Научная статья на тему 'Радиовещание в Норвегии: этапы развития'

Радиовещание в Норвегии: этапы развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NRK и цифровизация / Норвегия / радиовещание / монополия / этапы развития

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Простякова Вероника Алексеевна

В статье анализируются основные факторы, повлиявшие на развитие радиовещания в Норвегии. Как показало исследование, этот сегмент медиаиндустрии стал активно развиваться после отмены монополии Норвежской государственной вещательной компании (NRK), привлечения инвестиционного капитала и введения цифрового формата вещания, что привело к диверсификации системы радиовещания в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радиовещание в Норвегии: этапы развития»

Радиовещание в Норвегии: этапы развития

Вероника Простякова

В статье анализируются основные факторы, повлиявшие на развитие радиовещания в Норвегии. Как показало исследование, этот сегмент медиаиндустрии стал активно развиваться после отмены монополии Норвежской государственной вещательной компании (ИЯК), привлечения инвестиционного капитала и введения цифрового формата вещания, что привело к диверсификации системы радиовещания в стране.

Ключевые слова: ИКК и цифровизация, Норвегия, радиовещание, монополия, этапы развития.

УДК 654.191(481)

Р01: 10.30547/теС1аа1тапаН.5.2023.9097 ЕРИ: 71_У1ЮУ

Теоретическое осмысление проблемы

Исследований о развитии радиовещания в Норвегии немного. Прежде всего необходимо отметить монографию Е.Л. Вартановой (1997), в которой анализируется деятельность радиовещания в странах Северной Европы, и ее же труды (2020, 2022, 2023) о проблемах медиа в условиях цифровиза-ции и развития цифровых платформ. Московская школа исследований представлена также работами Л.Д. Болотовой, О.В. Тихоновой, Л.А. Кругловой (2023), ГГ. Щепиловой, Л.А. Кругловой ((ред.), 2021), рассматривающих историю развития и современное состояние отечественной радиожурналистики, и Е.Л. Вартановой, М.И. Макеенко, А.В. Вырковского (2011) об особенностях деятельности FM-радиостанций.

Среди работ норвежских ученых внимания заслуживают прежде всего труды Х.Ф. Даля и Х.Г. Бастиансена (Dahl, Bastiansen, 1999; Bastiansen, Dahl, 2019), анализирующие историю норвежских медиа, в том числе описывающие историю развития радиовещания в Норвегии, а также исследователей Х. Фоссума (Fossum, 1994), Л.Р. Лагс-лета (Langslet, 1966), изучающих реорганизацию общественного радиовещания.

Эмпирическую базу исследования составили следующие материалы: экономические отчеты о развитии медиаиндустрии Норвегии

© Простякова Вероника Алексеевна младший научный сотрудник кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), vprostyakova@mail.ru

0копот/ i погБкв medievirksomheter1, отчеты Управления по делам СМИ - Medietilsyпet2, фиксирующие основные тенденции развития медиаотрасли Норвегии, а также данные Центрального статистического бюро Норвегии3. Цель исследования - выделить основные этапы в развитии радиовещания Норвегии.

К истории вопроса

История радиовещания в Европе начинается с 1920 гг. В связи с экономическим кризисом привлекать инвестиционный капитал для развития нового средства массовой информации было сложно. В странах Скандинавии активно развивалось радиолюбительство, однако во время Первой мировой войны на радиосвязь были наложены жесткие ограничения, и самодельные радиоустройства стали использоваться только после снятия запретов.

С 1920 гг. радиоклубы действовали во многих городах и поселках Норвегии. В 1922 г. радиолюбители стали добиваться создания радиостанции. Она была основана в 1924 г. как общество с ограниченной ответственностью при участии предпринимателей и содействии Телеграфного управления, которое являлось лицензирующим органом по всем вопросам радиовещания. Компании была выдана эксклюзивная лицензия на ежедневное вещание в пределах 150 км от Осло. В следующем году аналогичная компания с собственным передатчиком была создана в Бергене, еще через год -в Тромсе. Чтобы компания могла приобрести радиопередатчик, ей требовалось не менее 20 тыс. норв. крон, поэтому коммерческий потенциал нового средства массовой информации в условиях экономической нестабильности послевоенного времени оказался труднореализуемым.

Во всех скандинавских странах центральную роль в планировании постоянного радиовещания (сегмент радио как вид СМИ оформился в 1924-1925 гг.) играли власти.

В Норвегии Телеграфное управление рассматривало вещание как государственную задачу, однако дефицит бюджетных средств после экономического спада 1920 г. исключил возможность государственного финансирования, и ставка была сделана на радиолюбителей и предпринимателей. Телеграфный совет лишь пообещал, что сам будет предварительно утверждать как радиопередачи, так и их распространение. Таким образом, несмотря на частную форму собственности, вещание контролировалось государством. К тому же частные акционеры так и не смогли ни превратить радио в общенациональное средство массовой информации, ни способствовать развитию радиовещания по всей стране. Через несколько лет Министерство культуры выкупило у них акции и учредило NRK (Norsk Rikskringkasting -Норвежскую государственную вещательную компанию).

Результаты исследования

В 1930 гг., в период повышения уровня безработицы, естественно, снизился спрос на приобретение радиоприемников. Рост числа платных лицензий в Норвегии был незначительным, а развитие радиовещания отставало от Дании и Швеции. В 1933 г., по данным официальной статистики, радиоприемник был только в 18% домохо-зяйств страны.

В конце 1930 гг. радиовещание превратилось в развивающуюся отрасль с годовым оборотом в 20 млн норв. крон, что способствовало ростучисла слушателей. С 1933 по 1940 г. количество лицензионных платежей выросло почти на 300% (Bastiansen, Dahl, 2019: 168). Когда 9 апреля 1940 г. немцы вторглись в Норвегию, радиоприемники были в половине домохозяйств.

Программы ежедневных радиопередач, за которые газеты поначалу пытались взимать плату с радиовещательной компании, стали публиковаться бесплатно и занимали все более заметное место в газетах.

Однако пресса была против того, чтобы NRK транслировала рекламные ролики, как это делали раньше частные компании. Время трансляции рекламных роликов, которые были популярным элементом основной программы, достигало 15 мин в день. Хотя реклама составляла всего 2-3% доходов вещателя, примерно 200 тыс. норв. крон, газеты не собирались от нее отказываться. В прессе началась целенаправленная, экономически мотивированная кампания против рекламы на радио, которая оказала серьезное давление на NRK (Bastiansen, Dahl, 2019: 169).

Во время Второй мировой войны средства массовой информации Норвегии стали инструментом пропаганды. Послевоенное время связано с ростом спроса на средства массовой информации. Годовой рост валового внутреннего продукта составил более 4%, что соответствовало цели, поставленной Лейбористской партией под руководством премьер-министра Э. Герхардсе-на. Благодаря более высоким доходам и большему количеству свободного времени люди могли и читать газеты и еженедельные журналы, и слушать радио, и посещать кинотеатры, не ограничивая свое время.

Начиная с 1950 г. радиопередачи NRK на общенациональной радиостанции P1 имели все более широкий охват. Если в 1949 г. лицензию получили 654 тыс. человек, то в 1950 г. эта цифра превысила миллион (рост составил почти 40%,) а к 1960 г. -3 млн (Bastiansen, Dahl, 2019: 219), лишь незначительно уступив общей численности населения Норвегии. Роль радио в 1950 гг. уникальна в истории норвежских СМИ - ни одна радиостанция не охватывала всего населения страны. NRK стала крупнейшим СМИ, имеющим свой персонал и оборудование для производства радиопрограмм в собственном помещении.

С 1960 по 1980 г. медиаисследовате-лями норвежских СМИ было отмечено параллельное функционирование основных

средств массовой информации. С учетом достигнутого охвата населения все они имели многомиллионную аудиторию. Количество лицензий на радиовещание достигло нового рекордного уровня в 1976 г. -1 318 022 (Bastiansen, Dahl, 2019: 302). Государственная поддержка кинематографа и благоприятные условия для развития радио и телевидения - в дополнение к значительным государственным субсидиям прессы с 1969 г. - представляли собой комплексную политику в отношении всех СМИ. Период с 1960 по 1980 г. - это время, на которое пришелся пик государственных программ по поддержке СМИ. Далее ситуация изменилась. (Краткая характеристика основных этапов развития радиовещания в Норвегии с 1920 по 2020 г. приведена в таблице 1.)

Наиболее ярким событием стала потеря Норвежской национальной вещательной корпорацией эксклюзивной лицензии на радиотелевещание. Об этом было объявлено 16 декабря 1981 г. Таким образом, пятидесятилетняя государственная монополия была ликвидирована, и радиовещание как средство массовой информации оказалось в ситуации, во многом аналогичной той, в которой оно находилось в 1920 гг., когда его развитие определялось частными и местными инициативами.

За этим решением, ставшим одним из знаковых для нового правительства, стоял процесс, который продолжался уже несколько лет, - недовольство монополией NRK. Произошел сдвиг настроений в сторону более либеральной идеологии. В ходе опроса, проведенного в 1978 г. Норвежским институтом общественного мнения, на вопрос о том, является ли исключительное право NRK на ведение радио и телевидения преимуществом или недостатком, 54% ответили, что преимуществом, а 39% посч итали, что «...было бы лучше, если бы монопольное положение NRK было отменено» (Bastiansen, Dahl, 2019: 322).

Таблица 1. Основные этапы развития радиовещания в Норвегии, 1920-2020 гг.4

Период Характеристика

1920- -1930 Появление радиоклубов, частных радиокомпаний. Создание ШК

1930- -1940 Активное развитие радиовещания

1940- -1950 Радио - инструмент пропаганды. Восстановление системы СМИ

1950- -1960 Увеличение времени потребления радиопрограмм

1960- -1970 Отсутствие конкуренции между СМИ, введение государственных субсидий

1970- -1980 NRK - крупнейшая медиакомпания Норвегии. Рост потребления всех СМИ

1980- -1990 Отмена монополии NRK

1990- -2000 Появление частных инвесторов, коммерциализация радиорынка

2000- -2020 Переход на цифровой формат, цифровизация медиарынка

В феврале 1980 г. комитет, назначенный Консервативной партией в 1978 г., представил доклад «Вещание в Норвегии - перспективы и возможности», где впервые был сформулирован план ликвидации монополии NRK с введением местного радио, местного телевидения и спутникового вещания. Отмена монополии сразу же привела к активной деятельности на радио, и в течение последующих пяти лет к желающим участвовать в эфире присоединилось почти 300 новых игроков: политические, религиозные организации, местные радиоассоциации, муниципалитеты и приходские советы. В начале 1980 гг. в радиовещание пришел профессиональный инвестор. Принадлежащая датчанам компания Aller стала первой в сети станций, вещающих под брендом Radiol. С 1988 г. в ограниченном объеме было разрешено транслировать рекламу на радио. В этот период стало развиваться местное радиовещание. Для NRK появление местного радио имело глубокие последствия. В 1979 и 1980 гг. были введены в эксплуатацию собственные FM-радиопередатчики для трансляции радиостанции P2, которая была создана в 1983 г. и официально начала вещание в следующем году.

Когда на рубеже 1970-1980 гг. местное радио только появилось, в общественных дебатах в странах Северной Европы многие

политики и журналисты рассматривали его как реальный путь расширить доступ публики к средствам массовой информации. Прошло менее двадцати лет, и местное радиовещание развилось в самостоятельную индустрию - с собственной экономикой, программным стилем, проблемами и достижениями (Вартанова, 1997: 140). Таким образом, период с 1980 г. можно назвать переломным для медиасистемы страны. Именно в это время стала оформляться медиасистема Норвегии с ключевыми игроками СМИ. Динамика изменений в сфере местного радио стран Северной Европы в 1990 гг. следовала общей тенденции развития радиовещания в индустриальных странах Запада, приведшей к бурному росту числа региональных радиостанций. Важнейшей причиной стали новые возможности, открывшиеся для местных рекламодателей (Вартанова, 1997: 142).

Для норвежского радио FM-диапазон долгое время был преобладающим, несмотря на то, что цифровое радио было создано в Норвегии еще в 1995 г. Тогда компании NRK и P4 организовали свои первые тестовые передачи с помощью цифрового аудио-вещания Digital Audio Broadcasting (DAB). В последующие годы вопрос о цифрови-зации радио неоднократно поднимался в ходе обсуждений. Министерство культуры видело много преимуществ в переходе

на DAß-диапазон: увеличение количества радиопрограмм и радиостанций, обеспечение более качественного звука (DAB практически исключает шумовые помехи как проблему для слушателей), однако полагало, что развивать цифровую радиосеть в Норвегии должны сами компании на коммерческих условиях. Рабочая группа, созданная в 2005 г., рекомендовала выбрать DAB в качестве основного стандарта для будущего цифрового радио в Норвегии.

NRK и P4 заявили, что они вряд ли будут участвовать в финансировании цифровой радиосети без официальной даты прекращения вещания в FM-диапазоне, хотя NRK уже вещала в обоих диапазонах. В течение нескольких лет NRK вводила новые нише-вые радиостанции, транслировавшие программы непосредственно в DAB-диапазоне -NRK Gull и NRK Barn. В 2007 г. NRK запустила пакет цифровых каналов, включающий 16 радиостанций, в том числе NRKJazz, NRK Sport, NRKP3 Ur0rt и NRKStortinget. Позиция Министерства культуры и требования NRK и P4 указывали на то, что DAB должен стать новым норвежским радиостандартом.

Министерство культуры понимало, что игрокам радиорынка будет сложно инвестировать в дорогостоящее развитие DAB без решения об окончательном отказе от FM-вещания, но оставляло за собой право контролировать этот процесс. Поэтому министерство сформулировало условия, которые необходимо было выполнить, прежде чем произойдет постепенный отказ от FM-вещания. Также было рекомендовано прекратить FM-вещание в 2017 г. Это решение давало слушателям шесть лет на адаптацию. Министерство вместе с тем выступало за новый стандарт DAB+, но считало, что выбор технологии должен быть предоставлен самим операторам. По оценкам, сделанным в 2011 г., еженедельно цифровое радио слушали почти 8 млн человек. В 2011 г. было объявлено о том, что в течение 2017 г. FM-вещание должно быть прекращено

(Bastiansen, Dahl, 2019: 282). В рамках подготовки к переходу на DAß-диапазон NRK, P4 и частная Scandinavian ßroadcasting System (SßS) создали совместную компанию Digitalradio NorgeAS. Ее важнейшей задачей стало обеспечение быстрого перехода на цифровое радиовещание.

Аналоговая сеть радиовещания в FM-диапазоне устарела и нуждалась в модернизации. Министерство культуры выдвинуло свои требования. Радиослужбы NRK должны были иметь цифровое покрытие, наиболее важные частоты национальных радиовещателей - расширены до охвата населения не менее 90%, созданы доступные и технически удовлетворительные решения для приема радио в автомобилях.

Слушатели заранее узнали, что 2017 г. станет годом крупнейшего технологического сдвига в новейшей истории норвежского радио: вещание радиостанций в FM-диапазоне будет отключено, и его место займет DAß. Таким образом, сторонники DAß добились своего - в 2017 г. произошел полный переход на вещание в DAß-диа-пазоне (хотя некоторые местные радиостанции продолжали по-прежнему продолжали вещать в FM-диапазоне). Чтобы установить радио в автомобиль, необходимо было заменить радиоприемник или использовать адаптер. Была разработана схема возврата старых радиоприемников, которые подлежали переработке.

Цифровизация видоизменила производство и распространение радиопрограмм. Кроме того, Интернет привел к появлению онлайн-радио. Все основные норвежские радиостанции - NRK, P4 и Radio Norge - можно было найти в Интернете. Если в FM-диапазоне существуют ограничения по количеству вещателей и объему эфирного времени, то в DAß-диапазоне таких ограничений меньше. Кроме того, DAß дает местным вещателям возможность вести непрерывное вещание на большей

Таблица 2. Количество радиостанций, по годам5

Диапазон Охват Количество радиостанций

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2022 г.

FM Общенациональный 4 5 5 5 0 0

Региональный 18 16 16 16 0 0

Местный 274 249 250 238 78 57

DAB Общенациональный 3 5 11 18 32 33

Региональный 2 3 1 1 15 16

Местный - - - - 57 65

географической территории, чем в FM-диа-пазоне. Начиная с 2010 г. DAB также поддерживает стандарт DAB+. Впоследствии все радиотрансляции DAB в Норвегии были преобразованы в DAB+. В 2022 г. радиовещательный сегмент был представлен 171 радиостанциями, большинство из которых были местными (см. табл. 2).

Ликвидация монополии NRK, появление частных инвесторов и переход на цифровое вещание привело к тому, что произошла полная реорганизация сегмента радиовещания. И одним из ключевых вопросов стал вопрос о его финансировании.

Законодательство Норвегии в области радиовещания четко регулирует вещательную деятельность с помощью процедуры лицензирования. В соответствии с законодательством радиокомпании могут получить три различных типа лицензий на вещание: круглосуточное, общественное и нишевое. Тип лицензии предназначен для предоставления радиостанциям лучших условий для получения доходов от рекламы.

Радиокомпании, работающие круглосуточно и без выходных, находятся в самых густонаселенных районах. Общественные радиостанции имеют право на непрерывное вещание в прайм-тайм. Согласно положению о лицензиях, нишевые радиостанции ограничены в получении доходов от рекламы и, как правило, имеют время вещания вне прайм-тайм.

Стоит отметить, что местное радиовещание испытывает серьезное давление со стороны игроков рынка. Отказ от вещания в FM-диапазоне и переход на DAB впервые оказали заметное влияние на структуру местной радиоиндустрии. Например, Bauer Media перешла на трансляцию своего радиоконтента только в цифровом формате.

Для независимых радиостанций наиболее важным источником дохода являются доходы отлотерей.Большое количество нишевых радиостанций финансируется за счет пожертвований и добровольных лицензий. Радиостанции, входящие в крупную вещательную группу, в которой участвует национальная радиостанция или сеть, имеют еще больше возможностей для получения дохода - например, возможность совместной продажи рекламных площадей. Наиболее важным источником прибыли является доход от рекламы (см. табл. 3).

Местные радиостанции, которые находятся в национальной сети, получают выгоду от возможности координировать продажу рекламных площадей на национальном рынке. Несмотря на то, что доход от рекламы для радиостанций является одним из основных, по сравнению с другими СМИ, доходы от рекламы в сегменте радиовещания медиаиндустрии отстают от доходов онлайн-медиа, телевидения и газет.

Таблица 3. Чистый доход от рекламы в норвежских СМИ (млн норв. крон, по годам)6

СМИ Доход

2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2022 г.

Печатные газеты 6658 6684 3978 1711 1473

Печатные журналы 626 547 326 122 105

Телевидение 2648 3059 3867 3330 3550

Радио 500 561 764 506 641

Интернет 1532 3919 7545 12 269 17026

Выводы

В последние два десятилетия XX в. и в начале XXI в. медиасистема Норвегии претерпела беспрецедентную трансформацию с точки зрения организации и формы собственности. Радио и телевидение перешли от полной государственной монополии к децентрализованной, смешанной частно-государственной форме. Радиовещание, которое на протяжении многих лет было закрытой отраслью, оказалось открыто для жесткой конкуренции на свободном медиарынке.

Трансформация 1980-1990 гг. была обусловлена несколькими факторами: коммерциализацией, необходимостью адаптации к медиарынку и интернационализацией СМИ. Позже сложились и внутренние условия,

позволившие радиокомпаниям перейти на новый формат вещания. С 1980 гг. местные радиостанции оказались под влиянием крупных коммерческих медиакомпаний. С 1990 гг. изменения проходили в два этапа: первый связан с появлением Интернета, второй - с трансформацией СМИ и адаптацией к цифровым технологиям. Согласно отчету Digital News Report (2017)7, Норвегия была в числе ведущих стран мира по уровню цифровизации медиаиндустрии.

Таким образом, основные изменения, происходившие в сегменте радиовещания Норвегии были связаны с цифровизацией медиасистемы. Переход на цифровое вещание также помог местным и нишевым радиостанциям увеличить аудиторию и улучшить вещание.

Примечания

1 Medietilsynet (2009) 0konomi og eierskap i norske medievirksomheter 2005-2009. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://www.medietilsynet.no/globalassets/ publikasjoner/medieokonomi/2005—-2009-utvikling-i-okonomi-og-eierskap-i-norske-medier-full.pdf (дата обращения: 02.09.2023); Medietilsynet (2011) 0konomi i norske medievirksomheter 2006-2010. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://www.medietilsynet.no/globalassets/publikasjoner/medieokonomi/2006—2010-utvilking-i-okonomi-i-norske-medier.pdf (дата обращения: 02.09.2023); Medietilsynet (2012) 0konomi i norske medievirksomheter 2007-2011. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://medienorge.uib.no/files/Eksterne_pub/Medietilsynet_ 0konomirapport_2007-2011.pdf (дата обращения: 02.09.2023).

2 Medietilsynet (2020) Ársrapport 2020. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://www.medietilsynet.no/globalassets/publikasjoner/arsrapporter-medietilsynet/medietilsynets-arsrapport-2020-red.pdf (дата обращения: 02.09.2023).

3 Net Advertising Revenue in Norwegian Media. Режим доступа: https://www.medienorge. uib.no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=362 (дата обращения: 02.09.2023); Number of Norwegian Radio Channels. Режим доступа: https://www.medienorge.uib. no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=171 (дата обращения: 02.09.2023).

4 Digital News Report 2017. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/ sites/default/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf (дата обращения: 02.09.2023).

5 https://www.medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=171 (дата обращения: 12.09.2023).

6 https://www.medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=362 (дата обращения: 01.09.2023).

7 Digital News Report 2017. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/ sites/default/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf (дата обращения: 02.09.2023).

Библиография

БолотоваЛ.Д., Тихонова О.В., КругловаЛ.А. История отечественной радиожурналис-тики.1895-2020 годы: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2023.

Вартанова Е.Л. Медиасистема в национальном контексте: в продолжение академической дискуссии (на примере медиасистем стран БРИКС) //Меди@льманах. 2020. № 4. С. 8-15. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2020.815

Вартанова Е.Л. Меняющаяся архитектура медиа и цифровые платформы // Меди@льма-нах. 2022. № 1. С. 8-13. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2022.813

Вартанова Е.Л. «Пересборка» медиа: актуальные процессы трансформации в условиях цифровизации // Меди@льманах. 2023. № 3. С. 8-16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.816 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.

Вартанова Е.Л., Макеенко М.И., Вырковский А.В. Мультимедийные стратегии московских FM-радиостанций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 6. С. 6-32.

Современное радио в России: учеб. пособие / под ред. Г.Г. Щепиловой,Л.А. Кругло-вой. М.: Аспект-Пресс, 2021.

Bastiansen H.G., Dahl H.F. (2019) Norskmediahistorie. 3 utgave. Oslo: Universitetsforlaget. Dahl H.F., Bastiansen H.G. (1999) Over til Oslo. NRK som monopol 1945-1981. Oslo: Cappelen.

Fossum H. (1994) Radio i tre kanaler: om omleggingen av de offentlige radioene i Danmark og Norge. Oslo: Universitetet i Oslo.

Langslet L.R. (1966) Radio og fjernsyn. Oslo: Minervas kvartalsskrift.

Дата поступления в редакцию: 20.09.2023 Дата публикации: 20.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.