Научная статья на тему 'Радикальные политические объединения как элемент политической системы общества'

Радикальные политические объединения как элемент политической системы общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4071
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВО / СОБСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / НЕСОБСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / РАДИКАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / POLITICAL SYSTEM OF SOCIETY / STATE / IN FACT-POLITICAL ELEMENTS / IMPROPER POLITICAL ELEMENTS / RADICAL POLITICAL ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гуляев Н.А.

В статье рассматриваются радикальные политические объединения как элемент политической системы общества. Приводится определение политической системы общества, ее структуры, анализируются элементы политической системы общества. Рассматриваются условия, при которых эти объединения могут выделяться в качестве элемента политической системы общества того или иного государства. Используя широкую историческую базу, автор статьи анализирует существенные признаки радикальных политических объединений. В статье выделены и рассмотрены следующие признаки таких объединений: сочетание легальных и нелегальных методов в своей политической деятельности, представление интересов значительной части общества или определенных социальных групп, способность трансформации в другие элементы политической системы общества, возрастание роли таких объединений свидетельствует о нестабильности политической системы того или иного общества. В завершение работы дается определение радикальных политических объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Radical political associations as an element of the political system of society

The article considers radical political associations as an element of the political system of society. The definition of the political system of society, its structure is given, the actual political and improper political elements of the political system are analyzed. The conditions under which these associations can be distinguished as an element of the political system of the society of a state are considered. Using a wide historical base, the author analyzes the essential features of radical political associations. The article highlights and considers the following features of such associations: the combination of legal and illegal methods in their political activities, representing the interests of a significant part of society or certain social groups, the ability to transform into other elements of the political system of society, the increasing role of such associations indicates the instability of the political system of a society. At the end of the work the definition of radical political associations is given.

Текст научной работы на тему «Радикальные политические объединения как элемент политической системы общества»

Радикальные политические объединения как элемент политической системы общества

Radical political associations as an element of the political system of society

Гуляев Н.А.

Студент 1 курса магистратуры, Юридический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва e-mail: guliaiev-nikita@mail. ru

Gulyaev N.

1st year master student, Faculty of law.

Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow e-mail: guliaiev-nikita@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются радикальные политические объединения как элемент политической системы общества. Приводится определение политической системы общества, ее структуры, анализируются элементы политической системы общества. Рассматриваются условия, при которых эти объединения могут выделяться в качестве элемента политической системы общества того или иного государства. Используя широкую историческую базу, автор статьи анализирует существенные признаки радикальных политических объединений. В статье выделены и рассмотрены следующие признаки таких объединений: сочетание легальных и нелегальных методов в своей политической деятельности, представление интересов значительной части общества или определенных социальных групп, способность трансформации в другие элементы политической системы общества, возрастание роли таких объединений свидетельствует о нестабильности политической системы того или иного общества. В завершение работы дается определение радикальных политических объединений.

Annotation.

The article considers radical political associations as an element of the political system of society. The definition of the political system of society, its structure is given, the actual political and improper political elements of the political system are analyzed. The conditions under which these associations can be distinguished as an element of the political system of the society of a state are considered. Using a wide historical base, the author analyzes the essential features of radical political associations. The article highlights and considers the following features of such associations: the combination of legal and illegal methods in their political activities, representing the interests of a significant part of society or certain social groups, the ability to transform into other elements of the political system of society, the increasing role of such associations indicates the instability of the political system of a society. At the end of the work the definition of radical political associations is given.

Ключевые слова: политическая система общества, государство, собственно-политические элементы, несобственно-политические элементы, радикальные политические объединения

Key words: the political system of society, the state, in fact-political elements, improper political elements, radical political associations.

Политическая система общества - объект многочисленных научных исследований в отечественной и зарубежной юридической и политической науках. В теории выработано значительное количество определений понятия «политическая система общества».

Уважая все высказанные в науке точки зрения, автор настоящей работы будет придерживаться следующего определения. Под политической системой общества следует понимать совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны [3].

Как любое общественное явление политическая система характеризуется своей структурой. Под структурой политической системы общества будем понимать ее внутреннее строение, совокупность взаимосвязанных элементов, а также соотношение этих элементов друг с другом.

Изучение структуры политической системы общества имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Данным фактором обусловлено большое количество юридических, социологических и политологических исследований, посвященных изучению различных аспектов политической системы общества (лишь некоторые из низ перечислены в списке используемой литературы).

В научной литературе элементы политической системы общества принято делить на следующие группы:

1) Собственно-политические объединения.

2) Несобственно-политические объединения.

Существуют и другие классификации элементов политической системы. Следует отметить, что любая классификация в той или иной степени условна, однако данная классификация представляется автору настоящей работы наиболее точной и при этом наиболее простой. Поэтому придерживаясь данной классификации, кратко охарактеризуем эти элементы.

Основной признак собственно-политических объединений - это их непосредственная связь с политикой, т. е. формирование внутренней и внешней политики того или иного государства (государствоподобного образования).

К собственно-политическим объединениям следует отнести государство либо государствоподобное образование (когда речь идет о политической системе государствоподобного образования), органы местного самоуправления, политические партии, некоторые общественные объединения (например, общественные движения).

Основной признак несобственно-политических объединений - второстепенный характер их участия в политической жизни того или иного государства. Однако это не означает, что эти объединения не оказывают значительного влияния на формирование внутренней и внешней политики того или иного государства (государствоподобного образования). Так, черкесская диаспора в Турции активно влияет на образовательную политику данного государства путем отстаивания права на изучение родного языка в дошкольных и школьных учреждениях Турции.

К несобственно-политическим объединениям следует отнести коммерческие организации, некоторые некоммерческие организации: профсоюзы, религиозные организации, общественные организации, ассоциации, диаспоры (землячества) и т. д.

Как уже было сказано выше, изучению элементов политической системы общества посвящено большое количество научных исследований. Однако есть вопросы, которые обойдены в науке стороной. И как представляется напрасно.

Одним из таким вопросов является роль радикальных политических организаций в политической системе общества. В качества примеров таких организаций мы можем назвать Революционные вооружённые силы Колумбии (ФАРК), Ирландскую республиканскую армию (ИРА), Организацию Басков (ЭТА) и т. д.

Данная работа является попыткой изучения места таких объединений в политической системе общества. Надеемся, что в дальнейшем появятся и другие работы, посвященные изучению места и роли радикальных политических объединений в структуре политической системы общества.

Радикальные политические объединения представляют собой собственно-политические элементы политической системы общества.

На первый взгляд может сложиться впечатление, что такие объединения играют значимую роль только в неразвитых и нестабильных государствах (в так называемых странах «третьего мира»). Однако, это не совсем так. Так, ИРА имела своих представителей в Британском парламенте и имела значительное влияние на политическую жизнь этого государства. При этом считать Великобританию отсталым государством мы вряд ли

можем. Тоже самое применимо и к Испании, где долгое время ЭТА оказывала существенное влияние на отношения между Правительством Испании и одним из регионов Испании - Страной Басков. Следовательно, радикальные политические объединения могут являться элементом политической системы общества любого государства, в том числе и достаточно развитого.

Радикальные политические объединения можно рассматривать в качестве отдельного элемента политической системы общества только тогда, когда они оказывают существенное влияние на политическую жизнь государства, т. е. на формирование его внутренней и внешней политики. Например, в Японии насчитывается несколько десятков политических объединений, которые в той или иной степени можно считать радикальными. К таким можно отнести Нихон Коминто («Японская партия подданных Императора»), Национал-социалистическую японскую рабочую партию, Сэйки-Дзюку («Школа правильного духа») и др. Однако, они не играют существенной роли в политической жизни Японии, поэтому выделять их в качестве отдельного элемента политической системы нецелесообразно.

Можно выделить существенные признаки радикального политического объединения как элемента политической системы общества.

1. В своей политической деятельности такие организации сочетают легальные и нелегальные методы.

Данный признак можно считать основным признаком такой организации как элемента политической

системы общества. Реализуя свои политические цели, радикальные политические объединения используют как легальные (например, переговоры), так и нелегальные средства (например, террористические акты либо несанкционированные политические акции). Так, ЭТА («Страна Басков и свобода»), внесла значительный вклад в автономизацию Страны Басков - одного из регионов Испании. При этом ЭТА использовала как легальные политические средства (например, официальные переговоры с Правительством Испании в 2006 году), так и нелегальные (убийство адмирала Луиса Карреро Бланко в 1973 году, теракт в аэропорту Барахас в 2006 году и т.д.). Вторым примером является уже вышеупомянутая ИРА. ИРА имела своих представителей в Парламенте Великобритании, в тоже время в недавнем прошлом совершила ряд террористических акций в Великобритании (например, покушение на Маргарет Тэтчер в 1984 году; обстрел здания МИ-6 в 2000 году).

Представляется, что в деятельности таких объединений легальные методы должны все-таки преобладать, либо поставленная такими объединениями политическая цель должна быть легальной (например, реализация права нации на самоопределение).

Когда организация в своей политической деятельности использует только легальные средства, она представляет собой легальный элемент политической системы и не может рассматриваться в качестве радикального политического объединения.

Так и наоборот, когда организация использует исключительно нелегальные средства достижения политических целей рассматривать ее в качестве элемента политической системы общества нельзя. В качестве примеров можно назвать международную террористическую организацию ИГИЛ (запрещена в РФ), международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (запрещено в РФ) и т. д. Данные организации являются исключительно террористическими, т.е. преступными по своей сути, и категорически не могут рассматриваться в качестве элементов политической системы того или иного государства.

При этом стоит отметить, что радикальные политические объединения могут считаться террористическими и экстремистскими в отдельных государствах. Например, Госдепартамент США и Евросоюз внесли Революционные вооружённые силы Колумбии (ФАРК) в список террористических организаций.

2. Радикальные политические объединения выступают от имени значительной части населения либо от имени каких-либо социальных групп.

Иначе говоря, такие объединения имеют достаточную социальную базу, благодаря которых их можно рассматривать как элемент политической системы того или иного государства. Рассмотрим некоторые примеры.

ЭТА («Стран басков и свобода») в определенные периоды своей деятельности опиралась на значительную поддержку баскского населения Испании и позиционировала себя как организацию, действующую от имени всей Страны Басков. Впоследствии число сторонников независимости Страны Басков сократилось и активности организации стала падать. В 2011 году ЭТА отказалась от вооруженных методов борьбы, а 2 мая 2018 года опубликовала заявление о самороспуске организации и прекращении деятельности всех своих структур.

Ирландская республиканская армия (ИРА) имела своей опорой часть католического населения Северной Ирландии, выступающих за самостоятельность Северной Ирландии от Великобритании. Со временем силовые методы ИРА стали вызывать недовольство со стороны населения, что стало одной из основных причин прекращения организацией активной деятельности.

Революционные вооружённые силы Колумбии (ФАРК) - радикальное политическое объединение, представляющее собой одну из ведущих сил в Колумбийской гражданской войне, фактически с той или иной активностью, идущей в стране с 1964 года. Основной опорой ФАРК являлось сельское население Колумбии, которое активно поддерживало организацию оружием, боеприпасом, провиантом и т. д. Однако со временем поддержка стала ослабевать, что обусловлено тяжелым экономическим и социальным положением в Колумбии.

Следовательно, когда такие объединения теряют свою социальную базу, их политическое влияние снижается, и они вряд ли могут рассматриваться в качестве самостоятельного элемента политической системы общества. Стоит отметить, что критерий «достаточная социальная база» является оценочным и должен определяться с учетом специфики конкретной политической системы.

3. Радикальные политические объединения могут трансформироваться в другие элементы политической системы общества.

Строго говоря, этот признак характерен для любых элементов политической системы общества (за исключением государства и органов местного самоуправления). Однако в отношении радикальных политических объединений он отражает их специфику и особое положение в структуре политической системы общества.

Затруднительно представить, что ИГИЛ или «Аль-Каида» (запрещены в Российской Федерации) смогут быть преобразованы в политическую партию или иное общественное объединение. Эти организации являются исключительно террористическими, что признано мировым сообществом, и не могут быть преобразованы в иные образования, т. е. легализованы.

В то же время не являются редкими случаи, когда радикальные политические объединения могут быть преобразованы в другие элементы политической системы общества.

Так, в 2017 году группировка «Революционные вооружённые силы Колумбии» (ФАРК) приняла решение о преобразовании в политическую партию. 9 октября 2017 года в Колумбии была зарегистрирована новая политическая партия - «Общая революционная альтернативная сила». В соответствии с мирными соглашениями новой политической партии гарантировано по 5 мест для ее представителей в Конгрессе и Сенате Колумбии. Кроме того, внесен законопроект, позволяющий бывшим участникам ФАРК занимать выборные государственные должности.

В 2011 году на выборах в Конгресс депутатов Испании несколько мест для своих представителей получила политическая коалиция «Амайур», состоящая из различных баскских организаций и в том числе из представителей ЭТА. Именно после этих событий испанские политологи заговорили о возможной самоликвидации организации. Как уже было сказано выше, в 2018 году ЭТА заявила о самороспуске.

Можно предположить, что возможность трансформации радикальных объединений связана именно с тем местом, которое они занимают в политической системе того или иного государства. Государство признает политическое значение таких объединений и допускает возможность их легализации, а в некоторых случаях и поощряет ее, понимая эту необходимость. В ряде случаев трансформация радикальных объединений может быть связана с определенными условиями (отказ от насильственных методов политической борьбы, разоружение и т.

д.).

4. Возрастание роли радикальных объединений в политической системе того или иного государства является свидетельством нестабильности и несовершенства политической системы этого государства.

Предпосылками для политического влияния радикальных объединений являются существующие в том или ином государстве политические, социальные или экономические противоречия. Рост влияния радикальных объединений наблюдается в период обострения этих противоречий, например, во время политических кризисов, гражданских конфликтов и т. п.

Выделение в политической системе общества в качестве самостоятельных элементов радикальных объединений свидетельствует о негативных тенденциях развития политической системы этого государства. Связано это со снижением роли государства как центрального элемента в политической системе общества.

В завершение можно предложить следующее определение радикального политического объединения.

Радикальное политическое объединение - собственно-политическое объединение, сочетающее в своей деятельности легальные и нелегальные методы, выступающее от имени и в интересах значительной части общества или определенной социальной группы, способное при определенных условиях трансформироваться в другие элементы политической системы общества.

Список используемой литературы:

1. Белова Кира Андреевна. Особенности развития сепаратизма в Испании (На примере Страны Басков, Каталонии и Галисии): Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2004. - 213 с.

2. Богатырев В.В. Политическая система современного российского общества : Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 : Н. Новгород, 1998 157 с.

3. Борисов В.К. Теории политической системы. М. : 0-во "Знаний" РСФСР, 1991. -36 с.

4. Кузнецова Т. И. Общественно-политические движения как элемент политической системы // Человек, общество, право. Саратов. 1996. С. 29-38.

5. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: в 2 т.: учебник / М. Н. Марченко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2015. С. 328-342.

6. Марченко М. Н. Политические теории и политическая практика в развитых капиталистических странах - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 384 с.

7. Тарасов E.H. Государство как институт политической системы // Социально-политический журнал. 1994. N 2. С.68-80.

8. Фонсека Нели де Жезущ. Особенности сепаратизма в Испании в конце XX-начале XXI веков (на примере Страны Басков и Каталонии): диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02: Воронеж, 2014.161 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.