Научная статья на тему 'РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА'

РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / МЕГАПОЛИС / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задворная Марина Станиславовна, Шерайзина Роза Моисеевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с актуальной проблемой ранней профориентации дошкольников, авторы статьи представляют анализ теоретических взглядов к раскрытию содержания ранней профессиональной направленности в дошкольном возрасте, определены сущностные характеристики, обуславливающие специфику профориентационной работы в системе дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задворная Марина Станиславовна, Шерайзина Роза Моисеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY VOCATIONAL ORIENTATION IN PRE-SCHOOL EDUCATION IN MEGAPOLIS

The article deals with the issues related to the actual problem of early career guidance of preschoolers, the authors of the article present an analysis of theoretical views on the disclosure of the content of early professional orientation in preschool age, the essential characteristics that determine the specifics of career guidance work in the preschool education system are determined.

Текст научной работы на тему «РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА»

6. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей. / Р.Е. Левина // Дефектология. №3. - 2009. - С. 91.

7. Поварова И.А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. - 2006. - №1. - С. 12-31.

8. Pay Е.Ю. Нарушение темпо-ритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания / Е.Ю. Pay, Е.С. Казбанова // Логопед. - 2004. - № 6.

9. Сикорский И.А. Заикание. / И.А. Сикорский // Москва: изд-во «АСТ. АстрельТранзиткнига», 2013. - 210 с.

10. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. / Н.А.Чевелева // Москва: ГНОМ и Д, 2001. - 167 с.

11. Шевцова Е.Е., Тарасова Л.А., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Соотношение личностной и реактивной тревожности в психологическом статусе заикающихся пациентов // Vestnik of Minin University. - 2021. - Т. 9, №2. - С. 6.

12. Шереметьева Е.В. Исследование основного тона голоса как компонента просодики при нормальном и отклоняющемся речевом развитии в раннем возрасте / Е.В. Шереметьева // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии: теория и практика: сб. трудов научно-практ. конф. / ред. А.И. Ахметзянова. - М., 2009. - С. 5-9.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Задворная Марина Станиславовна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Я. Мудрого» (г. Великий Новгород)

РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с актуальной проблемой ранней профориентации дошкольников, авторы статьи представляют анализ теоретических взглядов к раскрытию содержания ранней профессиональной направленности в дошкольном возрасте, определены сущностные характеристики, обуславливающие специфику профориентационной работы в системе дошкольного образования.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, мегаполис, трудовое воспитание.

Annotation. The article deals with the issues related to the actual problem of early career guidance of preschoolers, the authors of the article present an analysis of theoretical views on the disclosure of the content of early professional orientation in preschool age, the essential characteristics that determine the specifics of career guidance work in the preschool education system are determined.

Keywords: professional orientation, megapolis, labor education.

Введение. В современном мире проблема социального развития ребенка стала одной из самых актуальных. На первый план выходит актуальная задача современной системы образования: целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Нельзя не отметить, что на каждом этапе филогенеза складывались свои отношения между миром взрослых и миром детей. XXI век характеризуется как век информатизации, глобализации и непредсказуемости. Иными стали условия и темп жизни, особенно в мегаполисах. Поколение дошкольников «почемучек» сменило поколение «цифровых аборигенов», поэтому для современной теории и практики дошкольного образования (далее - ДО) особо актуальны вопросы о том, как в этом контексте должны меняться содержание и технологии ДО; насколько продуктивна идея ранней профориентации в период дошкольного детства.

Цель статьи проанализировать актуальную проблему ранней профессиональной ориентации на этапе ДО в условиях мегаполиса.

Изложение основного материала статьи. В теории педагогики профессиональная ориентация рассматривается как «информационная и организационно-практическая деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда» [8, с. 222].

Историко-педагогический анализ свидетельствует, что проблема профессиональной ориентации в нашей стране была поставлена в 20-е годы прошлого века, когда в Москве был создан Центральный институт труда. Было принято решение «строить работу детских учреждений, исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми интересами пролетариата, и из учения о ребенке как продукте социальной среды» [7, с. 166], что привело к введению в детские сады труда приближенного к производственному.

Во второй половине 30-х до конца 50-х годов прошлого века профориентационная деятельность была фактически приостановлена, что отразилось на характере исследований в дошкольной педагогике. Исследования 50-60-х годов XX века по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых (В.И. Глотова, С.М. Котлярова, Г.П. Лескова, Е.И. Радина, А.П. Усова и др.), трудового воспитания дошкольников (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева и др.) выстраивались в русле идей всестороннего гармонического развития личности.

Следует заметить, что с момента разработки образовательных программ для отечественного ДО (30-е годы XX века) ознакомление детей с трудом взрослых традиционно входило в их содержание. Советский этап развития отечественной педагогики был связан с попыткой «показать особый характер труда советских людей, иное отношение к труду при социализме» [10, с. 82].

В «Руководстве для воспитателя детского сада» подчеркивалось, что «надо дать детям представление о благоустройстве родного города, обращая внимание на машины, облегчающие труд людей. Дети должны

знать, что в родном городе есть завод или фабрика, где работают рабочие; с помощью машин они делают много нужных вещей» [11, с. 123-124].

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (1987 г.) предполагала «продолжать расширять представления детей о труде строителей и работников сельского хозяйства: о содержании труда, его коллективном характере, о роли механизации в труде» [9, с. 148-149], делая акцент на ответственном и добросовестном отношении взрослых к труду. В этот период дошкольная педагогика пыталась уйти от финансово-экономического аспекта трудовой деятельности.

Однако, когда в 70-е годы прошлого века в научной школе В.И. Логиновой провели широкомасштабное исследование в детских садах, оказалось, что более 75% старших дошкольников связывают труд взрослых не с доблестью и геройством, а с деньгами. Важно заметить, что в современных исследованиях учеными отмечалась недостаточная осведомленность детей о мире профессий. Как правило, даже старшие дошкольники называли не более 5-10 профессий, причем самые распространенные, путали сходные профессии на картинках, ориентируясь на внешние признаки, например, белый халат. Подавляющее большинство детей испытывали затруднения, отвечая на вопрос «Кем работают твои родители?». Дети ограничивались только названием профессии и глобальным, нерасчлененным представлением о содержании труда («Мой папа инженер, он на работу ходит», «Строитель дома строит», и пр.).

В.И. Логиновой было предложено принципиально новое педагогическое сопровождение дошкольника для вхождения в мир труда взрослых и финансово-экономических отношений. Она доказала, что не следует начинать со знакомства с профессиями, а надо идти от предмета, который взрослый создает для детей, что обеспечивает возникновение устойчивого познавательного интереса к миру профессий. В 70-90-е годы ХХ века отчетливо сформировались научные школы, определившие парадигмальные подходы к отбору содержания и конструированию образовательного процесса детского сада для ознакомления детей с трудом взрослых и трудового воспитания. Так, исследование В.И. Логиновой позволило по-новому взглянуть на проблему познавательного развития дошкольников, выстроить ознакомление с профессиями на основе системных знаний о предмете как результате труда и трудовых процессов; показать важность взаимосвязи средств трудового воспитания; эффективного развития игры на основе системных знаний.

В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века, когда в стране произошел переход к рыночной экономике, в отечественной дошкольной педагогике начинает активно обсуждаться проблема знакомства детей старшего дошкольного возраста с азами экономики в детских садах. Это было связано с заявленной РАО Концепцией непрерывного экономического образования детей и молодежи. Программа А.Д. Шатовой «Дошкольник и ... экономика» (1996 г.) была направлена на приобщение старших дошкольников к экономической действительности; включала четыре взаимосвязанные между собой задачами и содержанием блока: «Труд -продукт», «Деньги», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту». В основе программы идея ознакомления детей 5-6 лет с людьми разных профессий, впервые предлагалось формировать «правильное отношение к денькам как к предмету жизненной необходимости» [12, с. 10].

Вместе с тем, несмотря на разные подходы, проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста в эти годы не актуализировалась, оставаясь значимой «по умолчанию». Ознакомление дошкольников с миром профессий рассматривалось как средство социализации и воспитания, целенаправленного сопровождения для отражения детьми полученных впечатлений в игре, а также переноса на собственную трудовую деятельность. Такой подход не отрицал возможности целенаправленного ознакомления дошкольников с трудом взрослых как средства для ориентации ребенка в сфере его будущей возможной профессиональной деятельности, но и не ставил ее как цель.

Отечественный ученый А.Г. Асмолов, выступает против ранней профилизации, профориентации и профессионализации. «. когда я вижу исследования о профориентации в старших группах детского сада к шахтерским профессиям с шестилетнего возраста, то оцениваю это как риски. Доведённая до предела профессионализация в социализации - великая опасность в детстве. Детство не сводится к профессионализации» [2, с. 13].

Действительно, в отечественной (Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Г.С. Прыгин и др.) и зарубежной (Р. Амтхауер, Р. Кеттел, У. Мозер, Х. Томэ, Д. Холланд и др.) науке проблема профессионального самоопределения личности в аспекте выбора профессии традиционно рассматривалась как значимая на более поздних этапах онтогенеза, самым активным периодом становления личности в этом плане является юношеский возраст. Вместе с тем интерес к ранней профессиональной ориентации в период дошкольного детства в теории и практике ДО явно нарастает.

Сложность знакомства детей дошкольного возраста с миром профессий взрослых во многом обусловлена его многообразием и динамичностью. В современном мире существует более 40 тысяч профессий. Многие профессии, существуя веками, изменяются до неузнаваемости. Закономерно возникает вопрос, как в этой связи модернизировать традиционные подходы к ознакомлению с миром профессий взрослых в современном ДО.

Развиваясь по спирали, дошкольная педагогика многократно возвращалась к проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых. В современном мире, особенно в условиях мегаполисов, профессии стремительно модернизируются, ориентируясь на рынок труда, который претерпевает изменения каждый год, спрос на одни профессии растет, на другие - падает. Многочисленные сайты и компании по трудоустройству ежегодно создают рейтинги самых востребованных профессий в крупных городах. По ним можно отследить актуальные тенденции рынка профессий, а, следовательно, и определить, с какими профессиями целесообразно знакомить старших дошкольников как юных жителей мегаполиса в контексте ранней профессиональной ориентации. Это необходимо для доступной возрасту социализации, помощи ребенку-дошкольнику осознания без каких профессий невозможна жизнь современного мегаполиса - города, в котором он живет.

Санкт-Петербург - второй по величине мегаполис России, который часто называют «культурной столицей России». Это город, в котором свыше 200 музеев, более 100 театров и концертных залов, множество учреждений образования. Город активно расширяет свои границы за счет строительства, имеет множество промышленных предприятий, кроме того, в городе шестнадцать тысяч предприятий торговли 6,8 тысяч -общественного питания, более 8,5 тысяч - предприятий бытового обслуживания. Санкт-Петербург -крупнейший транспортный узел: сеть железных дорог, морской и речной транспорт, автомобильные магистрали; воздушные перевозки осуществляются через аэропорт Пулково. В Санкт-Петербурге пять

железнодорожных вокзалов. С 1955 года действует метрополитен. Перевозки горожан и гостей города осуществляет развитая сеть трамвайного, автобусного и троллейбусного сообщения, такси. Жизнь мегаполиса невозможна без налаженной системы безопасности, здравоохранения, поэтому в данных сферах заняты многие жители Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург, являясь крупнейшим деловым, финансовым, образовательным, культурным центром с развитой инфраструктурой, сложной территориальной системой расселения и хозяйствования, а также транспортными узлами, требует большого числа высококвалифицированных специалистов. Поэтому задача ранней профориентации - знакомство дошкольников с миром профессий мегаполиса. Выделяя социальную направленность трудовой деятельности взрослых в мегаполисе, важно помочь детям осознать значимость той или иной профессии. Показать, что новые профессии появляются в ответ на потребность людей в качественных предметах, вещах, товарах или услугах.

Жизнь в мегаполисе связана с неизменным ростом количества магазинов и торговых центров. Жителям города нужны продавцы-консультанты, торговые представители и менеджеры по продажам. Для удобства жизни горожан и гостей мегаполиса открываются заведения общественного питания, всевозможные кафе и рестораны, а также гостиницы, салоны красоты, фитнес-центры и пр. Поэтому важно знакомить детей с профессиями поваров и официантов, а также сервисного персонала - (администратор, хостес, бармен и др.). Практически любой мегаполис постоянно растет благодаря новому строительству. Следовательно, целесообразно, чтобы старшие дошкольники приобрели первое представление о важности строительных компаний; на доступном уровне познакомить с профессиями архитектора, инженера, проектировщика, а также всевозможных строительных специальностей.

Ранняя профессиональная ориентация должна помочь детям понять значимость для мегаполиса «рабочих рук». Необходимо знакомство с профессиями в сфере транспорта и банковского дела, образования и культуры, здравоохранения и т.д. Конечно, это общее представление о том, как работают эти учреждения; как изменяется их деятельность под влиянием новых технологий. Именно это позволяет старшим дошкольникам понять, что мир профессий изменчив. Например, изобретение компьютеров потребовало появления профессии программистов; в мегаполисе, где так много жителей и разных компаний нужны 1Т-специалисты, необходимы SEO-специалисты, нарастает спрос на профессионалов в SMM-деятельности, то есть продвижении товаров в социальных сетях и пр.

В настоящее время в дошкольной педагогике основательно разработана методика знакомства детей с профессиями через экскурсии, беседы, рассказы, просмотр кинофильмов и мультфильмов, чтение детской литературы, рассматривание картинок, составление альбомов, рисование, использование сюжетно-ролевых и дидактических игр; большой популярностью у педагогов пользуются проектные технологии, предполагающие проекты на профессиональную тематику: «Как вырастили и испекли хлеб», «В мире техники» и др. В целях ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста предлагается [4] модель построения развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на активное использование элементов инновационной инфраструктуры.

В последние годы [4] в целях формирования познавательного интереса к инженерным профессиям наметилась тенденция апробации лабораторий («Робо-лаборатории», «Нано-лаборатории» и т.д.). В них дети старшего дошкольного возраста могут познакомиться с новейшими достижениями и передовым технологиями в области электроники, нано- и биотехнологии. Практики предлагают также создать открытую «Электронную детскую энциклопедию профессий» с видеоматериалами по ранней профориентации [3].

Пилотное исследование 2019 года выявило, что, по мнению заместителей заведующих по УВР дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, педагогам стало сложнее организовывать экскурсии для непосредственного обогащения детского опыта и общения с людьми разных профессий. Наиболее эффективными методами, позволяющими педагогам знакомить детей с профессиями в условиях мегаполиса, становятся визуальные экскурсии, беседы и встречи с представителями профессии в условиях детского сада с использованием презентаций и видеороликов.

В настоящее время [1] все отчетливее проводится мысль, что в дошкольных образовательных учреждениях необходимо организовать целенаправленную работу в области ранней профориентации детей, которая будет включать: информационное, мотивационное, практико-ориентированное (деятельностное) направления.

Учитывая, что игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, рекомендуется использовать для расширения представления о профессиях (виртуальные экскурсии, мультимедийные презентации, видеофильмы, интерактивные игры) их потенциал.

В традициях ознакомления дошкольников с трудом взрослых - взаимодействие с родителями в целях воспитания у детей уважения к их профессиональному труду, поэтому и для решения задач ранней профориентации оно широко используется. Действительно, исследования свидетельствуют, что семья -важный фактор профессионального самоопределения [5]. Влияние семьи на выбор профессии является весьма сложным процессом, в котором интегрируется комплекс взаимосвязанных характеристик семьи -психологических, социальных, демографических, экономических. Вместе с тем проблема влияния современных родителей на ребенка-дошкольника в контексте ранней профессиональной ориентации пока еще находится за рамками исследовательской деятельности.

Кроме того, необходима подготовка педагогов в данном направлении, которая как утверждают М.С. Задворная и Р.М. Шерайзина, «позволит оперативно реагировать на изменение социальных потребностей, прогнозировать изменения, происходящие в государственной образовательной политике, научной и социальной сфере» [6].

Выводы. В настоящее время ранняя профориентация детей, начиная с дошкольного возраста, рассматривается как актуальная задача социализации, что обусловлено значимостью приобщения к миру профессий, трудовой деятельности людей в целом; необходимостью формирования ценностных ориентаций, определяющих отношение к труду как социальному явлению. Осознается важность взаимодействия с родителями дошкольников в решении задач ранней профессиональной ориентации. Результаты исследования позволяют нам сделать вывод об удовлетворительном качестве профессиональной деятельности по ранней профориентации, что в дальнейшем будет способствовать стабильному улучшению качества жизни горожан в условиях мегаполиса.

Литература:

1. Антоневич М.А. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации / М.А. Антоневич, Т.И. Петрова // Научный потенциал молодежных исследований: сборник статей международной научно-практической конференции. - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. -С. 10-13.

2. Асмолов А.Г. Социализация как страхование рисков детства / А.Г. Асмолов // Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством». - Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. - С. 9-14.

3. Быков С.Е. Успех каждого ребёнка: ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ / С.Е. Быков // Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург: [б.м.], 2020. - С. 301-304.

4. Важенина Н.Н. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста / Н.Н. Важенина // Традиции и инновации в педагогическом образовании: международный круглый стол. - Екатеринбург: [б.м.], 2017. -С. 27-29.

5. Григорьева С.И. Влияние семьи на выбор профессии в юношеском возрасте / С.И. Григорьева, Д.Ю, Кочетова // Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса: сборник материалов международной научно-практической конференции XI Левитовские чтения. - М.: ИИУ МГОУ, 2016. -С. 28-33.

6. Задворная М.С. Становление и развитие педагогов дошкольной образовательной организации в процессе непрерывного обучения / М.С. Задворная // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 2 (168). - С. 138-142.

7. История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / Составители Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, Н.Б. Мчедлидзе и др.; под ред. М.Ф. Шабаевой. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.

10. Радина Е.И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни / Е.И. Радина // Вопросы обучения в детском саду. - М.: АПН РСФСР. 1952. - С. 75-87.

11. Руководство для воспитателя детского сада / Упр. по дошкольному воспитанию М-ва просвещения РСФСР. - Москва: Учпедгиз, 1953. - 171 с.

12. Шатова А.Д. Дошкольник и ... экономика / А.Д. Шатова - М., 1996. - 24 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Захарова-Саровская Мария Владимировна

Сибирский институт управления - филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Новосибирск); кандидат филологических наук, доцент Проскура Яна Вадимовна

Сибирский институт управления - филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Новосибирск); старший преподаватель Беднарская Галина Гиниятулловна

Сибирский институт управления - филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Новосибирск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО КАК МЕТОД КИНОФИКАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье представлено авторское определение метода кинофикации или создания видео, применяемого на занятиях по иностранному языку. Проблема формирования компетентностного потенциала является психолого-методологическим основанием для формулирования содержания и этапов реализации внедряемого метода, а также методического осмысления его сущности и преимуществ использования. Авторы предлагают разработанные рекомендации по использованию метода кинофикации на занятиях Метод кинофикации является одним способен решать вопросы мотивации и адаптации развивающейся личности, реализации субъектных качеств личности, формирования самодетерменированности, развития социально-личностных компетентностей наряду с решением методических задач по освоению лингвистических и коммуникативных компетенций.

Ключевые слова: иностранные языки, компетентностный потенциал, компетенции, кинофильм, создание учебного фильма, производство видео.

Annоtation. The article presents the authors' definition of the method of video production. The problem of the formation of competence potential is a psychological and methodological basis for formulating the content and stages of implementation of the method, as well as methodological understanding of its essence and advantages of its use. The authors propose developed recommendations for the use of the method in the classroom. Video production is able to solve the issues of motivation and adaptation of a developing personality, the realization of personality subjective qualities, the formation of self-determination, the development of social and personal competencies, along with solving methodological problems for the development of linguistic and communicative competencies.

Keywords: foreign languages, competence potential, film, cinematography, video production, digital-video project.

Введение. Обучение иностранным языкам в образовательном пространстве школы и вуза на современном этапе диктует новые формы освоения языкового массива знаний и коммуникативных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.