ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО И МЕТОДИКА
© Михно, В.А., 2021 УДК 781.6
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-122-132
РАПСОДИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА И САКСОФОНА КЛОДА ДЕБЮССИ В РЕДАКЦИИ ВИНСЕНТА ДАВИДА
В.А. Михно1
1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 630099, Новосибирск, Российская Федерация
Аннотация. Рапсодия для оркестра и саксофона, заказанная Клоду Дебюсси американской саксофонисткой Элизой Холл, была представлена в виде эскиза партитуры издателю Жаку Дюрану в 1904 г. и завершена близким другом композитора Жаном Роже-Дюкасом в 1918 г. Незавершенность произведения, умеренное использование саксофона и техническая сложность фортепианной партии издания Дюрана стали причиной его непопулярности у исполнителей. Появившаяся в первой трети XX в. версия Эрнеста Ансерме с расширенной ролью саксофона получила противоречивые отзывы и критику, и в настоящее время оркестры чаще исполняют версию Роже-Дюкаса. В случаях исполнения Рапсодии с фортепиано, наоборот, популярностью пользуются переложения, в которых саксофону отводится большая роль в изложении музыкального материала. Они активно создаются, начиная с последней трети XX в. Материалом статьи стала редакция французского саксофониста Винсента Давида (издательство Editions Henry Lemoine, Париж, 2001). Приводятся сведения об истории создания Рапсодии Клодом Дебюсси, сравнительный анализ оркестровой партитуры и переложения для саксофона и фортепиано Жана Роже-Дюкаса издания Жака Дюрана, переложения для саксофона и фортепиано Винсента Давида. В результате анализа редакций выявляются способы работы, которые применяет Давид для увеличения роли саксофона в изложении музыкального материала.
Ключевые слова: рапсодия, редакция, переложение, саксофон. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Михно, В.А. Рапсодия для оркестра и саксофона Клода Дебюсси в редакции Винсента Давида // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 122-132. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-122-132.
THE RHAPSODY FOR ORCHESTRA AND SAXOPHONE BY CLAUDE DEBUSSY EDITED BY VINCENT DAVID
V.A. Mikhno1
1 Glinka Novosibirsk State Conservatoire, 630099, Novosibirsk, Russian Federation
Abstract. The Rhapsody for orchestra and saxophone commissioned by the American saxophonist Elise Hall to Claude Debussy was presented as a score's sketch to the publisher Jacques Durand in 1904 and was completed by Debussy's friend Jean Roger-Ducasse in 1918. The incompleteness of the piece, the moderate use of the saxophone and the technical complexity of the piano part of the Durand's edition became the reason for its unpopularity with performers. The version of Ernest Ansermet with an extended role of the saxophone which appeared in the first third of the 20th century received mixed reviews and criticism, and now orchestras are more likely perform the Roger-Ducasse's version. In cases of performing the Rhapsody with piano, transcriptions
in which the saxophone plays a large role in the presentation of musical material are popular. They have been actively created since the last third of the 20th century. The material of the article was an edition of the French saxophonist Vincent David (Editions Henry Lemoine, Paris, 2001). The article provides information about the history of the Rhapsody's creation, a comparative analysis of the orchestral score and arrangements for saxophone and piano by Jean Roger-Ducasse, the edition of Jacques Durand, arrangement for saxophone and piano by Vincent David. As a result of the analysis of the editions, the methods of work that David uses to increase the role of the saxophone in the presentation of musical material are revealed. Keywords: rhapsody, edition, arrangement, saxophone.
Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Mikhno,V.A. (2021), "The Rhapsody for orchestra and saxophone by Claude
Debussy edited by Vincent David", Journal of Musical Science, vol. 9, no. 2, pp. 122-132. DOI:
10.24412/2308-1031-2021-2-122-132.
Рапсодия для оркестра и саксофона создавалась К. Дебюсси в период с 1901 по 1908 гг. по заказу американской саксофонистки Элизы Холл (Seligson R., 1988, p. 1). Продолжительность написания исследователи объясняют отсутствием вдохновения у композитора (Крауклис Г., 1967, с. 4), а также недостаточным пониманием тембровых, выразительных и технических возможностей инструмента (Дебюсси К., 1986, с. 94).
Заказ на создание Фантазии для саксофона с оркестром (вместе с предоплатой) Дебюсси получает летом 1901 г. во время подготовки премьеры «Пеллеаса и Мелизанды» в Opéra-Comique. К августу 1903 г. оркестровый эскиз, фигурирующий в переписке Дебюсси под названием «Восточная рапсодия с саксофоном», был завершен. В январе 1904 г. он представил черновую партитуру под названием «Рапсодия» в издательство Жака Дюрана (Seligson R., 1988, p. 7) и более, по всей видимости, не возвращался к ее написанию. Уже после смерти композитора в марте 1918 г. его вторая жена Эмма поручила работу над рукописью близкому другу Дебюсси - Жану Роже-Дюкасу, опытному оркестратору и музыкальному редактору (Noyes J., 2007). С конца
апреля 1918 г. Роже-Дюкас работал над эскизом Дебюсси, выполнив редакцию для саксофона и фортепиано, а также полную оркестровую партитуру (Himbert C., 2013).
В 1919 г. Дюран издает партитуру и клавир Роже-Дюкаса под заглавием «Рапсодия для оркестра и саксофона» (без указания участия последнего). Первое исполнение произведения состоялось 14 мая 1919 г. в Париже концертным обществом под руководством Андре Капле в зале Гаво. Только после этого собственноручный эскиз Дебюсси был направлен Элизе Холл (Noyes J., 2007; Himbert C., 2013).
Альберт Бестелин, комментируя премьеру Рапсодии в Le courrier musicale, отмечает «богатство красок», сочетание «лучшего, что было написано его автором», а также характеризует ее как «оркестровую картину, в которой, главным образом, проявляется особый характер тембра основного инструмента», а не виртуозное письмо (Noyes J., 2007). Отсутствие виртуозности партии саксофона вместе с технической сложностью фортепианной партии издания Дюрана стали причиной его непопулярности у исполнителей. Начиная с первой трети XX в. появляются редакции,
в которых Рапсодия приближается к настоящей концертной пьесе. Так, в 1939 г. швейцарский дирижер Эрнест Ансерме по просьбе датского саксофониста Сигурда Рашера изменил оркестровку произведения для нью-йоркской премьеры, предоставив саксофону дополнительный материал, извлеченный из партий деревянных духовых инструментов. Редакция получила неоднозначные отклики и критику, и в настоящее время оркестры, как правило, исполняют версию Роже-Дюкаса.
В случаях исполнения Рапсодии с фортепиано, наоборот, чаще всего используются редакции, в которых саксофону отводится большая роль в исполнении музыкального материала. Такие редакции для саксофона и фортепиано активно создаются, начиная с последней трети XX в. Популярной среди исполнителей является версия французского саксофониста, композитора и дирижера Винсента Давида (издательство Editions Henry Lemoine, Париж, 2001), выявление особенностей которой стало целью данной статьи. Так, французский саксофонист, профессор Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца Клод Делангль (р. 1957) в 1999 г. записал версию Давида (диск «A Saxophone for Lady», партия фортепиано - Одиль Делангль).
Несмотря на активный интерес к Рапсодии исполнителей-саксофонистов, отечественных музыковедческих работ, посвященных ее исследованию, нет. Г. Крауклис отмечает, что зачастую она даже не фигурирует в общем списке сочинений (1967, с. 5). В монографиях Л. Кокоревой, Ю. Крейна, А. Альшванга Рапсодия указана в числе оркестровых произ-
ведений композитора (Альшванг А., 1935, с. 93; Крейн Ю., 1962, с. 107; Кокорева Л., 2010, с. 2421).
Ю. Кремлев отмечает ее заказной характер и незавершенность (1965, с. 483-484). Краткая информация о форме, музыкальном языке и истории создания содержится в монографии В. Иванова «Школа игры на саксофоне». Рапсодия Дебюсси, отмечает автор, представляет собой одночастное произведение, композиция которого основана на сочетании двух разнохарактерных разделов - медленного (Très modéré) и быстрого (Allegretto scherzando) в духе «Венгерских рапсодий» Ф. Листа (Иванов В., 1990, с. 36). Дебюсси свободно трактует строение обоих разделов: первый имеет черты концентрической формы, второй близок сонатной форме со вступлением. Изданные на русском языке в 1986 г. избранные письма композитора содержит лишь упоминания о состоянии ее готовности. Более подробный экскурс в историю сочинения Рапсодии и краткий анализ разделов формы приведен в предисловии Г. Крауклиса к клавиру.
В статье докторанта Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца Клемана Хим-бера, работах американских исследователей - статье Джеймса Нойеса и диссертации Роберта Жана Се-лигсона - содержится информация о создании Рапсодии и ее заказчице. Наряду с этим, в статье Химбера также приводится краткое описание рукописных источников, собственной редакции автора статьи, а также ее сравнение с изданиями Жака Дюрана. Селигсон сравнивает переложения Жана Роже-Дюкаса и Эжена Руссо.
Пример 1. Редакция Дюрана, тт. 42-48
Пример 2. Редакция Давида, тт. 42-48
Пример 3. Редакция Дюрана, тт. 87-88
Пример 4. Редакция Давида, тт. 87-88
Как и Руссо, работая над материалом издания Дюрана, Давид применяет несколько способов:
1. Перенесение мелодии из фортепианной фактуры в партию саксофона и наделение фортепиано функцией аккомпанемента (пример 1).
Будущая ГП (тема С первого раздела) в фортепианной редакции Дю-рана полностью излагается пианистом, сложность для которого здесь заключается в широких скачках в левой руке. При этом в партитуре Рапсодии тему С исполняли попеременно гобои и флейты. Мелодический материал этой яркой скер-цозной темы Давид поручает партии саксофона, тем самым усиливая ее ориентальный характер и приближая к ее звучанию в партитуре Дюрана. Фигурации аккомпанемента остаются в фактуре фортепиано
и распределяются теперь между двумя руками пианиста. Как и в партитуре, Давид сохраняет диалогическую природу темы, излагая повторное проведение ее второго фигуративного элемента в партии фортепиано (пример 2).
Перемещение мелодического материала из фортепианной фактуры в партию саксофона производится также в художественных целях для демонстрации возможностей саксофона. Так, вступительную тему ко второму разделу, порученную у Дюрана фортепиано, а в партитуре кларнету, Давид вновь поручает солисту (пример 3, 4).
Аналогичным образом Давид излагает мотив будущей ПП (пример 5, 6).
В следующем примере мелодическая линия (второй элемент ГП),
исполняемая в партитуре гобоями, в фортепианной редакции Дюрана перемещается из правой руки в левую, в то время как в правой руке акцентируется фигура в пунктирном ритме (пример 7).
Давид поручает и эту мелодию солисту (пример 8).
Последующее изложение мотивов ГП (тт. 127-133) в партитуре поручено флейтам, тогда как в фортепианной редакции Дюрана они являются одним из голосов плотной фортепианной фактуры, включающей мелодическую линию, ряд выдержанных нот и сложную ритмическую фигуру дуолей на фоне триолей (пример 9).
Давид переносит мелодическую линию на октаву вниз и поручает саксофону, облегчая фортепианную фактуру (пример 10).
2. Перемещение одной из линий изложенной октавами фортепианной мелодии в партию саксофона.
Очередное проведение ГП в экспозиции (тт. 138-145) в партитуре излагается флейтами и гобоями, в клавире Дюрана - в партии фортепиано. Тема звучит в октавный унисон, а также изобилует трудными ок-тавными форшлагами (пример 11).
В переложении Давида мелодия ГП звучит в партии солиста, при этом фортепианная партия выглядит иначе, чем у Дюрана. Аккордовый комплекс из среднего пласта он переносит в верхний, заменив его гаммообразными ходами из партии арф партитуры (пример 12).
Второе проведение ГП в репризе - изложенная в октаву мелодия и сопровождающие ее форшлаги в партии фортепиано редакции Дю-рана оркестрованы в редакции Давида как мелодия саксофона, не дублированная в октаву. Собранные
в вертикаль у Дюрана созвучия он излагает в виде фигураций (пример 13, 14).
3. Перемещение материала из фортепианной фактуры в партию саксофона, приводящее к появлению фрагментов отдыха пианиста.
В следующем примере технический материал, находящийся в правой руке, - гаммообразные фигуры шестнадцатыми из начала разработки - не представляет трудности для пианиста, однако Давид перемещает его в партию саксофона. В связи с этим образуется два пустых такта в партии фортепиано (пример 15).
Давид при этом обогащает фортепианную фактуру, введя в верхний пласт синкопированный квин-тово-октавный ход партии валторн (пример 16).
4. Перемещение более интересного материала в партию саксофона.
В следующем примере у Дюра-на вышеупомянутая гаммообразная фигура исполняется пианистом, тогда как призывная квинтово-ок-тавная синкопированная фигура -солистом. В условиях оркестрового исполнения такое распределение музыкального материала звучит эффектно, однако в версии для саксофона и фортепиано теряет свою выразительность (пример 17). Поэтому Давид меняет эти партии местами и поручает более сложный пассаж шестнадцатыми партии саксофона, передавая синкопированный мотив фортепианной фактуре (пример 18).
В конце разработки он облегчает фортепианную фактуру, передавая солисту материал среднего пласта, изложенный без октавного удвоения (пример 19, 20).
ПП в коде на £ у Дюрана вновь излагается фортепиано (пример 21).
Пример 5. Редакция Дюрана, тт. 102-103 Пример 6. Редакция Давида, тт. 102-103
Пример 7. Редакция Дюрана, тт. 120-123
Пример 8. Редакция Давида, тт. 120-123
(ШШз-—
1— -) рр N-^ Г — "-1
Г
Пример 9. Редакция Дюрана, тт. 127-133
Пример 10. Редакция Давида, тт. 127-132
, , _______.-;,„ _гГс ——^— 1 .. 1 1 -.—, С"г=
¡1 1 1 > 1_г— 1
™ — » " || * ■ т • Т » — Ь- -
Пример 11. Редакция Дюрана, тт. 137-143
[—1 11 1! н щ
Р Р Г ъ 1 « 1 1 й'ГСяе,, Г ^ —Г -* л
Пример 12. Редакция Давида, тт. 137-142
Пример 13. Редакция Дюрана, тт. 323-328
Пример 14. Редакция Давида, тт. 327-3322
а £ Я 4 — 1- а ^ ,з ¿15 а ^ ■ * *_л_ 5 ,г 5 513 5
р-г ' Г' и,, к _ —Р' —— < ■■ ■ Р ^ _
Пример 15. Редакция Дюрана, тт. 293-296
Пример 16. Редакция Давида, тт. 296-299
Давид трактует этот момент более драматично, помещая квинтово-ок-тавные ходы в верхнем регистре партии саксофона, где они отчетливо выделяются, нагнетая тревожное настроение. Также он восполняет плотность фортепианной фактуры, повторяя аккордовые последовательности правой руки в левой (пример 22).
Несмотря на эскизность и незавершенность Рапсодии (в большей части эскиза отсутствуют указания на оркестровку, темповые обозначения и другие детали исполнения), очевидно, что Дебюсси не задумывал ее как концертное произведение: вместо виртуозного инструмента, блистающего на фоне оркестра и исполняющего все темы произведения, саксофон использован умеренно, играя импровизационные по складу, сдержанные по темпу темы А и В первого раздела, повторение темы С, а также одно из проведений ГП перед разработкой, материал разработки. Основной материал излагается инструментами оркестра: скерцозно-ориентальные темы
С и ГП - гобоями и флейтами, ПП, вероятно, - скрипками.
Партия саксофона технически является сравнительно скромной, но в то же время очень выразительной, что соответствует стилю Дебюсси, которому, как отмечает Г. Крау-клис, в целом, не свойственна кон-цертность (1967, с. 5). В результате партии оркестровых деревянных духовых инструментов зачастую оказываются более яркими и виртуозными, чем у саксофона.
В отношении оркестровки музыкального материала Роже-Дюкас следует указаниям эскиза Дебюсси, сравнительно нечасто используя сак-
софон в партитуре, а также в клавире (оркестровый материал партитуры Роже-Дюкас поручает фортепиано).
Таким образом, Рапсодия у Дебюсси, а также в версиях Роже-Дю-каса - это не пьеса для концертирующего саксофона с сопровождением оркестра, а оркестровая пьеса с участием саксофона. Между тем гам-мообразные пассажи, которые он вводит в его партию, имеют арабесковую природу и являются достаточно сложными для исполнения.
Фортепианная редакция Давида, наоборот, отличается расширенным использованием саксофона, который исполняет практически весь основной материал Рапсодии: темы А, В, С первого раздела, вступление ко второму разделу, ГП, материал связки, повторное проведение ГП перед разработкой, а также материал разработки (элементы из связки и ПП). Основные партии, в партитуре исполняемые флейтами и гобоями, здесь поручены близкому по тембру саксофону, что отчасти сглаживает отсутствие оркестра. В отличие от Роже-Дюкаса, в репризе партитуры которого ГП и ПП излагались в оркестре, а в клавире -в партии фортепиано, Давид тембро-во разделяет их, поручая ГП саксофону, ПП - фортепиано.
Если в партитуре Роже-Дюка-са саксофон звучит на протяжении менее чем половины произведения (всего лишь 162 тактов из 384), то ввиду увеличения его роли в изложении музыкального материала у Давида партия саксофона простирается на протяжении 306 из 388 тактов. В этой редакции, таким образом, Рапсодия практически предстает как концерт для саксофона и фортепиано.
Пример 17. Редакция Дюрана, тт. 297-298 Пример 18. Редакция Давида, тт. 300-301
Пример 19. Редакция Дюрана, тт. 303-304 Пример 20. Редакция Давида, тт. 306-307
Пример 21. Редакция Дюрана, тт. 364-367
Пример 22. Редакция Давида, тт. 368-371
Этим, как представляется, решается проблема выбора редакции клавира для концертного исполнения Рапсодии, - вернее будет сказать, ее транскрипции, так как подлинный художественный смысл этого произведения Дебюсси раскрывается именно в оркестровом оригинале, притом именно в авторском варианте диалога тембров, в которых персонифицированы мелодии-темы. Возможно - и даже, скорее всего, вероятно, - что новизна инструмента для композитора сделала процесс работы над произведением таким трудным, даже мучительным. Отсюда и название «...для оркестра и саксофона», потому что для Дебюсси
саксофон еще не был естественным членом оркестрового семейства. Но то, как композитор заставляет этот инструмент вступать в диалог с остальными представителями оркестра, говорит о том, что перед нами художественный опыт гения, который уже в силу одного этого обстоятельства заслуживает большей заинтересованности, чем мимолетного упоминания. Думается, что Рапсодия для оркестра и саксофона К. Дебюсси имеет право на жизнь в обоих вариантах - и авторском оркестровом, и транскрипции для саксофона с фортепиано, и, может быть, еще какой-нибудь ансамблевой переработки.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В почти 500-страничной монографии Л. Кокоревой Рапсодия для оркестра и саксофона К. Дебюсси удостоилась, кроме указателя произведений композитора, еще двух упоминаний, причем с неточным названием: Рапсодия для саксофона и оркестра (с. 178, сн. 180) и Рапсодия для саксофона с оркестром (с. 242 и указатель). Этого не было
бы, если бы автор монографии не считал Рапсодию малоудачным, преходящим опытом композитора.
2 В редакции Давида нумерация тактов не совпадает с редакциями Дюрана в связи с добавлением тактов, повторяющих предшествующий материал в моментах перехода к следующей партии.
ЛИТЕРАТУРА
Альшванг А. Клод Дебюсси. М.: Музгиз, 1935. 96 с.
Дебюсси К. Избранные письма / сост., пер., вступ. ст., коммент. А. Розанова. Л.: Музыка, 1986. 286 с.
Иванов В. Д. Саксофон. М.: Музыка, 1990. 64 с.
Кокорева Л. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 2010. 496 с.
Крауклис Г. Рапсодия для оркестра и саксофона Клода Дебюсси // Рапсодия для оркестра и саксофона / перелож. для саксофона и фортепиано; ред. Б. Прорвича. М.: Музыка, 1967. С. 3-6.
Крейн Ю. Симфонические произведения Дебюсси. М.: Музгиз, 1962. 224 с.
Кремлёв Ю. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 1965. 792 с.
Himbert C. Claude Debussy: Esquisse d'une «Rhapsodie mauresque» pour orchestra et saxophone principal. De controversies en
REFERENCES
Al'shvang, A. (1935), Klod Debyussi [Claude Debussy], Muzgiz, Moscow, 96 p. (in Russ.)
Debyussi, K. (1986), Izbrannye pis'ma [Selected letters], in comp. A. Rozanova (ed.), Muzyka, Leningrad, 286 p. (in Russ.)
Himbert, C. (2013), Claude Debussy: Esquisse d'une "Rhapsodie mauresque" pour orchestra et saxophone principal. De controversies en interpretation, La Revue du Conservatoire, no. 2. Available at: http:// larevue.conservatoiredeparis.fr/index. php?id=698 (Accessed 20 March 2020). (in Eng.)
Ivanov, V.D. (1990), Saksofon [Saxofon], Muzyka, Moscow, 64 p. (in Russ.)
Kokoreva, L. (2010), Klod Debyussi [Claude Debussy], Muzyka, Moscow, 496 p. (in Russ.)
Krauklis, G. (1967), "Rhapsody for orchestra and saxophone by Claude Debussy",
interpretation // La Revue du Conservatoire. 2013. № 2. URL: http://larevue. conservatoiredeparis.fr/index.php?id = 698 (дата обращения: 20.03.2020).
Noyes J.R. Debussy's Rapsodie pour orchestre et saxophone // The Musical Quarterly. 2007. Vol. 90. Issue 3-4. Pp. 416-445. URL: https://www.adolphesax. com/index.php/en/information/articles/ saxophone/1284-debussy-s-rapsodie-pour-orchestre-et-saxophone-revisited (дата обращения: 15.02.2020).
Seligson R.J. The Rapsodie for orchestra and saxophone by Claude Debussy: a comparison of two performance editions. Denton, Texas, 1988. 46 p.
Rapsodiya dlya orkestra i saksofona: Perelozhenie dlya saksofona i fortepiano [Rhapsody for orchestra and saxophone: arrangement for saxophone and piano], in B. Prorvich (ed.), Muzyka, Moscow, pp. 3-6. (in Russ.)
Krein, Yu. (1962), Simfonicheskie proizvedeniya Debyussi [Debussy's symphonic works], Muzgiz, Moscow, 224 p. (in Russ.)
Kremlev, Yu. (1965), Klod Debyussi [Claude Debussy], Muzyka, Moscow, 792 p. (in Russ.)
Noyes, J.R. (2007), Debussy's Rapsodie pour orchestre et saxophone, The Musical Quarterly, Vol. 90, Issue 3-4, pp. 416-445, Available at: https://www.adolphesax. com/index.php/en/information/articles/ saxophone/1284-debussy-s-rapsodie-pour-orchestre-et-saxophone-revisited (Accessed 15 February 2020) (in Eng.)
Seligson, R.J. (1988), The Rapsodie for orchestra and saxophone by Claude Debussy: a comparison of two performance editions, Denton, Texas, 46 p. (in Eng.)
Сведения об авторе
Михно Владимир Александрович, преподаватель кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Author information
Vladimir A. Mikhno, lecturer of the Department of Orchestral Wind and Percussion Instruments at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 05.04.2021 После доработки 20.05.2021 Принята к публикации 21.05.2021
Received 05.04.2021 Revised 20.05.2021 Accepted for publication 21.05.2021