РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Макарова Н.А.1, Максимова Н.В.2
1Макарова Наталья Александровна - заведующий;
2Максимова Наталья Витальевна - заместитель заведующего по воспитательной и методической работе,
Детский сад № 190 «Дюймовочка» Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада», г. Тольятти
Аннотация: в статье раскрывается содержание работы детского сада по ранней профориентации с воспитанниками. Базируясь на основных нормативных документах, предпринимается попытка структурировать профориентационную работу с дошкольниками, пробудить в них интерес к миру творческих профессий через развитие ручной умелости.
Ключевые слова: ранняя профориентация дошкольников, ручная умелость, «погружение в профессию», изобразительные и декоративно-прикладные техники, профессии творческой направленности.
Мир профессий в обществе - это сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. И современная действительность нам диктует новые требования. При этом каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии включает в себя знания ребенка о различных видах труда, которые в дальнейшем облегчат ему самостоятельный выбор. Поэтому, очень важно чтобы в информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях.
С 2019 года реализуется Федеральный проект «Успех каждого ребенка», в рамках национального проекта «Образование». Проект направлен на развитие дополнительного образования, выявление, сопровождение и поддержку одаренных детей, самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.
Поэтому ранняя профориентация дошкольников и разработка проектов по ознакомлению с профессиями является одним из ключевых направлений в работе по реализации национального проекта.
В ходе решения вопросов по ранней профориентации дошкольников педагоги руководствуются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, которым определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, и часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
А также, решению вопросов по ранней профориентации дошкольников способствует изучение особенностей различных профессий через использования приема «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами и овладения элементарными профессиональными действиями доступными для дошкольников.
В нашем детском саду реализуется проект - «Город мастеров».
Основные направления проекта «Город мастеров» нацелены на развитие системы ранней профориентации дошкольников и развитие ручной умелости при освоении изобразительных и декоративно-прикладных техник.
В данном проекте дошкольников знакомят с творческими профессиями, и развивают ручную умелость воспитанников.
Ручная умелость рассматривается - как способность выполнять ряд действий, связанных с той или иной профессиональной деятельностью.
Ранняя профориентация дошкольников через овладение изобразительными и декоративно -прикладными техниками является доступным способом развития ручной умелости.
В проекте «Город мастеров» процесс развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, как условие ранней профориентации дошкольников направлен на освоение творческих профессий, в основе которых лежит использование изобразительных и декоративно-прикладных техник: батик, декупаж, валяние, скрапбукинг, бумагапластика, квилинг, бисероплетение, гончарное дело.
Использование всех вышеперечисленных техник позволит значительно разнообразить процесс развития ручной умелости дошкольника, сделает его увлекательным, а также поможет привить интерес к творческой профессиональной деятельности.
При реализации проекта «Город мастеров» очень важным является оснащение групп необходимым оборудованием, пособиями и материалами. Для организации работы в группах оформляются творческие Мастерские по ознакомлению с трудом взрослых с наглядными материалами.
Все представленные материалы и оборудование должны быть интересны своей новизной, способом использования, получаемым результатом. Они должны предусматривать свободу выбора техник в соответствии с интересами ребенка, его возможностями и замыслом.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе развития самостоятельности и инициативности воспитанников, в частности способствует ранней профориентации дошкольников и развитию ручной умелости.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
• углубить практические знания воспитанников;
• выявить интересы и склонности воспитанников;
• развивать интерес и умение осуществлять профессиональные действия.
Получив знания о профессиональной деятельности, и освоив практические навыки и умения в изобразительных и декоративно-прикладных техниках дети получают возможность применить их в практической деятельности.
Так при ознакомлении с профессией декоратора помещений был разработан проект «Дом в котором мы живем». В нем дети совместно с педагогом отразили свое видение оформления помещений и их дизайнерское решение, определили, в каких техниках они смогут реализовать свой замысел.
Формируя умение у старших дошкольников планировать свою деятельность, воспитанники на стенде «Просто некогда скучать» обозначали в какой технике они хотели бы работать, совместно определили, кто что будет декорировать. При реализации замысла воспитанники использовали такие техники как: декупаж - дизайнерское решение оформления стен, пола и потолка макета здания; так же были использованы техники ткачество и лоскутная аппликация - дизайнерское решение оформления интерьера помещения.
При реализации проекта «В мире театра» воспитанники применяют знания о профессии художника -оформителя театрализованных постановок с использованием умений и навыков в техниках: валяние (дизайн костюма), декупаж и ткачество (оформление декораций к спектаклю), батик (изготовление ширм), гончарное дело (изготовление посуды и атрибутов).
Воспитанники детского сада с удовольствием занимаются в творческих мастерских «Гончарная мастерская», «Ткацкая мастерская», «Валяльная мастерская», где в практической деятельности они могут применить уже полученные навыки и умения и познакомиться с профессиональной деятельностью мастеров.
В целом следует отметить, что использование разнообразных техник является одним из показателей уровня развития ручной умелости дошкольников и позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.
Список литературы
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. // М.: ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2005.
2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. // М.: Мозаика-Синтез, 2005.
3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М., 1988.
4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие // Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ, 2012. №° 3.
6. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? // Издательство ГНОМ и Д, 2011.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. // М.: Центр педагогического образования, 2014.