Раздел 6. Наследственные заболевания и врожденные пороки развития
различных тканей и органов, в том числе центральной нервной системы. Надёжные маркёры тяжести и прогрессирования данного заболевания до настоящего времени не определены.
Цель исследования. Изучить роль МРТ в установлении степени тяжести заболевания и его прогресси-рования.
Материалы и методы. Проведён ретроспективный анализ 66 МРТ головного мозга 41 мальчика с МПС II. 29 пациентов (в возрасте от 0,9 до 16,4 лет, средний возраст на момент МРТ — 7,4±3,8 лет) были отнесены к тяжёлому фенотипу МПС II, 12 пациентов (в возрасте от 1,3 до 17,2 лет, средний возраст на момент МРТ — 7,8±4,3 лет) — к лёгкой форме заболевания. Изменения характеристик МРТ головного мозга были оценены с использованием шкал Manaraetal. (2011), Matheusetal. (2004), наличие и отсутствие признаков гидроцефалии устанавливалось согласно положениям Barkovich (2012).
Результаты. Для пациентов с тяжёлым фенотипом МПСП в отличие от пациентов лёгким фенотипом было характерно увеличение вентрикулярного индекса (p<0,001), сужение вентрикулярного угла (p=0,009), увеличение радиуса лобных рогов боковых желудочков (p=0,002), изменение сигнала от белого вещества в Т2 и FLAIR последовательностях (p<0,001), расширение субарахноидальных пространств (p<0,001), расширение III желудочка головного мозга (p<0,001), расширение большой затылочной цистерны (p=0,004). Корреляция между возрастом пациентов и увеличением вентрикуляр-ного индекса (r=0,78; p<0,05), сужением вентрикулярного угла (r=—0,69; p<0,05), увеличением радиуса лобных рогов боковых желудочков (r=0,77; p<0,05), расширением субарахноидальных пространств (r=0,81; p<0,05) была выявлена только у пациентов с тяжёлым фенотипом МПС II.
Заключение. МР-признаки церебральной атрофии/гидроцефалии, лейкопатии и расширение большой затылочной цистерны могут служить маркёрами тяжёлой формы МПС II. Для пациентов с нейроно-патическим фенотипом МПС II характерно прогрес-сирование церебральной атрофии, которое может быть прослежено с помощью МРТ головного мозга.
АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ С МУКОПО-ЛИСАХАРИДОЗАМИ
Осипова Л.А., Кузенкова Л.М., Подклетнова Т.В. ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва
Введение. Мультисистемное прогрессирующее поражение органов и тканей, характерное для пациентов с мукополисахаридозами (МПС), оказывает негативное влияние на адаптацию пациентов к повседневной жизни и социализацию. Однако особенности адаптивного поведения, его динамика, а так-
же возможность ферментозаместительной терапии (ФЗТ) влиять на навыки пациентов изучены недостаточно.
Цель исследования.Установить влияние возраста и ФЗТ на навыки адаптивного поведения у детей с МПС.
Материалы и методы. Проведён анализ 74 шкал адаптивного поведения Вайленд (Vineland Adaptive Behavior Scales) 41 ребёнка (6,6±3,6 лет) с нейроно-патической формой МПС (7 пациентов — с тяжёлой формой МПС I, 22 пациентов — с тяжёлой формой МПС II, 12 пациентов — с МПС III) и 19 детей (7,7±3,5 лет) с течением МПС, не сопровождающимся когнитивным регрессом (2 пациентов — с лёгкой формой МПС I, 12 пациентов — с тяжёлой формой МПС II, 3 пациентов — с МПС IV, 2 пациентов — с МПС VI).
Результаты. Сильная корреляция между хронологическим возрастом и дефицитом адаптивных навыков (разницей хронологического возраста и возрастными эквивалентами соответствующих шкал) коммуникации (r=0,97; p<0,05), социализации (r=0,95; p<0,05), повседневных (r=0,93; p<0,05) и моторных навыков (r=0,96; p<0,05) выявлена у пациентов с нейроно-патическими формами МПС. У пациентов с МПС, не сопровождающимися когнитивным регрессом, между хронологическим возрастом и дефицитом адаптивных функций выявлена умеренная корреляция для шкал коммуникации (r=0,44; p<0,05), повседневных (r=0,51; p<0,05), моторных навыков (r=0,67; p<0,05) и сильная корреляция для шкалы социализации (r=0,83; p<0,05). Проведение ФЗТ не оказывало влияния на величину дефицита навыков коммуникации (p=0,262), социализации (p=0,194), повседневных (p=0,147) и моторных навыков (p=0,175) у пациентов с нейронопатическими формами МПС. ФЗТ также не уменьшала дефицит повседневных (p=0,453), моторных навыков (p=0,185), навыков коммуникации (p=0,377) и социализации (p=0,019 с лучшими показателями, характерными для пациентов, не получающих ФЗТ) у пациентов с лёгкими формами МПС.
Заключение. У пациентов с тяжёлыми и лёгкими формами МПС с возрастом отмечается регресс адаптивных навыков. ФЗТ не оказывает положительного воздействия на адаптивное поведение, что указывает на необходимость сопутствующего психолого-педагогического сопровождения пациентов.
РАННИЙ ДЕБЮТ МИТОХОНДРИАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, АССОЦИИРОВАННЫЙ С ИЗОЛИРОВАННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЦИТОХРОМ С ОКСИДАЗЫ.
Печатникова Н.Л.1, Полякова Н.А.1, Иткис Ю.С.2, Какаулина В. С.1, Чусов К. П.1 'ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва 2ФГБНУ «Медико-генетический научный центр» ФАНО, г. Москва
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 4, 2016
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ
Митохондриальные заболевания — генетически гетерогенная группа наследственных болезней, характеризующаяся клиническим полиморфизмом и вариабельностью возраста манифестации. Дефект цитохром-С оксидазы (IV комплекса дыхательной цепи митохондрий) — одно из самых частых нарушений при митохондриальных болезнях, манифестирующих в неонатальный период.
Клиническое наблюдение: девочка от близкородственного брака на 6 сутки жизни была доставлена в реанимационное отделение в очень тяжелом состоянии. Тяжесть состояния была обусловлена дыхательной недостаточностью, инфекционным токсикозом на фоне пневмонии, некротического энтероколита 1 ст; сердечной недостаточностью, неврологической симптоматикой в виде синдрома угнетения ЦНС, недоношенностью 36 недель.На фоне симптоматической терапии, сохранялись явления сердечной недостаточности при отсутствии грубых врожденных пороков сердца, анемия. По результатам Эхо-КГ была выявлена гипертрофическая бивентрикуляр-ная кардиомиопатия. По результатам лабораторного обследования исключены наследственные дефекты митохондриального бета-окисления, аминоацидопа-тии, выявлено выраженное повышение уровня лак-тата в крови и моче, и заподозрено наследственное заболевание из группы митохондриальных. Методом секвенирования следующего поколения на приборе IonTorrent был проведен анализ кодирующей последовательности 62 ядерных генов, мутации в которых приводят к развитию митохондриальной патологии. В гене COX10 обнаружена не описанная ранее замена c.C1037T (p.S346L) в гомозиготном состоянии, приводящая к снижению активности цитохромС оксида-зы. Данная мутация выявлена у родителей пробанда в гетерозиготном состоянии.
В возрасте 6 месяцев у пациентки наблюдаются признаки гипертрофической кардиомиопатии, анемический синдром, тубулопатия, сенсоневральная тугоухость.
Данный случай демонстрирует клинические проявления митохондриального заболевания, обусловленного не описанной ранее мутацией в гене COX10 в неонатальный период.
СЛУЧАЙ РАННЕГО СТЕНОЗА ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ПАЦИЕНТА С СИНДРОМОМ ХАНТЕРА.
Полякова Н.А.1, Печатникова Н.Л.1, Какаулина В.С.1, Воскобоева Е.Ю.2
ТБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва 2ФГБНУ «Медико-генетический научный центр» ФАНО, г. Москва
Осложнения, связанные с компрессией спинного мозга у пациентов с различными формами муко-полисахаридозов (МПС) относятся к числу наибо-
лее тяжелых и жизненно угрожаемых. Обследование шейного и грудо-поясничного отдела позвоночника строго рекомендуются всем пациентам с МПС. Как правило, эти изменения выявляют наиболее рано (до 3 лет) при тяжелых формах МПС I и VI, и в более позднем возрасте при МПС II и легких формах МПС I, IV и VI. Особенностью данного клинического случая является формирование стеноза шейного отдела позвоночника у пациента с МПС II в раннем возрасте (до 2 лет)
Клиническое наблюдение: при обследовании мальчика 1 года 6 месяцев жизни, были выявлены задержка психоречевого развития, тетрапарез с снижением мышечной силы до 3,5—4 баллов, синдромом множественного костного дизостоза, паховая грыжа. При проведении лабораторной диагностики выявлена повышенная экскреция гепарансульфата и дерма-тансульфата, выраженным снижение активности иду-ронатсульфатазы 1,3 (норма 197—705 нмоль/4 ч/мл) и протяженная делеция, затрагивающая все экзоны гена идуронатсульфатазы (IDS) и установлен диагноз мукополисахародоз II типа. При проведении МРТ у ребенка обнаружены выраженный кранио-стеноз, синдром базальной дисплазии на уровне CI позвонка с сужением позвоночного столба, формированием сирингомиелии на уровне шейного отдела позвоночника, деформации тел позвонков. В ЦИТО им. Приорова, в возрасте 1 года 10 месяцев, проведено 2х этапное оперативное лечение — декомпрессия спинного мозга на уровне С0—С1, окципитоспон-дилодез системой Vertex, задний спондилодезауто-костью. После проведенного оперативного лечения заметно уменьшилась выраженность пареза, увеличился объем активных движений в конечностях. До, во время и после оперативного лечения проводилась фермент-заместительная терапия. Можно предположить, что ранее формирование стеноза обусловлено наличием тяжелой мутацией в гене IDS. Обследование шейного и грудо-поясничного отдела позвоночника строго рекомендуются всем пациентам с МПС после установления диагноза и в процессе мониторинга проводимой терапии.
ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНИ НИМАННА-ПИКА ТИП-С С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОХИМИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ
Прошлякова Т.Ю.1, Байдакова Г.В.1, Букина Т.М.1, Михайлова С.В.2, Руденская Т.Е.1, Клюшников С.А.3, Захарова Е.Ю.1
'ФГБНУ Медико-генетический научный центр, г. Москва
2ФГБУ Российская детская клиническая больница
Минздрава России, г. Москва
3ФГБНУ Научный центр неврологии, г. Москва
Введение. Болезнь Ниманна—Пика тип С (НПС) — наследственное аутосомно-рецессивное
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 4, 2016