Научная статья на тему 'Работа с ультравысокочастотными импульсными генераторами с точки зрения гигиены труда'

Работа с ультравысокочастотными импульсными генераторами с точки зрения гигиены труда Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с ультравысокочастотными импульсными генераторами с точки зрения гигиены труда»

нельзя утверждать относительно всего молока, продаваемого на рынках. Кроме того, на заводах сухого молока поступившее молоко после смешения подвергается нормализации, т. е. установлению исходной жирности в 3,2%.

Выводы

1. Рыночное молоко содержит в среднем 13,57 -;%> каротина и 234,8 т% витамина А.

2. Фактор сезонности оказывает большое влияние на уровень каротина и витамина А в коровьем молоке: летнее и осеннее молоко в 3—4 раза богаче зимнего по содержанию как каротина, так и витамина А.

3. Еще более значительные колебания в содержании витамина А в молоке в течение одного и того же сезона говорят о возможном влиянии индивидуальных факторов на концентрацию каротина и витамина А з молоке.

4. Кратковременное кипячение молока не влечет за собой разрушения каротина или витамина А.

5. Сухое молоко отечественного производства содержит в среднем 0,133 мг% каротина и 2,14 мг°/о витамина А.

6. Сухое молоко, приготовленное по пленочному методу, отличается несколько более высоким содержанием каротина и витамина А по сравнению с приготовленным по распылительному методу.

7. Каротин и витамин А в сухом молоке очень устойчивы при его хранении в герметических условиях. ■

8. Восстановленное молоко несколько превосходит натуральное рыночное по содержанию каротина и витамина А.

Проф. А. А. КЕВОРКЬЯН

Работа с ультравысокочастотными импульсными генераторами с точки зрения

гигиены труда

Из Института гигиены труда и профзаболеваний Академии медицинских наук СССР

Со времени открытия электромагнитных волн (Г. Герц, 1888). развернулась интенсивная работа по исследованию природы этих волн и их практическому использованию. Было доказано, что электромагнитные волны распространяются со скоростью световых волн, отличаясь от них длиной. Установлено также, что электромагнитные волны, подобно звуковым, обладают резонирующим свойством, т. е., достигая одинаково настроенного колебательного контура, вызывают в нем колебания, совпадающие с колебанием источника. Это обстоятельство легло в основу открытия Поповым беспроволочного телеграфа (радио).

Сам Г. Герц и его последователи пользовались генераторами высокой частоты (от 100 м и меньше). Дальнейший прогресс техники дал возможность получить значительно более короткие волны (Лебедев и Лампа — сантиметровые, Аркадьева-Глаголева — миллиметровые и др.).

Широкое применение ультракоротких волн выдвинуло вопрос об их биологическом действии. Тесля (1891) доказал принципиальное отличие между биологическим действием электромагнитных волн высокой и низкой частоты. Он установил, что токи высокой частоты при большом напряжении, обычно смертельном при низкой частоте, проходят через организм, не вызывая опасных изменений. Тесля полагал, что это различие обусловлено поверхностным распространением токов высокой частоты.

Почти одновременно с ним (1891 —1892) д'Арсонваль выдвинул теорию аутокондукции. По этой теории токи высокой частоты обладают специфическим действием на организм. В специально сконструированном аппарате (соленоиде), в котором токи высокой частоты пропускались через особую проволочную спираль, было отмечено сосудорасширяющее и гилотензионное действие этих токов. Употребляемые и ныне а физиотерапии аппараты общего и местного действия токов высокой частоты в значительной мере рассчитаны на эффект, отмеченный д'Арсонвалем. Нернст (1897) доказал возможность глубокого прогревания тканей организма токами высокой частоты, что было использовано для конструирования аппарата диатермии (Цейнеке), получившего широкое применение в физиотерапии.

Дальнейшее усовершенствование генераторов высокой и ультравысокой частоты привело к их широкому применению в различных отраслях промышленности, особенно в радиотехнике. Имеется большая отечественная и иностранная литература, посвященная вопросам о физических свойствах и биологическом действии токов ультравысокой частоты (Френкель, Лихтерман, Милицын, Малов, Андрияшева, Шапиро, Голы-шева, Скипин, Андреев, Кугушев, Татаринов, Эзау, Шлипхаке, Шерешевский, Шимановский, Либезни и др.).

В указанных исследованиях приводятся данные, свидетельствующие о том, что у лиц, подвергающихся длительному воздействию токов ультравысокой частоты, возникают симптомы повышенной нервно-психической возбудимости, быстрая утомляемость, расстройство сна и дрожание конечностей. При этом отмечается сосудистая гипотония, расширение сосудов, удлинение фазы сокращения сердца, учащение пульса при нахождении в конденсаторном поле и урежение после прекращения действия волн ультра высокой частоты, лейкопения при нахождении в конденсаторном поле, лейкоцитоз после работы, ускорение свертываемости крови, увеличение сахара в крови и др. (Френкель, Лихтерман, Шапиро, Астанин, Белл и Фергюссон, д'Орвиль, Либезни и др.).

Экспериментальные исследования показали, что мыши, крысы, мухи и др. в конденсаторном поле при определенных условиях быстро погибают (Шерешевский, Болдвин, Нельсон, Шлипхаке и др.). При этом было установлено, что биологический эффект тем интенсивнее, чем короче длина волны и выше мощность электромагнитного поля (Фарфель, Голышева, Розанова, Андреев, Шлипхаке, Остертаг, Рейтер, Бианки и др.).

Вопрос о характере биологического действия токов ультравысокой частоты вызывает двоякое толкование. Одни (Малов, Лихтерман, Бородина, Линченк'о и Орлов, Славский, Григорьева, Эзау, Шерешевский, Шимановский, Габер и др.) считают биологическое' действие токов ультравысокой частоты следствием прогревания тканей и органов. Эта точка зрения подтверждается экспериментальными исследованиями, доказавшими значительное разогревание солевых растворов, приближающихся по составу к жидкостям организма, помещенных в конденсаторном поле. Другие, не отрицая роли термоэффекта, подчеркивают специфический характер действия токов ультра высокой частоты, не исчерпывающийся гипертермией (Френкель, Лазарев, Либезни, Шлипхаке и др.).

Так, Гаазе и Шлипхаке указывают, что стафилококки в конденсаторном поле ультравысокой частоты гибнут при 37:—40°, в то время как в обычных условиях требуется гораздо более высокая температура. В опытах Шимановского дифтерийный токсин в конденсаторном поле быстро разрушался, несмотря на то, что путем применения охлаждающих смесей температура поддерживалась на одинаковом уровне.

Сторонники теории термического действия (Малов, Гомбер, Глезер и др.) объясняют указанные выше факты избирательностью нагрева в определенных точках (селективное действие) с физико-химической структурой среды. В частности, в масляной эмульсии, помещенной в конденса-

торном поле, температура масла остается неизменной, в то время как в каплях воды разогревание доходит до кипения {Эзау).

Мухина в работе, посвященной биологическому и лечебному действию дециметровых волн (1940), приводит данные, подтверждающие специфическое экстратермическое действие электромагнитных волн (ускоренный ¡рост семян растений, простейших организмов, полиурия у мышей и т. д.).

Таким образом, вопрос о характере действия токов ультравысокой частоты нельзя считать решенным хотя, по всем данным, можно полагать, что теории термического или специфического действия не исключают, а взаимно дополняют одна другую. Можно полагать с большой долей вероятности, что на фоне термического действия электромагнитные волны ультразысокой частоты вызывают ряд специфических изменений в организме (Френкель и др.).

Все, что до сих пор достоверно известно, касается действия токов ультравысокой частоты с метровыми и дециметровыми волнами, излучаемыми генераторами постоянного напряжения различной мощности.

За последнее десятилетие получили широкое распространение ультравысокочастотные генераторы импульсного действия с длиной волны в 3—5 см и меньшее

Вопрос о действии подобного рода токов ультравысокой частоты, когда в тысячные доли секунды обращаются волны огромной мощности (до 200 кШ) и больше, с последующим перерывом излучения на несколько секунд, недостаточно изучен.

Некоторые американские авторы (Дейли, Фоллис) на основании весьма поверхностных исследований пытаются отрицать вредное действие ультракоротких волн, излучаемых импульсными генераторами. Так, Э. Дейли (1943) в течение 12 месяцев вел наблюдения над группой работников (45 человек) экспериментальной лаборатории по «радару». Он отмечает у них преходящие головные боли, ощущение прилива крови к лицу и жара в руках (при условии пребывания не далее 3—4 шагов от генератора); грубых нарушений в крови, внутренних органах, нервной системе, половой функции и трофике (выпадение волос, кожные расстройства) обнаружено не было. Надо заметить, что клинические данные, приведенные в работе, весьма неясны, данные исследования нервно-психической сферы отсутствуют. Другой американский автор (Г. Фоллис) в экспериментальной работе (1946), проведенной на 13 морских свинках (из них 5 контрольных), утверждает, что у свинок, .подвергавшихся воздействию токов ультравысокой частоты по 3 часа ежедневно в течение 8 недель, не было обнаружено никаких патологических явлений. Автор ставил главной целью эксперимента выяснение действия токов ультравысокой частоты на функцию размножения и их влияния на выпадение волос.

Не говоря о спорном характере методики эксперимента и поставленной цели, эта работа не дает оценки общего состояния экспериментальных животных.

С целью изучения действия ультракоротких волн (3—5 см) импульсных генераторов мы провели в поликлинических и клинических условиях наблюдение за группой лиц (87 человек), работающих в зоне излучения (из них 37 человек постоянно в течение всего рабочего дня, остальные — систематически, но не ежедневно, а с перерывами в 1—3 дня)х. Из этого числа 32 человека были обследованы повторно спустя 6—7 месяцев.

Среди обследованных было 62 мужчины и 15 женщин. Преобладающий возраст — 20—40 лет (78 человек).

Основная масса обследованных инженеры, техники, лаборанты.

1 В обследовании принимали участие, кроме авторов, терапевты М. В. Евгенова, А. Ф. Наумова, С. В. Левина, невропатолог М. А. Меркова, зазедующая клинико-диагностической лабораторией Н. И. Мигина.

При обработке данных обследования мы исключили все случаи, где в анамнезе имелись указания на серьезные заболевания: травмы черепа (сотрясения и ушибы мозга), органические заболевания нервной системы, сердечно-сосудистой системы и другие заболевания, могущие до известной степени затруднить возможность правильной оценки состояния обследоваиных.

Из субъективных данных обращает на себя внимание: головная боль к концу работы — у 31 человека, быстрая утомляемость (разбитость, слабость) — у 26, расстройство сна (преобладание сонливости) — у 24, сжимающие боли в области сердца — у 18, раздражительность— у 15, потеря веса {прогрессирующее исхудание) —у 12, парестезия в дисталь-ных отделах конечностей — у 12, ослабление памяти, забывчивость, невозможность сосредоточиться, заниматься умственной работой (к концу рабочего дня), иногда состояние быстро проходящей потери ориентировки— у 10 человек; лишь у 15 человек отсутствовали какие-либо жалобы.

При объективном исследовании были получены следующие данные: сосудистая гипотония (максимальное давление 90, 100, 105) — у 34 человек, брадикардия (пульс до 60) — у 26, с резким урежением (на 18—20 ударов) на пробу Ашнера — у 20, красный, разлитой, стойкий дермографизм — у 24, дрожание конечностей — у 16, бледность кожных покровов— у 13, цианоз дистальных отделов конечностей со снижением кожной чувствительности (по полиневритическому типу) — у 9, расширение зрачков — у 7 человек.

Лабораторные данные исследования крови: гемоглобин ниже 60% — у 8 человек; лейкоциты от 3 200 до 3 800 — у 2, от 3 900 до 4 500 — у 7 человек; РОЭ у всех обследованных в пределах нормы.

Анализ этих данных показывает, что у части обследованных имеются выраженные явления функционального расстройства нервной системы, причем в преобладающем большинстве случаев отмечается дистония. Указанные нарушения, как правило, отмечены у лиц, стаж работы которых с импульсными установками равен 2—3 годам.

Наблюдения над группой обследованных после кратковременного перерыва в работе (частично в условиях стационара) дали возможность установить преходящий характер отмеченных явлений: головная боль обычно исчезает в течение ближайших 10 дней; затем (2—3 недели) проходят парестезии в дистальных отделах конечностей и сглаживается расстройство кожной чувствительности (вегето-полиневритические явления); потом повышается работоспособность и постепенно проходит слабость, раздражительность, расстройство сна, сосудистая гипотония, брадикардия и другие вегето-астенические явления.

В течение 5—6 недель после прекращения работы в основном исчезают отмеченные нарушения в нервно-психической сфере. Кожно-трофических нарушений и слабости мы отметить не могли.

Эти факты с достаточной убедительностью показывают, что действие сантиметрозых волн, излучаемых ультравысокочастотными импульсными генераторами при длительной экспозиции в зоне излучения, в основном аналогично описанному в литературе действию ультракоротких волн генераторов постоянного напряжения.

Более выраженные явления вегетативного полиневрита (цианоз, парестезии и снижение кожной чувствительности в дистальных отделах конечностей), не описанные в прежних работах, возможно, являются результатом особых свойств, присущих излучению генераторов импульсного действия, ритмические колебания которых влияют в первую очередь на вегетативную нервную систему.

По вопросу о механизме действия токов ультравысокой частоты на организм точно установленных данных пока мало. Одним из вероятных предположений является указание на возможность преимущественного действия токов ультравысокой частоты на головной мозг, причем головной мозг рассматривается как своеобразная приемная антенна (Либезни и др.). В ряде работ приводятся данные о действии токов ультравысокой частоты на вегетативные центры головного мозга (Попов, Губарев, Вадимова, Малеванная и др.).

Особая чувствительность вегетативной нервной системы к действию токов ультравысокой частоты, в частности, доказывается экспериментальными данными (Лаврентьев и Федоров и др.). Так, например, Федоров ус: а но вил, что тормозной эффект от действия токов ультравысокой частоты обусловлен раздражением окончаний блуждающего нерва. Лаврентьев .и Федоров в наблюдениях над действием токов ульт^высокой частоты на живые синапсы доказали, что последние подвергаются желатинизании, .которая при недлительном облучении обратима.

Клинические факты ясно указывают на особую заинтересованность центральной нервной системы. В самом деле головная боль, расстройство сна, изменение памяти и быстрая истощаемость интеллектуальных функций на фоне сосудистой гипотонии и брадикардии, являющиеся специфическими симптомами реакции человеческого организма на действие токов ультра высокой частоты, ясно указывают на функциональное поражение головного мозга. Так как центральные отделы вегетативной нервной системы очень чувствительны к различным экзогенным (и эндогенным) раздражениям, то, быть может, этим объясняется преобладающий вазозеге-тативный фон, характеризующий астенический синдром, наблюдающийся при действии токов ультравысокой частоты.

Эти данные заставляют нас считать, что вопросы профилактики в предприятиях, где применяются импульсные установки высокочастотного излучения, должны привлечь к себе особое внимание.

Из профилактических мер наиболее существенным можно считать:

1) экранировку установки с целью возможно более полного ограждения работающего от излучения; 2) снабжение металлизированной спецодеждой (или фартуком) и металлизированным головным убором (облегченный тип каски). Обыкновенная парча, как показали исследования Долинской и Ушинской, может вполне заменить металлизированную спецодежду.

Крайне важно установить систему предварительных и периодических медицинских осмотров (не реже одного раза в 6 месяцев), в проведении которых должны участвовать невропатолог, терапевт и клинический лаборант. Противопоказаниями к приему на работу и показаниями к временному или постоянному переводу на другие работы являются: 1) органические заболевания центральной нервной системы любой этиологии;

2) выраженные заболевания нервно-психической сферы органического или функционального характера (шизофрения, психастения, эпилепсия, истерия и др.); 3) выраженные эндокринно-вегетативные заболевания (гипертиреоидизм, гипофизарные заболевания, болезнь Рено, болезнь Квинке и др.); 4) выраженные сердечно-сосудистые заболевания с явлениями субкомпенсации (стенокардия, коронарные спазмы, пороки сердца, кардиосклероз, миокардиодистрофия и т. д.); 5) активный туберкулез легких.

Лечение больных, пострадавших от воздействия токов ультравысокой частоты, должно быть, смотря по степени обнаруженных изменений, строго индивидуализировано.

Важнейшим лечебным и профилактическим мероприятием являются кратковременные перерывы в работе (Р/г—2 месяца) по указанию врача.

Одновременно с этим следует предусмотренные нашим законодательством льготы для медицинских работников, постоянно работающих с аппаратами ультравысокой частоты (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и др.), распространить на всех лиц, по условиям работы постоянно подвергающихся воздействию токов ультравысокой частоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.