Научная статья на тему 'РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / РУЧНАЯ УМЕЛОСТЬ / «ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ» / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫЕ ТЕХНИКИ / ПРОФЕССИИ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Н.А., Максимова Н.В.

в статье раскрывается содержание работы детского сада по ранней профориентации с воспитанниками. Базируясь на основных нормативных документах, предпринимается попытка структурировать профориентационную работу с дошкольниками, пробудить в них интерес к миру творческих профессий через развитие ручной умелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Н.А., Максимова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Макарова Н.А.1, Максимова Н.В.2

1Макарова Наталья Александровна - заведующий;

2Максимова Наталья Витальевна - заместитель заведующего по воспитательной и методической работе,

Детский сад № 190 «Дюймовочка» Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада», г. Тольятти

Аннотация: в статье раскрывается содержание работы детского сада по ранней профориентации с воспитанниками. Базируясь на основных нормативных документах, предпринимается попытка структурировать профориентационную работу с дошкольниками, пробудить в них интерес к миру творческих профессий через развитие ручной умелости.

Ключевые слова: ранняя профориентация дошкольников, ручная умелость, «погружение в профессию», изобразительные и декоративно-прикладные техники, профессии творческой направленности.

Мир профессий в обществе - это сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. И современная действительность нам диктует новые требования. При этом каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.

Дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии включает в себя знания ребенка о различных видах труда, которые в дальнейшем облегчат ему самостоятельный выбор. Поэтому, очень важно чтобы в информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях.

С 2019 года реализуется Федеральный проект «Успех каждого ребенка», в рамках национального проекта «Образование». Проект направлен на развитие дополнительного образования, выявление, сопровождение и поддержку одаренных детей, самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.

Поэтому ранняя профориентация дошкольников и разработка проектов по ознакомлению с профессиями является одним из ключевых направлений в работе по реализации национального проекта.

В ходе решения вопросов по ранней профориентации дошкольников педагоги руководствуются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, которым определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, и часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

А также, решению вопросов по ранней профориентации дошкольников способствует изучение особенностей различных профессий через использования приема «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами и овладения элементарными профессиональными действиями доступными для дошкольников.

В нашем детском саду реализуется проект - «Город мастеров».

Основные направления проекта «Город мастеров» нацелены на развитие системы ранней профориентации дошкольников и развитие ручной умелости при освоении изобразительных и декоративно-прикладных техник.

В данном проекте дошкольников знакомят с творческими профессиями, и развивают ручную умелость воспитанников.

Ручная умелость рассматривается - как способность выполнять ряд действий, связанных с той или иной профессиональной деятельностью.

Ранняя профориентация дошкольников через овладение изобразительными и декоративно -прикладными техниками является доступным способом развития ручной умелости.

В проекте «Город мастеров» процесс развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, как условие ранней профориентации дошкольников направлен на освоение творческих профессий, в основе которых лежит использование изобразительных и декоративно-прикладных техник: батик, декупаж, валяние, скрапбукинг, бумагапластика, квилинг, бисероплетение, гончарное дело.

Использование всех вышеперечисленных техник позволит значительно разнообразить процесс развития ручной умелости дошкольника, сделает его увлекательным, а также поможет привить интерес к творческой профессиональной деятельности.

При реализации проекта «Город мастеров» очень важным является оснащение групп необходимым оборудованием, пособиями и материалами. Для организации работы в группах оформляются творческие Мастерские по ознакомлению с трудом взрослых с наглядными материалами.

Все представленные материалы и оборудование должны быть интересны своей новизной, способом использования, получаемым результатом. Они должны предусматривать свободу выбора техник в соответствии с интересами ребенка, его возможностями и замыслом.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе развития самостоятельности и инициативности воспитанников, в частности способствует ранней профориентации дошкольников и развитию ручной умелости.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять профессиональные действия.

Получив знания о профессиональной деятельности, и освоив практические навыки и умения в изобразительных и декоративно-прикладных техниках дети получают возможность применить их в практической деятельности.

Так при ознакомлении с профессией декоратора помещений был разработан проект «Дом в котором мы живем». В нем дети совместно с педагогом отразили свое видение оформления помещений и их дизайнерское решение, определили, в каких техниках они смогут реализовать свой замысел.

Формируя умение у старших дошкольников планировать свою деятельность, воспитанники на стенде «Просто некогда скучать» обозначали в какой технике они хотели бы работать, совместно определили, кто что будет декорировать. При реализации замысла воспитанники использовали такие техники как: декупаж - дизайнерское решение оформления стен, пола и потолка макета здания; так же были использованы техники ткачество и лоскутная аппликация - дизайнерское решение оформления интерьера помещения.

При реализации проекта «В мире театра» воспитанники применяют знания о профессии художника -оформителя театрализованных постановок с использованием умений и навыков в техниках: валяние (дизайн костюма), декупаж и ткачество (оформление декораций к спектаклю), батик (изготовление ширм), гончарное дело (изготовление посуды и атрибутов).

Воспитанники детского сада с удовольствием занимаются в творческих мастерских «Гончарная мастерская», «Ткацкая мастерская», «Валяльная мастерская», где в практической деятельности они могут применить уже полученные навыки и умения и познакомиться с профессиональной деятельностью мастеров.

В целом следует отметить, что использование разнообразных техник является одним из показателей уровня развития ручной умелости дошкольников и позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Список литературы

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. // М.: ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2005.

2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. // М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М., 1988.

4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие // Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ, 2012. №° 3.

6. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? // Издательство ГНОМ и Д, 2011.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. // М.: Центр педагогического образования, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.