Научная статья на тему 'Радиоэкологическое образование как фактор, определяющий развитие регионов с ядерной промышленностью и энергетикой'

Радиоэкологическое образование как фактор, определяющий развитие регионов с ядерной промышленностью и энергетикой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RADIOECOLOGICAL EDUCATION / ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / NUCLEAR ENERGY / РАДИОЭКОЛОГИЯ / RADIOECOLOGY / ПЕДАГОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / TEACHER-RESEARCHER / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ENVIRONMENTAL CONDITIONS / ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / A GRAPHICAL MODEL OF DEVELOPMENT / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильковская Ольга Вячеславовна

Рассматривается роль радиоэкологического образования населения регионов, связанных с ядерной энергетикой на экологические последствия атомных объектов. Центральной фигурой в радиоэкологическом образовании является педагог-исследователь, способный не только дать знания по радиоэкологии, но и проводить исследования влияния факторов, сопутствующих ядерной энергетике на здоровье населения и экологическую обстановку в регионе. Предлагается графическая модель развития педагога-исследователя в системе радиоэкологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADIOECOLOGICAL EDUCATION AS A FACTOR IN DETERMINING THE DEVELOPMENT OF THE REGIONS WITH THE NUCLEAR INDUSTRY AND ENERGY

The article examines the role of radio-ecological education of the population of regions associated with nuclear power on environmental impacts of nuclear facilities. The central figure in radioecological education is teacher-researcher, able not only to provide knowledge

Текст научной работы на тему «Радиоэкологическое образование как фактор, определяющий развитие регионов с ядерной промышленностью и энергетикой»

Научно-практический журнал «Новые исследования в разработке техники и технологий» № 1/2014

Васильковская О.В.

РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ С ЯДЕРНОй

промышленностью и энергетикой

Введение. История развития человечества знает немало примеров, когда достижения науки и техники нередко вызывали противостояние общества, особенно в области новых источников энергии. Подобной участи не избежала и энергия атома - величайшее открытие XX века. Этому способствовали многолетняя засекреченность, недоступность и не всегда достоверная информация о ядерных технологиях. В результате сложилась ситуация, связанная с противоречивой оценкой роли ядерной составляющей в общем энергетическом балансе и с осознанием ее как культурного феномена, исходя из понимания культуры как о сфере деятельности и совокупности общественных продуктов, создаваемых человеческим трудом.

Проблематика. Особую тревогу вызывает несформированность в современном обществе экологической культуры, выражающейся в способности человека не просто сознательно направлять свои действия на решение экологических проблем, но и в умении действовать творчески, находить новые методы и приемы решения задач, способствующих устранению или ослаблению экологической напряженности. Такое понимание культуры человека позволяет выявить главную функцию экологической культуры - формирование и развитие личности, способной нести ответственность за результаты своей деятельности и решать экологические проблемы.

Разделяя эту точку зрения, мы исходим из того, что ядерную технологию следует, прежде всего, рассматривать как способ извлечения и переработки ресурсов, используемых для поддержания жизнеспособной социокультурной системы. Исходя из этого, проблема развития экологической культуры личности - это проблема формирования личностной позиции, т.к. сами культурные явления (техника, технология) должны рассматриваться как феномены жизненного мира человека. Осознание феномена ядерной технологии личностью следует рассматривать только в контексте решения главной цели - обеспечение устойчивого развития общества и природы.

В настоящее время понятие устойчивого развития трактуется неоднозначно. По нашему мнению, любая концепция устойчивого развития - это осознание человечеством необходимости обеспечения экологической безопасности через антропогенное воздействие на жизнеподдерживающие системы планеты, страны, региона. В системе устойчивого развития общества и природы ключевая роль отводится образованию, основной функцией которого является воспроизводство социального опыта. Экологическое образование - это наиболее простой, доступный и дешевый способ, позволяющий устранять или ослаблять остроту экологической напряженности и способный содействовать сохранению устойчивого развития.

В экологическом пространстве России особое место занимают регионы, на территориях которых размещены закрытые административные территориальные образования (ЗАТО), в зонах потенциального воздействия которых проживают десятки миллионов человек. В этих регионах сегодня недостаточное внимание уделяется радиоэкологической

17

составляющей системы образования и воспитания подрастающего населения и радиоэкологическому просвещению населения в целом. Эпоха «холодной войны» воспитало несколько поколений людей с патологической атомобоязнью, испытывающих страх перед энергией атома.

Как показали события XX века, инциденты на радиохимических предприятиях и атомных электростанциях под г.г. Челябинском (НПО «Маяк»), Томском (СХК г. Се-верск), в г. Чернобыле на АЭС, в г. Фукусима (Япония) были неожиданными для общества и населения и принесли последствия с различной степенью серьезной угрозы для населения. Причём, экологически обученное население в области радиоэкологии вело себя в условиях аварий грамотно и разумно. Там же, где уровень экологической грамотности населения низкий и нет системы обучения стилю жизни в экологически опасных регионах с угрозой ядерного техногенного воздействия жители до сих пор пребывают в состоянии ожидания и остро реагирует на любые слухи об авариях и выбросах на атомных производствах. Все это в совокупности создает ситуацию, далекую от понимания устойчивого развития ядерной энергетики и радиохимической промышленности. Результаты отсутствия системы радиоэкологического образования сказываются и на планах перспективного развития регионов и РФ в целом. В этих условиях радиоэкологическое образование является ключевым звеном концепции образования будущего в регионах с ядерной составляющей топливно-энергетического и промышленного комплекса. Основная цель экологического образования в этих регионах - формирование нового мировоззрения, базирующегося на необходимости перехода к новому типу отношений с обществом, природой и экологически целесообразному образу жизни. Нами предлагается модель развития педагога-исследователя в области современного профессионального радиоэкологического образования. Почему педагога-исследователя? Да потому, что в процессе обучения он должен постоянно заниматься самообразованием в области вновь появляющихся технологий атомной промышленности и быть психологом в области поведения человека в экстремальных ситуациях.

Обобщая все вышеизложенное выше, можно представить некоторую графическую модель развития педагога-исследователя в системе профессионального образования (см. рисунок 1). Эта модель наглядно и системно отражает требования к знаниям, умениям, мировоззрению и профессионализму педагога в динамике его совершенствования. Заметим, что силовые линии образовательного и прагматического аспектов направлены к личности педагога с двух сторон, причем эти силовые линии являются результатом совместного влияния различных направлений подготовки - практической и теоретической, технологической и фундаментальной. Технологическое начало в умениях педагога должно развиваться одновременно с глубокой философской подготовкой и постоянным углублением в специальной подготовке, повышающей уровень педагогического профессионализма. Фундаментальные знания, развиваясь одновременно с повышением уровня мировоззрения и с углублением специальных знаний, составляют базис знаний педагога. Основным способом постоянного развития модели знаний и умений педагога являются постоянные исследования в педагогической деятельности. Лабораторией исследований должны быть каждая лекция, лабораторные или практические занятия, любое коллективное или индивидуальное общение с обучаемым. Педагог-исследователь должен готовить

18

Научно-практический журнал «Новые исследования в разработке техники и технологий» № 1/2014

современного инженера-исследователя, способного творчески работать в высокотехнологичных производствах, к которым относится атомная промышленность [1].

На рубеже XX и XXI веков возникли биокосмические технологии. Идея работы человеческого мозга отразилась в нейрокомпьютерах, работающих по принципу параллельной передачи и обработки информации [2]. В основе инженерной деятельности человека XXI века будут лежать принципы, основанные на решении перечисленных проблем, а система образования инженера-исследователя должна быть перестроена в соответствии с появившимися технологическими реалиями.

Кроме организационных и экономических условий, современный инженер должен учитывать экологическую ситуацию (инженерно-технические проекты должны органически вписываться в природную и человеческую среду), международно-политическую (инженерно-технические проекты должны быть на уровне мировых стандартов), эстетическую (предлагаемые проекты не должны уродовать ландшафт, вписываться в архитектурные ансамбли), эргономическую (необходимо учитывать физиологические и психологические особенности человеческого организма) [3].

Задача технологической подготовки инженеров на современном этапе состоит в том, чтобы всем будущим инженерам независимо от специальности давать фундаментальные инженерно-технические, организационные, экономические, международнополитические, экологические, психолого-педагогические, эргономические, эстетические знания.

Заключение. В XXI веке развитие атомной промышленности и ядерной энергетики неизбежно. В связи с этим возникает проблема создания не только новых безопасных реакторов и экологически чистых технологий, но организация подготовки новых специалистов: педагогов-исследователей и инженеров-исследователей для ядерных производств, вооружённых знаниями в области радиоэкологии и создающих вокруг себя среду из людей, способных успешно существовать в новых технологических условиях.

На решение этих задач должны быть направлены усилия педагогов, психологов, инженеров, социологов и представителей других наук нового типа.

19

Литература

1. Комплексная подготовка педагога-исследователя/ Под общ. ред. В.А.Дмитриенко. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2002.-290 с.

2. Алексеев В.П., Щуцкий А.В. Нейронная модель терморегуляторов термостабильных радиотехнических устройств. // Труды V международной конференции «Актуальные проблемы электронного приборостроения» АПЭП-2000. Новосибирск, НГТУ, 2000.

3. А.А.Чернышев, Н.А.Романова. Системная подготовка педагога-эколога в области качества//// Материалы региональной научно-методической конференции «Современное образование: системы и практика обеспечения качества». Томск, 2002.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.