Научная статья на тему 'Рас-эль-Хайма: маленький эмират больших возможностей. Интервью с Генеральным директором департамента по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма г-ном Хайтамом Маттаром'

Рас-эль-Хайма: маленький эмират больших возможностей. Интервью с Генеральным директором департамента по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма г-ном Хайтамом Маттаром Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

На проходившем 21-24 сентября 2016 г. в Москве XXII Международном российском туристическом форуме «ОТДЫХ–2016» в группе зарубежных направлений имел широкое представительство Департамент по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма (ОАЭ). В рамках деловой программы Форума Генеральный директор Департамента г-н Хайтам Маттар 21 сентября провел открытый круглый стол на тему «Как предвидеть и удовлетворить меняющиеся потребности российских туристов», а 22 сентября – закрытый круглый стол на тему «Обеспечение безопасности российских туристов во время отдыха». Оба мероприятия были знаменательны тем, что вызвали к себе живой интерес со стороны гостей и участников форума. Но особенно интересен тот факт, что в условиях, когда российский туристский рынок все более ориентируется на внутренний туризм, руководство департамента по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма не опасается этой тенденции и широким фронтом заявляет о своей стране как перспективном, интересном и комфортном направлении для отдыха российских туристов. С чем связан такой оптимизм, на какой сегмент туристов строится расчет, почему российский рынок оценивается как перспективный для выездного туризма? С этими вопросами редакция журнала «Сервис в России и за рубежом» обратилась к г-ну Хайтаму Маттару. Представляем читателям результаты этого интересного и содержательного интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рас-эль-Хайма: маленький эмират больших возможностей. Интервью с Генеральным директором департамента по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма г-ном Хайтамом Маттаром»

АНАЛИТИКА,

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ

На полях Международного российского туристического форума «ОТДЫХ-2016»

Рас-эль-Хайма: маленький эмират больших возможностей

Интервью с Генеральным директором департамента по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма г-ном Хайтамом Маттаром

На проходившем 21-24 сентября 2016 г. в Москве XXII Международном российском туристическом форуме «ОТДЫХ-2016» в группе зарубежных направлений имел широкое представительство Департамент по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма (ОАЭ). В рамках деловой программы Форума Генеральный директор Департамента г-н Хайтам Маттар 21 сентября провел открытый круглый стол на тему «Как предвидеть и удовлетворить меняющиеся потребности российских туристов», а 22 сентября - закрытый круглый стол на тему «Обеспечение безопасности российских туристов во время отдыха». Оба мероприятия были знаменательны тем, что вызвали к себе живой интерес со стороны гостей и участников форума. Но особенно интересен тот факт, что в условиях, когда российский туристский рынок все более ориентируется на внутренний туризм, руководство департамента по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма не опасается этой тенденции и широким фронтом заявляет о своей стране как перспективном, интересном и комфортном направлении для отдыха российских туристов. С чем связан такой оптимизм, на какой сегмент туристов строится расчет, почему российский рынок оценивается как перспективный для выездного туризма? С этими вопросами редакция журнала «Сервис в России и за рубежом» обратилась к г-ну Хайтаму Маттару. Представляем читателям результаты этого интересного и содержательного интервью.

Уважаемый г-н Хайтам, Вы в России уже несколько дней. Как Вы оцените гостеприимность Москвы? Х.М.: Мне представляется, что Россия -это очень прекрасная страна. Я был также в Санкт Петербурге, оба города имеют элегантную историю и прекрасную, богатую архитектуру и, конечно же, очень давняя культура и история страны представлена этими города-

ми. Но Россия, к сожалению, и Москва в том числе, не использует в полном объеме всех имеющихся преимуществ, чтобы привлекать туристов. У вас есть прекрасные отели, у вас есть прекрасные рестораны, и качество еды отличное. Единственная проблема - люди, которые не говорят по-английски. И, к сожалению, у большинства ресторанов и многих отелей нет даже английской версии сайта и

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Т. 10, No. 7(68) 2016

очень сложно найти возможность регистрации, потому что все представлено только на русском языке. Особенно когда вы придете в продуктовый магазин, попытаетесь заняться шопингом (одежда, кстати, тоже у вас очень хорошая), но сотрудники центральных столичных магазинов тоже очень плохо говорят по-английски. Это главная проблема, над которой России стоит поработать, все остальное -прекрасно.

Спасибо большое за Ваше мнение! Действительно, есть, над чем задуматься. Тогда вот еще такой вопрос. Г-н Хайтам, Вы приехали на выставку «0тдых-2016» с целью презентовать туристские возможности эмирата Рас-эль-Хайма и уже провели два круглых стола по проблемам обеспечения безопасности российских туристов и возможностям предвидения их меняющихся потребностей. Поделитесь, пожалуйста, наиболее важными, на Ваш взгляд, маркетинговыми стратегиями продвижения Вашего эмирата на российском рынке.

Х.М.: Мы проводили статистические исследования, искали статистику в Яндексе. Результаты показывают, что онлайн-тревелинг, буккинг - это явления, прочно вошедшие в повседневную жизнь россиян, которые все более предпочитают самостоятельный выбор и заказ туристских услуг через Интернет. Это свидетельствует о том, что россияне уже приспособились комфортно искать что-то в глобальной сети. В особенности - бронировать отель или покупать билет на самолет. Этот тренд будет только расти, так как молодое поколение более активно в интернете, и в будущем им не понадобятся услуги агентов. Поэтому мы сейчас работаем совместно с нашими партнерами - с операторами Coral Travel, Натали Турс, Art-Tour, Space Travel, - и во многом это совместный маркетинг. Соответственно, проводим совместный маркетинг через их базы. И конечно же сейчас в России развива-

ется Ж§й:а!-маркетинг, а также маркетинг через социальные сети - как и везде в мире, социальные сети являются очень мощным инструментом для продвижения на туристском рынке.

Вы высказали очень интересную точку зрения. Вы считаете, что в ближайшем будущем работа в сфере туризма сведется непосредственно к разработке программ, турпродукта и его организации? И эта более высокая стадия развития отрасли приведет к тому, что труд человека - туристского агента - в данной сфере станет не нужен или сведется к минимуму? Х.М.: Для этого понадобится еще большая смена поколений. Сейчас в отрасли преобладает и ее услугами в большей массе пользуется поколение 1960-х. И эти люди данный момент предпочитают пользоваться услугами тревел-агентов. Но, когда произойдет смена поколений, произойдет этот переход - скачек, пока же, покуда преобладают поколения, выросшие без Интернета, особого технологического развития в данной сфере происходить не будет.

Г-н Хатам, эмират Рас-эль-Хайма входит в состав Объединенных Арабских Эмиратов, в которых, как известно, есть очень популярные и давно известные на российском рынке направления -Дубай, Абу-Даби, например. В чем туристские возможности эмирата Рас-эль-Хайма выигрывают, а в чем проигрывают этим популярным турнаправле-ниям? За счет чего Вы считаете возможным «переманить» часть турпо-тока в представляемый Вами эмират? Х.М.: Соответственно Дубай и Шаржа уже выработали себе устойчивую позицию на рынке туруслуг. Так, те, кто приезжает в Дубай, стремятся к роскоши, посещают бизнесцентры, небоскребы. А Абу-Даби специализи-

V и I <

руется на культурной составляющей. И глав-

СЕТЕВОЙ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

ное преимущество эмирата Рас-эль-Хайма в том, что он географически отличается от Дубая и Шаржа, то есть у нас есть другое преимущество. Мы запустили нашу стратегию в январе этого года с целью обустройства к посещению натуральных природных ландшафтов, всю природу, и вывести ее на туристический уровень. Рас-эль-Хайма сам по себе очень богатый природными объектами эмират, и его ландшафты очень разнообразны. У нас большие пространства пустынь; у нас самая высокая гора в ОАЭ - гора Джебель Джа-ис, высотой 1900 м. У нас есть 64 км совершенно нетронутых пляжей. И самое главное преимущество в том, что мы можем объединить все три компонента и они очень близко расположены друг с другом, что выводит нас на первое место по ландшафтному разнообразию в ОАЭ. Мы ориентируемся на три сегмента: на тех, кто хочет здорового отдыха; тех, кто хочет увидеть культуру; и тех, кто хочет приключений. Соответственно, искатели приключений могут понырять в море, полазать в горах, проехаться по сафари - и все это в течении одного уикенда. Для российского рынка наша цена соответствует качеству. Это главное преимущество. А особенно тем, кто уже побывал в Дубае, есть куда приехать в страну повторно.

Вы упомянули о комплексном турпро-дукте, который вы предлагаете. Хотелось бы узнать о ценовой категории - какова стоимость такого тура? Что вообще привлекает россиян в Рас-эль-Хайму?

Х.М.: Мы не можем, к сожалению, ответить на этот вопрос, потому что у нас тураген-ты и туроператоры занимаются этим вопросом. Мы - государственная структура, и мы не продаем собственно туры. Туризм в эмирате активно развивается. Все наши отели на берегу моря имеют минимум четыре звезды, имеются и пятизвездочные, но цена за пятизвездочный номер точно такая же, как за четырехзвездочный. Соответственно, для российских

семей нет разницы - остановиться в четырех-или пятизвездочном отеле. Мы также фиксируем прирост количества дней, которые российские туристы проводят у нас, в среднем -8 дней. Это происходит потому, что они едут в регион с хорошим соотношением «цена - качество». Россия - третий рынок въездного туризма для Рас-эль-Хаймы после Германии и Великобритании. В 2015 г. Россия была на 4 месте. После того мы потеряли 45% турпотока из России, но в этом году с января по август мы восстановили потерянные объемы, и даже наростили докризисные показатели на 4,2%. И Россия сейчас снова вернулась на 3-е место.

Ваша маркетинговая стратегия дает успех!

Х.М.: Да, и мы не намерены останавливаться на достигнутом!

А какова доля и место турпотока из Китая? Доля китайских туристов растет по всему миру. К вам приезжают туристы из Китая? Или из Восточной Азии?

Х.М.: Китай сейчас - также одно из направлений, на котором мы акцентируем свою маркетинговую стратегию. Соответственно, цифры турприбытий, конечно же, растут, но все равно цифра эта очень мала - всего лишь 5 тыс. китайских туристов вопреки 45 тыс. туристов из России. Медленный рост есть, конечно же, но все равно цифра эта слишком мала.

И последний вопрос. Россия сейчас сосредоточила максимальные усилия на привлечение в страну иностранных туристов. Возможно, в этом вопросе мы в чем-то можем быть конкурентами с вами. И, тем не менее, что бы Вы, основываясь на собственном опыте, могли бы посоветовать нашей стране в этой связи? Как России стать крупным и успешным центром мирового въездного турпотока?

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Т. 10, No. 7(68) 2016

Х.М.: По большему счету, многое было упомянуто в ответе на самый первый Ваш вопрос. Есть очень хороший продукт - Россия как дестинация, где есть все, и богатое культурное наследие, и все остальное. Единственное, что должно быть улучшено - это межличностная коммуникации. Необходимо уделять пристальное внимание изучению языков. Например, для потока туристов, который выезжает из ОАЭ с целью отдыха за рубежом, Россия могла бы быть очень привлекательной, потому что в России есть все - магазины, клубы, вечеринки, культура, но, так как имеется проблема языкового барьера, это может несколько оттолкнуть туристов, потому что никто не сможет общаться друг с другом. И мы считаем, что туризм для России может стать од-

ним из главных ресурсов экономического развития. Но сейчас, к сожалению, это не так. Я это говорю не голословно, а потому, что мне очень нравится Россия, я здесь бывал много раз, и очень хорошо отношусь к вашей стране. Это своеобразное скрытое сокровище.

Г-н Хайтам, мы постараемся работать над решением этой проблемы. Большое Вам спасибо за интервью. Мы надеемся, что когда-либо у нас появится возможность побывать в Рас-эль-Хайме.

Х.М.: И мы будем очень рады видеть Вас у нас! Спасибо, это была очень интересная встреча.

22 сентября 2016 г.

Интервью провели и записали:

Афанасьев О.Е., главный редактор, д-р геогр.н., проф.; Коновалова Е.Е., к-т экон.н., доц.; Кудрявцев Д.Ю., студ. III курса ИТиГ

СПРАВКА. Рас-эль-Хайма - один из семи эмиратов, составляющих федерацию Объединенных Арабских Эмиратов. Расположен на крайнем северо-востоке ОАЭ, граничит с Оманом. Берега эмирата омываются водами Персидского залива. Площадь - 1684 км2. Население - 263,2 тыс. чел. Столица - г. Рас-эль-Хайма. В городе множество торговых центров, и купить там можно практически все. В Аль-Хамранье на юго-востоке расположена туристическая зона Хаат, знаменитая своими лечебными минеральными водами, а также район Масафи. В Старой Рас-эль-Хайме интересны полуразрушенный форт, древняя мечеть из коралловых блоков в Джазират-аль-Хамра, Национальный музей в форте, форт Фалайя, а также старинные сторожевые башни на окраине города. Главные достопримечательности эмирата находятся за пределами столицы. Это, в первую очередь, самый большой старый город эмирата Дигдага, обширные водоёмы среди пальмовых рощ в Вади-Азима, гробницы железного века в Вади-Кавр, бывший центр торговли жемчугом Юльфар. В Рас-эль-Хайме с 2010 г. действует новый аквапарк Ice Land, который находится в 80 км к северу от Дубая и включает в себя парк развлечений для детей и взрослых, а также торговый центр. Среди событийных достопримечательностей эмирата - верблюжьи бега, соколиная охота и конные состязания, являющиеся национальными видами спорта в ОАЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.