Научная статья на тему 'Радикализация мусульманского сообщества и формы проявления религиозного экстремизма: постановка проблемы'

Радикализация мусульманского сообщества и формы проявления религиозного экстремизма: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
313
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИКАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПОЛИТИЗАЦИЯ ИСЛАМА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / RADICALISM / EXTREMISM / RELIGIONS EXTREMISM / ISLAM POLITIZATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухаметшин Рафик Мухаметшович, Королев Валерий Васильевич

В статье рассматриваются ключевые понятия, раскрывающие сущность такого явления как религиозный экстремизм, исследуются факторы, порождающие эту проблему, а также предпринята попытка анализа причин радикализации мусульманского сообщества. Среди исследуемых причин радикализации выделяются глобальные и региональные. Особое внимание уделено как социальнополитическим предпосылкам, так и внутренним богословским причинам возникновения исламского радикализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADICALIZATION OF THE MUSLIM COMMUNITY AND MANIFESTATIONS OF RELIGIONS EXTREMISM: PROBLEM STATEMENT

The article discusses key concepts that reveal the nature of such phenomenon as religions extremism, investigates the factors that give rise to the problem, and attempts to analyze the causes of the radicalization of the muslim community. Global and regional causes stand out among the analyzed causes. Special attention is paid to both the socio-economic preconditions and intrinsic theological causes for the rise of Islamic radicalism.

Текст научной работы на тему «Радикализация мусульманского сообщества и формы проявления религиозного экстремизма: постановка проблемы»

УДК 316

РАДИКАЛИЗАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО СООБЩЕСТВА

И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Р.М. Мухаметшин, В.В. Королев1

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания 26.4521.2017/5.1

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые понятия, раскрывающие сущность такого явления как религиозный экстремизм, исследуются факторы, порождающие эту проблему, а также предпринята попытка анализа причин радикализации мусульманского сообщества. Среди исследуемых причин радикализации выделяются глобальные и региональные. Особое внимание уделено как социально -политическим предпосылкам, так и внутренним богословским причинам возникновения исламского радикализма.

Ключевые слова: радикализм, экстремизм, религиозный экстремизм, политизация ислама, глобализация.

RADICALIZATION OF THE MUSLIM COMMUNITY

AND MANIFESTATIONS OF RELIGIONS EXTREMISM:

PROBLEM STATEMENT

R Mukhametshin, V. Korolev

Abstract. The article discusses key concepts that reveal the nature of such phenomenon as religions extremism, investigates the factors that give rise to the problem, and attempts to analyze the causes of the radicalization of the muslim community. Global and regional causes stand out among the analyzed causes. Special attention is paid to both the socio-economic preconditions and intrinsic theological causes for the rise of Islamic radicalism.

Keywords: radicalism, extremism, religions extremism, Islam politization, globalization.

В XXI веке противодействие экстремизму и терроризму стало важнейшим направлением деятельности по обеспечению безопасности и стабильности как в России, так и в мире. И в нашей стране, и за рубежом растет число различных экстремистских организаций -политических партий, движений, групп, террористов - одиночек. Появились государства (запрещенное в РФ ИГИЛ), положившие экстремизм и терроризм в основу своего существования. Мишенью для таких организаций все чаще становится Российская Федерация. Необходимость противостояния этим тенденциям привела к разработке Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной 14 ноября 2013г. Президентом РФ, одним из приоритетов которой является противодействие экстремизму.

В этих условиях глубокое осмысление экстремизма как социального явления -необходимое условие для выработки системы мер противодействия экстремизму. К настоящему времени нет однозначного понимания того, что считать экстремизмом. В данной статье внимание акцентируется лишь на одном аспекте обозначенной проблемы - связи религии (на примере ислама) и экстремизма.

Последняя четверть века в нашей стране характеризуется духовным обновлением, одним из проявлений которого стало религиозное возрождение. Резко выросло влияние традиционных религий (особенно православия) на общественно-политическую жизнь страны, в геометрической прогрессии стало увеличиваться число зарегистрированных религиозных организаций, тысячами в масштабах страны стали возрождаться и строиться заново культовые здания. Сегодня уже можно подвести некоторые итоги, определить наметившиеся тенденции, отметить как положительные следствия этих процессов, так и обозначить негативные составляющие, которые,

абсолютизируя отдельные стороны

наметившейся тенденции, инкорпорируют в мировоззренческие установки верующих людей чуждые нашему обществу идеи, которые, в свою очередь, могут выступать теоретической основой как религиозных, так и этнических конфликтов, развития экстремистской идеологии и деятельности.

Решение поставленной задачи предполагает необходимость глубокого изучения

особенностей развития различных регионов РФ, их социально-экономических параметров,

этнических факторов, религиозных и культурных ценностей и традиций. Особое внимание при этом нужно уделять регионам с мультинациональным и поликонфессиональным населением, к числу которых относится Республика Татарстан.

Рассматривая особенности функционирования и развития ислама в регионах его традиционного распространения в России нельзя не заметить, что в настоящее время появились определенные предпосылки для радикализации определенной части мусульманского населения страны. Причины этого процесса очень разные и проявляются они как в глобальном масштабе, так и на уровне отдельно взятых мусульманских общин:

1. Социально-политическая нестабильность, стремительно нарастающая в мусульманском мире (так называемая «арабская весна»- одно из ее проявлений), охватила в последнее десятилетие страны Магриба и ряд соседних арабских государств. Одним из результатов этого процесса стало возрастание влияния радикальных исламских организаций, установление режимов, не способных контролировать ситуацию (Ливия), что привело к дестабилизации в этих странах. Сложившаяся ситуация в этом регионе представляет серьезную угрозу социально-политической стабильности не только на региональном, но и на мировом уровнях.

2. Политические, социально-экономические, этнические и некоторые другие факторы способствовавшие возникновению процессов, получивших название «исламизация политики» и «политизация ислама», которые в средствах массовой информации нередко называют политическим исламом, и даже отождествляют с понятиями «исламизм» и «исламский радикализм».

3. Современный подъем исламского радикализма - это не только форма социального протеста, но и попытка мусульманского сообщества преодолеть кризис идентичности. Обращение мусульман к своей традиционной культуре в поисках духовной опоры, стремление отстоять свою самобытность и свои многоплановые интересы обусловлены глубокими структурными изменениями в социально-политической и культурной жизни современного мира.

4. Существует целый комплекс внутренних богословских предпосылок возникновения исламского радикализма. Среди них следует выделить широкий плюрализм в исламе по многим религиозным вопросам, который обусловлен различными трактовками Корана и

Сунны, наличием разных направлений, течений, мнений религиозных деятелей. Изменение исторических условий и развитие процессов, называемых модернизацией, превратили ислам в современную социально-политическую

доктрину, активно используемую в политической практике в силу ее широкой доступности для понимания мусульман.

5. Одной из значимых геополитических предпосылок зарождения и распространения исламского радикализма явились распад государств, межгосударственные конфликты, а также современная проекция глобализационных процессов, получившая определение «вестернизация», которая, в свою очередь, повлекла за собой разрушение самобытной культуры и национальных традиций мусульманских обществ, их ценностей и основ традиционной религиозности. В числе факторов такого масштаба можно назвать и другие глобальные проблемы, в том числе экологические, экономические с периодически возникающими кризисами и многое другое.

6. Социально -экономическими предпосылками являются нарушение социальной справедливости, в т.ч. неравномерное распределение богатств, ухудшение жизненного уровня населения, деятельность государства вопреки интересам основной части населения.

7. Необходимо выделить и идейно-политические предпосылки в современной РФ. Это деидеологизация общества, идейная разобщенность людей, развенчание прежних ценностей и т.п.

8. Большое влияние на рассматриваемые процессы оказывают и миграционные проблемы: рост числа беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов иной национальной, религиозной и культурной принадлежности и связанные с этим проблемы их адаптации.

Одна из негативных тенденций, получившая развитие в современном мусульманском сообществе России - распространение радикальных идей и появление ряда факторов, подчеркивающих наличие различных проявлений религиозного экстремизма. Этот процесс, как отмечают социологи, происходит на фоне экстремизации массового сознания в ряде регионов РФ, и, как следствие, — в росте числа преступлений, в том числе экстремисткой направленности. И хотя доля преступлений, прямо или косвенно связанных с религиозным экстремизмом, составляет незначительную часть среди всех совершенных преступлений, высокая степень их общественной опасности объясняется, во-первых, формами их

проявления, представляющих серьезную угрозу общественной безопасности, и, во-вторых, негативным влиянием на общественное настроение.

Поэтому сегодня очень важно четко обозначить понятия «экстремизм» и «религиозный экстремизм», что представляется весьма непростой задачей. Эти понятия очень многогранны и являются предметом исследования религиоведов, правоведов, философов, историков, политологов,

социологов, а также психологов и педагогов.

С позиции комплексного подхода экстремизм определяется как одна из наиболее сложных проблем современного российского общества, связанная, прежде всего, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций

экстремистской направленности, оказывающих дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране и угрожающих национальной безопасности Российской Федерации [5].

В настоящее время широкое распространение получил подход,

определяющий экстремизм как «обусловленное объективными реалиями социально-правовое явление крайнего проявления психологических, идеологических и поведенческих элементов к конкретным общественным отношениям и их участникам» [1].

Довольно часто, особенно в последнее время, экстремизм определяется как «приверженность к крайним мерам и взглядам (обычно в политике)». [см. об этом более подробно: 2, 3, 4]. Приведенные определения экстремизма позволяют рассматривать данное явление как один из вариантов радикального отрицания существующих общественных норм и законов в государстве со стороны отдельных лиц или организаций. Вместе с тем, такие трактовки дают лишь самое общее преставление об экстремизме, не всегда пригодное для практики, в том числе правоохранительной.

Более четким и развернутым является определение, в котором экстремизм трактуется как «агрессивное поведение (настрой) личности, наиболее существенными внешними

проявлениями которого являются, во-первых, нетерпимость к мнению оппонента, ориентированного на общепринятые в данном обществе нормы; во-вторых, склонность к принятию крайних (силовых) вариантов решения проблемы; в-третьих, непринятие консенсуса как ценности и делового инструмента каждодневной деятельности; в

четвертых, непринятие прав личности и ее самой как самоценности». [6].

При всем многообразии подходов к определению понятия «экстремизм» четко просматриваются два аспекта его рассмотрения. Во-первых, экстремизм рассматривается как одна из форм социального отчуждения, оказывающего существенное влияние на формирование социокультурных и социально-психологических факторов становления экстремистского мировоззрения и личности, являющейся его носителем. Во-вторых, экстремизм рассматривается как конечный результат деятельности различных, нередко запрещенных на территории РФ политических партий, ряда общественных движений, отдельных религиозных организаций, стремящихся к достижению социально-значимых, в первую очередь, политических целей с использованием всевозможных экстремистских средств и методов распространений идеологических доктрин и достижения своих социальных интересов. Думается, что в целях разработки и совершенствования системы противодействия экстремизму в РФ необходимо учитывать оба обозначенных подхода.

Рассматривая религиозный экстремизм как форму деструктивно преобразовательной деятельности, необходимо более точно определять цели и объекты, на изменение которых она направлена. Это дает надежное основание для классификации разновидностей религиозного экстремизма. В научном сообществе выделяют шесть основных форм религиозного экстремизма:

1) внутриконфессиональный (направленный на глубокую деформацию конфессии);

2) иноконфессиональный (направленный на устранение других конфессий);

3) личностно-ориентированный (направленный на деструктивную трансформацию личности),

4) этнорелигиозный (направленный на преобразование этноса),

5) религиозно-политический (направленный на изменение политической системы),

6) социальный (направленный на изменение социально-экономической системы) [см. об этом более подробно: 3, 4].

Будучи сложно - организованным социальным явлением, структурно религиозный экстремизм близок к подлинной религии, принципиальное отличие от которой заключается лишь в том, что его элементы существуют в деформированном виде. Так, религиозное миропонимание - первый и

важнейший признак религии. Применительно же к религиозному экстремизму здесь выпячивается религиозный фанатизм - верование в абсолютную истинность единственно верной религиозной идеи и готовность руководствоваться ею в любых условиях.

Вторым структурным компонентом и религии, и религиозного экстремизма является религиозная идеология. Этот элемент органично связан с религиозным миропониманием и, применительно к религиозному экстремизму, провозглашает истинным единственно верное объяснение всех проблем этого мира и однозначных способов их разрешения.

Третий элемент структуры и религии, и религиозного экстремизма - религиозное мироотношение - деятельность по реализации религиозной доктрины, провозглашенной единственно истинной.

И, наконец, четвертый элемент -институциональные формы религиозной деятельности, к числу которых, в нашем случае, следует отнести различные религиозные организации, имеющие деструктивную направленность (в том числе различные религиозные партии или даже тоталитарные секты).

В заключение, о необходимости четкого разведения понятий «ислам» и «исламский терроризм». Еще четверть века назад Его Королевское Высочество наследный принц (ставший королем Саудовской Аравии и

Хранителем двух святынь в 2005 - 2015 гг.) Абдалла ибн Абдул- Азиз Аль Сауд в одном из своих интервью подверг резкой критике попытки установить якобы имеющуюся связь между исламом и терроризмом: « Всем президентам и правителям, с которыми встречался, я объяснял, что та информация, которую распространяют газеты и другие СМИ о якобы имеющейся связи между исламом и терроризмом, глубоко печалит нас и приносит боль чувствам миллиарда и двухсот миллионов мусульман. Все они неповинны в тех убийствах и разрушениях, которые совершаются от имени ислама, поскольку наша правоверная религия призывает к миру и любви, к защите чести людей и их прав, к защите собственности. Ислам отвергает насилие во всех его проявлениях и формах, .... является религией милосердия, сострадания и равенства всех наций и народностей. Мусульмане неповинны в том, что совершается от имени ислама теми, кто утверждает, что представляет ислам, а на деле лишь прикрывается личиной ислама служа тем, кто заинтересован в подрыве авторитета ислама и мусульман».

Итак, проблема религиозного экстремизма уже на уровне определения понятия, является более чем сложной. Тем более, необходимо четко определить его содержание, чтобы организовать эффективную работу по профилактике, выявлению и искоренению этого явления.

Литература:

1. Бикеев И. И., Никитин А. Г. Экстремизм: междисциплинарное правовое исследование. - Казань: Изд-во «Познание», 2011.- С.48.

2. Бурковская В. А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России.-М.: Институт правовых и сравнительных исследований, 2005.- 226с.

3. Бурьянов О. В. Безопасность общества: социально-структурный и институциональный аспекты: автореф. ... докт. социолог. наук. / Бурьянов О. В. - СПб.: СПбГУ, 1999.-77с.

4. Воронцов С. А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в институционально- правовом контексте: дис. ... докт. юрид. наук: /Воронцов С. А. -Ростов-на-Дону, 2009. - 345с.

5. Родина М. Е. Основные направления противодействия экстремизму // Российский следователь.-2016. -№>15. - С.41.

6. Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего состояния // Со-временный терроризм: состояние и перспективы. Под ред. Е.И. Степанова. -М.:Эдиториал УРСС, 2000.- С.80.

Сведения об авторах:

Мухаметшин Рафик Мухаметшович (г. Казань, Россия), академик АН РТ, доктор политических наук, профессор, ректор Российского исламского института.

Королев Валерий Васильевич (г. Казань, Россия), кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт психологии, педагогики и социальных проблем»

Data about the authors:

R. Mukhametshin (Kazan. Russia), full member of the Akademy of Sciencec of Tatarstan Republik, doctor of political sciences, professor, rector of the Russian Islamik Institute.

V. Korolev (Kazan, Russia), candidate of philosophical sciences, docent, senior researcher of Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.