Научная статья на тему 'Радиоизотопные приборы: особенности радиационного контроля и надзора'

Радиоизотопные приборы: особенности радиационного контроля и надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2074
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОМАТОГРАФЫ / CHROMATOGRAPHS / РИП / РАДИОИЗОТОПНЫЕ ПРИБОРЫ / RADIOISOTOPE INSTRUMENTS / РАДИАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / RADIATION CONTROL / RID

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плесовских Дмитрий Михайлович

В статье представлены особенности радиационного контроля и надзора в отношении радиоизотопных приборов, имеющих повсеместное распространение в Российской Федерации, на основании сравнения нормотворческого подхода Роспотребнадзора и Ростехнадзора к проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плесовских Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADIOISOTOPE DEVICES: PECULIARITIES OF RADIATION CONTROL AND OVERSIGHT

The article presents the features of radiation monitoring and surveillance in relation to radioisotope instruments, which are widespread in the Russian Federation, on the basis of a comparison of the normative approach of Rospotrebnadzor and Rostekhnadzor to the problem.

Текст научной работы на тему «Радиоизотопные приборы: особенности радиационного контроля и надзора»

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 4 (26)

УДК 681.2.082:614.876 ГРНТИ 76.33.39

РАДИОИЗОТОПНЫЕ ПРИБОРЫ: ОСОБЕННОСТИ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

О Д.М. Плесовских

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» 644116, г. Омск, ул. 27-я Северная, 42а; e-mail: fbuz55@mail.omsksanepid.ru

В статье представлены особенности радиационного контроля и надзора в отношении радиоизотопных приборов, имеющих повсеместное распространение в Российской Федерации, на основании сравнения нормо-творческого подхода Роспотребнадзора и Ростехнадзора к проблеме.

Ключевые слова: хроматографы, РИП, радиоизотопные приборы, радиационный контроль.

RADIOISOTOPE DEVICES: PECULIARITIES OF RADIATION CONTROL AND OVERSIGHT

D.M. Plesovskih

FBIH "Center of Hygiene and Epidemiology in the Omsk Region " Russia, 644116, Omsk, 27th Severnaya St., 42а; e-mail: fbuz55@mail.omsksanepid.ru

The article presents the features of radiation monitoring and surveillance in relation to radioisotope instruments, which are widespread in the Russian Federation, on the basis of a comparison of the normative approach of Rospo-trebnadzor and Rostekhnadzor to the problem.

Keywords: chromatographs, RID, radioisotope instruments, radiation control.

Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения России, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания - это приоритетные направления деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В связи с принятием в 1996 г. Федерального закона «О радиационной безопасности населения» №3-Ф3 от 9 января 1996 г. в Российской Федерации начала действовать принципиально новая стратегия обеспечения радиационной защиты населения. Она не только сводится к обеспечению радиационной безопасности персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения, но и распространяется на обеспечение радиационной безопасности всего населения страны независимо от источника ионизирующего излучения. В дальнейшем был разработан ряд подзаконных нормативных актов, направленных на обеспечение соблюдения действующих нормативов и критериев по ограничению облучения населения за счет природных и техногенных источников ионизирующего излучения в коммунальных и производственных условиях. Одной из важ-

нейших задач в этой области является обеспечение единых требований к организации и проведению радиационного контроля и гигиенической оценке по показателям радиационной безопасности населения и персонала при всех видах обращения с радиоизотопными приборами (далее РИП).

Цель исследования - описание и сравнительная оценка основных требований к обращению с радиоизотопными приборами со стороны Роспотребнадзора и Ростехнадзора.

Анализ проводился на основании практического опыта взаимодействия с Ростех-надзором специалистов Центра гигиены и эпидемиологии в Омской области при проведении радиационного контроля и санитарно-эпидемиологической экспертизы на вид деятельности.

В Российской Федерации активно применяются различные методы исследования и контроля, основанные на использовании ионизирующего излучения закрытых радионуклид-ных источников. В ближайшее время использование подобных методов исследования будет только увеличиваться в связи с повсеместным распространением вышеуказанных приборов и оборудования.

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ

Согласно СанПиН 2.6.1.3287-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с радиоизотопными приборами и их устройству» к радиоизотопным приборам относятся уровнемеры, толщиномеры, плотномеры, счетчики предметов, измерители давления, влагомеры, радиоизотопные извещатели дыма, анализаторы и другие приборы, основанные на использовании ионизирующего излучения источников. РИП по степени радиационной опасности в зависимости от вида и активности используемых в их составе источников подразделяются на 4 группы:

1 группа - РИП, содержащие закрытые радионуклидные источники альфа- или бета-излучения с активностью не более минимально значимой активности (МЗА);

2 группа - РИП, содержащие закрытые радионуклидные источники альфа-, бета-излучения или нейтронов с активностью более МЗА, но не более 0,01 минимально лицензируемой активности (МЛА);

3 группа - РИП, содержащие закрытые радионуклидные источники альфа-, бета-, гамма-излучения или нейтронов с активностью более 0,01 МЛА, но не более МЛА;

4 группа - РИП, содержащие закрытые радионуклидные источники альфа-, бета-, гамма-излучения или нейтронов с активностью более МЛА.

К обращению (изготовление, реализация, испытания, монтаж, эксплуатация, техническое обслуживание (включая наладку и ремонт), перезарядка источников, радиационный контроль, транспортирование, хранение, демонтаж и утилизация) с РИП 2-4-й групп допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, отнесенные к категории персонала группы А, прошедшие обучение по правилам работы с РИП и инструктаж по радиационной безопасности.

Обращение с РИП 4-й группы допускается при наличии лицензии на деятельность в области обращения с закрытыми радионуклид-ными источниками ионизирующего излучения.

Обращение с РИП 2-4-й групп допускается после оформления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам (далее СЭЗ).

РИП 1-й группы освобождаются от контроля в соответствии с пунктом 1.7.2 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)». РИП 2-й группы

освобождаются от контроля в соответствии с пунктом 1.7.2 0СП0РБ-99/2010 при одновременном выполнении следующих условий:

- мощность амбиентного эквивалента дозы в любой доступной точке на расстоянии 10 см от поверхности РИП при любом возможном режиме работы и хранения не превышает 1 мкЗв/ч;

- обеспечена герметизация радиоактивного содержимого используемого в РИП источника при всех допустимых режимах его работы и хранения;

- замена источника в РИП пользователем не допускается, блок источника опломбирован, доступ к источнику невозможен без нарушения пломбы изготовителя.

Для РИП 1-й группы, а также РИП 2-й группы, освобожденных от контроля, мощность амбиентного эквивалента дозы излучения на расстоянии 0,1 м от любой доступной точки поверхности блока источника при любых возможных условиях эксплуатации не должна превышать 1,0 мкЗв/ч.

Мощность амбиентного эквивалента дозы излучения на расстоянии 1,0 м от поверхности блока источника РИП 2-4-й групп не должна превышать 20 мкЗв/ч. Для РИП 2-4-й групп, предназначенных для использования в производственных помещениях, имеющих постоянные рабочие места, мощность амбиентно-го эквивалента дозы излучения не должна превышать 100 мкЗв/ч на расстоянии 10 см и 3,0 мкЗв/ч на расстоянии 1,0 м от поверхности блока источника.

Работа с переносными РИП всех групп, мощность амбиентного эквивалента дозы излучения на расстоянии 1,0 м от любой доступной точки поверхности которых, в том числе в зоне прямого пучка излучения, при любых возможных условиях эксплуатации не превышает 1,0 мкЗв/ч, может проводиться в любых производственных помещениях и на открытом воздухе. Работа с переносными РИП, которые не соответствуют этому требованию, допускается только в помещениях, указанных в санитарно-эпидемиологическом заключении.

Организация, получившая РИП 2-4-й групп, и организация, осуществившая их поставку, письменно извещают об этом органы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Условия получения, хранения, использования и списания с учета РИП с источниками должны исключать возможность их утраты или бесконтрольного использования. Все поступившие РИП и

нем2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 4 (26)

содержащиеся в них источники подлежат учету. РИП учитываются по наименованиям и заводским номерам с указанием активности и номера каждого источника, входящего в комплект.

До получения РИП 2-4-й групп утверждается список лиц, допущенных к работе с ними, обеспечивается обучение, назначаются лица, ответственные за обеспечение радиационной безопасности, учет и хранение источников, организацию сбора, хранения и сдачи на захоронение радиоактивных отходов, радиационный контроль. На наружные поверхности РИП (блока источника) должны быть нанесены знаки радиационной опасности, отчетливо видимые с расстояния не менее 3,0 м. Для РИП

1-й группы и РИП 2-й группы, освобожденных от контроля, допускается наносить знак радиационной опасности на внутренней поверхности корпуса или на блоке источника.

Не допускается размещение и использование РИП 2-4-й групп (в том числе радиоизотопных извещателей дыма) в детских организациях и жилых зданиях и помещениях.

При установке и эксплуатации РИП

2-4-й групп необходимо выполнять следующие требования:

- направлять пучок излучения в сторону, наиболее безопасную для людей, работающих в данном и смежных помещениях (в сторону земли, капитальной стены и так далее);

- осуществлять установку РИП так, чтобы мощность амбиентного эквивалента дозы на постоянных рабочих местах для лиц, не отнесенных к персоналу группы А или Б, не превышала 0,5 мкЗв/ч, а в местах возможного нахождения людей не превышала 1,0 мкЗв/ч;

- размещать блоки источников стационарных РИП 2-4-й групп на расстоянии не менее 1,0 м от постоянных рабочих мест и от мест возможного нахождения людей.

РИП всех групп, не подлежащие дальнейшему использованию, должны быть демонтированы, а содержащиеся в них источники сданы на захоронение в специализированные организации или возвращены производителю РИП.

Организации, использующие РИП 2-4-й групп (за исключением РИП 2-й группы, освобожденных от контроля), проводят радиационный контроль на рабочих местах, в помещениях и на территории организации, а также контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала. Периодичность, объем и виды радиационного контроля зависят от типа и количества используемых в организации РИП и отражают-

ся в программе производственного радиационного контроля. Радиационный контроль проводится лицом, ответственным за радиационную безопасность, службой радиационной безопасности организации или аккредитованной в соответствующих областях измерений лабораторией радиационного контроля.

В зависимости от используемых в РИП источников (радионуклид, вид излучения) радиационный контроль включает измерение следующих параметров:

- индивидуальные дозы внешнего облучения персонала группы А;

- мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения;

- мощность амбиентного эквивалента дозы тормозного излучения;

- мощность амбиентного эквивалента дозы нейтронного излучения;

- снимаемое поверхностное радиоактивное загрязнение РИП и оборудования альфа-или бета-излучающими радионуклидами.

Измерения мощности амбиентного эквивалента дозы на рабочих местах и в местах возможного нахождения людей проводятся на четырех высотах: 0,5; 1,0; 1,5 и 2,0 м над полом (измеренные на всех высотах значения мощности амбиентного эквивалента дозы не должны превышать 0,5 мкЗв/ч на постоянных рабочих местах лиц, не отнесенных к персоналу группы А или Б, и 1,0 мкЗв/ч в местах возможного нахождения людей).

Разработанная Роспотребнадзором рациональная система методических подходов с учетом требований к помещениям, организации работ, используемой аппаратуре и оборудованию в совокупности с эффективным надзором за их выполнением является основой обеспечения радиационной безопасности населения и персонала при обращении с радиоизотопными приборами.

Необходимо отметить, что нами неоднократно упоминалось о РИП 1-й и РИП 2-й группы, освобожденных от контроля в связи с содержанием закрытых радионуклидных источников с активностью не более минимально значимой активности (МЗА) либо с активностью более МЗА, но не более 0,01 минимально лицензируемой активности (МЛА). Эти требования изложены в нормативных документах Роспотребнадзора. Тем не менее Ростехнадзор, ссылаясь на требования (применяя нормативное толкование) Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ

веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16), считает, что организации, эксплуатирующие РИП 1-2-й групп (в т. ч. хроматографы), подлежат надзору и контролю.

В настоящее время отсутствует единый подход к проблеме РИПов со стороны федеральных служб и ведомств, осуществляющих контроль и надзор в сфере радиационной безопасности. С одной стороны, РИПы 1-й и 2-й группы (в т. ч. хроматографы с детекторами электронного захвата), содержащие радио-нуклидный источник, согласно требованиям Федерального закона № З-ФЗ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения», СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010) и СанПиН 2.6.1.3287-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с радиоизотопными приборами и их устройству», освобождаются от контроля, а также от необходимости оформления специального разрешения на право работы с ними.

С другой стороны, ссылаясь на положения Федерального закона № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» и «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16), организации, эксплуатирующие подобные приборы, являются объектами использования атомной энергии, от них требуется получение разрешений на право

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.О радиационной безопасности населения: Федеральный закон Рос. Федерации № З-ФЗ от 9 января 1996 г.

2. Об использовании атомной энергии: Федер. закон Рос. Федерации № 170-ФЗ от 21.11.1995 г.

3.О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон Рос. Федерации № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г.

4.СП 2.6.1.2612-10. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010).

5.СанПиН 2.6.1.3287-15. Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с радиоизотопными приборами и их устройству.

6. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии НП-067-16. Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации.

Плесовских Дмитрий Михайлович - заведующий отделением экспертиз ионизирующего излучения Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области; e-mail: fbuz55@mail.omsksanepid.ru.

ведения работ в области использования атомной энергии, они подвергаются ежегодной плановой проверке с предъявлением к исполнению значительного количества излишних требований. При этом, ссылаясь на статью 24.1. Федерального закона № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии», очень «ловко» игнорируются требования статьи 9 часть 2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года) с целю увеличения объема плановых проверок в сфере использования атомной энергии. Данная ситуация в свою очередь ведет к дополнительной «надзорной» нагрузке на организации и предприятия различных форм собственности, что выражается в крайне неэффективном расходовании бюджетных средств в виде финансовых ресурсов на обучение персонала, материально-технические и административные мероприятия.

Современное положение дел требует конкретных шагов по выработке единого подхода к «проблеме РИПов» со стороны надзорных и контролирующих органов и служит основанием для инициации изменений в законодательные и нормативные акты по данному вопросу.

REFERENCES

1. O radiacionnoj bezopasnosti naselenija: Fed-eral'nyj zakon Ros. Federacii № 3-FZ ot 9 janvarja 1996 g.

2. Ob ispol'zovanii atomnoj jenergii: Feder-al'nyj zakon Ros. Federacii № 170-FZ ot 21.11.1995 g.

3. O zashhite prav juridicheskih lic i individu-al'nyh predprinimatelej pri osushhestvlenii gosudar-stvennogo kontrolja (nadzora) i municipal'nogo kontrolja: Federal'nyj zakon Ros. Federacii № 294-FZ ot 26 dekabrja 2008 g.

4. SP 2.6.1.2612-10. Osnovnye sanitarnye pravila obespechenija radiacionnoj bezopasnosti (OSPORB-99/2010).

5. SanPiN 2.6.1.3287-15. Sanitarno-jepidemiologicheskie trebovanija k obrashheniju s radi-oizotopnymi priborami i ih ustrojstvu.

6. Federal'nye normy i pravila v oblasti ispol'zovanija atomnoj jenergii NP-067-16. Osnovnye pravila ucheta i kontrolja radioaktivnyh veshhestv i ra-dioaktivnyh othodov v organizacii.

Plesovskih Dmitry Mikhailovich - head of the Department of examinations of ionizing radiation of the Center of Hygiene and Epidemiology in the Omsk Region, e-mail: fbuz55@mail.omsksanepid.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.