Научная статья на тему 'Раннее медико-педагогическое обследование детей'

Раннее медико-педагогическое обследование детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
356
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / ДЕТИ / РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ / DISTURBANCE OF HEARING / REHABILITATION OF CHILDREN / MEDICAL AND PEDAGOGICAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шумская А. В., Буренкова Г. А.

Одним из основных условий успешной реабилитации детей с нарушениями слуха является раннее начало коррекционной работы у детей до 1,5 лет. Заключение о состоянии можно сделать на основе регистрации различных проявлений безусловно ориентировочных рефлексов на комплекс звуковых раздражителей, а у детей старше 1,5 лет при условии выработки условно двигательной реакции на звуковые стимулы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шумская А. В., Буренкова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early medical and pedagogical examination of children

One of the main condition of successful rehabilitation of children with disturbance of hearing is early beginning of corrective work in children up to 1,5 years old. The conclusion on the condition can be done on the base of registration of various manifestations of absolutely oriented reflexes to the complex of acoustic irritants and children older than 1,5 years old on condition that they have conditionally motor reaction to acoustic stimuli.

Текст научной работы на тему «Раннее медико-педагогическое обследование детей»

© ШУМСКАЯ Л.В., БУРЕНКОВА Г.А. -УДК 616.053.3/7

РАННЕЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

А. В. Шумекая, Г.А. Буренкова.

(Иркутская областная государственная больница, гл. врач - к.м.н. Ю.Л. Птиченко, сурдоцентр, зав. -В.Е. Хмель)

Резюме. Одним из основных условий успешной реабилитации детей с нарушениями слуха является раннее начало коррекционной работы у детей до 1,5 лет. Заключение о состоянии можно сделать на основе регистрации различных проявлений безусловно ориентировочных рефлексов на комплекс звуковых раздражителей, а у детей старше 1,5 лет - при условии выработки условно двигательной реакции на звуковые стимулы.

Слуховая функция имеет ведущее значение в формировании речи. Особое значение как с медицинской точки зрения, так и с социальной приобретают вопросы диагностики и лечения патологии слуха в детском возрасте.

Слышит ли малыш? Такой вопрос возникает в семьях, где есть неслышащие дети, либо в тех случаях, когда малыш перенёс тяжёлое заболевание, сопряжённое с использованием антибиотиков, пагубно воздействовавших на слуховой нерв.

Когда же следует обратить внимание на слух малыша? С первых недель и месяцев жизни. Это важно для своевременного начала коррекционной работы с ребёнком. Чем раньше оно начнётся, тем меньше будет отставание в речевом развитии от слышащих сверстников. Видимые же без помощи каких-либо приборов реакции младенца на звуки можно наблюдать со второй-третьей недели жизни, когда у ребёнка появляется слуховое сосредоточение, т.е. реакция организма на внешний раздражитель, которая выражается в полном или частичном торможении движения. Все методики исследования органа слуха у детей раннего возраста можно разделить на 3 группы:

- безусловно рефлекторные методики исследования слуха;

- условно рефлекторные методики исследования слуха;

- методики, основанные на регистрации электрических сигналов, возникших в различных отделах слуховой системы.

Большое значение имеет исследование у новорожденных слухового внимания, которое заключается в торможении сосательного рефлекса при внезапном воздействии звука, в повороте глаз в сторону звучащего предмета, раскрывании и подмигивании глаз и т.д. Безусловно ориентировочные рефлексы в ответ на звуковое раздражение у ребёнка обнаруживаются уже в течение первых минут жизни.

Для получения более полных данных о состоянии слуховой функции, достаточных для диагностики и определения путей коррекционной работы, необходимо проведение комплексного медико-психолого-педагогического обследования.

Медицинское обследование предполагает осмотр врачом сурдологом, собирание анамнеза.

Метод педагогического обследования слуха детей первых 1,5 лет жизни разработан в НИИ дефектологии. Суть его заключается в том, что на основе безусловных ориентировочных (поведенческих) реакций определяется характер реакций ребёнка на комплекс звуковых стимулов. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки (погремушка, шарманка, дудка, свисток, барабан, гармошка и пр.), синтетический сигнал -тон аудиометра, подаваемый в звуковом поле, голос и шёпот. Интенсивность звучания игрушки составляет 75-100 дб. В звучании каждой из этих игрушек преобладает определённая частота.

В результате педагогического обследования мы получаем сведения о характере реакций ребёнка на речевые звуки, голос и синтетический сигнал.

Мы узнаём:

- звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит малыш, может ли он определить, откуда идёт звук (локализовать звучание);

- реагирует ли малыш на шёпот, на голос, речь обычную или повышенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул.

В последнее время в обследовании детей 1,5 лет жизни широко используется, как вспомогательный метод, компьютерное исследование слуховой функции.

Совокупность всех полученных данных позволит оценить слух детей в возрасте до 1,5 лет.

Обратилось детей 1997-1999 гг. - 57, из них до года - 30.

В связи с этим можно выделить четыре уровня состояния слуха.

Первый уровень - слух в пределах возрастной нормы. Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3-5 м. Расстояние, с которого тот или иной ребёнок воспринимает все стимулы, постоянно и зависит от его возраста. Чем он младше, тем с более близкого расстояния должен быть подан звуковой сигнал.

Год Обратилось Здоровые 2-х ст. глух 2-х ст. тугоухость Атрезии Прочие диагнозы

% % % % % %

1999 5 8,8 3 5,3 - ' - - - - -

1998 25‘ 43,8 17 29,8 5 8,8 4 6,8 1 - -

1997 27 47,4 12 30,1 3 5,3 8 14,4 2 3,5 2 8,8

Всего 57 100 32 56,0 8 14,4 12 30,1 3 5,3 2 3,5

Дети старше трёхмесячного возраста способны локализовать источник звука в пространстве справа, слева, сзади. Голос разговорной громкости и шёпот воспринимаются с расстояния около 5-ти метров. Реакции на синтетический сигнал отмечаются во всём диапазоне исследуемых частот при интенсивности 30-70 Дб.

Второй уровень состояния слуха - тугоухость. При тугоухости ребёнок также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, оно изменяется в пределах 0,5-5 м. При этом на максимальном расстоянии воспринимаются звучания с наиболее выраженными низкими частотами. Дети способны локализовать источник звука, но лишь в тех случаях, когда стимул воспринимается на расстоянии не менее 1 м. Незначительная часть тугоухих детей реагирует на голос, разговорную речь или речь повышенной громкости с расстояния 0,3-1,5 м. Синтетический сигнал воспринимается в диапазоне до 4000-6000 гц при интенсивности 45-100 дб.

Третий уровень состояния слуха - значительная тугоухость. При значительной тугоухости ребёнок воспринимает, как правило, неполный набор предъявляемых неречевых стимулов. Сокращение их числа происходит за счёт звучаний, имеющих наиболее выраженные высокие частоты. Расстояние, с которого ребёнок реагирует на разные звучания, нестабильно и колеблется от 0,1-0,3 м при восприятии высокочастотных стимулов, до 2,5-5 м при восприятии средне- и низкочастотных.

Большинство детей не реагирует на голос, речь обычной и повышенной громкости. Синтетический сигнал воспринимается в ограниченном диапазоне частот (до 2000 гц) при интенсивности 50-100 дб.

Четвёртый уровень состояния слуха - глухота. Глухие дети реагируют лишь на резко ограниченное количество звучаний. Расстояние до источника звука может быть и большим - до 2,5-5 м. Звучание голоса глухие дети не воспринимают. На синтетический сигнал реагируют лишь в диапазоне 500-1000 гц при интенсивности 70-100 дб. Локализовать источник звука дети не в состоянии.

Полученные данные с помощью методики медико-педагогического обследования слуха являются крайне важными при первичной оценке слуха детей раннего возраста они помогают оперативно выявить и оценить нарушения слуха, опре-

делить пути коррекционной работы, подобрать режим работы индивидуальных слуховых аппаратов.

Получить достоверную медико-педагогическую характеристику степени поражения слуха на основе регистрации безусловно-ориентировочных реакций возможно лишь у детей до 1,5 лет. У детей более старшего возраста происходит затухание безусловного ориентировочного рефлекса и они уже не дают видимых реакций на многие слышимые звуки. Достоверные данные о состоянии слуха этих детей можно получить лишь в ходе целенаправленной работы по выработке условной двигательной реакции на звук.

Детей старше 1,5 лет к исследованию слуха нужно специально готовить. В это время детей учат реагировать каким-либо игровым действием на звук, например, в момент звучания игрушки или голоса надевать кольцо на стержень пирамиды, бросать пуговицу в баночку, класть кубик в кузов машины и т.п. После выработки реакции определяется максимальное расстояние, с которого ребёнок воспринимает звучание голоса и игрушек. Когда условная двигательная реакция на звук у ребёнка уже выработана, то в качестве источника звука может выступать и тон аудиометра.

Следовательно, становится возможным аудио-логическое обследование малыша повсеместно используемым методом игровой пороговой тональной аудиометрии по условно рефлекторной методике.

Совокупность результатов педагогического, медицинского и аудиологического обследования позволяет оценить степень снижения слуха на начальном этапе коррекционной работы.

EARLY MEDICAL AND PEDAGOGICAL EXAMINATION OF CHILDREN

L.V. Shumskaia, G.A. Burenkova

(Irkutsk State Medical University)

One of the main condition of successful rehabilitation of children with disturbance of hearing is early beginning of corrective work in children up to 1,5 years old. The conclusion on the condition can be done on the base of registration of various manifestations of absolutely oriented reflexes to the complex of acoustic irritants and children older than 1,5 years old - on condition that they have conditionally - motor reaction to acoustic stimuli.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.