Научная статья на тему 'РАБОТЫ КБХА ПО ВОДОРОДНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ ДВИГАТЕЛЯМ КОСМИЧЕСКОГО И НАЗЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ'

РАБОТЫ КБХА ПО ВОДОРОДНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ ДВИГАТЕЛЯМ КОСМИЧЕСКОГО И НАЗЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Рачук В. С., Белогуров А. И., Григоренко Л. Н.

The operation status of CADB space rocket engine development using hydrogen fuel is presented. Additionally the date of aviation jet engines and ground transport engines operating on hydrogen are included. The most comprehensive presentation is for the development of the nuclear rocket engines and nuclear engine-power plants. The CADB developed hydrogen technology, incorporated infrastructure and accumulated experience are proposed for the development and implementation of ground transport engines operating on hydrogen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Рачук В. С., Белогуров А. И., Григоренко Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of Chemical Automatics Design Bureau in hydrogen vehicle engines for space and surface use

The operation status of CADB space rocket engine development using hydrogen fuel is presented. Additionally the date of aviation jet engines and ground transport engines operating on hydrogen are included. The most comprehensive presentation is for the development of the nuclear rocket engines and nuclear engine-power plants. The CADB developed hydrogen technology, incorporated infrastructure and accumulated experience are proposed for the development and implementation of ground transport engines operating on hydrogen.

Текст научной работы на тему «РАБОТЫ КБХА ПО ВОДОРОДНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ ДВИГАТЕЛЯМ КОСМИЧЕСКОГО И НАЗЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

РАБОТЫ КБХА ПО ВОДОРОДНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ ДВИГАТЕЛЯМ КОСМИЧЕСКОГО И НАЗЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В. С. Рачук, А. И. Белогуров, Л. Н. Григоренко

ФГУП «КБ химавтоматики», ул. Ворошилова, 22, г. Воронеж, 394006, Россия Тел.: (095) 251-29-92; факс: (095) 251-44-49

Рачук Владимир Сергеевич

Рачук В. С.

Сведения об авторе: генеральный директор, генеральный конструктор КБХА, доктор техн. наук, профессор, лауреат Государственной премии и премии Правительства РФ, заслуженный конструктор РФ.

Область научных интересов: специалист в области создания жидкостных ракетных двигателей; разработка водородных ракетных двигателей и прикладные вопросы водородной энергетики.

Публикации: свыше 130 научных работ, более 20 изобретений.

Белогуров Альберт Иванович

Белогуров А. И.

Сведения об авторе: начальник сектора, зам. главного конструктора КБХА, кандидат техн. наук, лауреат премии Правительства РФ.

Образование: Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе (1957 г.).

Область научных интересов: разработка реакторов ядерных ракетных двигателей, прикладные вопросы водородной энергетики; специалист в области разработки ядерных ракетных двигателей и энергоустановок.

Публикации: 75 опубликованных работ, 25 изобретений.

Григоренко Л. Н.

Сведения об авторе: вед. конструктор КБХА, кандидат техн. наук. Образование: Харьковский авиационный институт (1963 г.). Область научных интересов: экспериментальная отработка водородных ядерных и жидкостных ракетных двигателей; специалист в области экспериментальной отработки ракетных двигателей.

Публикации: более 40 опубликованных работ, 20 изобретений.

Григоренко Леонид Николаевич

The operation status of CADB space rocket engine development using hydrogen fuel is presented. Additionally the date of aviation jet engines and ground transport engines operating on hydrogen are included.

The most comprehensive presentation is for the development of the nuclear rocket engines and nuclear engine-power plants.

The CADB developed hydrogen technology, incorporated infrastructure and accumulated experience are proposed for the development and implementation of ground transport engines operating on hydrogen.

Бурное развитие ракетно-космической техники во второй половине ХХ века и освоение водорода в качестве топлива дало мощный импульс развитию фундаментальных научных исследова-

ний, инженерных разработок и созданию промышленной инфраструктуры, которые могут служить реальной основой крупномасштабного внедрения водорода в мировую энергетику.

Работы по использованию водорода для ракетных двигателей космического назначения

Рис. 1. Двигатель РД0410 12

были развернуты в КБХА в 1965 г. при создании ядерных ракетных двигателей (ЯРД) РД0410 и РД0411 тягой 3,6 тс и 40 тс соответственно.

В силу своих уникальных термодинамических характеристик водород в данном типе двигателей использовался в качестве посредника, преобразующего энергию ядерной реакции в кинетическую энергию высокотемпературного газа, истекающего из сопла двигателя с высоким удельным импульсом тяги, недостижимым для химических жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

Широкий круг научно-технических и производственно-технологических проблем, решенных КБХА и соисполнителями в процессе разработки ЯРД, обеспечил базу для создания ядерных энергодвигательных установок (ЯЭДУ) в широком диапазоне электрических мощностей (40 кВт - 10 МВт) и тяг в пустоте (0,1-40 тс). В 1974-1997 гг. КБХА разработан водородно-кислородный ЖРД РД0120 с тягой в пустоте 200 тс для космической системы «Энергия - Буран». В последующие годы на основе полученного опыта работы с водородом разрабатывались водородно-кислородные ЖРД РД0146 тягой 10 тс, РД0126 тягой 4 тс, а также водородо-керосино-кислородный двигатель на базе ЖРД РД0120.

Свой опыт работ с водородом КБХА использовало и при разработке «атмосферных» двигателей: проведены успешные летные испытания разработанного совместно с ЦИАМ осесиммет-ричного гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) на водороде, достигнута скорость 6,5 М. Полученные результаты способствовали началу работ над перспективными комбинированными воздушно-ракетными двигателями, в которых водородное топливо также обеспечивает важные преимущества.

Накопленный опыт работ позволяет вести обоснованные разработки двигателей различных типов для наземных транспортных машин, в которых в качестве топлива используется водород: газотурбинных, поршневых и получивших в последние годы интенсивное развитие двигателей и энергоустановок на топливных элементах. Работы КБХА тесно связаны с проблемами освоения водородного горючего: обеспечением безопасности водородных технологических систем, разработкой и созданием материалов и изучением их поведения в водородных средах, приборным обеспечением, развитием производства водорода и др.

Начало плодотворному сотрудничеству по созданию ЯРД было положено вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли на встрече И. В. Курчатова, М. В. Келдыша и С. П. Королева в Институте атомной энергии. Практическая реализация проекта началась позже.

В 1965-1982 гг. КБХА был разработан и доведен до стадии стендовой отработки ЯРД

0410 (рис. 1). Работы проводили: КБХА — главный конструктор двигателя и реактора, НПО «Луч» — главный конструктор тепловыделяющих сборок, НИКИЭТ — разработчик реактора ИВГ-1 для их испытаний. Научное руководство работами осуществляли ИЦ им. М. В. Келды-¡5 ша, ИАЭ им. И. В. Курчатова и ФЭИ. Двига-* тель предназначался для разгонных блоков, вы-| водящих полезные нагрузки на геостационар- ные и межпланетные орбиты.

и

Je Основное преимущество ЯРД по сравнению

^ с ЖРД — высокий удельный импульс тяги,

1 вдвое превышающий эту характеристику для хи-

аи

& мических топлив. ЯРД запускается на высокой g орбите безопасности, в пустоте. Двигатель спро-© ектирован по замкнутой схеме, рабочим телом является водород. Для привода турбины турбо-насосного агрегата (ТНА) используется водород, нагреваемый в тракте охлаждения реактора.

Концепция двигателя РД0410 во многом отличается от реализованной при создании ЯРД «Нерва» (США). В соответствии с этой концепцией в основу конструкции реактора двигателя на тепловых нейтронах положена гетерогенная схема (рис. 2). При таком решении материал замедлителя располагается отдельно от тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов), содержащих уран. ТВЭЛы окружены теплоизоляцией и корпусом, образуя самостоятельный узел — тепловыделяющую сборку (ТВС).

Такая схема реактора имеет ряд преимуществ:

■ возможность получения высокого удельного импульса тяги за счет оптимального выбора топливной композиции ТВЭЛов на основе тугоплавких карбидов;

■ возможность создания ЯРД минимальных размеров с использованием сравнительно низкотемпературных, но высокоэффективных с точки зрения нейтронной физики реактора материалов для замедлителя на основе гидридов металлов;

■ возможность поэлементной отработки;

■ повышение безопасности при сборке и эксплуатации, так как ряд контрольных операций и испытаний ЯРД может проводиться без делящегося вещества (с заменой его имитатором). Окончательное снаряжение делящимся веществом может осуществляться на заключительной стадии подготовки к запуску ракеты-носителя.

Физические и конструктивные особенности реактора:

■ высокие энергонапряженность (более 4 • 103 МВт/м3) и расходонапряженность (более 450 кг/см2);

■ большие градиенты температур в элементах конструкции (~200 К/мм) и высокая температура ТВЭЛов (~3300 К);

■ высокая пористость реактора как следствие использования газообразного теплоносителя (водорода);

■ единственная — барабанная — система регулирования и компенсации реактивности;

■ высокая концентрация делящегося вещества в ТВЭЛах, утечка нейтронов, чувствительность к отклонениям конструктивно-технологических факторов.

Проблемы, возникавшие при проектировании двигателя РД0410, связаны, прежде всего, с созданием высокотемпературного газоохлажда-емого реактора с высокой плотностью энерговыделения, имеющего жесткие ограничения по диаметру и массе, а также с созданием материала замедлителя, способного выдерживать термические напряжения ~78,4 Н/мм2 (8 кгс/мм2). Определенные трудности были связаны с созданием впервые в практике КБХА высоконадежных систем подачи жидкого водорода, агрегатов управления и регулирования многоразового действия.

Разработка двигателя РД0410 велась в атмосфере тесного сотрудничества с другими организациями [1]. Были выполнены следующие основные работы:

■ выпуск технической документации на двигатель, экспериментальные установки и модели для отработки агрегатов;

■ изготовление 86 «холодных» двигателей с заменой реактора на его тепловой имитатор;

■ изготовление 300 ТВС различных модификаций;

Рис. 2. Реактор двигателя РД0410

■ изготовление 3 стендовых прототипов реактора различных модификаций;

■ изготовление реактора в объектовой компоновке;

■ создание стендовой базы для отработки ТВС и реакторов;

■ проведение испытаний «холодного» двигателя на жидком водороде при натурных параметрах общей продолжительностью ~170 тыс. с; максимальная наработка одного экземпляра двигателя составила 13380 с;

■ проведение 4 огневых испытаний стендового прототипа реактора.

В процессе экспериментальных исследований подтвердились правильность принятых конструктивных и технологических решений, корректность использованных расчетных методик на стационарных и переходных режимах, оптимальность конструкции ЯРД, возможность создания двигателя с реактором минимальной размерности.

По результатам испытаний «холодного» двигателя на режимах 0,7-1,1 номинальной мощности показана работоспособность принятой пневмогидравлической схемы двигателя при заложенных при проектировании давлении рабочего тела перед соплом, КПД насосов и турбин, гидравлическом сопротивлении проточного тракта, соотношениях давлений рабочего тела до и после турбины, температуре рабочего тела перед турбиной. По результатам огневых испытаний стендового прототипа реактора показана возможность реализации заданного подогрева рабочего тела в корпусе, блоках замедлителя и отражателя реактора и удовлетворительной равномерности поля температур материалов замедлителя и отражателя, а также водорода на выходе из них.

Исследованы теплогидравлические и нейт-ронно-физические характеристики реактора, отработана система управления, регулирования и защиты реактора и стенда, определен вынос делящегося вещества и продуктов деления из ТВС в процессе испытаний, эффективность радиационной защиты, внутренняя (на территории стендового комплекса) и внешняя радиационная обстановка, проверена работоспособность средств измерения, расположенных в реакторе, изучены вопросы объемного энерговыделения в различных материалах реактора и стенда, спектральные характеристики излучения реактора. Проверена работоспособность оборудования и систем стендового комплекса, показана возможность текущего ремонта стендового прототипа реактора в межпусковой период путем замены или доработки отдельных его узлов. Выполнен значительный объем работ по дистанционной разборке прошедших огневые испытания экземпляров стендового прототипа реактора, дефектации узлов в «горячей» камере, лабораторным исследованиям образцов материальной части.

Исследована работоспособность материалов, применяемых в ЯРД. Проведен комплекс экспериментальных работ по определению механических характеристик целого ряда сталей, сплавов и композиций, установлены основные закономерности водородного охрупчивания материалов, разработаны методы расчетно-экспе-риментального исследования напряженно-деформированного состояния элементов конструкции при воздействии силовых и температурных нагрузок [2].

В 1997-1998 гг. совместно с НИКИЭТ проведена концептуальная разработка ЯРД лунного буксира многоразового использования тягой 7 тс. Концепция данного ЯРД удовлетворяет современным требованиям по ядерной и радиационной безопасности благодаря конструктивным мероприятиям, проведенным при разработке НИКИЭТ реактора на промежуточных нейтронах, оптимизации материального состава активной зоны, а также обеспечению достаточных запасов по предельно допустимым значениям рабочих параметров. Обоснованы удельные параметры двигателя, обеспечивающие создание модуля для целого спектра космических задач (полеты к Луне, Марсу и др.) [3].

Широкий круг научно-технических и производственно-технологических проблем, решенных КБХА и смежниками в процессе разработки двигателя РД0410, обеспечил предпосылки для разработки ЯЭДУ и ЯЭУ (ядерно-энергетических установок). С целью исследования работоспособности энергетического контура ЯЭДУ проведены натурные испытания ТВС и реактора ИРГИТ суммарной длительностью около 4800 ч. Подтверждены достаточно высокие показатели работоспособности реактора на энергетическом режиме малой мощности ЯЭДУ.

Проведенные в 1992-1997 гг. исследования и проектные проработки с участием разработчиков космических аппаратов (КА) и транспорт-но-энергетических модулей (ТЭМ) показали, что использование ядерной энергии в космосе имеет значительные преимущества перед химической энергетикой.

Разработаны концептуальные проекты водородных ЯЭДУ в широком диапазоне электрических мощностей (100 кВт - 10 МВт) и тяг в пустоте (0,2-40 тс) на базе реакторов на тепловых и быстрых нейтронах [4]. Использование быстрого реактора расширяет спектр применяемых тугоплавких материалов, дает возможность запуска реактора в любой момент (при необходимости обеспечения многократных запусков).

Энергетический контур на основе газотурбинного цикла работает по замкнутой схеме. Рабочее тело ЯЭДУ — водород. В электрогенераторах используется эффект гиперпроводимости в обмотках из алюминия высокой чистоты, что обеспечивается протоком жидкого водорода через них.

Показана целесообразность использования энергодвигательных установок ядерно-химического типа. На энергетическом режиме вырабатывается электроэнергия мощностью 40 кВт, на совмещенном — дополнительно создается реактивная тяга в 0,1 тс. Оба режима обеспечиваются твердофазным реактором на быстрых нейтронах. Предусмотрена возможность увеличения тяги ЯЭДУ за счет жидкокислородного форсирования — горения водорода, предварительно подогретого в реакторе, с кислородом; тяга может быть увеличена почти в четыре раза. Рабочее тело двигательного контура — водород, замкнутого энергетического — ксеноно-гелиевая смесь. Передача тепла от реактора рабочему телу энергетического контура осуществляется через промежуточный литиевый контур; длительность работы энергетического контура — 10 лет, режим работы — непрерывный, длительность работы двигательного контура — 30 ч, количество включений — до 50.

Разработки по ЯРД РД0411 тягой 40 тс проведены до этапа эскизного проектирования, в ИАЭ им. И. В. Курчатова выполнен большой объем нейтронно-физических исследований на физической модели его реактора.

За годы работ по ЯРД в КБХА было создано перспективное научно-техническое направление водородной энергетики, включающее широкий спектр научно-исследовательских работ и решающее на их основе практические задачи создания образцов новой техники с применением водорода.

В 1975-1990 гг. в КБХА создан водородно-кислородный ЖРД РД0120 тягой 200 тс в пустоте и удельным импульсом тяги 455 с (рис. 3), использовавшийся в качестве маршевого двигателя ракетно-космической системы «Энергия -Буран» [5]. К разработке двигателя были привлечены различные предприятия, отраслевые и академические институты. Разрешились крупные научно-технические проблемы:

■ обеспечения работоспособности высокона-груженных конструкционных материалов в среде жидкого и газообразного водорода в диапазоне температур 23-3000 К;

■ создания ТНА мощностью ~100 тыс. л. с.;

■ обеспечения устойчивой работы ротора ТНА между второй и третьей критическими скоростями;

■ обеспечения работоспособности и устойчивости пустотного сопла при работе в земных условиях;

■ получения удельного импульса тяги 455 с.

Было проведено более 900 огневых испытаний двигателя с суммарной наработкой около 170 тыс. с.

Все это позволило создать надежный двигатель, не уступающий по своим характеристикам лучшему зарубежному кислородно-водородному ЖРД — американскому SSME для «Спейс

Рис. 3. Двигатель РД0120

Шаттла». ЖРД РД0120 до сих пор является единственным водородно-кислородным двигателем, примененным в отечественной ракетной технике и обеспечившим в 1987-1988 гг. два успешных полета системы «Энергия - Буран».

Приобретенный КБХА опыт позволил в последнее десятилетие, несмотря на финансовые трудности, разработать и довести до стадии огневых испытаний несколько совершенно новых водородно-кислородных ЖРД.

Разработка трехкомпонентного двигателя РД0750, работающего сначала на керосине-кислороде с небольшой добавкой водорода, а затем — только на водороде-кислороде. Тяга на первом режиме — 166 тс на Земле и 215 тс в пустоте, на втором — 125 тс, удельный импульс тяги — 415 и 455 с соответственно. При старте с Земли тяжелой ракеты-носителя (РН) необходима большая тяга двигателя, а для уменьшения массы баков компонент топлива должен иметь большую плотность (керосин). При работе двигате-

лей на больших высотах, когда масса ракеты значительно меньше, важен высокий удельный импульс тяги, поэтому горючим должен быть водород. Применение трехкомпонентного ЖРД позволяет иметь только одну ступень РН, а спасаемый двигатель многократного применения значительно экономит средства на запуск.

Двигатель разработан на базе ЖРД РД0120 с РН «Энергия» с использованием большинства его агрегатов и систем, в том числе наиболее трудоемкого агрегата — камеры сгорания с соплом. Были изготовлены и полностью отработаны новые агрегаты, прежде всего трехкомпонент-ный газогенератор, и начаты огневые испытания полномасштабного опытного двигателя. Двигатель планировалось установить на новую РН «Ангара» (ГКНПЦ им. М. В. Хруничева) и многократную авиационно-космическую систе-

Рис. 4. Двигатель РД0146 16

му разработки НПО «Молния», более эффективную и дешевую, чем американские «Шаттлы» и российский «Буран».

Создание водородно-кислородного ЖРД РД0146 тягой 10 тс и удельным импульсом тяги 466 с для верхних ступеней РН и разгонных я блоков — первого в стране двигателя безгенера- ^ торной схемы — открыло пути повышения на- * дежности его работы (рис. 4). Это достигнуто | благодаря снижению температуры на привод тур- -бины ТНА с 600 °С до 20 °С. I

и

Двигатель ЖРД РД0146 предназначен для ^ разгонного блока на РН «Протон» и РН «Анга- | ра» (ГКНПЦ им. М. В. Хруничева) и третьей сту- S пени проектируемой РН «Онега» (РКК «Энер- g гия» им. С. П. Королева). Его создание помог- 0 ло решить следующие проблемы:

■ создать раздельные ТНА окислителя («О») и горючего («Г») — впервые в отечественной практике — для обеспечения оптимального числа оборотов насосов для каждого компонента топлива и, следовательно, максимального КПД с целью получения требуемого давления в камере сгорания и, в конечном счете, высокого значения удельного импульса тяги; обеспечить работоспособность и устойчивость ротора ТНА «Г», вращающегося со скоростью 120 тыс. об/мин.;

■ обеспечить максимальный теплосъем с горячих поверхностей камеры сгорания и сопла;

■ осуществить запуск безгенераторного двигателя с двумя ТНА, каждый из которых имеет свои регулирующие органы, и создать математическую модель двигателя, на которой исследованы все возможные отклонения входных параметров; расчетные данные подтверждены результатами огневых испытаний;

■ обеспечить работоспособность ротора между второй и третьей критической скоростями и подшипников при высоких оборотах и многократных включениях;

■ провести диагностику турбонасоса.

КБХА впервые в мире создан водородно-кис-

лородный двигатель РД0126 тягой 4 тс и удельным импульсом тяги 476 с с кольцевой камерой сгорания и тарельчатым соплом вместо обычного сопла Лаваля (рис. 5). Основное преимущество такого двигателя — меньшие габариты и масса. Он обеспечивает безотрывное истечение из сопла и, следовательно, увеличение экономичности (удельного импульса тяги), отсутствие необходимости в сложных системах стенда (газодинамической трубы) и, значит, упрощение и удешевление доводочных огневых испытаний.

При создании двигателя были решены проблемы обеспечения работоспособности кольцевой камеры сгорания, ее надежного охлаждения, равномерности горения, а также вопросы газодинамики при развороте высокотемпературного потока газов. Двигатель РД0126 предназначен для разгонных блоков РН «Онега».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КБХА совместно с ЦИАМом разработан и изготовлен гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель ГПВРД тягой ~0,5 тс, работающий на жидком водороде (рис. 6). Стендовые испытания двигатель прошел в ЦИАМе. При летных испытаниях двигателя в 1998 г. впервые был продемонстрирован сверхзвуковой режим на рекордно больших числах Маха в реальной охлаждаемой конструкции при длительном полете. ГПВРД был установлен на зенитной ракете вместо ее боевой части. Первая ступень разогнала его до необходимой скорости 3,5 М, затем произошло включение двигателя. За время его работы в течение 80 секунд в соответствии с программой скорость испытательного аппарата достигла 6,5 М, что является неофициальным мировым рекордом для такого класса летательных аппаратов. Несмотря на очень ограниченную габаритами ракеты степень расширения сопла, получен удельный импульс ~2000 с. Аналогичные испытания гиперзвукового летательного аппарата Х-43А, в ходе которых ГПВРД проработает лишь 7 с, США планировали провести только в конце 2003 г.

В течение 1998-2001 гг. в КБХА создана инфраструктура, обеспечивающая испытания водородных двигателей. Она включает:

■ завод по получению газообразного водорода электролизным разложением воды;

■ цех ожижения водорода (второй в России по времени создания);

■ стенд для огневых испытаний ЖРД, работающих на водороде и кислороде.

Кроме того, ведется научно-исследовательская работа по отработке процесса получения газообразного водорода плазмохимическим разложением природного газа, что позволит значительно снизить стоимость получения водорода благодаря одновременному получению ацетилена.

В КБХА обеспечен замкнутый цикл создания водородных двигателей, включающий:

■ разработку (наличие высококвалифицированных конструкторских кадров, имеющих обширный опыт работы с водородными двигателями);

■ изготовление (наличие хорошо оснащенного опытного завода, изготовившего двигатели последних разработок);

■ испытания различного рода (испытательный комплекс, включающий более 20 стендов для прочностных, гидравлических, газодинамических, балансировочных, вибрационных и прочих «холодных» испытаний, а также стенды для огневых испытаний ЖРД и их элементов на газообразном и жидком водороде и кислороде; материаловедческий и технологический комплексы, включающие уникальную базу порошковой металлургии; банк данных по использованию различных конструкционных материалов в среде жидкого и газообразного водорода [6]).

На протяжении ряда лет КБХА ищет пути конверсионной перестройки такой высокотехно-

Рис. 5. Двигатель РД0126

логичной отрасли, как водородная энергетика, в эффективный сектор деловой активности. В начале 1990-х гг. был проведен комплексный анализ возможностей использования водородного топлива в транспортных двигателях существующих конструкций, проработан проект перевода на водородное топливо двигателя внутреннего сгорания для большегрузных автомобилей на основе дизеля Тутаевского моторного завода, показавший, что серьезных изменений его конструкции в такой ситуации не потребуется.

КБХА проанализированы схемы газотурбинных двигателей для транспортных машин и выбрана наиболее рациональная и относительно простая в реализации. На основе этого анализа получила развитие разработка совместного с НТК им. И. Д. Кузнецова проекта создания турбовинтового авиационного двигателя мощностью ~500 л. с. Это предприятие уже имеет практический опыт перевода газотурбинного двигателя на водородное топливо для самолета ТУ-155.

Рассмотрены известные способы хранения водородного топлива на борту транспортного средства (в гидридах, в сжатом и ожиженном виде), при которых могут быть использованы освоенные КБХА технологии.

Особый интерес представляют работы по прямому преобразованию химической энергии водорода в электроэнергию в высокоэкономичных топливных элементах. Развитие этого на-

Рис. 6. Гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД)

правления связано с решением ряда серьезных инженерных проблем, которыми КБХА занимается совместно с РКК «Энергия».

Располагая развитой инфраструктурой и отработанными технологиями по использованию водорода, КБХА заинтересовано в работах по переводу транспортных двигателей на топливо с добавкой водорода (3-5%). Реализация такого решения в качестве начального этапа работ по освоению водорода в транспортных двигателях позволит многократно снизить токсичность выбросов (СО, ]МОХ) существующего парка транспортных машин.

Внедрение водородной энергетики в транспортное двигателестроение рассматривается как трехэтапный процесс:

1) использование водородной добавки (а затем и полный перевод на водород) двигателей внутреннего сгорания;

2) использование углеводородных топлив в энергоустановках (двигателях) на топливных элементах с конверсией в водородосодержащее рабочее тело в специальных процессорах, включенных в состав двигателя;

3) использование чистого водорода в двигателях на топливных элементах (с системами хранения запасов водорода на борту транспортного средства).

Развитие водородной энергетики по этому пути будет способствовать созданию инфраструктуры для широкого внедрения в практику автомобильных водородных двигателей на топливных элементах. Ha всех перечисленных этапах KБXA может развивать эффективную деятельность как по тематике наземных транспортных средств, так и для космических целей.

Список литературы

1. Демянко Ю. Г., ^нюхов Г. В., протеев A. С., ^зьмин E. П., Павельев A. A. Ядерные ракетные двигатели. М.: ООО «Hoрмa-Ин-форм», 2001.

2. Пономарев-Степной H. H., Taлызин В. М., Павшук В^., протеев A. С., ^нюхов Г. В., Пупко В. Я., ^новалов В. A., Раскач Ф. П., Ула-севич В. K., Сметанников В. П., ^лганов В. Д., Федик И. И., Дьяков E. K., Могильный И. A., Рачук В. С., Белогуров A. И., Мамонтов Ю. И. Работы по созданию отечественного ЯРД 11 Aтoм-ная энергия. 1999. T. 86. Вып. 4.

3. Белогуров A. И., Григоренко Л. H., Рачук В. С. Ядерный ракетный двигатель РД0410 и ядерные энергодвигательные установки на его основе II ^уч.-техн. сб. KБXA. Воронеж: ИПФ «Воронеж», 2001.

4. протеев A. С., Гафаров A.A., Сметанников В. П., ^лганов В. Д., Пономарев-Степной H. H., Усов В. A., Зродников A. В., Ион-кин В. И., Федик И. И., ^колаев Ю. В., Ва-сильковский В. С., Aндреев П. В., Рачук В. С., Белогуров A. И. Опыт создания и основные направления развития и применения космической ядерной энергетики в России II Сб. докладов Международ. науч.-техн. конф. «Опыт конструирования ядерных реакторов». М., HKKHBT, 27-28 мая 2002 г.

5. Rachuk V. S., Goncharov N. S., Martynen-ko Y. A., Barinshtein B. M., Sciorelly F. A. Development and History of the OxygenIHydrogen Engine RD0120. AIAA 95-2540, AIAAISAEI ASME 31 Joint Propulsion Conf. San Diego, CA, 1995.

6. Rachuk V. Best Rocket Engines From Voronezh II Aerospace J. 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.