ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2014. № 2
Е.С. Лисина
(соискатель кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова)*
РАННИЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО
ИСКУССТВА: ВЫСТАВКИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.
В статье анализируется проблематика двух крупнейших выставок византийского искусства первой трети XX в. в Западной Европе (Гроттафер-рата, 1905 г.; Париж, 1931 г.), их научные концепции, принципы отбора и состав экспонатов. Работа основана на изучении каталогов византийских выставок и связанных с ними исследований, а также материалов международных конгрессов византийнистов.
Ключевые слова: искусство Византии, художественные выставки, монастырь Гроттаферрата, конгрессы византинистов.
The author analyses the problematics of two large-scale exhibitions of Byzantine Art of the first third of 20th century in the Western Europe (Grottaferrata, 1905; Paris, 1931), their scientific conception and list of the exhibits. The work is based on the thorough examination of the catalogues of Byzantine exhibitions and related works, as well the materials of the international congresses of Byzantine studies.
Key words: Byzantium arts, art exhibitions, monastery of Grottaferrata, Congresses of Byzantine studies.
* * *
Любая значительная художественная выставка вносит вклад в развитие историографии той области истории искусства, которой она посвящена. Это касается современных масштабных художественных проектов, авторы которых проявляют новаторский и научный подход. Не в меньшей степени это относится и к тем выставкам, с которых начиналась активная выставочнвя деятельность на рубеже XIX—XX вв. Изучение византийского искусства — не исключение. Становление науки о византийском искусстве проходит сложные этапы определения самого материала и возможных его трактовок. В современной литературе отсутствует как подробный и целостный анализ начального этапа изучения византийского искусства, так и входящих в этот процесс историко-художествен-ных выставок.
В современных условиях, когда формируется представление о едином историко-культурном наследии человечества, выставки
* Лисина Елена Сергеевна, тел.: 8-903-721-56-57; e-mail: [email protected]
играют связующую роль. Они позволяют исследователям, преподавателям вузов и школ, а также более широкой публике ближе познакомиться с большим числом памятников, происходящих из разных собраний — крупнейших мировых музеев, небольших и малоизвестных хранилищ, а также частных коллекций. В последние десятилетия в ряде ведущих музеев мира с успехом прошли тематические выставки, посвященные разным аспектам истории византийской цивилизации, в том числе искусству Второго Рима. Обзоры их экспозиций регулярно публикуются как в специальных, так и в более массовых периодических изданиях.
Однако в искусствоведческой литературе до сих пор нет исследований, посвященных самым первым выставкам византийского искусства, которые стали проводиться в ряде стран Европы с начала XX в. В результате к концу 1930-х гг. был накоплен определенный опыт, нуждающийся в изучении и обобщении. В данной работе мы проанализируем тематику византийских выставок первой трети XX в., их научные концепции, принципы отбора и состав экспонатов.
Как справедливо отмечает Л.А. Беляев, «византийские древности долго не могли найти себе места в общей истории культуры и искусства, рассматривались как "промежуточные" между восточными и европейскими, порой полностью "исчезая" из пространства мировой культуры»1. Кроме того, византийская цивилизация оказала большое влияние на многие западноевропейские государства эпохи Средневековья, особенно на Италию, южная часть которой с 876 г. по 1071 г. находилась под контролем Византии и в церковном отношении подчинялась Константинопольскому патриарху2.
Гроттаферрата, 1905 г. Первая выставка произведений итало-византийского искусства открылась в августе 1905 г. в монастыре Гроттаферрата, что в 18 км к юго-востоку от Рима. Место ее проведения было выбрано далеко не случайно. В Гроттаферрата (итал. ОгоиаГегга1а; лат. Сгур1оГегга1а) находится греческий монастырь во имя Пресвятой Богородицы Гроттаферратской (в настоящее время греко-католическое аббатство ордена василиан). Он был основан в 1004 г. преподобным Нилом Младшим Россанским при поддержке
1 Беляев Л.А. Византийская археология // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 232—233.
2 Подробнее см.: Удальцова З.В. Византия и Западная Европа (типологические наблюдения) // Византийские очерки. Вып. 3. М., 1977. С. 3—65; Любарский Я.Н. Византийская цивилизация непредубежденным взглядом // Вопросы истории. 1990. № 3; Сериков Н.И. Древняя Русь—«латинский Запад»—Византия: взаимодействие культур (о некоторых подходах к изучению) // Русь между Востоком и Западом: культура и общество, X—XVII вв. (Зарубежные и советские исследования). Ч. I. К XVIII Международному конгрессу византинистов (Москва, 8—15 августа 1991 г.). М., 1991. С. 88—113; Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2005; HaussigH.-W. A History of Byzantine civilization. London, 1971.
графа Григория I Тосканского. Первая община монастыря состояла из греков калабрийского происхождения и жила по Типикону, составленному преподобным Варфоломеем, согласно итало-греческой традиции. При нем в монастыре был возведен в романском стиле каменный храм, украшенный внутри по византийской традиции и освященный во имя Пресвятой Богородицы в 1024 г. папой Иоанном XIX. В церкви сохранились мозаики (в том числе изображение Деисуса над главным входом и в апсидах) и фрески начала XII—XIII вв., алтарная икона Божией Матери «Одигитрия» (XIII в.), относящаяся по стилю к кипрской школе. В аббатстве имеются богатейшая библиотека и собрание греческих и латинских рукописей3.
Выставка 1905 г. была приурочена к 900-летию основания аббатства св. Нилом. Организатором выставки стал Антонио Муньос, итальянский историк искусства и куратор коллекции графа Г. С. Строганова в Риме4. Понимая, что византийское искусство на тот момент лучше изучено русскими учеными, перед подготовкой выставки он консультировался с Н.П. Кондаковым.
Выбор темы выставки был связан с процессом укрепления национального самосознания, вызванным в Италии эпохой Рисорж-дименто, и поиском итальянского художественного наследия не только Ренессанса и барокко, но и тех эпох, которые еще не привлекли должного внимания исследователей.
Идея выставки состояла в том, чтобы представить вниманию публики итало-византийское искусство. Уже тогда ставилась задача проследить, какое влияние оказала Византия на итальянское искусство.
Состав выставки отражал зыбкое на тот момент представление о хронологических рамках, географических границах памятников византийского искусства и их специфике. Подбор памятников был схематичен, случаен и не всегда высок по своему составу и художественному качеству5.
Для экспонирования на выставке предметы из своих собраний представили библиотеки, музеи и церковные собрания (Британский музей; Музей им. Ханенко в Киеве; Музей Киевской духовной академии; Музей христианского искусства в Ватикане; библиотека монастыря св. Екатерины на Синае; Миланская библиотека Амброзиана; аббатства Монте-Кассино, Гроттаферрата и Козенцы;
3 Rocchi A. La badia di S. Maria di Grottaferrata. Roma, 1883; Minisci P. St. Maria di Grottaferrata, la chiesa e il monastero. Grottaferrata, 1955; Parenti S., Velkovska E. 1000 anni di rito greco alle porte di Roma. Grottaferrata, 2004.
4 См. подробнее об этой коллекции: Pièces de choix de la collection du compte Grégoire Stroganoff a Rome. 2e Partie: Moyen-Age, Renaissance, époque moderne / Par A. Muñoz. Rome, 1912; Халпахчьян В. «Мадонна» Дуччо из римской коллекции графа Григория Сергеевича Строганова (1829—1910) // Наше наследие. 2005. № 75—76.
5 Muñoz A. L' art Byzantina l exposition de Grottaferrata. Rome, 1906.
монастырь св. Николая в Санкт-Петербурге; Новодевичий монастырь в Москве; соборы в Гаэте и Террачине и др.) и частные коллекционеры (С.Е. Нелидов, С. Очаков, Г.С. Строганов, г. Стербини и др.), многие из которых были русского происхождения6. В рамках выставки предпринималась попытка сопоставить византийские миниатюры Х—Х1 вв. и работы средневековых итальянских мастеров. На структуре и общем характере выставки не мог не отразиться эклектичный состав привлеченных коллекций (особенно частных).
На выставке, в частности, эспонировались: фрагменты коптских тканей из Египта, литургическая чаша из коллекции Г.С. Строганова, украшенный эмалями ларец (Рим), эмалевые кресты XI в. из Козенцы, иконы из коллекции Стербини и Музея христианского искусства в Ватикане, миниатюры Х1—Х11 в. из библиотек аббатств Монте-Кассино и Гроттаферрата (Доктрина св. Доротеи), Евангелие из собора Россано VI в., манускрипты Х—Х1 вв. из библиотек монастыря св. Екатерины на Синае и Миланской библиотеки Ам-брозиана, изделия из слоновой кости (пиксиды VI в., пластины, триптихи Х—Х11 вв. с композициями на евангельские сюжеты), русские панагии, детали одежды, золотые и серебряные изделия, реликварии из России, Британского музея, Ватикана, шкатулки, золотые и серебряные украшения из коллекции С.Е. Нелидова (Париж), распятия, литургическая посуда, скульптура7. Экспонировалась мозаичная икона «Св. Николай» конца Х111 — начала Х^ в. серебряном окладе (Музей им. Ханенко, Киев).
На этикетках, сопровождавших некоторые выставочные экспонаты, не была указана датировка либо она была дана приблизительно, как на образе св. Екатерины из коллекции Стербини («Рим, художник Иван Московский»). Атрибуцию дат и стиля представленных произведений, исходя из современного уровня искусствоведения, следует воспринимать с определенной степенью осторожности. Сложность заключалась в том, что экспонаты были рассеяны по разным музеям, коллекциям. Состояние сохранности также оставляло желать лучшего. Эта выставка еще не претендовала на то, чтобы представить историю византийского искусства в хронологическом порядке.
Организаторам выставки в Гроттаферрате удалось тем не менее продемонстрировать влияние Византии на искусство Италии, Франции и России, сделать определенные попытки в выявлении искусства столицы и провинциальных центров Византийской империи. На выставке редкие предметы византийского периода соседство-
6 Об отечественных коллекционерах см.: Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700—1918 гг. М., 2007. С. 464—465 и др.
7 Muñoz A. Op. cit.
вали с итальянскими, древнерусскими и поствизантийскими памятниками. Это была первая попытка посмотреть на византийскую культуру в сопоставлении с западноевропейской и древнерусской культурами.
Среди экспонатов выставки имелся медный древнерусский крест-складень с расширяющимися концами и каплевидными выступами на углах, орнаментированный в технике перегородчатой эмали. Он хранится в Музее христианского искусства Ватикана. На лицевой створке креста можно увидеть пять круглых медальонов с поясными деисусными изображениями: Христа в крестчатом нимбе с Евангелием в левой руке и благословляющим жестом правой руки (в средо-крестье), Богоматери в мафории с кружком (драгоценным камнем?) на челе в позе моления, с воздетыми руками (слева), молящегося Иоанна Предтечи с лохматой бородой (справа), архангела (Рафаила?) с подобием сферы и крестом (вверху), бородатого апостола Павла с лысоватым лбом (внизу). Монограммы на лицевой стороне выполнены небрежно и читаются плохо: IC XC; O MIfXAH]; П^УЩО]. Обратная сторона содержит аналогичную композицию Деисуса — изображения Христа с крестчатым нимбом (средо-крестье), Богоматери (слева), Иоанна Предтечи (справа), архангелов (вверху и внизу). Свободное пространство на обеих сторонах заполнено орнаментальными деталями (треугольники, зигзаги, крин, дерево)8. ЮА. Пятницкий почему-то отнес этот крест, который Т.И. Макарова и A.A. Пескова датируют XII в., к византийским изделиям, хотя близкие по орнаментации, композиции изображений и совершенно идентичные по форме створки энколпионов обнаружены в Белой Церкви и Мотовиловке (Украина)9. Крест как экспонат выставки является примером отсутствия критериев того, что считать византийским искусством. Итальянские исследователи формировали свою концепцию выставки не от осмысления византийской эпохи, а от имеющегося материала. Ведь именно в тот момент в истории изучения итальянского искусства была выделена "Maniera Byzantina".
Благодаря каталогу выставки, опубликованному A. Муньосом, отечественные и зарубежные исследователи обратили также внимание среди византийских древностей на три экземпляра более поздних древнерусских крестов-реликвариев XIII в. из сокровищ-
8 Макарова Т.И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975. № 144. С. 90, 125. Табл. 28: 3—4; Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Древнерусские энколпионы. Кресты-реликварии XI—XIII вв. СПб., 2003. С. 184; Muñoz A. Op. cit. Fig. 127; Deér J. Die Heilige Krone Ungarn. Wien, 1966. Abb. 161a—161b.
9 См.: Макарова Т.И. Перегородчатые эмали... С. 90, 92, 124—125. Табл. 27: 1—2; Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Указ. соч. C. 184; Ср.: Синай, Византия и Русь. Православное искусство с VI в. до начала XX в.: Каталог выставки. СПб., 2000. Кат. В-95.
ницы аббатства Гроттаферрата, переданные в 1930-е гг. в Музей христианского искусства Ватикана10. На одной стороне этих крестов в технике мелкого уплощенного рельефа в центре отлито Распятие, на другой — Богоматерь с младенцем, а на четырех концах в круглых медальонах — бюсты святых. Такие кресты-складни производились в Киеве в первой половине XIII в., а в конце 1230-х гг., когда началось монгольское нашествие на Русь, на них помещалась оборотная кириллическая надпись «С[вя]тая Бобобце помагаи» («Святая Богородица, помогай»)11. Обычно монограмма Богоматери на древнерусских крестах, в отличие от других надписей, давалась по-гречески (МР ФТ), а не кириллицей, что является одной из особенностей данной разновидности энколпионов. Правда, несмотря на вырезанные кириллические буквы, до сих пор в западной литературе подобные кресты, изготовленные когда-то на Руси, порой относят к кругу византийских предметов декоративно-прикладного искусства. Неизвестно, правда, когда и при каких обстоятельствах они очутились в Италии.
В первой трети XX в. интерес к византийским древностям возрос не только в Италии, но и в ряде других стран Западной и Южной Европы (Германии, Греции, Франции). Стали выходить новые византиноведческие журналы и ежегодники: "Byzantinisch-Neü-griechische Jahrbücher" (Берлин—Афины), "Byzantion" (Брюссель, с 1924 г.), "Seminarium Kondakovianum" (Прага, 1927—1936), "By-zantinoslavica" (Прага, с 1929 г.) и др. Чуть позже началось издание "Revue des Etudes Byzantines" (Париж, с 1943 г.)12. В Афинах в 1914 г. был основан Византийский и Христианский музей13. Кроме памятников византийского периода Музей собирал и выставлял как подписанные, так и неподписанные иконы XVI—XVIII вв., с которыми и сегодня можно ознакомиться в его экспозиции и фондах14.
10 Muñoz, A. Op. cit. Fig. 125; Pitarakis B. Les croix-reliquaries pectorales vyzantines en bronze. Paris, 2006. № 194. P. 244; Перхавко В.Б. Русские кресты-складни в Греции, Италии и Турции // Церковная археология. Вып. 4. СПб., 1998. С. 235—238; Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Указ. соч. C. 206.
11 См.: Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Указ. соч. C. 23—24. Табл. 112—134; Ширин-ский С.С. Кресты-энколпионы с обратной надписью как источник для истории церкви в Древней Руси // Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. 5. История и культура древних и средневековых славян. М., 1999. С. 131—141.
12 КурбатовГ.Л. История Византии (Историография). Л., 1975. С. 94—106, 140.
13 Острогорский Г.А. История византийского государства. М., 2010. С. 45—47; Кацариду И., Билиури К. Образы Византии: нарративы византийского прошлого в греческих национальных музеях // Вопросы музеологии. 2010. № 2. C. 58—62; Triantaphyllopoulos D. Byzantine Museum of Athens: from Pietism to Aesthetism // Do-mus Byzantinus. Val. I. Athens, 1987. P. 119—128; Konstantios D. The Byzantine and Christian Museum: from the 19th to the 21st century // The World of the Byzantine Museum. Athens, 2004.
14 Sotiriou G. Guide du Musée Byzantin d'Athènes (avec avant-propos sur la sculpture et sur la peinture byzantines en Grèce). French edition. Athènes, 1932. P. 101—117.
Выставка «Искусство Византии» ("L'art byzantine"), Париж, 1931 г.
Между первой выставкой византийского искусства в Гроттаферрата и следующей прошло четверть века. За это время в византинистике произошли существенные изменения: был издан ряд книг по византийскому искусству (Л. Брейе, О. Далтона, Ш. Диля, П. Муратова и др.), ставших ныне классическими15.
С 1911 г. Адамантиос Адамантис стал читать в Афинском университете курс «Византийское искусство и археология». В Бухарестском университете возникла кафедра истории византийской цивилизации (ее создатель — профессор Д. Руссо). Значительным шагом в развитии византинистики стала организация международных конгрессов византийских исследований, первый из которых, собравший всего около 30 участников, состоялся по инициативе Николае Иорги в 1924 г. в Бухаресте (Румыния)16. Конгрессы византинистов стали проводиться каждые пять лет, их созыв был приостановлен только во время Второй мировой войны. Практически каждый конгресс сопровождался выставкой византийского искусства, публикацией документов, тезисов и сообщений, которые позволяют проследить, как менялись сферы интересов исследователей и методология их работы.
Выставка «Искусство Византии», проходившая в 1931 г. в Париже, была организована французскими музеями и размещалась в Отделе декоративного искусства Лувра (Музее декоративного искусства) в Париже под патронатом президентов Греции и Франции. К тому времени наука изучения византийского искусства прошла огромный путь. В качестве консультантов были приглашены ученые из Германии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Греции, Испании, Италии, Нидерландов, США, в том числе такие авторитетные византинисты, как Антонио Муньос, Шарль Диль, Габриель Милле, Жан Эберзольт, Талбот Райс, Антон Бенаки, Георгиос Со-тириу и др. Предметы для экспонирования были присланы музеями Австрии, Германии, Испании, Италии, Чехословакии, Югославии. Цель выставки состояла в том, чтобы проследить историю византийского искусства с момента основания Константинополя в 330 г. и продемонстрировать искусство не только столицы, но и других византийских центров, а также связанных с Византией земель и государств, в том числе Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Египта, Малой Азии, Месопотамии, Палестины, России, Румынии, Сербии, Сирии. Экспозиция была организована по хронологическому
15 Острогорский Г.А. Указ. соч. С. 51—56; Diehl Ch. Manuel d'art byzantin, II. Paris, 1910 (1926); Dalton O. Byzantine Art and Archaeology. Oxford, 1911; Bréhier L. L'art byzantin. Paris, 1924; Ebersolt J. La miniature byzantine. Paris, 1926; Muratoff P. La peinture byzantine. Paris, 1928.
16 Курбатов Г.Л. Указ. соч. С. 126—127, 177.
принципу. Авторами вступительных статей к каталогу выставки стали Ш. Диль, Ж. Эберзольт и др.
Ранневизантийский период 1У—У вв. (от Константина I Великого до Анастаса I) характеризовали предметы из серебра (прежде всего, литургические сосуды), ювелирные изделия, произведения, украшенные резьбой, чеканкой, эмалями (техника перегородчатой эмали появилась примерно в это время), коптские ткани (из Будапешта). Другие жанры изобразительного искусства того времени были проиллюстрированы фотографиями памятников архитектуры и мозаик, скульптурой из порфира, мрамора и бронзы, предметами из слоновой кости, монетами и медалями (из Кабинета медалей Лувра).
Следующая стадия в развитии византийского искусства (VI— VII вв., от Юстина I до Юстиниана II) была представлена на выставке фотографиями памятников архитектуры и мозаик, фрагментами скульптурного декора храмов и дворцов, Синопским Евангелием (из Парижской национальной библиотеки), образцами тканей, серебряными блюдами, чашами, украшениями, монетами.
В VIII—IX вв. (от Льва III до Михаила III), ознаменованных иконоборчеством, огромные и невосполнимые утраты понесла византийская иконопись. Перечень экспонатов этого сложного и неоднозначного периода ограничивался фотографиями памятников архитектуры и мозаик мечети Омейядов в Дамаске, тканями, монетами императоров Льва III, Льва IV и Константина VI.
Представления о X—XI вв. (от Василия I до Алексея Комнина) можно было получить на основе дошедших до нас рукописей, украшенных яркими эмалевыми орнаментами, инициалами, выполненными в том же стиле или историзованными (т. е. включающими фигурки людей или даже целые сцены), и миниатюрами, число которых может достигать нескольких десятков. В качестве примеров можно назвать Четвероевангелие из Вены (ONB, Шео1. gr. 154), Апостол из библиотеки МГУ (гр. 2), Псалтирь из РНБ (гр. 214). Продолжали создаваться произведения из слоновой кости, вышитые ткани.
Заключительная стадия (XII в. — 1453 г.) вобрала в себя многие события, связанные прежде всего с политическим и социально-экономическим кризисом империи. Однако искусство этого времени не знает упадка. При Палеологах создаются произведения высочайшего художественного уровня. В вышивке композиции на религиозные сюжеты вытесняют сцены охоты, появляются сказочные персонажи-монстры. Среди других произведений, представленных в этом разделе выставки, стоит отметить чаши с композициями на христианские сюжеты, камеи с портретами императоров, головы львов из хрусталя, произведения из слоновой кости, изде-116
лия из стеатита и стекла, шали, шерстяные и шелковые ткани, посуду, серебряные и золотые изделия. Было выставлено 39 манускриптов из Парижской национальной библиотеки, небольшое число икон, копии мозаик, фресок, рельефов, муляжи; всего 715 предметов.
К выставке вышли два каталога, один делали французские организаторы, другой — итальянские17. В каждом из них имеется небольшое введение и каталожные статьи с указанием датировки и происхождения каждого экспоната. Несмотря на то что фактически это была не первая выставка византийского искусства, она стала отправной точкой, эталоном в подходе к экспонированию произведений византийского искусства. У нее были уже совсем другие цели, научный подход, возможность показать разные стилевые направления. Французская школа исследователей византийского искусства в 20—30-е гг. ХХ в. переживала подъем, и это не могло не отразиться на организации выставочной деятельности. Успех выставки связан еще и с тем, что центр изучения византийского искусства переместился из России во Францию по вполне понятным историческим причинам. Искусство православной Византии, оказавшее огромное влияние на становление древнерусской христианской культуры, оказалось не нужным в стране безудержной атеистической пропаганды.
На обеих рассмотренных выше выставках Византия понималась расширительно, на что уже обращалось внимание в литературе: там фигурировали предметы, относящиеся к периоду после падения Константинополя (Х^—Х^1 вв.), а также к странам, не входившим в пределы Византийской империи (например, русские иконы)18.
Уже в первой трети ХХ в. в научных кругах зародилось представление о сильном влиянии византийской цивилизации не только на древнерусское, но и на западноевропейское искусство. Конечно, шло взаимообогащение, и в византийском искусстве можно найти элементы, привнесенные западными мастерами, но их было немного. И в целом они не оказали серьезного воздействия на византийское искусство19.
Сложившаяся в начале ХХ в. традиция включать в каталоги вступительные статьи как общего характера, так и к отдельным разделам, создала новые информационные возможности для исследователей. Именно такие статьи позволили в ряде случаев про-
17 Catalogue de l'Exposition international d'art byzantin. Paris, 1931; Volbach W.F., Salles G., Duthuit G. L'art byzantin. Paris, 1931.
18 Византийский временник. 1960. Т. 17. С. 373.
19 Demus O. Byzantine Art and the West. N.Y., 1970; Wessel K. Die Kultur von Byzanz. Frankfurt a. M., 1970; Kitzinger E. The Art of Byzantium and the Mediaeval West: Selected Studies / Ed. WE. Kleinbauer. Bloomington, 1976; Hunger H. Byzanz und der Western. Wien, 1987.
анализировать экспозиционные концепции, определить главные идеи экспозиций и способы их построения. Каталоги, выпущенные к выставкам, часто отражали новые тенденции в византиноведении и давали представление о последних достижениях в изучении византийской культуры. Благодаря уточнению происхождения и датировки экспонируемых произведений возникает возможность проследить путь развития византийского искусства. Для исследования некоторых произведений, например иллюминированных рукописей, большую роль играют именно выставки и их каталоги, поскольку обычно такие памятники письменности хранятся в библиотеках, где доступ к ним ограничен в виду их хрупкости.
Большинство экспонируемых произведений отличались высоким художественным качеством; некоторые из них нигде ранее не публиковались, и возможность их увидеть и прочесть посвященные им каталожные статьи имела огромное значение для исследователей. С подготовкой выставок связаны активизация исследований, введение в научный оборот новых данных по атрибуции памятников и их истории, проведение реставрационных работ. Особенностью каталогов стало также включение в них не только произведений, представленных на выставках, но и не вошедших в экспозицию и имевших большое значение для раскрытия того или иного аспекта выставочной тематики. При составлении своих собраний коллекционеры еще не делали различий между западным средневековым, восточно-христианским и собственно византийским искусством. Даже ученые-византинисты не могли еще во всех случаях отличить произведения византийского декоративно-прикладного искусства от изделий древнерусского художественного ремесла.
Таким образом, две выставки 1905 г. и 1931 г. показали, как далеко продвинулось изучение византийского искусства в европейских странах в первой трети XX в. Была сформирована концепция развития, показаны специфические черты, определены местные школы, хронологические границы искусства Византии. Все это заложило базу для дальнейшего развития экспозиционной деятельность в данном направлении, активно развернувшейся уже после Второй мировой войны.
Список литературы
1. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700—1918 гг. М., 2007.
2. Беляев Л.А. Византийская археология. Православная энциклопедия. М., 2004.
3. Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2005.
4. Кацариду И., Билиури К. Образы Византии: нарративы византийского прошлого в греческих национальных музеях // Вопросы музеологии. 2010. № 2.
5. Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Древнерусские энколпионы. Кресты-реликварии XI—XIII вв. СПб., 2003.
6. КурбатовГ.Л. История Византии (Историография). Л., 1975.
7. Любарский Я.Н. Византийская цивилизация непредубежденным взглядом // Вопросы истории. 1990. № 3.
8. Макарова Т.И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975.
9. Острогорский Г.А. История византийского государства. М., 2010.
10. Сериков Н.И. Древняя Русь — «латинский Запад» — Византия: взаимодействие культур (о некоторых подходах к изучению) // Русь между Востоком и Западом: культура и общество, X—XVII вв. (Зарубежные и советские исследования). Ч. I. К XVIII Международному конгрессу византинистов (Москва, 8—15 августа 1991 г.). М., 1991.
11. Удальцова З.В. Византия и Западная Европа (типологические наблюдения) // Византийские очерки. Вып. 3. М., 1977.
12. Халпахчьян В. «Мадонна» Дуччо из римской коллекции графа Григория Сергеевича Строганова (1829—1910) // Наше наследие. 2005. № 75—76.
13. Ширинский С.С. Кресты-энколпионы с обратной надписью как источник для истории церкви в Древней Руси // Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. 5. История и культура древних и средневековых славян. М., 1999.
14. Bréhier L. L'art byzantin. Paris, 1924.
15. Dalton O.M. Byzantine Art and Archaeology. Oxford, 1911.
16. Diehl Ch. Manuel d'art byzantine. Paris, 1910.
17. HaussigH.-W. A History of Byzantine civilization. London, 1971.
18. Konstantios D. The Byzantine and Christian Museum: from the 19th to the 21st century // The World of the Byzantine Museum. Athens, 2004.
19. Minisci P. St. Maria di Grottaferrata, la chiesa e il monastero. Grottaferrata, 1955.
20. Muños A. L'Art byzantin à l'exposition de Grottaferrata. Rome, 1906.
21. Muñoz A. Pièces de choix de la collection du compte Grégoire Stroganoff a Rome. 2e Partie: Moyen-Age, Renaissance, époque moderne. Rome, 1912.
22. Muratoff P. La peinture byzantine. Paris, 1928.
23. Parenti S., Velkovska E. 1000 anni di rito greco alle porte di Roma. Grot-taferrata, 2004.
24. Rocchi A. La badia di S. Maria di Grottaferrata. Roma, 1883.
25. Sotiriou G. Guide du Musée Byzantin d'Athènes (avec avant-propos sur la sculpture et sur la peinture byzantines en Grèce). French edition. Athènes, 1932.
26. WesselK. Die Kultur von Byzanz. Frankfurt a. M., 1970.
Поступила в редакцию 30 мая 2012 г.