Научная статья на тему 'РАННИЙ ЭТАП ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЦЗИНЬ И КАНЦЛЕР ВАН ДАО (279-339 ГГ. Н.Э.)'

РАННИЙ ЭТАП ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЦЗИНЬ И КАНЦЛЕР ВАН ДАО (279-339 ГГ. Н.Э.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ ЦЗИНЬ / ВАН ДАО / ХЭ ЧУН / ЮЙ ЛЯН / ЮЙ БИН / КИТАЙСКИЙ БУДДИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич

Статья посвящена микроисторическому исследованию политической карьеры шаньдунского аристократа из округа Ланъе и первого канцлера южнокитайской династии Восточная Цзинь, а также выявлению факторов, способствовавших его быстрому возвышению. Особое внимание было уделено религиозно-идеологическому аспекту историко-политических процессов, происходивших при дворе и столице Восточной Цзинь. В ходе исследования были применены конкретно-исторические методы историко-биографического, социально-сетевого и историко-географического анализа событий и персоналий, связанных с личностью канцлера Ван Дао. Источником основных сведений о политической карьере Ван Дао является официальная династийная история «Цзинь шу» («История [династии] Цзинь»), а именно, глава 65 (раздел «Лечжуань»), посвященная представителям шаньдунского клана Ван. Посредством историко-биографического анализа было установлено, что решающими факторами успешной карьеры Ван Дао стали личные деловые качества, успешная матримониальная стратегия в отношении правящего дома Сыма, основавшего династию Восточная Цзинь, а также активная поддержка влиятельных китайских буддийских иерархов. Благодаря социально-сетевому анализу были реконструированы родственные и конфессиональные связи придворных сторонников буддийской сангхи со знаменитыми сановниками и славными мужами Восточной Цзинь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EARLY POLITICAL HISTORY OF THE EASTERN JIN AND CHANCELLOR WANG DAO (279-339 AD)

The article is devoted to a historical study of the political career of a Shandong aristocrat from the Langye district and the first chancellor of the southern Chinese dynasty of the Eastern Jin, as well as to identify factors that contributed to his rapid rise. Particular attention was paid to the religious and ideological aspects of the historical and political processes that took place at the court and the capital of the Eastern Jin. In the course of the study, we used specific historical methods of textual, historical-biographical and historical-geographical analysis of events and personalities associated with the personality of Chancellor Wang Dao. The main source of information about Wang Dao's political career is the official dynastic history "Jin shu" ("History of the [dynasty] Jin"), namely, chapter 65 (section "Liezhuan"), dedicated to representatives of the Shandong Wang clan. As a result of the historical and biographical analysis, it was found that the decisive factors in Wang Dao's successful career were personal business qualities, a successful matrimonial strategy for the ruling house of Sima, who founded the Eastern Jin dynasty, as well as the active support of influential Chinese Buddhist hierarchs. Family and confessional ties of court supporters of the Buddhist sangha with famous dignitaries and glorious men of the Eastern Jin were reconstructed.

Текст научной работы на тему «РАННИЙ ЭТАП ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЦЗИНЬ И КАНЦЛЕР ВАН ДАО (279-339 ГГ. Н.Э.)»

Уроки истории History Lessons

Научная статья УДК 1(031)+221 БЭЫ Т0РСХ1

DOI 10.17150/2587-7445.2022.6(3).212-220

Ранний этап политической истории Восточной Цзинь и канцлер Ван Дао (279-339 гг. н.э.)

Ч.Ц. Цыренов

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, Сибирское отделение Российской академии наук,

г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Дата поступления: 08.11.2022

Дата принятия к печати: 06.12.2022

Дата онлайн-размещения: 26.12.2022

Аннотация. Статья посвящена микроисторическому исследованию политической карьеры шаньдунского аристократа из округа Ланъе и первого канцлера южнокитайской династии Восточная Цзинь, а также выявлению факторов, способствовавших его быстрому возвышению. Особое внимание было уделено религиозно-идеологическому аспекту историко-по-литических процессов, происходивших при дворе и столице Восточной Цзинь. В ходе исследования были применены конкретно-исторические методы историко-биографического, социально-сетевого и историко-географического анализа событий и персоналий, связанных с личностью канцлера Ван Дао. Источником основных сведений о политической карьере Ван Дао является официальная династийная история «Цзинь шу» («История [династии] Цзинь»), а именно, глава 65 (раздел «Лечжуань»), посвященная представителям шаньдунского клана Ван. Посредством историко-биографическо-го анализа было установлено, что решающими факторами успешной карьеры Ван Дао стали личные деловые качества, успешная матримониальная стратегия в отношении правящего дома Сыма, основавшего династию Восточная Цзинь, а также активная поддержка влиятельных китайских буддийских иерархов. Благодаря социально-сетевому анализу были реконструированы родственные и конфессиональные связи придворных сторонников буддийской сангхи со знаменитыми сановниками и славными мужами Восточной Цзинь.

Ключевые слова. Восточная Цзинь, Ван Дао, Хэ Чун, Юй Лян, Юй Бин, китайский буддизм, политическая история.

Финансирование. Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект «Историческое пространство монгольского мира: археологические культуры, общества и государства», № 121031000241-1).

Ch.Ts. Tsyrenov

(279-339^)

ii

212

© Цыренов Ч.Ц., 2022

№0^:2022^12^60 ^±№0^:2022^12^260

fP^AMSMfP^&^o

Original article

The Early Political History of the Eastern Jin and Chancellor Wang Dao (279-339 AD)

Abstract. The article is devoted to a historical study of the political career of a Shandong aristocrat from the Langye district and the first chancellor of the southern Chinese dynasty of the Eastern Jin, as well as to identify factors that contributed to his rapid rise. Particular attention was paid to the religious and ideological aspects of the historical and political processes that took place at the court and the capital of the Eastern Jin. In the course of the study, we used specific historical methods of textual, historical-biographical and historical-geographical analysis of events and personalities associated with the personality of Chancellor Wang Dao. The main source of information about Wang Dao's political career is the official dynastic history "Jin shu" ("History of the [dynasty] Jin"), namely, chapter 65 (section "Liezhuan"), dedicated to representatives of the Shandong Wang clan. As a result of the historical and biographical analysis, it was found that the decisive factors in Wang Dao's successful career were personal business qualities, a successful matrimonial strategy for the ruling house of Sima, who founded the Eastern Jin dynasty, as well as the active support of influential Chinese Buddhist hierarchs. Family and confessional ties of court supporters of the Buddhist sangha with famous dignitaries and glorious men of the Eastern Jin were reconstructed.

Keywords. Eastern Jin, Wang Dao, He Chong, Yu Liang, Yu Bing, Chinese Buddhism, political history.

Funding. The research was prepared within the framework of the State Task (Project "Historical Space of the Mongolian World: Archaeological Cultures, Societies and States", No. 121031000241-1).

Ch.Ts. Tsyrenov

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russian Federation

Received: 2022 July 8 Accepted: 2022 December 6 Available online: 2022 December 26

После распада империи Хань Китай, как известно, вступил в затяжную полосу смут, узур-паций и мятежей. Политическая история Китая эпохи Восточная Цзинь (317-420) является важнейшим этапом развития китайской культуры и цивилизации, оказавший решающее влияние на формирование раннесредневекового китайского этноса и общества в целом. Южнокитайская династия Восточная Цзинь была ос-

нована отпрыском правящего клана всекитайской династии Западная Цзинь, шаньдунским потомком дома Сыма по имени Сыма Жуй. На Севере Китая в то время существовали северокитайские «варварские» династии, которые получили в китайской историографии название «шестнадцать царств». Фактически, династия Восточная Цзинь была продуктом политического консенсуса северных и южных правящих элит.

Северную элиту представлял Сыма Жуй, принц из клана Сыма и влиятельный северокитайский клан Ван из округа Ланъе в лице Ван Дао и его кузена Ван Дуня, что получило отражение в расхожем в ту эпоху выражении «кланы Ван и Ма [т.е. Сыма] вместе правят Поднебесной» Й^Т), которое дошло до наших дней благодаря раннетанской династийной летописи «Цзинь шу». Южные элиты главным образом были представлены знатными кланами Гу и Лу [1, с. 550].

Выбор личности канцлера Ван Дао в качестве предмета исследования был обусловлен тем, что данный сановник был архитектором базовой политической модели при династии Восточная Цзинь и занимал ведущие позиции при дворе первых трех восточно-цзиньских императоров. По этой причине без детальной реконструкции обстоятельств жизни и деятельности Ван Дао невозможно представить во всей полноте ранний этап политической истории Восточной Цзинь. Цель статьи заключается в том, чтобы обозначить главные события из политической биографии Ван Дао в историко-культурном контексте эпохи, а также выявить его сетевые родственные и конфессиональные связи с современниками, что в совокупности позволит дать более полное представление о его месте и роли в истории Восточной Цзинь.

Следует отметить, что специфика истори-ко-биографического исследования допускает несколько подходов. Оставаясь в границах классической историографии, мы можем представить жизненный путь личности в свете критического анализа дошедших до нас свидетельств, обнаруживая в них разные версии изложения событий, взаимосвязи с другими историческими личностями, «белые пятна» различного происхождения, умышленные и неумышленные субъективные искажения в описании событий прошлого. Биография здесь может рассматриваться как персонифицированная проекция истории общества.

При анализе такого сложного, многогранного и многоаспектного объекта как политическая история Китая эпохи Южных и Северных династий необходимо использовать историко-биогра-фический метод. В соответствующей словарной статье терминологического словаря «Теория и методология исторической науки» историко-био-графический метод как метод исторического исследования, нацеленный на описание, реконструкцию и анализ обстоятельств жизни, результатов деятельности, психологического портрета исторической личности или социальной группы.

Историко-биографический метод тесно связан со становлением и развитием истории как науки, так как основным героем политической истории всегда выступала личность — правитель, герой, военачальник и т.д. С позиций этого подхода исторический процесс долгое время рассматривался как результат деятельности великих личностей [2, с. 151-152]. Кроме того, при реконструкции политической биографии Ван Дао мы опирались на методологию сетевого анализа, разработанную американским историком и социологом Рэндаллом Коллинзом [3, с. 32-38].

Придворные кланы Восточной Цзинь можно условно разделить на северокитайские и южнокитайские, а также на «старые» элитарные потомственные кланы, которые вели свою историю задолго до основания империи Ранняя Хань, и «новые» субэлитарные кланы, возвысившиеся благодаря личным заслугам, оказанным правящему дому Сыма во время его переселения на южный берег реки Янцзы. Для удобства восприятия ниже приведена таблица, в которой приведена типология придворных кланов династии Восточная Цзинь.

Как видно из табл., северокитайский клан Ван из Ланъе относился к «старым» элитарным северокитайским кланам.

Основным источником сведений о Ван Дао является его жизнеописание, вошедшее главу 65 официальной летописи «Книга [истории] Цзинь» («Цзинь шу») [4, с. 1745-1754], написанной в 648 г. под руководством раннетанского историка Фан Сюаньлина (578-648 гг.), а также сборник историй о выдающихся людях эпохи Вэй и Цзинь под названием «Ши шо синьюй» («Новое изложение рассказов, в свете ходящих»), составленный при династии Лю Сун (420-479) в 430-х гг. коллегией ученых под руководством аристократа Лю Ицина (403-444) [5].

В отечественной и западной научной литературе нет специальных исследований о жизни и деятельности восточно-цзиньского сановника Ван Дао. В западной англоязычной научной литературе личность Ван Дао кратко рассматривалась у шведского историка-китаеведа Ханса Биленштейна [6, с. 6, 8-9], в работе Эрика Цюрхера [7, с. 7, 85, 96], а также у американского китаеведа Чарльза Холкомба [8, с. 99, 101, 106]. Следует отметить, что жизнеописание Ван Дао, приведенное в «Цзинь шу», до сих пор не было переведено ни на один из европейских языков.

Что касается китайских работ по рассматриваемому вопросу, то здесь необходимо сказать

Таблица 1

Историко-географическая типология самых влиятельных кланов династии Восточная Цзинь*

«Старые» элитарные кланы «Новые» субэлитарные кланы

и их представители и их представители

Северо-китай- Клан Ван I из округа Ланъе — Клан Юй Ш из округа Инчуань —

ские кланы Ван Дао (279-339); Юй Лян (289-340);

Ван Дунь (266-324); Юй Бин (296-344)

Ван Сичжи(303-361)

Клан Ван I из округа Тайюань — Клан Се Ш из округа Чэньцюнь —

Ван Гун (?-398); Се Гуан (?-?);

Ван Мучжи (?-?) и др. Се Ань (320-385)

Клан Чу Щ из округа Янди(ЩЩ) — Клан Тао | из округа Даньян —

Чу Суаньцзы (324-384), Тао Кань (259-334);

Чу Поу (303-350) Тао Юаньмин (365-427)

Клан Вэнь из округа Тайюань — Клан Инь ^ из округа Чэньцюнь —

Вэнь Цзяо (288-329); Инь Хао (303-356);

Вэнь Фанчжи (?-?) Инь Чжункань (?-399)

Южно-китай- Клан Шэнь ^ из округа Усин — Клан Хуань из удела Цяого —

ские кланы Шэнь Чун (?-324); Хуань Вэнь (312-373); Хуань Сюань (?-399)

Клан Чжоу Ш из округа Исин — Клан Гу М из округа Уцзюнь —

Чжоу Ци (258-313) Гу Жун (?-312)

Клан Гэ Щ из округа Даньян — Клан Лю ^У из г. Пэнчэн —

Гэ Хун (283/284-343/363) Лю Юй (363-422)

Клан Лу Й из округа Уцзюнь — Клан Хэ ^ из округа Люйцзян —

Лу Цзи (ЙДД, 261-303); Хэ Чун (292-346)

Лу Вань(278-342)

Клан Лю ^У из округа Яньмэнь —

Лю Лаочжи (?-402)

* Составлена автором на основе справочных статей Большой словарь истории Китая: история эпохи Вэй-Цзинь и Нань-бэй чао (ФИШ^ЛЙФШ'Ш^Ш^Ь^ЙШ под ред. Ху Шоувэя и Ян Тинфу ШШШ- Шанхай: Шанхай цышу чубань-

шэ, 2000. 902 с.

о работе Тянь Юйцина [9, с. 126-127], монографии Ван Чжунло по эпохе Вэй-Цзиньи Нань бэй чао [10, с. 298-299, 305], Словаре по династий-ной истории «Цзинь шу» [11, с. 59] и «Большом словаре китайской истории эпохи Вэй-Цзинь и Нань бэй чао» [1, с. 371], в которых приведены краткие словарные статьи по историческим персоналиям, топонимам и событиям эпохи Вэй-Цзинь и Нань бэй чао.

Сановник Ван Дао родился в 292 г. в северокитайском уезде Линьи округа Ланъя (совр. уезд Линьи, пров. Шаньдун) в семье потомственных аристократов. Это был второй год правления второго императора Западной Цзинь по имени Сыма Чжун, который, согласно «Цзинь шу», страдал слабоумием и потому реальная власть стала объектом кровавой политической борьбы между кланом матери монарха, кланом супруги монарха и многочисленным кланом правящего дома Сыма, что привело к затяжной гражданской войне, которая вошла в историю под названием «смута восьми ванов» (290-316 гг.).

Ван Дао получил блестящее образование и сделал быструю карьеру благодаря личным талантам и поддержке влиятельного родственника по имени Ван Янь 1;т (256-311). Из сборника «Ши шо синьюй» (глава 1, «Поступки высокодостойные») известно, что Ван Дао был женат на девушке по имени Цао Шу (?-338), из знатного пэнчэнского полководческого клана [5, с. 17]. Следует отметить, что он был известен своими многочисленными и талантливыми сородичами, детьми и внуками. Среди них следует выделим знаменитого сановника по имени Ван Жун (234-305), самого старшего представителя группы из «Семи мудрецов из бамбуковой рощи». При Западной Цзинь Ван Жун стал крупным сановником, заняв пост главы Императорского секретариата (кит. шаншулин), а затем пост советника по делам воспитания и обучения (сыту). Другим известным родственником канцлера Ван Дао был его внук и известный каллиграф по имени Ван Сичжи (303-361 гг.).

Одним из главных итогов конца эпохи Западная Цзинь стало ослабление единоличной системы власти монарха с правящим кланом и формирование системы власти клановых тандемов, состоявших из правящего клана и другого сильного придворного клана. Зачастую тандем закреплялся с помощью внутриэлитных придворных браков. Первый тандем, как было отмечено выше, состоял из кланов Ван и Сыма. Позже место Ванов занял клан Юй, Хэ, Чу, Хуань и т.д.

Важным аспектом взаимодействия высших кланов при дворе династий Хань и Цзинь были элитарные матримониальные практики. Матримониальная стратегия клана Ван была нацелена на браки с южными знатными кланами. Главным условием высоких позиций того или иного клана, как будет показано ниже, была максимальная степень родственной близости к особе монарха. Однако в случае с Ван Дао, монарх Сыма Жуй прекрасно понимал, что женитьба наследника из клана Сыма на девушке из клана Ван, автоматически приведет к еще большему усилению придворных позиций Ванов и дальнейшему ослаблению клана Сыма. Поэтому Сыма Жуй возвысил богатого, но менее знатного помещика-субэлитария Юй Ляна в качестве противовеса влиятельному клану Ван и женил его дочь на своем сыне Сыма Шао, будущем Мин-ди [1, с. 569].

В этих обстоятельствах Ван Дао избрал стратегию возвышения своего нового южнокитайского брачного родственника по имени Хэ Чун и северокитайской аристократки Чу Суаньцзы Шш? (324-384). Ван Дао сделал ставку на Хэ Чуна, так как последний являлся дядей его супруги и был женат на девушке из северного клана Юй, младшей сестре супруги императора Мин-ди [1, с. 371].

Ван Дао был довольно тесно связан с правящим кланом Сыма в лице второго восточно-цзиньского императора Мин-ди и его преемника Кан-ди, а также с сановными кланами Ван и Юй посредством сановника Хэ Чуна. Иными словами, Хэ Чун был зятем канцлера Юй Бина и свояком императора Мин-ди, а также дядей третьего императора Чэн-ди. Именно эти трехсторонние родственные связи с правящими кланами Восточной Цзинь позволили Хэ Чуну сделать столь быструю карьеру при дворе.

Хэ Чун был первым цзиньским сановником, который на собственные средства возвел буддийский храм в Цзянькане (346 г.), а также выдвинул талантливого военачальника Хуань Вэня, осуществившего три северных похода

Восточной Цзинь против «варварских» царств [4, с. 2030].

Причиной ослабления позиций Ван Дао стало то, что в 322 г. кузен канцлера Ван Дао по имени Ван Дунь, занимавший пост губернатора области Цзинчжоу, поднял неудачный военный мятеж против династии Восточная Цзинь, продлившийся до 324 г., когда Ван Дунь скончался от болезни [4, с. 2565]. Предлогом для Ван Дуня послужило обвинение придворных сановников Лю Вэя ЯШ1 (273-333) и Дяо Се2 (?-322), которых Сыма Жуй выдвинул как противовес клану Ван, в попытке узурпации цзинь-ского трона [1, с. 154]. Здесь следует сказать о вышеупомянутом южнокитайском сановнике Хэ Чуне, который начал свою карьеру в должности штабного офицера Ван Дуня, еще до начала мятежа. До этого он служил мелким чиновником при главнокомандующем и регистратором (кит. чжубо). Однако из-за непочтительности, проявленной по отношению к сановнику Ван Дуню, Хэ Чун был понижен до должности ученого-цензора при Дунхай-ване из правящего дома Сыма. В 324 г. н.э., после подавления мятежа Ван Дуня и временного ослабления позиций канцлера Ван Дао, Хэ Чун благодаря своему заблаговременному отмежеванию от мятежника Ван Дуня был повышен до поста чжуншушилана в Императорской канцелярии. Позже Ван Дао и Юй Лян рекомендовали Хэ Чуна на должность министра чинов (кит. либу шаншу). Параллельно Хэ Чун занимал военную должность полководца, превзошедшего всех (кит. гуаньцзюнь цзянцзюнь). В 339 г. н.э., после смерти Ван Дао, Хэ Чун был переведен на должность цензора, производящего экзамены военачальникам (кит. хуцзюнь цзянцзюнь).

Император Чэн-ди, как и его предшественники, пытался ослабить влияние клана Ван, возвышая клан Юй. Однако Юй Бин из-за своей подозрительности по отношению к большим сановникам вызвал конфликт внутри управленческого аппарата, что привело в 328 г. н.э. к мятежу лиянского генерала Су Цзюня и шоучунь-

1 Лю Вэй ХУРЙ (273-333 гг. н.э.), уроженец Центрального Китая (г. Пэнчэн), генерал-усмиритель Севера, династии Восточная Цзинь. В войне против мятежника Ван Дуня потерпел поражение и бежал в северное некитайское сюнну-ское царство Поздняя Чжао (годы существования 319-351 н.э.) [1, с. 293].

2 Дяо Се (^Ш, ?-322), уроженец северокитайского округа Бохай, противник шаньдунского клана Ван. В старости дослужился до поста шаншулина при Восточной Цзинь,

при бегстве двора из столицы отстал и был казнен мятежным полководцем Ван Дунем [1, с. 17].

ского генерала Цзу Юэ к мятежу под лозунгом борьбы с Юй Ляном и захвату столицы Цзянь-кана [1, с. 329]. Мятеж был подавлен худородным генералом Тао Кань3 и знатным генералом Вэнь Цзяо. После этого позиции Юй Бина при дворе сильно пошатнулись, а Ван Дао вернулся ко двору и восстановил свое влияние [1, с. 89]. Другой причиной ослабления Юй Ляна было то, что при Чэн-ди регент Юй Лян предпринял северный поход против «варварского» царства Позднее Чжао, но потерпел поражение от «варвара» Ши Ху [1, с. 647].

Следует отметить, что канцлер Ван Дао, ранее бывший потомственным адептом даосизма, оказывал покровительство буддийской общине Восточной Цзинь. Так, например, он возвысил высокообразованного иноземного монаха-переводчика Шримитру (доел. «Друг счастья», ок. 260-343 гг.), стал его учеником и ввел его в элитные круги Цзянькана. Южнокитайский буддист эпохи Южной Лян по имени Хуэйцзяо (497554) в своем агиографическом сочинения «Гао сэн чжуань» говорит о том, что иноземный буддийский монах Шримитра (Бо Шилимитоло), прибывший в Китай еще в конце правления династии Западная Цзинь, встречался с первыми лицами Восточной Цзинь, которые отмечали необыкновенный ум и изысканные манеры монаха: «Первый министр Ван Дао, раз увидев Шримитру, пришел в восторг, причислил себя к его ученикам» [12, с. 121].

Помимо этого, следует сказать о том, что младший брат и младший кузен канцлера Ван Дао были тесно связаны с буддийской сан-гхой. Хуэйцзяо упоминает о том, что младший брат Ван Дао по имени Ши Даобао еще в детские годы «бежал от мира и сторонился славы ... и произвел постриг» [12, с. 36-37]. Кроме того, младший кузен сановника Ван Дао по имени Ван Даоцянь (286-374 гг. н.э.) стал буддийским монахом в возрасте 17 лет (303 г.), взял фамилию Чжу (Чжу Даоцянь) [12, с. 22].

Иными словами, постепенное приобщение клана Ван к буддийскому вероучению началось еще до крушения всекитайской династии Западная Цзинь. В этой связи следует сказать о том, что в 330-х гг. при дворе Восточной Цзинь влияние столичного буддийского духовенства, стоявшего на стороне кланов Ван и Хэ, чрезмерно возросло. По этой причине в 340 г. н.э. канцлер Юй Бин (296-344), младший брат Юй Ляна,

3 Примечательно, что Тао Кань был дедом прославленного поэта Тао Юаньмина (365-427), создавшего знаменитое поэтическое произведение «Персиковый источник».

умершего в том же году, стремясь ослабить буддистов, инициировал первую дискуссию о статусе буддийской сангхи в системе официальной властной иерархии Восточной Цзинь. Главным придворным защитником сангхи стал сановник-буддист Хэ Чун, который смог сохранить статус-кво в религиозной сфере и тем самым зафиксировать свои властные позиции.

Причиной полемики стал вопрос о необходимости для буддийских монахов выражать знаки почтения китайскому императору, а именно ритуал земного поклона, который буддисты, согласно Винае, совершают только перед образом самого Будды. В рамках спора сановник Хэ Чун, будучи лидером придворной пробуддий-ской партии, смог убедить 19-летнего Чэн-ди сохранить цзиньским буддийским монахам право не выражать императору знаки почтения. В буддийской антологии «Хунмин цзи» (текст «Представление трону о том, что монахи не должны соблюдать полную почтительность») [13, с. 309], главном источнике сведений по данной полемике, по этому поводу сказано:

«При династии Цзинь, в 6-й год под девизом «сянь кан» [340 г. н.э. — Ч.Ц.], регент Юй Бин [при юном 19-летнем императоре Чэн-ди — Ч.Ц.], объявил, что все монахи должны проявлять полную почтительность в отношении правящей особы. Управляющий Письмоводителями Хэ Чун и другие считали, что монах не должен проявлять полную почтительность. Дело было передано на подробное обсуждение в Палату Церемоний. Там Обладающие Обширными Познаниями Мужи согласились с мнением Хэ Чуна. Однако чиновники Императорской Канцелярии поддержали Юй Бина и подвергли критике их мнение. Тогда Управляющий Императорскими Письмоводителями Хэ Чун, Помощники Государства Чу Ся и Чжугэ Хуэй4, Императорские Письмоводители Фэн Хуай и Се Гуан подали высочайшее представление о том, что монах не должен соблюдать полную почтительность» [14, с. 61].

Из вышеприведенного фрагмента видно, что в роли адвокатов буддийской сангхи при дворе Восточной Цзинь выступили представители кланов Хэ и Чу, которые возвысились благодаря протекции Ван Дао, который также был известен как сторонник буддийского учения. Отсюда можно сделать вывод о том, что Юй Бин иници-

4 Чжугэ Хуэй (284-345), уроженец северокитайского уезда Янду округа Ланъя (совр. уезд Инань, пров. Шаньдун), сановник династии Восточная Цзинь. Чжугэ Хуэй был внуком Чжугэ Даня, полководца, покоряющего восток, (чжэн дун цзянцзюнь) царства Цао-Вэй и сыном Чжугэ Цзина, генерала, перешедшего служить царству Восточное У) [1, с. 592].

ировал антибуддийскую дискуссию не только и не столько из-за неприятия буддийской сангхи, сколько из-за того, что богатая и влиятельная сангха была тесно связана с давним врагом клана Юй — кланом Ван из Ланъе.

В ходе просопографических изысканий, связанных с первой придворной дискуссией о статусе буддийской сангхи мы идентифицировали двух сановников-буддистов, проследили их родственные связи с другими видными сановниками эпохи Восточная Цзинь, были выявлены реальные мотивы сановника-регента Юй Бина, инициировавшего антибуддийскую полемику.

Во-первых, был идентифицирован сторонник буддиста Хэ Чуна по имени Чу Ся ШШ5 (275341), занимавший высокую военно-чиновничью должность пу-е ({ММ). Мы выяснили, что Чу Ся был представителем видного внешнего клана Чу, который возвысился благодаря Чу Су-аньцзы (324-384), дочери северокитайского сановника Чу Поу (303-350), которая стала главной супругой четвертого монарха Кан-ди и долгое время была регентшей6 при малолетнем сыне и внуке Кан-ди.

5 В переводе сочинения «Шамэнь буцзин ванчжэ лунь», выполненном Комиссаровой сановник Чу Ся, ошибочно переведен как Чжу Ся [14, с. 53].

6 В случае смерти монарха власть переходила к малолетнему наследнику и одному или группе регенту (регент-

ше) при нем. При этом уходящий монарх стремился сделать

Во-вторых, был идентифицирован сторонник буддийской сангхи по имени Се Гуан7. Он был родным дядей прославленного политика и генерала Се Аня, разгромившего царство Раннее Цинь у притока реки Хуайхэ под названием Фэй-шуй, а также братом деда императрицы Чу Су-аньцзы [11, с. 868].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на основании всех вышеизложенных сведений можно составить диспозицию противников и сторонников канцлера Ван Дао (см. табл. 2).

На основе вышеприведенных историко-био-графических сведений о жизни и деятельности канцлера Ван Дао можно сделать следующие выводы.

Во-первых, патриарх своего клана Ван Дао смог создать солидный культурно-символический ресурс и патронажную сеть (покровительство буддийской сангхе, школа каллиграфии Ван Сич-жи и т.д.), что и дало ему возможность сохранить

состав регентов сбалансированным, т.е. в число регентов монарх включал представителей правящего клана, а также сановников из остальных придворных кланов с тем, чтобы соблюдался баланс придворных интересов. Однако логика намерений уходивших монархов не всегда совпадала с логикой придворной расстановки сил.

7 Се Гуан ШШ), восточно-цзиньский сановник, письмоводитель Императорской канцелярии конца правления Чэн-ди (325-342). Участник полемики о статусе буддийских монахов наряду с Хэ Чуном, Чу Ся, Чу Гохуэем и Фэн Хуаном [11, с. 868].

Таблица 2

Диспозиция сторонников и противников канцлера Ван Дао при дворе Восточной Цзинь

Канцлер Ван Дао Чжуншулин Юй Лян

Конфессиональная принадлежность Китайский буддизм Конфуцианство

Ведомства внутреннего двора Восточной Цзинь* Канцелярия императора (шаншушэн) Палата советников (мэнься шэн)

Сторонники Хэ Чун (292-346), буддист, косвенный родственник канцлера Ван Дао Юй Бин (296-344), конфуцианец, младший брат чжуншулина Юй Ляна

Се Гуан (?-?), буддист, письмоводитель Императорской канцелярии конца правления Чэн-ди (325-342) Юй Вэньцзюнь (297-328), супруга императора Мин-ди (Сыма Янь, годы жизни 299-326, годы правления 322-326)

Чу Ся (275-341), буддист, близкий родственник супруги монарха Кан-ди по имени Чу Суаньцзы (324-384), дочери северокитайского сановника Чу Поу (303-350). Цай Мо (312-387), конфуцианец один из регентов при пятом монархе Восточной Цзинь (Му-ди, Сыма Дань, годы жизни 343-361, годы правления 344-361)

Чжугэ Хуэй (284-345), буддист, санов-ник-пуе (помощник канцлера)

Фэн Хуай (?-?), буддист, письмоводитель Императорской канцелярии конца правления Чэн-ди (325-342)

* При Восточной Цзинь реальная политическая власть, еще со времен раннеханьского У-ди, находилась в ведении так называемого внутреннего двора (нэй тин), который состоял из трех палат, а именно, шаншушэн, чжуншушэн и мэньсяшэн [1, с. 27].

придворные позиции клана Ван в высшем обществе не только при Восточной Цзинь, но и при последующих китайских династиях.

Во-вторых, другим немаловажным фактором возвышения Ван Дао стали его личные деловые и дипломатические качества, отмеченные в династийной истории «Цзинь шу» и «Ши шо си-ньюй», а также его приверженность к буддийскому учению и политическая поддержка со стороны влиятельных буддийских иерархов.

В-третьих, важную роль в сохранении высокого статуса сыграла матримониальная стра-

тегия канцлера Ван Дао, благодаря которой Ван Дао смог минимизировать негативные последствия мятежа генерала Ван Дуня — кузена канцлера Ван Дао и найти компромиссную фигуру в лице южанина Хэ Чуна при назначении последнего на пост шаншулина как человека, связанного свояческими связями и с шаньдун-ским кланом Ван, и с инчуаньским кланом Юй, и с правящим кланом Сыма. В конечном счете канцлер Ван Дао одержал победу над своим противником Юй Бином в борьбе за влияние на монархов Восточной Цзинь.

Список использованной литературы

1. / Й^Й, ШШЖ- - 2000. - 902 с. [Большой словарь истории Китая. История эпохи Вэй-Цзинь и Наньбэй чао / ред. Ху Шоувэй, Ян Тинфу. — Шанхай, 2000. — 902 с.].

2. Мазур Л.Н. Историко-биографический метод / Л.Н. Мазур // Теория и методология исторической науки : терминологический словарь / отв. ред. А.О. Чубарьян. — Москва, 2014. — С. 151-152.

3. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения / Р. Коллинз ; пер. с англ. Н.С. Розова, Ю.Б. Вертгейм. — Новосибирск : Сибирский хронограф, 2002. — 1280 с.

4. We / Ш'ЖШ. — ^ЬШ, 1987. — 3397 с. [Книга [об эпохе/династии] цзинь, История [династии] цзинь] / ред. Фан Сюаньлин. — Пекин : Чжунхуа шуцзюй, 1987. — Т. 1-10. — 3397 с.

5. ШЙШп / XJ^Ä. — ^ЬШ, 2007. — 279 Ш. [Новое изложение рассказов, в свете ходящих / под ред. Лю Ицина. — Пекин : Чжунхуа шуцзюй, 2007. — 279 с.].

6. Bielenstein H. The Six Dynasties / H. Bielenstein. — Stockholm : Eleander, 1996. — 325 p.

7. Zürcher E. The Buddhist Conquest of China: The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China / E. Zürcher. — 3rd ed. — Leiden, 2007. — 472 p.

8. Holcombe C. Eastern Jin / C. Holcombe // The Cambridge History of China / ed. A. Dien, K. Knapp. — Cambridge : Cambridge University Press, 2019. — P. 96-118.

9. — ItШ, 2000. — 375 c. [Тянь Юйцин. Режим сановных кланов Восточной Цзинь / Тянь Юйцин. — Пекин : Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2000. — 375 c.].

10. — ±ЧЖ 2003. — 994 Ш. [Ван Чжунлуо. История Вэй, Цзинь, а также Южных и Северных династий / Ван Чжунлуо. — Шанхай : Шанхай жэньминь чубаньшэ, 2003. — 994 с.].

11. W^i^Ä [Словарь Цзиньшу / гл. ред. Лю Найхэ. — Цзинань : Шаньдун цзяоюй чубаньшэ, 2000. — 941 с.].

12. Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэнчжуань) : в 3 т. / Хуэй-цзяо ; пер. с кит., вступ. статья, коммент. и указ. М.Е. Ермакова. — Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2005. — Том II. — 240 с.

13. Хунминцзи ЗАВДШ (Собрание [сочинений], светоч [истины] распространяющих), сост. Сэнъю. Под ред. Лю Лифу, Ху Юн. Пекин: Изд-во «Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ», 2011. — 352 с.

14. Комиссарова Т.Г. Монах не должен кланяться императору: из буддийской полемики IV-V вв. / Т.Г. Комисарова // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. — Москва, 1987. — С. 47-70.

References

1. Hu Shouwei, Yang Tingfu (eds). Dictionary of Chinese History. History of Wei, Jin, Southern and Northern Dynasties. Shanghai, Shanghai cishu Publ., 2000. 902 p. (In Chinese).

2. Mazur L.N. Historical and Biographical Method. In Chubar'yan A.O. (ed.). Theory and Methodology of Historical Science. Moscow, 2014, pp. 151-152. (In Russian).

3. Collins R. The Sociology of Philosophies: A Global Theory of Intellectual Change. Cambridge, London, Belknap Press, 2002. XIX, 1098 p. (Russ. ed.; Collins R. The Sociology of Philosophies: A Global Theory of Intellectual Change. Novosibirsk, Sibirskii khronograf Publ., 2002. 1080 p.).

4. Fang Xuanling (ed.). Jin [Era/Dynasty] Book. Beijing, Zhonghua shuju Publ., 1987. Vol. 1-10. 3397 p. (In Chinese).

5. Liu Yiqing (ed.). A New Presentation of Stories, in the Light of Walking. Beijing, Shishuo xinyu Publ., 2007. 279 p. (In Chinese).

6. Bielenstein H. The Six Dynasties. Stockholm, Eleander, 1996. 325 p.

7. Zürcher E. The Buddhist Conquest of China: The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. 3rd ed. Leiden, 2007. 472 p.

8. Holcombe C. Eastern Jin. In Dien A., Knapp K. (eds). The Cambridge History of China. Cambridge University Press, 2019, pp. 96-118.

9. Tian Yuqing. Jin High-Ranking Clan Regime. Beijing, Beijing daxue Publ, 2000. 375 p. (In Chinese).

10. Wang Zhongluo. History of Wei, Jin, and the Southern and Northern Dynasties. Shanghai, Shanghai renmin Publ., 2003. 994 p. (In Chinese).

11. Lyu Naikhe (ed.). Jinshu Dictionary. Jinan. Shandong jiaoyu chubanshe Publ., 2000. 941 p. (In Chinese).

12. Khuei-tszyao; Ermakov M.E. (ed.). Lives of Dignified Monks (Gao Sengzhuan). Saint-Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie Publ., 2005. Vol. II. 240 p. (In Russian).

13. Hongmingi'i; Sengyou, Liu Lifu, Hu Yong (eds). Collection [of Writings], a Torch [of Truth] Spreading. Beijing, Zhonghua shuju Publ., 2011. 352 p. (In Chinese).

14. Komissarova T.G. A Monk Should Not Bow to the Emperor: From the Buddhist Controversy of the 4th — 5th Centuries. In Buddhism and the State in the Far East. Moscow, 1987, pp. 47-70. (In Russian).

Информация об авторе

Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Отдел истории и культуры Центральной Азии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, Сибирское отделение Российской академии наук, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, tsyrenov@imbt.ru.

Chinghis Ts. Tsyrenov -

tsyrenov@imbt.ru. Author

Chinghis Ts. Tsyrenov — PhD in History, Senior Research Fellow, Department of History and Culture of Central Asia, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russian Federation, tsyrenov@imbt.ru.

Для цитирования

Цыренов Ч.Ц. Ранний этап политической истории Восточной Цзинь и канцлер Ван Дао (279339 гг. н.э.) / Ч.Ц. Цыренов. — DOI 10.17150/2587-7445.2022.6(3).212-220. — EDN TOPCXI // Российско-китайские исследования. — 2022. — Т. 6, № 3. — С. 212-220.

For Citation

Tsyrenov Ch.Ts. The Early Political History of the Eastern Jin and Chancellor Wang Dao (279-339 AD). Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2022, vol. 6, no. 3, pp. 212220. (In Russian). EDN: TOPCXI. DOI: 10.17150/2587-7445.2022.6(3).212-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.