Научная статья на тему 'РАБОТА В ШКОЛЕ НАД УСТРАНЕНИЕМ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК'

РАБОТА В ШКОЛЕ НАД УСТРАНЕНИЕМ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧАЩИЕСЯ / ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ / УСТРАНЕНИЕ ОШИБОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарченко Ю. Н.

В статье рассматривается работа в школе над устранением пунктуационных ошибок. Возникновение пунктуационных ошибок объясняется рядом причин, взаимодействующих друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАБОТА В ШКОЛЕ НАД УСТРАНЕНИЕМ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК»

РАБОТА В ШКОЛЕ НАД УСТРАНЕНИЕМ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК

© Захарченко Ю.Н.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается работа в школе над устранением пунктуационных ошибок. Возникновение пунктуационных ошибок объясняется рядом причин, взаимодействующих друг с другом.

Ключевые слова преподаватель, учащиеся, пунктуационные ошибки, устранение ошибок.

Главной задачей обучения русскому языку можно, по праву, считать вооружение учащихся умениями владения языком как средством общения. Это положение направляет на усиление практической направленности обучения русскому языку. Реализация этой задачи связана, в частности, с обучением пунктуации, потому как это обучение коммуникативной деятельности, в процессе которой учащийся овладевает пунктуацией как средством общения.

Пунктуационная ошибка - это неиспользование необходимого знака препинания, употребление его там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания на другой. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, которая отражена в пунктуационном правиле. Работа над пунктуационными ошибками - важное звено в системе формирования у учащихся пунктуационных умений [8].

В настоящее время первое место, по сравнению с другими типами ошибок, занимают пунктуационные ошибки. В среднем, на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся приходится около пяти пунктуационных ошибок.

В справочнике Н.С. Валгиной и В.Н. Светлышевой «Орфография и пунктуация» все пунктуационные ошибки учащихся обобщенно разделены на три типа: ошибки, которые выражаются в пропуске знаков препинания (в тех случаях, когда они необходимы для выделения отдельных членов или частей предложения, для более точной передачи на письме определенных оттенков мысли); ошибки, которые выражаются в постановке лишних знаков там, где они, согласно правилам пунктуации, не нужны; ошибки, которые связаны с неумением учащихся выбрать именно тот знак, который нужен в данном случае. Этот тип ошибок выражается обычно в смешении значений знаков препинания и правил их употребления [5, 6].

Так же авторы сборника выделяют еще одну группу ошибок. Постановка знака там, где он требуется. Но эту группу ошибок в качестве особой

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

можно назвать только условно. Самый распространенный вид пунктуационных ошибок - лишние знаки [3].

На возникновение пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся оказывает влияние ряд причин, например, незнание учащимися пунктуационной нормы к моменту написания письменной работы. Субъективные причины, зависящие от особенностей восприятия и мыслительной деятельности пишущего, также играют важную роль во время работы учащихся. К субъективным причинам С.М. Бондаренко относится точное или полное незнание пишущим пунктуационной нормы [7].

Зачастую возникновение пунктуационных ошибок объясняется рядом причин, взаимодействующих друг с другом.

Баранов М.Т., автор учебника по методике преподавания русского языка, считает, что во время работы над устранением пунктуационных ошибок очень важно научить школьников применять правила пунктуации. Это значит выполнить умственное действие, ряд мыслительных операций, которые следуют одна за другой в строго установленном порядке. Учитель, помимо объяснения правила, должен показать его использование на примере, а после специально обучить учащихся способам его применения. Одним из путей руководства мыслительной деятельностью учащихся, по М.Т. Баранову, является использование четкой, последовательной инструкции, то есть алгоритмов обучения [1].

Зачастую учащиеся допускают пунктуационные ошибки потому, что еще не овладели соответствующими синтаксическими понятиями. Поэтому в алгоритм должен включать в себя не только условия, при наличии которых ставится или не ставится знак препинания, но и признаки синтаксического понятия. Схема рассуждения должна содержать небольшое число операций. Осмысление схемы, работа с ней облегчаются, если она является четкой не только по содержанию, но и по оформлению. Каждый последующий пункт должен находиться под пунктом, который он раскрывает, конкретизирует, чтобы размещение записей показывало, что к чему относится.

Сразу после объяснения правила учитель показывает, как его применять. Сделать это можно или используя образец рассуждения, имеющийся в учебнике или подготовленный учителем, или алгоритм (образец рассуждения) составляют сами ученики под руководством учителя.

Второй путь намного приемущественнее, чем первый. В данном случае ученики воспринимают схему рассуждения уже как продукт собственной деятельности и поэтому глубже осознают ее, у них постепенно развивается обобщенное умение самостоятельно организовывать свою умственную работу в других случаях. С помощью учителя учащиеся могут вывести алгоритм из любого изучаемого в школе пунктуационного правила.

Усвоение пунктуационного правила с применением алгоритма происходит в несколько этапов.

Первый этап. Пользуясь схемой, учащиеся рассуждают вслух. По ходу записи предложения школьники объясняют пунктограмму с помощью условных графических знаков.

Второй этап. Учащиеся по-прежнему рассуждают вслух, но уже не пользуются схемой, которая закрывается или убирается. Тем, кто еще не запомнил схему, разрешается заглядывать в карточку, на которой она записана. Письменные объяснения сохраняются.

Третий этап. Учащиеся применяют правила самостоятельно и рассуждают про себя, то есть выполняют все операции в уме. Если кому-либо еще необходима опора на звучащую речь, можно шепотом проговаривать операции алгоритма.

Потом, когда учащиеся научатся выполнять операции свободно, быстро, правильно, рассуждение постепенно свертывается: одни операции перестают осознаваться, другие объединяются, совершаются одновременно.

Нежелателен пропуск какого-либо из указанных выше этапов, так как это отрицательно скажется на результатах обучения.

Возникновение пунктуационных ошибок предупреждает вся система работы по пунктуации. В тоже время возникает потребность в специальной работе, которая направлена на устранение причин возникновения ошибок и на предупреждение ошибок в очередных письменных работах обучающихся.

Для нейтрализации причин возникновения пунктуационных ошибок выработаны соответствующие приемы работы.

Фиксация учителем пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся имеет немаловажное значение в работе над устранением пунктуационных ошибок.

В процессе проверки работ учащихся знаком V на полях допущенной пунктуационной ошибки. Место ошибки принято подчеркивать одной чертой, а саму ошибку проверяющий либо зачеркивает и пишет нужный знак, либо дает возможность ученику сделать это самостоятельно вовремя раздачи тетрадей на уроке.

Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она включает следующие элементы: проверка тетрадей, заполнение учетного листа ошибок и составление поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся. Он может быть обучающий, контрольный, по развитию связной речи. В связи с этим различают три методики работы над пунктуационными ошибками.

Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается системой очередного урока и включается в его план как органическая часть. Элементы, предусмотренные в поурочном плане, по М.Т. Баранову: исправление и учет ошибок учащимися при раздаче тетрадей; включение учителем предложений, в которых были

пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового(в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).

В последующем, на уроках, М.Т. Баранов советует при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим ученикам в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их индивидуальных учетных листов. Данная организация работы, как считает автор, приучит учащихся систематически повторять материал, который вызывает у них сложности.

Отводится специальный урок для работы над ошибками, допущенными в диктанте. В 5-7 классах работа по пунктуации занимает на этом уроке лишь часть времени, в 8-9 классах урок в основном посвящается пунктуации.

Из-за ограниченного времени проработать все встречающиеся ошибки не удается, поэтому следует выбрать в 5-7 классах 2-3, а в 8-9 классах 4-5 нарушенных норм, которые чаще всего встречаются, типичные для большинства учеников.

Поурочный план, по М.Т. Баранову, включает в себя оценку пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (для начала тех, кто преуспел в овладении пунктуацией) и оценку для каждой отобранной нормы: записываются все предложения, в которых она допускалась в диктанте; намечается объяснение ошибок и составление схем предложений; включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой пунктуации.

На конечном этапе урока в 8-9 классах важно выполнить небольшое упражнение по развитию связной речи, которое направлено на использование в нем именно тех смысловых отрезков, над которыми работали во время урока (свободный или творческий диктант,сочинение по опорным словам, сочинение - миниатюр). В качестве домашнего задания предлагается запомнить норму постановки знаков препинания при использовании и рассмотренных на уроке смысловых отрезков, а так же какое-либо самостоятельное упражнение, например составление предложений с данными смысловыми отрезками [1].

Работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) на специальном уроке отводится маленький отрезок времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. Материал, который входит в поурочный план: до раздачи тетрадей - оглашение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок.

Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточено: на 2-3 уроках в 5-7 классах и на 4-5 - в 8-9 классах [1].

Баранов М.Т. включает в поурочный план для работы над каждой в отдельности ошибкой объяснение ошибки во время проверки домашнего за-

дания, составление схемы предложения в том числе и предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.

Работа над пунктуационными ошибками, будучи рассредоточенной, обеспечивает условия для длительной тренировки.

Вопросами изучения состояния знаний и умений учащихся по пунктуации занимались такие выдающиеся личности, как Н.С. Рождественский, Г.И. Блинов, А.И. Никеров и многие другие. Именно они установили факт преобладания пунктуационных ошибок над орфографическими в работах учащихся и сделали вывод о том, что пунктуационная ошибка серьезнее и опаснее, так как свидетельствует о недостатках письменной, а иногда иу стной речи, об отсутствии навыков литературно связно излагать свои мысли. Это означает, что работа над устранением пунктуационных ошибок должна занимать далеко не последнее место в работе учителя [2].

Список литературы:

1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. - М., 2001. - 368 с.

2. Бондаренко С.М. Об умственной механике пунктуационной грамотности образного мышления // Русский язык в школе. - 2002. - № 4. - С. 13-15.

3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. - М.: ВШ, 1993. - С. 5-7.

4. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - Изд-во: Либро-ком, 2009. - 448 с.

5. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.

6. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 3. - С. 37-40.

7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

8. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения // Русский язык в школе. - 2000. - № 3. - С. 3-12.

РОЛЬ ФОНЕТИКИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

© Кашарокова О.А.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается роль фонетики в обучении школьников.

При изучении фонетики наиболее распространенными приемами явля-

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.