Научная статья на тему 'Радиционное космогоническое мировосприятие лезгин'

Радиционное космогоническое мировосприятие лезгин Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
340
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗ / ЛЕЗГИНЫ / КУЛЬТУРА / МИФОЛОГИЯ / БОЖЕСТВА / КОСМОГОНИЯ / ДАГЕСТАН / ЭТНОЛОГИЯ / CAUCASIA / LEZGIANS / CULTURE / MYTHOLOGY / DIVINITIES / COSMOGONY / DAGESTAN / ETHNOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нурметова Инга Ильгаровна

В статье рассматривается одна из областей духовной культуры лезгин бытовавшие представления о мире на основании фольклорных преданий. Проведены параллели с религиозно-мифологическими воззрениями других народов Кавказа. Несмотря на существующие разночтения, связующим звеном между ними является представление о мире, рождённом из хаоса путём акта первотворения. Лезгинский этнос из глубины веков донёс представление о Вселенной, состоящей из трёх частей: небесной обители божеств и духов, земной пристанища людей и животных, подземной покрывающей злые сущности. Обозначены такие темы, как сотворение мира, характерные черты персонажей-божеств, появление первого человека, овладение языком, мифологическое обоснование появления профессий и ремёсел, структура Вселенной. Приведены примеры из первоисточников, опирающихся на полевые исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL COSMOGONICAL WORDLVIEW OF LEZGIANS

The article deals with one of the areas of spiritual culture of lezgians concepts about the world based on folkloric stories. The parallels between religious and mythological views of other peoples of Caucasus were drawn. Despite the existing discrepancies the link between them is the idea about the world born out of chaos by an act of prime-creation. Lezgian ethnic group brought the view about the universe from the distant past. The universe consisted of 3 parts: heavenly abode of gods and spirits, earthly shelter of human and animals, underground covering the essence of evil. Several topics are discussed in the article: creation, outstanding characteristics of the deities, the appearance of the first man, language acquisition, mythological justification of the emergence of professions and trades, the structure of the universe. The examples from primary sources, according to fieldwork were given.

Текст научной работы на тему «Радиционное космогоническое мировосприятие лезгин»

References

1. Wallerstein I. M. end of the world as we know it (In Rus. ed.: Vallerstain I. Konets znakomogo mira : Sotsiologiia XXI veka [End of the familiar world: Sociology of the 21st century]. Moscow, Logos Publ., 2003. 355 p.)

2. Zyukov A. M. Krovnaia mest: vnepravovoi obychai i gosudarstvenno-pravovaia politika. [Vendetta: extralegal customs and government and regulatory policies]. Vladimir, Published by "IP Zhuravleva", 2009. 156 p.

3. Nogmov Sh. Istoriia adykheiskogo naroda, sostavlennaia po predaniiam kabardintsev [History Adygeyan people, consisting of legends Kabardians]. Nalchik, Elbrus Publ., 1994. 232 p.

4. Tekueva M. A. Muzhchina i zhenshchina v adygskoi kul'ture: traditsii i sovremennost [Man and woman in the Adyghe culture: tradition and modernity]. Nalchik, El'-Fa Publ., 2006. 260 p.

5. Taysaev D. M. Evoliutsiia. Etnichnosf. Kul'tura: na puti k postroeniiu postneklassicheskoi teorii etnosa [Evolution. Ethnicity. Culture: on the way to creation of the post-nonclassical theory of ethnos]. Nalchik, 2005. 200 p.

СУ/СРАДИЦИОННОЕ КОСМОГОНИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ ЛЕЗГИН

УДК 008(091)

И. И. Нурметова

Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается одна из областей духовной культуры лезгин — бытовавшие представления о мире на основании фольклорных преданий. Проведены параллели с религиозно-мифологическими воззрениями других народов Кавказа. Несмотря на существующие разночтения, связующим звеном между ними является представление о мире, рождённом из хаоса путём акта первотворения. Лезгинский этнос из глубины веков донёс представление о Вселенной, состоящей из трёх частей: небесной — обители божеств и духов, земной — пристанища людей и животных, подземной — покрывающей злые сущности. Обозначены такие темы, как сотворение мира, характерные черты персонажей-божеств, появление первого человека, овладение языком, мифологическое обоснование появления профессий и ремёсел, структура Вселенной. Приведены примеры из первоисточников, опирающихся на полевые исследования.

Ключевые слова: Кавказ, лезгины, культура, мифология, божества, космогония, Дагестан, этнология.

I. I. Nurmetova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

TRADITIONAL COSMOGONICAL WORDLVIEW OF LEZGIANS

The article deals with one of the areas of spiritual culture of lezgians — concepts about the world based on folkloric stories. The parallels between religious and mythological views of other peoples of Caucasus were drawn. Despite the existing discrepancies the link between them is the idea about the world born out of chaos by an act of prime-creation. Lezgian ethnic group brought the view about the universe from the distant past. The universe consisted of 3 parts: heavenly — abode of gods and spirits, earthly — shelter of human and animals, underground — covering the essence of evil. Several topics are discussed in the article: creation, outstanding characteristics of the deities, the appearance of the first man, language acquisition, mythological justification of the emergence of professions and trades, the structure of the universe. The examples from primary sources, according to fieldwork were given.

Keywords: Caucasia, lezgians, culture, mythology, divinities, cosmogony, Dagestan, ethnology.

НУРМЕТОВА ИНГА ИЛЬГАРОВНА — аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения 124 социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

NURMETOVA INGA ILGAROVNA — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: ingux@mail.ru © Нурметова И. И., 2016

В научной литературе отмечено, что по космогоническим представлениям кавказских народов земная твердь имеет круглую форму, окружена морем или горами, а на краю света стоит древо жизни, соединяющее по вертикали небо, землю и подземный мир [9, с. 31]. Как свидетельствует фольклорный материал, близкий этому пространственный образ мира характерен и для религиозно-мифологических представлений лезгин. Согласно дошедшим до нас религиозно-мифологическим представлениям лезгин, Вселенная является результатом первотво-рения [8, с. 76—83]. В фольклорных текстах упоминается множество имён первопредка, к которому обращаются с молитвами лезгины: Старшая мать, Небеса, Солнце и Луна, Старший отец, Красный дух. Исследователи отмечают, что космогонические представления народов Дагестана в основном представлены в жанрах мифов, преданий и легенд о рождении Солнца, о чудовище, его пожирающем, о вечной борьбе добрых и злых богов, о «золотом» веке и Всемирном потопе, об отделении неба и земли, о могучем быке, держащем землю на своих рогах, о семи сферах неба и о Мировом древе. Несмотря на известное влияние зороастризма, христианства и ислама, фрагментарная архаичность содержания космогонических сказаний очевидна [9, с. 24].

Согласно одному из мифов о сотворении мира, в самом начале царила полная темнота, в которой сверкал Первотворец — Великий дух. Он сотворил Небо и Землю как единое целое и поставил их на скрученные рога Красного быка, им же созданного. Он поместил быка на Большую воду, оплодотворил её, и из неё родилось Солнце. Оно сидело на золотой колеснице, запряжённой четырьмя красными конями. Для отделения Неба от Земли Первотворец создал Алпана — бога огня. При помощи разящих молний Алпан отделил Небо от Земли.

По представлениям лезгин, мир делится на три сферы: Небо, небесный мир, — обиталище богов и духов; Земля, мир земной, —

мир людей, животных, растений; Подземный мир. Согласно языческим преданиям, небо, в свою очередь, делится по вертикали на семь сфер. Не случайно среди лезгин бытует фраза «Если даже поднимешься на седьмое небо, не станешь мне равным». Самая верхняя — седьмая сфера принадлежит верховному богу — Солнцу; стоит отметить, что его имя на лезгинском звучит как «Рагъ», что перекликается с древнеегипетским богом солнца Ра. В шестой сфере обитает бог огня Алпан; в пятой — богиня весны Яр, хозяйка радуги Яргъи руш, бог погоды Гудул, бог изобилия Тарлац, богиня семейного очага Арчан. Четвёртая сфера принадлежит душам героев-полубогов — Шарвили, Кас-Буба, Хиб. В третьей сфере обитают добрые духи: лазы и сестры Эрена — покровителя морей. Вторая сфера отведена душам святых людей и праведников; первую же сферу делят между собой птицы. Земля находится в центре Вселенной и также состоит из семи слоёв; мир земной находится на первом слое. Священными горными вершинами считались следующие: Шахдаг, Ярусув, Шалбуз, Бар-мак, Ширван, Ахты, Кьвепеле, Лац. Культ гор был распространён практически повсеместно. Он отражает определённый этап в развитии анимистических представлений. В связи с этим интересно отметить, что лезгинские святилища (пиры) состоят, как правило, из груд камней. Культ предков сопровождался верой в то, что души умерших обитают в горных вершинах. В научной среде бытует мнение, что сакральным местом, вокруг которого образовалось древнее теократическое государство лезгиноязычных народов, могла быть гора Гъуцар Сув (Гора богов), переименованная в Шахдаг в период Сефевидских завоеваний. По поверьям, Царство мёртвых также делится на семь частей. В декоре керамических изделий его изображали в форме треугольников. Подземный мир находится в самой последней, отдалённой от земли сфере. Он является обиталищем злых духов и демонов. Функцию отделения души от тела выполняет бог смерти Ардав. Разделение

богов на добрых и злых, по преданию, произошло следующим образом: одни боги предлагали научить людей летать, спускаться в подземелье и доставать оттуда драгоценные камни, а другие возражали на том основании, что потом люди могут возгордиться и забыть о богах. Из-за этого боги разделились на две группы: богов света и богов мрака. Существует и другой миф — он объясняет разделение тем, что после образования суши не все боги вышли из воды, а какая-то часть осталась в ней и поместилась затем в самой нижней сфере, где и возникло Царство мёртвых [1, с. 208].

Для картины мира лезгин очень характерен дуализм религиозно-мифологического восприятия. Это отражено в мифах, преданиях и сказках; например, мотив борьбы солнечного бога с его вечным врагом — мраком. Резонно предположить, что дуализм этот несёт в себе черты зороастризма.

По представлениям лезгин, из Большой воды растёт Мировое древо и своей вершиной достигает седьмой сферы неба. Переход из одного мира в другой возможен для божеств, героев, душ, а также для избранных людей. Символика Древа жизни присуща орнаментам лезгинских ковров — сумагов. Рисунок орнамента обычно проходит по внутреннему периметру ковра и как бы связывает три части мира. В представлениях лезгин существует ещё одно связующее звено между мирами: Дорога душ — Млечный путь. Существует поверье, согласно которому после смерти души людей возвращаются в небесный мир, образуя караван — Млечный путь. По одному из вариантов мифа, сотворённые богами люди спустились на землю на солнечных лучах, называемых «лац» (этим словом лезгины обозначают также ослепительно белый цвет). Самые высокогорные деревни лезгин в Кусарском и Кабалинском районах Азербайджанской Республики, по всей видимости, имеют одинаковые названия под влиянием этих поверий — Лацар (множественное число от «лац»). В другом предании говорится, что начало

человеческому роду положили мифические предки, произошедшие от камней.

Показательна легенда о двух богатырях, распространённая в селе Ахты, где есть две одинаковые горы: один из богатырей долго бродил по горам, а когда устал, сел и снял свои шаламы (обувь) и высыпал из них землю, так и образовались две горы.

Сообразно многим архетипическим представлениям, в том числе библейским, лезгины верят, что первые люди были великанами и жили по 500 лет [4, с. 103]. Распространён и такой вариант мифа о сотворении людей: весь мир изначально был заполнен водой, когда же образовалась суша, первым существом, спустившимся с горы, был богопо-слушный мужчина Итем («мужчина»), которому Бог сохранил жизнь, уничтожив всех грешников. Прежде чем это случилось, на землю спустился ангел Джабраил (Гавриил) к богопослушному человеку и посоветовал ему уйти на самую высокую гору для спасения. Старик оставался на горе семь дней и семь ночей, пока шли проливные дожди. Затем взошло Солнце, земля ожила, расцвели деревья, появились животные. По просьбе Итема Всевышний заселил землю людьми. В приведённом мифе, очевидно, переплелись языческие, библейские и мусульманские представления о сотворении людей. Один мифологический текст так рассказывает о появлении сословий и профессий: «бог гор Тел послал на землю мужа и жену, которые родили пастухов. От мужа и жены, посланных богом воды Пили, произошли рыбаки и охотники. Лесной бог Чали позаботился о земледельцах и ремесленниках. А небесный бог Бал сотворил царей и воинов» [6, с. 109]. Согласно поверьям, спустя год со дня появления первого поколения людей, в день Яран Сувар (21 марта), перво-творец Рагъ соединил тела с душами и велел богу Алпану: «Покажись людям на глаза и доведи до них мои табу!». Алпан спустился на вершину горы и передал людям волю верховного бога: «Кас ("человек")! Слушай, помни и соблюдай табу верхов-

ного бога! Не перечь богам! Не губи свою «касар» (множественное число от «кас»).

душу! Не будь ничьим рабом! Не отступай Проанализированный фольклорный мате-

от правды! Не предавай! Не гаси чужой очаг! риал свидетельствует в пользу наличия у лез-

Называй родиной родную землю!» гин развитого политеизма в доисламские

По преданию, тогда люди первого поко- и дохристианские времена, который также

ления впервые услышали слово «кас» и дру- несёт отпечаток влияния зороастризма.

гие слова, восприняли и поняли родную речь Обилие категорий героев и обиталищ гово-

и стали разговаривать между собой. В одном рит о сложной иерархической структуре лез-

из текстов также утверждается, что Алпан гинской мифологии. Домонотеистические

раздал языки и другим народам [7, с. 110]. представления в различных проявлениях

После обращения бога Алпана люди жили всё ещё оказывают влияние на мироощу-

согласно этим семи табу: с этого дня начина- щение народа, а потому являются факто-

ется история народа, мифологическим само- ром сохранения самобытности и этнической

названием которого и по сей день является идентификации.

Примечания

1. Бадалов Ф. А. Космогонические и антропологические представления, пантеон божеств // Астральная религия лезгин / Российская акад. наук, Центр цивилизационных и региональных исслед., Сектор Кавказа. Москва : Этно-онлайн, 2006. Книга I. 430 с.

2. Безуглова Н. П. Человек и культура: свобода или зависимость? // Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 48—52.

3. Воеводина Л. Н. Философия культуры: проблемы и перспективы // Культура и образование. 2014. № 4 (15). С. 25—32.

4. Возраст людей // Из фольклора южных лезгин / сост. Р. Ризванов. Махачкала, 2003. C. 156.

5. Гриненко Г. В. Семиосфера и семиотика культуры // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 32—40.

6. Люди и их занятия // Из фольклора южных лезгин / сост. Р. Ризванов. Махачкала, 2003. C. 181.

7. Почему на Кавказе много языков? // Из фольклора южных лезгин / сост. Р. Ризванов. Махачкала, 2003. C. 166.

8. Сацкова О. В. Этнокультурный центр Московского государственного университета культуры и искусств: к вопросу актуализации этнокультурных традиции народов России в современном обществе// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 71—74.

9. Сюжеты лезгинского фольклора, содержащие данные о сотворении мира // Самур. Махачкала. 2003. № 6.

10. Флиер А. Я. Гибкость и вариативность культурной социодинамики // Культура и образование. 2015. № 2 (17). С. 16—26.

11. Халидова М. Р. Формы космогонических представлений и верований в повествовательном фольклоре народов Дагестана // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана : сборник статей / Дагестанский филиал АН СССР, Ин-т истории, языка и литературы имени Г. Цадасы ; [составитель М. Р. Халидова]. Махачкала : ДагФАН, 1988. 168 с.

References

1. Badalov F. A. Kosmogonicheskie i antropologicheskie predstavleniia, panteon bozhestv. Kniga 1 [Cosmogonic and anthropological representations, pantheon of deities. Book 1]. Astral'naia religiia lezgin [Astral religion of Lezgians]. Moscow, Etno-onlain Publ., 2006. 430 p.

2. Bezuglova N. P. Chelovek i kul'tura: svoboda ili zavisimost'? [Person and culture: freedom or dependence?]. Kultura iobrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 1 (12), pp. 48—52.

3. Voevodina L. N. Filosofiia kul'tury: problemy i perspektivy [Culture philosophy: problems and prospects]. Kultura iobrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 4 (15), pp. 25—32.

4. Vozrast lyudei [Age of people]. Iz folklora yuzhnih lezgin [From folklore of southern lezgians]. Mahachkala, 2003. P. 156.

5. Grinenko G. V. Semiosfera i semiotika kul'tury [Semiosfera and semiotics of culture]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 32—40.

6. Lyudi i ikh zanyatiya [People and their trades]. Iz folklora yuzhnih lezgin [From folklore of southern lezgians]. Mahachkala, 2003. P. 181.

7. Pochemu na Kavkaze mnogo lezgin? [Why there are such many languages in Caucasia?]. Iz folklora yuzhnih lezgin [From folklore of southern lezgians]. Mahachkala, 2003. P. 166.

8. Satskova O. V. Etnokul'turnyi tsentr Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: k voprosu aktualizatsii etnokul'turnykh traditsii narodov Rossii v sovremennom obshchestve [Ethnocultural center of Moscow State University of culture and arts: to a question of updating ethnocultural traditions of the people of Russia in modern society]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, No. 2 (46), pp. 71—74.

9. Siuzhety lezginskogo fol'klora, soderzhashchie dannye o sotvorenii mira [The plots of the Lezghin folklore containing data on creation of the world]. Samur. Makhachkala. 2003. No. 6.

10. Flier A. Ya. Flier A. Ya. Gibkost' i variativnost' kul'turnoi sotsiodinamiki [Flexibility and variability of a cultural sociodynamics]. Kultura iobrazovanie [Culture and Education]. 2015, No. 2 (17), pp. 16—26.

11. Khalidova M. R. Formy kosmogonicheskikh predstavlenii i verovanii v povestvovatel'nom fol'klore narodov Dagestana [Forms of cosmogonic representations and beliefs in narrative folklore of the people of Dagestan]. Problemy mifologii i verovanii narodov Dagestana [Problems of mythology and beliefs of the people of Dagestan]. Makhachkala, Publishing house of Dagestan branch of Academy of Sciences of the USSR, 1988. 168 p.

^ИНОПРОЦЕССЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

УДК 008(091) А. С. Шахов

Московский государственный институт культуры

Занимая особое положение в системе массовых коммуникаций, кинематограф более других видов искусства подвержен воздействию идеологических и политических обстоятельств. Впервые особенно отчётливо это проявилось в годы Первой мировой войны, в которой официально участвовало 38 государств с населением примерно в 1,5 млрд человек. Сопровождавшие её события и явления возымели судьбоносное значение не только для стран Запада, но и Востока. Не обошли они стороной и некогда могущественную Османскую империю, а также находившиеся с XVI века под её владычеством арабские территории Сирии и Египта. В свете сегодняшней ситуации в ареале Ближнего Востока разговор о специфике кинематографических процессов в данном регионе в 1914—1918 годах представляется важным, нужным и интересным.

Ключевые слова: кинематограф, Ближний Восток, Первая мировая война.

A. S. Shakhov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

FILMMAKING IN THE NEAR EAST DURING THE FIRST WORLD WAR

Cinema is occupying a special position in the system of mass communication and so it is more than any other art forms go through ideological and political circumstances. For the first time it clearly came out during the First World War, which officially involved 38 states with a population of about 1,5 billion. Facts and events of the First World War have had crucial importance not only for the West but also the East. As well as it affected powerful Ottoman Empire, Syria and Egypt had being under Ottoman's rule since the XVIth century. In light of the current situation in the Middle East talking about the specifics of the cinematic processes in the region in 1914 — 1918 years is important, necessary and interesting. Keywords: Cinema, the Middle East, the First World War.

ШАХОВ АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ — кандидат исторических наук, профессор кафедры киноискусства факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры

SHAHOV ANATOLY SERGEEVICH — Ph.D. (History), Professor of Department of motion picture art, Faculty of Media and Audiovisual Arts (MAIS), Moscow State Institute of Culture

e-mail: a-shakhov@yandex.ru © Шахов А. С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.