Теоретика
УДК 159.922.1 © В. И. Красиков, 2014
Радикальные изменения в отношениях между полами: социально-правовые и нравственные метаморфозы
В. И. Красиков *
Статья посвящена фундаментальным изменениям в половом взаимодействии в человеческой истории. Автор говорит о трех сексуальных революциях, основное внимание уделяя последней, происходившей во многом при жизни ныне живущих поколений. Выявляются основные ее детерминанты и серия следствий в социально-правовой и нравственной областях. Обсуждаются российская специфика и некоторые новые моменты в эволюции семьи и брака в западных странах.
Ключевые слова: радикальные изменения отношений между полами, сексуальная революция, сексуальный дебют,
трансформации брака и семьи.
Семья, отношения полов, сексуальная жизнь — фундаментальная и наиболее консервативная сфера человеческих отношений . Конечно, как отмечают биологи, антропологи, историки, и здесь происходили, правда, чрезвычайно медленно некоторые, иногда решительные перемены . Если брать историю людей в глобальном измерении, начиная от гоми-нид и их предшественников, то человечество уже пережило две сексуальные революции, хотя очень и очень давно . Первая — появление у наших самых отдаленных предков, еще обезьянолюдей, беспрецедентной сексуальности, отличной от других животных Самки стали рецептивными вне зависимости от строго ограниченного брачного сезона и периодических ограничений физиологического характера . Второй называют переход от матриархата к патриархату, которая установила власть мужчин и подчиненное положение женщин . То, что пережила Европа и Северная Америка в 60-70-х гг. ХХ в . , соответственно, может считаться третьей сексуальной революцией Если учесть, что между первой и второй, второй и третьей революциями пролегают тысячелетия, то станут ясными глубина и ра-
дикальность происходящих в последние полвека изменений . Они затрагивают самые важные антропологические основы общества: отношения между полами, отношения между поколениями (молодежные контркультуры) 1 .
Сам термин «сексуальная революция» был введен немецким психоаналитиком Вильгельмом Рай-хом в книге «Сексуальная революция» (1936) 2 . Райх полагал, что в современном обществе действует система сексуальной репрессивности, которая использует семью, политику и культуру в целях подавления сексуальности и свободы человека . В результате сексуального подавления происходит массовая невро-тизация людей и формируется консервативный тип характера, ориентированный на слепое подчинение и поддержку диктатур
Сексуальная революция 1960-1970-х гг. была подготовлена коренными изменениями предшествующих трех столетий, переходом сначала стран Запада, а потом и других к индустриальному обществу Новый тип социума основывался на радикальной индивидуализации общественной жизни, утверждении демократических форм политической и граж-
* Постоянный автор нашего журнала .
данской жизни. Индивидуализация и плюрализация образа жизни означала переход от внешнего социального контроля к саморегулированию .
Особенно важную роль в изменении характера сексуальности сыграло установление действительного женского равноправия . Главные факторы, определившие его возможность: уравнивание в политических, юридических правах, достижение существенной частью женщин экономического равноправия, создание эффективных и недорогих средств контрацепции 3 . Последнее имело особое значение, ибо реально уравняло мужчин и женщин в отношении последствий полового акта . Тогда-то и начался радикальный поворот в женской и мужской психологии Идея равенства прав и обязанностей полов в постели — плоть от плоти общего принципа социального равенства . Во второй половине ХХ в . произошло повсеместное уменьшение поведенческих и мотива-ционных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта, числе партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике и т. д .
Сексуальная революция знаменовала эмансипацию от внешних форм социального контроля, более раннее начало сексуальной жизни, естественно, в добрачных формах, включение эротики в состав высокой культуры и т. д . Но главный ее элемент — реабилитация женской сексуальности, которая в патриархальном обществе была табуирована. Даже само ее существование часто отрицалось. Быстрые сдвиги в сексуальном поведении и ценностях вызывали страхи и опасения традиционалистской части общества, но вскоре выяснилось, что мир от них не рушится и что наиболее опасные и нежелательные последствия этих процессов можно уменьшить и нейтрализовать с помощью просвещения
Сексуальность включается в систему индивидуальных ценностей С ослаблением древних иррациональных страхов и табуирования телесных переживаний сексуальное, как и всякое иное, удовольствие признается положительной ценностью, какой она всегда была в обыденном сознании
Демократическое общество отказывается от жесткой регламентации и унификации сексуальной жизни, предпочитая плюрализм и терпимость Несомненно, здесь присутствуют моменты, которые можно назвать в целом положительными:
— мужчина и женщина в социальном плане стали более равноправными, появилась большая свобода развития индивидуальности не по заданному обществом стандарту, а в соответствии с собственными наклонностями, изменились брачно-семейные отношения, трансформировалось само понятие «глава семьи», повысился авторитет женщины, ее роль в семье;
— возросло количество супружеских союзов, заключаемых по любви, без учета экономических, социальных и других предпосылок (хотя это обусловливает и снижение длительности брака);
— изменилось понятие полового несоответствия: в получении удовлетворения и мужчине и женщине ныне отводится равная роль, сексуально-эротические отношения еще в большей мере отделяются от функции деторождения, выросло сексуальное экспериментирование в браке;
— дифференцируются сами семейные ценности, на первый план выходят показатели качества жизни и субъективного благополучия, современные партнерства и браки тяготеют к тому, чтобы быть «чистыми», самоценными отношениями, основанными на взаимной любви и психологической интимности
Выявилась и такая важная тенденция современной сексуальной культуры, как нормализация гомосексуальности, обусловленная общим ростом социальной терпимости, ослаблением гендерной поляризации и эмансипацией сексуальности от репродукции; меняются и другие сексуальные практики: мастурбационная тревожность и чувство вины, отравлявшие жизнь бесчисленным поколениям мужчин и женщин, постепенно отходят в прошлое 4.
Все в этом мире взаимосвязано . Развитие и углубление одного вне ограничивающей меры приводят к «вывиху» в свою противоположность. Сексуальная революция и эмансипация женщин несли в себе отрицательные моменты
Эротизация брака в определенной степени способствовала его обесцениванию, инструментализа-ции интимной жизни, резко сузила сферу запретного . Ломка традиционных отношений в области секса привела к сексуальной раскованности, изменению оценок добрачных связей, росту сексуального натурализма во всех областях жизни и культуры, расцвету порнографии, проституции и т. д .
Снижение возраста сексуального дебюта и ав-тономизация подростковой и юношеской сексуальности от «внешних» форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства создает ряд потенциально опасных ситуаций, прежде всего нежелательных беременностей, абортов и заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, последнюю угрозу сделал особенно серьезной СПИД
Неустойчивость сексуального партнерства создает серьезные социальные и психологические проблемы, особенно в том, что касается воспитания детей Сексуальная революция позволила женщине распоряжаться и своим телом, и своей сексуальностью. Контрацепция отделила секс от репродукции .
Женщина приобрела сексуальную автономию, но мужчина перестал нести ответственность за последствия полового акта В патриархальном обществе за ребенка отвечал отец . Теперь ребенок бывает не нужен никому, даже матери Жизнь открывает ей заманчивые возможности, нередко подавляющие инстинкт материнства
В 1980 г. 10% новых граждан Евросоюза родились вне брака, а в 1997 г. — 25%. Лидером по рождению детей без отца оказалась Исландия . За ней идут Швеция, Норвегия, Эстония . У нас в стране вне брака рождается почти каждый третий ребенок
Все эти проблемы актуальны и для России Уже в начале 1960-х гг. , как только советский режим ослабел, превратившись из тоталитарного в авторитарный, и в СССР стали снова говорить о сексуальности, выяснилось, что, несмотря на все репрессии и социальную изолированность от Запада, главные тенденции сексуального поведения в СССР были те же: снижение возраста сексуального дебюта, отделение сексуальной мотивации от намерения вступать в брак, рост числа разводов, добрачных и внебрачных зачатий и рождений, повышение интереса к эротике, повышение сексуальной активности и т. д. В том же направлении эволюционировали и ценностные ориентации россиян
Не будем думать, что в России сексуальной революции не было или что у нас этот процесс начался только с перестройкой и гласностью Исследования подтверждают, что при советской власти происходили те же процессы, что и на Западе, причем наибольшие сдвиги в сексуальных установках и ценностях приходятся вовсе не на период перестройки и гласности, а на 1970-е гг. Именно у поколения 70-х поведение менялось в том же направлении, что и на Западе Однако это происходило «под ковром» и имело существенные различия Таких различий сексуальной революции в России и на Западе три 5 .
1. Отставание во времени лет на 30 .
2. Сдвиги, которые происходили у нас, менее осознанны, чем на Западе Перед обществом с низкой сексуальной культурой встали проблемы нежелательных беременностей и абортов, распространения венерических болезней и СПИДа, увеличения количества разводов В советское время об этих вопросах нельзя было говорить, потому что официально «в стране секса не было», а в постсоветское время об этом стали говорить очень много, но непрофессионально и без надлежащего сравнения с процессами, происходящими в остальном мире Поэтому и подростковый секс, и коммерческое сексуальное обслуживание, и многое другое оказались для нас неожиданными и катастрофическими Все это принимается в штыки и оценивается как следствие влияния «растленного Запада»
3 Отсюда третье различие — фундаментально неверная социальная политика Вместо того чтобы понять закономерность происходящих тенденций и уменьшить связанные с ними риски и трудности путем развития соответствующего образования (любой деятельности сегодня предшествует образование и обучение), у нас пытаются устранить саму сексуальность, что приводит к разрушительным последствиям
В 1999 г. в России на 1000 заключаемых браков пришлось 623 развода . На XVI Всемирном сексологическом конгрессе в Гаване (март 2003 г.) приводились цифры: заболеваемость СПИДом и болезнями, передающимися половым путем, у российских подростков в десятки раз выше, чем в странах Западной Европы
По всем показателям сексуального здоровья России является одной из самых отсталых стран мира По числу незапланированных беременностей и абортов она также опережает западные страны в десятки раз Распространение СПИДа и болезней, передающихся половым путем, в некоторых регионах приняло эпидемические масштабы Население жадно смотрит и читает примитивные полупорнографические телепередачи и книги при мизерной представленности в стране научно-просветительских теле-и радиопрограмм. Организованным, системным сексуальным просвещением российских подростков не занимается практически никто
Таким образом, проблемы, принесенные сексуальной революцией в странах с более зрелой культурой самосознания и уровнем гражданской ответственности, естественно, удесятеряются в странах с переходными типами общества . Человечество всегда живет в состоянии решения проблем, новые поколения решают новые проблемы Раньше это было менее заметно, ибо общество на протяжении тысячелетий жило в летаргии традиций. Между тем на Западе начинается то, что уже называют «второй сексуальной революцией» (или «четвертой», если придерживаться нашей хронологии) Ее признаки:
— уверенное движение к полному уравниванию сексуальных меньшинств в гражданских правах на брак, семью и усыновление детей;
— «серийная моногамия» (живут с одним партнером, но число браков стремительно растет);
— «открытый брак» (моногамия начинается в понедельник и заканчивается в пятницу, «лицензия на измену» позволяет разнообразить унылость);
— «виртуальный секс», позволяющий снять комплексы и реальные проблемы;
— гостевые браки (супружеские отношения занимают не все время, а проходят сеансами, и у мужчины, и у женщины — свой дом, совместное хозяйство они не ведут);
Яшин В. Б. Русское неоязычество в контексте проблемы религиозно-политического экстремизма
— совокупная семья (две разведенные пары с детьми вновь вступают в браки, вводя детей от обоих браков (как и взрослых) в новый, расширенный тип семьи; полагают, что 25% американских детей уже являются или скоро станут членами таких семей)
Сказанное выше является одним из индикаторов того, что современные, крайне динамичные общества стартуют в неизведанность новой «антропологической революции» Свидетельством последней и является шок сексуальной революции, потрясающей сами основы человеческого общежития Однако революция есть революция: что произошло, как показывает вся предшествующая история, то уже не
обратить — меняются и сознание, и поведение людей Надо учиться жить с этим и искать пути создания новой человеческой культуры, нового гуманизма
1 Красиков В. И. Буду умирать молодым (радикальное сознание молодежных культур) // Экстремизм: паттерны и формы . М ., 2009. С . 182-226 .
2 Райх В. Сексуальная революция . СПб .-М ., 1997. 352 с .
3 Бовуар де С Второй пол . М ., 1997. Т. 1 : Факты и мифы . С . 174-179.
4 Брайсон Валери. Политическая теория феминизма . Введение М , 2001 304 с
5 Кон И. С. Лунный свет на заре . Лики и маски однополой любви . М . , 2003 . 574 с .
УДК 141.4 © В. Б. Яшин, 2013
Русское неоязычество в контексте проблемы религиозно-политического экстремизма
В. Б. Яшин *
Феномен неоязычества поливариантен и внутренне противоречив, но в целом обладает повышенным потенциалом радикализации, что обусловлено его контркультурным характером. Последовательное неоязычество не может довольствоваться статусом субкультуры и нацелено на полную трансформацию современного социума в соответствии с сакральными паттернами мифа.
Ключевые слова: неоязычество, новые религиозные движения, религиозный экстремизм.
В работах, посвященных русскому неоязычеству, часто цитируется высказывание В Прибыловского о том, что оно представляет собой «самую политизированную квазирелигию» 1 Такая категоричность, конечно, спорна
Во-первых, неоязычество в России, имея достаточно давние истоки, впервые громко заявило о себе и проявилось как заметное общественно-политическое и духовное течение в конце 80-х — начале 90-х гг ХХ в — во времена радикальных перемен нашей страны: политического, социально-экономического и культурного укладов Характерной приметой того периода можно назвать широкую вовлеченность граждан в политические процессы, что закономерно стимулировало политизацию религиозной сферы Повышенная политическая актив-
ность охватила тогда и значительную часть новых религиозных движений (далее — НРД), в них особо следует отметить:
— учение «Богородичного Центра» («Церковь Божьей Матери Державной»), оно во многом базировалось на принципах идеологии ультрадемократии и бескомпромиссного антикоммунизма;
— адептов «Живой Этики» и дочерних доктрин, среди которых преобладали прокоммунистические настроения;
— представителей неопротестантских деноминаций, ратовавших за решительные рыночные реформы, и т д
В этом отношении политические амбиции неоязычества не были чем-то эксклюзивным, кроме того, в условиях стабилизации российского социума,
* В нашем журнале опубликовал статью «Новые религиозные движения: между экстремизмом и индифферентизмом» (2012 . № 3) .