Научная статья на тему 'Работы первых английских феминисток в защиту женского образования (на примере трактата Батсуа Мейкин)'

Работы первых английских феминисток в защиту женского образования (на примере трактата Батсуа Мейкин) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
461
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕНЕССАНСНЫЙ ФЕМИНИЗМ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ПЕРВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ ФЕМИНИСТКИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / WOMEN'S EDUCATION / RENAISSANCE FEMINISM / INTELLECTUAL FAMILY / EARLY MODERN ENGLISH FEMINISTS / HISTORICAL PREREQUISITES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ушакова Евгения Владимировна, Капичникова Ольга Борисовна

В статье рассматриваются исторические предпосылки появления первых феминисток в Англии XVII в., также приводится точка зрения западных исследователей по поводу возникновения феминизма в Европе, истоки которого они относят к Средним векам. Среди предпосылок возникновения феминизма в Европе исследователи отмечают важность так называемых «интеллектуальных семей», ставших источником появления образованных женщин, из которых впоследствии выходили талантливые писатели и поэты. В статье рассматривается трактат Батсуа Мейкин «Эссе о возрождении прежнего образования леди в области религии, манер, искусства и языков» в качестве примера выражения идей первых английских феминисток, демонстрирующий, насколько злободневной была проблема женского образования в конце XVII в. в Англии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The works of the first English feminists defending women's education (by example of Bathsua Makin's treatise)

The article considers the historical conditions of the emergence of the early modern feminists in England of the seventeenth century and shows the viewpoint of some western researchers on the beginning of feministic activities in Europe, the origins of which they attribute to the middle ages. Among the prerequisites for the development of feminism in Europe they point out the importance of the so-called “intellectual families”, which became the source of the emergence of educated women and from which most talented writers and poets subsequently appeared. It shows Bathsua Makin’s treatise “An Essay to revive the ancient education of gentlewomen in Religion, Manners, Arts and Tongues” as an example of the ideas of the early modern feminists, demonstrating how the problem of women's education in the seventeenth century was the issue of the day.

Текст научной работы на тему «Работы первых английских феминисток в защиту женского образования (на примере трактата Батсуа Мейкин)»

УДК 396.4 ББК 74.03(3)

РАБОТЫ ПЕРВЫХ АНГЛИИСКИХ ФЕМИНИСТОК В ЗАЩИТУ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (На примере трактата Батсуа Мейкин)

THE WORKS OF THE FIRST ENGLISH FEMINISTS DEFENDING WOMEN'S EDUCATION (By Example of Bathsua Makin's Treatise)

Ушакова Евгения Владимировна

Аспирант кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского E-mail: e.v-ushakova@mail.ru

Ushakova Evgeniya V.

PhD Postgraduate student at the Department of Pedagogy, Saratov State University E-mail: e.v-ushakova@mail.ru

Капичникова Ольга Борисовна

Профессор кафедры педагогики Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук E-mail: alexsgau@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются исторические предпосылки появления первых феминисток в Англии XVII в., также приводится точка зрения западных исследователей по поводу возникновения феминизма в Европе, истоки которого они относят к Средним векам. Среди предпосылок возникновения феминизма в Европе исследователи отмечают важность так называемых «интеллектуальных семей», ставших источником появления образованных женщин, из которых впоследствии выходили талантливые писатели и поэты. В статье рассматривается трактат Батсуа Мейкин «Эссе о возрождении прежнего образования леди в области

Kapichnikova Olga B.

Professor at the Department of Pedagogy, Saratov State University, PhD in Education E-mail: alexsgau@yandex.ru

Abstract. The article considers the historical conditions of the emergence of the early modern feminists in England of the seventeenth century and shows the viewpoint of some western researchers on the beginning of feministic activities in Europe, the origins of which they attribute to the middle ages. Among the prerequisites for the development of feminism in Europe they point out the importance of the so-called "intellectual families", which became the source of the emergence of educated women and from which most talented writers and poets subsequently appeared. It shows Bathsua Makin's treatise

религии, манер, искусства и языков» в качестве примера выражения идей первых английских феминисток, демонстрирующий, насколько злободневной была проблема женского образования в конце XVII в. в Англии.

Ключевые слова: женское образование, ренессансный феминизм, интеллектуальная семья, первые английские феминистки, исторические предпосылки.

Женское образование принадлежит к числу актуальных проблем в истории педагогики. Оно возникло как самостоятельная отрасль образования в связи с неравноправным общественным положением женщины. Женское образование - довольно обширный термин, включающий в себя совокупность понятий и обсуждений, касающихся образования для женщин [1].

По мнению современных западных исследователей истории становления и развития феминизма в Европе, не вполне корректно относить возникновение феминизма только к началу деятельности суфражисток в XIX в., или преувеличивать роль философов Радикального Просвещения в его появлении, или утверждать, что Мэри Уоллстонкрафт (17591797) стала родоначальницей английского феминизма. В последние десятилетия многие западные исследователи стали склоняться к убеждению, что феминизм в Европе уходит своими корнями еще в Средние века. И здесь, конечно же, нельзя не привести в пример такую ярчайшую личность, как Кристина Пизанская (1365-1435), писательницу, поэтессу, философа итальянского происхождения, которая уже тогда писала трактаты о роли женщины в семье и обществе. В 1991 г. исследовательница Констанс Джордан даже предложила ввести такое понятие, как «Ренессансный феминизм», в качестве концептуальной категории для обозначения тех попыток среди образованных женщин отстоять свое место в обществе, которые возникали то тут, то там по всей Европе в эпоху Возрождения [2, с. 1].

Рост числа образованных женщин в Европе в эпоху Возрождения был обусловлен, по мнению исследовательницы Сары Росс, ростом так называемых «интеллектуальных семей» в Х1У-ХУ вв., в которых отцы семейства не скупились на образование дочерей или чаще сами их образовывали. Таким образом, «интеллектуальная семья» была своего рода основой становления нового статуса образованной женщины и автора, красноречиво вписывающегося в ту современную культуру [2, с. 3]. Примером может послужить семья Томаса Мора (1478-1535), английского философа и писателя, который принимал самое активное участие в образовании и своей супруги, и своих детей. У Томаса Мора было три дочери, к образованию которых он относился самым серьезным образом и лично контролировал их успеваемость. Благодаря рвению отца, его любимая дочь Маргарет освоила греческий язык и латынь, философию, астрономию, физику, логику, риторику, арифметику и музыку.

"An Essay to revive the ancient education of gentlewomen in Religion, Manners, Arts and Tongues" as an example of the ideas of the early modern feminists, demonstrating how the problem of women's education in the seventeenth century was the issue of the day.

Keywords: women's education, Renaissance feminism, intellectual family, Early Modern English feminists, historical prerequisites.

Известен тот факт, что, находясь в поездках, Мор писал письма детям исключительно на латинском языке и требовал, чтобы они отвечали ему на нем же [3, с. 16].

К XVII в. уже возникла и устоялась традиция английской гуманистической мысли. Статус образованной женщины перестал быть чем-то необычным, а фигура отца-покровителя стала менее решающей. Контуры интеллектуальной семьи изменились: с конца XVI в. женщины-писатели сами представляли себя и воспринимались в современном обществе как образованные жены, матери и равные партнеры в литературных кругах или «салонах» [2, с. 2].

Огромное влияние на развитие женского образования в Англии оказали события, происходившие на протяжении всего XVII в., и в частности Гражданская война под предводительством Оливера Кромвеля. События 1640-х гг. в Англии были обусловлены не политическими или экономическими причинами. Это не было противостоянием только короля Карла I и Парламента в попытке ограничить власть монархии. Это не было классовое противостояние богатых и бедных. Это было противостояние религиозное - католиков и протестантов.

Но религиозная борьба пошла на пользу английскому образованию. В это время начинается конкуренция между школами, организованными различными религиозными группами со своим особым подходом к образованию молодого поколения [4; 5]. Так, пуритане обучали своих детей нравственной строгости, скромности, сдержанности и богобоязненности. То, что после прихода к власти Оливера Кромвеля - истинного пуританина основным религиозным направлением в Англии сделался пуританизм, сыграло немаловажную роль в отношении образования женщин. В пуританских семьях женщина рассматривалась как помощница и равный партнер мужа, рукоприкладство осуждалось. Женщинам даже позволяли читать проповеди во время церковных служений, что было нетипичным в жизни религиозных сообществ [3].

События 1640-х гг. и последующий за ними период республики под руководством лорда-протектора в лице Оливера Кромвеля продемонстрировали то, насколько сильным было гражданское самосознание женского населения Англии. Женщины столкнулись с необходимостью самостоятельного ведения хозяйства, пока их мужья либо томились в тюрьмах, либо умирали на полях сражений.

Тогда-то женщины, особенно средних и верхушки низших классов, стали самостоятельно обращаться с петициями к парламенту, выражая свои просьбы и требования, но столкнулись с откровенным нежеланием правительства принимать во внимание их требования. Они были лишены избирательных и экономических прав, хотя в семье могли занимать место равного партнера мужу. Они понимали, как скудно подчас их образование и насколько мужчины в их семьях заинтересованы, чтобы их жены или дочери были как можно менее образованными.

Буржуазная революция XVII в. выдвинула на первый план проблему не только женских прав, но и их образования. Это век появления первых феминисток в Англии, как правило, получивших хорошее образование, которые стали самостоятельно зарабатывать на жизнь, становились учителями, писали книги, стихи, статьи и трактаты. Многие из них открывали школы для девочек, число которых по всей Англии значительно выросло

к концу XVII в. [3]. Если в Средние века и даже во времена правления Елизаветы I и Якова I проблема женского образования обсуждалась не часто, а сами работы, в которых об этом писали, носили скорее досужий характер, то в XVII в. о важности женского образования заговорили всерьез. К этой проблеме обратились многие передовые умы, которые выдвигали различные проекты реформирования образования в целом и женского в частности, а также издавали многочисленные трактаты о равенстве мужчин и женщин.

Многими из этих авторов были женщины. Конечно, этими женщинами были, как правило, представительницы высших и средних сословий, которые взялись за перо потому, что могли выразить свои мысли, поскольку имели хорошее образование, были начитанными, знали иностранные языки, изучали философию и астрономию. Но и эти женщины были недовольны теми скудными знаниями, которые они получали в пансионах или дома, потому что у их братьев были хорошие домашние учителя. К тому же многие отцы семейств относились гуманно к образованию своих дочерей, обучая их сами и позволяя без ограничений пользоваться обширной домашней библиотекой [6, с. 180]. Многие женщины в условиях домашнего образования могли порой похвастаться лучшими познаниями по сравнению с братьями, обучающимися в грамматических школах и колледжах Оксфорда.

По возвращении Карла II на престол после смерти Кромвеля в 1660 г. образованные женщины стали не в чести при дворе. Над образованными женщинами смеялись, и вообще слыть умной было не в моде. Это было время свободных нравов, когда было важнее знать танцевальные фигуры, нежели читать труды Сократа на древнегреческом языке.

Революция 1688 г. окончательно примирила монархию и парламент, после чего последующие коронованные особы Англии никогда уже не посмеют обойти мнение парламента окольным путем. Своим благосостоянием, спокойствием, экономическим расцветом и стабильностью последующий XVIII в. будет обязан стихийному и переменчивому XVII в. О проблемах и реформах образования будут писать и говорить еще долгое время, а качество и суть женского образования существенно не изменится и будет носить экспериментальный характер. Женщин все еще не допустят в университеты. Но благодаря революционным переменам в английском обществе XVII в., появлению ранних феминисток, получению ими возможности публикации своих произведений, растущему числу различных женских учебных заведений и росту популярности женского образования, XVIII в. в Англии породил множество выдающихся женщин - знаменитых писательниц, поэтесс и авторов передовых статей и трактатов [6, с. 180-181].

Исторические события XVII в. в Англии стали стимулом для последующего стойкого развития феминизма в этой стране, что, в конце концов, и привело к полному равноправию между мужчинами и женщинами в любой сфере английского общества. Именно в этом веке женщины открыто заговорили о необходимости женского образования в своих трактатах. Это век яркого женского писательства и мысли, когда образованные женщины, писательницы и поэтессы не только могли похвастаться своим достойным образованием, но и вдохновлять других женщин отстаивать свое право быть образованными. Это век таких ярких фигур в истории английской женской мысли, как Батсуа Мейкин, Мэри Эстелл, Афра Бен, Маргарет Кавендиш, Мэри Уорд, Ханна Вуллей, Мэри Монтегю. Эти женщины отстаивали

интеллектуальное право женщин на образование и таким образом внесли неоценимый вклад в последующее развитие женской мысли в Англии XVIII-XIX вв. Они закрепили за собой законное право называться первыми английскими феминистками.

Среди самых ярких и выдающихся женщин своей эпохи следует выделить Батсуа Мейкин (1600-1675), образованную интеллектуалку, педагога, автора работ в защиту женского образования, которые вызывали среди ее современников и восторг, и негодование. Она не только выступала за равноправие мужчин и женщин и ревностно отстаивала право женщин на получение достойного образования, но и сама являлась очень образованной женщиной и была наставницей дочери Карла I - принцессы Елизаветы. Она владела несколькими языками: немецким, испанским, французским, итальянским, греческим, латинским и древнееврейским [3, с. 103]. В 16 лет она издала свою первую книгу "Musa Virgínea", в которую включила стихи и параграфы, прославляющие Карла I и его семью, написанные на всех вышеуказанных языках. Ее современник Сэр Саймондс Дьюс отмечал, что Батсуа была даже образованнее своего отца, учителя и филолога, и считал ее самой образованной женщиной во всей Англии. На ее образованность не повлияли даже ранний брак и восемь детей. Батсуа прославилась также в эпистолярном жанре, поддерживая переписку со многими выдающимися личностями своего времени, среди которых особое положение в жизни Мейкин занимала Анна ван Схурман (1607-1678), ученая женщина и эрудит из Голландии [7, с. 224].

Батсуа Мейкин открыла собственную школу для девочек в Тоттенхэме, недалеко от Лндона, в которой пыталась претворить свои педагогические идеи в жизнь. В программу школы входило обучение танцам, музыке, пению, письму и счету - тому минимуму, которым любой женщине необходимо было владеть в те времена. Непременным условием образования любой женщины, особенно дворянского происхождения, она считала владение несколькими языками - латынью, греческим, французским, испанским, итальянским и древнееврейским. Она писала: «Те родители, которые считают, что женщине достаточно знать один язык, пусть лучше учат своих дочерей печь» [8, с. 93]. Ученицы, у которых есть свободное время, могли изучать и другие языки, помимо перечисленных выше. Девочкам восьми-девяти лет, умеющим хорошо читать, следовало преподавать сначала латынь и французский в течение года или двух с помощью понятных и простых правил, схожих с грамматическими правилами родного языка. В ее школе девочки также могли получить общие знания в астрономии, географии, арифметике и истории. Мей-кин предоставляла полную свободу в выборе предметов и времени на их изучение. Так, если ученица решала, что знаний одного языка ей достаточно, она могла восполнить свободное время занятиями экспериментальной философией или любыми другими перечисленными выше предметами [9].

Более всего Батсуа Мейкин стала известна после того, как выпустила в 1673 г. свой трактат «Эссе о возрождении прежнего образования леди в области религии, манер, искусства и языков». Под прежним образованием Мейкин подразумевает образование, которое получали женщины Древней Греции и Древнего Рима и даже в XVI в. при дворе Елизаветы I. По мнению Мейкин, женщины тогда были гораздо образованнее [9]. Сама королева Елизавета - тому яркий пример. Елизавета I, благодаря наставничеству Роджера Эшема,

выдающегося английского педагога XVI в., получила блестящее образование, позволившее ей впоследствии достойно править своей страной. Елизавета обладала познаниями в области астрономии, математики, философии, архитектуры, поэзии и логики.

Известно также, что со всеми послами, приезжающими ко двору, Елизавета стремилась общаться на их родном языке. Сама она свободно говорила на латыни, греческом, французском, испанском и итальянском языках. Мейкин также приводит в пример Джейн Грей (1537-1554), внучку Генриха VII, которая уже в шесть лет говорила на этих языках [3, с. 22].

В своем трактате Батсуа Мейкин высказывалась в пользу прежнего образования, в особенности владения женщинами несколькими языками, поскольку это их давняя привилегия. Трактат состоит из трех писем: первое - в защиту женского образования, второе - с аргументами против него, третье, самое объемное, написано в защиту ораторских способностей у женщин, и завершается выводом о необходимости и важности женского образования [10]. Мейкин приводит множество примеров ученых женщин из истории древних государств и современности. Она доказывает, что женщины в древние времена были образованы в языках и искусстве, и эти женщины весьма в них преуспели. Они были выдающимися ораторами, лингвистами и философами, разбирались в математике, и даже вдохновляли своими идеями известных философов-мужчин, были их музами. К примеру, Аспасия из Милета, была настолько образованной, что наставляла самого Перикла, превратив его из великого воина в блестящего философа и одного из лучших ораторов в Греции, и вскоре стала его женой. Сократ не стеснялся признать, что его наставницей была некая жрица Диотима из Мантинеи. Учителем Пифагора тоже была женщина - дельфийская жрица Темистоклея, с которой он часто советовался. Говоря о знаменитых женщинах-математиках, Мейкин отмечает Гипатию - ученую женщину, математика, астронома, преподававшую в Александрии в IV в. до н.э. В качестве примера приводится Олимпия Фульвия Мората (1526-1555) - жена немецкого ученого Андреаса Гундлера, которая в 16 лет читала публичные лекции на греческом языке, была прекрасным эллинистом и богословом, понимала латынь, французский и голландский языки [9].

Конечно же, Мейкин не могла обойти стороной Анну ван Схурман (1607-1678), нидерландскую поэтессу, ученую даму и свою вдохновительницу, чьи идеи о женском образовании Мейкин во многом разделяла и даже заимствовала при написании своего трактата. Мейкин соглашалась с мнением ван Схурман относительно того, что только женщинам с достаточным количеством времени, достатка и интеллекта следует получать гуманистическое образование и навыки, которые, однако, не позволяют женщине занимать государственные должности [10]. Анна публиковала свои работы на латыни, греческом, французском и персидском языках, понимала по-арабски. Ее известной работой, на которую опиралась Мейкин, носила название «Образованная девушка, или может ли женщина быть ученой?» Под «ученой» ван Схурман понимала женщину, обладающую познаниями в языках, истории, философии, теологии, неким набором универсальных знаний, которыми необходимо владеть всем женщинам, независимо от сословия. Однако образование не должно препятствовать женщине в ее истинном предназначении, а именно в домоводстве и набожности, в том, чтобы направлять и помогать своей семье. Также ван Схурман не

отказывала женщине в праве изучать грамматику, риторику, математику, логику, физику и метафизику, но особенно важно, на ее взгляд, знание языков, в частности древнееврейского и греческого, поскольку на них написано Священное Писание. Женщину также следует обучать поэзии и рисованию и другому творчеству [11, с. 71]. Но аргументы в пользу женского образования у Мейкин значительно отличаются от взглядов ван Схурман. В своих образовательных теориях Мейкин придерживалась более прогрессивных взглядов, находясь под влиянием работ Яна Амоса Каменского, особенно его совета по использованию родного языка вместо латыни при обучении, а также разделяла его надежды на всеобщее образование как основы для церковного и социального преобразования [10].

Трактат Батсуа Мейкин изобилует многочисленными примерами ученых женщин в истории и доказательствами того, что женщина призвана быть образованной, быть хорошим оратором, владеть языками, знаниями в области математики, философии, логики и поэзии. Она опровергает все возражения против получения женщинами достойного образования, выдвинутые во втором письме, якобы посланном автору трактата от лица некоего достойного друга. В частности, в письме звучат следующие мысли: что сами женщины не испытывают особого желания быть образованными; что образование им ни к чему, поскольку женщинам нет доступа ко многим профессиям; что образованные женщины способны злоупотреблять своим образованием, избегая своих прямых обязанностей хозяйки дома; что образование сделает их горделивыми и тщеславными. Но на все выдвинутые возражения Мейкин приводила достаточно веские доводы, делая акцент на том, что необразованность женщин - это варварский обычай держать женщин в рабстве, что любая нация только выиграет от образования женщин. В качестве примера страдающих из-за необразованности женщин наций, где женщин откровенно недооценивают, Мейкин приводила Россию и Эфиопию [9].

Таким образом, трактат Батсуа Мейкин стал серьезным доводом для ее современников в том, чтобы обратить более пристальное внимание на женское образование в Древней Греции и в Англии XVI в., которое доказало, насколько яркими писателями и ораторами женщины могут быть. Мейкин доказывала многочисленными примерами из истории, что женщины обладают природными способностями к языкам, искусству, риторике, поэзии, философии и даже математике.

В целом XVII в. стал для английских женщин поворотным пунктом, от уровня малообразованной домохозяйки, чей удел - шить платочки и вышивать подушки, до женщины самостоятельной, образованной и интеллектуальной. События этого столетия - революции, смена власти, научный прогресс - доказали, что женщины способны открыто отстаивать свои права, защищать права своих мужей, самостоятельно управлять домом, заниматься образованием своих детей. Это век, когда женщины смело реализуют себя на новых поприщах в качестве учителей, директоров женских школ, ораторов, публицистов, деятелей церкви, художников, актеров, поэтов и писателей. Многие представительницы английского общества служат ярким примером того, какую пользу несет образованная женщина не только своей семье, но и обществу.

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия. URL: http://www.вокабула.рф/ энциклопедии/российская-педагогическая-энциклопедия (дата обращения: 30.04.2019).

2. Ross S. G. The Birth of Feminism: woman as intellect in Renaissance Italy and England. Cambridge MA: Harvard University Press, 2010.

3. Лабутина Т. Л. Мир английской леди. Воспитание, образование, семья. XVII - начало XVIII века. М.: Ломоносовъ, 2016. 256 с.

4. Мортинсон Дж. Англия. Полная история страны. М.: АСТ, 2018. 352 с.

5. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск: Русич, 2001. 624 с.

6. Ушакова Е. В., Капичникова О. Б. Влияние исторических событий XVII века на развитие женского образования в Англии // Инновационное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. в 2 ч. Ч. 2. Саратов: Изд-во СРОО «Центр «Просвещение», 2019. 260 с. С. 178-181.

7. Encyclopedia of Women in the Renaissance: Italy, France, and England / D. Maury Robin, A. R. Larsen, C. Levin (eds.). Santa Barbara, CA: ABC CLIO, 2007.

8. Teague F. Bathsua Makin, woman of learning. London: Associated University Presses, Inc., 1998. 196 c.

9. Makin B. An Essay To Revive the Ancient Education of Gentlewomen, in Religion, Manners, Arts & Tongues, with an Answer to the Objections against this Way of Education. URL: http://digital.library.upenn.edu/women/makin/education/educati on.html (дата обращения 15.02.2019).

10. Donawerth J. Rhetorical theory by women before 1900: An anthology. Boston: Rowman & Littlefield, 2002. 337 p.

11. Kersey Sh. N. Classics in the education of girls and women. London: Scarecrow Press, Inc., 1981. 323 p.

References

1. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya. Available at: http://www.вокабула.рф/ энциклопедии/российская-педагогическая-энциклопедия (accessed: 30.04.2019).

2. Ross S. G. The Birth of Feminism: woman as intellect in Renaissance Italy and England. Cambridge MA: Harvard University Press, 2010.

3. Labutina T. L. Mir angliyskoy ledi. Vospitanie, obrazovanie, sem'ya. XVII - nachalo XVIII veka. Moscow: Lomonosov, 2016. 256 p.

4. Mortinson J. Angliya. Polnaya istoriya strany. Moscow: AST, 2018. 352 p. (in Russian)

5. Trevelyan G. M. Istoriya Anglii ot Chosera do korolevy Viktorii. Smolensk: Rusich, 2001. 624 p. (in Russian)

6. Ushakova E. V., Kapichnikova O. B. Vliyanie istoricheskikh sobytiy XVII veka na razvitie zhenskogo obrazovaniya v Anglii. In: Innovatsionnoe professionalnoe obrazovanie: problemy, poiski, resheniya. Coll. of scient. art. in 2 part. Part 2. Saratov: Izd-vo SROO "Tsentr "Prosveshchenie", 2019. 260 p. Pp. 178-181.

7. Maury Robin D., Larsen A. R., Levin C. (eds.) Encyclopedia of Women in the Renaissance: Italy, France, and England. Santa Barbara, CA: ABC CLIO, 2007.

8. Teague F. Bathsua Makin, woman of learning. London: Associated University Presses, Inc., 1998. 196 p.

9. Makin B. An Essay To Revive the Ancient Education of Gentlewomen, in Religion, Manners, Arts & Tongues, with an Answer to the Objections against this Way of Education. Available at: http://digital.library.upenn.edu/women/makin/education/ education.html (accessed: 15.02.2019).

10. Donawerth J. Rhetorical theory by women before 1900: An anthology. Boston: Rowman & Littlefield, 2002. 337 p.

11. Kersey Sh. N. Classics in the education of girls and women. London: Scarecrow Press, Inc., 1981. 323 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 6

Статья поступила в редакцию 06.05.2019 The article was received on 06.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.