Работа с сюжетными картинками в комплексной нейропсихологической
коррекции дошкольников.
Мещанинова Е.Л., Амелина Е.Г. НИЦ Детской Нейропсихологии Москва, Россия [email protected]
Аннотация: Целью работы является исследование результатов применения сюжетных картинок в комплексной нейропсихологической коррекции детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: нейропсихологическая помощь, сюжетные картинки, комплексная нейропсихологическая коррекция.
В настоящее время число детей с отклонениями в психическом развитии возрастает с каждым годом. Появляется все больше детей с задержками и искажениями психоречевого развития, несформированностью произвольной саморегуляции, низким уровнем работоспособности и т.д. Все эти факторы могут привести к когнитивной и эмоциональной неготовности к обучению.
Для коррекции и абилитации детей с упомянутыми проблемами в нашем Центре используется программа комплексной нейропсихологической коррекции для детей дошкольного и школьного возрастов.
Коррекционная работа с детьми предусматривает решение следующих задач (Глозман, 2009):
- развитие когнитивных способностей (устранение учебной неуспешности);
- коррекцию неблагоприятных личностных особенностей (решение поведенческих проблем);
- развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений;
- психолого-педагогическую работу с родителями.
Комплексность коррекции заключается в сочетании в каждом цикле занятий методов двигательной, когнитивной и эмоционально-личностной коррекции.
Работа с сюжетными картинками, включенная нами в комплексную коррекцию ставит перед собой следующие задачи:
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- целенаправленное воздействие на активацию ряда психических процессов (восприятия. памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:
- усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частицами-фрагментами рассказа и др.)
- формирование навыков планирования развернутых высказываний;
- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами языка.
Описанная в докладе методика использования сюжетных картинок в комплексной коррекции доказала на практике способность оказать помощь в развитии мыслительных, мнестических, речевых функций и в развитии пространственной ориентации ребенка.