Научная статья на тему 'Работа с учебным материалом в процессе подготовки специалиста-музыканта: культуролого-педагогический аспект'

Работа с учебным материалом в процессе подготовки специалиста-музыканта: культуролого-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крутько Ю. В.

Важнейшая роль развития общей культуры при подготовке будущего специалиста-музыканта и воспитания широкоэрудированного специалиста-просветителя, готового к исполнительской, культурно-просветительской, управленческой деятельности для успешной реализации в социокультурном пространстве, подчеркивалась в свое время всеми видными педагогами-музыкантами, справедливо отмечающими, что внутреннее слышание, без которого невозможно создать истинного звучания, зависит не только от таланта, но и во многом от общей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с учебным материалом в процессе подготовки специалиста-музыканта: культуролого-педагогический аспект»

РАБОТА С УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-МУЗЫКАНТА: КУЛЬТУРОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Крутько Ю.В/

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Важнейшая роль развития общей культуры при подготовке будущего специалиста-музыканта и воспитания широкоэрудированного специалиста-просветителя, готового к исполнительской, культурно-просветительской, управленческой деятельности для успешной реализации в социокультурном пространстве, подчеркивалась в свое время всеми видными педагогами-музыкантами, справедливо отмечающими, что внутреннее слышание, без которого невозможно создать истинного звучания, зависит не только от таланта, но и во многом от общей культуры.

Основная задача подготовки специалиста-музыканта в сфере социокультурной деятельности на современном этапе музыкального образования - воспитание широкоэрудированного специалиста-просветителя, готового к исполнительской, культурно-просветительской, преподавательской, научно-методической, управленческой деятельности для успешной самореализации в профессиональном пространстве.

На практике же приходится сталкиваться с односторонним, сугубо ремесленническим преподаванием, которое концентрируется на узкопрагматических ремесленнических задачах. В исполнительских классах под учебным материалом традиционно понимался репертуар, а точнее нотный текст, в работе над которым учащиеся получали знания, умения, навыки и опыт той деятельности, которая необходима в первую для музыканта-исполнителя. Для воспитания «разъяснителя и толкователя музыки» [2, С. 196] этого явно недостаточно, т.к. в этом случае в профессиональное пространство выпускаются лишь узконаправленные музыканты-исполнители. В своё время все видные педагоги-музыканты подчёркивали важнейшую роль развития общей культуры при подготовке будущего специалиста, справедливо отмечая, что внутреннее слышание, без которого невозможно создать истинного звучания, зависит не только от таланта, но и во многом от общей культуры. Показателен в этой опыт педагогической деятельности Я. Флиера, постоянно следившего за гармоничным, всесторонним развитием учеников, их духовным и интеллектуальным ростом,

♦ Заместитель декана по работе со студентами и организации производственной практики факультета музыкального образования и социокультурной, преподаватель кафедры Социологии и философии культуры

интересующегося художественным кругозором, литературными и эстетическими знаниями молодых исполнителей.

На современном этапе музыкального образования должным образом не уделяется специального внимания важнейшей роли общей эрудиции в процессе воспитания широкоэрудированного, всесторонне развитого специалиста, что в своё время подчёркивал Э. Гилельс, в классе которого постоянно заходила речь о различных художественных событиях столицы, о выставках, театральных и концертных премьерах, о новинках литературы. В этой связи поучительны его слова: «Чтобы хорошо играть, -нужно многое знать, всем интересоваться, увлекаться». Именно это имел ввиду Г.Г. Нейгауз, убеждённый «в том, как человек (...) играет сонату Бетховена чувствуется, какие книги он читал, какие картины видел, знает ли он историческую эпоху, в которую творил великий гениальней композитор. Короче, видна его общая культура. И чем она выше, чем шире и глубже познание музыкантом, тем свободнее выражается его интеллектуальность, тем легче находит он себя в искусстве» [3, С. 276] и, соответственно, реализует себя в современном профессиональном социокультурном пространстве.

Важнейшая роль общей внемузыкальной подготовки при воспитании широкоэрудированного специалиста подчёркивалась не только музыкантами-практиками, но и теоретиками и психологами. В качестве примера в этой связи показательно утверждение Б.И. Теплова о том, что «содержание многих вещей Бетховена ... связано с глубокими философскими идеями. Исходя только из музыки бетховенских сонат, нельзя узнать ни одной философской идеи. С этими идеями нужно познакомиться по другим внемузыкальным источникам: по биографии Бетховена, его письмам, записным книжкам, по той философской литературе, которую он изучал» [7, С. 22].

Недостаточное количество привлекаемых в учебный процесс информативных источников при подготовке специалиста-эрудита, констатировал Л. Коган, определяя, что поступление информации должно осуществляться из самых разных источников для качественного прироста знаний, умений и навыков. Для более продуктивного развития всего комплекса способностей, художественного сознания, мышления, кругозора и дальнейшей успешной профессиональной самореализации будущего специалиста учебная информация должна поступать из различных источников. Это обусловлено и общей для современной науки и искусства тенденцией к интеграции и синтезу. Именно это имел ввиду Г. Нейгауз, всегда подчеркивающий мысль о «неизбежности комплексного метода преподавания фортепианной игры» [2, С. 202]. На практике же приходится сталкиваться с тем, что объём учебной информации крайне сужен, обучение сводится лишь к решению узкотехнологических проблем. Исходя из за-

дач, предъявляемых к специалисту в области музыкального образования учебный материал на современном этапе должен включать в себя целый комплекс информативных компонентов, формирующих художественное сознание, мышление, вкус, кругозор, развивающих весь комплекс музыкальных способностей, общую эрудицию просветителя и направленных на продуктивное овладение объектом искусства. Примером могут служить слова Нейгауза: «. исполнитель . будет хорошо играть, . если его исполнительская концепция явится результатом углубленной практической и теоретической работы над произведением» [4, С. 170-171].

Отсутствие на практике комплексного подхода к учебному материалу, на котором традиционно воспитывается будущий широкоэрудированный специалист-музыкант, осознавалось многими выдающимися музыкантами-педагогами выступавшими за то, чтобы музыкальное воспитание осуществлялось совместно с изучением других областей всемирной художественной культуры, т.к. глубокое знание живописи и других искусств дает пищу и слуху. По этому поводу Л. Оборин очень часто вспоминал огромную эрудицию Г.Г. Нейгауза и приводил в пример ученикам его знание живописи, поэзии, философии, лингвистики.

Недостаточность использования и важность привлечения музыковедческих материалов как необходимого компонента учебного материала, направленного на развитие общей эрудиции, способствующего пополнению и усвоению знаний в области стиля, жанра, творчества и мировоззрения композитора и исторической эпохи подчеркивалась многими исследователями, педагогами и исполнителями. В этой связи Нейгауз ценил умение анализировать изучаемое произведение с разных позиций. Подразумевалось изучение сочинения «не только как целого, но и в его существенных связях с другими явлениями - с другими художественными произведениями . со стилем композитора или композиторской школы, наконец, с общими социально-историческими условиями, породившими данный стиль и такого рода произведения» [1, С. 10]. Показательны в этой связи педагогические установки А.Б. Гольденвейзера: «перед тем как приступить к разучиванию произведения, необходимо составить себе общее представление о его характере, форме и содержании, о тех задачах, которые ставит перед собой композитор» [5, С. 125].

Как уже отмечалось, чтобы исполнять музыку со знанием дела - нужно развивать общую эрудицию. Многое для эрудиции может дать, в частности, изучение творческой биографии. Необходимость привлечения этого вида учебной информации подтверждается словами С.И. Савшинского: «Исполнителю должно быть небезразлично все, что касается судьбы композитора, его характера и обстоятельств, при которых родилось изучаемое произведение» [6, С. 42].

Для качественного осуществления исполнительской, культурно-просветительской и педагогической деятельности музыканта-просветителя

недостаточно владеть информацией о «строении» произведения и раз и навсегда механически заученно исполнять выученные произведения -необходимо владеть информацией об эпохе, стиле, жанре, общественной ситуации в период создания произведения, мировоззрении автора, аналогах из других областей искусства.

Проанализируем необходимость включения всего комплекса учебного материала в учебный процесс подготовки специалиста-музыканта на примере изучения фортепианных сонат Л. Бетховена.

Творчество Бетховена, равно как и других композиторов, - отражение его мировоззрения. Здесь не последнюю роль сыграли философские воззрения композитора, сложившиеся под воздействием мыслителей-философов, общественной обстановкой в мире той эпохи. Очевидно, что музыкант не сможет овладеть стилем композитора и, соответственно, раскрыть его перед учениками / слушателями без привлечения материалов, раскрывающих суть эпохи, жизненное кредо и философские воззрения автора, а именно: исторических сведений об эпохе; биографических сведений о композиторе; материалами из других областей искусства (мировоззрение формировалось и под воздействием общественной ситуации того периода, которое было отражено в произведениях других композиторов, мастеров-живописцев, поэтов, философов, скульпторов (Руже де Лиль, Жак Луи Давид, Эжен Делакруа, Гёте, Шиллер, Кант). Наряду с Бетховеном они отражали общие настроения эпохи разными выразительными средствами. Все эти сведения будущий специалист-музыкант может почерпнуть при обращении к музыковедческим источникам; письмам и воспоминаниям, переписке композитора; творениям поэтов, живописцев, скульпторов той эпохи.

Для наиболее полного овладения стилем композитора нужно если не исполнить, то прослушать все сонаты, тогда сонатное творчество Бетховена будет раскрыто перед студентом наиболее полно. В таком случае студент, а затем просветитель / исполнитель /педагог не донесёт информацию о творчестве композитора до учеников и слушателей в искажённом виде. Следовательно, просто необходимо посещать концерты (в т.ч. виртуальные - используя мультимедийные ресурсы сети Интернет, телевидение), и слушать записи выдающихся исполнителей. Это приведёт к накоплению необходимых впечатлений, опыта, знаний (т.е. основных элементов содержания общего и музыкального образования).

В комплекс учебного материала нужно включать сравнение различных редакций (Шнабель, Гольденвейзер, Казелла), которые, кроме того, что они направлены на более детальное освоение текста, способствуют еще и пониманию сути мировоззрений разных эпох. Причём к любой ин-терпретаторской редакции (равно как и к сравнительному анализу интерпретаций), лучше всего обратиться уже после предварительной работы с уртекстом (т. к. Бетховен очень тщательно прописывал все свои указания и

требовал от исполнителя точных их исполнений). В свою очередь, для полноценной работы с уртекстом и понимания особенностей каждой из редакций, студенту необходимо изучение исторической, методической, музыковедческой исследовательской литературы, позволяющей узнать исполнительские и общекультурные традиции того или иного времени, полнее раскрыть значение тех или иных исполнительских обозначений и трактовок. Этим же целям будут служить и записи исполнений признанных исполнителей - сравнение их интерпретаций (Э. Гилельса, С. Рихтера, Г. Гульда).

Для понимания динамики, артикуляции и принципов педализации Бетховена (в частности того, что Бетховен и его современники использовали педаль как регистр) может служить изучение инструментов эпохи (здесь нужно задействовать материал, привлекаемый с помощью мультимедийных ресурсов, материал по инструментоведению, анализ исполнительских указаний того времени, музыковедческие сведения об игре пианистов классико-романтического периода).

В современных условиях такой комплексный подход к осваиваемому музыкальному материалу приведет к воспитанию широкоэрудированных специалистов, готовых к исполнительской, культурно-просветительской и преподавательской деятельности. Именно в таких всесторонне развитых специалистах-эрудитах нуждается современное российское общество, и лишь такие специалисты могут рассчитывать на успешную профессиональную самореализацию в современном социокультурном пространстве.

Список литературы:

1. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. -М.: Музыка, 1967.

2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музгиз, 1958.

3. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания. Дневники. Избранные статьи. - М.: Советский композитор, 1975.

4. Николаев А. Взгляды Г.Нейгауза на развитие пианистического мастерства. В кн.: Мастера советской пианистической школы. - М.-Л.: Музгиз, 1954.

5. Николаев А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера. В кн.: Мастера советской пианистической школы. -М.: Музгиз, 1954.

6. Савшинский С.И. Работа пианиста над произведением. - М.-Л., 1964.

7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.

8. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования. Учебное пособие в 2-х книгах. - М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.