Научная статья на тему 'Рамочный договор как новелла гражданского кодекса РФ'

Рамочный договор как новелла гражданского кодекса РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
677
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАМОЧНЫЙ ДОГОВОР / УСЛОВИЯ РАМОЧНОГО ДОГОВОРА / ДОГОВОР ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА РАМОЧНОГО ДОГОВОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Светлана Георгиевна

В статье анализируются нормы, регулирующие рамочный договор, договоры об организации перевозок грузов на различных видах транспорта, проводится сравнительный анализ этих договоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Framework agreement as a Novella of the Civil code of the Russian Federation

The article analyzes the rules governing a framework agreement, contracts for the transportation of cargo on various modes of transport, a comparative analysis of these treaties.

Текст научной работы на тему «Рамочный договор как новелла гражданского кодекса РФ»

5.2. РАМОЧНЫЙ ДОГОВОР КАК НОВЕЛЛА ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ

Иванова Светлана Георгиевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Московский Городской Университет Управления Правительства Москвы. E-mail: ggivanov@inbox.ru

Аннотация: В статье анализируются нормы, регулирующие рамочный договор, договоры об организации перевозок грузов на различных видах транспорта, проводится сравнительный анализ этих договоров.

Ключевые слова: рамочный договор, условия рамочного договора, договор об организации перевозок грузов, правовая природа рамочного договора.

FRAMEWORK AGREEMENT AS A NOVELLA OF THE CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ivanova Svetlana Georgievna, PhD at law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Moscow City Government University of Management. E-mail: ggivanov@inbox.ru

Annotation: The article analyzes the rules governing a framework agreement, contracts for the transportation of cargo on various modes of transport, a comparative analysis of these treaties.

Keywords: framework agreement, conditions of framework agreement, an agreement on the organization of cargo transportation, legal nature of the framework agreement.

В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее - Концепция), которая была подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», указывалось, что за прошедшее время в основном, сложилось экономически, социально и логически обоснованное и в целом оправдавшее себя современное гражданское законодательство. Гражданский кодекс РФ как система принципиальных и наиболее важных правовых норм является основой этого законодательства.

Было отмечено, что Гражданский кодекс России (далее ГК РФ) прошел проверку временем, практикой применения судами, а также высокой оценкой в доктрине гражданского права. В Концепции также указывалось, что в интересах стабильности гражданского оборота и дальнейшей устойчивости экономических отношений необходимо поддержание основополагающей роли ГК РФ в системе гражданского законодательства.

Вместе с тем в стране произошли важные экономические и социальные преобразования, не получившие должного отражения в гражданском законодательстве, в связи с чем появилась необходимость в новых гражданско-правовых институтах.

В основу формирования этих направлений в Концепции положено выявление и обобщение многочисленных потребностей различных субъектов предпринимательской деятельности. Данные предпосылки предопределили модернизацию ГК РФ (в частности, его первой части), как закона, устанавливающего общие нормы гражданско-правового регулирования.

В пункте 7.8 Концепции отмечалось, что в ГК РФ, возможно, следовало бы закрепить в виде самостоятельной договорной конструкции, так называемый рамочный договор, не порождающий обязательство заключить договор в будущем (что типично для предварительного договора), а представляющий собой договор, который уже заключен, но условия которого подлежат применению и детализации в будущем (договор с "открытыми", то есть подлежащими согласованию условиями в будущем). В развитии положений Концепции Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» и была внесена статья 429.1 «Рамочный договор», в которой определено, что рамочным договором (или договором с открытыми условиями) является договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора. Следует отметить, что на протяжении длительного времени в ГК РФ существовал и успешно применялся на практике договор об организации перевозок, который в некоторых чертах, по нашему мнению, имеет сходство с рамочным договором. Так, ст.798 ГК РФ определяет этот договор следующим образом: по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Такие договоры перевозчик и грузовладелец могли заключать при осуществлении систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Необходимо подчеркнуть, что в транспортных уставах и кодексах этому институту также было уделено большое внимание, поскольку данный договор широко применялся на различных видах транспорта. Так, в статье 118 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016) установлено, что перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических морских перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов. При заключении таких договоров перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе такого долгосрочного договора. Условия перевозок грузов, согласованные в долгосрочном договоре об организации морских перевозок грузов, считаются включенными в договор морской перевозки груза, если стороны не достигли соглашение об ином. Если условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, то будут применяться условия договора морской перевозки груза.

В Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 03.07.2016) содержится ст.68 «Договор об организации перевозок грузов», согласно которой перевозчики, грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать договоры об организации перевозок грузов. В соответствии с договором об организации перевозок грузов пере-

возчик обязуется в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель - предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме. В отличие от подобных норм КТМ РФ, данная статья подробно включает в себя нормы, конкретизирующие условия договора об организации перевозок на внутреннем водном транспорте. Например, объем, сроки, условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия. Статья 10 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-Ф (ред. от 03.07.2016) устанавливает, что грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки. В отличие от ранее названых статей КТМ РФ и КВВТ РФ данная статья к содержанию договора об организации перевозок относит также положения об ответственности сторон. Следует отметить, что содержание данной статьи наиболее полно раскрывает механизм реализации такого договора, поскольку в ней указывается, что на основании заключенного договора об организации перевозок, перевозки грузов осуществляются на основании заявок. В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, принятого Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) подобное положение сформулировано достаточно кратко, но полностью соответствует конструкциям подобного рода договоров на других видах транспорта. Согласно ст.8 (п.5) договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов -заявки грузоотправителя.

В процессе развернувшихся дискуссий в литературе относительно рамочного договора справедливо указывалось на особый предмет такого договора - это установление общих условий, что позволяет считать рамочный договор самостоятельным и отграничивать от последующих действий [Хохлов, 2015, с. 58]. Таким образом, рамочный договор не является предварительным договором и, как справедливо отмечает автор, его нельзя признавать незаключенным только потому, что какие-то условия появятся позднее. Следует также отметить, что до появления в ГК РФ понятия «рамочный договор», на всех видах транспорта широко применялись так называемые генеральные соглашения, в рамках которых стороны уточняли новые условия.

Необходимо обратить внимание на то, что задолго до появления норм о рамочном договоре в ГК РФ, подобные договоры уже применялись не только при организации и осуществлении перевозок грузов, но и в других сферах предпринимательской деятельности.

В этой связи, по нашему мнению, большой интерес представляет исследование Л.Г. Ефимовой, проведенное в 2006г. относительно договоров, заключаемых на внебиржевом межбанковском рынке ценных бумаг [Ефимова, 2006, с. 1-2]. В данной статье Л.Г. Ефимова рассматривает рамочные договоры как организационные, обращая внимание на то, что в зарубежной литературе имеется хорошо разработанная теория рамочных соглашений. Автор подчеркивает, что договор представляет собой только схему предполагаемых отношений, рамку - отсюда его название. Договор оставляет некое неурегулированное пространство, которое должно стать предметом будущих соглашений сторон. Далее, продолжает Л.Г. Ефимова, для того чтобы привести в действие весь тот поток деловых отношений, о котором договорились стороны, они должны заключать в будущем самые разнообразные дого-воры...складывается система, состоящая из базового договора и из зависимых от него договоров. Если обратиться к статье 429.1 ГК РФ в определении рамочного договора указано, что стороны могут уточнять условия договора, как путем заключения отдельных договоров, так и путем подачи заявок одной из сторон, либо иным образом. По нашему мнению, следует положительным считать столь развернутую формулировку механизма уточняющих условий рамочного договора в ГК РФ. Вместе с тем, представляется, что в предпринимательской деятельности, для упрощения взаимоотношений сторон будет применяться механизм подачи заявок в рамках рамочного договора, как это происходит на протяжении достаточно долгого времени на различных видах транспорта.

В литературе часто проводится сравнение рамочного и предварительного договора. На наш взгляд данный вопрос не содержит каких либо трудностей не в науке, не в правоприменительной практике. Согласно ст.429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Также предварительный договор должен отвечать определенным требованиям: в нем должен быть обозначен срок заключения основного договора, существенные условия, а также форма предварительного договора должна соответствовать форме основного договора. Таким образом, целью предварительного договора является заключение основного договора в будущем, тогда как рамочный договор, по нашему мнению, является «основным» договором.

Как отмечалось выше, до включения норм о рамочном договоре в ГК РФ подобные юридические конструкции, тем не менее существовали (хотя позиции судов относительно квалификации договоров, как «рамочных», заключенных до первого июня 2015г. были противоречивы). На сегодняшний день, рамочные договоры применяются довольно широко и регулируют самые разнообразные правоотношения. Так, например, как было указано ранее, рамочные договоры применяются на внебиржевом межбанковском рынке ценных бумаг. Рамочный договор с дополнительными соглашениями на выполнение отдельных видов работ с включением в них особых условий об ответственности, о подсудности, о способах обеспечения исполнения обязательств [Бычков, 2016 с. 92] применяется в отношениях между заказчиком и подрядчиком. При поставках товаров также используется рамочный договор. Так в Информационном письме Президиума ВАС

РФ от 25.02.2014 №165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» в п.9 анализируется спор, по которому обществом с ограниченной ответственностью (поставщиком) и производственным кооперативом (покупателем) был заключен договор о поставках сроком на один год. Поставщик ежемесячно должен был поставлять покупателю пиломатериалы, а покупатель - принимать их и оплачивать в течение трех дней после принятия. В договоре о поставках стороны указали, что в случае просрочки оплаты покупатель обязан уплатить поставщику неустойку, исчисляемую в процентах от цены товара за каждый день просрочки.

Каждая конкретная поставка оформлялась отдельным соглашением, в котором непосредственно оговаривались наименование и количество пиломатериалов, а также их цена.

В одном из периодов поставки покупатель допустил просрочку в оплате, в связи с чем поставщик обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании неустойки.

Суд первой инстанции в иске отказал исходя из следующего.

В договоре о поставках стороны не согласовали предмет договора, а значит, такой договор является незаключенным на основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ, поэтому требование о взыскании неустойки, установленной в этом договоре, не может быть удовлетворено. При подписании отдельного соглашения о спорной поставке между сторонами заключен разовый договор купли-продажи, который не содержит ни условия о неустойке, ни отсылки к договору о поставках.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, а иск удовлетворил по следующим основаниям.

Договор поставки заключался сторонами лишь при подписании отдельного соглашения. Однако характер этого соглашения свидетельствует о том, что стороны, заключив собственно договор поставки, имели в виду также распространение на него условий, которые содержатся в рамочном договоре. Таким образом, на отношения сторон по спорной поставке пиломатериалов распространяются не только условия соглашения о конкретной поставке, но и положения рамочного договора о поставках.

Также договор банковского счета считается разновидностью рамочного договора, в нем содержатся не только условия самого договора банковского счета, но и некоторые общие условия будущих договоров [Крашенинников, 2011 с. 214].

Примером рамочного договора может также служить рамочный договор на оказание нефтепромысловых услуг, заключенный между ООО «Недропользователь» в качестве заказчика и корпорацией «Интегратор», действующей в качестве подрядчика. Текст этого договора был разработан на основе стандартного договора. Интерес представляет его положение о том, что в случае разногласий и/или разночтений между условиями рамочного договора и приложений, рамочный договор имеет преимущественную силу [Ануров, 2016 с. 41].

Генеральное соглашение об открытии кредитной линии в банковской сфере также квалифицируется в качестве рамочного (организационного) договора. При заключении генерального соглашения об открытии кредитной линии складывается двухуровневая система договорных связей, состоящая из «основного договора» (генерального соглашения об открытии кредит-

ной линии), в котором выстраивается каркас будущих экономических отношений сторон, и самостоятельных «локальных договоров» (кредитных договоров), направленных на исполнение рамочного договора [Маи-лян, 2015 с. 3].

Представляет интерес то обстоятельство, что конструкция рамочного договора ГК РФ основана на положениях принципов международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), которые были разработаны Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Данная организация имеет статус межправительственной организации, членом которой является также и Российская Федерация. Статья 2.14. Принципов УНИДРУА называется «Договор с умышленно открытыми условиями», что непосредственно определяет правовую природу такого договора. Пункт 1 ст. 2.14 говорит о том, что если стороны намерены заключить договор, обстоятельство, что они умышленно оставили какое-то условие для согласования в ходе будущих переговоров или подлежащим определению третьим лицом, не является препятствием для возникновения договора. Существование договора не затрагивается тем, что впоследствии:

a) стороны не достигли согласия по такому условию; или

b) третье лицо не определило это условие, если только не имеется иного средства сделать это условие определенным, которое является разумным при данных обстоятельствах, принимая во внимание намерения сторон.

Некоторые авторы отмечают, что из ст.429.1 ГК РФ не понятна правовая природа заявки, которая подается стороной, и в связи с этим, нуждается в уточнении фраза «подача заявки», поскольку ее подача представляет собой либо заключение отдельного договора на основе рамочного, либо уточнение положений договора с открытыми условиями [Василевский, 2016 с. 24]. По нашему мнению, данный вопрос не является дискуссионным, в связи с тем, что подача заявок в такого рода договорах и до 2015г. широко применялась на различных видах транспорта при перевозках грузов и являлась уточнением положений уже заключенного договора.

Как указывалось ранее, подобного рода договоры неоднократно обсуждались в научной литературе, в связи с их широким применением в практической деятельности, в частности при перевозках грузов. Так, в исследовании Морозова С.Ю. [Морозов, 2011 с. 100]. Глава 4 работы называется «Рамочные организационные договоры между грузоотправителями (грузовладельцами) и перевозчиками», в которой автор справедливо указывает, что договор об организации перевозок грузов выступает транспортным организационным рамочным договором. По нашему мнению, такой вывод автора являлся полностью оправданным до внесения в Гк РФ статьи 429.1, нормы которой позволили, в определенной мере, разграничить рамочный договор и договор об организации перевозок, которые, безусловно, имеют общие черты. В этих договорах обозначаются общие условия, регулирующие взаимоотношения сторон, но как справедливо указывает Тихенко Т.Ю., в отличие от договора об организации перевозок, который без заключения конкретных договоров перевозки не порождает прав и обязанностей по перевозке отдельных партий груза, рамочный договор представляет собой заключенное и полностью действительное соглашение, не порож-

дающее обязательства заключить договор в будущем [Тихенко, 2015 с. 204].

Список литературы:

1. Хохлов В.А. Общие положения об обязательствах: учебное пособие. М.: Статут, 2015. - С. 58.

2. Ефимова Л.Г. Рамочные (организационные) договоры на внебиржевом межбанковском рынке ценных бумаг // «Законы России: опыт, анализ, практика». 2006. N 7 С.1-2.

3. Бычков А.И. Квартирный вопрос. Приобретение, реализация и защита права собственности на квартиру. М.: Инфотропик Медиа, 2016. - С.7.

4. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. (том 2) / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. - С. 214.

5. Ануров В.Н. Возмещение потерь в нефтесервис-ных договорах. М.: Инфотропик Медиа, 2016. - С.41.

6. Маилян Г.Э. Генеральное соглашение об открытии кредитной линии как рамочный (организационный) договор // Юрист. 2015. N 13. - С. 3.

7. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. - С.100.

8. Тихенко Т.Ю. Договор об организации перевозок и рамочный договор: соотношение понятий // Власть Закона. 2015. N 4. - С. 204.

9. Ситдикова Л.Б. Специальные договорные конструкции, применяемые субъектами гражданских правоотношений, применительно к отдельным видам договоров. // Бизнес в законе. 2016. N 5. - С.196-199.

При подготовке данной статьи была использована информационно-правовая система «КонсультантП-люс».

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат» Итоговая оценка оригинальности: 77,28%

Рецензия

на статью «Рамочный договор как новелла Гражданского кодекса РФ» к.ю.н., доцента кафедры «Юриспруденция» Московского городского университета управления Правительства г. Москвы Ивановой Светланы Георгиевны

Представленная статья написана на актуальную тему в связи с тем, что на основании положений Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, подготовленной на основании Указа Президента РФ от 18 июля 2008г. №1108, Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» была внесена новая статья 429.1 «Рамочный договор».

В работе исследуются нормы, посвященные рамочному договору, как самостоятельной договорной конструкции, проводится сравнительный анализ рамочного договора со сходными гражданско-правовыми конструкциями.

Автор также останавливается на вопросах, связанных с понятием и признаками договоров об организации перевозок грузов на различных видах транспорта (морском, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном), справедливо отмечая то обстоятельство, что данные договоры достаточно давно и успешно применяются в транспортной деятельности и имеют некоторые общие черты с рамочным договором.

В статье рассматриваются положения развернувшихся дискуссий в научной литературе, относительно рамочного договора (его особого предмета и условий).

Автором проведено исследование относительно применения рамочного договора в таких областях, как поставка, кредитные линии и банковской счет в банковской деятельности, нефтепромысловые услуги и другие.

Интересным, на наш взгляд, представляется проведенный анализ относительно соотношения рамочного договора и договора об организации

перевозок, предварительного договора, механизма подачи заявок в рамочных договорах.

Статья написана на высоком профессиональном уровне и может быть использована при изучении гражданского права.

Данная статья соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям и может быть рекомендована к опубликованию

Рецензент:

К.ю.н., доцент кафедры гражданского, авторского и экологического права ФГБОУ ВО «РХТу им. Д.И.Менделеева» Д.Ю.Горохов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.