УДК 373.1.02:372.8 ГРНТИ 14.25.09
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ацдатпа
О;у сауаттылыгы - адамныц жазбаша мэтш-дердi TYciHin, ой елегiнен етшзу жэне олардыц мазмунын ез ма;сатына жету Yшiн пайдалану ;а-быеть Сауатты о;уды дамытудыц эртYрлi жолда-ры бар: бул мэтшнщ ;арапайым бiрлiктерiне назар аудару: сез, сейлем, абзац; мэтш ;урылымын жэне оныц логикалы; байланыстарын талдау; Мэтiндi TYciну кептеген мэселелердщ шешiмi болып табылады. Бала мэтiнмен жумыс icтеудi мецгерсе, ауызша cейлеуi дамып, жазбаша тШ дамудыц келеci мацызды кезеЦ ретiнде ;алып-тасады.
Аннотация
Грамотность чтения - это способность человека понимать и размышлять над письменными текстами, использовать их содержание для достижения своих целей. Существуют различные способы формирования грамотного чтения: это сосредоточение внимания на простых единицах текста: слове, предложении, абзаце; анализ структуры текста и его логических связей; понимание текста - это решение многих задач. Когда ребенок осваивает работу с текстом, развивается устная речь и развивается письменная речь как следующий важный этап развития.
cq
ас Annotation
<
о Reading literacy is a person's ability to understand
00
and reflect on written texts, use their content to о achieve own goals. There are various ways to form s literate reading: this is a focus on simple units of ¡2 the text: word, sentence, paragraph; analysis of the § text structure and its logical links; understanding ™ the text is a solution to many problems. When ta ^ student works at the text, oral speech develops and £ written speech develops as the next important stage м of development.
Куликова О.С.,
учитель начальных классов, КГУ «Общеобразовательная школа №11 отдела образования г. Рудного» Управления образования
акимата Костанайской области, г. Рудный
Негiзгi свздер: функцио-налдыц сауаттылык, оку сауаттылыгы, цалыпта-стыру эдктерi, мэтшмен жумыс.
Ключевые слова: функциональная грамотность, грамотность чтения, способы формирования, работа с текстом.
Keywords: functional literacy, reading literacy, methods of formation, work at the text.
Педагогическая наука и практика
Ш
Функциональная грамотность - это активное участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, т. е. следование современному течению в эпоху глобализации, независимо от возраста, постоянное совершенствование знаний человека, независимо от профессии, возраста. Главной целью является формирование в общеобразовательных школах интеллектуально, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, его социальная адаптация в мире. В результате изменения требований общества к человеку под влиянием развития различных направлений, происходящих в современном мире, стране, стало широко распространяться понятие функциональной грамотности.
В соответствии с требованиями международного стандарта в современном мировом образовательном пространстве центральным лицом процесса обучения является обучающийся субъект, а конечным результатом полученных им знаний субъекта является компетентность [1].
Содержание функциональной грамотности младших школьников характеризуется в следующем смысле: грамотность чтения, письма; грамотность в естественных науках; математической грамотности; от компьютерной грамотности; от грамотности в вопросах здоровья; от правовой грамотности. В реализации этих задач организация учебно-воспитательного процесса в начальных классах новой системы образования требует формирования компетенций учащихся на основе базовых знаний, умений, навыков, общечеловеческих и национальных ценностей и обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Грамотность чтения-это способность человека понимать и размышлять над письменными текстами, использовать их
содержание для достижения своих целей, развивать знание типов текстов [2].
Сегодня грамотность чтения не только практикуется, но и поощряется с помощью различных приемов работы с текстами, которые предполагают активные приемы. Основой читательской грамотности является полноценное формирование работы с текстом. Это поможет учащимся получить необходимую информацию из произведения, сделать выводы из конкретного текста, интерпретировать действия главных героев, закрепить образцом текста и получить первичную экспертизу структуры текста.
Грамотность чтения включает в себя умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, понимать и адекватно оценивать информацию из текста. Это погружение в смысл путем тщательного чтения и анализа текста. Когда человек действительно думает и читает, его фантазии обязательно работают, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок осваивает работу с текстом, развивается устная речь и развивается письменная речь как следующий важный этап развития.
Существуют различные способы формирования грамотного чтения. Во-первых, это сосредоточение внимания на простых единицах текста: слове, предложении, абзаце; во-вторых, невозмож- < но понять и интерпретировать текст без анализа структуры текста и его логических связей. Закрепляя их, ученик учит- ^ ся составлять планы, тезисы, конспекты,
о
схемы и таблицы; в-третьих, понимание текста-это решение многих задач. Учится х вести диалог с текстом (автором), зада- ^ вая вопросы ученику [3]. ц
Работа с текстом включает три этапа:
I этап. Работа с текстом перед чтени- ™
ем. Антиципация (профилактика, прогнозирование предстоящего обучения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, основным словам, предыдущему тексту иллюстрации, опирающемуся на читательский опыт. Постановка цели урока с учетом готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом при чтении.
Начальное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или смешанное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся (по выбору учителя). Определение первичного восприятия. Определение соответствия начальных предположений учащихся содержанию прочитанного текста, эмоциональной окраске.
III этап. Работа с текстом после прочтения.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанной темы, дискуссия. Соотношение читательской интерпретации (пояснений, оценок) с авторской позицией произведения. Определить и сформулировать основную идею текста или совокупность его главных значений.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Рассказ о личности писателя.
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с темой, иллюстрациями. Обсуждение смысла темы. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотношение точки зрения художника с видением читателя. Творческие задания (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественная форма), опирающиеся на ту или иную область читательской деятельности учащихся.
Выполни задание по QR-коду - домашнее задание.
Приемов, повышающих эффективность урока много. Эта работа очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически, эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога. Используя их, мы можем сделать наши уроки более интересными, разнообразными и продуктивными.
Таким образом, развитие функциональной грамотности школьников - требование современности. При этом важно уметь правильно вести занятия в начальной школе. Мастерство педагога, то есть занятия, сочетающие в себе творчество и ответственность, - это вопрос современности.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности.
«
s
ас <
CQ О m
tfl О к S со ^
0
1 X ш Е-S К S Q-О ш Е-
ЛИТЕРАТУРА:
1.Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. / Под редакцией М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина при участии К.А. Баранникова, Н. Зи-ила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки - Высшая школа экономики Национальный исследовательский университет Институт образования - 2021г.
2.Р^А-2018 Краткий отчет по результатам исследования https://fioco.ru/Media/ Default/Documents/МСИ/PISA2018РФ_Краткий%20отчет.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
3.Буяров Д.В., Киселева Я.А. Формирование читательской грамотности на уроках истории. / Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», Вестник Марийского государственного университета - 2023 г.