ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Панасенко Д.А. историк
ГОУ ВПО «Донецкий Национальный университет»
РАННИЙ РИМСКИЙ ТРИУМФ
Аннотация: в работе автор рассматривается происхождение раннего римского триумфа. Используя широкий спектр исторических источников. Автор стремиться привлечь внимание к изучению темы триумфа и его экстраполяции на последующие эпохи. Триумф рассматривается как процессия свойственная и другим народам древности, которая в ходе широкой завоевательной политики приобрела завершенную форму.
Ключевые слова: триумф, Рим, цари, этруски
Триумф - сложная церемония празднования военных побед, которая была одним из самых важных ритуалов Рима. Он одновременно включал религиозный, политический и военный аспекты. Триумф являлся высшей наградой, которую мог получить римлянин. Воплощал фундаментальные основы растущего Римского государства, противопоставляющего себя остальному миру. Несмотря на то, что триумф претерпел изменения в ходе римской истории, его исключительное значение для общества сохранялось. Триумф являлся важным способом формирования коллективной памяти римского народа, его самоидентификации и преемственности между поколениями. Ритуал триумфа проходит через все периоды римской истории. Кроме того, он находит свое отражение в будущих эпохах, будь то торжественный въезд феодала или парад на Красной площади. Но мы не сможем понять сущность триумфа, пока не рассмотрим его системно.
Целью данной работы является рассмотрение происхождения раннего римского триумфа и выявления его характерных особенностей в царский период (754-509 гг. до н.э.) римской истории. Соответственно, хронологические рамки данного периода охватывают VIII-VI вв. до н.э.
Большая часть сохранившихся источников, описывающих триумф, относится к 1 2
позднереспубликанскому или имперскому времени. Они имеют описательный характер и рассматривают обстоятельства проведения триумфов. Эпиграфический источник Fasti Triumphales, о котором подробнее речь пойдет ниже, перечисляет проводимые триумфы. В связи с этим триумфальные шествия более раннего времени можно представить лишь в общих чертах, используя при этом не только нарративные и иконографические источники, но и данные археологии, нумизматики и эпиграфики.
Важнейшим источником для данного исследования являются Fasti Triumphales. Acta Triumphorum или Triumphalia, более известны как Fasti Triumphales или Triumphal Fasti, были первоначально выгравированы на мраморных табличках, которые украшали одну из стен на
1 Ливий Тит. История Рима от основания города. - М.: Наука, 1989.
Дионисий Галикарнасский. Римские древности. В 3-х томах (20 книгах) - М.: Рубежи XXI век, 2005.
2 Плиний Старший. Естественная история: Отрывки / Пер. и коммент. Б. А. Старостина // Хрестоматия по истории науки и техники. - М.: РГГУ (ППП «Типогр. Наука»), 2005. - С. 122-148; Плутарх. Избранные жизнеописания. В двух томах. Том I./ Пер. М. Томашевская. - М.: Правда, 1990. - 608 с.; Тертуллиан. Апологетик. К Скапуле. / Пер. А. Ю. Братухина. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. - 256 с.; Флор Луций Анней. Две книги эпитом Римской истории обо всех войнах за семьсот лет. - Воронеж, 1977. - 167 с.
римском форуме. Они были обнаружены в фрагментарном состоянии, поскольку часть форума, была разобрана для обеспечения строительным материалом возводимой тогда базилики Святого Петра. Они были доставлены в Палаццо де Консерватори на близлежащем Капитолийском холме и реконструированы. Триумфалы Фасти являются одним из наиболее важных источников для римской хронологии1. Fasti Triumphales - это перечень римских магистратов, удостоенных праздничной процессии, известной как триумф, в знак признания важной военной победы. Они охватывают самый ранних период римской истории вплоть до 19 г. н.э. . Как и в случае с названиями многих римских артефактов и учреждений, написание Fasti Triumphales варьируется от источника к источнику. Иногда оба слова пишутся с большой буквы, иногда первое слово, а иногда ни то, ни другое. В этой статье Fasti Triumphales рассматриваются как собственные имена, в то время как «fasti» само по себе выступает как нарицательное.
Наиболее значимыми являются работы, посвященные этрусской цивилизации, содержащие данные археологических раскопок Этрурии . В следующей группе работ мы находим данные о различного рода преемственности традиций, обрядов, технологий между народами древности и в частности Рима и Этрурии4.
Что же касается изученности темы триумфа, то разработкой данной проблемы занимались как отечественные, так и зарубежные специалисты. Отечественные авторы рассматривают триумф в искусствоведческой ретроспективе5.
Изучение триумфа в зарубежной литературе восходит к моменту обнаружения, прочтения и первого комментирования латинских надписей касающихся триумфов6.
В зарубежной историографии следует особо выделить работу «Римский триумф» Мэри
'1
Бирд . Автор приложила немало усилий, чтобы отделить факты от вымысла, который сопровождает римский триумф. Особый интерес представляет попытка автора реконструировать порядок триумфальной процессии и маршрут, по которому она двигалась.
На первое критическое исследование римского триумфа претендует книга Мэгги Попкин
1 Lanciani R. New Tales of Old Rome. - London: Macmillan and CO, 1901. - P. 68-72.; Sandys J.E. Latin Epigraphy: an Introduction to the Study of Latin Inscriptions. - London: Cambridge University Press, 1919. - Р. 167.
2 Hammond G. L. and H. H. Scullard H. H. The Oxford Classical Dictionary. - Oxford: the Clarendon Press, 1970. - Р. 429-430.
3 Вогэн А. Этруски/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 235 с.; Макнамара Э. Этруски: Быт, религия, культура. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 192 с.; РобберЖ.-Н. Этруски. - М.: Вече, 2007. - 368 с.; СоколовГ.И. Искусство этрусков. - М.: Искусство, 1990. - 319 с.; ТюийеЖ.-П. Цивилизация этрусков. - М.: Астрель, 2011. - 254 с.; Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 334 с.; Bonfante G., Bonfante L. The Etruscan Language. An Introduction. - Manchester: University Press, 2002. - 288 p.; Haynes S. Kulturgeschichte der Etrusker. - Mainz, 2005. - 308 s.; TorelliM. Storia degli Etruschi. - Bari, 2003. - 237 s.
4 Гомер. Илиада; Одиссея. / Пер. с древнегреч. В.В. Вересаева. - М.: Просвещение, 1987. - 400 с.; КузьминаЕ. Е. Откуда пришли индоарийцы?: материальная культура племён андроновской общности и происхождение индоиранцев. - М.: Восточная литературара, 1994. - 472 с.; Маяк И.Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). - М.: МГУ, 1983. - 278 с.; Моммзет Т. История Рима. Том 1. - СПб.: Наука, 1997. - 731 с.; Потрашков А.С. Древний Рим. - Харьков: Фолио, 2009. - 380 с.; Davison. J. A. Homer and the Monuments - H. L. Lorimer: Homer and the Monuments - London: Macmillan, 1950. - 552 p.; Evans A. The Palace of Minos at Knossos. Т. IV. - London, 1935.
5 Поплавский В.С. Триумфальные арки Древнего Рима: проблемы синтеза пространственных искусств: дис. канд. искусствовед.: 17.00.04 / Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. - М., 1997.; Голованова О.И. Тема Триумфа в искусстве итальянского возрождения (XV - XVI): дис. канд. искусствовед.: 17.00.00 / Институт им. Ломоносова. - М., 1992.
6 Sandys J.E. Latin Epigraphy: an Introduction to the Study of Latin Inscriptions. - London: Cambridge University Press, 1919. - Р. 73-75.
7 BeardM. The Roman Triumph. - London: Harvard University Press, 2007. - 448 р.; Popkin M. The architecture of the Roman triumph. - New York : Cambridge University Press, 2016. - 271 p.
«Архитектура римского триумфа». Автор доказывает отсутствие установленного маршрута для триумфальной процессии. Обращает внимание на здания и сооружения, стоявшие на пути следования различных триумфальных процессий. По мнению автора, архитектурные сооружения строились в соответствии с тем, как совершали и помнили триумфальные церемонии римляне, и с тем, что они считали идентичностью своего города.
Приведенный обзор показывает перспективность изучения темы триумфа в древнем Риме.
Слово «триумф», вероятно, происходит от возгласа «triumphe», которое кричали солдаты и народ во время триумфального шествия1. Изначально триумф был просто возвращением из похода победоносной армии во главе с полководцем, первым мероприятием которого было принесение жертвы богам. Особенностью этого вступления в город была демонстрация добычи и пленных. Триумф проводился после каждой успешной кампании2.
Согласно Fasti Triumphales первым триумфатором считался Ромул (754-716 гг. до н.э. )3. Он одержал победу над царем ценинцев Акроном, разгромив его войско. Триумфальное шествие Ромула прошло по улицам Рима. Описание этого легендарного триумфа оставил Плутарх: «Чтобы сделать свой обет как можно более угодным Юпитеру и доставить приятное и радостное зрелище согражданам, Ромул срубил у себя в лагере огромный дуб, обтесал его наподобие трофея, потом приладил и повесил в строгом порядке все части оружия Акрона, а сам нарядно оделся и украсил распущенные волосы лавровым венком. Взвалив трофей на правое плечо и поддерживая его в прямом положении, он затянул победный пэан и двинулся впереди войска, в полном вооружении следовавшего за ним, а граждане встречали их, ликуя и восхищаясь. Это шествие было началом и образцом дальнейших триумфов» (Plut. Rom. 16).
В последующие времена трофей такого рода, доспехи командира вражеской армии, побеждённого в поединке римским командующим, считался особо почетной добычей и подносился в дар Юпитеру-Феретрию. После Ромула только двое римлян захватили такую добычу: Авл Корнелий Косс, убивший в 437 г. до н. э. царя города Вейи Ларса Толумния (Liv. IV. 19), и Марк Клавдий Марцелл, который в 222 г. до н. э. победил царя инсубров Вертомара (Plut. Marcel. 8).
Любопытно сравнить повествование Плутарха с описанием, которое приводит Дионисий Галикарнасский: «Когда таким образом город ценинцев был захвачен, Ромул приказал пленным сдать оружие и, взяв в заложники детей, сколько считал достаточным, обратился против антемнатов. Одолев и их войско, как и в первом случае, напав неожиданно, когда они рассеялись в поисках фуража, он устроил пленных таким же образом, что и первых, отвел свое войско домой, везя доспехи павших в битве и отборную часть добычи для богов. И он совершил множество жертвоприношений вместе с воинами. Сам Ромул шествовал в конце торжественной процессии, облаченный в пурпурные одежды, увенчав волосы лавром и, дабы соблюсти царское достоинство, выехав на квадриге. Остальное же войско из пеших и конных следовало за ним в боевых порядках по своим отрядам, воспевая богов в отеческих гимнах и восхваляя предводителя в импровизированных стихах. Горожане вместе с женами и детьми встречали их, сгрудившись по обе стороны дороги, поздравляя их с победой и выказывая всяческое благорасположение. Когда же войско вступило в город, оно нашло чаши с вином, смешанным с
1 Smith W. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities. - John Murray, London, 1875. - C. 1163-1164.
2 Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь: ок. 50 000 слов. - 3-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1986. - С. 787.
3 Mommsen T. Inscriptiones Latinae antiquissimae ad C. Caesaris mortem.. consilio et auctoritate Academiae litterarum regiae Borussicae cura Guilelmi Henzen et Christiani Huelsen. - Berolini 1893. - 48 s. URL: https://arachne.dainst. org/entity/ 2130522?fl=20&label=Mit%202130489%20verkn%C3%BCpfte%20Objekte&q=connectedEntities:2130489 &resultIndex=15 (дата обращения: 12.05.2020).
водой, столы, ломившиеся от изобилия яств, которые были выставлены у самых именитых домов, чтобы предоставить их желающим. Так победную процессию с несением трофеев и последующим жертвоприношением, которую римляне называют триумфом, впервые учредил Ромул, и была она примерно такой. В наши же дни триумф стал чрезмерно пышным и хвастливым, скорее связанным с демонстрацией богатства, нежели доблести, и во всем отошел от древней простоты» (Dion. Hal. II. 34).
Как мы видим, главное отличие этих двух описаний заключается в том, что согласно Плутарху, Ромул прошел по триумфальному маршруту, а Дионисий утверждает, что царь ехал в квадриге. Сам Плутарх указывает на ошибку своего коллеги: «... но Дионисий ошибается, утверждая, будто колесницею воспользовался Ромул. Источники сообщают, что первым царем, который придал триумфам такой пышный вид, был Тарквиний, сын Демарата; по другим сведениям, впервые поднялся на триумфальную колесницу Попликола. Как бы то ни было, но все статуи Ромула-Триумфатора в Риме изображают его пешим» (Plut. Rom. 16).
Сложно сказать, насколько замечание Плутарха справедливо. Описывая второй триумф Ромула, Плутарх уже не сообщает, шел ли царь пешком или ехал. «Ромул справил триумф в октябрьские иды, проведя по городу множество пленных и среди них - вейского военачальника, человека уже старого, но не выказавшего на деле ни рассудительности, ни опыта, свойственных его годам. В память об этом и поныне, празднуя победу, ведут через форум на Капитолий старика в тоге с пурпурной каймой, надев ему на шею детскую буллу, а глашатай возглашает: «Продаются сардийцы!» (ведь этрусков считают переселенцами из Сард, а Вейи -этрусский город)» (Plut. Rom. 25). Таким образом, единственное, что мы можем с уверенностью утверждать, так это то, что в более поздние времена триумфаторы ехали в колеснице.
Следует обратить внимание на «детскую буллу», которую Ромул надел на шею своего врага. Археологические данные1 позволяют нам с уверенностью говорить, что булла (лат. bulla) представляла собой кожаный или металлический (нередко золотой) футляр-медальон, в котором хранился амулет или талисман, защищающий от болезней и дурного глаза. Утверждают, что в Риме соблюдался тот же обычай, который был принесен из этрусского города Тарквиния. Буллу дозволялось носить только римским полководцам, да и то лишь во время триумфов. Причина, по которой давалось такое дозволение, легко объяснима. Ведь полководца-триумфатора следовало защищать от завистливого гнева богов. Действия Ромула имели своей целью показать, что даже боги не смогут защитить его врагов. Затем появится традиция удушения знатных пленников, которых именовали просто - «разбойник». По образцу победного шествия Ромула организовывались все триумфы последующих эпох.
Из источников видно, что триумф - это процессия, торжественное шествие, в котором участвуют пленные, трофеи, жертвы, победитель-военачальник в парадном вооружении.
В триумфальной процессии ключевым является принесение жертв главному богу города. Такой сценарий объясняется связью с общеродовыми праздниками, которые существовали у многих народов. Например, у греков (Hdt. VI. 81) или отправление культа богов у египтян , принесение даров правителям, как у персов3. Похожие процессии, главным образом погребальные, мы можем проследить и у кочевников (Hdt. IV. 71-73). Этруски, предположительно происходившие
1 Вогэн А. Этруски/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - С. 68.
2 Бадж Уоллис. Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой, И.Б. Куликовой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2014. - C. 559. URL: https://books.google.com.ua/books?id= kv3rCQAAQBAJ&pg (дата обращения: 12.05.2020).
3 Персеполь, террасы Ападаны. URL: https://studfile.net/preview/4468965/page:12/ (дата обращения: 12.05.2020).
от лидийцев и выселившиеся из Малой Азии в Италию (Hdt. I. 94), аккумулировали эти традиции. У римлян процессии приобрели законченную форму в виде триумфа.
Следующим царем, отпраздновавшим триумф, был Анк Марций (640-616 гг. до н.э.). Он провел только одну войну, в которой разбил армию латинских племен. Описание этого триумфального шествия не сохранилось. Согласно триумфальным фастам, Анк Марций получил триумф за победу над сабинами и вейентами.
Церемония триумфа имеет этрусские корни, как собственно и многие другие древнейшие установления римлян1. Законы, должности, цирковые игры, театральные зрелища, бои гладиаторов, искусство гадания и даже многие боги - всё это пришло к римлянам от этрусков. Символы власти - фасции (связки прутьев с вложенными в них топорами), которые несли впереди царя, сенаторская тога, отороченная пурпурной каймой - и это наследство этрусков. Сами римляне признавали: триумфальные и консульские украшения были перенесены в Рим из Тарквиния (Liv. I. 38.3).
Из этого города был родом пятый царь Рима Луций Тарквиний Приск (616-579 гг. до н.э.). Именно при нем происходило наиболее активное заимствование этрусских законов и традиций. Эллинизирующий фактор триумфа, о котором речь пойдет ниже, отчасти объясняется тем, что отец Луция - Демарат был выходцем из Коринфа и принадлежал к роду Бакхиадов (Liv. I. 34,2; Dion. Hal. III. 46). Многие историки, в том числе и Т. Моммзен2, отвергают предание об этрусском происхождении Луция Тарквиния и считают, что он принадлежал к трибе лицеров. Однако, опираясь на данные современных исследований, мы можем утверждать, что Тарквиний все же имел этрусские и греческие корни3.
«Луций Тарквиний принёс в Рим многие этрусские обычаи и после побед над этрусками и сабинянами первым отпраздновал в Риме триумф по этрусскому образцу», - сообщает Ливий (Liv. I. 38.3). В период царствования Тарквиния Приска сформировался нормативный церемониал триумфального шествия. Подтверждением тому служат сообщения Луция Аннея Флора и Дионисия. Причем сообщение последнего является наиболее значимым.
«И в военных делах Тарквиний не менее удачлив, чем в мирных: в результате постоянных нападений он покорил двенадцать народов Этрурии. Отсюда фасцы, трабеи, курульные кресла, кольца, фалеры, расписные плащи полководцев, претексты, отсюда обычай совершать триумф с золотой колесницей и четверкой коней, разрисованные тога, туники с изображением пальмовых листьев и, наконец, все украшения и знаки, которыми возвеличивается достоинство власти», - сообщает Флор (Flor. I. 5).
Дионисий пишет о триумфе следующее: «А так как знаки отличия, что даются царям, весьма многочисленны, то, если они для многих являют зрелище тягостное и ненавистное, я полагаю, нам следует одни сократить, другие отменить. Я имею в виду как раз скипетры, золотые венцы и пурпурные, золотом расшитые одеяния, кроме только применения их во время определенных празднеств или триумфальных процессий, когда правители будут носить их во имя почитания богов - ведь это никого не будет раздражать, если используется редко» (Dion. Hal. IV. 74.1).
С учетом приведенных данных и сохранившегося изображения этрусского царя, современника Тарквиния, (гробница в Цере), можно представить костюм триумфатора . На рисунке изображен этрусский царь, восседающий со скипетром в левой руке. Он сидит на
1 ПотрашковА.С. Древний Рим. - Харьков: Фолио, 2009. - С. 7-8.
2Моммзет Т. История Рима. Том 1. - СПб.: Наука, 1997. - С. 112.
3 РобберЖ.-Н. Этруски. - М.: Вече, 2007. - С. 31-32.; ТюийеЖ.-П. Цивилизация этрусков. - М.: Астрель, 2011. - С. 165.
складном стуле без спинки и подлокотников, облицованном пластинками, которое в Риме называли «курульным креслом» (лат. sella curulis); на нем восседали высшие магистраты во время отправления правосудия. На ногах этрусского царя характерная обувь с загнутыми носами. Наконец, поверх белой туники с короткими рукавами, доходящей только до середины бедер и этим сильно отличающейся от длинной просторной туники восточных правителей, он облачен в короткий же пурпурный плащ (трабею), украшенный вышивкой. Описание Дионисия Галикарнасского подтверждают, с небольшими различиями, рисунки, найденные в Цере1.
В этрусских царских одеждах можно узнать тунику римского триумфатора. Он был облачен в шитые золотом пурпурные одежды, состоявшие из туники и тоги (Plin. Nat. Hist. VIII. 196; Liv. X. 7. 9). На голове триумфатора возлежал зеленый лавровый венок. В правой руке он держал лавровую ветвь, а в левой - скипетр с изображением орла из слоновой кости. На его шее висел амулет в виде золотой капсулы. Государственный раб держал над головой триумфатора большой тяжелый золотой венок, который называется в источниках corona Etrusca (Plin. Nat. Hist. VII. 103), что указывает на этрусское происхождение римской церемонии триумфа. Этот тяжелый золотой венок состоял из дубовых листьев с лентами и драгоценными камнями. Задачей государственного раба было снова и снова напоминать триумфатору, шепча ему на ухо: «Не забывай, что ты всего лишь человек!» (Tert. Apol. 33). Это было совсем не нравоучение, а особое сакральное действо, если угодно - заклинание, отгоняющее беду. Введение этого обряда было следствием окончательного оформления экзальтации триумфатора. Теперь он въезжает в Рим во главе войска с таким огромным количеством золота и славы, что появляется необходимость защитить победоносного полководца от дурного глаза, ревности Юпитера и зависти богов. Поэтому и возникает целый ряд охранительных обрядов, среди которых и солдатские песенки, высмеивающие триумфатора, и нашептывание рабом на ухо полководцу напоминания о его человеческой природе, так как триумфатор старался уподобиться Юпитеру2.
Что же касается квадриги триумфатора, то это средство передвижения эволюционировало из этрусской колесницы. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть колесницу, обнаруженную в гробнице VII в. до н.э. в Популонии. Это повозка на двух колесах с металлическими ободами, с деревянной будкой, открытой сзади и закругленной спереди; к ней крепилось длинное дышло, над которым нагибался возница, управляя лошадьми. Она похожа на колесницу, которую мы видим на погребальных греческих вазах эпохи Дипилона. Богатая отделка бронзовыми пластинами говорит о том, что, скорее всего, это церемониальные колесница: ее могли использовать для торжественных шествий в честь военачальника, одержавшего победу. Похожую колесницу мы видим на фризах этрусского храма из Мурло .
На данном этапе нашего исследования стоит оговорить, что эволюция римского триумфа в царский период имела некоторые черты, сформировавшиеся под греческим влиянием. Главным образом это касается использования колесницы и традиции демонстрировать доспехи и оружие побежденных врагов. Использование колесниц в древности - это тема отдельных исследований, поэтому мы не будем останавливаться на ней подробно4. Мы лишь отметим, что по мнению исследователей, колесница пришла на Аппенинский полуостров от греков, которые в
1 ЭргонЖ. Повседневная жизнь этрусков / пер. с фр.А. Б. Овезовой. - М.: Молодая гвардия, 2009. - С. 133.
2 Künzl E. Der römische Triumph: Siegesfeiern im antiken Rom. - München: Beck, 2002. - S. 95.; BeardM. The Roman Triumph. - London: Harvard University Press, 2007. - Р. 4-5.
3 Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. - М: Рефл-бук, 2000. - С. 117.
См. напр. Нефёдкин А. К. Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI - I вв. до н. э.). - СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 2001. - 528 с.
свою очередь, заимствовали ее с Востока1. Сразу же в памяти возникают сражения из поэмы «Илиада»:
«Видел я Резовых коней, прекраснейших коней, огромных;
Снега белее они и в ристании быстры, как ветер.
Златом, сребром у него изукрашена вся колесница.
Сам под доспехом златым, поразительным, дивным для взора,
Царь сей пришел, под доспехом, который не нам, человекам
Смертным, прилично носить, но бессмертным богам олимпийским» (Hom. X. 435-440)
У Гомера есть еще ряд подобных упоминаний (Нот. II. 775; IV. 295; VII. 340, 435; IX. 380; XII. 12, 115; XVI. 505; XVIII. 220; XXIII. 5, 370, 465), но даже приведенного нами фрагмента достаточно для понимания того, что колесница не использовалась в качестве боевой единицы, а служила средством прибытия воина на поле боя.
Еще одно доказательство того, что колесница была предметом демонстрации богатства и роскоши мы обнаруживаем в «Ветхом Завете»: «С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик» (Кн. Быт. 50:9).
Также колесница выступала частью погребального культа. Приведем пример из того же Гомера:
«Мы от ярма отрешать не станем коней звуконогих; Мы на конях, в колесницах, приближимся все и оплачем Друга Патрокла: почтим подобающей мертвого честью. Но, когда мы сердца удовольствуем горестным плачем, Здесь, отрешивши коней, вечерять неразлучные будем. Рек - и рыдание начал; и все зарыдали дружины. Трижды вкруг тела они долгогривых коней обогнали
С воплем плачевным: Фетида их чувства на плач возбуждала» (Hom. XXIII. 5-10).
или
«Пышная оловом, златом нарядная вкруг колесница Быстро за бурными конями катится; след за собою Шины колесные, тяжкие медью, по тонкому праху
Чуть оставляют: с такою горячностью кони летели» (Hom. XXIII. 500-505).
Совсем не удивительно, что этрусские колесницы были найдены именно в гробницах и в виде элемента церемонии они и перешли римлянам.
Кроме того квадригу коней можно увидеть на ряде греческих монет и фрагментах изображений с рельефов.
Касательно традиции снятия доспехов с убитых врагов, алгоритм заимствования был тем же, что и в случае с колесницей. Ряд сообщений, подтверждающих это, встречаем у Гомера: «Так обоих Приамидов с коней Диомед, не хотящих, Сбил беспощадно на прах и сорвал с пораженных доспехи,
Коней же отдал клевретам, да гонят к кормам корабельным» (Hom. V. 160-165). «Кто же был первый и кто был последний, которых доспехи Гектор могучий похитил и медный Арей душегубец» (Hom. V. 700). «Взявши доспехи его, внесу в Илион их священный
1 Davison. J. A. Homer and the Monuments - H. L. Lorimer: Homer and the Monuments - London: Macmillan, 1950. -P. 13-15.; Evans A. The Palace of Minos at Knossos. Т. IV. - London, 1935. - P. 796.; Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарийцы?: материальная культура племён андроновской общности и происхождение индоиранцев. - М.: Восточная литературара, 1994. - С. 180.
И повешу во храме метателя стрел Аполлона» (Hom. V. 80).
После смерти Тарквиния царем стал его приемный сын Сервий Туллий (578-534 гг. до н.э.), прославленный законодатель и реформатор. Дионисий приписывает ему три триумфа: «Туллий, имея успех во всех битвах, сколько бы их ни происходило как с каждым городом отдельно, так и со всем народом в целом, и удостоенный трех славнейших триумфов, наконец, на тех, кто не считал достойным добровольно подчиниться тому, чтобы ими правили, вынуждает надеть узду» (Dion. Hal. IV. 27.3).
Последним царем, о триумфах которого остались упоминания, был Тарквиний Гордый (534-509 г. до н. э.). Источники сообщают о двух его триумфах за победу над сабинами и вольсками (Liv. I.53.2). В данной работе мы привели все упоминания о ранних триумфах, имеющиеся в источниках. Пять царей из семи имели триумфы за победы над врагами. Можно полагать, что процедура чествования победителя оформляется под влиянием обычаев этрусков уже при Ромуле и получает сакральное обоснование.
В конце нашего исследования нам остается ответить на еще один вопрос. По какому маршруту двигалась триумфальная процессия? Поиски ответа осложняются ограниченным количеством источников и довольно приблизительной археологической реконструкцией планировки Рима VIII-VI вв. до н.э. К тому же последние исследования ставят под сомнение существование какого-либо триумфального маршрута вообще1. Поэтому, располагая имеющимися данными, мы ограничимся определением отдельных архитектурных памятников на пути триумфального шествия, поскольку топографически маршрут, определить на данном этапе невозможно.
Триумфальная процессия совершала обход Палатина, во время которого несли трофеи и освящали захваченное оружие в храме Юпитера-Феретрия. Затем, появляется несколько измененное оформление церемонии, когда триумфатор едет на Капитолий в квадриге и приносит жертву Юпитеру. По всей вероятности, такая форма триумфа сформировалась в годы правления Тарквиния Гордого (Liv. I.53.3).
Рассмотрев историю происхождения раннего римского триумфа, мы можем прийти к некоторым выводам.
В царский период триумф был прерогативой исключительно правителей, был их личным успехом. Это прослеживается и в дальнейшем. В период Республики триумфатор на период церемонии должен был обладать высшей властью магистрата, т.е. империем консула, претора, диктатора, проконсула и пропретора, на один день он получал военную власть в пределах Рима, что фактически соответствует власти царя.
В имперский период триумф станет прерогативой императора и фактически трансформируется в торжественный въезд. Тем самым процессия служила демонстрацией личных заслуг правителя, его достижений и отваги. В этом проявляется антагонизм между личностью правителя и народом, который был в некотором роде отстранен от победы, поскольку еще не сложилась самоидентификация римлян как народа способного противопоставить себя «другим».
В триумфе появляются обязательные элементы: центральная фигура триумфатора, демонстрация захваченной добычи и пленных, принесение жертвы главному богу города.
На наш взгляд, данная тема перспективна для последующего изучения. В дальнейшем следует рассмотреть особенности триумфа в период Республики.
1 Popkin M.L. The architecture of the Roman triumph. - New York : Cambridge University Press, 2016. - P. 33-34.
Литература:
1. Бадж Уоллис. Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой, И.Б. Куликовой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2014. - 575 с.
2. Вогэн А. Этруски/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 235 с.
3. Геродот. История в девяти книгах / Пер. Г.А. Стратановского. - Л.: Наука, 1972.
4. Голованова О.И. Тема Триумфа в искусстве итальянского возрождения (XV - XVI): дис. канд. искусствовед.: 17.00.00 / Институт им. Ломоносова. - М., 1992.
5. Гомер. Илиада; Одиссея. / Пер. с древнегреч. В.В. Вересаева. - М.: Просвещение, 1987. - 400 с.
6. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь: ок. 50 000 слов. - 3-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1986. - 840 с.
7. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. В 3-х томах (20 книгах) - М.: Рубежи XXI век, 2005.
8. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарийцы?: материальная культура племён андроновской общности и происхождение индоиранцев. - М.: Восточная литературара, 1994. - 472 с.
9. Ливий Тит. История Рима от основания города. - М.: Наука, 1989.
10. Макнамара Э. Этруски: Быт, религия, культура. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 192 с.
11. Маяк И.Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). - М.: МГУ, 1983. - 278 с.
12. Моммзет Т. История Рима. Том 1. - СПб.: Наука, 1997. - 731 с.
13. Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. - М: Рефл-бук, 2000. - 496 с.
14. Нефёдкин А. К. Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI - I вв. до н. э.). -СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 2001. - 528 с.
15. Плиний Старший. Естественная история: Отрывки/ Пер. и коммент. Б.А. Старостина // Хрестоматия по истории науки и техники. - М.: РГГУ (ППП «Типогр. Наука»), 2005. - С. 122-148.
16. Плутарх. Избранные жизнеописания. В двух томах. Том I./ Пер. М. Томашевская. - М.: Правда, 1990. - 608 с.
17. Поплавский В.С. Триумфальные арки Древнего Рима: проблемы синтеза пространственных искусств: дис. канд. искусствовед.: 17.00.04 / Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. - М., 1997.
18. Потрашков А.С. Древний Рим. - Харьков: Фолио, 2009. - 380 с.
19. РобберЖ.-Н. Этруски. - М.: Вече, 2007. - 368 с.
20. Соколов Г.И. Искусство этрусков. - М.: Искусство, 1990. - 319 с.
21. Тертуллиан. Апологетик. К Скапуле. / Пер. А. Ю. Братухина. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. - 256 с.
22. ТюийеЖ.-П. Цивилизация этрусков. - М.: Астрель, 2011. - 254 с.
23. Флор Луций Анней. Две книги эпитом Римской истории обо всех войнах за семьсот лет. -Воронеж,: Воронеж, 1977. - 167 с.
24. Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 334 с.
25. Bonfante G., Bonfante L. The Etruscan Language. An Introduction. - Manchester: University Press, 2002. - 288 p.
26. BeardM. The Roman Triumph. - London: Harvard University Press, 2007. - 448 р.
27. Davison. J. A. Homer and the Monuments - H. L. Lorimer: Homer and the Monuments -London: Macmillan, 1950. - 552 p.
28. Evans A. The Palace of Minos at Knossos. Т. IV. - London, 1935.
29. Hammond G. L. and H. H. Scullard H. H. The Oxford Classical Dictionary. - Oxford: the Clarendon Press, 1970. - 1176 p.
30. Haynes S. Kulturgeschichte der Etrusker. - Mainz, 2005. - 308 s.
31. Künzl E. Der römische Triumph: Siegesfeiern im antiken Rom. - München: Beck, 2002. -323 s.
32. Lanciani R. New Tales of Old Rome. - London: Macmillan and CO, 1901. - 372 p.
33. Mommsen T. Inscriptiones Latinae antiquissimae ad C. Caesaris mortem.. consilio et auctoritate Academiae litterarum regiae Borussicae cura Guilelmi Henzen et Christiani Huelsen. - Berolini 1893. - 393 s.
34. Popkin M. The architecture of the Roman triumph. - New York : Cambridge University Press, 2016. - 271 p.
35. Sandys J.E. Latin Epigraphy: an Introduction to the Study of Latin Inscriptions. - London: Cambridge University Press,1919. - 334 p.
36. Smith W. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities. - John Murray, London, 1875.
37. TorelliM. Storia degli Etruschi. - Bari, 2003. - 237 s.
References:
1. Badzh Uollis. Bogi egiptyan. Tsarstvo sveta, ili Tayny zagrobnogo mira [Gods of the Egyptians. The Kingdom of light, or the Secrets of the afterlife] / Per. s angl. A.B. Davydovoy,
1.B. Kulikovoy. - M.: ZAO Tsentrpoligraf, 2014. - 575 s. (in Russian)
2. Vogen A. Etruski [Etruscans] / Per. s angl. A. Bleyz. - M.: KRON-PRESS, 1998. - 235 s. (in Russian)
3. Gerodot. Istoriya v devyati knigakh [History in nine books]/ Per. G.A. Stratanovskogo. - L.: Nauka, 1972. (in Russian)
4. Golovanova O.I. Tema Triumfa v iskusstve ital'yanskogo vozrozhdeniya (XV - XVI) [The theme of Triumph in the art of the Italian Renaissance]: dis. kand. iskusstvoved.: 17.00.00 / Institut im. Lomonosova. - M., 1992. (in Russian)
5. Gomer. Iliada; Odisseya [Iliad; Odyssey]. / Per. s drevnegrech. V.V. Veresaeva. - M.: Prosveshchenie, 1987. - 400 s. (in Russian)
6. Dvoretskiy I.Kh. Latinsko-russkiy slovar' [Latin-Russian dictionary]: ok. 50 000 slov. - 3-e izd., ispr. - M.: Rus.yaz., 1986. - 840 s. (in Russian)
7. Dionisiy Galikarnasskiy. Rimskie drevnosti [Roman antiquities]. V 3-kh tomakh (20 knigakh) -M.: Rubezhi XXI vek, 2005. (in Russian)
8. Kuz'mina E. E. Otkuda prishli indoariytsy?: material'naya kul'tura plemen andronovskoy obshchnosti i proiskhozhdenie indoirantsev [Where did the Indo-Aryans come from?: the material culture of the tribes of the Andronovo community and the origin of the Indo-Iranians] - M.: Vostochnaya literaturara, 1994. - 472 s. (in Russian)
9. Liviy Tit. Istoriya Rima ot osnovaniya goroda [History of Rome from the Foundation of the city]. - M.: Nauka, 1989. (in Russian)
10. Maknamara E. Etruski: Byt, religiya, kul'tura [The Etruscans: the Life, religion, culture]. - M.: ZAO Tsentrpoligraf, 2006. - 192 s. (in Russian)
11. Mayak I.L. Rim pervykh tsarey (Genezis rimskogo polisa) [Rome of the first kings (Genesis of the Roman Polis)]. - M.: MGU, 1983. - 278 s. (in Russian)
12. Mommzet T. Istoriya Rima [History of Rome]. Tom 1. - SPb.: Nauka, 1997. - 731 s. (in Russian)
13. Nagovitsyn A.E. Mifologiya i religiya etruskov [Mythology and religion of the Etruscans]. - M: Refl-buk, 2000. - 496 s. (in Russian)
14. Nefedkin A. K. Boevye kolesnitsy i kolesnichie drevnikh grekov (XVI - I vv. do n. e.) [War chariots and charioteers of the ancient Greeks]. - SPb.: Tsentr «Peterburgskoe vostokovedenie», 2001. - 528 s. (in Russian)
15. Pliniy Starshiy. Estestvennaya istoriya: Otryvki [Natural history: Excerpts] / Per. i komment. B. A. Starostina // Khrestomatiya po istorii nauki i tekhniki. - M.: RGGU (PPP «Tipogr. Nauka»), 2005. -S. 122-148. (in Russian)
16. Plutarkh. Izbrannye zhizneopisaniya [Selected biographies]. V dvukh tomakh. Tom I./ Per. M. Tomashevskaya. - M.: Pravda, 1990. - 608 s. (in Russian)
17. Poplavskiy V.S. Triumfal'nye arki Drevnego Rima: problemy sinteza prostranstvennykh iskusstv [Triumphal arches of Ancient Rome: problems of synthesis of spatial arts]: dis. kand. Iskusstvoved.: 17.00.04 / Nauchno-issledovatel'skiy institut teorii i istorii izobrazitel'nykh iskusstv. -M., 1997. (in Russian)
18. PotrashkovA.S. Drevniy Rim [Ancient Rome]. - Khar'kov: Folio, 2009. - 380 s. (in Russian)
19. Robber Zh.-N. Etruski [Etruscans]. - M.: Veche, 2007. - 368 s. (in Russian)
20. Sokolov G.I. Iskusstvo etruskov [The art of the Etruscans]. - M.: Iskusstvo, 1990. - 319 s. (in Russian)
21. Tertullian. Apologetik. K Skapule [Apologetics. To Scapula]. / Per. A. Yu. Bratukhina. - SPb.: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 2005. - 256 s. (in Russian)
22. Tyuiye Zh.-P. Tsivilizatsiya etruskov [Civilization of the Etruscans]. - M.: Astrel', 2011. -254 s. (in Russian)
23. Flor Lutsiy Anney. Dve knigi epitom Rimskoy istorii obo vsekh voynakh za sem'sot let [Two books of epic Roman history about all the wars of seven hundred years]. - Voronezh,: Voronezh, 1977. - 167 s. (in Russian)
24. Ergon Zh. Povsednevnaya zhizn' etruskov [Everyday life of the Etruscans]. - M.: Molodaya gvardiya, 2009. - 334 s. (in Russian)
25. Bonfante G., Bonfante L. The Etruscan Language. An Introduction. - Manchester: University Press, 2002. - 288 p. (in English)
26. BeardM. The Roman Triumph. - London: Harvard University Press, 2007. - 448 p.(in English)
27. Davison. J. A. Homer and the Monuments - H. L. Lorimer: Homer and the Monuments -London: Macmillan, 1950. - 552 p. (in English)
28. Evans A. The Palace of Minos at Knossos. T. IV. - London, 1935. (in English)
29. Hammond G. L. and H. H. Scullard H. H. The Oxford Classical Dictionary. - Oxford: the Clarendon Press, 1970. - 1176 p. (in English)
30. Haynes S. Kulturgeschichte der Etrusker. - Mainz, 2005. - 308 s. (in German)
31. Künzl E. Der römische Triumph: Siegesfeiern im antiken Rom. - München: Beck, 2002. -323 s. (in German)
32. Lanciani R. New Tales of Old Rome. - London: Macmillan and CO, 1901. - 372 p. (in English)
33. Mommsen T. Inscriptiones Latinae antiquissimae ad C. Caesaris mortem.. consilio et auctoritate Academiae litterarum regiae Borussicae cura Guilelmi Henzen et Christiani Huelsen. - Berolini 1893. - 393 s. (in German)
34. Popkin M. The architecture of the Roman triumph. - New York : Cambridge University Press, 2016. - 271 p. (in English)
35. Sandys J.E. Latin Epigraphy: an Introduction to the Study of Latin Inscriptions. - London: Cambridge University Press,1919. - 334 p. (in English)
36. Smith W. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities. - John Murray, London, 1875. (in English)
37. TorelliM. Storia degli Etruschi. - Bari, 2003. - 237 s. (in English)
EARLY ROMAN TRIUMPH
Panasenko DА. Historian
Abstract: in this article the author discusses the origin of the early Roman triumph. Using a wide range of historical sources. The author seeks to draw attention to the study of the theme of triumph and its extrapolation to subsequent epochs. The triumph is considered as a procession peculiar to other peoples of antiquity, which in the course of a broad policy of conquest acquired a complete form. Keywords: triumph, Rome, kings, ctruscans
Для цитирования: ПанасенкоД.А. Ранний римский триумф// Архонт, 2020. № 3 (18). С. 84-95.