Научная статья на тему 'РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / поколение Z / компетенции / непрерывное образование / профориентация / digitalization / generation Z / competencies / continuing education / career guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царапкина Юлия Михайловна, Миронов Алексей Геннадьевич, Нагорнова Алина Александровна

С целью повышения качества профессиональной ориентации обучающихся необходима не только поддержка в выборе профессиональной области, но и в поиске образовательных ресурсов для реализации соответствующей образовательно-профессиональной траектории, а также последующего использования данных ресурсов. В связи с этим, одной из важнейших задач современной системы образования становится поддержка участников образовательных отношений в профессиональном самоопределении и помощи в построении профессионального маршрута. С целью получения обратной связи и оценки релевантности использования электронных образовательных ресурсов в рамках ранней профессиональной ориентации было проведено анкетирование старших школьников. В результате анализа полученных данных были отмечены такие образовательные ресурсы как Навигатум, Атлас новых профессий, Смартия, Проектория, Калейдоскоп профессий. Все описанные ресурсы ориентированы на развитие навыков профессионального выбора, способности адекватно оценивать свои профессиональные возможности, выстраивать индивидуальную образовательно- профессиональную траекторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царапкина Юлия Михайловна, Миронов Алексей Геннадьевич, Нагорнова Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In order to improve the quality of professional orientation of students, it is necessary not only to support in choosing a professional field, but also in finding educational resources for the implementation of the appropriate educational and professional trajectory, as well as the subsequent use of these resources. In this regard, one of the most important tasks of the modern education system is to support participants in educational relations in professional self-determination and assistance in building a professional route. In order to receive feedback and assess the relevance of the use of electronic educational resources in the framework of early professional orientation, a survey of senior schoolchildren was conducted. As a result of the analysis of the data obtained, such educational resources as Navigatum, Atlas of New Professions, Smartia, Projection, Kaleidoscope of professions were noted. All the described resources are focused on the development of professional choice skills, the ability to adequately assess their professional capabilities, to build an individual educational and professional trajectory.

Текст научной работы на тему «РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

Педагогика

УДК 378.004

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Царапкина Юлия Михайловна

Российский государственный аграрный университет -

Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева (г. Москва); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, заведующий кафедрой психологии, педагогики и экологии человека Миронов Алексей Геннадьевич Красноярский государственный аграрный университет (г. Красноярск); учитель английского языка Нагорнова Алина Александровна ГБОУ Школа №1191(г. Москва);

аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования

Российский государственный аграрный университет -

Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева (г. Москва)

РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ

Аннотация. С целью повышения качества профессиональной ориентации обучающихся необходима не только поддержка в выборе профессиональной области, но и в поиске образовательных ресурсов для реализации соответствующей образовательно-профессиональной траектории, а также последующего использования данных ресурсов. В связи с этим, одной из важнейших задач современной системы образования становится поддержка участников образовательных отношений в профессиональном самоопределении и помощи в построении профессионального маршрута. С целью получения обратной связи и оценки релевантности использования электронных образовательных ресурсов в рамках ранней профессиональной ориентации было проведено анкетирование старших школьников. В результате анализа полученных данных были отмечены такие образовательные ресурсы как Навигатум, Атлас новых профессий, Смартия, Проектория, Калейдоскоп профессий. Все описанные ресурсы ориентированы на развитие навыков профессионального выбора, способности адекватно оценивать свои профессиональные возможности, выстраивать индивидуальную образовательно-профессиональную траекторию.

Ключевые слова: цифровизация, поколение Z, компетенции, непрерывное образование, профориентация.

Annotation. In order to improve the quality of professional orientation of students, it is necessary not only to support in choosing a professional field, but also in finding educational resources for the implementation of the appropriate educational and professional trajectory, as well as the subsequent use of these resources. In this regard, one of the most important tasks of the modern education system is to support participants in educational relations in professional self-determination and assistance in building a professional route. In order to receive feedback and assess the relevance of the use of electronic educational resources in the framework of early professional orientation, a survey of senior schoolchildren was conducted. As a result of the analysis of the data obtained, such educational resources as Navigatum, Atlas of New Professions, Smartia, Projection, Kaleidoscope of professions were noted. All the described resources are focused on the development of professional choice skills, the ability to adequately assess their professional capabilities, to build an individual educational and professional trajectory.

Key words: digitalization, generation Z, competencies, continuing education, career guidance.

Введение. Современное общество существует в условиях фундаментальных трансформаций, ориентированных на изменения в инновационной экономике, которая, в свою очередь, предполагает новую парадигму образования. Ключевой целью становится формирование инновационного образования, направленного на всестороннее развитие общества, что требует качественного изменения в педагогической системе, повышение её практико-ориентированной составляющей, создание условий для реализации непрерывного образования. Одним из приоритетных направлений образовательной системы России является укрепление связи между производственной, научной и образовательной сферой [10]. В условиях цифровизации возрастает роль опережающего образования. Это определяет направление образовательной системы на формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, проявляющихся в виде готовности будущих специалистов осуществлять определенные виды деятельности и принятия ответственности за свои действия. В это же время актуализируется проблема готовности обучающихся к профессиональному самоопределению и необходимости поэтапной работы по профессиональной ориентации [2].

С целью повышения качества профессиональной ориентации обучающихся необходима не только поддержка в выборе профессиональной области, но и в поиске образовательных ресурсов для реализации соответствующей образовательно-профессиональной траектории, а также последующего использования данных ресурсов [6]. В связи с этим, одной из важнейших задач современной системы образования становится поддержка участников образовательных отношений в профессиональном самоопределении и помощи в построении профессионального маршрута [8].

Профессиональная ориентация представляет собой совокупность компонентов, ориентированных на подготовку обучающихся к выбору профессиональной области или смену сферы деятельности в соответствии с интересами, возможностями, полученными навыками индивидов. В современных условиях, профессиональная ориентация является обязательным элементом функционирования рынка труда [7].

В эпоху цифровизации меняются основные принципы взаимодействия. Поколение Z использует в своей деятельности инновационные каналы коммуникации,имеет неограниченный доступ к различным информационным площадкам, в том числе к ресурсам профессиональной ориентации. В соответствии со статистикой, представленной сервисом Яндекс.Вордстат, количество поисковых запросов по слову «профориентация» в 2021 году в среднем составляла 150 тыс. раз в месяц, в 2022 году 170 тыс. запросов в месяц, в 2023 году данный показатель достигает 300 тыс. запросов в месяц. Таким образом, наблюдается положительная динамика спроса на профориентационные образовательные ресурсы.

Также важно отметить роль педагога, который приобретает в большей степени координационную и консультационную функцию. Деятельность педагога направлена на развитие у обучающихся мотивации к получению знаний в контексте образа будущей профессиональной деятельности, а также готовности к непрерывному обучению в условиях цифровизации.

Изложение основного материала статьи. Вопросы профессиональной ориентации продолжают изучаться современными деятелями науки. По мнению В.В. Маркова, использование ранней профессиональной ориентации позволяет высшим учебным заведениям в небольших регионах приобретать конкурентные преимущества перед другими образовательными организациями:

- организация маркетинговой стратегии. В небольших городах субъектов РФ располагается чаще всего небольшое количество крупных организаций и школ. Применяя инструменты ранней профессиональной ориентации, и используя полученные данные опросов, становится возможным определение общего настроения обучающихся в конкретной городской школе, в связи с которым происходит дальнейшее планирование профориентационной деятельности;

- выявление актуальных предпочтений потенциальных абитуриентов. Среди обучающихся младшей и средней школы можно получить объективные данные о профессиональной ориентации и сравнить их с результатами опроса старшеклассников;

- проведение необходимых корректировок в плане набора. В соответствии с полученными результатами ранней профессиональной ориентации можно формировать план набора, исходя из объективных данных о предпочтениях обучающихся всех возрастных групп.

В результате исследования автор приходит к выводу о том, что только регулярная и непрерывная работа позволяет повышать интерес потенциальных абитуриентов к обучению в конкретной образовательной организации. Проведение опросов способствует своевременному внесению корректировок в образовательные программы подготовки будущих специалистов [5].

С точки зрения А.Г. Дармаевой, А.Ю. Устюжиной, одним из результативных инструментов реализации процесса профессиональной ориентации с целью получения профессионального опыта в конкретной сфере деятельности является проведение профессиональных проб. В рамках профессиональных проб обучающиеся получают объективные знания и профессиональный опыт для последующего составления образовательного маршрута [3].

Л.М. Туранова, A.A. Стюгин подчеркивают, что важнейшим трендом современной системы образования является цифровизация, поэтому использование дистанционных методов обучения может способствовать консолидации деятельности по профориентационной работе. Авторы выделяют некоторые факторы, в соответствии с которыми возрастает потребность в использовании дистанционного образования. Во-первых, информационные технологии позволяют повысить интерес обучающихся к образовательной деятельности. Во-вторых, благодаря дистанционным методам обучения, достигается равный доступ обучающихся к системе профоринтационной работы. В условиях виртуального пространства обучающимся предоставляется выбор вариативных модулей, ориентация на самореализацию и индивидуализацию. В процессе использования электронных ресурсов обучающиеся взаимодействуют друг с другом, развивают навыки межличностного общения [9].

М.А. Конюшенко, С.М. Конюшенко отмечают, что одной из проблем результативности профессиональной ориентации выступает отсутствие у учеников такой важной компетенции как способность поразмышлять о том, каким образом нужно действовать, чтобы достигнуть желаемого результата. Авторы предлагают использовать образовательный ресурс «Атлас новых профессий», который позволяет обучающимся ощутить себя реальными строителями своей будущей жизнедеятельности. Чтобы обучающиеся испытывали меньше стресса при выборе профессии, необходимо уметь договариваться, выстраивать взаимодействие, грамотно выражать свою точку зрения, быть терпеливым [4].

Ю.С. Бушланова с целью профессионального самоопределения предлагает использовать цифровой учебно-методический комплекс «Школа skills. Ргопрофессии». Данная система представляет собой совокупность образовательных инструментов, состоящую из инновационных технологий, образовательных ресурсов, нормативной документации. Основная цель обучения состоит в развитии гибких навыков, а также в прохождении образовательных курсов по профессиональному самоопределению обучающихся [1].

С целью получения обратной связи и оценки релевантности использования электронных образовательных ресурсов в рамках ранней профессиональной ориентации было проведено анкетирование старших школьников. Числовая выборка составила 123 старшеклассника. Анкетирование было проведено посредством использования конструктора Questionstar. Респондентам предстояло выделить электронные образовательные ресурсы, обладающие широкими возможностями для ранней профессиональной ориентации. Результаты представлены на рисунке 1.

К ал ейд о скоп пр о ф ее сий

Проектор im

Атлас новых профессий

Смартия

На виг а тум

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рисунок 1. Результаты анкетирования об электронных образовательных ресурсах для проведения ранней

профессиональной ориентации

Анализ результатов анкетирования позволяет прийти к выводу о том, что наиболее востребованным образовательным ресурсом в рамках проведения ранней профессиональной ориентации для старших школьников является Навигатум (89,5%). Старшим школьникам предлагается активное прохождение всех этапов личностного самоопределения. На образовательном ресурсе предлагаются такие инструменты как притчи, тесты, скетчбуки. Разработчики ресурса уверены, что только по результатам прохождения всех этапов личностного самоопределения можно говорить о профессиональной ориентации. Старшеклассники также могут принять участие в игровом модуле «Карта отраслей», которая направлена на освоение знаний об устройстве трудовой сферы. Преимуществом Навигатума перед другими образовательными ресурсами, по мнению обучающихся, является возможность его дальнейшего использования. На ресурсе представлены материалы для занятий студентов, соискателей, работников и пенсионеров.

Атлас новых профессий (84,7%) позволяет понять, какие сферы деятельности будут развиваться в ближайшем будущем, какие будут использоваться технологии и какие сотрудники будут востребованы на рынке труда. На образовательном ресурсе занятия представлены в виде вебинаров, настольных игр и готовых онлайн-уроков с домашним заданием. Спикеры читают лекции о будущем профориентации, новых профессиях и востребованных навыках. В рамках образовательного ресурса организуются различные тренинги по мягким навыкам будущего.

Смартия (78,9%) направлена на поддержку молодого поколения в принятии важных карьерных решений и поиске подходящей работы. Образовательный ресурс позволяет разобраться в себе посредством использования тестов. Например, тест Холландапоможет лучше определить свои профессиональные интересы. Также ресурс позволяет больше узнать о современных профессиях, например, SMM-специалист, Проектировщик графических интерфейсов и др.

Проектория (67,3%) предлагает материалы для обучающихся для того, чтобы они ответили себе на вопрос «Кто Я?». На образовательном ресурсе представлена возможность примерить на себя определенную профессию.Участник выбирает, что для него важно в будущей работе, и ресурс предлагает наиболее подходящие варианты. Открытые уроки Проектории проводят востребованные специалисты, которые обсуждают актуальные специальности и развивающиеся отрасли.

Калейдоскоп профессий (50,9%) - это современный мультсериал, в котором со здоровым юмором рассказывается о самых разнообразных специальностях. Данный образовательный ресурс подходит для учеников средних и старших классов, размышляющих на тему выбора будущей профессии. Основная задача ресурса состоит в том, чтобы донести до молодежи идею о том, что грамотный выбор профессии является важным шагом во взрослую жизнь.

Среди ответов старших школьников также были образовательные ресурсы «Пропуск в профессию», «Профилум», «ПрофГид», которые направлены на раннюю профессиональную ориентацию, но обладают меньшими возможностями по сравнению с описанными ресурсами выше.

Выводы. В условиях цифровизации использование электронных образовательных ресурсов с целью ранней профессиональной ориентации обучающихся становится результативным инструментом. В рамках исследования были выделены электронные образовательные ресурсы, обладающие широкими возможностями для ранней профессиональной ориентации старших школьников: Навигатум, Атлас новых профессий, Смартия, Проектория, Калейдоскоп профессий. Все описанные ресурсы ориентированы на развитие навыков профессионального выбора, способности адекватно оценивать свои профессиональные возможности, выстраивать индивидуальную образовательно-профессиональную траекторию.

Литература:

1. Бушланова, Ю.С. Использование цифрового учебно-методического комплекса "Школа Skills. Pro профессии" в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников / Ю.С. Бушланова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). - 2021. - № 4(58). - С. 95-107. - DOI 10.25146/1995-0861-2021-58-4-307. - EDN GUOBFM

2. Ваганова, О.И. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе / О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова, A.B. Трутанова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 51-54. - EDN ZISRGP

3. Дармаева, А.Г. Профессиональные пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» / А.Г. Дармаева, А.Ю. Устюжина // Инновационные технологии в технике и образовании: Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Чита, 14-15 декабря 2021 года / Ответственный редактор М.И. Мелихова. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2021. - С. 47-53. - EDN QGBZSG

4. Конюшенко, М.А. Профориентация учащихся старших классов средствами электронного ресурса "Атлас 100" / М.А. Конюшенко, С.М. Конюшенко // Педагогический опыт: от теории к практике: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 02 декабря 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. - С. 109-111. -EDN YTITVE

5. Марков, В.В. Использование "ранней профессиональной ориентации" для разработки стратегии развития профессионального образования / В.В. Марков // Организация практико-ориентированного обучения в профессиональной образовательной организации: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции, Ливны, 16 декабря 2016 года. - Ливны: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2017. - С. 146-149. - EDN YZJBIH

6. Неверова, Л.И. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение одаренных детей / Л.И. Неверова, Ю.В. Морева//Профессиональная ориентация. - 2019. -№ 1.-С. 37-41. - EDN JNDKMN

7. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И Ериков [и др.]. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 185 с. -EDN DFNXEI

8. Трифонова, Т.А. Цифровые возможности реализации работы по профессиональной ориентации / Т.А. Трифонова // Цифровая трансформация как вектор устойчивого развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 09 декабря 2021 года. - Казань: Издательство "Познание", 2021. - С. 391-397. - EDN HZSOTF

9. Туранова, Л.М. Модель сопровождения профессиональной ориентации школьников в условиях распределенного класса муниципального района в условиях электронного обучения как части экосистемы образования Енисейской Сибири / Л.М. Туранова, A.A. Стюгин // Перспективы науки. - 2020. - № 9(132). - С. 92-99. - EDN WZCCDM

10. Чигринова, Д.Ю. Особенности профессиональной ориентации в условиях формирования информационного общества / Д.Ю. Чигринова // Информация как двигатель научного прогресса: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Стерлитамак, 30 мая 2019 года. - Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2019. - С. 229-231. - EDN MYITHQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.