Научная статья на тему 'РАДИКАЛИЗМ "АЛЛАТРА" В ПАРАДИГМЕ ИСЛАМА'

РАДИКАЛИЗМ "АЛЛАТРА" В ПАРАДИГМЕ ИСЛАМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1051
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АЛЛАТРА" / СЕКТА / ОККУЛЬТИЗМ / ИСЛАМ / УММА / ФИТНА / ИМАМ МАХДИ / АНГЕЛ ДЖИБРИЛЬ / ХИЗБ УТ-ТАХРИР АЛЬ-ИСЛАМИ / РАДИКАЛИЗМ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горюнов А.П.

Международное общественное движение «АллатРа» рассматривается как синкретическое новое религиозное движение. Выявлены конкретные факты интерпретации исламских вероучительных текстов, вследствие чего изменяется сущность определяющих жизнь каждого мусульманина Священного Писания и Сунны. Анализ транслируемых «АллатРа» концепций позволил установить признаки, свойственные идеологии международных террористических организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADICALISM OF “ALLATRA” IN THE PARADIGM OF ISLAM

The article examines the AllatRa International Public Movement as a syncretic new religious movement. The research reveals specific facts of the interpretation of Islamic doctrinal texts, which leads to changes of the essence of the Holy Scripture and the Sunnah that define the life of every Muslim. The analysis of the conceptions transmitted by AllatRa made it possible to establish the features inherent in the ideology of international terrorist organizations.

Текст научной работы на тему «РАДИКАЛИЗМ "АЛЛАТРА" В ПАРАДИГМЕ ИСЛАМА»

УДК 297.1:298.9 © А. П. Горюнов, 2021 DOI: 10.24412/1999-625X-2021-3-82-267-272

Радикализм «АллатРа» в парадигме ислама

А. П. Горюнов, Департамент общественных связей Ярославской области (г. Ярославль)

И goryunov@yarregion.ru

Международное общественное движение «АллатРа» рассматривается как синкретическое новое религиозное движение. Выявлены конкретные факты интерпретации исламских вероучительных текстов, вследствие чего изменяется сущность определяющих жизнь каждого мусульманина Священного Писания и Сунны. Анализ транслируемых «АллатРа» концепций позволил установить признаки, свойственные идеологии международных террористических организаций.

Ключевые слова: «АллатРа»; секта; оккультизм; ислам; умма; фитна; имам Махди; ангел Джибриль; Хизб ут-Тахрир аль-Ислами; радикализм; терроризм.

Radicalism of "AllatRa" in the Paradigm of Islam

А. P. Goryunov, Public Relations Department of Yaroslavl region (Yaroslavl) H goryunov@yarregion.ru

The article examines the AllatRa International Public Movement as a syncretic new religious movement. The research reveals specific facts of the interpretation of Islamic doctrinal texts, which leads to changes of the essence of the Holy Scripture and the Sunnah that define the life of every Muslim. The analysis of the conceptions transmitted by AllatRa made it possible to establish the features inherent in the ideology of international terrorist organizations.

Keywords: AllatRa; sect; occultism; Islam; ummah; fitnah; imam Mahdi; angel Jibrail; Hizb ut-Tahrir al-Islami;

radicalism; terrorism.

Происшедшие в конце ХХ в. геополитические процессы, в результате которых произошел распад Советского Союза, последовавшие за этим формирование и становление на постсоветском пространстве новых независимых государств сопровождались не менее существенными изменениями религиозного сознания проживавших на огромном евразийском пространстве бывших советских граждан. Р. Н. Лун-кин характеризует этот период следующим образом: «Для всех верующих и церковных объединений распад Советского Союза был величайшим благом. Это было освобождение от абсурдного бесчеловечного режима, который безбожие провозглашал одним из своих высших достижений» [1].

На фоне появившейся религиозной свободы, давшей возможность развития традиционных для народов возникших независимых государств религий, в свободную миссионерскую нишу хлынули адепты новых религиозных движений (далее — НРД), именуемых сектами. Общим признаком, объединяющим значительное большинство ранних

постперестроечных и современных НРД, является религиозный синкретизм, проявляющийся в заимствовании и компиляции, на усмотрение идеологов секты, догматов традиционных религиозных институтов и других сект. Религиозный синкретизм НРД в той или иной степени способствует их мимикрии под христианство, ислам, иудаизм и буддизм, что, в свою очередь, дает определенный положительный эффект от прозелитизма среди верующих традиционных религий.

Исследование феномена мимикрии «Алла-тРа», позиционирующей себя как международное общественное движение (далее — МОД) под ислам, легло в основу настоящей публикации. Основные догматы «АллатРа» изложены в книгах Анастасии Новых серий «АллатРа» и «Сэнсэй», а комментарии на них — в видеозаписях, доступных на подконтрольных организации You-Tube-каналах («АллатРа-ТВ», «АллатРа-Книга»). Информационную стратегию МОД «АллатРа» можно определить как игнорирование СМИ [2, с 18].

Прежде всего, распространение учения «АллатРа» осуществляется его последователями в виртуальном пространстве на официальных сайтах и в социальных сетях. Имеет место нерегулярная реклама в СМИ и уличная реклама.

По классификации В. А. Мартиновича, религиозный кейс идеологии «АллатРа» позволяет определить данное движение как клиентурный и аудиторный культ: дополняет религиозную составляющую псевдонаучными и экологическими компонентами; направлен на привлечение новых адептов; транслирует религиозные и оккультно-мистические знания; имеет необязательный институт членства [3, с. 9092]. Обоснование религиозными догмами присущего «АллатРа» политического кейса о создании свободного от власти Архонтов и их ставленников так называемого созидательного общества относит «АллатРа» к политическим культам [3, с. 106, 107].

Религиозному кейсу «АллатРа» свойственна агрессивная, навязываемая ярко выраженная апокалиптическая озабоченность с эсхатологической доктриной. Значительная часть размещаемой на подконтрольных ресурсах информации направлена на формирование у посетителя убежденности в скором наступлении Судного дня, спасение в который возможно только через принятие идеологии «АллатРа».

Генезис «АллатРа» основан на попытке синкретизма мировых религий, нативизма данного движения и оккультизма.

Базисом текущей мифологии является пропаганда сверхъестественных способностей лидера секты Игоря Михайловича Данилова, представленного в видеопродукции как имам Махди и ангел Джибриль, а в книгах серий «Сэнсэй» и «АллатРа» как некий Сэнсэй и Ригден Джаппо. Последний, по всей видимости, используется в учении «АллатРа» не случайно.

Как и Ригден Джаппо оккультно-мистического НРД «Агни йога» («Живая этика») Рерихов, так и Ригден Джаппо НРД «АллатРа» является вестником апокалипсиса. Согласно концепциям «Агни йоги» и «АллатРа», в грядущем Судном дне спасется только тот, кто принял пришедшее от Ригдена Джап-по учение, что вполне соответствует мессианскому характеру исследуемой секты. В свою очередь, имам Махди, согласно исламской теологии, должен явиться в мир в преддверии Судного дня.

Изучение и анализ религиозного кейса идеологии «АллатРа» позволяет выделить мусульман как группу целевого информационного воздействия, на что указывают следующие факты. Если в книгах Анастасии Новых чаще используется христианская терминология, то видеопродукция, более удобная для быстрого получения информации об учении и идеологии МОД «АллатРа», внимание зрителя акцентирует на исламе (табл. 1).

Таблица 1. Упоминание некоторых христианских и исламских терминов в публикациях МОД «АллатРа»

Ключевое слово Книги Видеопродукция

28.11.2019 07.04.2020 Динамика (%)

Махди 0 42 84 + 100

Иисус 479 70 120 +71,4

Мухаммед 32 34 46 +35,3

Христианство 151 71 75 +5,6

Ислам 36 84 131 +55,9

Библия 115 49 60 +22,4

Коран 30 33 43 +30,3

Христос 37 37 50 +35,1

Аллах 24 67 89 +32,8

Явный акцент в сторону ислама наблюдается в телеграм-канале «АЛЛАТРА. Добро в действии!» (табл. 2).

Таблица 2. Упоминание некоторых христианских и исламских терминов в телеграм-канале «АЛЛАТРА. Добро в действии!»

Ключевое слово 03.11.2019 07.04.2020 Динамика (%)

Ислам 29 61 + 110,3

Коран 5 9 +80

Аллах 1 4 +300

Библия 1 1 0

Христианство 2 6 +200

Христос 0 0 0

Среди размещенных на сайте «АллатРа.ТВ» 48 информационных проектов на мусульман ориентирован «Ислам — религия Любви», на христиан — «Христианство — религия Любви» (остальные носят псевдонаучный, оккультный и рекламный характер). Если первая публикация в проекте «Христианство — религия Любви», содержащем на момент исследования 20 видеороликов, датирована 14 марта 2020 г., то проект «Ислам — религия Любви» ведется с 30 декабря 2018 г. и содержит 77 видеороликов. Прозелитизм «АллатРа» среди мусульман сопровождается собственной интерпретацией и искажением основных религиозных догматов, а также угрозой к неприсоединившимся карой в Судный день, что также характерно для современных радикальных течений в исламе.

Изучающим исламское богословие и мусульманам хорошо известны хадисы о разделении уммы на 73 фирка (общины); 72 из них попадут в ад, и только одна будет спасена (аль-фирка ан-наджийа). Причинами возникновения фирка, или мазхаба (богословско-правовой школы), в том числе стали личный авторитет того или иного улема (исламского богослова) и отсутствие единого исламского главы, чье мнение по богословским вопросам будет принято мусульманами как закон. Расколы в исламе часто

приводили к противостоянию внутри уммы, вплоть до вынесения такфира (провозглашения кого-либо неверующим), объявления кафирами (неверными) и, как следствие, вооруженного противостояния между мусульманами.

Если расколы в умме, начиная с мечети, «для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его Посланника» (Коран 9:107) ', возникали в парадигме исламского богословия и были следствием «сложившихся в мусульманском обществе в конкретных исторических ситуациях социально-политических разногласий между различными кланами, династиями, регионами, группировками, течениями, партиями» [4, с. 74], то в случае с «АллатРа» к возникновению фитны (смуты) и столкновению среди мусульман могут привести действия адептов зародившегося вне исламской традиции НРД.

Согласно учению «АллатРа», ислам, исповедуемый мусульманами в наши дни, есть не что иное, как учение, переданное людям через Пророка Мухамма-да, но искаженное и переделанное в религию руководителями, преследующими «корыстные цели, личное благополучие и политическое влияние». Искажение «истинного Учения» свидетельствует о победе дьявола [5, с. 390]. Пропагандистские видеоролики «Ал-латРа» с участием последователей, причисляющих себя к мусульманам, имеют целью убедить зрителя в том, что только через книгу А. Новых «АллатРа» и разъяснения И. М. Данилова, можно узнать истинный смысл Священного Корана и Сунны.

По мнению А. Новых, слова «мусульманин» и «муслим» во времена зарождения ислама обозначали «покорный Пророку», но не Аллаху. Слово «мусульманин» применительно к понятию «правоверный» стало использоваться значительно позднее [5, с. 389].

На ошибочность данной точки зрения идеологов «АллатРа» прямо указывает Коран (3:64). По мнению исследователей средневековых арабских текстов, слову «муслим» (мусульманин) соответствуют два значения: 1) искренне отдающий Аллаху свое поклонение и 2) покорившийся повелению Аллаха Всевышнего [6, с. 112].

А. Новых от имени оккультного существа Риг-дена Джаппо утверждает, что Коран (сура 17, аяты 11, 15, 18, 19) говорит о возможности реинкарнации

(танасух) души человека и воздаянии в Судный день за грехи, совершенные во время всех перерождений [7, с. 692-694]. Вместе с тем, наряду с возмездием в Судный день, учение «АллатРа» предусматривает возможность очищения души до первозданной чистоты в результате многочисленных реинкарнаций и прохождения через «все земные круги ада» [8, с. 335].

В данном случае «АллатРа» игнорирует и аяты 99-103 суры 23, повествующие о посмертной судьбе человеческой души в Судный день, и размещенные в свободном доступе на многочисленных исламских информационных ресурсах богословские разъяснения, доказывающие отсутствие в исламе учения о реинкарнации души. Коран, отвергая возможность перевоплощения души, говорит о ее воскрешении в Судный день, о каре за грехи, которые не искупаются до его наступления. Если следовать логике «АллатРа», то остается неясным, за грехи в какой жизни будет отвечать душа в Судный день. Если посредством реинкарнации (танасух) душа очищается до Судного дня, то тогда теряется смысл Судного дня и божественной справедливости (Коран, 23:118).

О противоречии теологии ислама в учении «Ал-латРа» также свидетельствуют следующие факты. На сайте «АллатРа-Т^» и YouTube-канале «АллатРа-ТВ» 30 июля 2019 г. размещен видеоролик «Правильное толкование основного хадиса о приходе имама Махди», в котором последователь «АллатРа» дает собственный перевод и комментарий достоверного хадиса и призывает мусульман не тратить время на запутанные толкования и ожидание уже пришедшего в наш мир не из рода Пророка Мухаммада имама Махди, т. е. И. М. Данилова 2. На семь месяцев раньше предыдущего примера (24 января 2019 г.) на канале «АллатРа-ТВ» размещен видеоролик, где используется традиционный перевод указанного хадиса, но в интерпретации, убеждающей зрителя в том, что имам Махди уже пришел, но он не из числа мусульман и не потомок Пророка.

Идеологи «АллатРа» игнорируют и другие достоверные хадисы об имаме Махди, указывающие на его происхождение из рода Пророка Мухамма-да 3.

В дискурсе о происхождении имама Махди нужно отметить следующий факт. В 1944 г. из-за невозможности обосновать происхождение имама Махди

1 Здесь и далее используется перевод смыслов Корана Э. Кулиева.

2 Энциклопедия хадисов. Хадис (4282), передан со слов 'Абдуллы (ибн Мас'уда). URL: https://hadis.uk/xadis-esli-by-dlya-sushhestvovaniya-etogo-mira-ostavalsya-tolko-odin-den-allax-prodlil-by-etot-den-chtoby-otpravit-cheloveka-iz-moix-potomkov/20761/ (дата обращения: 13.10.2019).

3 Энциклопедия хадисов. Хадис передан Абу Даудом (4284), Ибн Маджах (4086) и аль-Хаким (4/557). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами' ас-сагъир» (6734), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (5381). URL: https://hadis. uk/xadisy-o-maxdi/20668/ (дата обращения: 15.10.2019).

не из рода Пророка Мухаммада и не из арабов в фашистской Германии отказались от идеи позиционирования А. Гитлера перед мусульманами в этой ипостаси [9, с. 121].

Несмотря на имеющиеся явные противоречия с канонами ислама в учении «АллатРа» относительно личности имама Махди в феврале 2020 г. на сайте «АллатРа-ТВ» и одноименном YouTube-канале опубликован видеоролик «Что такое АллатРа? Кто такой имам Махди?», в котором поклявшийся на Коране адепт объявляет имамом Махди И. М. Данилова. Более того, И. М. Данилов объявляется человеческим воплощением ангела Джибриля, т. е. тем, через кого Коран был ниспослан Аллахом Пророку Мухаммаду.

Следующий пример свидетельствует о противоречии учения «АллатРа» одному из основных канонов в исламе, а именно в вопросе придания Аллаху сотоварищей. Великий исламский ученый имам Абу Джафар ат-Тахави (843-933) сказал: «Аллах приобрел имя „Творец" не после акта творения — Он всегда был Творцом. И Он приобрел имя „Создатель" не после акта создания — Он всегда был им; Он сотворил все сущее согласно Своему [Вечному] Знанию» [10, с. 11, 12]. Вместе с тем, согласно космологии «Ал-латРа» сотворенный Всевышним мир «был незначителен и находился в хаосе», окончательное упорядочивание творения Аллаха произвел сотворец Аллат, творящая сила женского начала» [11, с. 458].

Религиозный обскурантизм на официальных сайтах «АллатРа» находит продолжение на иных информационных ресурсах. Например, на портале социальной журналистики «Конт» опубликованы статьи «Изощренное коварство Иблиса, или Глобальная афера под кодовым названием „Аль-Лат"», «Аллат — Творец всего!», «Пророк Мухаммед (с.а.с.) и Аллат», «И вновь немного об Аллат!», в которых автор «доказывает» роль Аллат в сотворении мира и указывает на факт использования мусульманами текста Корана, где Иблис, заменив истинный аят ложным, скрыл от мусульман догмат о необходимости поклонения Аллат. Придав Аллаху сотоварища в творении мира и призывая поклоняться Аллат, адепты «АллатРа» с точки зрения исламского богословия впали в ширк (многобожие), тем самым совершив самый большой грех.

Системный анализ транслируемых «АллатРа» идеологических установок позволяет определить агрессивный характер религиозного кейса учения

секты, требующей под угрозой кары в Судный день отбросить вероубеждения, противоречащие идеологии исследуемого НРД. Аналогичные приемы характерны и для современных радикальных течений в исламе, например, запрещенной в России МТО «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («ХТ»).

Согласно программе «ХТ» от приверженца «требуется оставить свои взгляды, потому что это — неверие и заблуждение. Хизб требует взять в качестве основы только ислам, так как это — единственно правильная религия». В свою очередь, согласно концепции «АллатРа» истинный ислам только тот, который очищен учением «АллатРа» 4. Называя именно такой ислам «Истиной», «АллатРа» призывает «всех праведных встать под знамя Истины» 5.

Если для «ХТ» христианство и иудаизм «являются неверием, а их приверженцы — неверными», то по вероучению, исследуемому НРД, путь к Богу возможен только через движение «АллатРа» [12, с. 106], являющееся духовным началом человека и берущее «начало в Мире духовном» [12, с. 17].

«ХТ» и «АллатРа» отрицают мазхабы в исламе и пропагандируют возможность самостоятельного вынесения суждений по вопросам богословия и права. Согласно идеологии «ХТ» мусульманин может понять шариат только через обращение факиха 6. Следовать шариату не означает быть последователем какого-либо мазхаба или того или иного факиха (мусульманский правовед, знаток шариата). По идеологии «ХТ» следование мазхабам является этнокон-фессионализмом и запрещено исламом. Если мусульманин самостоятельно способен достигнуть и достигает степени муджтахида (специалист по самостоятельному вынесению религиозных заключений) или факиха, то он делает иджтихад (самостоятельное вынесение религиозных заключений). «Те же, кто не достигали степени иджтихада, следовали в законах за теми, кто достиг степени иджтихада и сделал ид-жтихад».

Действуя в парадигме агрессивного требования отказа от убеждений в вере, «АллатРа» призывает мусульман отказаться от мазхабов и следовать «исламу», интерпретированному через призму идеологии исследуемого НРД: слушающие и верящие имамам, шейхам и муллам неверны Аллаху и не любят Пророка; мусульманин не должен спрашивать совета и разъяснения у богословов и имамов, повиноваться им; мусульманин должен руководствоваться собственным мнением и вну-

4 Канал «АллатРа-ТВ». Передача «ИСЛАМ — религия Любви. Рай и ад. Вып. 1». Отм. 6:55 - 11:43 URL: https://youtu.be/ OTdDnN8F8r4?t=415 (дата обращения: 20.11.2019).

5 Передача «Ислам - религия Любви. Рай и ад. Выпуск 1». Часть 4. URL: https://allatra.tv/article/smysl-zhizni-cheloveka (дата обращения: 13.10.2019) ; Канал «АллатРа-ТВ». URL: https://youtu.be/OTdDnN8F8r4 (дата обращения: 13.10.2019).

6 Книга «Исламская личность». Т. 1. Глава «Фикх», § «Процветание исламского фикха» (Аудиокнига).

тренним порывом, только тогда он может быть истинным мусульманином 7.

Комментируя священные Коран и Сунну, И. М. Данилов и адепты «АллатРа» берут на себя роль факихов и муджтахидов и подобно «ХТ» фактически обвиняют остальных мусульман в куфре (неверие, непризнание ислама или отход от его норм) и выносят такфир (обвиняют в неверии).

Причина повышенного интереса к исламу становится понятной в результате анализа политического кейса идеологии «АллатРа». Конечной целью деятельности «АллатРа» является построение «Созидательного общества», а ислам как самая молодая мировая религия имеет самый большой потенциал для «объединения всего человечества», так как «Иблис и его рабы еще не успели... полностью его подменить, исковеркать» 8. Если для «ХТ» при построении халифата (исламского государства) врагами являются страны, граждане которых исповедуют христианство и иудаизм, а в качестве идеологии используются социализм, коммунизм, капитализм и демократия, то на пути «АллатРа» в создании «Созидательного общества» стоят:

— Архонты, высшие жрецы «Вольных каменщиков» («хранители знаний», «избранники богов и духов», «начальники», «правители», «правители мира»);

— принадлежащие к касте Архонтов иудейские жрецы, которые по воле Архонтов исказили ислам [11, с. 100];

— ставленники и марионетки Архонтов «во главе мировых религий» и «во главе большой политики и бизнеса» [13, с. 185].

У «АллатРа» и «ХТ» сходное отношение к историческим событиям на землях Палестины. Согласно идеологии «АллатРа» переселение евреев из Египта в Палестину было организовано ставленниками Архонтов, высшими иудейскими жрецами [11, с. 113], равно как и последующий военный захват этих ближневосточных земель [11, с. 100]. «ХТ» определяет, что «кафиры создали в Палестине еврейское государство» 9, а Палестина является сердцем исламского мира 10. Покончить с оккупацией Палестины, по мнению «ХТ», можно только ведя сражения с врагами, разбивая их и одерживая победы 11.

Указанные выше и иные результаты проведенного исследования позволили определить наличие сходных с «ХТ» радикальных установок в религиозном и политическом кейсах идеологии НРД «АллатРа», формируемых в том числе через искажение заимствованных догматических постулатов ислама, и агрессивное навязывание своей идеологии:

— создание у адепта образа врага в лице тех, кто не является последователем организации;

— разжигание вражды к существующим политическим, экономическим и религиозным институтам, а также участвующим в их деятельности социальным группам;

— антисемитизм;

— построение государства на основе собственной идеологии. При этом «особая миссия сплочения и спасения человечества лежит именно на мусульманской умме, которая должна сплотиться, объединившись подлинным исламом, существовавшим во времена Пророка, очищенным учением «АллатРа» 12.

Список литературы

1. Лункин Р. Н. Распад СССР. Как это отразилось на церкви и жизни верующих. URL: http://www.invictory. com/columns/1032/ (дата обращения: 13.05.2020).

2. Мартинович В. А. Реклама новых религиозных движений в печатных СМИ // Журнал БГУ. Социология. 2019. № 3.

3. Мартинович В. А. Сектантство: возникновение и миграция. М., 2018.

4. Вагабов М. В. Расколы в исламе: причины и социальные последствия // Исламоведение. 2010. № 4(6).

5. Новых А. Сэнсэй. Исконный Шамбалы. М., 2019.

6. Хрестоматия по исламу. Введение и примечания / перевод с арабского. М., 1994.

7. Новых А. АллатРа. М., 2019.

7 Имам Махди. Об Имаме Махди и о том, что касается каждого. Ислам — религия Любви. Вып. 10 // Сайт «АллатРа-TV». URL: https://allatra.tv/video/imam-mahdi (дата обращения 13.10.2019) ; Канал «АллатРа-ТВ». URL: https://youtu.be/_G1cajy-4P4 (дата обращения: 13.10.2019).

8 АллатРа-ТВ. Текст передачи «Ислам — религия Любви. Рай и ад. Вып. 1. Ч. 1. URL: https://allatra.tv/article/imam-mahdi-v-miru (дата обращения: 20.11.2019).

9 Исламское государство. Глава «Препятствия на пути установления Исламского государства» (Аудиокнига).

10 Политическая концепция Хизб-ут-тахрир. § Ближневосточная проблема.

11 Ответы на вопросы. Одолевающая группа (ат-таифа аз-захира).

12 Канал «АллатРа-ТВ». Передача «ИСЛАМ — религия Любви. Рай и ад. Вып. 1». URL: https://youtu.be/OTdDnN8F8r4?t=415 (дата обращения: 20.11.2019).

8. Новых А. Сэнсэй. Исконный Шамбалы. М., 2012.

9. Шерстюков С. А. «Арабский вопрос» во внешней политике Третьего рейха : монография. Барнаул, 2014.

10. Акыда ат-Тахавийя. Разъяснение вероубеждения Ахлю-с-Сунна валь Джама'а. URL: http://as-sunna. ru/books/akida_tahavi.pdf (дата обращения: 21.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Новых А. Сэнсей IV. Исконный Шамбалы. АллатРа. М., 2019.

12. Единое зерно. Фундаментальный социальный исследовательский проект МОД «АллатРА». Киев, 2018.

13. Новых А. Сэнсэй-III. Исконный Шамбалы. АллатРа. М., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.