Научная статья на тему 'Ранняя помощь детям и их семьям: формирование региональных систем'

Ранняя помощь детям и их семьям: формирование региональных систем Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1407
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПОМОЩЬ / СЕМЬИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ДЕТИ ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ / МОНИТОРИНГ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EARLY CARE / CHILDREN OF THE TARGET GROUP / CHILDREN AT RISK / RESOURCE CENTRES / MONITORING / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Старобина Е. М.

Ранняя помощь детям и их семьям рассматривается как одно из актуальнейших направлений социальной политики страны в настоящее время. Представлены результаты трехгодичного мониторинга формирования региональных систем ранней помощи. Рассмотрены проблемы, возникающие при формировании системы ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации, факторы, препятствующие эффективному межведомственному взаимодействию при организации ранней помощи: понятийно-категориальные, информационные, нормативно-правовые, методологические, нормативно-методические, кадровые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY CARE FOR CHILDREN AND THEIR FAMILIES: BUILDING REGIONAL SYSTEMS

Early assistance for children and their families is regarded as one of the most relevant areas of social policy in the Russian Federation at the present time. The paper reports on the results of a three-year monitoring administered over the currently forming regional early care systems. The author analyses the issues that arise in the process of developing early assistance for children and their families in the Russian Federation and characterises the factors that impede effective interdepartmental cooperation in organising early intervention, i.e. conceptual and categorical, informational, legal, and methodological factors, and personnel problems.

Текст научной работы на тему «Ранняя помощь детям и их семьям: формирование региональных систем»

doi: 10.33910/1992-6464-2020-195-135-143

Е. М. Старобина

ранняя помощь детям и их семьям: формирование региональных систем

Ранняя помощь детям и их семьям рассматривается как одно из актуальнейших направлений социальной политики страны в настоящее время. Представлены результаты трехгодичного мониторинга формирования региональных систем ранней помощи. Рассмотрены проблемы, возникающие при формировании системы ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации, факторы, препятствующие эффективному межведомственному взаимодействию при организации ранней помощи: понятийно-категориальные, информационные, нормативно-правовые, методологические, нормативно-методические, кадровые.

Ключевые слова: ранняя помощь, семьи детей раннего возраста, дети целевой группы, дети группы риска, ресурсные центры, мониторинг, межведомственное взаимодействие.

E. Starobina

early care for children and their families: building regional systems

Early assistance for children and their families is regarded as one of the most relevant areas of social policy in the Russian Federation at the present time. The paper reports on the results of a three-year monitoring administered over the currently forming regional early care systems. The author analyses the issues that arise in the process of developing early assistance for children and their families in the Russian Federation and characterises the factors that impede effective interdepartmental cooperation in organising early intervention, i.e. conceptual and categorical, informational, legal, and methodological factors, and personnel problems.

Keywords: early care, children of the target group, children at risk; resource centres, monitoring, interdepartmental interaction.

Конвенцией о правах ребенка признаются права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, права неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества [5]. Эти положения определили необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических

задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» нацеливает на создание в сфере образования условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье [12].

В Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г. обоснована необходимость развития ранней помощи в отношении целевой группы семей с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставания в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья,

с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития [9]. В эту группу входят дети группы риска, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями. Важный акцент в ранней помощи делается на семье ребенка, ибо отечественная и зарубежная практика ре/абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает, что лучшие результаты достигаются при активном участии родителей, семьи с ее огромным внутренним потенциалом в процессе абилитации ребенка.

Ранняя помощь детям и их семьям должна войти в формируемую в настоящее время систему комплексной реабилитации и аби-литации и выступать в качестве начального звена в процессе абилитации и реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности, стать своего рода средством профилактики инвалидизации детей, а также снижения численности детей в стационарных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось с 567 825 человек в 2013 г. до 651 043 человек в 2018 г. и составило около 2% детского населения. В структуре причин инвалидности у детей в возрасте до 18 лет, впервые признанных инвалидами, наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (их число увеличилось с 22,8% в 2015 г. до 26,3% в 2018 г.), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (снизилось с 20,6% до 16,6% в 2019 г.), болезни нервной системы (снизилось с 20% в 2015 г. до 19,2% в 2019 г.) [11]. Тем самым дети этой категории являются потенциальными инвалидами. Однако раннее выявление проблем в активности ребенка и начало всесторонней междисциплинарной помощи ребенку и его семье будет способствовать наиболее эффективному развитию и социализации ребенка, его полноценному включению в образовательную среду и интеграцию в общество.

Численность воспитанников-инвалидов, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, за период с 2008 по 2018 г. увеличилась более чем вдвое — с 36 167 до 79 151 (с 0,7% до 1,0%).

В Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г. заложены единые подходы к организации ранней помощи детям и их семьям в различных ведомствах с учетом особенностей каждого региона. Планом мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г. определено проведение в двух субъектах Российской Федерации пилотного проекта по отработке подходов к формированию ранней помощи детям, обеспечению координации деятельности в субъектах Российской Федерации различных ведомств при оказании услуг ранней помощи детям, по поддержке субъектов Российской Федерации в формировании программ ранней помощи в рамках создания системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов [10].

В рамках пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, который проводился в Свердловской области и Пермском крае, осуществлялись:

— разработка единой методологии организации ранней помощи на региональном уровне, апробация и внедрение методических, нормативных документов;

— отработка методов и способов межведомственного взаимодействия;

— выявление факторов, препятствующих формированию системы ранней помощи;

— разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и методического обеспечения.

В результате пилотного проекта выявлены 6 групп проблемных факторов, препятствующих эффективному формированию систе-

мы ранней помощи в субъекте Российской Федерации:

— проблемы нормативно-правового характера: не урегулированы вопросы ранней помощи в законодательстве Российской Федерации, не регламентированы полномочия субъектов и порядок межведомственного взаимодействия, не решены вопросы финансирования услуг ранней помощи; услуги ранней помощи не включены в отраслевые базовые перечни услуг;

— проблемы информационного характера: отсутствуют единые региональные базы детей, нуждающихся в услугах ранней помощи и получивших их; недостаточно информированы родители детей о возможностях получения услуг ранней помощи; в индивидуальных программах реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 3 лет отсутствует отметка о нуждаемости в услугах ранней помощи; недостаточное количество научно-практических конференций по ранней помощи, отсутствие учебников, недостаточное количество русскоязычных журналов;

— организационно-содержательные проблемы: отсутствует межведомственное взаимодействие при организации ранней помощи в соответствии с Приказом Минтруда России от 27.09.2017 №№ 701 «Об утверждении примерного порядка организации межведомственного взаимодействия организаций, предоставляющих реабилитационные услуги, обеспечивающего формирование системы комплексной реабилитации инвалидов, раннюю помощь, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и их сопровождение» [7]; услуги ранней помощи осуществляются без учета основных принципов ранней помощи: междисципли-нарности; функциональной направленности, последовательности, преемственности, этап-ности, регулярности, командной работы, семейноцентрированности; кабинеты в подразделениях ранней помощи не соответствуют особенностям детей раннего возраста; недостаточна доступность супервизий

как условия обеспечения качества предоставляемых услуг;

— кадровые проблемы: недостаточный уровень компетентности специалистов и руководителей в вопросах применения единого понятийного аппарата, основанного на Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья, межведомственного взаимодействия при оказании услуг ранней помощи; отсутствует единая для всех ведомств система повышения квалификации специалистов; недостаток квалифицированных педагогических кадров дефектологических специальностей (олигофренопедагоги, тиф-ло- и сурдопедагоги, логопеды), психологов, специалистов по социальной работе;

— понятийно-категориальные проблемы: не согласован понятийно-терминологический аппарат, используемый в различных ведомствах [1; 4].

Одним из средств решения выявленных проблем выступает организация эффективного межведомственного взаимодействия на различных уровнях. При этом необходимо учитывать три уровня такого взаимодействия:

федеральный — федеральные министерства и ведомства, всероссийские НКО и общественные организации;

региональный — региональные министерства и ведомства, учреждения регионального уровня, их отделения, филиалы различной ведомственной подчиненности, НКО и общественные организации;

окружной/муниципальный — учреждения муниципального уровня, их отделения, филиалы различной ведомственной подчиненности [7].

Межведомственное взаимодействие в процессе предоставления услуг ранней помощи — это объединение на основе регламента, приказов или соглашений организаций разной ведомственной принадлежности, предоставляющих услуги ранней помощи, для осуществления информационного обмена, координации действий, социального

сопровождения в форме сетевого взаимодействия или кластера ранней помощи. На различных этапах ранней помощи содержание межведомственного взаимодействия имеет определенную специфику [2; 3].

на этапе выявления детей целевой группы: государственные органы и организации, входящие в систему межведомственного взаимодействия, выявляют детей, нуждающихся в ранней помощи, обеспечивают родителей (законных представителей) ребенка необходимой контактной информацией об организациях, предоставляющих услуги ранней помощи ребенку и его семье.

на этапе оказания услуг ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи: в целях координации исполнения индивидуальной программы ранней помощи назначается куратор случая. Его функции включают:

координацию предоставления семье услуг в рамках ИПРП;

координацию взаимодействия специалистов на период реализации индивидуальной программы;

организацию проведения комплексной оценки эффективности индивидуальной программы;

вынесение на консилиум междисциплинарной команды вопрос о пересмотре индивидуальной программы;

организацию межведомственных консилиумов для обсуждения и решения вопросов по разработке индивидуальной программы, внесению в нее изменений, по проведению дополнительного диагностического обследования ребенка;

организацию и сопровождение мероприятий по переходу ребенка из программы ранней помощи в другие программы сопровождения семьи;

организацию обучения членов семьи навыкам ухода, коммуникации, обучения и воспитания ребенка исходя из особенностей его развития.

на этапе мониторинга показателей функционирования системы ранней помощи: координатором межведомственного взаимо-

действия по оказанию ранней помощи детям с ограничениями жизнедеятельности на уровне региона может быть рабочая группа по созданию системы ранней помощи. Мониторинг показателей функционирования системы ранней помощи осуществляет ресурсный центр.

Как показали результаты пилотного проекта, условиями для осуществления межведомственного взаимодействия в сфере ранней помощи на региональном уровне являются: правовая обоснованность партнерства, разработка порядка взаимодействия и взаимного контроля;

разделение функций ведомств и организаций-партнеров;

наличие системы координации действий по развитию ранней помощи — наличие координирующего органа, межведомственного ресурсного центра;

создание, поддержка функционирования и дальнейшее развитие единого информационного поля, освещающего процесс взаимодействия и социального партнерства;

наличие общей программы как способа организации совместной деятельности;

поддержка и развитие социального партнерства.

Формирование политики по организации межведомственного взаимодействия при высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется межведомственным координационным органом, форма которого определяется самими регионами и функциями которого являются:

— координация межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти, участвующих в организации ранней помощи;

— подготовка согласованных предложений по формированию годового плана мероприятий по реализации Программы ранней помощи в субъекте Российской Федерации на основе федеральных правовых документов и методических рекомендаций в сфере ранней помощи, с учетом предложений органов исполнительной власти субъекта Рос-

сийской Федерации, мнения общественных организаций родителей и социально ориентированных НКО, специалистов в сфере ранней помощи;

— осуществление контроля выполнения мероприятий в рамках годового плана по реализации Программы ранней помощи в субъекте Российской Федерации.

Ответственность за организацию межведомственного взаимодействия возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации и координации межведомственного взаимодействия в сфере ранней помощи. Уполномоченный орган определяется субъектом самостоятельно: это может быть орган государственной власти в сфере социальной защиты, в сфере образования, в сфере здравоохранения или другие. Анализ информации об организации ранней помощи в субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2019 г. показал, что в 38 субъектах (44,7%) деятельность по разработке и реализации программ ранней помощи координируют исполнительные органы государственной власти в сфере социальной защиты, в 7 субъектах (8,26%) — исполнительные органы государственной власти в сфере образования, в 11 субъектах (12,9%) — исполнительные органы государственной власти в сфере здравоохранения, а в трех субъектах (3,8%) — иные госструктуры (правительство, межведомственная рабочая группа). В 11 субъектах уполномоченный орган не определен [6].

В настоящее время ресурсные центры ранней помощи активно создаются и развиваются: в 2018 г. они функционировали в 42 регионах, в 2019 г. — в 60 (70,6%). Чаще всего ресурсные центры создаются на базе учреждений социальной сферы (24-28,2%), на базе образовательных организаций — 16, в системе здравоохранения — 5. В ряде регионов ресурсные центры открываются на базе организаций всех трех ведомств [6].

Организация ранней помощи в регионах осуществляется на основе различных программных документов: планов/комплексов

мероприятий («дорожных карт») или программ по развитию ранней помощи, по реализации Концепции развития ранней помощи, комплекса мер по формированию инфраструктуры служб ранней помощи. Также в качестве подпрограмм включаются в государственные программы субъектов «Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов на 2019-2021 гг.», в региональные программы «Доступная среда», в программы «Социальная поддержка граждан», в планы мероприятий на 2018-2020 гг. по реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. №° 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». В ряде субъектов приняты региональные Концепции развития ранней помощи и региональные госпрограммы по развитию ранней помощи. По информации на 1 ноября 2019 г. приняты и реализуются программы (подпрограммы, планы) по развитию ранней помощи в 76 субъектах (89,5%), что на 11 субъектов больше, чем в 2018 г.

Нормативная правовая база является основой формирования системы ранней помощи региона. Она формируется на основе федерального законодательства с учетом региональной специфики. Разработка региональных программ по ранней помощи осуществляется в рамках региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов на основании методики разработки и реализации типовой программы субъекта Российской Федерации [8]. В соответствии с типовой программой программы по ранней помощи включают три основных раздела: определение потребностей в ранней помощи; формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации ранней помощи в субъекте Российской Федерации; формирование условий для развития ранней помощи.

Первым этапом определения потребности в услугах ранней помощи выступает

выявление детей в возрасте до 3-х лет, потенциально нуждающихся в ранней помощи, в медицинских организациях, в организациях социального обслуживания, в образовательных организациях, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в некоммерческих организациях, в семьях. Следующим этапом является определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи после проведения первичного приема и междисциплинарного консилиума. Определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах осуществляется в службах (отделениях) ранней помощи междисциплинарной командой специалистов. Важной составляющей определения потребности в услугах ранней помощи является ведение статистического учета и создание базы данных детей, нуждающихся в услугах ранней помощи.

В соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г. организация мониторинга оказания ранней помощи детям целевой группы и их семьям является одним из приоритетных направлений деятельности в области ранней помощи. Мониторинг проводится с 2017 г. силами ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [6]. Сравнительный анализ информации о потребностях в ранней помощи и о численности детей, получивших ее из 85 субъектов Российской Федерации на 1.11.2018 г., показал следующее.

Суммарное количество детей, нуждающихся в ранней помощи (от 0 до 3 лет), по всем субъектам по состоянию на 1 ноября 2019 г. составило 406 975 детей, что на 80 961 ребенка больше, чем в 2017 г. (326 014 детей). Суммарное количество детей, получивших услуги ранней помощи (от 0 до 3 лет) в 2019 г., — 340 513 детей, что на 117 087 детей больше, чем в 2017 г. (223 426 детей). Средний процент охвата детей ранней помощью по всем субъ-

ектам составил 83,7%, что на 10,3% выше, чем в 2017 г. (73,4%).

При подготовке региональных программ по ранней помощи формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой базы осуществляется через разработку проектов нормативных и методических документов, направленных на развитие ранней помощи, порядка межведомственного взаимодействия при оказании услуг ранней помощи, мониторинг действующих нормативных правовых актов для организации системы ранней помощи детям целевой группы.

Для развития методической базы по организации ранней помощи в субъектах Российской Федерации разрабатываются методические рекомендации по формированию условий для развития ранней помощи, по комплексному сопровождению детей раннего возраста, в том числе детей-инвалидов, по выявлению отклонений в развитии детей раннего возраста, формируются банки технологий и методик оказания услуг ранней помощи, организуется деятельность ресурсных центров, на базе которых осуществляется методическая поддержка специалистов, обеспечивающих предоставление услуг ранней помощи, организуются конференции, семинары, круглые столы по вопросам ранней помощи, обеспечивается методическое сопровождение деятельности региональных учреждений по вопросам ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

С целью формирования условий для развития ранней помощи в региональные программы включаются такие мероприятия:

развитие инфраструктуры социальных служб, обеспечивающих комплексную помощь и поддержку детям целевой группы и их семьям;

приобретение оборудования, инструментария, программного обеспечения для осуществления ранней диагностики уровня актуального развития детей и оказания комплексной, в том числе ранней помощи;

включение услуг ранней помощи и сопровождения в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;

создание регионального ресурсного центра для обеспечения функционирования и развития региональной системы ранней помощи детям;

организация временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях;

организация деятельности пункта проката развивающего и реабилитационного оборудования для детей от 0 до 3 лет, имеющих нарушения развития;

повышение квалификации специалистов по освоению технологий ранней помощи.

В 2017 г. был проведен углубленный анализ потребности детей в ранней помощи. По состоянию на 2.10.2017 г. общее число детей целевой группы, нуждающихся в оказании им услуг ранней помощи, составило 326 014 чел., из них детей с ограниченными возможностями здоровья — 111 721 (35%), детей-инвалидов — 41 056 (13%), детей с генетическими нарушениями — 26 816 (8,5%), детей группы риска — 128 689 (40%). Группу риска составили дети с риском развития стойких наруше-

ний функций организма и ограничений жизнедеятельности (89 360 чел. — 70%), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (9083 чел. — 7%), дети из семей, находящихся в социально опасном положении (30 246 чел. — 23%).

Результаты пилотного проекта, информация о развитии ранней помощи в субъектах Российской Федерации позволили выявить высокую востребованность услуг ранней помощи, а также существующие проблемы при включении ранней помощи в систему комплексной реабилитации и при межведомственном взаимодействии.

На последнем этапе реализации концепции, с 2019 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляется поддержка ряда регионов по организации ранней помощи на основе представленных региональных программ по формированию и совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Это позволит сформировать единую систему ранней помощи в стране, учитывающую региональные особенности.

список литературы

1. Бронников В. А., Боброва Я. В. Развитие службы ранней помощи в Пермском крае // Технологии реабилитации: наука и практика: материалы межд. науч. конф. Санкт-Петербург, 25-26 апреля 2018 г. СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2018. С. 106-107.

2. Бронников В. А., ГригорьеваМ. И., Склянная К. А. Структурно-функциональная модель социальной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов в Пермском крае // Реабилитация — XXI век: традиции и инновации: сборник статей II Нац. конгр. с межд. участием, Санкт-Петербург, 12-13 сентября 2018 г. СПб.: ООО «ЦИАЦАН»; ООО «Р-КОПИ», 2018. С. 45-51.

3. ГригороваЮ. А., Щукина Е. Ф. Опыт межведомственного взаимодействия при оказании услуг ранней помощи // Технологии реабилитации: наука и практика: материалы межд. науч. конф., Санкт-Петербург, 25-26 апреля 2018 г. СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2018. С. 197-199.

4. Злоказов А. В., Онохова Т. С. Факторы (проблемы), препятствующие эффективному межведомственному взаимодействию реабилитационных организаций в Свердловской области, и пути их минимизации (устранения) // Технологии реабилитации: наука и практика: материалы межд. науч. конф. Санкт-Петербург, 25-26 апреля 2018 г. СПб: ООО «Р-КОПИ», 2018. С. 47-54.

5. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 11.06.2019).

6. Лорер В. В., Старобина Е. М., Владимирова О. Н. Мониторинг региональных систем ранней помощи в Российской Федерации // Ранняя помощь детям и их семьям: траектория профессионального роста: сборник статей II Межд. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 6-8 ноября 2019 г. СПб.: OOO «ЦИАЦАН», 2019. С. 13-18.

7. Приказ Минтруда России от 27.09.2017 № 701 «Об утверждении примерного порядка организации межведомственного взаимодействия организаций, предоставляющих реабилитационные услуги, обеспечивающего формирование системы комплексной реабилитации инвалидов, раннюю помощь, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и их сопровождение». URL: https://rosmintrud. ru/docs/1277 (дата обращения: 12.06.2019).

8. Приказ Минтруда России № 875 от 26 декабря 2017 г. «Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абили-тации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)». URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/1287 (дата обращения: 12.12.2019).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/420374012 (дата обращения: 11.06.2019).

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2723-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года». URL: https://rosmintrud.ru/docs/government/181 (дата обращения: 11.06.2019).

11. Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезней (данные Минтруда России, форма № 7-Д (собес)). URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-browser%3A% 2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruOObWuup50TuELXrs98yNnbZaQfUCQikq3pIrOjwUPEMriMJT0q9LqdH he4fbqtSqEjRGbY7Sd2_KD49BJvECcOsK12gezWeKDIDwA41uhPhqSpdB3vz6nodEU6MHZk7FA%3D%3 D%3Fsign%3DQClB4Nk9mBmb0plmw9SYm9RrGm5f-0eydrAyCNj0lWY%3D&name=8-4.doc (дата обращения: 11.12.2019).

12. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 11.12.2019).

REFERENCES

1. Bronnikov V. A., Bobrova Ya. V. Razvitie sluzhby' rannej pomoshhi v Permskom krae // Texnologii rea-bilitacii: nauka i praktika: materialy mezhd. nauchn. konf., SPb., 25-26 aprelya 2018 g. SPb.: OOO «R-KOPI», 2018. S. 106-107.

2. Bronnikov V. A., Grigor'eva M. I., Sklyannaya K. A. Strukturno-funkcional'naya model' social'noj rea-bilitacii i abilitacii invalidov, detej-invalidov v Permskom krae // Reabilitaciya — XXI vek: tradicii i innovacii: sbornik statej II Nacz. kongr. s mezhd. uchastiem, Sankt-Peterburg, 12-13 sentyabrya 2018 g. SPb.: OOO «CI-ACzAN»; OOO «R-KOPI», 2018. S. 45-51.

3. Grigorova Yu. A., Shhukina E. F. Opyt mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya pri okazanii uslug rannej pomoshhi // Texnologii reabilitacii: nauka i praktika: materialy mezhd. nauch. konf., SPb., 25-26 aprelya 2018 g. SPb.: OOO «R-KOPI», 2018. S. 197-199.

4. Zlokazov A. V., Onoxova T. S. Faktory (problemy), prepyatstvuyushhie effektivnomu mezhvedomstven-nomu vzaimodejstviyu reabilitacionnyx organizacij v Sverdlovskoj oblasti, i puti ix minimizacii (ustraneniya) // Texnologii reabilitacii: nauka i praktika: materialy mezhd. nauch. konf., SPb., 25-26 aprelya 2018 g. SPb.: OOO «R-KOPI», 2018. S. 47-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Konvenciya o pravax rebenka. Prinyata rezolyuciej 44/25 General'noj Assamblei OON ot 20 noyabrya 1989 goda. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (data obrashheniya: 11.06.2019).

6. Lorer V. V., Starobina E. M., Vladimirova O. N. Monitoring regional'ny'x sistem rannej pomoshhi v Ros-sijskoj Federacii // Rannyaya pomoshh' detyam i ix sem'yam: traektoriya professional'nogo rosta: sbornik statej II Mezhd. nauch.-prakt. konf., Sankt-Peterburg, 6-8 noyabrya 2019 goda. SPb.: OOO «CIACzAN», 2019. S. 13-18.

7. Prikaz Mintruda Rossii ot 27.09.2017 № 701 «Ob utverzhdenii primernogo poryadka organizacii mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya organizacij, predostavlyayushhix reabilitacionnye uslugi, obespechivayushhego formirovanie sistemy kompleksnoj reabilitacii invalidov, rannyuyu pomoshh', preemstvennost' v rabote s invalidami, v tom chisle det'mi-invalidami, i ix soprovozhdenie». URL: https://rosmintrud.ru/docs/1277 (data obrashheniya: 12.06.2019).

8. Prikaz Mintruda Rossii № 875 ot 26 dekabrya 2017 g. «Ob utverzhdenii metodiki razrabotki i realizacii regional'noj programmy po formirovaniyu sistemy kompleksnoj reabilitacii i abilitacii invalidov, v tom chisle

detej-invalidov (tipovaya programma sub'ekta Rossijskoj Federacii)». URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/1287 (data obrashheniya: 12.12.2019).

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 avgusta 2016 g. N1839-r «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya rannej pomoshhi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda». URL: http://docs.cntd.ru/document/ 420374012 (data obrashheniya: 11.06.2019).

10. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2016 g. № 2723-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatij po realizacii Koncepcii razvitiya rannej pomoshhi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda». URL: https://rosmintrud.ru/docs/government/181 (data obrashheniya: 11.06.2019).

11. Raspredelenie vpervye priznannyx invalidami detej v vozraste do 18 let po formam boleznej (dannye Mintruda Rossii, forma № 7-D (sobes)). URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT 1uXEPRrJRXlUFoewru00bWuup50TuELXrs98yNnbZaQfUCQikq3pIr0jwUPEMriMJT0q9LqdHhe4fbqtSqE jRGbY7Sd2_KD49BJvECc0sK12gezWeKDIDwA41uhPhqSpdB3vz6nodEU6MHZk7FA%3D%3D%3Fsign% 3DQClB4Nk9mBmb0plmw9SYm9RrGm5f-0eydrAyCNj0lWY%3D&name=8-4.doc (data obrashheniya: 11.12.2019).

12. Ukaz Prezidenta Rossij skoj Federacii «0 nacionalnyx celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossij skoj Federacii na period do 2024 goda». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (data obrashheniya: 11.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.