Научная статья на тему 'Работа ссыльного хирурга и учёного В.Ф. Войно-Ясенецкого (епископа Луки) в городе Енисейске в 1924 г. в условиях советской власти'

Работа ссыльного хирурга и учёного В.Ф. Войно-Ясенецкого (епископа Луки) в городе Енисейске в 1924 г. в условиях советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
В.Ф. Войно-Ясенецкий / хирург / больница / Енисейск / ГПУ / ссылка / А.В. Башуров / V.F. Voyno-Yasenetsky / surgeon / hospital / Yeniseisk / SPD / GPU / exile / A.V. Bashurov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семен Валериевич Кожевников

В статье рассмотрена деятельность выдающегося хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого в малоизученный период его первой сибирской ссылки в г. Енисейске в 1924 г. На примере В.Ф. Войно-Ясенецкого показаны отношение советской власти к ссыльным и неугодным в 1920-е гг., условия их заключения в тюрьмах и по пути следования к месту ссылки, что отрицательно сказывалось на состоянии здоровья и психики людей. Выделены медицинские, кадровые и другие проблемы в сфере здравоохранения в городе и Енисейском уезде после октябрьского переворота 1917 г., отмечен уникальный и актуальный вклад В.Ф. Войно-Ясенецкого в их решение. Кроме этого, в статье дана характеристика профессиональным контактам ссыльного хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого и енисейского доктора А.В. Башурова, как пример уважительных отношений на многие годы. Кратко затронута научная деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого в области гнойной хирургии в условиях ссылки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work of the exiled surgeon and scientist V.F. Voyno-Yasenetsky (Bishop Luka) in the city of Yeniseisk in 1924 under the Soviet rule

The article examines the activities of the outstanding surgeon V.F. Voyno-Yasenetsky in the littlestudied period of his first Siberian exile in Yeniseisk in 1924. The case of V.F. Voyno-Yasenetsky shows the attitude of the Soviet government towards exiles and undesirables in the 1920s, imprisonment conditions and the journey to the place of exile, which negatively affected their health and mental state. The article highlights medical, staffing and other problems in the field of healthcare that emerged in the city and in the Yeniseisk district after the October revolution of 1917. V.F. Voyno-Yasenetsky’s unique and relevant contribution to their solution is noted. In addition, the article describes the professional contact of V.F. Voyno-Yasenetsky, exiled surgeon and A.V. Bashurov, a Yeniseisk doctor as an example of respectful relationships for many years. V.F. Voyno-Yasenetsky’s scientific activity in the field of purulent surgery in the exile is briefly touched upon.

Текст научной работы на тему «Работа ссыльного хирурга и учёного В.Ф. Войно-Ясенецкого (епископа Луки) в городе Енисейске в 1924 г. в условиях советской власти»

УДК 94(571.51) «1924»: 616-0.89.8 DOI: 10.24412/2070-9773-2024-4-189-193

Дата поступления (Submitted) 01.04.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 08.04.2024

Работа ссыльного хирурга и учёного В. Ф. Войно-Ясенецкого (епископа Луки) в городе Енисейске в 1924 г. в условиях

советской власти

СЕМЕН ВАЛЕРИЕВИЧ КОЖЕВНИКОВ

кандидат экономических наук Сибирский федеральный университет Гуманитарный институт Кафедра истории России, мировых и региональных цивилизаций Россия, г. Красноярск, 660041, проспект Свободный, 79

e-mail: semenk2011@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрена деятельность выдающегося хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого в малоизученный период его первой сибирской ссылки в г. Енисейске в 1924 г. На примере В. Ф. Вой-но-Ясенецкого показаны отношение советской власти к ссыльным и неугодным в 1920-е гг., условия их заключения в тюрьмах и по пути следования к месту ссылки, что отрицательно сказывалось на состоянии здоровья и психики людей. Выделены медицинские, кадровые и другие проблемы в сфере здравоохранения в городе и Енисейском уезде после октябрьского переворота 1917 г., отмечен уникальный и актуальный вклад В. Ф. Войно-Ясенецкого в их решение. Кроме этого, в статье дана характеристика профессиональным контактам ссыльного хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого и енисейского доктора А. В. Башурова, как пример уважительных отношений на многие годы. Кратко затронута научная деятельность В. Ф. Войно-Ясенецкого в области гнойной хирургии в условиях ссылки.

Ключевые слова: В. Ф. Войно-Ясенецкий, хирург, больница, Енисейск, ГПУ, ссылка, А. В. Башуров

The work of the exiled surgeon and scientist V. F. Voyno-Yasenetsky (Bishop Luka) in the city of Yeniseisk in 1924 under the

Soviet rule

SEMEN VALERIEVICH KOZHEVNIKOV

Candidate of economic sciences Siberian Federal University Institute for the Humanities Department of History of Russia, world and regional civilizations Svobodny prosp. 79, Krasnoyarsk, 660041, Russia.

e-mail: semenk2011@yandex.ru

Abstract. The article examines the activities of the outstanding surgeon V. F. Voyno-Yasenetsky in the little-studied period of his first Siberian exile in Yeniseisk in 1924. The case of V. F. Voyno-Yasenetsky shows the attitude of the Soviet government towards exiles and undesirables in the 1920s, imprisonment conditions and the journey to the place of exile, which negatively affected their health and mental state. The article highlights medical, staffing and other problems in the field of healthcare that emerged in the city and in the Yeniseisk district after the October revolution of 1917. V. F. Voyno-Yasenetsky's unique and relevant contribution to their solution is noted. In addition, the article describes the professional contact of V. F. Voyno-Yasenetsky, exiled surgeon and A. V. Bashurov, a Yeniseisk doctor as an example of respectful relationships for many years. V. F. Voyno-Yasenetsky's scientific activity in the field of purulent surgery in the exile is briefly touched upon.

Keywords: V. F. Voyno-Yasenetsky, surgeon, hospital, Yeniseisk, SPD, GPU, exile, A. V. Bashurov

Йо сих пор вызывает научный интерес личность хирурга, профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (святителя Луки). В течение 000-х гг. о нём написаны многочисленные статьи и книги [1; 2; 3 и др.]. В то же время в истории деятельности В. Ф. Войно-Ясенецкого не-

редко удаётся обнаружить новые и малоизвестные сведения. Исключением в этом не стали и годы его первой ссылки в Енисейскую губернию (1924-1925)1. Наш интерес вызвала медицинская работа В. Ф. Войно-Ясенецкого в этой ссылке, отличавшаяся уникальностью и самоотверженно-

стью. Новаторство и профессионализм хирурга в Енисейске в условиях непростого положения здравоохранения позволили ему оказывать действенную помощь больным людям, которые уже не рассчитывали на благоприятный исход болезни.

О жизни и деятельности в Енисейске в 1924 г. В. Ф. Войно-Ясенецкий вспоминает в автобиографии, где он достаточно подробно останавливается на своей работе практикующего врача и учёного.

В первую ссылку в Енисейск В. Ф. Войно-Ясенецкий выехал из Москвы, где перед самой высылкой «в начале зимы 1923 года» [4, с. 43] он сидел в Бутырской и Таганской тюрьмах [4, с. 41-43]. В первой из них он «впервые заметил одышку» [4, с. 42], во второй - заболел тяжёлым вирусным гриппом «и около недели пролежал в тюремной больнице с температурой около 40 градусов» [4, с. 43]. В Таганской тюрьме обследовавший В. Ф. Войно-Ясенецкого врач выдал справку о том, что ему нельзя ходить пешком и использовать подводы [4, с. 43].

На длительном пути в енисейскую ссылку давали знать возникавшие проблемы со здоровьем. В Тюмени, с вокзала до тюрьмы, ссыльных погнали быстрым шагом, так что В. Ф. Войно-Ясенецкий в тюрьму «пришел с сильной одышкой» [4, с. 43]. Пульс при этом был мал и част, на ногах появились большие отёки до колен, что было первым проявлением миокардита, «причиной которого надо считать возвратный тиф» [4, с. 43]. Более того, в тюменской тюрьме видный хирург почти две недели лежал без помощи врача [4, с. 43]. После остановки в Тюмени по пути к месту назначения ссыльные останавливались в Омске, Новосибирске и Красноярске.

В новосибирской тюрьме В. Ф. Войно-Ясенец-кий пережил враждебность молодых уголовников. В Красноярске ссыльных содержали в Савельевских подвалах. В один из них, принадлежавших ГПУ, посадили Валентина Феликсовича и прибывших с ним. Подвал «был очень грязен и загажен человеческими испражнениями, которые <...> пришлось чистить, при этом <...> не дали даже лопат» [4, с. 44]. В соседнем подвале находились казаки-повстанцы, которых здесь же расстреливали. В. Ф. Войно-Ясенецкий вспоминал об этом так: «Имени их предводителя (казаков-повстанцев. - С. К.) я не запомнил, но никогда не забуду оружейных залпов, доносившихся до нас при расстреле казаков» [4, с. 44]. Как видно, к проблемам со здоровьем добавилась тяжёлая психологическая и психическая травма, оставившая неизгладимый след на всю жизнь. Наконец, ссыльных, недолго продержав в подвале красноярского ГПУ, морозной сибирской зимой отправили до Енисейска «за триста двадцать километров к северу от Красноярска» [4, с. 44]. Это расстояние люди преодолевали на санях [5, с. 325].

При чтении этих строк из воспоминаний В. Ф. Войно-Ясенецкого поражает спокойствие, сдержанная последовательность в поведении и отсутствие злости в изложении не только унижений, но и возникавших проблем со здоровьем у сильного и ещё не возрастного человека. В 1923 г. В. Ф. Войно-Ясенецкому было всего 46 лет. Длинной и морозной сибирской дороги по пути в первую ссылку хватило для того, чтобы эти проблемы сказывались ещё длительное время. Забегая вперёд заметим, что, по свидетельству самого Валентина Феликсовича, в первую ссылку он «поехал вполне здоровым человеком, а из нее вернулся почти инвалидом (Ташкент, 1930 г.)» [6, с. 187]. Но ссылка и условия жизни в ней не помешали хирургу исполнять свой профессиональный долг, спасать от смерти многочисленных пациентов и совершенствовать врачебный и научный талант.

К приезду В. Ф. Войно-Ясенецкого Енисейск насчитывал не более шести тысяч человек. За годы Гражданской войны, тяжёлой борьбы и становления советской власти город сильно поредел: свои дома покинули купцы, учителя, врачи, инженеры и многие, кто достиг хороших результатов в профессиональной, предпринимательской и интеллектуальной деятельности. До Октябрьского переворота 1917 г. в Енисейске проживало до 15 тысяч человек [7, с. 155], следовательно, к 1924 г. город поредел более чем в два раза.

Здравоохранение советского периода Енисейского уезда берёт своё начало с 1920 г., когда при Енисейском уездном революционном комитете был образован отдел здравоохранения, управлявший всеми медицинскими учреждениями уезда и руководивший санитарно-профилак-тической и противоэпидемической работой. Как декларировалось новой большевистской властью, приём больных осуществлялся бесплатно. Но в 1920-х гг. в городе и уезде образовался кадровый голод среди медицинского персонала, вызванный оттоком высококлассных специалистов. К примеру, штат уездной енисейской больницы состоял всего лишь из двадцати человек, из которых был только один врач. Этот же врач был единственным во всём уезде, фельдшеров было 22 человека и фельдшеров-акушерок - 3 человека, вместо карет скорой помощи использовались лошади.

Несмотря на всю неустроенность уездного и губернского здравоохранения ссыльный В. Ф. Во-йно-Ясенецкий при первой же возможности приступил к делу. Спустя тридцать пять лет он так вспоминал своё первое врачебное вмешательство в Сибири на пути в Енисейск из Красноярска: «Об этом пути я мало помню, не забуду только операции, которую мне пришлось произвести на одном из ночлегов крестьянину лет тридцати» [4, с. 44]. Спасая больного от тяжёлого, нелеченого остеомиелита, В. Ф. Войно-Ясенецкий успешно

провёл операцию, не имея специального хирургического инструмента, а используя только подручные средства.

В Енисейск епископ Лука вместе с другими ссыльными арестантами прибыл 18 января 1924 г. [6, с. 154]. О своём месте жительства Валентин Феликсович писал: «В Енисейске мы (сам епископ, священники Михаил Андреев и Илларион Голубятников. - С. К.) получили хорошую квартиру в доме зажиточного человека и прожили в ней около двух месяцев» [4, с. 45]. Как пишет биограф В. Ф. Войно-Ясенецкого Ю. Л. Шевченко, дом Забоевых, на Ручейной улице, где жили ссыльные, был двухэтажным [5, с. 325]. Он стоял напротив Спасо-Преображенского мужского монастыря, а сама квартира в доме состояла из нескольких комнат, куда «входила и гостиная» [4, с. 45].

Приезд к тому времени уже именитого хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого в сибирский город произвел очень большую сенсацию, достигшую апогея [4, с. 46]. Всплеск врачебной популярности был вызван тем, что В. Ф. Войно-Ясенецкий сделал зрячими трёх слепых маленьких братьев, проведя экстракции врождённой катаракты. М. А. Поповский отмечает, что за два месяца хирургом было сделано не меньше двух десятков глазных операций [7, с. 163]. Сам В. Ф. Войно-Ясе-нецкий вспоминал, что «за два месяца жития в Енисейске сделал немало очень больших хирургических и гинекологических операций» [4, с. 46] в местной больнице, куда В. Ф. Войно-Ясенецко-го в хирургическое отделение пригласил заведующий больницей доктор А. В. Башуров [5, с. 326].

Возможно, что в силу отдалённости Енисейска от центральной России или по другим причинам,

A. В. Башуров ничего не слышал об именитом хирурге и его уникальных открытиях, поэтому при первой встрече отнёсся к нему очень недоверчиво. Недоверие подогревалось ещё и тем, что

B. Ф. Войно-Ясенецкий не только сказал: «Я профессор Ташкентского университета» [7, с. 160], но ещё добавил: «Имя мое в монашестве Лука» [7, с. 160]. Однако, уже скоро недоверие и сомнения сменились на уважение и доверие. А. В. Башуров увидел блестящие операции своего нового коллеги и стал прислушиваться к нему.

Заслуживает внимания одно из воспоминаний, приводимое в книге М. А. Поповского. Это свидетельство жительницы Енисейска В. А. Зыряновой о пересадке В. Ф. Войно-Ясенецким почек молодого телёнка умиравшему мужчине [7, с. 163]. По сведениям М. А. Поповского, первую пересадку живой почки в СССР совершил в 1934 г. доктор И. И. Вороной из Киева. Женщине, которая страдала от уремии, он подсадил на ногу почку свиньи [7, с. 163]. Из этого следует, что В. В. Войно-Ясенецкий сделал операцию по пересадке почки на десять лет раньше приведённого случая из истории медицины.

Большинство своих уникальных и сложных

операций В. Ф. Войно-Ясенецкий проводил в деревянном здании уездной енисейской боль-ницы2. Строительство больничного комплекса было завершено в 1899 г. на юго-западной окраине Енисейска [8, с. 3]. Комплекс включал в себя четыре барака (три мужских и один женский), часовню, главный больничный комплекс, баню, прачечную, цейхгауз, кухню, ледник, навес, конюшню, помойную яму, отхожее место и старое здание больницы. В советское время многие постройки больничного комплекса (часовня, конюшня, ограда и др.) были утрачены5[8, с. 3], но В. Ф. Войно-Ясенецкий ещё застал большую часть комплекса.

Через двадцать лет, в 1944 г., судьба вновь свела В. Ф. Войно-Ясенецкого и бывшего заведующего енисейской больницей А. В. Башурова. В январе 1944 г. Валентина Феликсовича перевели из Красноярска в Тамбов для работы в эвакуационных госпиталях области и управления тамбовской епархией. А. В. Башуров долгое время работал врачом-психиатром в психиатрической больнице г. Тамбова. По воспоминанию местных жителей он «обладал глубокими знаниями врача, его высоко ценил Владыко (архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука (Войно-Ясе-нецкий). - С. К). Башуров был под сильным влиянием Владыки. Владыко служил в Покровском храме по праздникам. Башуров пел в церковном хоре <...> часто Башуров говорил, что Владыко направил его (Башурова) на путь спасения» [9, с. 45].

В арсенале доктора А. В. Башурова имелись многочисленные благодарности за свою профессиональную деятельность в Тамбове. Однако там его неоднократно подвергали критике и долго отказывали в улучшении жилищных условий за то, что он являлся постоянным прихожанином Покровского собора [9, с. 46]. Более того, при архиепископе Луке в Тамбове верующий врач А. В. Башуров управлял любительским хором на левом клиросе Покровского собора [10, с. 59]. Так, несмотря на недовольства местных властей и администрации больницы, считавшей, что А. В. Башуров «весь ушел в мракобесие!» [9, с. 46-47], он остался верен своему наставнику, когда-то ссыльному в Енисейск епископу-хирургу Луке (Войно-Ясенецкому).

Операционная в больнице Енисейска ко времени приезда в город В. Ф. Войно-Ясенецкого была оснащена германским оборудованием [5, с. 326]. Как уже отмечалось, до Октябрьского переворота 1917 г. в учреждении трудились видные врачи разных специальностей, среди которых были и хирурги. Но после революции и Гражданской войны их места заняли фельдшеры, открывшие в Енисейске частную практику [5, с. 326], что отрицательно сказалось на предоставлении врачебных услуг. Поэтому работы у врачей В. А. Башу-рова и В. Ф. Войно-Ясенецкого было достаточно. Однако новоявленные фельдшеры-бизнесмены,

терявшие клиентуру из-за того, что большинство больных шло к Валентину Феликсовичу, не могли спокойно смотреть на это и не реагировать на успешную и востребованную работу ссыльного хирурга. Они писали жалобы в различные властные инстанции, бездоказательно утверждали, что В. Ф. Войно-Ясенецкий ведёт безответственные операции [7, с. 164]. Более того, завистники ложно утверждали, что ссыльный хирург получает большие гонорары за приёмы больных у себя дома [5, с. 327]. Проверки подтверждения этому не дали. Подсылаемые к хирургу «подсадные пациенты» лишний раз убеждались в том, что денег с больных он не брал [11, с. 241].

Попытки очернить врачебную деятельность В. Ф. Войно-Ясенецкого предпринимались и после спровоцированных проверок. Это произошло тогда, когда хирург вернулся в Енисейск из короткой ссылки в деревню Хая в июне 1924 г. Так, в обнаруженном нами Протоколе № 21 заседания Президиума Енисейского Горсовета от 7 августа 1924 г. сказано: «На гр-на Ясенецко-го-Войнова профессора-хирурга за неимение патента на право занятие свободной профессии <...> Взыскать штраф в размере 200 рублей» [12, л. 29]. Основанием для такого решения явилась переписка енисейской городской милиции от 7 августа за №-2303 [12, л. 29]. Но на этом же документе в разделе «Постановили» от руки записано: «Отменен» [12, л. 29]. Возможно, что причиной такого решения был дефицит врачей в городе, тем более, отсутствие высококлассных специалистов, каким был В. Ф. Войно-Ясенецкий. В одной из книг о нём даже сказано, что в высококвалифицированной медицинской помощи нуждался «как минимум каждый второй житель Енисейска» [11, с. 238]. Но при этом разрешения на операции с участием В. Ф. Войно-Ясенецкого властью давались туго [7, с. 161].

Профессор не ограничивался работой в енисейской больнице. Параллельно Валентин Феликсович вёл амбулаторный приём больных у себя дома. Помимо горожан к нему в большом количестве приходили крестьяне из окрестных сёл [7, с. 161]. Неудивительно, что желающих попасть к талантливому хирургу было так много, что нужно было «вести запись больных. Эта запись, начатая в первых числах марта, скоро достигла для Святой Троицы3» [4, с. 46]. Надо полагать, что после развала врачебного дела в городе было очень много больных людей, среди которых имелись и тяжёлые. И все они оказались в гнетущем положении из-за отсутствия хорошего врача, поэтому ежедневно пополнялся список нуждающихся в помощи, благодаря

Примечания

ссыльному хирургу получивших надежду на исцеление. Но принять всех, стоявших в длинной очереди, В. Ф. Войно-Ясенецкому не удалось, так как из Енисейска, как уже отмечалось, он «был послан в назначенное <...> место ссылки - деревню Хая на реке Чуне, притоке Ангары» [4, с. 46] за 450 километров от города [13, с. 126].

Спустя три месяца В. Ф. Войно-Ясенецкого вернули из Хаи в Енисейск [4, с. 47], где его сразу же заключили в одиночную камеру местной тюрьмы. Там его «держали недолго» [4, с. 48]. За время вторичного пребывания в Енисейске в течение 2,5 месяцев, Валентин Феликсович не только сидел в тюрьме, но после освобождения продолжал лечение больных в местной больнице [6, с. 158]. Неизвестно, в какой период - до поездки в деревню Хая или после этого - но точно известно, что в Енисейске В. Ф. Войно-Ясенецкий оперировал мальчика Аркадия Кочнева по поводу остеомиелита правой руки, и таким образом спас ребенку руку. До этого никто из местных врачей не смог вылечить больного ребёнка. А. П. Кочневу суждено будет ещё раз стать пациентом именитого хирурга в Красноярске в годы Великой Отечественной войны: фронтовик Аркадий Кочнев окажется на излечении у В. Ф. Войно-Ясе-нецкого в самом крупном красноярском госпитале № 1515 [14, с. 508].

В Енисейске В. Ф. Войно-Ясенецкий занимался не только практической хирургией, но успевал вести научную работу. Ещё живя и работая в Переславле-Залесском в 1916 году ему пришла мысль изложить свой опыт «в особой книге -"Очерки гнойной хирургии"»4 [4, с. 24]. Будущий автор составил план книги и написал предисловие к ней. И с тех пор, где бы он ни был, хирург собирал и обрабатывал материал для будущих «Очерков.». В Енисейске он успевал научно работать урывками и в ночное время.

Подводя итог, отметим, что, В. Ф. Войно-Ясе-нецкий, находясь в первой ссылке в Енисейске, активно трудился как хирург, леча и спасая от смерти многих тяжёлых и запущенных больных. В 1924 г. в городе было тяжёлое положение в сфере здравоохранения, поэтому приезд ссыльного хирурга давал возможность местным властям улучшить его. Вместе с тем, талантливая и безотказная работа В. Ф. Войно-Ясенецкого вызывала зависть у местного медицинского персонала, увидевшего в хирурге непревзойдённого конкурента. Но это и образовавшиеся проблемы со здоровьем не останавливали его. Наряду с уникальными оперативными вмешательствами В. Ф. Войно-Ясенецкий собирал и обрабатывал материал как учёный.

В. Ф. Войно-Ясенецкого отправили в ссылку за то, что он принял священнический сан. Адрес объекта: ул. Декабристов, 1. В 1924 г. Троица выпала на 15 июня. Первое издание «Очерков.» опубликовано в 1934 г.

На сегодняшний день больница не действует. Комплекс Енисейской городской больницы по ул. Де-

2

3

кабристов, 1 относится к объектам культурного наследия регионального значения. Литература и источники

1. Косачев И. Д., П. Ф. Гладких, А. Е. Яковлев. Профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий - архиепископ Лука: врачевание и священнослужение (1877-1961). Отв. ред. А. Е. Яковлев. СПб.: ВМедА: Дмитрий Буланин, 2013. 622 с.

2. Каликинская Е. И. «Святитель Лука: пути небесные и дороги земные...». М.: Вольный Странник, 2022. 496 с.

3. Сизых Т. П. Соединивший в своих руках крест и скальпель (о св. Луке, д. м. н., проф. В. Ф. Войно-Ясенецком) // Сибирское медицинское обозрение. 2007. № 4. С. 81-95.

4. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Я полюбил страдание...: автобиография. М.: Русский Хронографъ, 1996. 208 с.

5. Шевченко Ю. Л. Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный. СПб.: Наука, 2007. 623 с.

6. Лисичкин В. А. Лука, врач возлюбленный. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. 456 с.

7. Поповский М. А. Жизнь и житие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа и хирурга. СПб.: Сатисъ, Держава, 2002. 528 с.

8. Дом, ставший родным / авт.-сост. Г. В. Елистратова. Красноярск: ООО «Типография КАСС», 2019. 72 с.

9. Лисюнин В. Ф., свящ. Тамбовская Голгофа святителя Луки (по свидетельствам очевидцев): монография. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. 540 с.

10. Лисюнин В. Ф. Покровский собор города Тамбова и православные традиции: монография. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. 432 с.

11. Крестный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого): Жизнеописание, чудеса, акафист / сост. Е. В. Каршилов. М.: ООО «Духовное преображение», 2018. 576 с.

12. МКУ «Архив города Енисейска». Ф. Р-27. Оп. 1. Д.3.

13. Лисичкин В. А. Крестный путь Святителя Луки. Подлинные документы из архивов. М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. 448 с.

14. Фаст Г., прот., Глухова В. К. Енисейск православный: ист. Очерк. 2-е изд., перераб. и доп. Красноярск: ООО ИД «Класс Плюс», 2018. 544 с.

References

1. Kosachev, I. D., Gladkikh, P. F., lakovlev, A. E. Professor V. F. Voyno-Yasenetsky - Arkhiepiskop Luka: vrachevanie i svyashchennoslu-zhenie 1877-1961 [Professor V. F. Voyno-Yasenetsky - archbishop Luka: practice of medicine and priesthood 1877-1961]. Saint Petersburg, VmedA: Dmitrii Bulanin Publ., 2013. 622 p.

2. Kalikinskaya E. I. Svyatitel' Luka: puti nebesnye i dorogi zemnye... [Saint Luka: paths in heaven and earth]. Moscow, Vol'nyi Strannik Publ., 2022. 496 p.

3. Sizykh T. P. Soedinivshii v svoikh rukakh krest i skal'pel' (o sv. Luke, d. m. n., prof. V. F. Voino-Yasenetskom) [Соединивший в своих руках крест и скальпель (о св. Луке, д. м. н., проф. В. Ф. Войно-Ясенецком]. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie [Siberian Medical Review], 2007, no. 4, pp. 81-95.

4. Luka (Voyno-Yasenetskii), arkbishop. Ya polyubil stradanie... Avtobiografiya [I came to love suffering. Autobiography]. Moscow, Russ-kii Khronograf" Publ., 1996, 208 p.

5. Shevchenko, Yu. L. Privetstvuet vas Svyatitel' Luka, vrach vozlyublennyi [Saint Luka, the beloved physician, welcomes you]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 2007, 623 p.

6. Lisichkin V. A. Luka, vrach vozliublennyi [Luka, the beloved physician]. Moscow, Izdatel'skii Sovet Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi Publ., 2009, 456 p.

7. Popovskii M. A. Zhizn' i zhitie svyatitelya Luki Voino-Yasenetskogo, arkhiepiskopa i khirurga [Life and hagiography of St. Luka Voi-no-Yasenetsky, Archbishop and surgeon]. Saint Petersburg, Satis" Publ., 2002, 528 p.

8. Elistratova G. V., ed. Dom, stavshii rodnym [A place that has become home]. Krasnoyarsk, Tipografiya KASS Publ., 2019, 72 p.

9. Lisyunin V. F. Tambovskaya Golgofa svyatitelya Luki (po svidetel'stvam ochevidtsev) [Tambov Golgotha of St. Luka (according to eyewitnesses)]. Tambov, Izdatel'skii dom TGU im. G. R. Derzhavina Publ., 2012, 540 p.

10. Lisyunin V. F. Pokrovskii sobor goroda Tambova i pravoslavnye traditsii [Tambov Intercession Cathedral and Orthodox traditions]. Tambov, Izdatel'skii dom TGU im. G. R. Derzhavina Publ., 2013, 432 p.

11. Karshilov E. V., ed. Krestnyi put' svyatitelya Luki (Voino-Yasenetskogo): Zhizneopisanie, chudesa, akafist [Saint Luka (Voyno-Yase-netsky)'s way of the cross: biography, miracles, akathist]. Moscow, Dukhovnoe preobrazhenie Publ., 2018, 576 p.

12. MKU Arkhiv goroda Eniseiska [Yeniseisk Archives]. F. R-27. Op. 1. D.3.

13. Lisichkin V. A. Krestnyi put' Svyatitelya Luki. Podlinnye dokumenty iz arkhivov. [Saint Luka's way of the cross. The original documents from the archives]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskoi Patriarkhii Publ., 2001, 408 p.

14. Fast G., prot., Glukhova V. K. Eniseisk pravoslavnyi: ist. Ocherk. 2-e izd., pererab. i dop [Orthodox Yeniseisk, a historical essay. 2nd edition, revised and expanded]. Krasnoyarsk, Klass Plyus Publ., 2018. 544 p.

© «Клио», 2024 © Кожевников С.В., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.