Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
ляются способами продления срока службы масел. А вот метод сжигания ОМ, на наш взгляд, является лучшим методом [2; 3].
Утилизация ОМ различными методами в Европе
""""••v Метод Сбрасы- Регене- Захоро- Сжига-
\утилизации вание, % рация, % нение, % ние, %
ОМ
Годы ^^
1995 70 3 20 7
2000 17 63 2 18
Данный метод позволяет избавиться от всех видов ОМ, а также от смеси таких масел. Еще одним из преимуществ данного метода является его сравнительно экономически выгодная реализация. Кроме того, энергию, полученную вследствие горения ОМ, используют для отопления разных видов сооружений [4]. Но при более детальном рассмотрении утилизации ОМ этим способом, мы столкнулись с одной, очень важной проблемой. Она заключается в том, что при сжигании синтетических трансформаторных масел выделяются стойкие органические загрязнители (СОЗ), одними из представителей которых является полихлорбифенилы [5].
Полихлорбифенилы (ПХБ) - группа органических соединений, включающая в себя все хлорзамещенные производные дифенила: 1-10 атомов хлора, соединенные с любым атомом углерода дифенила, молекула которого составлена из двух бензольных колец, отвечающие общей формуле С12НпС1п. Известно то, что для человека опасно потребление ПХБФ в дозе 0,07 мг/кг массы тела в день или суммарной дозе 4,2 мг (критерии ВОЗ, 1980) [6].
Для нейтрализации СОЗ необходимо воздействие высоких температур порядка 1200 - 1 500 °С в течении нескольких десятков секунд. Такие условия достигаются в цементных и доменных печах, в которых мы предлагаем сжигать отработанные масла. Конечно, необходимо произвести полный спектр исследо-
ваний по данному методу, но он является более бюджетным вариантом, нежели изобретение и построение новых печей. При использовании печей данного типа мы получаем возможность утилизации ОМ объемом около 1-1,5 л/мин, что эквивалентно 1 000 т/год. Таким образом, мы сможем решить одну из основных экологических проблем, а именно проблему утилизации ОМ в довольно короткие сроки.
Таким образом:
1. Нужно создавать технологии высокотемпературной утилизации СОЗ.
2. Существует проблема достижения высоких температур при длительном времени, решение которой возможно в цементных и доменных печах.
3. Задача создания специального оборудования для сжигания синтетического трансформаторного масла осложняется не только финансовыми затратами, но и конструкционными сложностями.
4. Наиболее целесообразно применять существующее технологическое оборудование: доменные печи и цементные печи; так как они уже используется, и это приведет к минимизированию затрат.
Библиографические ссылки
1. Поташников Ю. М. Утилизация отходов производства и потребления. Учебное пособие. - Тверь : Изд-во ТГТУ, 2004. 107 с.
2. Евдокимов А. Ю. Смазочные материалы. 2005.
3. Вайсберг Л. А. и др. Новые технологии переработки бытовых и промышленных отходов // Вторичные ресурсы. № 5-6. 2001. С. 45-51 с.
4. Мюррей Робин. Ноль отходов (Zero Waste) // Экология и жизнь. 2004. № 6 (44)
5. Школьникова В. М. Топливо, смазочные материалы и технологические жидкости. Москва «Высшая школа», 1998.
6. URL: http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-175-pechi-truby/156.htm.
© Калашников А. А., Никитевич Н. В., Турчанов А. М., 2013
УДК 62-1/-9
Д. В. Михайлов, Х. Г. Эминов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «АНГАРА»: ВСЕ БЛИЖЕ К ЗВЕЗДАМ
Развитие российского оборонно-промышленного комплекса, графики подготовки к запускам как легкой, так и тяжелой ракеты «Ангара» с космодрома «Плесецк» строго контролируются. Представлены эксплуатационные и энергетические характеристики ракет-носителей семейства «Ангара», а также оснащение данных ракет-носителей кислородно-керосиновым двигателем РД-191, который является экологически чистым вариантом, в отличие от других типов двигателей.
«Ангара» - это современное семейство ракет-носителей, построенных по модульному принципу и оснащенных кислородно-керосиновыми двигателями.
Данное семейство будет включать в себя ракеты 4-х классов (от легкого до тяжелого): в диапазоне грузоподъемности от 1,5 тонн (ракета «Ангара 1.1»)
Секция «Экологияпромышленности»
до 35 тонн (ракета «Ангара А7») на низкой околоземной орбите при осуществлении запусков с космодрома «Плесецк». Головным разработчиком семейства ракет «Ангара» и производителем ракет-носителей является Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева. (ГКНПЦ имени М. В. Хруничева). Ее эксплуатационные и энергетические характеристики находятся на таком уровне, которые позволяют достаточно успешно конкурировать на международном рынке с лучшими образцами ракетно-космической техники. Ракета-носитель «Ангара» производится с большим использованием полимерных композиционных материалов, так доля композитов в данной ракете на 20% выше, чем в «Прото-не-М». За счёт этого свойства используемых материалов удалось увеличить практически в 2 раза. Первым местом старта ракет «Ангара» в России будет космодром «Плесецк» [1].
Различные ракеты-носители семейства «Ангара» на практике реализуются при помощи разного количества универсальных ракетных модулей (УРМ-1 для первой ступени ракет и УРМ-2 для второй и третьей ступеней). Для ракет легкого класса («Ангара 1.1» и «Ангара 1.2») - один УРМ, для ракет-носителей среднего класса - 3 УРМ («Ангара А3»), для ракет-носителей тяжелого класса - 5 УРМ («Ангара А5»). Длина универсального ракетного модуля составляет 25,1 метра, диаметр - 2,9 метра, масса с заправленным топливом - 149 тонн [3]. Все УРМ оснащаются кислородно-керосиновыми двигателями РД-191. Данный двигатель является экологически чистым вариантом, в отличие от других типов двигателей, которые применяются на тяжелых ракетах-носителях и используют в качестве топлива высокотоксичный геп-тил. Ракета «Ангара» легкого класса способна будет
вывести на околоземную орбиту более 1,5 тонн полезных грузов, показатель тяжелой ракеты «Ангара» -35 тонн. Это больше, чем у ракет-носителей «Протон», которые отправляются в космос с космодрома «Байконур», находящегося в Казахстане.
Постройка технического комплекса для запуска ракет-носителей «Ангара» выходит на конечную стадию. Запуск ракет нового поколения гарантировано состоится до конца 2014 года. Ракета-носитель «Ангара» с новыми экологически безопасными двигателями со временем сможет заменить большую часть существующих на данный момент типов ракет, спроектированных еще в СССР. Первый старт ракеты назначен на май 2014 года [2; 3]
Разработка новейшего космического комплекса «Ангара» не случайно была объявлена задачей государственной важности и взята под пристальный контроль высшими государственными чиновниками. Начало полетов ракет-носителей «Ангара» позволит Российской Федерации запускать в космос аппараты всех типов со своей собственной территории, что обеспечит России гарантированный и независимый доступ в космос [4].
Библиографические ссылки
1. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1091444/ (дата обращения: 18.09.2013).
2. URL: http://polyot.su/main.php?id=208/ (дата обращения: 18.09.2013).
3. URL: http://ria.ru/tags/product_Angara_raketa / (дата обращения: 18.09.2013).
4. URL: http://www.rg.ru/2013/05/27/angara-anons. html/ (дата обращения: 18.09.2013).
©Эминов Х.Г., Михайлов Д. В., 2013
УДК 504.453
А. В. Медянин, Д. А. Веретнов Научный руководитель - О. В. Тасейко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
Дана оценка текущей энергоэффективности паровых котлов. На основе статистики был предложен ряд мер по повышению показателей производства энергии на тепловых электростанциях.
В связи с принятием ГД РФ в ноябре 2009 года ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» особую актуальность приобрели различные мероприятия по повышению эффективности в системах тепло и электроснабжения как промышленных, так и жилых и офисных зданий.
Красноярск - крупный промышленный город, использующий в большей степени энергию тепловых
электростанций. Но использование традиционных методов переработки энергии тепла в электроэнергию дает низкий показатель энергоэффективности. То есть при сжигании большое количество угля в результате получается низкие значения электричества.
В работе проанализированы причины теплопотерь и возможные пути их снижения для паровых котельных с котлами типа ДЕ. Паровые котлы Е(ДЕ) пред-