: автореф. дис. ... канд. экон. наук /Пак Анна Юрьевна. —М., 2013. — 34 с.
18. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам; протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) //Правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// base.garant.ru/72190282.
19. Портал финансовой и бухгалтерской отчетности «Audit-it» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.audit-it.ru/ finanaliz.
20. Портал финансовой и бухгалтерской отчетности «FIRA PRO» [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.pro.fira.ru
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests
Received date: 20.05.2023 Revised date: 14.06.2023 Accepted date: 27.06.2023
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2023. T. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762