Научная статья на тему 'РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ПАМЯТНИКИ ДЕРБЕНТА'

РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ПАМЯТНИКИ ДЕРБЕНТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРБЕНТ / ХРИСТИАНСТВО / РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ПАМЯТНИКИ / ДЖУМА-МЕЧЕТЬ / ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ямпольская Д.Ю., Клименко Е.А.

Целью данной статьи является попытка показать связь Дербента и Дагестана не только с религией ислама, но и с христианством, рассмотрев раннехристианские памятники, расположенные на данной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY CHRISTIAN MONUMENTS OF DERBENT

The purpose of this article is an attempt to show the relationship of Derbent and Dagestan is not only the religion of Islam, but also Christianity, considered the early Christian monuments located in the territory.

Текст научной работы на тему «РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ПАМЯТНИКИ ДЕРБЕНТА»

3. Легкий С.А. Основы определения цены услуги пассажирского транспорта с учетом ее ценности//Экономика транспортного комплекса. 2010. № 16. 2. Ларин О.Н., Смолин В.Н. Совершенствование принципов формирования тарифов на муниципальные пассажирские перевозки общественным транспортом//Транспорт Урала. 2010. № 2.

УДК 904

Ямпольская Д.Ю., к.ф.н. старший преподаватель Клименко Е.А. студент 2-го курса гр. П-ЭКМ-б-о-151 Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ

Россия, г. Пятигорск Yampol'skaya DY PhD cand. Philosophy. sciences Senior Lecturer Service Institute, tourism and design

(Branch) SKFU Russia, Pyatigorsk Klimenko EA

Student 2-year student gr. P-CME-b-of-151 Service Institute, tourism and design

(Branch) SKFU Russia, Pyatigorsk РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ПАМЯТНИКИ ДЕРБЕНТА

Аннотация. Целью данной статьи является попытка показать связь Дербента и Дагестана не только с религией ислама, но и с христианством, рассмотрев раннехристианские памятники, расположенные на данной территории.

Ключевые слова: Дербент, христианство, раннехристианские памятники, Джума-мечеть, водохранилище.

EARLY CHRISTIAN MONUMENTS OF DERBENT

Annotation. The purpose of this article is an attempt to show the relationship of Derbent and Dagestan is not only the religion of Islam, but also Christianity, considered the early Christian monuments located in the territory.

Keywords: Derbent, Christianity, early Christian monuments, Juma mosque, water reservoir.

В переводе с персидского «Дарбанд», то есть Дербент, означает «Связанные врата», а с азербайджанского - «Железные врата». И действительно, этот город, именовавшийся ранее Каспийскими воротами, знаменит своими «железными» крепостями с начала своего существования.

Дербент - это древнейший город на юге России в республике Дагестан, находящийся на узком проходе между Каспийским морем и предгорьем Кавказа200.

На территории Дербента проводилось множество археологических раскопок и исследований, в результате которых были найдены артефакты, доказывающие, что городу уже более пяти тысяч лет. Учеными предполагается, что Дербент был основан, в связи с захватническими набегами алан со стороны севера. Изначально город был заложен на горе Жалга, в результате возведения крепости Нерен. В дальнейшем, маленькая крепость выросла в могучий и сильный город - один из самых крупных на античном Востоке.

Тот факт, что Дербент обладает насыщенной историей длиною в тысячи лет, является достоянием общественности. Современным археологам удалось обнаружить при раскопках эпохально различные останки человеческой деятельности. Было обнаружено, что самые ранние жители города проживали на его территории еще в начале бронзового века (в конце IV - начале III тыс. до н.э.) - 5 000 лет назад. Несмотря на низкий культурный уровень той эпохи, люди уже умели пользоваться природными преимуществами территории во благо города - жители возводили военные укрепления и крепости. Такой крепостью стала крепость «Джалган», названная так в честь горы Жалга (зам'ок, шарнир), на которой была построена. В связи с переименованием крепости в крепость «Джелда» в греко-римских источниках, город внутри этой крепости стал называться Гелдой или «Солнечным городом»201.

Дербент, как колыбель цивилизации, считается еще и колыбелью религиозной. Ошибочно ассоциировать Восточный Кавказ исключительно с исламом, подтверждением чему и является Дербент: на его территории возникли и уживались 3 разные религии: зараостризм, ислам и христианство202.

Как известно из истории, христианство сделало огромный вклад в культурно-религиозное развитие Дербента. Найденное сообщение древнего албанского ученого-историка VII в. Моисея Каганкатвадзе повествовало о распространении христианства на территории Албании еще в апостольские времена (I в.). Церковь кавказской Албании была основана последователями Иисуса Христа, т.е. церковь являлась апостольской. Например на Востоке Кавказа (Азербайджан) выполнял христианскую миссионерскую деятельность пятый апостол Нафанаил (Варфоломей).

После тяжелой смерти Варфоломея его преемник Елисей, с согласия Якова, брата Иисуса, стал епископом на Восточном Кавказе. Во время его следования из Иерусалима, епископ обошел по определенным причинам все

200 http://kavpolit.com/articles/arheolog_hristianstvo_v_derbente_pojavilos_esche_v-19231/

201 http://lezgi-yar.ru/news/derbent_kolybel_trekh_religij_na_kavkaze_ehkskljuziv/2014-11-25-2941

202 http://flnka.ru/digest-analytics/6789-samyy-drevniy-hristianskiy-hram-rossii-v-derbente-utverzhdaet-professor-akudryavcev. html

религиозные центра Азербайджана и устремился прямо на Юг Дагестана в сам Дербент, который именовался тогда Чогой или Чором (Чолом).

На сегодняшний день существуют данные письменных источников, подтверждающих, что Дербент был одним из крупнейших христианских центров. Более того, можно сказать, что в V — первой половине VI века на его территории находилась резиденция главы всей Албанской церкви — католикоса, аналогично современному патриарху.

Несмотря на то, что в 551 г. точка правления католикосов была перенесена в административный центр Кавказской Албании Портав, Дербент и по сегодняшний день остается одним из самых крупных центров христианства, сохранившим бесценные памятники христианского строительства 203.

Богатая история Дербента оставила нынешним своим жителям в наследие большую честь - проживать на территории древнейшего города России, сохранившего в своих стенах древнейший христианский храм и мечеть.

Так потенциальным христианским храмом VI-го века археологами признается Джума-мечеть — самая древняя мечеть СНГ и одна из древнейших в мире. Мечетью христианский храм стал в результате установления господства широко распространившейся в тех местах религии ислама. В результате этого храм был перестроен под нужды новой религии.

В качестве архитектурных особенностей Джума-мечети следует упомянуть ее михраб, т.е. нацеленную на Мекку нишу, и подкупольный храм. Они выступают за южные стены мечети на шесть с половиной метров с целью расширения композиционного пространства впереди михраба. В результате этого, южная стена была перестроена. По словам А.А. Кудрявцева, парадное пространство перед михрабом появилось в начале VII века, в результате перестройки христианского храма для преобразования его в мечеть. Строительством руководил Маслама, который по такому же принципу в то же время организовал и пристройку, появившуюся у восточной стороны храма.

Одним из доказательств того, что Джума-мечеть в прошлом была памятником христианской веры, А.А. Кудрявцев считает ее «трехнефную базиличную форму», которая вытягивается с запада на восток, что является ее основным отличием от других памятников архитектуры, связанных с исламом, которые, в основном, были ориентированы по линии с севера на юг.

Но, если уверенность по поводу древности и назначения здания Джума-мечети непоколебима, то со второй постройкой все гораздо сложнее. Цель возведения «объекта, похожего на крестово-купольный христианский храм» полностью неизвестна и вызывает споры у ученых. Эта постройка напрямую связана с цитаделью Нарын-кала, т.к. была найдена на ее территории. Так же известно, что здание относят к албанскому периоду, но в исторической

203 http://kavpolit.com/articles/arheolog_hristianstvo_v_derbente_pojavilos_esche_v-19231/

литературе о нем сказано как о «подземном водохранилище» XVП-XVШ вв.

Тем не менее, есть ряд ученых, опровергающих теорию о возникновении постройки в XVП-XVШ вв. К ним относится и А. Кудрявцев - профессор, посвятивший много лет изучению Дербента. Он утверждает, что сооружение, на самом деле, изначально не было предназначено для хранения воды. Оно было построено в период V-VII вв. в качестве христианского храма. И данные утверждения не беспочвенны.

Письменные источники говорят о том, что в V-VII вв. албанские христианские миссионеры устремлялись в Дербент, как в один из самых крупных христианских обителей Восточного Кавказа. В этот период у них возникла обоснованная необходимость в культовом здании, в котором можно было бы распространять учение о Христе, молиться и проводить религиозные обряды. Более того, на территории Закавказья крестово-купольные храмы, подобные этому, были распространены в албанский период 204.

Так же ученый утверждает, что переориентация здания произошла в результате того, что, начиная с VIII в, храм был заброшен укоренившимися в Дербенте арабами, а в XVП-XVШ вв. уже был приспособлен под водохранилище 205.

Если утверждать, что постройка действительно возникла XVП-XVШ вв. и действительно с целью сбора и хранения воды, то нельзя обойти стороной различные несовпадения в планировке водохранилища. Закономерно, что водохранилища имеют форму четырехугольника (прямоугольника/квадрата), как правило, погруженного в землю полностью или наполовину (об этом свидетельствуют 5 из 6-ти водохранилищ, которые были обнаружены на территории Дербента). Данное же здание имело форму креста, а не квадрата или прямоугольника. Более того, немало важно и расположение архитектурного памятника. Он был центровым, ориентированным по сторонам света, сооружением цитадели, находившимся на ее самой высокой точке 206.

Как показывает археологическая практика, на территории Восточного Кавказа отсутствуют подобные этому водохранилища. Данный факт объясняется тем, что оно, очевидно, не соответствует рациональным требованиям к емкости: прямоугольное или квадратное водохранилище способно сосредоточить в себе гораздо большее количество воды, чем крестообразное. Ко всему прочему, водохранилище не нуждается в трудно возводимом куполе (в отличие от храма), который есть у данного объекта. Как известно, крест является символом христианской веры. Крестообразная форма храма, как бы, заявляет миру о том, что в интересах мусульман XVII-XVIII вв. не могло быть построение крестово-купольного водохранилища, т.к.

204 http://clouds. m/news/872-derbent-kolybel-hristianstva

205 http://flnka.ru/digest-analytics/6789-samyy-drevniy-hristianskiy-hram-rossii-v-derbente-utverzhdaet-professor-akudryavcev. Ьт

206 http://flnka.ru/digest-analytics/9055-derbent-kolybel-treh-religiy.html_

это противоречит их верованию. Этот факт, в совокупности с вышеописанными, подтверждает, что постройка является именно раннехристианским храмом.

Территория Дербента скрывает в себе много археологических тайн, касающихся господствующих на его территории религий. Но важным является недопущение ассоциирования Дербента исключительно с религией ислама. Ведь Дагестан - это территория, входящая в зону древнейшего распространения и христианства, что подтверждают вышеописанные памятники его архитектурного наследия.

Использованные источники:

1. https://m.wikipedia.org/wiki/%D00/o94%D0%B5%D 1%80%D0%B 1%D0%B5 %D0%BD%D1%82

2. http://lezgiyar.ru/news/derbent_kolybel_trekh_religij_na_kavkaze_ehkskljuziv/ 2014-11-25-2941

3. http://www.bez-granic.ru/index.php/all-texts/191-caucases

4. http://kavpolit.com/articles/arheolog hristianstvo v derbente pojavilos esche v-19231/

5. http://clouds.ru/news/872-derbent-kolybel-hristianstva

6. http://flnka.ru/digest-analytics/6789-samyy-drevniy-hristianskiy-hram-rossii-v-derbente-utverzhdaet-professor-akudryavcev.html

7. http://flnka.ru/digest-analytics/9055-derbent-kolybel-treh-religiy.html

УДК 339.138

Яцешин В. О. студент 3 курса магистратуры кафедра «Информационных Технологий И Инструментальных

Методов В Экономике» Институт Экономики И Предпринимательства Национального Исследовательского Нижегородского Государственного Университета Им. Н.И. Лобачевского

Россия, г. Нижний Новгород СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В

БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ Статья посвящена рассмотрению маркетинговых коммуникаций в банковской сфере, так как в сложившейся экономической ситуации все сложнее и сложнее доносить информацию о своих предложениях потребителю. Автором представлены основные виды коммуникаций, способствующих достижения целей маркетинговых служб и повышению эффективности деятельности коммерческих банков.

Ключевые слова: Маркетинг, Банки, Маркетинговые коммуникации, Эффективность, Стратегия, Цели.

The article is devoted to marketing communications in the banking sector, as in the current economic situation, more and more difficult to communicate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.