Научная статья на тему 'Ранние венгерские сведения о западном походе монголов (1235-1242)'

Ранние венгерские сведения о западном походе монголов (1235-1242) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1252
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rossica Antiqua
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ / ЗАПАДНЫЙ ПОХОД МОНГОЛОВ / ВЕНГЕРСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / ПЕРВЫЕ ДОМИНИКАНСКИЕ МИССИИ НА ВОСТОК / УЛЬТИМАТУМЫ МОНГОЛЬСКИХ ХАНОВ / ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИИ МОНГОЛЬСКИХ ИНВАЗИЙ / HISTORY OF THE MONGOL EMPIRE / MONGOL WESTERN CAMPAIGN / HUNGARIAN MEDIEVAL SOURCES / EARLY DOMINICAN MISSION TO THE EAST / ULTIMATUMS OF THE MONGOL KHANS / ESCHATOLOGICAL PERCEPTIONS OF THE MONGOL INVASIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хаутала Роман

Автор настоящей статьи рассматривает постепенное накопление сведений в Венгерском королевстве о Западном походе монголов и соответствующее распространение этой информации в Западной Европе. Первичная информация о начале Западного похода монголов была доставлена в Европу доминиканским братом Юлианом после его возвращения из путешествия к заволжским мадьярам в конце 1235 года. В частности, отчет о первом восточном путешествии Юлиана содержит интересные сведения о появлении в земле мадьяр представителя монгольской власти, известившего мадьяр о завершении все-монгольского курилтая 1235 года, вы-несшего решение о начале монгольской кампании на Западе. В свою очередь, письмо брата Юлиана, написанное в начале 1238 года, изобилует информацией о монгольских тактических приемах ведения войны, о предшествующих военных кампаниях Чингисхана и Джучи и о первых монгольских завоеваниях в начальной стадии Западного похода Бату. Но наиболее важным известием, привезенным братом Юлианом в Венгрию, было устное сообщение Владимирского князя о монгольских планах напасть на венгерское королевство, подтверждаемое содержанием ультиматума Бату и эсхатологическими интерпретациями грядущих событий. Очевидно, что содержание послания брата Юлиана стало в скором времени известно и в Западной Европе. Также и монгольские правители не преминули известить западных правителей о своих агрессивных намерени-ях. Опасения по поводу назревающего вторжения монголов отразились в сообщениях ряда западноевропейских хронистов, которые одновременно ясно указывали на то, что венгерский король Бела IV не оставался в бездей-ствии в ожидании неминуемого монгольского вторжения и попытался организовать сопротивление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early Hungarian Information about the Mongol Western Campaign (1235-1242)

The author of this article examines the gradual accumulation of information in the Hungarian kingdom about the Mongol Western campaign and the corresponding propagation of this information in Western Europe. The primary information about the beginning of the Mongol Western Cam-paign was brought to Europe by the Dominican friar Julian after his return from his travel to the Trans-Volga Magyars at the end of 1235. In particular, the report on the first Julian’s journey to the east contains interesting information about the appearance in the land of Magyars of representative of the Mongol power who informed the Magyars on the conclusion of general kuriltai of 1235, which made the decision to launch the Mongol campaign in the West. In turn, the letter of friar Julian written at the beginning of 1238 is replete with information about the Mongol tactical warfare, previous military campaigns of Genghis Khan and Jochi, and the first Mongol conquest in the early stages of the Western campaign of Batu. But the most important news brought by friar Julian in Hungary was an oral report of the Prince of Vladimir on the Mongol plans to attack the Hungarian kingdom confirming both by the contents of the Batu’s ultimatum and eschatological interpretations of future events. Obviously, the content of the Julian’s letter was soon known in Western Eu-rope. Also the Mongol rulers were quick to to inform Western rulers about their aggressive intentions. Concerns about the imminent invasion of the Mongols were reflected in the reports of several Western European chroniclers who, at the same time, clearly indicated that the Hungarian king Bela IV did not remain idle while waiting for an imminent Mongol invasion and attempted to organize resistance.

Текст научной работы на тему «Ранние венгерские сведения о западном походе монголов (1235-1242)»

ШВБІСЛ ЛОТ^ИЛ. 2014 (2)

Р. Хаутала

Ранние венгерские сведения о западном походе монголов (1235–1242)

Автор настоящей статьи рассматривает постепенное накопление сведений в Венгерском королевстве о Западном походе монголов и соответствующее распространение этой информации в Западной Европе.

Первичная информация о начале Западного похода монголов была доставлена в Европу доминиканским братом Юлианом после его возвращения из путешествия к заволжским мадьярам в конце 1235 года. В частности, отчет о первом восточном путешествии Юлиана содержит интересные сведения о появлении в земле мадьяр представителя монгольской власти, известившего мадьяр о завершении все-монгольского курилтая 1235 года, вынесшего решение о начале монгольской кампании на Западе.

В свою очередь, письмо брата Юлиана, написанное в начале 1238 года, изобилует информацией о монгольских тактических приемах ведения войны, о предшествующих военных кампаниях Чингисхана и Джучи и о первых монгольских завоеваниях в начальной стадии Западного похода Бату. Но наиболее важным известием, привезенным братом Юлианом в Венгрию, было устное сообщение Владимирского князя о монгольских планах напасть на венгерское королевство, подтверждаемое содержанием ультиматума Бату и эсхатологическими интерпретациями грядущих событий.

Очевидно, что содержание послания брата Юлиана стало в скором времени известно и в Западной Европе. Также и монгольские правители не преминули известить западных правителей о своих агрессивных намерениях. Опасения по поводу назревающего вторжения монголов отразились в сообщениях ряда западноевропейских хронистов, которые одновременно ясно указывали на то, что венгерский король Бела IV не оставался в бездействии в ожидании неминуемого монгольского вторжения и попытался организовать сопротивление.

Ключевые слова: история монгольской империи, Западный поход монголов, венгерские средневековые источники, первые доминиканские миссии на восток, ультиматумы монгольских ханов, эсхатологическое восприятии монгольских инвазий.

71

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

Судя по сообщению нотариуса Риккардо из Сан-Джермано1 о результате битвы на Калке, первые сведения о монголах поступили в Венгрию посредством куманов; и последующее развертывание католического апостолата среди кочевников южной Молдавии, приведшее к сближение между куманами и венгерским королевством, должно было способствовать притоку известий о приближении монголов, о чем свидетельствует содержательное послание доминиканца Бенедикта, адресованное примерно в 1238 году Раймунду де Пень-яфорт, генеральному магистру Ордена проповедников2. Однако первичная информация о начале Западного похода монголов была доставлена в Европу не куманами, а доминиканским

1 Уроженец Сан Джермано (ныне Кассино) в итальянском регионе Ла-

цио, Риккардо вступил в должность нотариуса финансового управления императора Фридриха II Гогенштауфена в 1214 году: Ryccardi de Sancto Germano notarii Chronica / Garufi C.A. (ed.) // Rerum Italicarum Scriptores. Vol. VII/2. Bologna: Nicola Zanichelli, 1938. P. III-IV, XI-XII. К моменту написания упоминаемого здесь фрагмента (1223), Риккардо, по-видимому, пребывал в южной Италии, выполняя различные поручения императора: Ibid. P. XIII. Хотя существует предположение, что он мог находиться в королевстве Венгрии: Schiel J. Mongolensturm und Fall Konstantinopels:

Dominikanische Erzählungen im diachronen Vergleich. Berlin, 2011. S. 65-66, 69, nota 120.

2 Пашуто В. Т. Половецкое епископство // Русь. Прибалтика. Папство. Избранные статьи. М., 2011. С. 580; Altaner B. Die Dominikanermissionen des 13. Jahrhunderts. Forschungen zur Geschichte der kirchlichen Unionen und der Mohammedaner- und Heidenmission des Mittelalters. Habelschwerdt (Schles.), 1924. S. 144. Согласно Бенедикту, крещеные куманы проявляли похвальное религиозное рвение, «как в воздержании в пище во время Великих постов, так и в других христианских ритуалах»; и в целом, послание доминиканского брата отражало стремление кочевников «всеми силами следовать католической вере». Вполне возможно, что обращение куманов зиждилось на искреннем стремлении приобщиться к христианской вере. Однако не следует оставлять без внимания и следующее далее указание Бенедикта на очевидное беспокойство куманов в связи с приближением монголов и на их опасения по поводу того, что монголы намереваются напасть на них в ближайшем будущем: Monumenta ordinis fratrum praedicatorum historica. Vol. I. Fratris Gerardi de Fracheto O.P. Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum: necnon Cronica Ordinis ab anno MCCIII usque ad MCCLIV / Reichert B.M. (ed.). Lovanii, 1896. P. 309.

72

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

братом Юлианом после его возвращения из путешествия к заволжским мадьярам в конце 1235 года3.

Восточная экспедиция Юлиана была очевидным следствием расширения миссионерской деятельности доминиканцев Венгрии, ободренных своими прозелитическими успехами среди куманов. Согласно Рикардусу, переписчику отчета о первом восточном путешествии брата Юлиана4; братья доми-

3 Все известные сведения о брате Юлиане содержатся только в двух отчетах о его миссионерской деятельности на востоке: Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen: Die Missionsreisen des fr. Julianus O.P. ins Uralgebiet (1234/5) und nach Russland (1237): und der Bericht des Erzbischofs Peter über die Tartaren. Gottingen, 1956. S. 151-161, 165-182; поскольку он не упоминается в других европейских источниках. Очевидно, он был членом одного из доминиканских конвентов Венгрии, но не принимал участие в миссионерской деятельности среди куманов; поскольку оба отчета не содержат упоминания прозелитических успехов Ордена проповедников среди кочевников.

4 Нотариус Рикардус не упоминается в параллельных латинских источниках. Денис Синор попытался сопоставить Рикардуса с одноименным нотариусом, часто упоминаемым в официальной документации императора Фридриха II Гогенштауфена: Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. London, 1977. Ch. XI. P. 590, 601; см. также: Guéret-Laferté M. Sur les routes de l’Empire Mongol: ordre et rhétorique des relations de voyage aux XlIIe et XlVe siècles. Paris, 1994. P. 37-38. Его гипотеза, однако, имеет несколько недостатков. Во-первых, этот нотариус не упоминается в имперских актах после 1234 года: Van Cleve T.C. The Emperor Frederick II of Hohenstaufen: immutator mundi. Oxford, 1972. P. 265; то есть к моменту составления настоящей записи (в начале 1236 года: Klopprogge A. Ursprung und Ausprägung des abendländischen Mongolenbildes im 13. Jahrhundert: ein Versuch zur Ideengeschichte des Mittelalters. Wiesbaden, 1993. S. 194-195). Во-вторых, автор настоящей записи выражает очевидные симпатии по отношению к папе Григорию IX, несмотря на существование натянутых отношений между Апостольским престолом и императором: Schiel J. Mongolensturm und Fall Konstantinopels. S. 65-66, nota 109. Последнее замечание предполагает, что Рикардус был близок с папской курией, а не с двором Фридриха II; что подтверждается и тем фактом, что его запись была немедленно включена в «Книгу цензов Римской церкви»: Klopprogge A. Ursprung und Ausprägung des abendländischen Mongolenbildes im 13. Jahrhundert. S. 194-195; Bigalli D. I tartari e l’Apocalisse. Ricerche sull’escatologia in Adamo Marsh e Ruggero Bacone. Firenze, 1971. P. 13. Все это, однако, не означает, что Рикардус пребывал в Италии к моменту составления данной записи. Вполне вероятно, что он проживал в Венгрии. А указание на то, что он был «братом», предпо-

73

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

никанской провинции Венгрии приняли решение найти прародину западных венгров из сочувствия к заволжским мадьярам, которые «пребывали в грехе неверия» согласно утверждению не сохранившейся венгерской хроники5.

лагает его принадлежность к доминиканскому или, что тоже вполне вероятно, к цистерцианскому Ордену: Schiel J. Mongolensturm und Fall

Konstantinopels. S. 65-66, nota 109.

5 Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 151. Исследователи выдвигали предположение о существовании в Венгрии домонгольского периода подобного источника, составленного в конце XI века: Bóna I. The Hungarian-Slav Period (895-1172) // History of Transylvania / Barta G., Kopeczi B. et al. (eds.). Budapest, 1994. P. 112; Macartney C.A. The Medieval Hungarian Historians: A Critical and Analytical Guide. Cambridge, England, 1953. P. 87. Однако единственным источником с таким названием, сохранившимся до наших дней, является романизированная хроника магистра П., анонимного нотариуса венгерского короля Белы Ш, начавшего составлять «Деяния венгров» после 1192 года и закончившего писать свою летопись в начале XIII столетия: Anonymus and Master Roger. The Deeds of the Hungarians & Epistle to the Sorrowful Lament upon the Destruction of the Kingdom of Hungary hy the Tatars / Bak Já.M٠, Rady M.C., Veszprémy L. (eds ). Budapest; New York, 2010. P. XVII, XIX, XXI, XXVI; Rady M. The Gesta Hungarorum of Anonymus, the Anonymous Notary of King Bela: A Translation. 2009. P. 1. Режим доступа: http://discovery.ucl.ac.uk/18975/1/18975.pdf (проверено

16.04.2015); Kontler L. A History of Hungary: Millennium in Central Europe. Hampshire, 2002. P. 43, 72; Makkai L. The Independent Hungarian Feudal Monarchy to the Battle of Mohács (1000-1526) // A History of Hungary / Barta I., Berend I.T., Hanák P., Lackó M., Makkai L., Nagy Zs.L., Ránki G. (eds.). Budapest, 1973. P. 61; Iorga N. Histoire des Roumains et de la Romanité orientale. Vol. III. Les fondateurs d’Etat. Bucarest, 1937. P. 53.

Магистр П. помещает прародину венгров за Волгой, называя ее Ден-тумогером, и сообщает, что мадьяры переселились в Венгрию по маршруту Волга - Суздаль - Киев - Владимир - Галич. По всей видимости, венгерский аноним получил сведения о расположении земли Дентумогер от купцов Волжской Булгарии, посещавших Венгрию, начиная с X столетия: Anonymus and Master Roger. The Deeds of the Hungarians & Epistle to the Sorrowful Lament upon the Destruction of the Kingdom of Hungary by the Tatars. P. 4-7; Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol // Comptes-rendus des séances de l’Académie des inscriptions et belles-lettres. Paris, 2002. Vol. 146/4. P. 1162; Tatár M.M. The Iranian Name of the Burtas People in the Hungarian Sources and Their Finno-Ugric Connections // Congressus Octavus Internationalis Fenno-Ugristarum. Jyväskylä 10.-15.8.1995. Pars V. Sessiones sectionum Lexiologia & Onomastica. Jyväskylä, 1996. P. 284; Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. Ch. VIII. P. 537.

74

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

Первая экспедиция доминиканцев направленная в Северное Причерноморье, по всей видимости, в первой половине 1231 года6; не увенчалась успехом. Однако один из членов этой миссии, «священник по имени Отто», привез обратно ободряющие известия о существовании «Великой Венгрии» и ее примерном месторасположении в конце 1233 года7. Вторая доминиканская экспедиция, состоявшая из четырех братьев-проповедников, отправилась из Венгрии весной 1234 года и достигла по морю Матрики в мае того же года8. После почти двухмесячного пребывания в Матрике (следствием которого было включение Рикардусом в свою запись ценного описания местных жителей, то есть зиков9); братья-проповедники

Однако венгерские доминиканцы не были знакомы с этим источником по следующим соображениям. В первую очередь, магистр П. не упоминает указанного в отчете Рикардуса наименования «старшей (Великой) Венгрии»: Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol. P. 1162; Зимони И. Венгры в Волжско-Камском бассейне? // Finno-Ugrica. Казань, 2000. Вып. 1. С. 19. Во-вторых, брат Юлиан - единственный доминиканец, достигший заволжских мадьяров (как следует из отчета Рикардуса) - воспользовался наиболее коротким маршрутом из «старшей» в «христианскую Венгрию», указанным венгерским анонимом; только при возвращении на запад, по совету заволжских мадьяров: Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 160; Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol. P. 1159. В свою очередь, первые доминиканские миссионеры, стремившиеся отыскать прародину венгров; прибегали к использованию путевых руководств альтернативных западноевропейских источников (или какой-то венгерской хроники, не сохранившейся до наших дней), неизменно располагавших прародину венгров вблизи «болот Меотиды», то есть в Приазовье или, возможно, в Предкавказье: Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol. P. 1157-1158, 1162.

6 Richard J. La Papauté et les missions d’Orient au Moyen Age (XIIle-XVe siècles). Rome, 1998. P. 28-29; Gockenjan H., Sweeney J. R. Der Mongolensturm: Berichte von Augenzeugen und Zeitgenossen, 1235-1250. Graz, 1985. S. 83, nota 5; Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 138-139

7 Ibid. S. 152

8 Ibid. S. 161-162

9 Ostrowski D. City Names of the Western Steppe at the Time of the Mongol Invasion // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. London, 1998. Vol. 61/3. P. 472; Gockenjan H., Sweeney J. R.

75

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

направились в землю аланов, где они были вынуждены задержаться на шесть месяцев (вследствие этого, запись Рикардуса обогатилась еще более ценным описанием аланов).

Рикардус объясняет задержку доминиканцев в Алании близостью «тартар»10; указывая тем самым, что в 1234 году монголы вторглись в половецкие степи, расположенные западнее Волги, но позже вернулись на зимовку в джучидские владения. Поэтому в феврале 1235 года два члена доминиканской экспедиции (Юлиан и другой брат, по имени Герард) получили возможность продолжить путь на север и достигли через 37 дней земли буртасов11. Оттуда доминиканцы направились в некий безымянный город, где один из двух братьев, по имени Герард, умер, надломленный перенесенными лишениями. Таким образом, Юлиан остался в одиночестве; но смог, тем не менее, достигнуть Биляра, столицы Волжской Булгарии, нанявшись слугой к некоему «сарацинскому свя-щеннику»12. В Биляре Юлиан, в конце концов, встретил «одну венгерскую женщину»; которая объяснила ему, как добраться до территории обитания заволжских мадьяров.

Рикардус сообщает, что «Великая Венгрия» находилась «в двух днях пути» от Биляра13; но не уточняет, в каком направлении располагалась территория обитания заволжских мадьяров и какое расстояние он понимает под этим выражением (оставляя исследователям полную свободу для различных интерпретаций14). В любом случае, Рикардус не ставит

Der Mongolensturm: Berichte von Augenzeugen und Zeitgenossen, 1235-1250. S. 84, nota 9-10; Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. Ch. XI. P. 591, nota 6.

10 Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 154.

11 Ibid. S. 155.

12 Ibid. S. 156.

13 Ibid. S. 157.

14 По всей видимости, брат Юлиан нашел мадьяр где-то в бассейне реки Белая: Антонов И. В. Башкиры в эпоху средневековья. Очерки этнической и политической истории. Уфа, 2012. С. 34, 71-73; Bendefy L. Fr. Julianus utazásának kéziratos kútfői = Fontes authentici itinera Fr. Iuliani illustrantes // Archivum Europae centro-orientalis. Budapest, 1937. Évf. 3. O. 7; хотя существует и ряд других интерпретаций местоположения области их обитания:

76

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

под сомнение существование «Великой Венгрии» и описывает радушный прием, который оказали Юлиану заволжские мадьяры, говорившие на понятном ему языке.

Но более важным представляется следующее далее упоминание «народа тартар»15, под которыми Рикардус, несомненно, имеет в виду кочевников улуса Джучи. Согласно Ри-кардусу, изначально отношения мадьяров с монголами сложились не лучшим образом, что привело к открытому столкновению; которое, по всей видимости, имело место около 1222 года16. Однако далее Рикардус допускает самовольное

Пилипчук Я.В. Завоевание монголами восточноевропейских степей (12371242 гг.) // Золотоордынская цивилизация. Казань, 2011. Вып. 4. С. 191; Напольских В., Чураков В. Финно-угорские народы Среднего Поволжья и Предуралья к началу XIII в. // История Татар с древнейших времен в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). ХШ - середина XV в. Казань, 2009. С. 472; Зимони И. Венгры в Волжско-Камском бассейне? С. 20; Richard J. La Papauté et les missions d’Orient au Moyen Age (XIIIe-XVe siècles). P. 29, nota 36; Казаков Е. П. Волжская Булгария и финно-угорский мир // Finno-Ugrica. Казань, 1997. Вып. 1. С. 42; Golden P. B. The Peoples of the Russian Forest Belt // The Cambridge History of Early Inner Asia / Sinor D. (ed.). Cambridge, New York, 1990. P. 246; Makkai L.The Origins of the Hungarian People and State // A History of Hungary / Barta I., Berend I.T., Hanák P., Lackó M., Makkai L., Nagy Zs.L., Ránki G. (eds.). Budapest, 1973. P. 21; Bigalli D. I tartari e l’Apocalisse. p. 13; Macartney C.A. The Medieval Hungarian Historians. P. 87.

15 DOrrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 157.

16 Исследовали утверждали, что Рикардус имел в данном случае в виду поражение монгольских войск под командованием Субедея и Джебе (возвращавшихся на восток после победы в битве на Калке), понесенное от военных сил Волжской Булгарии в районе Самарской Луки осенью 1223 года: Антонов И. В. Башкиры в эпоху средневековья. С. 152-153; Schiel J. Mongolensturm und Fall Konstantinopels. S. 73, nota 133; Измайлов И. Волжская Булгария накануне походов хана Бату // История Татар с древнейших времен в семи томах. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XV в. Казань, 2009. С. 81; GOckenjan H., Sweeney J. R. Der Mongolensturm: Berichte von Augenzeugen und Zeitgenossen, 1235-1250. S. 89, nota 30. Однако в своем письме 1238 года (DOrrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 172) брат Юлиан сообщает, что первое столкновение монголов с мадьярами произошло за 14 лет до их подчинения (имевшего место в 1236 году, на пятнадцатый год после начала конфликта). Поэтому более вероятно, что здесь имеется в виду первое столкновение мадьяров с войсками Джучи, старшего сына Чингисхана; которые могли напасть на мадьяр в

77

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

пояснение, утверждая, что монголы, понесшие поражение от мадьяр при первом столкновении; заключили с ними военный союз и «полностью опустошили пятнадцать царств»17. Этот домысел Рикардуса очевидно противоречит сведениям самого брата Юлиана, сообщавшего в своем послании начала 1238 года; что монголы не только не заключали союза с мадьярами, но и вели с ними непрерывную войну в течение четырнадцати лет, вплоть до их покорения на пятнадцатый год конфликта18. Пытаясь частично оправдать самовольную вставку Рикардуса о совместных завоеваниях мадьяров и монголов, здесь возможно предположить, что к моменту прибытия в «Великую Венгрию» (в июне 1235 года); брат Юлиан еще не знал о перманентном характере конфликта между мадьярами и джучидами, поскольку военные действия между ними, вероятно, велись в приграничных районах «Великой Венгрии».

В данном контексте, следует также упомянуть существующие сомнения в достоверности записи Рикардуса. Данные сомнения связаны с определенным несоответствием описания взаимоотношений мадьяр и монголов, содержащегося, как в данном источнике, так и в отчете о втором путешествии брата Юлиана. Если в записи Рикардуса, составленной в начале 1236 года, заволжские мадьяры представлены в качестве союзников монголов; то в следующем письме, написанном в начале 1238 года19, брат Юлиан сообщает, что монголы уже покорили сородичей венгерских доминиканцев. В частности, Денис Синор указывал на явное, с его точки зрения, несоответствие между указанием Рикардуса на то, что монголы за-

1222 году, после подчинения тюрок Северного Приаралья: Антонов И. В. Башкиры в эпоху средневековья. С. 152; Измайлов И. Походы в Восточную Европу 1223-1240 гг. // История Татар с древнейших времен в семи томах. Т. Ш. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XV в. Казань, 2009. С. 137.

17 Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungam und Mongolen. S. 157158.

18 Ibid. S. 172.

19 Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol. P. 1155; Richard J. La Papauté et les missions d’Orient au Moyen Age (XIIIe-XVe siècles). P. 29.

78

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

ключили союз с мадьярами после первого военного столкновения; тогда как брат Юлиан утверждал двумя годами позже, что монголы вели войну с мадьярами четырнадцать лет и подчинили их на пятнадцатый год военного конфликта20.

Суммируя вышесказанное, Синор приходил к выводу, что Рикардус не просто внес определенные изменения в отчет брата Юлиана об открытии «Великой Венгрии» (что не вызывает сомнений); но выдумал все содержание записи, основываясь в своей фальсификации на письме Юлиана 1238 года и неизвестном ныне отчете о первой экспедиции доминиканцев, упоминаемой в начале настоящей записи21. Следуя логике Синора, Мишель Жере-Лафертэ позже предположила, что и письмо брата Юлиана могло быть плодом фантазии Рикарду-22 са .

Важнейшим следствием этих заключений, было предположение Синора, не ставившего под сомнение аутентичность письма Юлиана 1238 года; что доминиканские миссионеры никогда не достигали заволжских мадьяров, а существование «Великой Венгрии» было вымыслом Рикардуса23. Однако брат Юлиан косвенно указывает в своем послании, что он действительно достиг земли обитания мадьяров до монгольского за-воевания24. Таким образом, кажущаяся последовательность

20 Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol. P. 1161; Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. Ch. XI. P. 595-596; см. также: Антонов И. В. Башкиры в эпоху средневековья. С. 146-147; Guéret-Lafa-téМ. Sur les routes de l’Empire Mongol. P. 37-38.

21 Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. Ch. XI. P. 596, 598.

22 Guéret-Lrf&'téM. Sur les routes de l’Empire Mongol. P. 37-38.

23 Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol. P. 1162; Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. Ch. VIII. P. 534. Ch. XI. P. 596, 598.

24 Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 180. Параллельно с упоминанием своего визита в Римскую курию в 1236 году, Юлиан сообщает, что в это же время другая доминиканская миссия была послана на восток: Richard J. La Papauté et les missions d’Orient au Moyen Age (XIIIe-XVe siècles). P. 28-29; Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 138-139. Юлиан косвенно дает понять, что его собратья отправились к мадьярам во второй раз, после его возвращения с во-

79

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

умозаключений Синора содержит ряд недостатков. В первую очередь, несоответствие представления взаимоотношений мадьяров и монголов в двух источниках объясняется тем, что первые наблюдения брата Юлиана, содержащиеся в записи Рикардуса, были сделаны в 1235 году; то есть в то время, когда военный потенциал Бату имел еще крайне ограниченный характер. В свою очередь, брат Юлиан составил послание 1238 года уже после появления на востоке Европы основного военного потенциала монгольской империи и соответствующего подчинения мадьяров.

К сказанном следует также прибавить замечание и об относительно форсированной интерпретации со стороны Синора короткого сообщения брата Юлиана о затянувшемся конфликте между мадьярами и монголами. По мнению Синора, утверждение брата Юлиана о том, что монголы нападали на мадьяр «четырнадцать лет и на пятнадцатый год ими завладели»; следует понимать, как постепенное и последовательное завоевание территорий мадьяров, которое должно было броситься в глаза Юлиану при его прибытии в «Великую Венгрию» в

1235 году. Однако глагол «нападали» скорее указывает здесь на приграничные набеги джучидских передовых отрядов, которые не были способны преодолеть сопротивление мадьяров вплоть до прибытия основных сил монгольской империи в

1236 году.

Поэтому гипотезу Дениса Синора следует отвергнуть как недостаточно обоснованную, вместе с какими-либо сомнениями в достоверности записи Рикардуса. Возвращаясь к анализу его записи, здесь следует указать на интересные сведения брата Юлиана, полученные от некоего «посланца предводителя тартар» о существовании за «землей тартар крайне много-

стока. Таким образом, это утверждение опровергает предположения о том, что брат Юлиан никогда не достигал «Великой Венгрии»: Schiel J. Mongolensturm und Fall Konstantinopels. S. 73, nota 133; ср. с: Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol. P. 1161-1162; Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. Ch. VIII. P. 534. Ch. XI. P. 596, 598; Guéret-Laferté M. Sur les routes de l’Empire Mongol. P. 3738.

80

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

численного народа, выше и крупнее всех людей, с настолько большими головами, что они никак не соответствуют размеру их туловища»25. Таким образом, брат Юлиан был уведомлен, как о том, что монгольская империя не ограничивалась только «землей тартар», то есть улусом Джучи; так и о внешнем виде монголов, отчетливо отличавшемся, по словам посла (или более вероятной интерпретации Рикардуса), от знакомых мадьярам «тартаров». Кроме того, брату Юлиану стало известно, что монголы приняли решение «выйти из своей земли, чтобы сразиться со всеми, кто пожелает им сопротивляться, и чтобы опустошить все царства, которые они смогут подчинить». По всей видимости, данное сообщение отображало историческое решение о начале Западного похода монголов, принятое чингизидами на все-монгольском курилтае 1235 года и побудившее Юлиана спешно вернуться в Европу26. В свою очередь, указание Рикардуса на то, что Юлиан отправился в обратный путь 21 июня27 ; позволяет предположить, что курилтай 1235 года должен был быть проведен не позже его отбытия из «Великой Венгрии»28.

Помимо описания мордвинов, дальнейшее и чрезвычайно сбивчивое изложение обратного маршрута брата Юлиана представляет интерес констатацией того, что путь его возвращения пролегал через территории Руси; и сообщением Рикар-дуса о том, что это направление было указано Юлиану мадьярами29. Последнее уточнение предполагает наличие у заволжских мадьяров представления о расположении «западной» Венгрии, возможно сложившегося на основе информации

25 Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungam und Mongolen. S. 158– 159.

2٥ Ibid. S. 159–160.

27 Ibid. S. 162.

28 Джувейни косвенно указывает на то, что этот курилтай проводился в весенний период года: Juvaini, 'Ala-ad-Din 'Ata-Malik. Gengis Khan il conquistatore del mondo / Scarcia G.R. (tr.). Milano, 1991. Vol. I. P. 222–223; Juvaini, 'Ala-ad-Din 'Ata-Malik. The History of the World-Conqueror. 2 Vols. / Boyle J.A. (tr.). Cambridge, MA, 1958. P. 19٥–197.

29 Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 160–

161.

81

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

купцов Волжской Булгарии; которые, предположительно, посещали венгерское королевство, начиная с X столетия ٠

Согласно Рикардусу, брат Юлиан вернулся в Венгрию 27 декабря 1235 года31 и, по всей видимости, незамедлительно принялся за составление письменного отчета (возможно, при личном участии Рикардуса32), закончив его в начале 1236 года33. Дальнейшая деятельность брата Юлиана становится известной при ознакомлении с содержанием его письма, написанного в начале 1238 года34.

В своем послании брат Юлиан сообщает, что впоследствии он направился в Италию с очевидным намерением информировать Римскую курию о результатах своей восточной миссии. Путешествие Юлиана в Рим должно было произойти в течение 1236 года, параллельно с отправлением из Венгрии повторной доминиканской экспедиции к заволжским мадьярам35. Четыре участника этой доминиканской миссии достигли восточных пределов Владимиро-Суздальского княжества, где им повстречались «некие венгры-язычники», вынужденные покинуть «Великую Венгрию» в связи с полномасштабной монгольской инвазией. По словам брата Юлиана, эти беженцы искали убежища на западе и были готовы обратиться в католичество, «лишь бы добраться до христианской Венгрии»٠ Поэтому братья-проповедники отказались от первоначального

30 Spinei V. Moldávia in the 11th-14th centuries. Bucharest, 1986. P. 99; Makkai L. The Independent Hungárián Feudal Monarchy to the Battle of Mohács (1000-1526). P. 41.

31 Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 160,

162.

32 Schiel J. Mongolensturm und Fall Konstantinopels. S. 65-66, nota 109.

33 Klopprogge A. Ursprung und Ausprägung des abendländischen Mongolenbildes im 13. Jahrhundert. S. 194-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol. P. 1155; Richard J. La Papauté et les missions d’Orient au Moyen Age (XIIIe-XVe siècles). P. 27, nota 30, P. 29; Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. Ch. XI. P. 597.

35 Richard J. La Papauté et les missions d’Orient au Moyen Age (XIIle-XVe siècles). P. 28-29; Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 138-139.

82

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

намерения посетить «Великую Венгрию», и сконцентрировались на прозелитизме среди мадьярских беженцев. Но Юрий Всеволодович, Великий князь Владимирский, обеспокоенный перспективой распространения «римской религии» в своих владениях, изгнал доминиканцев из своего княжества36.

Однако доминиканцы не посчитали свою миссию исполненной и направились в Рязанское княжество с намерением попасть кружным путем в «Великую Венгрию» или (что было более вероятным) для того, чтобы развернуть прозелитиче-скую деятельность среди мордвинов или даже монголов. В конце июня или начале июля 1237 года37 двое из участников доминиканской миссии отправились в землю мордвинов, но пропали там без вести; поскольку, как поясняет брат Юлиан, «предводитель мордуканов» подчинился монголам к моменту визита доминиканских миссионеров38. Два других участника миссии тщетно пытались узнать о судьбе своих собратьев, но были вынуждены покинуть Рязань и вернуться в Венгрию в сентябре 1237 года39, удостоверившись в невозможности продолжения дальнейшей миссионерской деятельности.

В свою очередь, брат Юлиан отправился из Рима на восток, вероятно, в начале 1237 года40; получив от папы Григория IX предписание возобновить прозелитическую деятельность среди заволжских мадьяр вместе с возможным поруче-

36 Ibid. S. 180.

37 Gockenjan H., Sweeney J. R. Der Mongolensturm: Berichte von Augenzeugen und Zeitgenossen, 1235-1250. S. 123, nota 54; Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 180.

38 Ibid. S. 180.

39 Gockenjan H., Sweeney J. R. Der Mongolensturm: Berichte von Augenzeugen und Zeitgenossen, 1235-1250. S. 123, nota 55; Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 181.

40 Richard J. La Papaute et les missions d’Orient au Moyen Age (XHIe-XVe siecles). P. 27-29; Klopprogge A. Ursprung und Ausprägung des abendländischen Mongolenbildes im 13. Jahrhundert. S. 195; Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 138-139.

83

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

нием собрать сведения о военных действиях монголов41. По всей видимости, брат Юлиан был наделен полномочиями представителя Апостольского престола; поскольку он был принят Великим князем Владимирским и получил от Юрия Всеволодовича не только устное предостережение о намерении монголов напасть на венгерское королевство, но и перехваченный ультиматум Бату, адресованный венгерскому монарху Беле42. Разъяснение дальнейшей деятельности брата Юлиана затрудняется бессвязным характером сведений, содержащихся в его послании. По всей видимости, он достиг восточных границ Владимиро-Суздальского княжества и встретил там рутенских, булгарских и мадьярских беженцев, сообщивших ему о монгольском завоевании «Великой Венгрии» и соседствовавших с ней земель. Удостоверившись в невозможности посетить земли заволжских мадьяров, брат Юлиан, вероятно, направился в Рязань; хотя сведения, содержащиеся в его послании, не позволяют уточнить, отправился ли он туда в сопровождении упомянутых выше доминиканцев, или же он присоединился к этой миссии через некоторое время после прибытия братьев-проповедников в Рязанское княжество. В любом случае, брат Юлиан дает понять, что он отправился в обратный путь из Рязани и добрался до венгерско-

43

го королевства через половецкие степи .

Таким образом, брат Юлиан не смог развернуть предписанную ему прозелитическую деятельность в «Великой Венгрии». Однако он с успехом исполнил возложенное на него поручение по сбору сведений о монгольском наступлении; вероятно полученных Юлианом, как от беженцев с востока, так и от местных информантов Владимиро-Суздальского и Рязанского княжества. Письмо Юлиана изобилует информа-

41 Klopprogge A. Ursprung und Ausprägung des abendländischen Mongolenbildes im 13. Jahrhundert. S. 195; Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol. P. 1157.

42 Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 178– 179.

43 Ibid. S. 178, 181.

84

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

44״

циеи о монгольских тактических приемах ведения воины ; о предшествующих военных кампаниях Чингисхана и Джучи45 и о первых монгольских завоеваниях в начальной стадии Западного похода Бату46. Более того, Юлиан описал расположение монгольских войск в преддверии их нападения на Восточную Русь47; добавив к этим сведениям информацию о параллельной инвазии монголов в Закавказье48. Но наиболее важным известием, привезенным братом Юлианом в Венгрию, было устное сообщение Владимирского князя о монгольских

49

планах напасть на венгерское королевство , подтверждаемое содержанием ультиматума Бату50 и эсхатологическими интерпретациями грядущих событий51.

44 Ibid. S. 176-177.

45 Ibid. S. 169-172.

46 Ibid. S. 172-173.

47 Ibid. S. 173-174.

48 Ibid. S. 175.

49 Ibid. S. 177-179.

50 Ibid. S. 179.

51 Ibid. S. 181-182. В своем письме Юлиан передает русскую интерпретацию «Откровения» псевдо-Мефодия Патарского, отождествлявшую монголов с мадианитами или измаилитами и предвещавшую завоевание ими Рима в преддверии Конца Света: Полное собрание русских летописей. Т. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.;Л., 1950. С. 61; Jackson P. Medieval Christendom’s Encounter with the Alien // Travellers, Intellectuals, and the World beyond Medieval Europe. Farnham, UK; Burlington, VT, 2010. P. 41; Jackson P. The Mongols and the West, 1221-1410. Harlow, UK, 2005. P. 147; Юрченко А. Г., Аксенов С. В. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. М., 2002. С. 135-136; Jackson P. Christians, Barbarians and Monsters: The European Discovery of the World beyond Islam // The Medieval World. London, 2001. P. 94; Burnett Ch., Dalché P.G. Attitudes Towards the Mongols in Medieval Literature: The XXII Kings of Gog and Magog from the Court of Frederick II to Jean de Mandeville // Viator: Medieval and Renaissance Studies. Berkeley, CA, 1991. Vol. 22. P. 160; DeWeese D. The Influence of the Mongols on the Religious Consciousness of Thirteenth Century Europe // Mongolian Studies. Bloomington, IN, 1978-1979. Vol. 5. P. 52; Bigalli D. I tartan e l’Apocalisse. P. 16; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950. С. 64-65.

85

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

Очевидно, что содержание послания брата Юлиана стало в скором времени известно и в Западной Европе52. Так, Аль-берик де Труа-Фонтен упоминал в своей «Хронике» не удавшуюся доминиканскую миссию к заволжским мадьярам и связывал закавказскую кампанию Чормаган-нойона с завоеванием войсками Бату «Великой Венгрии»53. Также и монгольские правители не преминули известить западных правителей о своих агрессивных намерениях, судя по упоминанию тем же Альбериком де Труа-Фонтен ультиматума некоего «царя тартар», адресованного в 1238 году Фридриху II Гогенштауфену с требованием безоговорочного подчинения императора Священной Римской империи54. Идентификация упомянутого в этом фрагменте «царя тартар» затрудняется отсутствием дополнительных разъяснений; также, как и в случае определения авторства ультиматума, адресованного годом ранее венгерскому королю Беле IV55. Оба документа могли, в равной степени, быть составлены в канцеляриях джучидского хана Бату или Великого хана Угедея56.

52 Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. Ch. IX. P. 518.

53 Chronica Albrici monachi Trium Fontium, a monaco Novi Monasterii Hoiensis interpolata / Scheffer-Boichorst P. (ed.) // Monumenta Germaniae Historica, Scriptores. Vol. XXIII. Hannover, 1874. P. 942.

54 Ibid. P. 943.

55 Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 179.

5٥ Юрасов М. Восприятие венграми монголо-татар во время походов

орд Бату в Европу // Альманах по истории Средних веков и раннего Нового времени. Вып. 2. Нижний Новгород, 2011. С. 55; Почекаев Р. Ю. К вопросу о «переписке» Батыя и императора Фридриха II в период монгольского нашествия на Европу // Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций. XXV Международная конференция «Источниковедение и историография стран Азии и Африки». 22-24 апреля 2009. Тезисы докладов. СПб., 2009. С. 345-346.; Ostrowski D. City Names of the Western Steppe at the Time of the Mongol Invasion. P. 473-474; Gockenjan H., Sweeney J. R. Der Mongolensturm: Berichte von Augenzeugen und Zeitgenossen, 1235-1250. S. 117, nota 32; Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. Ch. XI. P. 594595; Skelton R.A., Marston T.E., Painter G.D. The Vinland Map and the Tartar Relation. New Haven, 19٥5. P. 104; Pelliot P. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or: suivies de quelques noms turcs d’hommes et de peuples finissant en «ar». Ouvres posthumes de Paul Pelliot publiées sous les auspices de l'Académie des

86

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

Однако здесь следует отметить интересную подробность, содержащуюся в записи Рикардуса; которая могла бы, в определенной степени, помочь идентифицировать автора обоих ультиматумов. В своей записи Рикардус сообщает, что заволжские мадьяры и присутствовавший на месте брат Юлиан были извещены о завершении всемонгольского курилтая 1235 года и соответствующем решении о начале Западного похода неким «посланцем предводителя тартар»57. Как указывалось выше, Рикардус, несомненно, имел в виду под «тарта-рами» кочевников улуса Джучи; что позволяет идентифицировать упомянутого здесь «предводителя тартар» с ханом Бату. В тоже время, следующие далее слова его посланника о том, что монголы решили «сразиться со всеми, кто пожелает им сопротивляться»; могут быть соотнесены с преамбулой письма, адресованного венгерскому королю Беле IV, где безымянный «Хан» утверждает, что ему была предоставлена власть возвеличивать всех «подчиняющихся и подавлять про-тивоборствующих»58. Это сопоставление позволяет одновременно предположить, что направленный к заволжским мадьярам посланец вез послание, схожее по форме своей преамбулы с тем ультиматумом, который был позже адресован венгерскому монарху; и что автором обоих ультиматумов (как и ультиматума, направленного императору Фридриху II) был, по всей видимости, хан Бату.

Другим интересным примером распространения в Западной Европе сведений о монголах, полученных непосредственно от участников Западного похода Бату, представляется отчет о допросе «тартарских лазутчиков», отосланный безымянным венгерским епископом парижскому прелату осенью

Inscriptions et Belles-Lettres et avec le concours du Centre National de la Recherche Scientifique. Paris, 1949. Vol. II. P. 19.

57 Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 158159.

58 Преамбула этого послания полностью соответствовала содержанию более поздних ультиматумов монгольских ханов с требованием безоговорочного подчинения европейских правителей: Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol. P. 1165-1166.

87

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

1239 года59. Послание венгерского епископа изобилует информацией о вооружении монголов и содержит интересное указание на то, что подчинившиеся Бату мордвины использовались в качестве ударной силы монгольской армии. В тоже время, письмо венгерского прелата содержит любопытную попытку откорректировать конкретные сведения, полученные при допросе, для придания им большей достоверности. В частности, автор послания считал уместным подчеркнуть, что вся обретенная им информация ясно указывала на тот факт, что монголы были потомками потерянных иудейских племен60. Тогда, как Матвей Парижский убедительно опровергал в другом фрагменте своей «Великой хроники»61 возможные возражения своих потенциальных читателей, которые могли бы поставить под сомнение утверждение британского хрониста о том, что завоевания монголов были предсказаны Петром Коместором в его «Учёной истории»62.

59 Annales monastici. Vol. II. Annales monasterii de Wintonia (A.D 5191277); Annales monasterii de Waverleia (A.D 1-1291) / Luard H.R. (ed.). London, 1865. P. 324-325; Matthaei Parisiensis, monachi Sancti Albani, Chronica majora. 7 Vols. / Luard H.R. (ed.). London, 1872-1883. Vol. VI. P. 75-76; см. о дате составления этого письма в: Jackson P. The Mongols and the West, 1221-1410. P. 145; Jackson P. Christians, Barbarians and Monsters: The European Discovery of the World beyond Islam. P. 100.

60 Jackson P. The Mongols and the West, 1221-1410. P. 143; Schmieder F. Tartarus valde sapiens et eruditus in philosophia. La langue des missionnaires en Asie II L’etranger au Moyen Age: XXXe Congres de la SHMES, (Gottingen, juin 1999). Paris, 2000. P. 281. Очевидно, что анонимный венгерский прелат был сторонником эсхатологических интерпретаций Петра Коместора, предрекавшего инвазию потерянных иудейские племен в преддверии Конца Света: Jackson P. The Mongols and the West, 1221-1410. P. 22; Jackson P. Christians, Barbarians and Monsters: The European Discovery of the World beyond Islam. P. 93-94; Ross D. J. A. Alexander Historiatus: A Guide to Medieval Illustrated Alexander Literature. London, 1963. P. 35; Cary G. The Medieval Alexander. Cambridge, 1956. P. 18, 72-73, 130-131; Anderson A. R. Alexander’s Gate, Gog, and Magog, and the Enclosed Nations. Cambridge, MA, 1932. P. 65-66, 70, 74, 78.

61 Matthaei Parisiensis, monachi Sancti Albani, Chronica majora. Vol. IV. P. 76-78.

62 Ibid. Vol. IV. P. 78, nota 2.

88

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

Но, несмотря на определенное искажение сведений с востока, латинский мир был, в первую очередь, информирован об агрессивных намерениях чингизидов. Опасения по поводу назревающего вторжения монголов вызвали подъем юдофобских настроений в Германии, которые основывались на традиционном предубеждении по отношению к иудеям, обвиняемым в потенциальной склонности к пособничеству врагам христианства63. Предчувствие будущих бедствий способствовало и появлению нового пророчества венгерского происхождения, имевшего широчайшее распространение в Западной Европе и пользовавшегося повышенной популярностью в те-

64״

чение последующих столетий .

٥3 Annales Marbacenses qui dicuntur Continuatione Neoburgensibus a. 1213-1238 / Bloch H. (ed.) // Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum ex Monumentis Germaniae historicis recusi. Hannoverae et Lipsiae, 1907. P Vol. IX. 89-90. Вероятно, автор «Нойбургского продолжения Марбахских анналов» приписывал иудеям радость по поводу завоеваний монголов в связи с сопоставлением «тартар» с потерянными иудейскими племенами, предвестниками Конца Света, согласно эсхатологическим интерпретациям Средневековья: Jackson P. The Mongols and the West, 1221-1410. P. 143. С другой стороны, поводом для подобных слухов могло послужить и определенное возбуждение, наблюдавшееся среди иудеев в Центральной Европе в связи с приближением пятитысячного года иудейской эры (который наступил в 1240 году) и связанное с ожиданиями пришествия Мессии и грядущего избавления иудеев от христианского «ига»: Menache S. Tartars, Jews, Saracens and the Jewish-Mongol Plot of 1241 // Travellers, Intellectuals, and the World beyond Medieval Europe. Farnham, UK; Burlington, VT, 2010. P. 25٥, 2٥2, 2٥5, 2٥8; Jackson P. 1) Medieval Christendom’s Encounter with the Alien. P. 38-39; 2) The Mongols and the West, 1221-1410. P. 143-144; DeWeese D. The Influence of the Mongols on the Religious Consciousness of Thirteenth Century Europe. P. 72, nota 14; Bezzola G.A. Die Mongolen in abendländischer Sicht (1220-1270): ein Beitrag zur Frage der Volkerbegegnungen. Bern, 1974. S. 23.

٥4 Chronica Albrici monachi Trium Fontium, a monaco Novi Monasterii Hoiensis interpolata. P. 949; Lerner R.E. The Powers of Prophecy. The Cedar of Lebanon Vision from the Mongol Onslaught to the Dawn of the Enlightenment. Berkeley; London, 1983. P. 200-202; Matthaei Parisiensis, monachi Sancti Albani, Chronica majora. Vol. III. P. 538; Annales monastici. Vol. III. Annales de Prioratus Dunstaplia (1-1297); Annales monasterii de Bermundseia (1042-1432) / Luard H.R. (ed.). London, 1866. P. 151. Согласно одной из копий пророчества (манускрипт 1241 года бенедиктинского аббатства Оттобойрена, хранящийся ныне в библиотеке университета Инсбрука, HS. 187, fol. 2r), его

89

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

В свою очередь, венгерский король Бела IV, несомненно, не оставался в бездействии в ожидании неминуемого монгольского вторжения и попытался организовать сопротивление. Так, Альберик де Труа-Фонтен упоминает в своей «Хронике» попытку венгерского монарха воспрепятствовать монгольскому завоеванию Крыма осенью 1239 года65. Матвей Парижский, со своей стороны, подтверждает эти сведения; несмотря на то, что его версия изложения событий страдает

66

определенной непоследовательностью ٠

Очевидно, что венгерская военная экспедиция в Приазовье стала возможной благодаря сближению Белы IV с половецким ханом Котяном в том же 1239 году. По словам магистра Рогерия, сближение Белы IV с половецким ханом было

текст появился в неком «Снусниакском» монастыре Цистерцианского ордена, не упоминаемом в других европейских источниках. Однако, по мнению Роберта Лернера, этот текст мог быть составлен только в Венгрии около 1239 или 1240 года и немедленно разослан во Францию, Германию, Италию и Британию: LernerR.E. The Powers of Prophecy. P. 12-15, 25-27, 29-33.

٥5 Chronica Albrici monachi Trium Fontium, a monaco Novi Monasterii Hoiensis interpolata. P. 94٥; Katona I. Historia Critica Regum Hungariae: Ex Fide Domesticorum et Exterorum Scriptorum Concinnata. Vol. V. Complectens Res Gestas Andreae II. et Belae IV. ad Cladem usque Tartaricam. Pestini: Weingand et Koepf, 1783. P. 8٥2; Richard J. La Papauté et les missions d’Orient au Moyen Age (XIIIe-XVe siècles). P. 23; Strakosch-Grassmann G. Der Einfall der Mongolen in Mitteleuropa in den Jahren 1241 und 1242: mit fünf Karten, einem Sachregister und Einem Quellenregister. Innsbruck: Wagner (libr.), 1893. S. 5-.٥

٥٥ Matthaei Parisiensis, monachi Sancti Albani, Chronica majora. Vol. III. P. 639. По всей видимости, Матвей Парижский объединил в этой записи сведения, полученные бенедиктинским автором из разных источников. Указание первой фразы на поражение монголов при попытке завоевания Великой Венгрии, вероятно, было заимствовано из записи Рикардуса: DOrrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen. S. 157-158, содержащей сведения о первых столкновениях джучидских войск с заволжскими мадьярами. В свою очередь, следующее после этого описание победы «пяти христианских и сарацинских царей» должно было быть почерпнуто из того же источника, на сведениях которого основывался Альберик де Труа-Фонтен, описывая в своей «Хронике» предполагаемое столкновение объединенных сил венгров и половцев с монголами, пытавшихся воспрепятствовать монгольскому завоеванию Крыма осенью 1239 года: Chronica Albrici monachi Trium Fontium, a monaco Novi Monasterii Hoiensis interpolata. p. 94٥.

90

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

следствием поражения Котяна, понесенного им в столкновении с монголами67. Вследствие того, что войска Бату «разрушили основную часть его земли»; хан Котян был вынужден искать убежища в Венгрии и обратился с просьбой к Беле IV позволить ему и его подчиненным переселится на территорию его королевства. Венгерский монарх, в свою очередь, принял эту просьбу «с весьма великой радостью» и торжественно встретил Котяна на трансильванской границе, лично приняв

68

участие в крещении половецкого хана .

Рогерий, стремившийся представить деятельность Белы IV в домонгольский период в самом выгодном свете69; подчеркивал важность крещения хана и обосновывал решение венгерского короля стремлением приобщить половцев к христианской вере. В тоже время, автор «Горестной песни» не скрывал, что король был рад значительному пополнению военных сил королевства; с которыми он мог, в случае начала войны, «вступить в бой более сильный и крепкий»70. Безусловно, военная поддержка половцев могла сыграть решающую роль в назревающем конфликте с монголами. Однако военный потенциал кочевников мог быть направлен и против внутренних противников венгерской короны; выражавших опасения, что Бела IV позволил переселиться половцам в Вен-

61 Anonymus and Master Roger. The Deeds of the Hungarians & Epistle to the Sorrowful Lament upon the Destruction of the Kingdom of Hungary by the Tatars. Ch. II. P. 136-138. Ан-Нувейри сообщает, что победе монголов способствовала вражда между половецкими племенами Дурут и Токсоба: Ти-зенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884. Том 1. Извлечения из сочинений арабских. С. 541; Магистр Рогерий. Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами / Досаев А. С. (пер.). СПб., 2012. С. 231; Пилипчук Я. В. Завоевание монголами восточноевропейских степей (1237-1242 гг.). С. 194. Однако датировка событий, описываемых мамлюкским автором, остается неясной; поскольку, согласно ан-Нувейри, монголами в этот период предводительствовал Джучи (ум. в 1227).

68 Anonymus and Master Roger. The Deeds of the Hungarians & Epistle to the Sorrowful Lament upon the Destruction of the Kingdom of Hungary by the Tatars.Ch. II. P. 138.

69 Ibid. P.XLI, XLIV-XLV.

10 Ibid. Ch. XII. P. 154.

91

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

грию для того, чтобы «подавить и привести в замешатель-

71 ٠٠ ٠ __ "__٠٠٠٠ 1 __

ство» своих политических оппонентов .

Рогерий свидетельствует серию локальных конфликтов с половцами уже в процессе их переселения в королевство Вен-грии72. Важнее, однако, что иммиграция Котяна в Венгрию совпала с усилением внутренней политической борьбы внутри королевства73. Амбициозная попытка короля централизовать монархическую власть, сопровождаемая конфискацией обширных владений бывших сторонников его отца, привела к формированию сплоченной группировки политических оппозиционеров Белы IV. Венгерские «бароны» отнеслись крайне неодобрительно к появлению в королевстве новых союзников короля, обладавших значительным военным потенциалом. Осуждение решения венгерского монарха имело следствием формирование противостояния между политическими оппозиционерами и новыми переселенцами; которое, в свою очередь, привело к открытому конфликту и изгнанию половцев из королевства в том момент, когда их военный потенциал мог оказаться чрезвычайно полезным для отражения натиска монголов.

71 Ibid. Ch. VI. P. 146.

72 Ibid. Ch. III. P. 140. См. также главу ѵш, где Рогерий ожсывает меры Белы IV по этому поводу: Ibid. P. 146148־.

73 В течеже 12351239־ годов Бела IV направил во все, без исключения, кожтаты Вен^га свож доверенжк кожссаров с цежю пересмотра всех королевскж дарений, сделали с начала XIII века: Kontier L. A History of Hungary. P. 77; Engel P. The Realm of St. Stephen: A Histoty of Medieval Hungaty, 895-1526. Pálosfalvi T., Ayton A. (eds.). London, New York, 2001. P. 98; Ftigedi^ E. Castle and Society in Medieval Hungaiy (1000-1437). Budapest, 1986. P. 44; Makkai L. The Independent Hungarian Feudal Monarchy to the Battle of Mohács (1000-1526). P. 58; Makkai L. Transformation into a Western-Type State, 1191301ة. A Histoty of Hungaty. Sugar P.F., Hanák p., Frank T. (eds.). London, 1990. P. 25.

92

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

Автор: Хаутала Роман - исследователь на историческом отделении гуманитарного факультета Университета Оулу, PhD (История) (Пентти Кай-теран кату 1, 90014 Оулу, Финляндия). virisequisque@hotmail.com

Литература и источники, использованные в статье

Антонов И. В. Башкиры в эпоху средневековья. Очерки этнической и политической истории. Уфа, 2012. 308 с.

Зимони И. Венгры в Волжско-Камском бассейне? // Finno-Ugrica. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2000. Вып. 1. С. 5-41.

Измайлов И. Волжская Булгария накануне походов хана Бату // История Татар с древнейших времен в семи томах. Том Ш. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XV в. Казань, 2009. С. 81-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Измайлов И. Походы в Восточную Европу 1223-1240 гг. // История Татар с древнейших времен в семи томах. Том Ш. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XV в. Казань, 2009. С. 133-160.

Казаков Е. П. Волжская Булгария и финно-угорский мир // Finno-Ugrica. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 1997. Вып. 1. С. 34-46.

Магистр Рогерий. Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами / Досаев А.С. (пер.). СПб., 2012. 304 с.

Напольских В., Чураков В. Финно-угорские народы Среднего Поволжья и Предуралья к началу XIII в. // История Татар с древнейших времен в семи томах. Том Ш. Улус Джучи (Золотая Орда). ХШ - середина XV в. Казань, 2009. С. 470-477.

Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950. 331 с.

Пашуто В. Т. Половецкое епископство // Русь. Прибалтика. Папство. Избранные статьи. М., 2011. С. 573-581.

Пилипчук Я. В. Завоевание монголами восточноевропейских степей (1237-1242 гг.) // Золотоордынская цивилизация. Казань, 2011. Вып. 4. С. 187-206.

Полное собрание русских летописей. Т. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.;Л, 1950. 659 с.

Почекаев Р. Ю. К вопросу о «переписке» Батыя и императора Фридриха II в период монгольского нашествия на Европу // Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций. XXV Международная конференция “Источниковедение и историография стран Азии и Африки”. 22-24 апреля 2009. Тезисы докладов. СПб., 2009. С. 345-346.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884. Том 1. Извлечения из сочинений арабских. 579 с.

Юрасов М. Восприятие венграми монголо-татар во время походов орд Бату в Европу // Альманах по истории Средних веков и раннего Нового времени. Вып. 2 Нижний Новгород, 2011. С. 51-69.

93

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

Юрченко А. Г., Аксенов С. В. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. М., 2002. 484 с.

Altaner B. Die Dominikanermissionen des 13. Jahrhunderts. Forschungen zur Geschichte der kirchlichen Unionen und der Mohammedaner- und Heidenmission des Mittelalters. Habelschwerdt (Schles.),1924. 248 s.

Anderson A.R. Alexander’s Gate, Gog, and Magog, and the Enclosed Nations. Cambridge, MA, 1932. 128 p.

Annales Marbacenses qui dicuntur Continuatione Neoburgensibus a. 12131238 / Bloch H. (ed.) // Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum ex Monumentis Germaniae historicis recusi. Vol. IX. Hannoverae et Lipsiae, 1907. P. 84-100.

Annales monastici. Vol. II. Annales monasterii de Wintonia (A.D 5191277); Annales monasterii de Waverleia (A.D 1-1291) / Luard H.R. (ed.). London, 1865. 414 p.

Annales monastici. Vol. III. Annales de Prioratus Dunstaplia (1 -1297); Annales monasterii de Bermundseia (1042-1432) / Luard H.R. (ed.). London, 1866. 492 p.

Anonymus and Master Roger. The Deeds of the Hungarians & Epistle to the Sorrowful Lament upon the Destruction of the Kingdom of Hungary by the Tatars / Bak Já.M.։ Rady M.C., Veszprémy L. (eds.). Budapest; New York, 2010. 322 p.

Bendefy 1937: Bendefy L Fr. Julianus utazásának kéziratos kútfoi = Fontes authentici itinera Fr. Iuliani illustrantes // Archivum Europae centro-orientalis. Budapest, 1937. Évf. 3. О. 1-52.

Bezzola G.A. Die Mongolen in abendländischer Sicht (1220-1270): ein Beitrag zur Frage der Volkerbegegnungen. Bern, 1974. 251 s.

Bigalli D. I tartari e l’Apocalisse. Ricerche sull’escatologia in Adamo Marsh e Ruggero Bacone. Firenze, 1971. 219 p.

Bóna I. The Hungarian-Slav Period (895-1172) // History of Transylvania / Barta G., Kopeczi B. et al. (eds.). Budapest, 1994. P. 107-177.

Burnett Ch., Dalché P.G. Attitudes Towards the Mongols in Medieval Literature: The XXII Kings of Gog and Magog from the Court of Frederick II to Jean de Mandeville // Viator: Medieval and Renaissance Studies. Berkeley, CA, 1991. Vol. 22. P. 153-167.

Cary G. The Medieval Alexander. Cambridge, 1956. 448 p.

Chronica Albrici monachi Trium Fontium, a monaco Novi Monasterii Hoiensis interpolata / Scheffer-Boichorst P. (ed.) // Monumenta Germaniae Historica, Scriptores. Vol. XXIII. Hannover, 1874. P. 631-950.

DeWeese D. The Influence of the Mongols on the Religious Consciousness of Thirteenth Century Europe // Mongolian Studies. Bloomington, IN: Indiana University; Research Center for Language and Semiotic Studies, 1978-1979. Vol. 5. P. 41-78.

Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen: Die Missionsreisen des fr. Julianus O.P. ins Uralgebiet (1234/5) und nach Russland

94

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

(1237): und der Bericht des Erzbischofs Peter uber die Tartaren. Gottingen, 1956. 202 s.

Engel P. The Realm rf St. Stephen: A History of Medieval Hungary, 8951526 / Pálosfalvi T., Ayton A. (eds.). London, New York, 2001. 452 p.

Fugedi E. Castle and Society in Medieval Hungary (1000-1437). Budapest, 1986. 162 p.

Gockenjan H., Sweeney J.R. Der Mongolensturm: Berichte von Augenzeugen und Zeitgenossen, 1235-1250. Graz, 1985. 335 s.

Golden P.B. The Peoples of the Russian Forest Belt // The Cambridge History of Early Inner Asia / Sinor D. (ed.). Cambridge, New York, 1990. P. 229255.

Guéret-Laferté M. Sur les routes de l’Empire Mongol: ordre et rhétorique

des relations de voyage aux XIIIe et XIVe siècles. Paris, 1994. 435 p.

Iorga N. Histoire des Roumains et de la Romanité orientale. Vol. III. Les fondateurs d’Etat. Bucarest, 1937. 424 p.

Jackson P. Christians, Barbarians and Monsters: The European Discovery of the World beyond Islam // The Medieval World / Linehan P., Nelson J.L. (eds.). London, 2001. P. 93-110.

Jackson P. The Mongols and the West, 1221-1410. Harlow, UK, 2005. 414 p.

Jackson P. Medieval Christendom’s Encounter with the Alien // Travellers, Intellectuals, and the World beyond Medieval Europe. Burlington, VT, 2010. P. 31-54.

Juvaini, 'Ala-ad-Din 'Ata-Malik. The History of the World-Conqueror. 2 Vols. / Boyle J.A. (tr.). Cambridge, MA, 1958.

Juvaini, 'Ala-ad-Din 'Ata-Malik. Gengis Khan il conquistatore del mondo / Scarcia G.R. (tr.). Milano, 1991. 725 p.

Katona I. Historia Critica Regum Hungariae: Ex Fide Domesticorum et Exterorum Scriptorum Concinnata. Vol. V. Complectens Res Gestas Andreae II. et Belae IV. ad Cladem usque Tartaricam. Pestini, 1783. 1079 p.

Klopprogge A. Ursprung und Auspragung des abendländischen Mongolenbildes im 13. Jahrhundert: ein Versuch zur Ideengeschichte des Mittelalters. Wiesbaden, 1993. 277 s.

Kontler L. A History of Hungary: Millennium in Central Europe. Hampshire, 2002. 527 p.

Lerner R.E. The Powers of Prophecy. The Cedar of Lebanon Vision from the Mongol Onslaught to the Dawn of the Enlightenment. Berkeley; London, 1983. 249 p.

Macartney C.A. The Medieval Hungarian Historians: A Critical and Analytical Guide. Cambridge, England, 1953. 190 p.

Makkai L. The Origins of the Hungarian People and State // A History of Hungary / Barta I., Berend I.T., Hanák P., Lackó M., Makkai L., Nagy Zs.L., Ránki G. (eds.). Budapest, 1973. P. 13-28.

95

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

Makkai L. The Independent Hungarian Feudal Monarchy to the Battle of Mohács (1000-1526) // A History of Hungary / Barta I., Berend I.T., Hanák P., Lackó M., Makkai L., Nagy Zs.L., Ránki G. (eds.). Budapest, 1973. P. 29-118.

Makkai L. Transformation into a Western-Type State, 1196-1301 // A His-toiy of Hungary / Sugar P.F., Hanák P.١ Frank T. (eds.). London, 1990. P. 23-33.

Matthaei Parisiensis, monachi Sancti Albani, Chronica majora. 7 Vols. / Luard H.R. (ed.). London, 1872-1883.

Menache S. Tartars, Jews, Saracens and the Jewish-Mongol Plot of 1241 // Travellers, Intellectuals, and the World beyond Medieval Europe / Muldoon J. (ed.). Farnham, UK; Burlington, VT, 2010. P. 247-269.

Monumenta ordinis fratrum praedicatorum historica. Vol. I. Fratris Gerardi de Fracheto O.P. Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum: necnon Cronica Ordinis ab anno MCCIII usque ad MCCLIV / Reichert B.M. (ed.). Lovanii, 1896. 325 p.

Ostrowski D. City Names of the Western Steppe at the Time of the Mongol Invasion // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. London, 1998. Vol. 61/3. P. 465-475.

Pelliot P. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or: suivies de quelques noms turcs d’hommes et de peuples finissant en «ar». Ouvres posthumes de Paul Pelliot publiées sous les auspices de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres et avec le concours du Centre National de la Recherche Scientifique. Vol. II. Paris, 1949. 292 p.

Rady M. The Gesta Hungarorum of Anonymus, the Anonymous Notary of King Bela: A Translation. 2009. P. 1-71. Режим доступа:

http://discovery.ucl.ac.uk/18975/1/18975.pdf (проверено 16.04.2015).

Richard J. La Papauté et les missions d’Orient au Moyen Age (XIIle-XVe siècles). Rome, 1998. 331 p.

Ross D.J.A. Alexander Historiatus: A Guide to Medieval Illustrated Alexander Literature. London, 1963. 128 p.

Ryccardi de Sancto Germano notarii Chronica / Garufi C.A. (ed.) // Rerum Italicarum Scriptores. Vol. VII/2. Bologna, 1938. 312 p.

Schiel J. Mongolensturm und Fall Konstantinopels: Dominikanische Er-zahlungen im diachronen Vergleich. Berlin, 2011. 428 s.

Schmieder F. Tartarus valde sapiens et eruditus in philosophia. La langue des missionnaires en Asie II L’étranger au Moyen Age: XXXe Congrès de la SHMES, (Gottingen, juin 1999). Paris, 2000. P. 271-281.

Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. London, 1977. 392 p.

Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol // Comptes-rendus des séances de l’Académie des inscriptions et belles-lettres. Paris, 2002. Vol. 146/4. P. 1153-1168.

Skelton R.A., Marston T.E., Painter G.D. The Vinland Map and the Tartar Relation. New Haven, 1965. 291 p.

Spinei V. Moldavia in the 11th-14th centuries. Bucharest, 1986. 276 p.

96

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

Strakosch-Grassmann G. Der Einfall der Mongolen in Mitteleuropa in den Jahren 1241 und 1242: mit fünf Karten, einem Sachregister und Einem Quellenregister. Innsbruck, 1893. 277 s.

Tatár M.M. The Iranian Name of the Burtas People in the Hungarian Sources and Their Finno-Ugric Connections // Congressus Octavus Internationalis Fenno-Ugristaram. Jyväskylä 10.-15.8.1995. Pars V. Sessiones sectionum Lexio-logia & Onomastica / Leskinen H., Maticsák S., Seilenthal T. (eds.). Jyväskylä, 1996. P. 282-288.

Van Cleve T.C. The Emperor Frederick II of Hohenstaufen: immutator mundi. Oxford, 1972. 607 p.

Information about the article

Author: Hautala Roman - researcher, Historical branch at the Faculty of Humanities, University of Oulu, PhD (History) (Pentti Kaiteran katu 1, 90014 Oulu, Finland). virisequisque@hotmail.com

Title: Early Hungarian Information about the Mongol Western Campaign (1235-1242).

Summary: The author of this article examines the gradual accumulation of information in the Hungarian kingdom about the Mongol Western campaign and the corresponding propagation of this information in Western Europe.

The primary information about the beginning of the Mongol Western Campaign was brought to Europe by the Dominican friar Julian after his return from his travel to the Trans-Volga Magyars at the end of 1235. In particular, the report on the first Julian’s journey to the east contains interesting information about the appearance in the land of Magyars of representative of the Mongol power who informed the Magyars on the conclusion of general kuriltai of 1235, which made the decision to launch the Mongol campaign in the West.

In turn, the letter of friar Julian written at the beginning of 1238 is replete with information about the Mongol tactical warfare, previous military campaigns of Genghis Khan and Jochi, and the first Mongol conquest in the early stages of the Western campaign of Batu. But the most important news brought by friar Julian in Hungary was an oral report of the Prince of Vladimir on the Mongol plans to attack the Hungarian kingdom confirming both by the contents of the Batu’s ultimatum and eschatological interpretations of future events.

Obviously, the content of the Julian’s letter was soon known in Western Europe. Also the Mongol rulers were quick to to inform Western rulers about their aggressive intentions. Concerns about the imminent invasion of the Mongols were reflected in the reports of several Western European chroniclers who, at the same time, clearly indicated that the Hungarian king Bela IV did not remain idle while waiting for an imminent Mongol invasion and attempted to organize resistance.

Keywords: history of the Mongol Empire, Mongol Western Campaign, Hungarian medieval sources, early Dominican mission to the east, ultimatums of the Mongol khans, eschatological perceptions of the Mongol invasions.

97

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

References (transliteration)

Antonov I. V. Bashkiry v epokhu srednevekov'ya. Ocherki etnicheskoy i politicheskoy istorii [The Bashkirs in the Middle Ages. Essays on Ethnic and Political History]. Ufa, 2012. 308 p. (In Russian).

Zimoni I. Vengry v Volzhsko-Kamskom basseyne? [The Hungarians in the Volga-Kama Basin?]. Finno-Ugrica. 2000, issue 1, pp. 5–41. (In Russian).

Izmaylov I. Volzhskaya Bulgariya nakanune pokhodov khana Batu [The Volga Bulgaria on the Eve of Batu Khan’s Campaigns], in Istoriya Tatar s drevneyshikh vremen v semi tomakh. Tom III. Ulus Dzhuchi (Zolotaya Orda). XIII - seredina XV v. [History of the Tatars from the Most Ancient Times in Seven Volumes. Vol. III. The Ulus of Jochi (Golden Horde). The 13th - middle of the 15th centuries]. Kazan', 2009, pp. 81-82. (In Russian).

Izmaylov I. Pokhody v Vostochnuyu Evropu 1223-1240 gg. [The Campaigns in Eastern Europe of 1223-1240], in Istoriya Tatar s drevneyshikh vremen v semi tomakh. Tom III. Ulus Dzhuchi (Zolotaya Orda). XIII - seredina XV v. [History of the Tatars from the Most Ancient Times in Seven Volumes. Vol. III. The Ulus of Jochi (Golden Horde). The 13th - middle of the 15th centuries]. Kazan', 2009, pp. 133-160. (In Russian).

Kazakov E.P. Volzhskaya Bulgariya i finno-ugorskiy mir [The Volga Bulgaria and Finno-Ugric World]. Finno-Ugrica. 1997, issue 1, pp. 34-46. (In Russian).

Master Roger. Gorestnaya pesn' o razorenii Vengerskogo korolevstva tatarami [The Sorrowful Lament upon the Destruction of the Kingdom of Hungary by the Tatars]. St.Petersburg, 2012. 304 p. (In Russian).

Napol'skikh V., Churakov V. Finno-ugorskie narody Srednego Povolzh'ya i Predural'ya k nachalu XIII v. [Finno-Ugric Peoples of the Middle Volga Region and Urals at the beginning of the 13th century], in Istoriya Tatar s drevneyshikh vremen v semi tomakh. Tom III. Ulus Dzhuchi (Zolotaya Orda). XIII - seredina XV v. [History of the Tatars from the Most Ancient Times in Seven Volumes. Vol. III. The Ulus of Jochi (Golden Horde). The 13th - middle of the 15th centuries]. Kazan':, 2009, pp. 470-477. (In Russian).

Pashuto V. T. Ocherki po istorii Galitsko-Volynskoy Rusi [Essays on the History of Galicia-Volyn Rus]. Moscow, 1950. 331 p. (In Russian).

Pashuto V. T. Polovetskoe episkopstvo [The Cuman Bishopric], in Rus'. Pribaltika. Papstvo. Izbrannye stat'i [Rus. The Baltic States. The Papacy. Selected Articles]. Moscow,2011, pp. 573-581. (In Russian).

Pilipchuk Ya. V. Zavoevanie mongolami vostochnoevropeyskikh stepey (1237-1242 gg.) [The Mongol Conquest of the Eastern European Steppes (12371242)], in Zolotoordynskaya tsivilizatsiya [Golden Horde Civilization]. Kazan', 2011. Issue 4, pp. 187-206. (In Russian).

Pochekaev R.Yu. K voprosu o “perepiske” Batyya i imperatora Fridrikha II v period mongol'skogo nashestviya na Evropu [On the “Correspondence” of Batu with Emperor Frederick II during the Mongol Invasion of Europe]. Vos-

98

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

tokovedenie i afrikanistika v dialoge tsivilizatsiy. XXVMezhdunarodnaya konfer-entsiya "Istochnikovedenie i istoriografiya stran Azii i Afriki". 22֊24 aprelya 2009. Tezisy dokladov [Oriental and African Studies in the Dialogue of Civilizations. XXI International Conference: “Historiography of Asian and African Countries”. April 22-24, 2009. Theses of reports]. St.Petersburg, 2009, pp. 345-346. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yurasov M. Vospriyatie vengrami mongolo-tatar vo vremya pokhodov ord Batu v Evropu [Hungarian Perception of the Tatars during the Campaigns of Ba-tu’s Hordes in Europe]. Al'manakh po istorii Srednikh vekov i rannego Novogo vremeni [Almanac on the History of the Middle Ages and Early Modern Period]. 2011, vol. pp. 51-69. (In Russian).

Yurchenko A.G., Aksenov S.V. Khristianskiy mir i "Velikaya Mongol'skaya imperiya". Materialy frantsiskanskoy missii 1245 goda [The Christian World and “Great Mongol Empire” Materials of the Franciscan Mission in 1245]. Moscow, 2002. 484 p. (In Russian).

Altaner B. Die Dominikanermissionen des 13. Jahrhunderts. Forschungen zur Geschichte der kirchlichen Unionen und der Mohammedaner- und Heidenmission desMittelalters. Habelschwerdt (Schles.), 1924. 248 p.

Anderson A.R. Alexander’s Gate, Gog, and Magog, and the Enclosed Nations. Cambridge, MA, 1932. 128 p.

Bezzola G.A. Die Mongolen in abendlandischer Sicht (1220-1270): ein Beitrag zur Frage der Volkerbegegnungen. Bern, 1974. 251 p. (In German).

Bigalli D. I tartari e l’Apocalisse. Ricerche sull’escatologia in Adamo Marsh e Ruggero Bacone. Firenze, 1971. 219 p. (In Italian).

B6na I. The Hungarian-Slav Period (895-1172), in History of Transylvania. Budapest, 1994, pp. 107-177.

Burnett Ch., Dalche P.G. Attitudes Towards the Mongols in Medieval Literature: The XXII Kings of Gog and Magog from the Court of Frederick II to Jean de Mandeville. Viator: Medieval and Renaissance Studies. 1991, vol. 22, pp. 153-167.

Cary G. The Medieval Alexander. Cambridge, 1956. 448 p.

DeWeese D. The Influence of the Mongols on the Religious Consciousness of Thirteenth Century Europe, in Mongolian Studies. Bloomington, IN, 19781979. Vol. 5, pp. 41-78.

Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen: Die Missionsreisen des fr. Julianus O.P. ins Uralgebiet (1234/5) und nach Russland (1237): und der Bericht des Erzbischofs Peter uber die Tartaren. Gottingen, 1956. 202 p. (In German).

Engel P. The Realm of St. Stephen: A History of Medieval Hungary, 8951526. London, New York: I.B. Tauris; New York, 2001. 452 p.

Fugedi E. Castle and Society in Medieval Hungary (1000-1437). Budapest, 1986. 162 p.

Gockenjan H., Sweeney J.R. Der Mongolensturm: Berichte von Augenzeugen undZeitgenossen, 1235-1250. Graz, 1985. 335 p. (In German).

99

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

Golden P.B. The Peoples of the Russian Forest Belt, in The Cambridge History of Early Inner Asia. Sinor D. (ed.). Cambridge, New York, 1990, pp. 229255.

Guéret-Laferté M. Sur les routes de I’Empire Mongol: ordre et rhétorique

des relations de voyage auxXIIIе etXIVе siècles. Paris, 1994. 435 p. (In French).

Iorga N. Histoire des Roumains et de la Romanité orientale. Bucarest, 1937. Vol 3. 424 p. (In French).

Jackson P. Christians, Barbarians and Monsters: The European Discovery of the World beyond Islam, in The Medieval World. Linehan P., Nelson J.L. (eds.). London, 2001, pp. 93–110.

Jackson P. The Mongols and the West, 1221-1410. Harlow, UK, 2005. 414 p.

Jackson P. Medieval Christendom’s Encounter with the Alien, in Travellers, Intellectuals, and the World beyond Medieval Europe. Muldoon J. (ed.). Farnham, UK; Burlington, VT, 2010, pp. 31-54.

Klopprogge A. Ursprung und Auspragung des abendlandischen Mongolenbildes im 13. Jahrhundert: ein Versuch zur Ideengeschichte des Mittelalters. Wiesbaden, 1993. 277 p. (In French).

Kontler L. A History of Hungary: Millennium in Central Europe. Hampshire, 2002. 527 p.

Lerner R. E. The Powers of Prophecy. The Cedar of Lebanon Vision from the Mongol Onslaught to the Dawn of the Enlightenment. Berkeley; London, 1983. 249 p.

Macartney C.A. The Medieval Hungarian Historians: A Critical and Analytical Guide. Cambridge, England, 1953. 190 p.

Makkai L. The Origins of the Hungarian People and State. A History of Hungary. Barta I., Berend I.T., Hanák P., Lackó M., Makkai L., Nagy Zs.L., Ránki G. (eds.). Budapest, 1973, pp. 13-28.

Makkai L. The Independent Hungarian Feudal Monarchy to the Battle of Mohács (1000-1526). A History of Hungary. Barta I., Berend I.T., Hanák P., Lackó M., Makkai L., Nagy Zs.L., Ránki G. (eds.). Budapest, 1973, pp. 29-118.

Makkai L. Transformation into a Western-Type State, 1196-1301. A History ofHungary. Sugar P.F., Han^P., Frank К (eds.). London, 1990, pp. 23-33.

Menache S. Tartars, Jews, Saracens and the Jewish-Mongol Plot of 1241, in Travellers, Intellectuals, and the World beyond Medieval Europe. Muldoon J. (ed.). Farnham, UK; Burlington, VT, 2010, pp. 247-269.

Ostrowski D. City Names of the Western Steppe at the Time of the Mongol Invasion. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. 1998, vol. 61/3, pp. 465-475.

Pelliot P. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or: suivies de quelques noms turcs d’hommes et de peuples finissant en "ar". Ouvres posthumes de Paul Pelliot publiées sous les auspices de lAcadémie des Inscriptions et Belles-Lettres et avec le concours du Centre National de la Recherche Scientifique. Vol. II. Paris, 1949. 292 p. (In French).

100

ROSSICA ANTIQUA. 2014 (2)

Rady M. The Gesta Hungarorum of Anonymus, the Anonymous Notary of King Bela: A Translation. 200, pp. 1–71. Available at:

http://discovery.ucl.ac.Uk/18975/1/18975.pdf (checked 16.04.2015).

Richard J. La Papauté et les missions d’Orient au Moyen Age (XIIF-XV siècles). Rome, 1998. 331 p. (In French).

Ross D. J. A. Alexander Historiatus: A Guide to Medieval Illustrated Alexander Literature. London, 1963. 128 p.

Schiel J. Mongolensturm und Fall Konstantinopels: Dominikanische Er-zahlungen im diachronen Vergleich. Berlin, 2011. 428 p. (In German).

Schmieder F. Tartarus valde sapiens et eruditus in philosophia. La langue des missionnaires en Asie, in L’étranger au Moyen Age: XXXe Congrès de la SHMES, (Gottingen, juin 1999). Paris, 2000, pp. 271–281. (In French).

Sinor D. Inner Asia and Its Contacts with Medieval Europe. London, 1977.

392 p.

Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol. Comptes-rendus des séances de l’Académie des inscriptions et belles-lettres. 2002, vol. 146/4, pp. 1153–1168. (In French).

Skelton R.A., Marston T.E., Painter G.D. The Vinland Map and the Tartar Relation. New Haven, 1965. 291 p.

Spinei V. Moldavia in the iith-i4th centuries. Bucharest, 1986. 276 p.

Strakosch-Grassmann G. Der Einfall der Mongolen in Mitteleuropa in den Jahren 1241 und 1242: mit fünf Karten, einem Sachregister und Einem Quellenregister. Innsbruck, 1893. 277 p. (In German).

Tatár M. M. The Iranian Name of the Burtas People in the Hungarian Sources and Their Finno-Ugric Connections, in Congressus Octavus Internationalis Fenno-Ugristarum. Jyväskylä 10.-15.8.1995. Pars V. Sessiones sectionum Lexiologia & Onomastica. Leskinen H., Maticsák S., Seilenthal T. (eds.). Jyväskylä, 1996, pp. 282–288.

Van Cleve T.C. The Emperor Frederick II of Hohenstaufen: immutator mundi. Oxford, 1972. 607 p.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.