РАБОТЫ СО ЗВУКОМ ВО ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ АНИМЕ-СЕРИАЛОВ И РОЛЬ СЕЙЮ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
© Махмудов Р.К.1
Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
В данной статье будет рассмотрен этап работы со звуком в аниме-сериалах, роль и уникальность профессии сейю. Для того, чтобы выделить разницу между японскими и западными процессами работы со звуком в анимационных сериалах и в специалистах, озвучивающих эти сериалы.
Ключевые слова аниме, озвучка, сейю, opening, ending, OST.
В процессе создания аниме, работа со звуком имеет немало важную роль. Можно выделить три этапа работы со звуком: озвучивание аниме, подбор звукового ряда и дубляж.
На этапе озвучивания аниме персонажи произведения получают свои голоса. Из-за большой популярности аниме, в Японии создаются специальные учреждения, где людей учат ремеслу озвучки. Люди, которые озвучивают персонажей аниме, в Японии называют «сейю» [1]. На курсах сейю учат владеть своим голосом - уметь изображать возраст, настроение, пол своего героя. Поэтому в сфере сейю большее предпочтение отдают девушкам, так как они могут озвучивать разные роли - женские, детские, иногда подростковые [2]. Индустрия сейю появилась примерно в начале 1980-х годов, когда молодая актриса и певица Мари Идзиме озвучила главную женскую роль (роль Минмэй) в сериале «Гиперпространственная крепость Мак-росс» и исполнила песни к этому сериалу [3]. Именно с её озвучки и песен, которые были в высоких чартах, начался большой интерес зрителей к профессии сейю. Сейю с большим стажем могут иметь большое количество озвученных ролей.
Каждый герой аниме обладает уникальным образом, и авторы работы примерно представляют, какой должен быть голос у персонажа. Перед оз-вучкой проводится кастинг, где среди большого числа сейю будет выбран голос для персонажей аниме. Этот этап очень важен, так как именно он определит каким голосом будет разговаривать герой произведения.
Большинство сейю исполняют различные песни для аниме. Они записывают песни голосами своих персонажей. Исполнения могут быть как сольные, так и групповые. Из этих песен формируются сборники, которые могут входить в коллекционное издание аниме или продаваться отдельно.
1 Магистр.
Рис. 1. Новость: новая филлерная арка аниме One Piece «Дозорные - сверхновые»
Сейю играют очень важную роль в японской аниме индустрии. При запуске нового аниме или добавления ключевых персонажей, в уже трансли-
72
НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2017
рующийся сериал, в журналах и на каналах, посвященных аниме, рассказывается, какой сейю, какого персонажа будет озвучивать. Пример можно увидеть на рисунке 1, где в нижней части новости представлены новые персонажи аниме One Piece, которые появятся в предстоящих филлерах (филлеры -это дополнительный сюжет, который не связан с основным, причиной появления филлеров может быть то, что аниме по сюжету догнал мангу [4]), и информация о сейю, которые их озвучат. Информация о сейю, которая представлена на рисунке 1, это имя, фамилия сейю и названия аниме и персонажей, которых они озвучивают или озвучивали. После того как на все роли были выбраны свои сейю, начинается процесс озвучивания аниме.
Разберем процесс озвучки аниме на примере японской аниме-студии Sunrise. Комната, где происходит озвучка аниме называют «студия» или «будка», а комната с аппаратурой называется «диспетчерская». Компания Sunrise делит этап озвучки эпизода на две части. Первый этап - предварительная часть, здесь происходит тестовый вариант записи. Второй этап это уже запись конечного результата. Также на этом этапе, в дополнение к репликам главных персонажей, добавляют голоса людей на заднем фоне. Обычно озвучка одного эпизода аниме-сериала занимает от двух до трёх часов, включая в себя короткий перерыв [5].
Во время следующего этапа работы со звуком, происходит подбор OST (Original Soundtrack). OST - это оригинальный саундтрек или популярная песня. В большинстве случаев, для их создания, нанимается композитор, который пишет мелодии, четко передающие атмосферу аниме.
Еще одним моментом работы со звуковым рядом является добавление opening (опенинг) и ending (эндинга). Опенинг - это песня, которая открывает аниме, а под эндингом понимается песня, которая закрывает аниме [6]. Опенинги и эндинги исполняют различные группы или соло-певцы, а также сейю, принимавшие участие в озвучке главных персонажей аниме. Каждая песня сопровождается видеорядом. В большинстве случаев певцы передают авторские права на свою песню, чтобы её прокручивали в прямом эфире, но бывают ситуации, когда исполнитель записывает песню специально для аниме. В мало серийных аниме, от начала и до конца сезона, используется один опеннинг и один эндинг, а в сериалах с большим количеством эпизодов, через определенное время они сменяются, как и видеоряд к песне. Песни для аниме отбираются в зависимости от его жанра, чтобы соответствовать атмосфере сериала.
После этапа озвучивания и подбора ending, opening и OST идет стадия дубляжа: добавляют отредактированный звуковой ряд к готовому видеоряду, синхронизируют картинку и звук. В завершении происходит процесс редактирования всего видео, после чего появляется новый продукт.
Если посмотреть с технической точки зрения, то в Японии и на Западе этапы и процессы работы со звуком практически не отличаются. Отличием
можно выделить особое отношение японской анимационной индустрии к озвучиванию и профессии, связанной с ней. Как и везде, аниме могут озвучивать актеры, певцы, дикторы, но именно в Японии появилась такая исключительная профессия, как сейю, основная цель которой является озвучивание аниме.
Список литературы:
1. Катасонова Е.Л. Мир японской популярной музыки // Япония. Ежегодник. - 2010. - № 39. - С. 229.
2. Липаева Д.Е. Анимация в пространстве визуальной культуры Японии // Aspectus. - 2015. - № 4. - С. 56.
3. Иванов Б. Введение в японскую анимацию. - М., 2001. - С. 218.
4. Northrop D. Manga and Anime Go to Hollywood / D. Northrop. -Bloomsbury, 2016. - 440 p.
5. Sunrise [Электронный ресурс - сайт компании Sunrise]. - Режим доступа http://www.sunrise-inc.co.jp/international/sp02/index.html - Загл. с экрана.
6. Липаева Д.Е. Музыка в аниме «Темный Дворецкий»: опыт и осмысления // Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату. Краснодар, 14-24 марта 2016 г. - Краснодар: изд. Краснодарский государственный институт культуры, 2016. - С. 180.