Научная статья на тему 'РАБОТА С ЗАЧИНОМ ТЕКСТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ'

РАБОТА С ЗАЧИНОМ ТЕКСТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
279
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ / ЗАЧИН / ТЕКСТ / ОГЭ / РУССКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гладышева Марина Сергеевна

Целью исследования является описание способов работы с зачином текста при подготовке к написанию изложения по русскому языку в 9-м классе. Особое внимание уделено не только раскрытию коммуникативных функций зачина и их классификации, но и обоснованию системы упражнений с постепенным усложнением заданий на основе принципа градуальности, предложенного Е. В. Архиповой. Научная новизна заключается в разработке алгоритма поэтапного освоения коммуникативных функций зачинов, способствующего осознанному их использованию при написании сжатых изложений по русскому языку. Такая работа будет преследовать не только узкую цель - формирование у выпускников навыков создания зачинов с учетом коммуникативного намерения, но и более широкую - овладение высшим уровнем языка - речевым мастерством. В результате разработана система упражнений, способствующая эффективному усвоению коммуникативных функций зачинов, и предложен алгоритм, который можно использовать при написании сжатого изложения по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гладышева Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH OPENING SENTENCES OF A TEXT IN PREPARATION FOR WRITING A SUMMARY IN THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE 9TH FORM

The study aims to describe ways of working with opening sentences of a text in preparation for writing a summary in the Russian language in the 9th form. Special attention is paid not only to elaborating on the communicative functions of opening sentences and giving their classification, but also to substantiating a system of exercises with a progressive complication of tasks based on the principle of graduality proposed by E. V. Arkhipova. Scientific novelty lies in developing an algorithm for the systematic learning of the communicative functions of opening sentences, which contributes to their conscious use when writing summaries in Russian. Such work will pursue not only a narrow goal, i.e. forming graduates’ skills of creating opening sentences taking into account communicative intention, but also a broader one, i.e. mastering the highest level of language ability, which is speech proficiency. As a result, the researcher has developed a system of exercises that promotes the effective learning of the communicative functions of opening sentences and has proposed an algorithm that can be used when writing a summary in Russian.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С ЗАЧИНОМ ТЕКСТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ»

rponhoTQ Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2021. Том 14. Выпуск 12. С. 4036-4041 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 4036-4041

ISSN 1997-2911 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Работа с зачином текста при подготовке к написанию сжатого изложения по русскому языку в 9 классе

Гладышева М. С.

Аннотация. Целью исследования является описание способов работы с зачином текста при подготовке к написанию изложения по русскому языку в 9-м классе. Особое внимание уделено не только раскрытию коммуникативных функций зачина и их классификации, но и обоснованию системы упражнений с постепенным усложнением заданий на основе принципа градуальности, предложенного Е. В. Архиповой. Научная новизна заключается в разработке алгоритма поэтапного освоения коммуникативных функций зачинов, способствующего осознанному их использованию при написании сжатых изложений по русскому языку. Такая работа будет преследовать не только узкую цель - формирование у выпускников навыков создания зачинов с учетом коммуникативного намерения, но и более широкую - овладение высшим уровнем языка - речевым мастерством. В результате разработана система упражнений, способствующая эффективному усвоению коммуникативных функций зачинов, и предложен алгоритм, который можно использовать при написании сжатого изложения по русскому языку.

EN

Working with Opening Sentences of a Text in Preparation for Writing a Summary in the Russian Language in the 9th Form

Gladysheva M. S.

Abstract. The study aims to describe ways of working with opening sentences of a text in preparation for writing a summary in the Russian language in the 9th form. Special attention is paid not only to elaborating on the communicative functions of opening sentences and giving their classification, but also to substantiating a system of exercises with a progressive complication of tasks based on the principle of graduali-ty proposed by E. V. Arkhipova. Scientific novelty lies in developing an algorithm for the systematic learning of the communicative functions of opening sentences, which contributes to their conscious use when writing summaries in Russian. Such work will pursue not only a narrow goal, i.e. forming graduates' skills of creating opening sentences taking into account communicative intention, but also a broader one, i.e. mastering the highest level of language ability, which is speech proficiency. As a result, the researcher has developed a system of exercises that promotes the effective learning of the communicative functions of opening sentences and has proposed an algorithm that can be used when writing a summary in Russian.

Введение

Одна из главных задач школьного курса русского языка - обучение практическому владению языком, формирование функциональной грамотности. Этому способствует работа по развитию речи, осуществляемая на уроках русского языка по следующим направлениям: овладение нормами русского литературного языка; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся.

Велико значение данной работы в формировании метапредметных результатов обучения, нацеленных на овладение всеми видами речевой деятельности. Именно коммуникативные умения и навыки необходимы выпускникам 9-х классов для полноценного речевого взаимодействия, личностного развития и профессионального роста. От степени их сформированности зависит во многом успешность изучения других предметов в школе, а также успешность социализации обучающихся. Актуальность работы обусловлена, прежде всего, социальной значимостью развития языковой личности, формированием целого комплекса коммуникативных умений, необходимостью повышения общей речевой культуры школьников. В связи с этим введение основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9 классе вполне объяснимо, поскольку экзаменационная работа проверяет сформированность всех видов компетенций: лингвистической, языковой и коммуникативной.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20210660

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Структура ОГЭ в 9 классе по русскому языку включает три группы заданий:

1) написание сжатого изложения;

2) задания с кратким ответом;

3) написание сочинения-рассуждения.

Предметом исследования данной статьи выступает организация работы при подготовке к написанию сжатого изложения, которое традиционно в методике считается наиболее трудным видом. Успешность выполнения данного задания определяется комплексом коммуникативных умений: выделять главную и второстепенную информацию, сокращать текст с помощью разных приемов компрессии, лаконично излагать информацию на письме, используя выразительные возможности языка.

Теоретической базой исследования послужили публикации, посвященные поиску эффективных путей и средств формирования речевых и коммуникативных умений. Данной проблемой занимались О. В. Алексеева (2000), С. А. Арефьева и О. В. Арефьева (2014), Е. В. Архипова (2004), Т. Г. Бирюкова (2000), Е. А. Быстрова (Обучение русскому языку..., 2004), Т. М. Воителева и Е. С. Антонова (2016), А. П. Еремеева (2020), Н. А. Ипполитова (1998), Т. А. Ладыженская и М. Т. Баранов (1965), М. Р. Львов (1978), И. А. Сотова (2008), Е. Г. Шелухина (2008). Результаты ОГЭ выпускников 9-х классов за последние годы, наши личные наблюдения, анализ методической литературы свидетельствуют о необходимости совершенствования указанных выше умений и целенаправленной работы по развитию устной и письменной связной речи учащихся. Да и сами ученики подтверждают, что выполнение экзаменационной работы вызывает у них различные сложности.

В подтверждение данного факта приведем результаты анкетирования, которое было организовано среди обучающихся Института среднего профессионального образования Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Вчерашним школьникам было предложено ответить на два вопроса:

1. Какая часть экзаменационной работы вызвала у вас наибольшие затруднения?

2. Были ли трудности при написании сжатого изложения? Какие?

Отвечая на первый вопрос, 40% обучающихся указали, что наибольшие сложности у них вызвала 1 часть экзаменационной работы, 38% - 3 часть, 13% - работа полностью. Только 9% респондентов написали, что ОГЭ у них трудностей не вызвало.

Анализируя ответы на второй вопрос, мы пришли к выводу, что сложнее всего в 9-м классе ученикам начинать текст, то есть писать зачин. Представим результаты опроса. Описывая сложности, обучающие отметили следующее: начинать текст - 32%, заканчивать текст - 16%, сложно передать языковые особенности текста -16%, сложный текст - 9%, последовательно и связно излагать мысли - 10%. Лишь 17% обучающихся ответили, что при написании сжатого изложения у них трудностей не возникло.

Полученные результаты подтверждают актуальность выбранной темы: многие школьники, строя устное или письменное высказывание, испытывают трудности в оформлении начала момента речи при написании изложения. Сказанное выше определяет цель исследования - раскрытие особенностей работы с зачином текста при подготовке к написанию сжатого изложения в 9-ом классе. Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- раскрыть коммуникативные функции зачинов и дать их классификацию;

- разработать пошаговый алгоритм, использование которого поможет школьникам в оформлении начала текста сжатого изложения по русскому языку;

- охарактеризовать систему упражнений, способствующую формированию умения создавать собственные зачины в соответствии с коммуникативным намерением.

В ходе выполнения описанных задач применялись следующие теоретические и эмпирические методы: изучение и анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы, школьных программ и учебников; наблюдение учебного процесса, беседа с учителями и обобщение педагогического опыта.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложена система последовательных действий при подготовке к написанию изложения, которая может быть использована в практике работы современной школы, в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Полученные выводы могут быть полезны не только учителям русского языка, но и студентам педагогических вузов при освоении дисциплины «Методика обучения русскому языку».

Основная часть

Способность свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме - это важнейший личностный и метапредметный результат обучения русскому языку. Однако и среди взрослых часто встречаются случаи, когда человек не знает, как начать высказывание, не умеет подобрать нужные языковые средства для выражения различных коммуникативных задач. Это можно объяснить прежде всего сложностью самого процесса речепроизводства: превращение мысли в высказывание осуществляется во внутренней речи через промежуточный код. Именно здесь появляются первые обозначения элементов замысла, которые разворачиваются впоследствии в связную, наполненную общепонятными словесными знаками, грамматически оформленную речь. Все это делает внутреннюю речь важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека.

Соотнося речь и мышление, И. А. Зимняя (1985) выделяет три уровня перехода мысли в высказывание: мотивационно-побуждающий, формирующий и реализующий. Первый уровень процесса формирования

высказывания «представляет собой "сплав" мотива и коммуникативного намерения. При этом мотив - это побуждающее начало данного речевого действия, а коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» (с. 90-91).

В связи с этим при оформлении вступления необходимо определить коммуникативную цель, а затем и синтаксические средства ее выражения. Зачин выражает ключевую мысль высказывания. Основная его функция - введение новой информации. Он является организующим синтаксическим центром всего текста. С одной стороны, вступление обладает большей самостоятельностью, относительной свободой своего строения (Лосева, 1980, с. 44). С другой стороны, поскольку зачин выражает новую мысль, он синтаксически открыт, незамкнут, «как бы приглашает продолжить чтение и посмотреть, как развернется, раскроется та мысль, которая подана в нем в сконцентрированном виде» (Солганик, 1997, с. 47). Поэтому синтаксическая самостоятельность зачина относительна: подчиняя все последующие предложения, он и сам зависит от них.

Вступление лаконично и умело подводит к основной мысли текста. В сжатом изложении оно состоит, как правило, из одного-двух предложений. Для зачина используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала речи. Это полные двусоставные предложения, члены которых выражены лексически полнозначными словами. В зависимости от коммуникативной цели в зачине могут использоваться синтаксические средства выразительности, которые делают речь разнообразной и эмоционально-экспрессивной. Наиболее частотны в зачинах риторические вопросы или риторические восклицания. Их основная функция -привлечь внимание к поставленной проблеме, заставить задуматься. Например: В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? (по материалам Интернета).

В ходе анализа текстов изложений, представленных в контрольно-измерительных материалах по русскому языку (Сенина, 2018), были выявлены следующие функции зачина:

1. Дать общие сведения о заявленной теме, назвав известное и спорное в ней: Очень многое в том, чего человек достигает в жизни, зависит от него самого. Удача не приходит случайно. Она зависит от того, что человек считает в жизни удачей, как он сам себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая, наконец, цель у него в жизни (По Д. С. Лихачеву).

2. Наметить логику развития основной мысли в тексте, дать характеристику порядка обсуждения проблем: В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, как он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Красота - это глубоко человеческое. Она существует независимо от нашего сознания и воли, но открывается человеком, постигается им и живет в его душе (По В. А. Сухомлинскому).

3. Заинтриговать читателя или слушателя, создав состояние напряженного ожидания: Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи - это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере - ни много ни мало - 1650 островов! (По Е. И. Осетрову).

4. Вызвать определенное чувство, эмоционально настроить: Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина? (По Д. С. Лихачеву).

Для разработки основных положений нашей методической системы особую важность представляет классификация зачинов, предложенная В. Н. Мещеряковым (2004). Он предлагает различать следующие виды:

1) тематические: осмысливается, уточняется тема текста; устанавливается предмет обсуждения; характеризуются проблемы, обсуждаемые в тексте;

2) фактуальные: вводится социально-исторический фон или реально-бытовой, соотносящийся далее с проблемой текста;

3) концептуальные: формируется главная мысль текста, идея автора и основные положения (с. 4).

Подобные виды зачинов можно определить и в текстах, предложенных для написания изложений. Проиллюстрируем эти положения примерами из контрольно-измерительных материалов по русскому языку (Сенина, 2018).

Тематический зачин: Ясная Поляна - усадьба писателя Льва Николаевича Толстого. Нет надобности гадать, почему она названа Ясной. Пройдите березовую аллею от входа в усадьбу, и дорога выведет вас на простор -на большую поляну. Тут, если взойти на взгорок, откроется мир, который сразу вас остановит и который захочется как следует разглядеть (По В. М. Пескову).

Фактуальный зачин: Однажды мне пришлось прочитать такое объявление: «По случаю отъезда продаются вещи: стол, швейная машина, разные книги». Двоеточие объединяло книгу с прочими вещами. Действительно, книгу, как и всякую вещь, можно продать. Ёе можно измерить и взвесить, как вещь, можно купить и потерять. Словом, с книгой можно сделать все, что можно сделать с вещью (По С. Л. Львову).

Концептуальный зачин: Что умещается в одном слове - Родина? Родина - то очень многое. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Родина - это растущие города и маленькие деревеньки. Это имена людей, названия рек и озер, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами (По В. М. Пескову).

В настоящее время при подготовке к написанию изложений в школьной практике учителя используют опорные планы, шаблонные выражения, речевые клише. Такие задания, несомненно, приносят пользу. Однако в таком случае учащиеся опираются на готовые словесные формулировки, выполняя задание механически. А ведь задача, которая ставится перед данным видом упражнений по развитию речи, значительно шире. Так, анализируя расхождения между языковым оформлением текста и речевыми вариантами ученических работ,

Т. А. Ладыженская и М. Т. Баранов (1965) указывают, что главная задача при подготовке к написанию изложения состоит в том, «чтобы ученики осознали необходимость использования некоторых языковых средств для передачи основного содержания и художественного своеобразия текста, чтобы проведенная работа стимулировала уместные употребления определенных конструкций» (с. 25). Следовательно, при подготовке необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативных функциях синтаксических единиц, которые помогают воспроизвести авторский текст, учитывая языковые особенности и коммуникативное намерение.

В обучении школьников предлагаем использовать научно-методическую систему, в основе которой лежит принцип градуальности, предложенный Е. В. Архиповой (2004). Он заключается в следующем: речь развивается, если содержание обучения, его методы и приемы учитывают градацию между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития ребенка. Принцип градуальности предполагает подачу материала с постепенным нарастанием объема сообщаемых знаний, с усложнением их характера и форм подачи в зависимости от ступени обучения, степени обученности и развитости речи учащихся. В соответствии с этим на начальном этапе считаем целесообразным использовать аутентичные тексты при подготовке к изложению. Анализируя их, внося определенные изменения в содержание или композицию, девятиклассники овладевают необходимыми коммуникативными навыками.

С целью формирования умений оформлять зачин сжатого изложения можно использовать специальную систему упражнений с постепенным усложнением заданий на основе принципа градуальности. Это позволяет организовать работу наиболее эффективно. Она включает три группы упражнений. Рассмотрим их.

Аналитические упражнения связаны с анализом коммуникативных функций зачинов готовых текстов. Например: укажите слова, без которых невозможно понять смысл зачина; докажите, что данные слова невозможно опустить; какие синтаксические единицы используются в зачине; укажите их функцию. Данные упражнения применяются на первом этапе работы и направлены на формирование следующих умений: выделять главную и второстепенную информацию, определять коммуникативную роль зачинов. При выполнении таких упражнений учащиеся анализируют аутентичные тексты, предложенные для написания изложений.

Трансформационные упражнения нацелены на переработку готового зачина в плане его совершенствования. Например: сократите введение, сохранив его основную коммуникативную функцию; измените вступление, используя разные синтаксические средства; как меняется при этом функция зачина; передайте основную информацию, заключенную в зачине, одним предложением; отредактируйте текст, где это уместно, заменяя сложные предложения предложениями с причастными оборотами. Формируемые умения - сокращать текст с помощью разных приемов компрессии, учитывая коммуникативную функцию. В отличие от предыдущей группы упражнений, здесь требуется не только определить коммуникативную функцию зачина, но и применять полученные теоретические знания на практике, создавая собственное высказывание.

Коммуникативные упражнения связаны с созданием самостоятельных зачинов с учетом определённых коммуникативных задач. Например: подготовьте вступление к сочинению-рассуждению, к сообщению в научном стиле, используя синтаксические средства выразительности; подготовьте тематические зачины, используя опорные слова; создайте концептуальный зачин, используя риторический вопрос. Формируемые умения - создавать собственные зачины в соответствии с разными коммуникативными задачами. На данном этапе школьники уже учатся не анализировать или перерабатывать зачины, а создавать самостоятельные тексты в соответствии с коммуникативным намерением, что является основой овладения высшим уровнем языка.

Подобные задания можно использовать на уроках русского языка как при изучении лингвистических тем, так и на уроках развития речи, в ходе подготовки к написанию изложений и сочинений. В процессе обучения на основе указанной системы упражнений происходит совершенствование речи школьников, усвоение языковых единиц в единстве их значения, формы и функции. Системный характер заключается в постепенном усложнении упражнений: от аналитической работы по готовому тексту до творческого процесса - создания собственных зачинов.

Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу о необходимости разработки следующего алгоритма, который можно использовать при написании зачина:

1. Определите тему текста. Как правило, она заключена в первых предложениях.

2. Выделите главное и второстепенное в зачине: подчеркните слова, содержащие основную информацию; какими языковыми средствами она выражена; укажите слова, без которых невозможно понять смысл введения.

3. Определите коммуникативную функцию введения или тип зачина.

4. Обратите внимание на синтаксическую структуру предложений. Какие предложения и словосочетания можно опустить, сохраняя коммуникативную функцию зачина.

5. Передайте основное содержание одним-двумя предложениями: замените ряды однородных членов обобщающим словом; объедините простые предложения в сложное, в предложения с однородными сказуемыми; исключите вводные и вставные конструкции; замените прямую речь на косвенную; замените часть предложения синонимичным словосочетанием, придаточную часть сложноподчиненного предложения - па-дежно-предложной конструкцией, причастным или деепричастным оборотом.

Рассмотрим конкретный пример в Таблице 1.

Таким образом, использование предложенного алгоритма способствует совершенствованию формируемых умений: от речевых, связанных со способностью выявлять функции зачинов и синтаксические средства их выражения, к коммуникативным - обосновывать выбор тех или иных синтаксических единиц в соответствии с принципом коммуникативной целесообразности и создавать собственные зачины, используя разные способы сжатия текста изложения. Это позволяет совмещать аналитическую, репродуктивную и продуктивную деятельность с целью развития и обогащения речи девятиклассников.

Таблица 1. Пример использования алгоритма

Исходный текст (зачин) Алгоритм работы по памятке

Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко 1. О чем этот текст? Тема текста - дружба. 2. Подчеркните ключевые слова. 3. Это тематический зачин; коммуникативная функция -дать общие сведения о заявленной теме, назвав известное и спорное в ней. 4. Зачин представлен двусоставными предложениями. Дважды употребляемое слово дружба (анафора) выполняет коммуникативную функцию смыслового выделения части высказывания. Дружба лежит в сердце человека. 5. Сократим исходный текст за счет опущения второстепенной информации (объединим 3 простых предложения в одно сложноподчиненное): Дружба лежит глубоко в сердце, поэтому нельзя заставить себя дружить.

в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.

Заключение

Подводя итог вышеизложенного, мы приходим к следующим выводам.

1. В ходе анализа зачинов были определены основные их функции: дать общие сведения о заявленной теме, указав известное и спорное в ней; наметить логику развития основной мысли в тексте, представив характеристику порядка обсуждения проблем; заинтриговать читателя, создав состояние напряженного ожидания; вызвать определенное чувство, эмоционально настроить. При написании сжатого изложения учащиеся должны знать коммуникативные функции и виды зачинов. Это помогает воспроизвести текст, учитывая языковые особенности и коммуникативное намерение автора.

2. В работе обоснована система упражнений, которая способствует формированию умения оформлять зачин сжатого изложения по русскому языку. Выполняя аналитические, трансформационные, коммуникативные упражнения, ученики овладевают умениями создавать самостоятельные тексты. Способность к различению и правильному употреблению языковых средств в зачине является основой овладения высшим уровнем языка - речевым мастерством.

3. Для осознанного формирования указанных выше умений разработан алгоритм действий при написании зачина сжатого изложения. Его использование способствует обоснованному выбору синтаксических единиц, а также облегчает процесс создания собственного зачина с учетом его коммуникативной функции. Знакомство школьников с закономерностями системы языка и ее функционированием, формирование на этой основе умений и навыков коммуникативного, целесообразного использования языковых средств создает базу для развития речевой культуры.

Перспективой дальнейшего исследования является разработка методики написания зачинов при подготовке к сочинениям по русскому языку, относящимся к различным стилям речи.

Источники | References

1. Алексеева О. В. Использование изложения в процессе изучения морфологии в 5-7 классах: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2000.

2. Арефьева С. А., Арефьева О. В. Психолого-педагогические основы развития речи учащихся: исторический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-2 (39).

3. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся: учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: Вербум-М, 2004.

4. Бирюкова Т. Г. Речевое развитие старших школьников. Елец: ЕГПИ, 2000.

5. Воителева Т. М., Антонова Е. С. Новые подходы к обучению русскому языку в старшей школе // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5.

6. Еремеева А. П. Коммуникативные технологии развития речевой деятельности учащихся // Современные технологии в преподавании русского языка: сборник материалов международной научно-практической конференции, к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета (г. Москва, 02-03 октября, 2020 г.) / отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко. М.: МПГИ, 2020.

7. Зимняя И. А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследования речевого мышления в психолингвистике / отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М.: Наука, 1985.

8. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта; Наука, 1998.

9. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. Особенности языка ученических изложений. М.: Просвещение, 1965.

10. Лосева Л. М. Как строится текст. М., 1980.

11. Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. М.: МГПИ, 1978. Вып. 1.

12. Мещеряков В. Н. Учимся начинать и заканчивать текст: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004.

13. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. М., 2004.

14. Сенина Н. А. Подготовка к ОГЭ 2019. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2019 года: учебно-методическое пособие / под ред. Н. А. Сениной. Ростов-на-Дону: Легион, 2018.

15. Солганик Г. Я. Стилистика текста: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 1997.

16. Сотова И. А. Теория и практика самоконтроля в письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2008.

17. Шелухина Е. Г. Обогащение синтаксического строя речи учащихся 8-9 классов в процессе работы над сложным синтаксическим целым: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2008.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Гладышева Марина Сергеевна1, к. пед. н. 1 Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

Gladysheva Marina Sergeevna1, PhD 1 Bunin Yelets State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 pavmarina.83@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 11.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.

Ключевые слова (keywords): сжатое изложение; зачин; текст; ОГЭ; русский язык; summary; opening sentences; text; OGE (Basic State Examination); Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.