Научная статья на тему 'Ранстихоокеанское партнерство: анализ полного текста соглашения'

Ранстихоокеанское партнерство: анализ полного текста соглашения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ / ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН (АТР) / ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дун Янь, Су Циньгуй

В статье представлено исследование полного текста соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) и систематический анализ охвата и глубины, а также новизны концепций документа. Во-первых, авторы выявляют дополнения, которые содержатся в тексте ТТП, через сравнение данного документа с соглашениями о свободной торговле, которые США подписали со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с соглашениями о свободной торговле, подписанными другими странами в регионе. Вовторых, в данной работе обсуждаются методы классификации глав ТТП, а также проводится классификация глав документа по четырем категориям: углубление традиционных вопросов, углубление интеграции, новые вопросы и прочие институциональные вопросы. В-третьих, обобщаются четыре новые концепции, возникшие на основе анализа текста: идеи США в сфере правил международной торговли и инвестиций, реакция на запрос на изменения глобальных цепочек создания стоимости в глобальном управлении торговлей, учет интересов транснациональных корпораций и малого и среднего бизнеса (МСБ), предоставление приоритета интересам США при учете интересов прочих участников. Также проводится подробный анализ влияния ТТП на Китай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дун Янь, Су Циньгуй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ранстихоокеанское партнерство: анализ полного текста соглашения»

Транстихоокеанское партнерство: анализ полного текста соглашения1

Я. Дун, Ц. Су

Дун Янь — доктор философии, директор и старший научный сотрудник факультета международной торговли Института мировой экономики и политики Китайской академии социальных наук, Китай; 5 Jianguomennei St., Dongcheng District, Beijing, China; E-mail: dongyan@cass.org.cn

Су Циньгуй — старший научный сотрудник факультета международной торговли Института мировой экономики и политики Китайской академии социальных наук, Китай; 5 Jianguomennei St., Dongcheng District, Beijing, China; E-mail: dongyan@cass.org.cn

В статье представлено исследование полного текста соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) и систематический анализ охвата и глубины, а также новизны концепций документа. Во-первых, авторы выявляют дополнения, которые содержатся в тексте ТТП, через сравнение данного документа с соглашениями о свободной торговле, которые США подписали со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с соглашениями о свободной торговле, подписанными другими странами в регионе. Во-вторых, в данной работе обсуждаются методы классификации глав ТТП, а также проводится классификация глав документа по четырем категориям: углубление традиционных вопросов, углубление интеграции, новые вопросы и прочие институциональные вопросы. В-третьих, обобщаются четыре новые концепции, возникшие на основе анализа текста: идеи США в сфере правил международной торговли и инвестиций, реакция на запрос на изменения глобальных цепочек создания стоимости в глобальном управлении торговлей, учет интересов транснациональных корпораций и малого и среднего бизнеса (МСБ), предоставление приоритета интересам США при учете интересов прочих участников. Также проводится подробный анализ влияния ТТП на Китай.

Ключевые слова: Транстихоокеанское партнерство; соглашение о свободной торговле; правила торговли; Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР); высокие стандарты; глобальные цепочки создания стоимости

Принимая недавно опубликованный текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) за объект исследования, авторы проводят системный анализ текста ТТП на предмет масштаба, глубины и новизны содержащихся в нем концепций. В этом контексте подробно рассматривается влияние правил ТТП на Китай. В статье содержится руководство по глубокому анализу текста соглашения, анализу экономического

1 Материал поступил в редакцию в апреле 2016 г.

Перевод выполнен Т.А. Ланьшиной, н.с. Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС.

Дун Янь благодарит Национальный молодежный фонд социальных наук за оказанную финансовую поддержку (№ 13CGJ043: Конкурентоспособность и комплементарность двух дорожных карт региональной интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона). Авторы также благодарят коллектив исследователей ТТП факультета международной торговли Института мировой экономики и политики Китайской академии социальных наук. Ответственность за полученные результаты, возможные ошибки и изложенную точку зрения остается за авторами.

влияния ТТП, исследованию стратегии Азиатско-Тихоокеанской интеграции, а также осмысление нового эволюционного тренда новых правил международной торговли.

Новые вопросы, содержащиеся в тексте ТТП

(I) ТТП представляет собой второе поколение соглашений о свободной торговле, основанных на высоких стандартах, образец которых был создан Соединенными Штатами Америки после заключения Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА)

США всегда играли ведущую роль в формулировании правил соглашений о свободной торговле. В 1994 г. НАФТА создало в США первое поколение соглашений о свободной торговле, основанных на высоких стандартах, в которых принимаются во внимание условия конкуренции, отраслевые стандарты, права интеллектуальной собственности и принципы охраны окружающей среды. В течение более чем десяти лет, начиная с 2000 г., соглашения о свободной торговле между США и Сингапуром, Чили, Австралией, Бахрейном и Марокко, а также региональные соглашения о свободной торговле между США и пятью странами Центральной Америки и Доминиканской Республикой были расширены по образцу НАФТА. В то же время партнеры США в последнее время постепенно расширяли свои соглашения с другими странами по примеру соглашений о свободной торговле с США, например, некоторые соглашения о свободной торговле между Канадой (или Мексикой) и другими странами были составлены с учетом американского шаблона.

По результатам сравнения текста ТТП с текстами пяти соглашений о свободной торговле, подписанных США со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)2, можно сделать вывод о том, что ТТП базируется на американской версии соглашения о свободной торговле, содержит важные дополнения и представляет собой образец второго поколения соглашений о свободной торговле США, основанных на высоких стандартах. Например, такие соглашения как соглашение о свободной торговле между США и Кореей, обычно содержат 23 или 24 главы, в то время как ТТП состоит из 30 глав, шесть из них являются новыми, в частности «Сотрудничество и развитие компетенций», «Конкурентоспособность и создание условий для развития бизнеса», «Развитие», «Малый и средний бизнес», «Регуляторная согласованность», «Транспарентность и противодействие коррупции». Глава 17 («Государственные предприятия и монополии») и глава 12 («Временный въезд для бизнесменов») также являются новыми, однако их содержание не является новым для текстов соглашений США о свободной торговле.

(II) ТТП создало модель соглашения, основанного на высоких стандартах, более высоких, чем стандарты существующих соглашений о свободной торговле в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Авторы собрали базу данных соглашений о свободной торговле Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)3 и провели сравнение положений ТТП с положениями существующих договоров о свободной торговле в Азиатско-Тихоокеанском регионе. База данных состоит из 42 двусторонних и региональных соглашений о свободной торговле, подписанных в период с 1982 по 2009 г.

2 Free Trade Agreements. Режим доступа: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements (дата обращения: 28.10.2016).

3 APEC. Select Agreements. Режим доступа: http://fta.apec.org/search.aspx (дата обращения: 28.10.2016).

в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и представляет собой собрание правил Азиатско-Тихоокеанской интеграции. В ней обобщены тексты соглашений о свободной торговле по 16 вопросам, которые являются общими в интеграционных соглашениях Азиатско-Тихоокеанского региона.

В табл. 1 содержится сравнение перечней вопросов, которые затрагиваются в ТТП и в соглашениях о свободной торговле АТР. Первый столбец содержит 20 вопросов, присутствующих и в ТТП, и в Азиатско-Тихоокеанских соглашениях о свободной торговле. Во втором столбце приведены результаты расчета охвата каждого вопроса существующими соглашениями о свободной торговле АТР. Авторы изучили полные тексты всех содержащихся в базе данных соглашений о свободной торговле и провели поиск специфических вопросов, а затем вычислили показатель охвата по каждому вопросу как отношение числа соглашений о свободной торговле, в которых затрагивается данный вопрос, к общему числу соглашений в базе данных. Третья колонка содержит десять вопросов, которые поднимаются только в ТТП и не входят в качестве основных вопросов в соглашения из собранной авторами базы данных. Треть поставленных в ТТП вопросов является новой для интеграционных соглашений АТР.

Таблица 1. Сравнение правил ТТП и соглашений о свободной торговле АТР

16 общих вопросов, содержащихся в ТТП и базе данных соглашений о свободной торговле АТР Охват вопроса в существующих соглашениях о свободной торговле АТР, % 10 вопросов, затронутых только в ТТП

Углубление традиционных вопросов

Торговля товарами и связанные с этим вопросы 100

2. Торговля товарами 100 3. Текстиль и одежда

4. Правила определения страны происхождения товара 100

5. Таможенное управление и содействие торговле 83

6. Санитарные и фитосанитарные меры 79

7. Технические барьеры в торговле 88

8. Меры защиты торговли 52

Инвестиции

9. Инвестиции 76

Торговля услугами

10. Трансграничная торговля услугами 81 11. Финансовые услуги

14. Электронная торговля 29 12. Временный въезд для бизнесменов

13. Телекоммуникации

Вопросы углубления интеграции

15. Государственные закупки 62

16. Антимонопольная политика 69

18. Интеллектуальная собственность 67

19. Рабочая сила 40

20. Окружающая среда 52

Новые вопросы -

21. Сотрудничество и развитие компетенций 36 25. Регуляторная согласованность

16 общих вопросов, содержащихся в ТТП и базе данных соглашений о свободной торговле АТР Охват вопроса в существующих соглашениях о свободной торговле АТР, % 10 вопросов, затронутых только в ТТП

17. Государственные предприятия и монополии

24. Малый и средний бизнес

22. Конкурентоспособность и создание условий для развития бизнеса

23. Развитие

26. Транспарентность и противодействие коррупции

Прочие институциональные вопросы

28. Урегулирование споров 93

1. Исходные положения и общие определения

27. Административные и институциональные положения

29. Исключения

30. Заключительные положения

Источник: составлено автором.

Как и соглашения США, главы 12, 17 и 22—26 ТТП («Временный въезд для бизнесменов», «Государственные предприятия и монополии», «Конкурентоспособность и создание условий для развития бизнеса», «Развитие», «Малый и средний бизнес», «Регуляторная согласованность», «Транспарентность и противодействие коррупции») касаются вызовов нового века. Вопросы, относящиеся к специфическим отраслям, таким как финансовые услуги, телекоммуникации, текстиль и одежда, обычно не включаются в Азиатско-Тихоокеанские соглашения о свободной торговле. Глава 21 («Сотрудничество и развитие компетенций») затрагивает новую для США проблему. Тем не менее глава, посвященная кооперации, включена в 36% Азиатско-Тихоокеанских интеграционных соглашений, в особенности в соглашения о свободной торговле, подписанные Японией.

Как следует из результатов анализа, проведенного выше по двум указанным аспектам, с точки зрения круга рассмотренных вопросов соглашение о ТТП содержит в себе много прорывов в сравнении с соглашениями о свободной торговле, заключенными между США и странами АТР.

Углубление текста ТТП и новые правила

Классификация тридцати глав ТТП важна для понимания общего контекста соглашения. Тем не менее классификация этих глав представляет собой непростую задачу, и в имеющихся в данный момент исследованиях отсутствуют общепринятые стандарты такой классификации. Всемирная торговая организация (ВТО) и АТЭС лишь перечисляют общие вопросы, содержащиеся в соглашении, без классификации. Наша классификация основана на следующих двух принципах: (1) этапы эволюции правил глобальной торговли (см. [Dong, 2014]); (2) степень применения соглашения, отражаемая охватом правил в табл. 1.

В развитии правил глобальной торговли можно выделить четыре этапа [Dong, 2014]. На первом этапе были снижены тарифные и нетарифные барьеры торговли товарами и услугами. В период с 1947 по 1962 г. первые пять раундов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) были в основном сосредоточены на тарифных уступках в торговле товарами. Рассмотрение таких вопросов, как нетарифные барьеры, началось с шестого раунда многосторонних торговых переговоров (раунд Кеннеди), который прошел в период с мая 1964 по июнь 1967 г. Во время седьмого раунда (Токийский раунд), состоявшегося в период с сентября 1973 по апрель 1979 г., был совершен прорыв. На втором этапе торговля услугами, интеллектуальной собственностью и прочие вопросы были включены в правила торговли. На третьем этапе в переговоры о региональных правилах торговли вошел дополнительный перечень вопросов, затрагивающих внутреннюю политику. Начиная с 1990-х годов по инициативе развитых стран в процесс переговоров о правилах международной торговли были включены новые сферы, в том числе внутренняя политика стран, например, по таким вопросам, как инвестиции, занятость, защита окружающей среды, антимонопольные меры. В 1996 г. развитые страны предложили обсудить «Сингапурские вопросы» в рамках ВТО, однако они не были рассмотрены на многосторонних переговорах о торговле. Позже «Сингапурские вопросы», имеющие отношение к внутренней политике, стали подниматься в рамках переговоров о региональной интеграции. Несмотря на тенденции последних двадцати лет, эти правила «глубокой региональной интеграции» были включены в переговоры о региональной торговле. Четвертый этап является этапом высоких стандартов в правилах международной торговли, ориентированных на XXI в., представленных такими соглашениями, как ТТП и состоящих в основном из национальных правил. Согласно значениям показателя уровня охвата различных вопросов соглашениями о свободной торговле АТР, приведенным во второй колонке табл. 1, рассмотрение различных вопросов согласуется с тенденциями развития правил.

Отталкиваясь от результатов проведенного выше анализа, авторы выделяют среди тридцати глав текста соглашения о ТТП четыре группы вопросов. Первая группа характеризуется углублением традиционных вопросов; вторая включает в себя проблемы глубокой интеграции; третья — сквозные новые вопросы; четвертая — прочие институциональные вопросы. В общем ТТП продвигает либерализацию региональной торговли и стремится выстраивать цепочки создания стоимости с определенной эксклюзивностью. Данное соглашение отвечает требованиям развития в XXI в., в эру цифровой экономики. Руководствуясь необходимостью содействия малым и средним предприятиям, оно предоставляет достаточно места для национальных правил и принимает во внимание различия в развитии.

Новые концепции, отраженные в тексте ТТП

После исследования текста соглашения о ТТП на предмет его масштаба и глубины авторы проводят более глубокий анализ, интегрируя все содержание соглашения и обобщая новые концепции, которые следуют из него.

(I) ТТП продвигает базовые концепции США в отношении правил международной экономической деятельности и торговли: справедливость, открытость и непредвзятость

Концепция свободной торговли в США в основном сводится к тому, что американские компании должны иметь равные и справедливые возможности конкуренции

с иностранными предприятиями. Данная концепция отражена в соглашении о ТТП. 15 октября 2009 г. на третьих дебатах кандидатов в президенты США Барак Обама заявил, что «свободную торговлю» следует поддерживать [N1, 2009]. Многие главы соглашения о ТТП посвящены справедливой торговле, чтобы национальные предприятия могли конкурировать на иностранных рынках на справедливых условиях. Главы, касающиеся национального режима на доинвестиционной стадии, охватывают торговлю товарами, инвестиции, трансграничную торговлю услугами, финансовые услуги, телекоммуникации, государственные закупки и т.д. Их целью является противодействие созданию дополнительных барьеров для иностранных предприятий, чтобы последние могли выходить на рынки на справедливых условиях. Главы, касающиеся нетарифных барьеров, включают в себя таможенное управление и содействие торговле, санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле и т.д. Эти главы нацелены на снижение транзакционных издержек международной торговли, возникающих ввиду существования разных систем, разного регулирования в разных странах. Главы, касающиеся рабочей силы и окружающей среды, посвящены производственным издержкам. В странах со строгими стандартами в сфере занятости и окружающей среды производственные издержки предприятий будут более высокими. Таким образом, предприятия в странах со слабыми стандартами станут более конкурентоспособными. За счет установления единых трудовых стандартов и стандартов охраны окружающей среды издержки предприятий не будут находиться под влиянием этих двух факторов. Главы, посвященные антимонопольной политике, государственным предприятиям и монополиям, малым и средним предприятиям, нацелены на устранение влияния государства, чтобы предприятия не оказались в невыгодном положении в конкурентной борьбе из-за наличия государственной поддержки.

В целях создания более справедливой среды для международной экономической и торговой конкуренции в ТТП также сделан акцент на концепции открытости, которая подразумевает открытый доступ к информации. Также в тексте соглашения о партнерстве упоминается прозрачность, под которой понимается то, что предоставляемая государством информация открыта не только для национальных, но и для иностранных предприятий, и не только для предприятий, но и для потребителей. В случае, когда государство гарантирует прозрачность, иностранные предприятия не упускают возможности справедливой конкуренции из-за недоступности информации. Таким образом, концепция открытости имеет важное значение для создания возможностей справедливой конкуренции и развивает свободную торговлю. ТТП уделяет большое внимание открытости и прозрачности. Слова «транспарентность» или «транспарент-ный» встречаются в полном тексте соглашения о ТТП 102 раза — в 21 главе из 31 (включая предисловие). Чаще всего эти слова встречаются (до 24 раз) в главе, посвященной государственным предприятиям и монополиям, что свидетельствует о том, что ТТП ожидает более прозрачной работы от государственных предприятий. Глава, посвященная транспарентности и противодействию коррупции, напрямую затрагивает вопросы прозрачности.

В дополнение к справедливости и открытости в ТТП также сделан акцент на непредвзятости при урегулировании споров государством. Концепция справедливости и открытости пытается обеспечить равные возможности конкуренции для компаний до начала и во время конкурентной борьбы. Тем не менее при возникновении спора в процессе конкурентной борьбы предприятия на иностранном рынке непредвзятость местных властей становится очень важной. С точки зрения объекта спора существуют два основных вида споров с участием иностранных предприятий в процессе конкуренции на локальных рынках. Один из них — спор с местными предприятиями, второй — спор

с местными властями. Если иностранное предприятие не удовлетворено решением спора, в который вовлечены национальные предприятия, оно может выразить несогласие с решением местных властей. Таким образом, эти два вида споров едины по своей природе, они оба касаются отношений между иностранными предприятиями и местным правительством. Помимо общепринятых механизмов решения споров, закрепленных в различных торговых соглашениях, такие главы, как «Регуляторная согласованность», «Административные и институциональные положения», поощряют правительства поддерживать непредвзятое отношение к местным и иностранным предприятиям. Посвященная инвестициям глава ТТП предоставляет иностранным инвесторам больше возможностей принуждения местных правительств к поддержанию непредвзятости. Инвесторы могут сразу начать процедуру рассмотрения спора с участием третьих лиц и с привлечением международного арбитража, без прохождения юридических процедур в принимающей стране.

(III) ТПП отражает запрос глобальных цепочек создания стоимости на изменения международных правил экономической деятельности и торговли

После 1990 г. глобальные цепочки создания стоимости стали преобладать в международном разделении труда [Baldwin, Lopez-Gonzalez, 2013; Johnson, Noguera, 2012]. Действующие правила ВТО в основном базируются на результатах Уругвайского раунда переговоров 1994 г. и не отражают эту тенденцию. В настоящее время концепция глобальных цепочек стоимости отражена во многих многосторонних региональных торговых соглашениях, и в ТТП она изложена наиболее детально. В главе «Конкурентоспособность и формирование условий для развития бизнеса» предлагается учреждение Комитета по конкурентоспособности и созданию условий для развития бизнеса в целях содействия развитию и расширению региональных цепочек поставок (цепочек создания добавленной стоимости).

(1) В рамках глобальных цепочек создания стоимости товары производятся в разных странах, что требует организации разных производственных процессов. Это предполагает, что товары пересекают границу несколько раз во время производственного процесса. Очевидно, в сравнении с традиционным режимом разделения труда в производственном процессе отдельной страны, продукт, произведенный с использованием глобальной цепочки создания стоимости, будет содержать дополнительные издержки, связанные с пересечением границ, которые будут расти по мере роста числа пересечений границ. Таким образом, при более низких тарифах издержки могут быть более высокими. Ввиду этого использование глобальных цепочек создания стоимости требует снижения тарифов на торговлю товарами до нуля. Согласно [Diakantoni, Hubert, 2014], после учета трансграничных издержек фактический тариф в каждой отрасли является намного более высоким, чем номинальный. Если номинальный тариф снижается до нуля, фактический тариф в каждой отрасли также существенно снижается. Для участников ТТП простой средний тариф режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в настоящее время не является высоким. Даже самый высокий вьетнамский тариф составляет всего 10,58%, в то время как в других странах — участницах ТТП он не превышает 7%. Тем не менее, не считая того, что все продукты в Сингапуре облагаются нулевым тарифом, максимальная доля товаров с нулевыми тарифами среди всех товаров наблюдается в Брунее — 75,40%, в то время как в Чили значение этого показателя составляет менее 1%. В первый год после вступления в силу соглашения о ТТП тарифы на большинство продуктов будут снижены до нуля. Доля продуктов с нулевыми тарифами в Австралии, Брунее, Канаде, Чили, Сингапуре и США вырастет до 90%; в Японии, Малайзии и Перу — превысит 80%. В Мексике и Вьетнаме значения данного

показателя не достигнут таких высоких уровней, но все же составят 76,99 и 64,22% соответственно.

(2) Развитие глобальных цепочек создания стоимости требует распространения трансграничных правил до национального уровня. При традиционном разделении труда, т.е. в тех случаях, когда производство продуктов осуществляется одной страной и в производственный процесс не вовлекаются другие страны, необходимо обращать внимание лишь на трансграничные правила. В глобальных цепочках создания стоимости один продукт производится в разных странах. Для содействия производственным процессам внутренние правила стран следует ограничить. Очевидно, что ТТП в части внутренних правил имеет более обязательный характер, чем имеющиеся торговые соглашения, в особенности в отношении производственных процессов. Например, соответствующие правила в главе, посвященной инвестициям, нацелены на поддержку транснациональных корпораций в организации производства по всему миру; требование «пряжа вперед» в главе «Текстиль и одежда» нацелено на продвижение развития региональных цепочек создания стоимости среди участников ТТП.

Таблица 2. Средние тарифы участников ТТП и доля нулевых тарифов до и после внедрения ТТП, %

Участник ТТП Простой средний тариф Доля продуктов с нулевыми тарифами РНБ Доля нулевых тарифов в первый год после внедрения ТТП

Австралия 2,87 46,19 93,04

Бруней 3,46 75,40 92,04

Канада 3,73 52,23 94,93

Чили 5,98 0,45 94,74

Япония 4,21 40,13 86,11

Малайзия 6,54 60,63 84,71

Мексика 6,84 56,12 76,99

Перу 5,12 52,92 80,04

Сингапур 0 99,92 100

США 4,32 36,42 92,96

Вьетнам 10,58 32,33 64,22

Примечание. Новая Зеландия временно исключена из таблицы, поскольку наблюдаются сложности с формированием ее плана тарифных уступок. Однако, поскольку уровни либерализации торговли в Новой Зеландии и Австралии схожи, несложно сделать вывод, что доля нулевых тарифов в Новой Зеландии составит до 90% после вступления в силу ТТП.

Источник: составлено авторами путем систематизации планов тарифных уступок в рамках

ТТП.

(3) Развитие глобальных цепочек создания стоимости требует формулирования унифицированных стандартов. Когда продукт производится в разных странах, для эффективного соединения всех производственных процессов стандарты этих стран должны быть едиными. Тенденция к унификации неизбежна. Для развития единых стандартов ТТП содержит специальные приложения для определенных продуктов, таких как косметические средства, медицинские изделия, лекарственные препараты,

информационно-коммуникационные технологии, красное вино и очищенный спирт, расфасованные товары и пищевые добавки, сельскохозяйственные продукты и т.д. Этих приложений нет в предыдущих соглашениях.

(4) Глобальные цепочки создания стоимости требуют принятия во внимание уровня развития. Данные цепочки соединяют разные страны, и их развитие зависит от сбалансированного и скоординированного прогресса каждой страны. Когда некоторые страны обладают ограниченными возможностями участия в цепочках, они оказывают негативное влияние на прогресс всех региональных цепочек создания стоимости. Режим развития глобальных цепочек создания стоимости заставляет развитые страны принимать во внимание выгоды развивающихся стран. Таким образом, согласно главе ТТП об инвестициях, важно развивать способности менее развитых стран по участию в глобальных цепочках создания стоимости. ТТП является первым соглашением в США, содержащим главу об инвестициях. Для реализации целей экономического роста, устойчивого развития и борьбы с бедностью был создан Комитет по развитию, который помогает развивающимся странам использовать экономические возможности, создаваемые ТТП.

(III) ТТП учитывает преимущества транснациональных корпораций и малого и среднего бизнеса и ограничивает специальную государственную поддержку государственных предприятий

На конкурентных международных рынках предприятия можно разделить на два класса по их размеру: транснациональные корпорации (обычно крупные) и малый и средний бизнес (МСБ). Транснациональные корпорации способны организовать глобальное или региональное производство и продажи, т.е. сформировать глобальные цепочки создания стоимости, в то время как МСБ может осуществлять организацию лишь в пределах соответствующих стран и получать выгоду от участия в цепочках создания стоимости. Общим оппонентом и тех, и других компаний являются государственные предприятия, и как транснациональные корпорации, так и МСБ могут потерять выгоды от участия в глобальных цепочках из-за неоправданной государственной поддержки государственных предприятий. ТТП обращает внимание на интересы транснациональных корпораций и МСБ и содержит соответствующие главы, ограничивающие допустимое поведение государств и государственных предприятий.

Глава, посвященная временному въезду для бизнесменов, имеет прямое отношение к транснациональным корпорациям. Организация глобального производства транснациональными корпорациями предполагает существенный рост трансграничной деловой активности их сотрудников. В целях снижения обусловленных этим трансграничных издержек необходима соответствующая глава в соглашении для облегчения временного въезда бизнесменов. В приложении к данной главе каждый участник ТТП берет на себя обязательство по повышению прозрачности временного въезда для бизнесменов.

Глава, посвященная электронной коммерции, в основном нацелена на создание низкозатратной, безопасной и надежной среды для предприятий и лиц в каждой стране ТТП, чтобы предприятия и отдельные лица могли использовать Интернет для ведения электронного бизнеса, расширения электронной коммерции и стимулирования соответствующих инноваций через развитие свободного, открытого, безопасного и стабильного Интернета. Таким образом, данная глава может способствовать созданию новых торговых и инвестиционных возможностей для стран, повышению занятости и продвижению экономического роста. В конечном счете она будет формировать условия для ввода транснациональных корпораций в среду «Интернет+» и для использова-

ния малыми и средними предприятиями Интернета в целях интеграции в глобальные цепочки создания стоимости. ТТП устанавливает более высокий стандарт электронной коммерции, чем существующие торговые соглашения, и его обязательная сила, очевидно, является более широкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от предыдущих соглашений, в ТТП сделан акцент на выгодах для МСБ. Инновационное развитие МСБ является центральным вопросом для всех экономик АТЭС. С 1994 г. в качестве одной из министерских конференций в рамках АТЭС ежегодно проводится министерская конференция по вопросам малого и среднего бизнеса, на которой поднимаются вопросы, относящиеся к продвижению МСБ. Тем не менее существующие торговые соглашения не обращают особого внимания на МСБ. В резюме соглашения ТТП, опубликованном Торговым представительством США, «малый и средний бизнес (МСБ)» упоминается более 15 раз, что отражает нацеленность ТТП на вовлечение МСБ в международную экономическую и торговую деятельность. В рамках многосторонних договоров соглашения о государственных закупках не затрагивают МСБ, поскольку в основном содействие оказывается выходу крупных предприятий на рынки иностранных государственных закупок, а МСБ не способны конкурировать за иностранный государственный заказ. Тем не менее глава ТТП «Государственные закупки» впервые обращает особое внимание на МСБ и продвигает его развитие, способствуя обмену информацией и созданию Комитета по МСБ.

Уделяя внимание транснациональным корпорациям и малым и средним компаниям, ТТП также уделяет внимание государственным предприятиям. Глава ТТП, посвященная государственным предприятиям, ограничивает недопустимое поведение этих организаций в сфере прямых субсидий, финансовых льгот, гарантий, монополий и вложения капитала в труднореализуемые активы, и гарантирует, что государственные предприятия должны работать на чисто коммерческих условиях и вести справедливую конкуренцию с частными компаниями. Ее основное содержание включает в себя: (1) недискриминирующее обращение и коммерческие интересы; это означает, что государственные предприятия должны осуществлять свою деятельность исключительно на коммерческих основах и вести справедливую конкурентную борьбу с иностранными и частными предприятиями; (2) некоммерческую помощь, которая не предполагает коммерческих интересов в коммерческих закупках и продажах государственных предприятий в странах — участницах ТТП, если это не противоречит целям оказания государственных услуг; (3) транспарентность, которая требует устранения финансовых льгот для государственных предприятий и отмены преференций для них в сфере государственных закупок, а также гарантирует прозрачность информации о государственных предприятиях, в том числе в части коммерческого содержания, финансовой отчетности и т.д.; (4) освобождения и исключения, которые предусматривают привилегии для некоторых государственных организаций; например, Фонд национального благосостояния Малайзии пользуется двухлетним освобождением от споров, Сингапурская инвестиционная компания Temasek Holdings и Правительственная инвестиционная корпорация Сингапура также имеют некоторые привилегии.

(IV) ТТП сосредоточено на интересах США и уделяет внимание интересам других участников ТТП

Как упоминалось ранее, правила ТТП отражают международные экономические и торговые концепции США и объективно используют преимущества США. Многие положения текста соглашения переносят американские внутренние законы и нормы регулирования на международный уровень. Они легко принимаются США, но часто представляют собой серьезные вызовы для других участников. Для достижения кон-

сенсуса в переговорах ТТП также уделяет внимание интересам других участников партнерства, что отражено в главе «Исключения» и в приложениях. Различные главы документа также содержат специальные положения для отдельных участников ТТП. Такие главы включают в себя «Торговлю товарами», «Инвестиции», «Трансграничную торговлю услугами», «Финансовые услуги», «Временный въезд для бизнесменов», «Государственные закупки», «Государственные предприятия», «Интеллектуальную собственность», «Исключения» и т.д. Например, в приложениях к главе «Торговля товарами» для разных стран предусмотрено разное содержание. Для таких участников ТТП, как Австралия, Бруней, Чили, Новая Зеландия, Перу и Сингапур, прописаны лишь общие указания и планы упразднения тарифов, в то время как для Канады, Японии, Малайзии, Мексики, США и Вьетнама также предусмотрены прочие приложения, такие как тарифные квоты, меры защиты сельского хозяйства, различия в ставках таможенных пошлин, торговля транспортными средствами, скидки на импортные пошлины и т.д. Кроме того, для разных стран предусмотрен разный переходный период, например, для США предусмотрен самый длительный переходный период (30 лет), а для Австралии данный период составляет всего четыре года.

Общее влияние ТТП на Китай

(I) ТТП станет причиной переориентации торговых потоков

В краткосрочной перспективе после внедрения ТТП следует ожидать переориентации торговых потоков Китая, однако этот эффект является контролируемым. Согласно табл. 2, в результате имплементации ТТП доля нулевых тарифов в большинстве стран-участниц превысит 80%. В то же время многие положения окажут негативное влияние на страны за пределами региона, например, меры таможенного администрирования и содействия торговле, жесткие санитарные и фитосанитарные стандарты, стандарты интеллектуальной собственности, правила происхождения текстиля и одежды и т.д. В соответствии с результатами, полученными с помощью основных имитационных моделей для Китая и других стран, большинство тарифных снижений, установленных этими моделями, является более высоким, чем реально отражено в тексте. Согласно результатам моделирования, в краткосрочном периоде влияние ТТП на экономику Китая будет эквивалентно 0,1—0,3% ВВП, что следует считать приемлемым. Тем не менее требуется дальнейший сравнительный анализ полученных в результате моделирования количественных результатов и реальных значений показателей.

Китай подписал соглашения о свободной торговле с восемью участниками ТТП, помимо США, Японии, Канады и Мексики. Эти соглашения компенсируют эффект изменения торговых потоков, который возникнет в результате внедрения ТТП. Согласно опубликованному тексту ТТП, тарифы будут постепенно устраняться участниками ТТП. Для некоторых отраслей, таких как транспортные средства, импортированные США из Японии, предусмотрен переходный период до тридцати лет. Учитывая это, в краткосрочном периоде эффект изменения торговых потоков не будет существенным.

Тем не менее изменение торговых потоков, которое будет вызвано ТТП, станет оказывать влияние на Китай и побуждать его к трансформации и развитию торговли. ТТП предоставляет новые конкурентные преимущества для своих развивающихся участников в производственных отраслях нижнего ценового предела. Китайские производственные и прочие отрасли верхнего ценового предела вынуждены бороться с аналогичными отраслями из других стран. Таким образом, производственная отрасль Китая в настоящее время сталкивается с новыми вызовами. На рынках развитых

стран, таких как США, китайские трудоемкие товары сталкиваются с конкуренцией со стороны развивающихся стран, таких как Вьетнам; на рынках других участников ТТП из АТР производственная отрасль США будет увеличивать свою долю. После финансового кризиса США стали уделять больше внимания производственным отраслям. В период с 2009 по 2014 г. вклад американского экспорта был эквивалентен лишь одной трети американской экономики. Ввиду мер, которые будут предприняты странами ТТП, таких как снижение тарифов, снижение субсидирования экспорта сельскохозяйственных продуктов, существенный объем американских производственных товаров, сельскохозяйственных продуктов и природных ресурсов будет экспортироваться в другие страны — участницы ТТП АТР, и Китай попадет под растущее давление на рынках АТР.

(II) ТТП вызовет переориентацию инвестиционных потоков Китая и повлияет на перестройку модели цепочек создания стоимости в АТР

Положения ТТП в сфере инвестиций нацелены на создание стабильной, прозрачной, предсказуемой и недискриминационной среды для инвесторов стран — участниц ТТП в целях осуществления иностранных инвестиций. Улучшение инвестиционного климата участников ТТП в некоторой степени повлечет за собой изменение инвестиционных потоков, которое отразится на Китае. В частности, могут появиться стимулы к переносу трудоинтенсивных отраслей Китая в страны Юго-Восточной Азии, являющиеся участницами ТТП. Тем не менее эти изменения в некоторой степени согласуются с промышленной модернизацией и развитием Китая. Более того, на иностранные инвестиции будут оказывать влияние такие факторы, как рыночный потенциал, стоимость рабочей силы, государственная политика и т.д. В общем влияние ТТП на инвестиционные потоки Китая является контролируемым.

Следует уделить больше внимания влиянию ТТП на существующие цепочки создания стоимости в АТР. Глобальное производство и торговля перешли от традиционной модели, сосредоточенной на конечных продуктах, к модели, сосредоточенной на цепочках создания стоимости. Глава ТТП, посвященная правилам определения страны происхождения, четко дает понять, что ее целью является «продвижение региональных цепочек предложения и обеспечение того, что страны ТТП, а не страны, находящиеся за пределами соглашения, являются основными бенефициарами» документа. Данная глава предусматривает региональные правила в отношении правил происхождения. Иными словами, с сырьем из одной страны — участницы ТТП следует обращаться так же, как с такими же сырьевыми материалами из любой другой страны ТТП, если эти материалы используются для производства товаров в одной из стран ТТП. Эти положения продвигают интеграцию производственных и торговых цепочек среди участников соглашения и являются благоприятными для формирования единого и интегрированного Азиатско-Тихоокеанского рынка. В настоящее время двумя центрами Азиатско-Тихоокеанских цепочек создания стоимости являются Китай и США, Япония — второстепенный центр. В АТР китайско-американские экономические и торговые отношения имеют первостепенное значение, что соединяет страны АТР в сложную сеть цепочек создания стоимости. Исключение Китая из ТТП разорвет существующую в АТР производственную сеть. Высокие стандарты XXI в., представленные предложенными внутристрановыми правилами в ТТП, представляют собой институциональный фундамент новой региональной производственной сети. Китаю следует ускорить создание Зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе и избегать своей маргинализации в процессе перестройки производственной сети АТР. С точки зрения

отдельных отраслей в главе ТТП «Текстиль и одежда» предлагается требование «пряжа вперед», означающее, что участник ТТП должен использовать пряжу и ткани из своего региона. Это требование внесено в целях стимулирования предложения и инвестиций внутри региона. Только при производстве продуктов из списка «дефицитных продуктов» предусмотрено использование конкретных волокон и тканей, поставляемых в качестве сырья странами, не входящими в ТТП. Эти положения окажут влияние на экспорт производимых в Китае волокон и тканей. Кроме того, положения главы «Трансграничная торговля услугами», касающиеся государственных предприятий, ограничат экспансию китайских компаний на международных рынках; положения об интеллектуальной собственности, увеличат производственные издержки китайских предприятий и повлияют на их переход в более высокую категорию в цепочках создания стоимости. Также существенно возрастет защита фармацевтических патентов. Все это повлияет на позиции китайских предприятий на международной арене.

(II) ТТП окажет влияние на промышленное развитие, работу рынков и на системы управления в Китае

В долгосрочной перспективе через влияние на конкурентную среду, установление новых технических стандартов для традиционных отраслей и новых правил для развивающихся отраслей ТТП будет оказывать влияние на промышленное развитие, работу рынков и систему управления в Китае.

В целях продвижения экономического и торгового развития участников соглашение о ТТП предлагает правила, основанные на высоких стандартах, для формирования новой среды рыночной конкуренции. Например, документ предлагает более простые и четкие меры содействия торговле в целях повышения эффективности работы таможни, а также в целях стимулирования коммерческого развития МСБ. В документе рассматриваются лучшие практики в торговом посредничестве, что повышает прозрачность посредничества и легитимность его процедур, а также облегчает временный въезд для бизнесменов. В отношении санитарных и фитосанитарных мер соглашение устанавливает научно обоснованные новые стандарты и высокие требования к безопасности продуктов питания и т.д. В сфере технических барьеров в торговле оно предлагает новые стандарты, в том числе специфические нормы для таких товаров, как косметические средства, медицинские изделия, лекарственные препараты, информационно-коммуникационные технологии и т.д. Кроме того, в нем оговариваются более высокие требования к конкурентной среде, с которыми сталкивается Китай в отношении сквозных вопросов, таких как интеллектуальная собственность, рабочая сила, окружающая среда и т.д.

ТТП формирует новую систему правил для отрасли услуг и развивающихся отраслей, таких как трансграничная торговля услугами, финансовые услуги, телекоммуникации, электронная коммерция и т.д. Все это устанавливает высокие стандарты для участия Китая в конкуренции в глобальной отрасли услуг. В отношении новых и развивающихся отраслей стандарты ТТП устанавливаются в зависимости от уровня развития стран. Будучи важной страной в развитии мировой электронной коммерции, в особенности будучи большой страной с точки зрения трансграничного потребления, Китай должен усилить свой голос в формировании правил для этих отраслей.

ТТП распространяет некоторые национальные меры политики, которые прежде находились под управлением отдельных стран, на весь регион; примеры можно найти в главах о государственных предприятиях и монополиях, регуляторной согласованности и т.д. Цель этих правил заключается в использовании системы внутренних мер поли-

тики в развитых странах, таких как США, для ограничения операций и действий надзорных органов других стран, чтобы сформировать единую деловую среду и рыночные стандарты, а также транслировать ценности США. После того как границы действия этих правил будут расширены до международного уровня, они будут оказывать огромное влияние на операции китайских предприятий и надзорную деятельность государства.

Учитывая изложенное выше, влияние традиционной переориентации торговых потоков в результате создания ТТП на китайскую экономику является контролируемым, в то время как исключение Китая из ТТП разорвет существующую в АТР производственную сеть. В долгосрочном периоде новые стандарты XXI в., предлагаемые ТТП, будут оказывать влияние на промышленное развитие, работу рынков и системы управления в Китае. ТТП представляет интересы развитых стран; развивающиеся страны и страны с переходной экономикой должны добиваться формирования новых правил торговли и инвестиций в целях повышения инклюзивности глобальных цепочек создания стоимости.

Литература

Baldwin R., Lopez-Gonzalez J. (2013) Supply-Chain Trade: A Portrait of Global Patterns and Several Testable Hypotheses // NBER Working Paper. No. 18957.

Diakantoni A., Hubert E. (2014) Trade in Tasks, Tariff Policy and Effective Protection Rates // WTO Staff Working Paper ERSD-2014-22.

Dong Y. (2014) Development Tendency of Global Trade Rules and China's Opportunities // International Economic Review (In Chinese Version). No. 1. P. 45—64.

Dong Y., Feng W., Qiu W. (2009) Deeper Integration: New Trend in the Strategies for China's Free Trade Area // Contemporary Asia-Pacific Studies (In Chinese Version). No. 4. P. 111-137.

Johnson R.C., Noguera G. (2012) Fragmentation and Trade in Value Added over Four Decades // NBER Working Paper. No. 18186.

Ni J. (2009) Unfair "Fair Trade" // China-Today Forum (In Chinese Version). No. 1. P. 29-31.

Unveiling the Trans-Pacific Partnership: An Analysis of the Full Text

Y. Dong, Q. Su

Yan Dong - PhD, Director and Senior Fellow, Department of International Trade, Institute ofWorld Economics and Politics, Chinese Academy of Social Sciences; 5 Jianguomennei St., Dongcheng District, Beijing, China; E-mail: dongyan@cass.org.cn

Qingyi Su - Senior Research Fellow, Department of International Trade, Institute ofWorld Economics and Politics, Chinese Academy ofSocial Sciences; 5 Jianguomennei St., Dongcheng District, Beijing, China; E-mail: suqy@cass. org.cn

Abstract

This article systematically analyzes the full text of the Trans-Pacific Partnership (TPP) from the perspectives of breadth, depth and new concepts. First, by comparing it to free trade agreements (FTAs) that the United States has signed with economies in the Asia-Pacific region and FTAs other economies have signed in the region, it assesses the extension of the TPP text's chapters. Second, it classifies those chapters into four categories: deepening traditional topics, deeper integration, new topics and other institutional topics. Third, the article summarizes four new concepts based on an analysis of the text: to generalize the U.S. idea of international trade and investment rules, to respond to the demand for change in global value chains on global trade governance, to consider the interests of multinational corporations and small and medium-sized enterprises, and to prioritize U.S. interests while taking into account other members' interests. Finally, the article analyzes the comprehensive impact of TPP rules on China.

Key words: Trans-Pacific Partnership; free trade agreement; trade rules; Asia-Pacific; United States; China; global value chains

References

Baldwin R., Lopez-Gonzalez J. (2013) Supply-Chain Trade: A Portrait of Global Patterns and Several Testable Hypotheses. NBER Working Paper, no 18957.

Diakantoni A., Hubert E. (2014) Trade in Tasks, Tariff Policy and Effective Protection Rates. WTO Staff Working Paper ERSD-2014-22.

Dong Y. (2014) Development Tendency of Global Trade Rules and China's Opportunities. International Economic Review (In Chinese Version), no 1, pp. 45-64.

Dong Y., Feng W., Qiu W. (2009) Deeper Integration: New Trend in the Strategies for China's Free Trade Area. Contemporary Asia-Pacific Studies (In Chinese Version), no 4, pp. 111-137.

Johnson R.C., Noguera G. (2012) Fragmentation and Trade in Value Added over Four Decades. NBER Working Paper, no 18186.

Ni J. (2009) Unfair "Fair Trade". China-Today Forum (In Chinese Version), no 1, pp. 29-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.