Научная статья на тему 'Радикальная смена оснований медицины (экопастеровская теория): иммуновоспалительная природа современных болезней'

Радикальная смена оснований медицины (экопастеровская теория): иммуновоспалительная природа современных болезней Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радикальная смена оснований медицины (экопастеровская теория): иммуновоспалительная природа современных болезней»

РАДИКАЛЬНАЯ СМЕНА ОСНОВАНИЙ МЕДИЦИНЫ (ЭКОПАСТЕРОВСКАЯ ТЕОРИЯ): ИММУНОВОСПАЛИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА СОВРЕМЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Пасечник А.В.

Российский университет дружбы народов, кафедра общей патологии и патофизиологии, Москва

Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Евангелие от Матфея

Следует отметиь, что сегодня во многих сферах человеческой деятельности уже вполне оформилось понятие болезней роста или “глобальной проблематики”. В современной медицине речь идет об эпидемии болезней цивилизации (хроническая неинфекционная патология, патология ХХ века). Фрагментарность, механистичность современного контекста медицины (пароксизмы дорогостоящих и частных решений) и “значимость“ концепции множественных факторов риска (табачная параноя, мужской пол, “диктатура“ соли, холестериновый синдром) выражают названия книг, вышедших в США: “Медицина без направления”, “Кризис Здравоохранения“, “Послеврачебная эра“. “Лучше делаем, хуже чувствуем”, так выразился о сложившейся ситуации и определенной “мутации“ умонастроения медиков американский теоретик R. Dubos. Анализ состояния современной медицины в контексте экологических императивов и неантропоцентрической метафизики позволяет предложить новую теорию современной патологии. Развиваемое нами представление о prima causa болезней цивилизации или современной хронической неинфекционной патологии (А.В. Пасечник, 1988-2005) конституируется в следующем содержании. Саногенетические иммунные потенции организма, определяющие защиту от развития нозологических форм болезней цивилизации и инфекционная иммунная реактивность являются дополнительными механизмами и понятиями (в боровском смысле) - vis medicatrix naturae. Так как иммунная система не может реагировать на “свое”, то посредством реакции на “чужое” реализует свое участие в регуляции иммунной функции, ограничении воспаленя, антигенно-структурном гомеостазе, сохранении экологии организма, регенерации, контроле опухолевого процесса, старения. Совокупность системных реакций организма, характеризующая развитие иммунного процесса, рассматривается как реализация природных “терапевтических” механизмов (усвоение упорядоченности из среды), обеспечивающих резистентность к нозологическим формам болезней цивилизации.

1. Успешные бренды формируют тренды. Причина болезней - вредоносные факторы, что может быть очевиднее? Эта идея определяет стратегию профилактики и лечения болезней, на ней строят все медицинские теории. С развитием медицины лишь уточнялся характер зла и тактика борьбы с ним. Если, однако, посмотреть «широко открытыми глазами», отрешившись от целой серии стереотипов и предрассудков, выяснится, что явление это представляет собой артефакт обыденного сознания нетеоретической медицины, их побочный продукт. Медицина сегодня - незаконнорожденное дитя, которое принял и воспитал рынок. Но рынок (это важно!) - не родной отец брендинга. Он - всего лишь талантливый, хотя и корыстный, приемный воспитатель. На сегодняшний день терапевтический процессинг пациента, страдающего от различных заболеваний, прочно стоит на трех основных «врачующих» китах: это факторы риска, симптоматическая терапия и молекулярные «поломы». Наша медицинская судьба (болезни цивилизации) - это наши теории! Получается парадокс! С одной стороны, для того, чтобы вылечить больного, нужно знать причины возникновения болезни и устранить их, а с другой стороны - медицине они не известны. Выходит, что современная медицина не устраняет болезни. Она просто облегчает страдания больного. Но я желал знать причины. Я шел в своем познании по тому пути, которого уже много столетий придерживается официальная медицина. В дальнейшем я обнаружил, что положение с лечением больных в современной медицине за много веков мало изменилось и даже в какой-то степени ухудшилось. Я начал понимать, что официальная медицина ищет явно не там. Неверен сам подход к больному и к болезни. Я чувствовал, что во всем этом не хватает главного. Должна быть какая-то общая модель, которая объединяла бы в себе все уже существующие методы воздействия на человека и болезнь.

2. Именно Мышкину Достоевский доверил подробнейшее описание своего "священного" недуга. Перед нами уникальное самораскрытие донных, сакральных глубин психической ментальности Достоевского, и в этом смысле оно заслуживает самого пристального внимания. Вот это описание:

" Он задумался, между прочим, о том, что в эпилептическом состоянии его была одна степень почти перед самим припадком (если только припадок проходил наяву), когда вдруг, среди грусти, душевного мрака, давления, мгновениями как бы воспламенялся его мозг и с необыкновенным порывом напрягались разом все жизненные силы его. Раздумывая об этом мгновении впоследствии, уже в здоровом состоянии, он часто говорил себе, что ведь все эти молнии и проблески высшего мироощущения и самосознания, а, стало быть, и "высшего бытия", не что иное, как болезнь, как нарушение нормального состояния, а, если так, то это вовсе не высшее бытие,

а, напротив, должно быть причислено к самому низшему. И, однако же, он все-таки дошел, наконец, до чрезвычайно парадоксального вывода: "Что же в том, что это болезнь? - решил он, наконец, - какое до того дело, что это напряжение ненормальное, если самый результат, если минута ощущения, припоминаемая и рассматриваемая уже в здоровом состоянии, оказывается в высшей степени гармонией, красотой, дает неслыханное и негаданное дотоле чувство полноты, меры, примирения и восторженного молитвенного слития с самым высшим синтезом жизни?"/.../. Мгновения эти были именно только одним необыкновенным усилением самосознания, - если бы надо было выразить это состояние одним словом, - самосознания и в то же время самоощущения в высшей

степени непосредственного. Если в ту минуту, то есть в самый последний момент перед припадком, ему случалось успевать ясно и сознательно сказать себе: "Да, за этот момент можно отдать всю жизнь!", то, конечно, этот момент сам по себе и стоил всей жизни/.../. "В этот момент - как говорил он однажды Рогожину, в Москве, во время их тамошних сходок, - в этот момент мне как-то становится понятно необычайное слово о том, что времени больше не будет". "Вероятно, - прибавил он, улыбаясь, - это та же самая секунда, в которую не успел пролиться опрокинувшийся с водой кувшин эпилептика Магомета, успевшего, однако, в ту самую обозреть все жилища Аллаховы" (Д, 8, 187-189).

"Удесятеренное сознание", "высшее бытие", "времени больше не будет" - признаки особенного, надсозна-тельного и внеразумного мироощущения. Его не дано пережить обычному смертному, оно дано в Апокалипсисе, самой загадочной книге Нового Завета, являющейся попыткой выразить в языке внеязыковое содержание мира. В процитированном отрывке Мышкин-Достоевский задается вопросом, считать ли свои эпилептические озарения аномалией, бредом и утверждается в противоположном: именно они являются высшим, недоступным простому смертному проявлением душевного здоровья.

3. Я думаю, что как надежда Пандоры ученые, философы, политики и экологи реагируют на это (кризис здоровья), потому что само существование человеческого тела в сплошь искусственной техногенной среде приобретает другие достаточно проблемные формы. Мне бы хотелось поставить вопрос о том, каковы последствия вторжения всеобщей “искусственности”? С другой стороны, а есть ли что сказать современным авторам (“без царя в голове“), претендующим на необходимость публикации своего творчества? Откуда берутся все эти патологические духовные продукты? Чего больше не достает: таланта дающего или таланта принимающего? От кого идет патология? Уже становится общим местом, банальностью рассуждение об измельчании научного. Но это так, со всеми вытекающими последствиями. Современный человек хочет не возвышенного, а немедленного и повышенного: чрезмерного в смысле множественности, громкости, безболезненности и т. п. Бегая же по горизонтальному кругу, не найти базиса. Качество не заменишь количеством. Но коль скоро именно множественность востребована, то она и будет “иметь место быть”. Авторы же, будучи в первую очередь людьми, забывают, что они должны подниматься за качеством по вертикали, и поэтому духовный продукт порой, если можно так выразиться, не здоровый возвышенный, а низменный больной. В какой-то мере правы те, кто возмущается засильем бесталанного творчества, поскольку, попросту говоря, коль место занято, да еще с очередью, то сложно на него попасть (или невозможно). Место пусто не бывает. И не только святое. На то оно и место.

Качественный духовный продукт, единичный и вертикальный, элементарно не обладает способностью быстро двигаться, мимикрировать, размножаться, меняться, приспосабливаться. А посему на место духовного продукта и попадает то, что этими способностями обладает. Научная страсть теперь принадлежит области политики, преступления, терроризма, экологических катастроф, а искусство, вернее, наука, вынуждена нести миссию либо успокоения, либо описания, сообщения. Научная порнография. Вывернутость наизнанку. Теоретическое в медицине - это собирание в одно великого множества из неотвратимого, неизбежного естественного и того лишнего, что становится еще более неизбежным, если человек хочет подняться над своим физическим и химическим устройством.

4. Иммунная система регулирует тонкий баланс между жизнью и смертью. Пока сущность процесса «организации» здоровья не будет осмыслена с позиций “всеобщего“, общей и теоретической патологии, неизбежен этап множественности определений частных адаптационных процесов, что в тенденции чревато плюрализацией представлений о его единой сущности. В теории это ведет к эмпиризму и избыточности исследований, которые мало полезны для практики. Саногенетические приспособительные процессы близоруки. Хотя мы и описываем отдельные и множественные изменения и стараемся “канализировать“ их в аспекте синтеза здоровья, но не все пути анализа являются приемлимыми в аспекте жизнеобеспечения и целесообразности. Опыт последних лет демонстрирует на этом пути наличие “запрещенных ходов“, способствующих хронизацции патологического процесса. Следовательно, более адекватно акцентировать внимание не столько на адаптацию, сколько на эволюционную адаптированоость организмов и зарегулированность базисных параметров выздоровления, омоложения. Целесообразность параметрическая как целостность совпадает с функцией, связанной с базисными “паттернами“ выживания. И здесь мы акцентируем стрессорный аспет иммунологической реактивности, где, следуя логике И.И. Мечникова, метаболический аспект в контексте единой нейроиммуноэндокринной системы выступает в роли “акцессуаров“ обеспечения иммунологической реактивности. Являются ли патологические процессы дезорганизацией? Сказанное выше свидетельствует в пользу справедливости положения о том, что для полного понимания развития современной патологии, ее внутренней структуры и нейроиммуноэндокринных основ, необходимо учитывать материал патологии -субклиническое воспаление как основа синдрома болезни цивилизации. В противном случае останутся вне проблемного поля те "законные вариации нормальных процессов" (И.В.Давыдовский), которые традиционно относятся к патологии и подчеркивание специфики которых, в сравнении с "нормой", обусловлено потребностями практики. В действительности же эти процессы являются не хаосом, дезорганизацией, нарушением функций, "ненормальностью" или чем-то в этом роде, но выработанной в эволюции формой приспособления индивида, которая оказывается хотя и "новым порядком движений и вещей", но при этом принципиально тождественной нормальным формам (И.В. Давыдовский).

5. Развиваемое нами представление о prima causa болезней цивилизации или современной хронической неинфекционной патологии (А.В. Пасечник, 1988-2008) конституируется в следующем содержании. Сано-

генетические иммунные потенции организма, определяющие защиту от развития нозологических форм болезней цивилизации и инфекционная иммунная реактивность являются дополнительными механизмами и понятиями (в боровском смысле) - vis medicatrix naturae. Так как иммунная система не может реагировать на “свое”, то посредством реакции на “чужое” реализует свое участие в регуляции иммунной функции, ограничении воспаленя, антигенно-структурном гомеостазе, сохранении экологии организма, регенерации, контроле опухолевого процесса, старения. Совокупность системных реакций организма, характеризующая развитие иммунного процесса, рассматривается как реализация природных “терапевтических” механизмов (усвоение упорядоченности из среды), обеспечивающих резистентность к нозологическим формам болезней цивилизации. Морфофункциональная структура организма нуждается в периодических оздоровительных процедурах освобождения от “субстрата” современной хронической патологии. Сегодня этот подход и его аспекы (vis medicatrix naturae, contraria sunt comlementaria), как представляется, достаточно адекватно вписывается в современные тенденции науки (“дополнительность” Н. Бора, диссипативные структуры или “порядок из хаоса” И. Пригожина, диалектика Гегеля) и находит свое отражение в концеции “программирования” in utero будущей жизни и будущих болезней, в “гигиенической” идее генеза аллергической патологии... Медицине будет очень трудно преодолеть эту небывалую эпидемию хронической патологии, потому что она сама составляет часть системы сверхзащиты, протекционистского и профилактического усердия, направленного на тело. Работы Пастера по самозарождению привели к перевороту в медицине; метко сказал Тимирязев, что сорок лет теории дали больше, чем сорок веков практики. «Вероятностная логика и синтез надежных организмов из ненадежных компонент». Речь идет о некой максимально достижимой надежности возможной в данных условиях. Важно подчеркнуть, что трудности, которые появляются с допущением ошибок, состоят не столько в возможности получения ложной информации, сколько в том результаты вообще могут не относиться к делу. Поэтому ошибка рассматривается не как исключительное событие, результат или причина какой-то неправильности, но как существенная часть рассматриваемого процесса. Значение понятия ошибки в синтезировании автоматов вполне сравнимо со значением обычно учитываемого фактора правильной логической структуры, которая имеется в виду. Вряд ли необходимо подчеркивать, что я испытываю лишь чувство восхищения достижениями Л. Пастера и его гением, и для любого врача иметь непосредственное отношение к его работам и трудиться на территории, по которой некогда проходил Пастер, - высокая честь. ...Я считаю, что довольно хорошее приближение к истине (которая слишком сложна, чтобы допускать что-нибудь, кроме аппроксимации) состоит в следующем. Представленный дискурс в виде монокаузальной эко-пастеровской теории медицины (contraria sunt comlementaria) хранит в себе парадокс целебных, но противоположно направленных пато-саногенетических (гомеостаз-гомеорез) стратегий аутотерапевтических процедур организма (vis medicatrix naturae). Когда медицинская дисциплина отходит достаточно далеко от своего эмпирического источника, а тем более когда она принадлежит ко второму или третьему поколению и лишь косвенно вдохновляется идеями, восходящими к «реальности», над ней нависает весьма серьёзная опасность. Несмотря на множество медицинских теорий, ни одна из них не раскрывает биологической сущности болезней, то есть не отвечает на вопрос "зачем природа сохранила такое свойство организмов - способность болеть?". Мы считаем, что болезнь - это форма приспособления организма к повреждающим факторам среды обитания. Искать надо не под фонарем, где светло, а там, где можно найти: иммуновоспалительная природа современной патологии. Неизменным общеметодологическим элементом здесь остается положение А.Энштейна, что только теория определяет, что можно наблюдать. Еще совсем недавно патологическая физиология, как теория патологии, была одновременно объединением знания, концептуализацией, методом, регуляторной идеей. Сегодня патофизиологические исследования не направлены на выявление существенного, многое в теоретическом плане зависит от содержания владеющих медициной доминант - главенствующих “векторов” анализа, лечения, профилактики, зависимых от индустрии лекарств. Каждая наука является в широком смысле слова моделью, то есть понятийной структурой, имеющей целью отразить определенные аспекты реальности. Одной из таких весьма успешно действующих теоретических конструкций (моделей) в медицине является теория Пастера. Но каузальная теоретическая концепция Пастера - это только одна модель, имеющая дело с определенными аспектами реальности (инфекционная патология). В средине ХХ сложилась другая ситуация (новая реальность, эпидемия хронической неинфекционной патологии, получившая название болезни цивилизации), своеобразный антитезис инфекционной патологии. Реальность ситуации как бы подсказывает наличие в этом контексте смен форм патологии элементы гегелевской диалектики с тезисом и антитезисом. Здесь, образно говоря, видятся нам и аспекты принципа дополнительности или элементы копенгагенской интерпретации Н.Бора - полное описание квантового явления с помощью классических представлений и понятий возможно только при наличии двух дополнительных по отношению друг к другу систем понятий. Вероятно, оправдано введение и в медицине новых моделей, имеющих дело со столь явными признаками диалектической логики, которые мы конкретизируем в аспекте диалектики пато-саногенетических механизмов. Нам представляется, что и реабилитация понятия «maladie creatrice» является одним из «кирпичиков» фундамента нового мышления в медицине.

Заключение. В настоящем исследовании, таким образом, дается теоретическое обоснование генеза современных болезней и интерпретация их в рамках концепции провоспалительного генеза (субклиническое воспаление) современной патологии, также как и нарушений, лежащих в основе метаболического паттерна изменений при развитии патологического (гипертензия, атеросклероз, диабет) процесса в условиях иммунологической депривации, вызванной «давлением» медицинских практик ХХ века. В этом плане теоретический медицинский интерес

представляет рассмотрение адаптационного контекста организма не как следствия осуществляющегося приспособления, а как морфо-функциональную структуру жесткой избыточной приспособленности (дарвиновской), детерминирующую каузальность (этиопатогенез) хронических форм нарушений иммунорегуляции - воспаления в условиях недостаточности значимых (для системы) факторов среды в виде «нормы» (саногенеза) периодических всплесков регуляторной иммунной (инфекционной) реактивности (в мире, где давление на симптомы достигло естественного предела, в идеальном клиническом мире появляется неосязаемая для интерпретации, неумолимая патология, рожденная самой «дезинфекцией»). Я думаю, что общепатологическое схватывание «единства» современных нозологических форм является конструированием нового подхода, видящего «спектр болезней цивилизации в целом», который «снимает» в качестве несущественного именно то, что составляло «пафос» («патос»- спецификум) описательной организации патологического процесса. Это значит, что диалектика инфекционного и неинфекционного («бинокулярное зрение»), - как новая точка зрения открывает в медицине нечто принципиально ненаблюдаемое из других позиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.