УДК 681.5:656.2:006
Моисеенко В.И., к.т.н. (УкрГАЖТ) Бутенко В.М., к.т.н. (УкрГАЖТ) Головко А.В., аспирант (УкрГАЖТ)
РАНЖИРОВАНИЕ ОПАСНОСТЕЙ С НЕЧЕТКИМИ ЗОНАМИ МЕЖРАНГОВЫХ ПЕРЕХОДОВ
Проблема ранжирования опасностей напрямую связана с их качественной оценкой, выполняемой перед проведением масштабных работ по проектированию объектов повышенной опасности, либо разработкой рекомендаций, направленных на снижение рисков. На железнодорожном транспорте эта проблема имеет особую актуальность в связи с тем, что транспорт по своей природе является объектом повышенной опасности.
Проблематика научных исследований, посвященных проблемам ранжирования рисков, по сути, обусловлена выбором оптимальной шкалы позиционирования опасностей. Это объясняется тем, что в зонах межранговых исходов величина риска меняется мало, а значение их оценки существенно влияет на содержание последующих мероприятий.
Анализ исследований и публикаций. Вопросы классификации по безопасности достаточно точно отработаны в атомной энергетике. По сравнению с действующей ранее системой классификации, изложенной в МАГТЭ для всех систем [1], новые системы предполагают внесение ряда изменений и дополнений. Объектами классификации являются конструкции, системы и компоненты^га^ш^, systems and components) .Все составляющие по отношению к обеспечению безопасности подразделяется на два вида:
- важные для безопасности (important to safety);
- не важные для безопасности (not important to safety);
Объекты важные для безопасности (рисунок 1) в свою очередь делятся на:
- системы безопасности (safety systems);
- системы, относящиеся к безопасности (safety related systems).
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Объекты, важные для безопасности
Системы, относящиеся к безопасности
1 2 3 4
Информационные и управляющие системы
Системы обеспечения безопасности
Системы защиты
Объекты, не важные для безопасности
Системы управления
Системы обеспечения
Рисунок 1- Классификация оборудования АЭС согласно документу
МАГАТЭ IAEA NS-G-1.3
1- система управления и контроля реактора;
2- система управления аварийным остановом, охлаждения и т.п ;
3- система нижнего уровня для исполнения команд;
4- система аварийного электроснабжения и т.п .
Системы безопасности включают три группы :
- системы защиты (protection systems);
- исполнительные системы безопасности (safety actuation systems);
- обеспечивающие системы безопасности (safety systems support features).
Методика классификации основана на детерминированных оценках, которые дополняются, в случаях необходимости, вероятносными показателями. При классификации учитываются: вероятность исходного события, промежуток времени выполнения опасной операции, возможность самой системы вызвать дополнительные нежелательные события, своевременность и достоверность обнаружения и устранения отказов.
В отличие от этого классификация МЭК, изложенная в стандарте 1ЕС 61226, опирается на триаду: функции, системы и оборудование (ФСО). Важные для безопасности ФСО делятся на три категории - А, В и С. Эти категории определяют вклад в предотвращение и уменьшение последствий аварии, рисунок 2.
Рисунок 2 - Классификация ФСО по безопасности МЭК 1ЕС 6/226
Систему можно отнести к соответствующей категории безопасности, если удовлетворен хотя бы один из оценочных критериев. Ведомственный нормативный документ Украины ОПБ-У также предусматривает разделение систем и элементов на важные и не влияющие на безопасность.
ДСТУ 4178-2003 устанавливается четыре уровня требований функциональной безопасности в зависимости от следующих факторов:
- назначение токсического средства и его влияние на безопасность движения поездов;
- последствий опасного функционирования;
- скорости и интенсивности движения поездов на участке.
Однако, в документе отсутствует информация о методах
количественной оценки уровней безопасности.
Постановка задачи. Целью данной работы является построение шкалы ранжирования опасностей с нечеткими зонами меж ранговых переходов.
Основной материал. Формальная постановка задачи сводится к выбору шкалы оценок опасностей. В работе [1] выделены основные шкалы, к ним относятся равномерные, дискретные и так далее.
Использование традиционных шкал и методов ранжирования опасностей затрудняется вследствие отсутствия, а в ряде случаев
невозможности, использования традиционной системы количественных оценок.
В подобной ситуации можно говорить о существовании некоторой лингвистической переменной х, при помощи которой можно, с большей или меньшей степенью объективности, характеризовать проявление опасности. Область допустимых значений этой переменной может быть сколь угодно большой, настолько это отвечает задачам оценивания. С увеличением числа допустимых значений переменной х в системе оценок можно ожидать увеличения точности, однако при этом возрастает степень субъективизма экспертов. По мнению авторов наиболее объективными оценки могут быть при числе переменных прядка пяти: высокое (В), выше среднего (ВС), среднее (С), меньше среднего (МС), малое (М). Каждый из этих терминов определяется некоторым нечетким подмножеством А области рассуждений иу с помощью функции принадлежности рА: иу ^ [0, 1]. Эта функция ставит каждому элементу у множества иу в соответствие число рА(у) из отрезка [0, 1]. Носитель А есть множество элементов у, для которых рА(у) положительна. Для удобства рассуждений определим иу как множество чисел от 0 до 100, хотя, в принципе, этот диапазон может быть каким угодно. Воспользовавшись подходом Заде [3] множество А можно представить в следующем виде
А= /р(Л, у)/у, (1)
и
где символ интегрирования обозначает операцию объединения одноточечных нечетких множеств р(А, у)/у.
В соответствии с (1) запишем равенства для определения нечетких подмножеств иу и их функций принадлежности р, как соответствия между элементарным термином х! и областью рассуждений иу для терминов:
ру(высокое (В), у)=
Тогда нечеткое подмножество иу обозначенное высокое (В) представим как равенство
1, у >= 90 у - 75
75 <= у < 90
90 - 75 ' ' (2)
0, у < 75
100 90
высокое (В) = |1/у +1
90
75
у - 75 90 - 75,
'у.
(3)
Аналогично, функций принадлежности ц,
цу(выше среднего (ВС), у)=
90 - у.
10
У - 50
15
80 <= у < 90 65 <= у < 80 50 <= у < 65
(4)
и нечеткое подмножество иу обозначенное выше среднего представим как равенство
90
выше среднего (ВС) = | 90 у /у + |1/у + |
65
80
90 - 80
65
50
у - 40 65 - 50,
'у
(среднее (С), у)=
70 - у
10
у-15
60 <= у < 70 40 <= у < 60 15 <= у < 40
(5)
И соответственно остальные нечеткие подмножества представим
70 7П — I 60 40 _ 1 ^ / среднее (С) = Гу + П/у + Г^-15 у.
¿70 - 60/' 4Г 15 20 -15/
(меньше среднего (МС), у)=
45 - у
15
у-5
30 <= у < 45 15 <= у < 30 15 <= у < 5
(6)
1
1
5
1
5
45 45 - I 30 10 - 5 I
среднего МС) = 1^ у |1/у + { ^/у .
' 15 5 '
(малое (М), у)=
15 - у.
10 <= у < 15
0<=у< 10
(7)
малое
М)=Í
15 1 с
_ с 15 - у
15 -10,
'у
+
i yj
Í1 у
Сопоставим значения рангов с характеристиками опасностей по принципу 5-ий ранг - максимум проявления опасных факторов и далее по убыванию, таблица 1.
Таблица 1 - Характеристики опасных факторов
5
1
Ранги Характеристика факторов по рангам
Степень защиты Частота повторения опасности Длительность нахождения в опасной зоне
5 Защита практически отсутствует Высокая 10 и более Практически постоянно в течении всего времени, 8 или 12 часов
4 Слабая степень защиты Выше среднего 10 - Ю-2 Больше половины рабочего времени (больше 4-х или 6-ти часов)
3 Средняя степень защиты Средняя Ю-3 - Ю-4 Меньше половины рабочего времени (2-3 часа)
2 Выше среднего Малая Ю-4 - Ю-5 Эпизодически (меньше 1 часа)
1 Высокая Редкое явление Ю- 5 - Ю-6 Пренебрежительно малая
Рассмотрим в качестве примера оценку рисков потерь в следствии пожаров для службы сигнализации и связи при проведении работ на посту централизации. Запишем значения функций принадлежности
Основные факторы, характеризующие опасные явления, представленные в таблице 1.
Длительность нахождения в опасной зоне, либо частота повторений опасности могут быть оценены аналогично частоте повторения опасности. Целесообразно в этой системе иметь бальную оценку для обоих показателей, хотя до некоторой степени можно считать, что чем дольше человек находится в опасной зоне, тем выше частота повторения опасностей.
Степень защищенности от действия поражающих факторов является специфическим фактором, трудно поддающийся экспертной оценке, в связи с чем применено эвристическое ранжирование..
Первый фактор характеризует время нахождения объекта в зоне возможной опасности. Для описания влияния этой характеристики используем нечеткие множества описаные в работах [2] и [3]. Допустим, х есть лингвистическая переменная, характеризующая это время. Её значения могут быть высокое, выше среднего, малое и так далее. Обозначим область значений х1 - множество Т. В таблице 1 приведены первичные (элементарные) термины, которые являются символами специальных нечетких подмножеств области рассуждения.
Для дискретизации оценок каждому значению поставим в соответствие определенный ранг. Обозначим уг(у) ранг данного значения. Поскольку персонал основное время находится на посту, то уг(ВС)=4
Второй фактор характеризует частоту повторения опасности в виде порядка величины. Область рассуждений ио есть объединение одноточечных множеств о1= {10-2 }, о2= {10-3 }, о3= {10-4 }, о4= {10-5 } и о5= {10-6 }. Обозначим о переменную характеризующую порядок частоты повторения опасности. Так как разрыв между отдельными значениями достаточно велик, то будем говорить о множествах в общепринятом смысле (не нечетких). Область значений о - множество ио.В этом случае мы можем определить функцию принадлежности ^(о^о) для значений i от 1 до 5 следующим образом
/ ч [1 ° = О
Цо(°1 ,о) = ^
0 ° Ф о
Обозначим ог(о) ранг данного значения. По статистике [4] пожары на постах ценрализации можно отнести к редкому явлению которое имеет ранг ог(10-5)=4
Третий фактор характеризует степень защиты от поражающих факторов. Обозначим г переменную отвечающую за этот фактор. Область рассуждений и2 есть множество = { высокая (В), выше среднего (ВС),
средняя (С), меньше среднего (МС), малое (М) }. Пусть ъг(г) ранг данного значения. Если трактовать его как возможность избежать опасности для персонала, то можно принять ъг(ВС)=2
В множество соответствующее термину незащищенность объекта. Тогда оно есть объединение одноточечных множеств
Для оценки опасности объекта ожидаемого масштаба потерь мы строим функцию Г: иу х ио х иъ ^ Я , то есть функцию ставящую каждой тройке значений ( V, о, ъ ) в соответствие величину г е Я - значение ранга опасности. Для ранжирования значений Я воспользуемся существующей системой классификации транспортных событий:
- Ранг5 - гибель более 1 человека или более 6 травмированы, значительный ущерб инфраструктуре и окружающей среде;
- Ранг 4 - Травмировано до 6 человек, невосстанавливаемые повреждения техники, значительный ущерб окружающей среде;
- Ранг 3 - Восстанавливаемые повреждения техники, дезорганизация движения поездов;
- Ранг 2 - Незначительные повреждения техники, дезорганизация движения поездов;
- Ранг 1 - Задержка движения поездов.
Далее приведем попарное сравнение опасностей при фиксировано третьем факторе для оценки их рангов с учетом возможного взаимного влияния. Переменная о имеет 5 фиксированных значений, представленных в таблице 2.
В связи с отсутствием статистических данных о численных значениях факторов 1 - 3 воспользуемся методом экспертных оценок.
Факторы, определяющие риски потерь в следствии пожаров в зданиях постов электрической централизации и критерии их оценки. Работники поста электрической централизации находятся на рабочем месте почти всю рабочую смену v="BC" ^у)=4, по статистическим данным о=о5 то есть частота опасных событий есть редкое явление порядка Ю-5 - Ю-6 ог(о5)=2 , уровень средств защиты ъ ="С" ъг(ъ)=3. Проанализировав данные в этих таблице 2, мы можем утверждать, что наибольшее влияние на оценку опасности имеет фактор 2. Действительно если порядок вероятности события сравним с порядком 10-6 то степень проявления опасности можно считать малой при любом времени нахождения в исследуемой зоне и даже при полном отсутствии защищенности от поражающих факторов.
Таблица 2 - Значения функции Г
ог(о) у уг(у) \ Ъ ъг(ъ) В 1 ВС 2 С 3 МС 4 М 5
В 5 2 3 2 2 5
ВС 4 2 2 3 2 2
5 С 3 1 2 3 3 2
МС 2 1 1 2 3 3
М 1 1 1 1 2 2
В 5 1 2 3 4 4
ВС 4 1 2 3 4 4
4 С 3 1 2 2 3 3
МС 2 1 1 2 2 3
М 1 1 1 1 1 2
В 5 1 3 3 3
ВС 4 1 1 2 3 3
3 С 3 1 1 2 3 3
МС 2 1 1 1 2 2
М 1 1 1 1 1 2
В 5 1 1 1 2 2
ВС 4 1 1 1 2 2
2 С 3 1 1 1 1 1
МС 2 1 1 1 1 1
М 1 1 1 1 1 1
В 5 1 1 1 1 1
ВС 4 1 1 1 1 1
1 С 3 1 1 1 1 1
МС 2 1 1 1 1 1
М 1 1 1 1 1 1
Из таблицы видно, что зависимость рангов не является линейной ни по одному из параметров. Зависимость определяется сумой нормированных квадратов рангов исходных факторов умноженных на коэффициенты важности данного ранга
(5 - ут(у))2 + 0.8*(5 - 2г(г))2 +1.1*(5 - °г(о))2. По мере ее роста убывает ранг опасности. Запишем Г в аналитическом виде
5 (5 - vr(v))2 + 0.8* (5 - zr(z))2 +1.1*(5 - or(o))2 < 0.8
4 0.8 <= (5 - vr (v))2 + 0.8 * (5 - zr (z))2 +1.1*(5 - or (o))2 <= 4
f= Ь 4 < (5 - vr (v))2 + 0.8* (5 - zr (z))2 +1.1*(5 - or (o))2 <= 9 .
2 9.1 < (5 - vr (v))2 + 0.8 * (5 - zr (z))2 +1.1*(5 - or (o))2 < 16.1
1 16.1 <= (5 - vr (v))2 + 0.8* (5 - zr (z ))2 +1.1* (5 - or (o))2
Посчитаем величину f(v,z,o), которая определяет риски потерь в следствии пожаров в зданиях постов электрической централизации. Так как параметры мы определили выше, то f(v,z,o)=f(4,3,4). Определим значение промежуточной величины
(5 - vr (v))2 + 0.8*(5 - zr (z))2 +1.1* (5 - or (o))2 =(5-4)2 +0,8*(5-3)2 +1, 1 *(5-2)2=1+2,4+1,1*9=13.3. Так как 9.1<13.3<16.1, то f(v,z,o)=f(2,3,5)=2. То есть масштаб потерь оценивается как незначительные повреждения техники и дезорганизация движения поездов.
Выводы Предложенный метод позволяет оценивать и за счет этого производить ранжирование рисков опасности деятельности для объектов и процессов в ситуациях, когда отсутствуют четкие и однозначные критерии идентификации опасностей и их однозначных количественных оценок. Дальнейшим развитием работ в этом направлении можно считать расширение возможностей данной оценки за счет применения компьютерных технологий в расчетах.
Список литературы
1. Александровская Л.Н., Афанасьев А.П., Лисов А. А. Современные методы обеспечения безотказности сложных технологических систем. - М.: Наука. 2003. - 208 с.
2. Леоненко А. В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECT. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 736 с.: ил.
3. Заде Л. Гуманистическая система. - М: Мир, 1976. - 165 с.
4. Аналiз стану безпеки руху поiздiв на залiзницях Украшу - К.: Транспорт Украши. - 2006. - 215 с.