Научная статья на тему 'Радикальные изменения в отношениях между полами: социально-правовые и нравственные метаморфозы'

Радикальные изменения в отношениях между полами: социально-правовые и нравственные метаморфозы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
243
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИКАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ / RADICAL CHANGES IN GENDER RELATIONS / СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / SEXUAL REVOLUTION / СЕКСУАЛЬНЫЙ ДЕБЮТ / SEXUAL DEBUT / ТРАНСФОРМАЦИИ БРАКА И СЕМЬИ / TRANSFORMATIONS OF MARRIAGE AND FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Красиков Владимир Иванович

Статья посвящена фундаментальным изменениям в половом взаимодействии в человеческой истории. Автор говорит о трех сексуальных революциях, основное внимание уделяя последней, происходившей во многом при жизни ныне живущих поколений. Выявляются основные ее детерминанты и серия следствий в социально-правовой и нравственной областях. Обсуждаются российская специфика и некоторые новые моменты в эволюции семьи и брака в западных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Radical Changes in Gender Relations: Social, Legal and Moral Metamorphoses

The article focuses on fundamental changes in gender interactions in human history. The researcher describes three sexual revolutions paying attention to the third one that was witnessed by living generations. The author emphasizes its determinants and the course of consequences in social legal and moral spheres. Russian peculiarities and some fresh aspects in evolution of a family and marriage in western countries are under scrupulous consideration.

Текст научной работы на тему «Радикальные изменения в отношениях между полами: социально-правовые и нравственные метаморфозы»

Теоретика

УДК 159.922.1 © В. И. Красиков, 2014

Радикальные изменения в отношениях между полами: социально-правовые и нравственные метаморфозы

В. И. Красиков *

Статья посвящена фундаментальным изменениям в половом взаимодействии в человеческой истории. Автор говорит о трех сексуальных революциях, основное внимание уделяя последней, происходившей во многом при жизни ныне живущих поколений. Выявляются основные ее детерминанты и серия следствий в социально-правовой и нравственной областях. Обсуждаются российская специфика и некоторые новые моменты в эволюции семьи и брака в западных странах.

Ключевые слова: радикальные изменения отношений между полами, сексуальная революция, сексуальный дебют,

трансформации брака и семьи.

Семья, отношения полов, сексуальная жизнь — фундаментальная и наиболее консервативная сфера человеческих отношений . Конечно, как отмечают биологи, антропологи, историки, и здесь происходили, правда, чрезвычайно медленно некоторые, иногда решительные перемены . Если брать историю людей в глобальном измерении, начиная от гоми-нид и их предшественников, то человечество уже пережило две сексуальные революции, хотя очень и очень давно . Первая — появление у наших самых отдаленных предков, еще обезьянолюдей, беспрецедентной сексуальности, отличной от других животных Самки стали рецептивными вне зависимости от строго ограниченного брачного сезона и периодических ограничений физиологического характера . Второй называют переход от матриархата к патриархату, которая установила власть мужчин и подчиненное положение женщин . То, что пережила Европа и Северная Америка в 60-70-х гг. ХХ в . , соответственно, может считаться третьей сексуальной революцией Если учесть, что между первой и второй, второй и третьей революциями пролегают тысячелетия, то станут ясными глубина и ра-

дикальность происходящих в последние полвека изменений . Они затрагивают самые важные антропологические основы общества: отношения между полами, отношения между поколениями (молодежные контркультуры) 1 .

Сам термин «сексуальная революция» был введен немецким психоаналитиком Вильгельмом Рай-хом в книге «Сексуальная революция» (1936) 2 . Райх полагал, что в современном обществе действует система сексуальной репрессивности, которая использует семью, политику и культуру в целях подавления сексуальности и свободы человека . В результате сексуального подавления происходит массовая невро-тизация людей и формируется консервативный тип характера, ориентированный на слепое подчинение и поддержку диктатур

Сексуальная революция 1960-1970-х гг. была подготовлена коренными изменениями предшествующих трех столетий, переходом сначала стран Запада, а потом и других к индустриальному обществу Новый тип социума основывался на радикальной индивидуализации общественной жизни, утверждении демократических форм политической и граж-

* Постоянный автор нашего журнала .

данской жизни. Индивидуализация и плюрализация образа жизни означала переход от внешнего социального контроля к саморегулированию .

Особенно важную роль в изменении характера сексуальности сыграло установление действительного женского равноправия . Главные факторы, определившие его возможность: уравнивание в политических, юридических правах, достижение существенной частью женщин экономического равноправия, создание эффективных и недорогих средств контрацепции 3 . Последнее имело особое значение, ибо реально уравняло мужчин и женщин в отношении последствий полового акта . Тогда-то и начался радикальный поворот в женской и мужской психологии Идея равенства прав и обязанностей полов в постели — плоть от плоти общего принципа социального равенства . Во второй половине ХХ в . произошло повсеместное уменьшение поведенческих и мотива-ционных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта, числе партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике и т. д .

Сексуальная революция знаменовала эмансипацию от внешних форм социального контроля, более раннее начало сексуальной жизни, естественно, в добрачных формах, включение эротики в состав высокой культуры и т. д . Но главный ее элемент — реабилитация женской сексуальности, которая в патриархальном обществе была табуирована. Даже само ее существование часто отрицалось. Быстрые сдвиги в сексуальном поведении и ценностях вызывали страхи и опасения традиционалистской части общества, но вскоре выяснилось, что мир от них не рушится и что наиболее опасные и нежелательные последствия этих процессов можно уменьшить и нейтрализовать с помощью просвещения

Сексуальность включается в систему индивидуальных ценностей С ослаблением древних иррациональных страхов и табуирования телесных переживаний сексуальное, как и всякое иное, удовольствие признается положительной ценностью, какой она всегда была в обыденном сознании

Демократическое общество отказывается от жесткой регламентации и унификации сексуальной жизни, предпочитая плюрализм и терпимость Несомненно, здесь присутствуют моменты, которые можно назвать в целом положительными:

— мужчина и женщина в социальном плане стали более равноправными, появилась большая свобода развития индивидуальности не по заданному обществом стандарту, а в соответствии с собственными наклонностями, изменились брачно-семейные отношения, трансформировалось само понятие «глава семьи», повысился авторитет женщины, ее роль в семье;

— возросло количество супружеских союзов, заключаемых по любви, без учета экономических, социальных и других предпосылок (хотя это обусловливает и снижение длительности брака);

— изменилось понятие полового несоответствия: в получении удовлетворения и мужчине и женщине ныне отводится равная роль, сексуально-эротические отношения еще в большей мере отделяются от функции деторождения, выросло сексуальное экспериментирование в браке;

— дифференцируются сами семейные ценности, на первый план выходят показатели качества жизни и субъективного благополучия, современные партнерства и браки тяготеют к тому, чтобы быть «чистыми», самоценными отношениями, основанными на взаимной любви и психологической интимности

Выявилась и такая важная тенденция современной сексуальной культуры, как нормализация гомосексуальности, обусловленная общим ростом социальной терпимости, ослаблением гендерной поляризации и эмансипацией сексуальности от репродукции; меняются и другие сексуальные практики: мастурбационная тревожность и чувство вины, отравлявшие жизнь бесчисленным поколениям мужчин и женщин, постепенно отходят в прошлое 4.

Все в этом мире взаимосвязано . Развитие и углубление одного вне ограничивающей меры приводят к «вывиху» в свою противоположность. Сексуальная революция и эмансипация женщин несли в себе отрицательные моменты

Эротизация брака в определенной степени способствовала его обесцениванию, инструментализа-ции интимной жизни, резко сузила сферу запретного . Ломка традиционных отношений в области секса привела к сексуальной раскованности, изменению оценок добрачных связей, росту сексуального натурализма во всех областях жизни и культуры, расцвету порнографии, проституции и т. д .

Снижение возраста сексуального дебюта и ав-тономизация подростковой и юношеской сексуальности от «внешних» форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства создает ряд потенциально опасных ситуаций, прежде всего нежелательных беременностей, абортов и заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, последнюю угрозу сделал особенно серьезной СПИД

Неустойчивость сексуального партнерства создает серьезные социальные и психологические проблемы, особенно в том, что касается воспитания детей Сексуальная революция позволила женщине распоряжаться и своим телом, и своей сексуальностью. Контрацепция отделила секс от репродукции .

Женщина приобрела сексуальную автономию, но мужчина перестал нести ответственность за последствия полового акта В патриархальном обществе за ребенка отвечал отец . Теперь ребенок бывает не нужен никому, даже матери Жизнь открывает ей заманчивые возможности, нередко подавляющие инстинкт материнства

В 1980 г. 10% новых граждан Евросоюза родились вне брака, а в 1997 г. — 25%. Лидером по рождению детей без отца оказалась Исландия . За ней идут Швеция, Норвегия, Эстония . У нас в стране вне брака рождается почти каждый третий ребенок

Все эти проблемы актуальны и для России Уже в начале 1960-х гг. , как только советский режим ослабел, превратившись из тоталитарного в авторитарный, и в СССР стали снова говорить о сексуальности, выяснилось, что, несмотря на все репрессии и социальную изолированность от Запада, главные тенденции сексуального поведения в СССР были те же: снижение возраста сексуального дебюта, отделение сексуальной мотивации от намерения вступать в брак, рост числа разводов, добрачных и внебрачных зачатий и рождений, повышение интереса к эротике, повышение сексуальной активности и т. д. В том же направлении эволюционировали и ценностные ориентации россиян

Не будем думать, что в России сексуальной революции не было или что у нас этот процесс начался только с перестройкой и гласностью Исследования подтверждают, что при советской власти происходили те же процессы, что и на Западе, причем наибольшие сдвиги в сексуальных установках и ценностях приходятся вовсе не на период перестройки и гласности, а на 1970-е гг. Именно у поколения 70-х поведение менялось в том же направлении, что и на Западе Однако это происходило «под ковром» и имело существенные различия Таких различий сексуальной революции в России и на Западе три 5 .

1. Отставание во времени лет на 30 .

2. Сдвиги, которые происходили у нас, менее осознанны, чем на Западе Перед обществом с низкой сексуальной культурой встали проблемы нежелательных беременностей и абортов, распространения венерических болезней и СПИДа, увеличения количества разводов В советское время об этих вопросах нельзя было говорить, потому что официально «в стране секса не было», а в постсоветское время об этом стали говорить очень много, но непрофессионально и без надлежащего сравнения с процессами, происходящими в остальном мире Поэтому и подростковый секс, и коммерческое сексуальное обслуживание, и многое другое оказались для нас неожиданными и катастрофическими Все это принимается в штыки и оценивается как следствие влияния «растленного Запада»

3 Отсюда третье различие — фундаментально неверная социальная политика Вместо того чтобы понять закономерность происходящих тенденций и уменьшить связанные с ними риски и трудности путем развития соответствующего образования (любой деятельности сегодня предшествует образование и обучение), у нас пытаются устранить саму сексуальность, что приводит к разрушительным последствиям

В 1999 г. в России на 1000 заключаемых браков пришлось 623 развода . На XVI Всемирном сексологическом конгрессе в Гаване (март 2003 г.) приводились цифры: заболеваемость СПИДом и болезнями, передающимися половым путем, у российских подростков в десятки раз выше, чем в странах Западной Европы

По всем показателям сексуального здоровья России является одной из самых отсталых стран мира По числу незапланированных беременностей и абортов она также опережает западные страны в десятки раз Распространение СПИДа и болезней, передающихся половым путем, в некоторых регионах приняло эпидемические масштабы Население жадно смотрит и читает примитивные полупорнографические телепередачи и книги при мизерной представленности в стране научно-просветительских теле-и радиопрограмм. Организованным, системным сексуальным просвещением российских подростков не занимается практически никто

Таким образом, проблемы, принесенные сексуальной революцией в странах с более зрелой культурой самосознания и уровнем гражданской ответственности, естественно, удесятеряются в странах с переходными типами общества . Человечество всегда живет в состоянии решения проблем, новые поколения решают новые проблемы Раньше это было менее заметно, ибо общество на протяжении тысячелетий жило в летаргии традиций. Между тем на Западе начинается то, что уже называют «второй сексуальной революцией» (или «четвертой», если придерживаться нашей хронологии) Ее признаки:

— уверенное движение к полному уравниванию сексуальных меньшинств в гражданских правах на брак, семью и усыновление детей;

— «серийная моногамия» (живут с одним партнером, но число браков стремительно растет);

— «открытый брак» (моногамия начинается в понедельник и заканчивается в пятницу, «лицензия на измену» позволяет разнообразить унылость);

— «виртуальный секс», позволяющий снять комплексы и реальные проблемы;

— гостевые браки (супружеские отношения занимают не все время, а проходят сеансами, и у мужчины, и у женщины — свой дом, совместное хозяйство они не ведут);

Яшин В. Б. Русское неоязычество в контексте проблемы религиозно-политического экстремизма

— совокупная семья (две разведенные пары с детьми вновь вступают в браки, вводя детей от обоих браков (как и взрослых) в новый, расширенный тип семьи; полагают, что 25% американских детей уже являются или скоро станут членами таких семей)

Сказанное выше является одним из индикаторов того, что современные, крайне динамичные общества стартуют в неизведанность новой «антропологической революции» Свидетельством последней и является шок сексуальной революции, потрясающей сами основы человеческого общежития Однако революция есть революция: что произошло, как показывает вся предшествующая история, то уже не

обратить — меняются и сознание, и поведение людей Надо учиться жить с этим и искать пути создания новой человеческой культуры, нового гуманизма

1 Красиков В. И. Буду умирать молодым (радикальное сознание молодежных культур) // Экстремизм: паттерны и формы . М ., 2009. С . 182-226 .

2 Райх В. Сексуальная революция . СПб .-М ., 1997. 352 с .

3 Бовуар де С Второй пол . М ., 1997. Т. 1 : Факты и мифы . С . 174-179.

4 Брайсон Валери. Политическая теория феминизма . Введение М , 2001 304 с

5 Кон И. С. Лунный свет на заре . Лики и маски однополой любви . М . , 2003 . 574 с .

УДК 141.4 © В. Б. Яшин, 2013

Русское неоязычество в контексте проблемы религиозно-политического экстремизма

В. Б. Яшин *

Феномен неоязычества поливариантен и внутренне противоречив, но в целом обладает повышенным потенциалом радикализации, что обусловлено его контркультурным характером. Последовательное неоязычество не может довольствоваться статусом субкультуры и нацелено на полную трансформацию современного социума в соответствии с сакральными паттернами мифа.

Ключевые слова: неоязычество, новые религиозные движения, религиозный экстремизм.

В работах, посвященных русскому неоязычеству, часто цитируется высказывание В Прибыловского о том, что оно представляет собой «самую политизированную квазирелигию» 1 Такая категоричность, конечно, спорна

Во-первых, неоязычество в России, имея достаточно давние истоки, впервые громко заявило о себе и проявилось как заметное общественно-политическое и духовное течение в конце 80-х — начале 90-х гг ХХ в — во времена радикальных перемен нашей страны: политического, социально-экономического и культурного укладов Характерной приметой того периода можно назвать широкую вовлеченность граждан в политические процессы, что закономерно стимулировало политизацию религиозной сферы Повышенная политическая актив-

ность охватила тогда и значительную часть новых религиозных движений (далее — НРД), в них особо следует отметить:

— учение «Богородичного Центра» («Церковь Божьей Матери Державной»), оно во многом базировалось на принципах идеологии ультрадемократии и бескомпромиссного антикоммунизма;

— адептов «Живой Этики» и дочерних доктрин, среди которых преобладали прокоммунистические настроения;

— представителей неопротестантских деноминаций, ратовавших за решительные рыночные реформы, и т д

В этом отношении политические амбиции неоязычества не были чем-то эксклюзивным, кроме того, в условиях стабилизации российского социума,

* В нашем журнале опубликовал статью «Новые религиозные движения: между экстремизмом и индифферентизмом» (2012 . № 3) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.