Научная статья на тему 'РАБОТА С ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ DVT CUSTOMER ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧЕБНЫМ СТЕНДОМ ИМИТАЦИИ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ'

РАБОТА С ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ DVT CUSTOMER ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧЕБНЫМ СТЕНДОМ ИМИТАЦИИ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электромобиль / программное обеспечение / датчики / экспериментальный стенд / мониторинг / electric car / software / sensors / experimental stand / monitoring

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Петров Тимур Игоревич, Галеева Раиса Усмановна, Шакурова Зумейра Мунировна, Мифтахова Наиля Камильевна, Хасанов Шамиль Рашидович

Развитие отрасли электротранспорта в значительной степени зависит от количества квалифицированных кадров, осуществляющих проектировку, настройку, диагностику и обслуживание данного вида транспорта. Помочь в формировании необходимых знаний у будущих специалистов, чья рабочая деятельность будет связана с электротранспортом, может учебный стенд и программное обеспечение DVT Customer. ЦЕЛЬ. Целью данного исследования является анализ функций программного обеспечения, работающего со стендом электромобиля, и сравнение их с возможностями предоставляемыми другими комбинациями учебных стендов и программ. МЕТОДЫ. Авторами статьи проведен анализ возможностей программного обеспечения, представлен принцип работы и продемонстрированы возможные результаты, получаемые при эксплуатации DVT Customer. РЕЗУЛЬТАТЫ. Аналитические результаты, полученные в результате исследования, являются одним из аспектов, который будет учитываться при разработке планов использования программного обеспечения DVT Customer в совокупности со стендом электромобиля. Данный симбиоз ПО и стенда существенно расширяет возможности обучения специалистов, в области электромобилей, и проведения научно-практических исследований. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Высокие профессиональные навыки сотрудников и наличие достаточного количества научных работ в сфере электромобилей непосредственно влияют на качество перехода человечества к электрическим транспортным средствам. В связи с этим, можно сказать, что использование данного ПО в совокупности с испытательным стендом необходимо интегрировать в учебный процесс, а также предоставить доступ к нему для научных сотрудников учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Петров Тимур Игоревич, Галеева Раиса Усмановна, Шакурова Зумейра Мунировна, Мифтахова Наиля Камильевна, Хасанов Шамиль Рашидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TECHNICAL LEVEL OF DEVELOPMENTS IN THE FIELD OF MOBILE CHARGING INSTALLATIONS FOR ELECTRIC TRANSPORT

The development of the electric transport industry largely depends on the number of qualified personnel carrying out the design, configuration, diagnostics and maintenance of this type of transport. The training stand and the DVT Customer software associated with it can help in developing the necessary knowledge among future specialists whose work activities will be related to electric transport. THE PURPOSE. The objective of this study is to analyze the functions of the software that works with the electric vehicle stand and compare them with the capabilities provided by other combinations of training stands and programs. METHODS. The authors of the article analyzed the capabilities of the software, presented the principle of operation and demonstrated the possible results obtained from using DVT Customer. RESULTS. The analytical results obtained from the study are one of the aspects that will be taken into account when developing plans for using the DVT Customer software in conjunction with the electric vehicle testbed. This symbiosis of software and stand significantly expands the possibilities for training specialists in the field of electric vehicles and conducting scientific and practical research. CONCLUSION. High professional skills of employees and the availability of a sufficient number of scientific works in the field of electric vehicles directly affect the quality of humanity’s transition to electric vehicles. In this regard, we can say that the use of this software in conjunction with a test bench must be integrated into the educational process, as well as provide access to it for scientific staff of educational institutions.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ DVT CUSTOMER ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧЕБНЫМ СТЕНДОМ ИМИТАЦИИ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ»

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ

УДК 629.113.6

РАБОТА С ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ DVT CUSTOMER ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧЕБНЫМ СТЕНДОМ ИМИТАЦИИ РАБОТЫ

ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ

Петров1 Т.И., Галеева1 Р.У., Шакурова1 З.М., Мифтахова1 Н.К., Хасанов1 Ш.Р., Ranjan Kumar Behera2 1Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия 2Indian Institute of Technology (IIT), Patna

[email protected]

Резюме: Развитие отрасли электротранспорта в значительной степени зависит от количества квалифицированных кадров, осуществляющих проектировку, настройку, диагностику и обслуживание данного вида транспорта. Помочь в формировании необходимых знаний у будущих специалистов, чья рабочая деятельность будет связана с электротранспортом, может учебный стенд и программное обеспечение DVT Customer. ЦЕЛЬ. Целью данного исследования является анализ функций программного обеспечения, работающего со стендом электромобиля, и сравнение их с возможностями предоставляемыми другими комбинациями учебных стендов и программ. МЕТОДЫ. Авторами статьи проведен анализ возможностей программного обеспечения, представлен принцип работы и продемонстрированы возможные результаты, получаемые при эксплуатации DVT Customer. РЕЗУЛЬТАТЫ. Аналитические результаты, полученные в результате исследования, являются одним из аспектов, который будет учитываться при разработке планов использования программного обеспечения DVT Customer в совокупности со стендом электромобиля. Данный симбиоз ПО и стенда существенно расширяет возможности обучения специалистов, в области электромобилей, и проведения научно-практических исследований. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Высокие профессиональные навыки сотрудников и наличие достаточного количества научных работ в сфере электромобилей непосредственно влияют на качество перехода человечества к электрическим транспортным средствам. В связи с этим, можно сказать, что использование данного ПО в совокупности с испытательным стендом необходимо интегрировать в учебный процесс, а также предоставить доступ к нему для научных сотрудников учебных заведений.

Ключевые слова: электромобиль; программное обеспечение; датчики; экспериментальный стенд; мониторинг

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-79-00134, https://rscf.ru/project/22-79-00134/.

Для цитирования: Петров Т.И., Галеева Р.У., Шакурова З.М., Мифтахова Н.К., Хасанов Ш.Р., Ranjan Kumar Behera. Работа с программным обеспечением DVT CUSTOMER при взаимодействии с учебным стендом имитации работы электромобиля // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2024. Т. 16. № 1 (61). С. 2737.

ANALYSIS OF THE TECHNICAL LEVEL OF DEVELOPMENTS IN THE FIELD OF MOBILE CHARGING INSTALLATIONS FOR ELECTRIC TRANSPORT

Petrov T.I., Galeeva R.U., Shakurova Z.M., Miftakhova N.K., Khasanov1 Sh.R.,

Ranjan Kumar Behera2 1Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia 2Indian Institute of Technology (IIT), Patna

[email protected]

Abstract: The development of the electric transport industry largely depends on the number of

qualified personnel carrying out the design, configuration, diagnostics and maintenance of this type of transport. The training stand and the DVT Customer software associated with it can help in developing the necessary knowledge among future specialists whose work activities will be related to electric transport. THE PURPOSE. The objective of this study is to analyze the functions of the software that works with the electric vehicle stand and compare them with the capabilities provided by other combinations of training stands and programs. METHODS. The authors of the article analyzed the capabilities of the software, presented the principle of operation and demonstrated the possible results obtained from using DVT Customer. RESULTS. The analytical results obtained from the study are one of the aspects that will be taken into account when developing plans for using the DVT Customer software in conjunction with the electric vehicle testbed. This symbiosis of software and stand significantly expands the possibilities for training specialists in the field of electric vehicles and conducting scientific and practical research. CONCLUSION. High professional skills of employees and the availability of a sufficient number of scientific works in the field of electric vehicles directly affect the quality of humanity's transition to electric vehicles. In this regard, we can say that the use of this software in conjunction with a test bench must be integrated into the educational process, as well as provide access to it for scientific staff of educational institutions.

Keywords: electric car; software; sensors; experimental stand; monitoring

Acknowledgments: The study was supported by the Russian Science Foundation grant No. 2279-00134, https://rscf.ru/project/22-79-00134/.

For citation: Petrov T.I., Galeeva R.U., Shakurova Z.M., Miftakhova N.K., Khasanov Sh.R., Ranjan Kumar Behera. Analysis of the technical level of developments in the field of mobile charging installations for electric transport. KAZAN STATE POWER ENGINEERING UNIVERSITY BULLETIN. 2024. T. 16. No. 1 (61). P. 27-37.

Введение и литературный обзор (Introduction and literature review) В связи с возрастающей популярностью электромобилей, изучение их устройства и испытание основных характеристик в учебных заведениях, позволяет подготавливать высококвалифицированные кадры, обслуживающие, диагностирующие и проектирующие данные агрегаты [1-3]. Использование стендов, имитирующих работу всех систем электромобиля, позволяет, в достаточной степени, изучить их устройство, а применение специального программного обеспечения, такого как DVT Customer, даёт возможность детально изучить всевозможные зависимости электродвигателя и прочих электрических устройств от разных условий эксплуатации [4-7]. Необходимо определить, насколько подробно описано программное обеспечение, используемое при работе со стендами, моделирующих работу электромобилей.

Целью изобретения [8] является повышение точности испытания путём приближения их к реальным режимам эксплуатации. Управление стендом и контроль основных параметров производится устройствами программного управления, включающими в себя: блок сбора информации, блок сопряжения, блок подготовки программ, внешнее запоминающее устройство и управляющая микро-ЭВМ. Отличие данной работы от авторской является частичное устаревание устройств программного управление и отсутствие возможности проводить корреляцию между всевозможными параметрами, снимаемыми со стенда.

В работе Merizalde Y. и др. [9] рассматриваются различные методы диагностики и обслуживания электрического асинхронного двигателя. В частности, там рассматриваются методы диагностики, основанные на измерении токов статора, температуры, магнитного поля, вибрации и ряда других параметров. Основываясь на этой информации, можно сделать вывод, что DVT Customer в совокупности с контроллером способны, в значительной части, покрыть спрос в статистических данных, необходимых для адекватной диагностики двигателя электромобиля.

В статье [3] представлены теоретические расчёты зависимости потребляемой мощности от внешних факторов, таких как масса автомобиля, скорость движения и угол наклона дорожного полотна. Также в ней сделан вывод, что необходимо проводить практические испытания. Для этих целей можно воспользоваться стендом электромобиля и регулировать основные параметры всей системы с помощью DVT Customer. Также данное

ПО предоставляет возможность записи значений во времени, что облегчает поиск разного рода зависимостей.

В работе [10] разработана имитационная модель для определения запаса хода электромобиля по циклам движения. Создана математическая модель исследования запаса хода электромобиля с учетом четырех циклов движения, в которой определены длины циклов и силы, действующие на электромобиль; расчет сил сопротивления движению проводился с учетом КПД электродвигателя; таким образом определяется энергопотребление электромобиля. Проведено моделирование исследования циклов движения на представленной модели. Математическая оценка срока службы батареи была основана на результатах моделирования. Проведено имитационное моделирование электромобиля в программной среде MATLAB Simulink. Основываясь на данном исследовании можно более детально моделировать разные режимы эксплуатации на стенде электромобиля. Также благодаря DVT Customer есть возможность глубокого изменения параметров питания стенда от аккумуляторов, что предоставляет возможность для детальных исследований всей системы электромобиля.

Таким образом очевидно, что существует ограниченное число стендов, имитирующих работу электромобиля [11-15], и систем управления, а описание ПО для работы с ним не найдено. Научная новизна работы состоит в определении функционала, возможностях и особенностях программы. Практическая значимость состоит в описании работы программы, получаемых результатов, и следовательно, в возможности использования стенда в образовательных и научно-исследовательских целях.

Материалы и методы (Materials and methods)

Программное обеспечение DVT Customer взаимодействует с блоком управления двигателя, установленном на стенде мотора электромобиля. Оно предназначено как для проверки расчётных характеристик электродвигателя, так и контроля состояния прочих электрических устройств, установленных на экспериментальном стенде.

Требований к ЭВМ нет, программа автоматически при подключении начинает программу установки. Нужен интерфейс USB-CAN IXXAT, Версия 13.x совместима с версий, начиная с Windows 10. Программа разработана компанией BorgWarner Inc. — американский производитель автомобильных комплектующих со штаб-квартирой в Оберн-Хила DVT Customer позволяет работать со всеми решениями, где контроллером для двигателей используются Gen4.^

Программное обеспечение устанавливается на персональный компьютер и соединяется со стендом благодаря CAN шине и переходнику USB-CAN. При открывании окна программы пользователю становится доступным базовый интерфейс, представленный на рисунке 1.

в Seem - Devicc 1/arlication Tool- С oitomer Version

Fik lit CAN QJ Login Info Mindon №k Hep

' К ¡IM > !< ■- * G □ 0 Jm Ju i..i.4ori.Jph... "

Рис. 1. Интерфейс программы DVT Customer Fig. 1. Interface of the DVT Customer program

*Источник: составлено автором. Source compiled by the author

29

Под буквой А находится окно обмена данными (CAN), в котором значение "0x05" характеризует рабочий режим, в котором невозможно изменение данных. Для внесения изменений необходимо установить режим настройки, обозначающийся "0x7F".

Буква B указывает на частоту обмена данными между устройствами. Нажатием на одно из предложенных значений выбирается на какой частоте будет происходить обмен информацией. Если будет выбрана не поддерживающаяся частота, то окно CAN будет пустым. Для исследуемого стенда базовой частотой является 125 kHz.

Окно, обозначенное буквой C, является командной строкой, через которую выполняется основное управление происходящими процессами. Вместе с программой устанавливается Excel файл, содержащий в себе все доступные команды, с пояснением их действия. Данную Excel таблицу рассмотрим позже.

Буква D указывает на информационное окно, способное предоставлять пользователю различную информацию, такую как текущие неисправности контроллера, ход загрузки и ход создания файла. В случае неисправности на неё будет выведен текст красного цвета, описывающий ошибку. Когда неисправность будет устранена в данном окне также появится сообщение зелёного цвета.

Для быстрого просмотра основных актуальных показателей датчиков стенда необходимо нажать на иконку в виде автомобильного колеса, находящуюся вверху основного интерфейса DVT Customer. Всплывшее окно даёт возможность ознакомиться с такими параметрами как: скорость вращения вала двигателя, ток аккумуляторной батареи, напряжение на аккумуляторной батарее, напряжение на конденсаторах, температуры двигателя и радиатора, фактический ток двигателя и ряд других параметров. Также есть возможность записать изменение данных параметров на протяжении отрезка времени. Зафиксированные значения сохраняются в папке, определённой пользователем, в формате Excel файла, что даёт возможность строить графики зависимостей одних параметров от других и фиксировать изменения значений при смене рабочего режима.

В DVT Customer предусмотрен пользовательский интерфейс (рис. 2.), доступный при нажатии на иконку в виде чёрного квадрата с буквой "H" по центру. Данный значок находится справа от ранее упомянутой иконки. Его задачей является упрощение взаимодействия пользователя с программой. Рассмотрим какие функции и возможности несут в себе основные иконки пользовательского интерфейса:

При нажатии на кнопку "Get Controller Information", откроется окно с информацией о контроллере, включающей в себя версию программного обеспечения, версию оборудования, код товара, серийный номер, напряжение батареи и температуру радиатора.

Следующая иконка, подписанная как "Get Fault Information", предоставляет информацию о действующих эксплуатационных неисправностях.

Нажатие на кнопку "Go Operational" приводит систему в состояние готовности к работе. В таком режиме нет возможности изменять настройки контроллера. Переход к режиму настройки осуществляется нажатием на кнопку "Go Preoperational".

"V/F Ratio" открывает доступ к управлению напряжением и частотой двигателя. В отрывающемся окошке можно просмотреть номинальный фазный ток, линейное напряжение, номинальную частоту, коэффициент мощности и ряд других параметров электродвигателя.

Доступ к большинству переменных базы данных открывается при нажатии на "Baseline Profile". Все данные переменные представлены в виде списка, с возможностью изменения значений. Кнопка "Local Limits" предоставляет доступ к настройкам крутящего момента и тока двигателя. "Drive 1 Profile" и "Drive 2 Profile" повторяют функции "Baseline Profile", с возможностью сохранения 2 независящих друг от друга компоновок настроек. Данная функция позволяет легко переключаться между двумя режимами работы стенда.

Нажатием на "Analog Ranges", предоставляется доступ к регулировке минимальных и максимальных напряжений на доступных аналоговых входах. "Voltage Cutback" скрывает окно настройки снижения напряжения в контроллере. Также данное окно показывает пределы напряжений, при которых крутящий момент, прилагаемый двигателем, будет соответствовать номинальному значению.

ÛVT Helper

File Software Settings MACROS Tuning CAN Help

Ping Node

Node ID

Main Tree Input/Output TPDO/RPDO

Get Controller Information Get Fault Information <3 5 Operat ion ji <j o Prtcp (ratio nil

V/f Ratio Id Fiitor Table

Control Mode ▼ Slip Maps t

Esseüri Profile Lora] Limits

Drive 1 Profile Analog Flenges

Drive 2 Profile Gains

Voltage Cutback Battery Limits

1Л Cutback Steering

Driver Pipetine

Local 10 Monitor

Рис. 2. Пользовательский интерфейс программы Fig. 2. Program user interface

*Источник: составлено автором. Source compiled by the author

Вложенный список "PowerMaps" состоит из нескольких вариантов соотношения частоты вращения двигателя и его крутящего момента. При выборе одного из элементов открывается окно с указанными соотношениями и предоставляется возможность их редактирования, что позволяет ограничить мощность двигателя. Данная функция защищает двигатель от перегрузки. То есть, если на двигатель будет применяться излишне большой крутящий момент, то аккумуляторы подадут большой ток, для компенсации, что может привести к повреждению как самого электродвигателя, так и к повреждению других элементов системы.

В окне пользовательского интерфейса есть ещё один вложенный список - "Control Mode". Он предоставляет доступ для быстрого переключения между режимом регулирования крутящего момента двигателя и режимом регулирования скорости. Его особенностью является возвращение режима скорости или режима крутящего момента к значениям, установленным по умолчанию.

DVT Customer позволяет регулировать конфигурацию контура управления двигателя, через окно "Gains". Данное окно позволяет регулировать коэффициенты усиления, влияющие на ускорение, замедление и возможность поддерживать требуемую скорость.

Управление крутящим моментом осуществляется нажатием на значок "Torque Control". Окно, открывающееся при взаимодействии с данным значком, предоставляет доступ к фактическому значению крутящего момента. Если рассмотреть данное окно подробнее, можно заметить неизменное значение максимального крутящего момента и изменяемые данные тормозного момента и крутящего момента при изменении направления движения.

В основе своей пользовательский интерфейс предоставляет пользователю удобную площадку для мониторинга основных параметров стенда и управления различными значениями, позволяющими моделировать множество ситуаций, возникающих при эксплуатации. Для людей, желающих получать более обширную информацию, и людей, собирающихся моделировать ситуации, для которых необходимо изменять более детальные

31

параметры стенда есть возможность вводить различные команды в окне команд, расположенном в базовом интерфейсе программы.

Можно выделить 3 основные команды, которые взаимодействуют с данными, получаемыми со стенда - это "sdo_ro 1 0xHHHH", "sdo_ro_fmt 1 0xHHHH" и "sdo_wnx 1 0xHHHH F G". Вместо букв "HHHH" вводятся числа, записанные в приложенном Exel документе, о котором говорилось ранее. Первая команда - "sdo_ro 1 0xHHHH", используется для вывода необходимых параметров, вторая команда - "sdo_ro_fmt 1 0xHHHH" также применяется для вывода данных, но ещё включает в себя описание, выведенных значений, и единицы измерения. Третья команда - "sdo_wnx 1 0xHHHH F G", даёт возможность заменить какой-либо параметр системы, для этого необходимо указать список параметров ("HHHH"), выделить номер параметра, который необходимо изменить ("F") и ввести новое значение ("G"). Понимание о разнообразии данных, которые можно мониторить или изменять, даёт количество заполненных строк в приложенном Excel документе, равное 6675.

Результаты и обсуждения (Results and discussion)

На следующих рисунках будет представлено несколько графиков, которые можно нарисовать, используя данные предоставленные DVT Customer.

На рисунке 3 можно увидеть изменение во времени таких параметров, как скорость вращения ротора электродвигателя, подписанную как об/мин.; действительный переменный ток в двигателе; модуляцию напряжения; напряжение на дроссельной заслонке, характеризующее состояние дросселя. Значения всех параметров представлены в относительных единицах, для более удобного просмотра зависимостей, протекавших в пределах одного испытания [16].

На рисунке 4 представлена зависимость скорости вращения ротора электродвигателя от крутящего момента, прилагаемого электродвигателем к колёсам. Замеры проводились с неизменной нагрузкой на колёсах, имитирующей нагрузку, приложенную при движении автомобиля. Четыре графика отображают замеренные скорости вращения ротора двигателя, с момента нажатия на педаль газа до полной его остановки. Проанализировав кривые, можно сказать, что момент, прилагаемый двигателем, влияет на ускорение вращения ротора, что можно увидеть на графиках, характеризующих 100%, 50% и 35% момент [17]. Если нагрузка, приложенная к колёсам, будет приближаться по значению к моменту двигателя, то его усилий будет недостаточно для набора максимальной скорости вращения ротора, данное событие описывает кривая,

принадлежащая 25% от максимального момента.

1,2

Рис. 3. График изменения основных Fig. 3. Graph of changes in the main characteristics характеристик электромобиля во времени of an electric vehicle over time

*Источник: составлено автором. Source compiled by the author

—i r i m f j- ijl r- -i г- г i m T j- IJJ r- {f. ■Ti о г- г i f" rr j- IJJ -- со О Г-I f- т и", о "- "- к э — r^i ^ ^ U" ö ^ ^ Ti о — Г-I г- "7 и", ij". ^

-100M -50% -35% - 25%

Рис. 4. График зависимости скорости от Fig. 4. Speed versus torque graph момента

*Источник: составлено автором. Source compiled by the author

На рисунке 5 представлены графики, имитирующие разное ускорение замедления вращения ротора электродвигателя. Данные кривые имитируют движение автомобиля по горизонтальной поверхности на нейтрали без использования рекуперации (0%), движение автомобиля в горку с углом подъёма равным 5 градусам на нейтрали без использования рекуперации (30%), движение автомобиля по горизонтальной поверхности на нейтрали с использования рекуперации (60%), движение автомобиля в горку с углом подъёма равным 5 градусам на нейтрали с использования рекуперации (100%).

о

-ок -30W -бои — 100%

Рис. 5. График торможения электродвигателя Fig. 5. Graph of electric motor braking in neutral при нейтрали

*Источник: составлено автором. Source compiled by the author Заключение (Conclusion)

Можно сделать вывод, что программное обеспечение DVT Customer в совокупности с контроллером подходит для мониторинга огромного количества параметров электродвигателя, системы питания в виде аккумуляторных батарей и прочих электронных систем, использующихся в электромобилях. Также с помощью данной программы можно производить настройку электродвигателя по току, напряжению, крутящему моменту, скорости вращения ротора и другим параметрам. Существующие стенды и программное обеспечение, приведенное в литературном обзоре, не предоставляют подобный функционал.

Применение данного ПО возможно в целях обучения студентов, в частности на кафедрах, связанных с изучением, проектированием и эксплуатацией электрических машин. DVT Customer в совокупности с испытательным стендом может служить основой для формирования наглядного понимания процессов, протекающих в электродвигателях при различных режимах работы. Как известно лабораторные работы

1

поднимают общий интерес к предмету и закрепляют материал, пройденный на лекционных и практических занятиях. Поэтому интеграция DVT Customer в учебный процесс должна осуществляться через лабораторные работы.

Также данное программное обеспечение можно использовать в целях проведения научно-исследовательских работ на базе учебного заведения. DVT Customer является перспективным инструментом в исследованиях, связанных с электрическими двигателями и различными видами электрического транспорта.

Литература

1. Слипченко Н. И., Гуртовой М. Ю. Разработка стенда для исследования тяговой системы электромобиля с суперконденсаторами // ВЕЖПТ. 2014. №8 (67).

2. Marignetti, F. D., D'Aguanno, Volpe G. Design and experiments of a test equipment for hybrid and electric vehicle drivetrains // 2017 Twelfth International Conference on Ecological Vehicles and Renewable Energies (EVER), Monte Carlo, Monaco, 2017, pp. 1-6, doi: 10.1109/EVER.2017.7935902.

3. Bil'ansky J., Merva T., Ivan J., Marcinek A., Lacko M. Cyclic Tester of Battery Cells for Electric Vehicles // 2021 IEEE International Workshop of Electronics, Control, Measurement, Signals and their application to Mechatronics (ECMSM), Liberec, Czech Republic, 2021, pp. 1-7, doi: 10.1109/ECMSM51310.2021.9468858.

4. Jouanne A.V., et al. Electric Vehicle (EV) Chassis Dynamometer Testing // 2020 IEEE Energy Conversion Congress and Exposition (ECCE), Detroit, MI, USA, 2020, pp. 897-904, doi: 10.1109/ECCE44975.2020.9236288.

5. MaJek A., Niewczas A. Selected maintenance aspects of traction batteries in electric vehicles // 2020 XII International Science-Technical Conference AUTOMOTIVE SAFETY, Kielce, Poland, 2020, pp. 1-6, doi: 10.1109/AUTOMOTIVESAFETY47494.2020.9293492.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Aguiari D., Chou K.S., Tse R. and Pau G. Monitoring Electric Vehicles on The Go // 2022 IEEE 19th Annual Consumer Communications & Networking Conference (CCNC), Las Vegas, NV, USA, 2022, pp. 885-888, doi: 10.1109/CCNC49033.2022.9700713.

7. El hadraoui H., Zegrari M., El Maghraoui A., Laayati O., Sabani E., Chebak A. Data-driven Diagnostics for Electric Traction Systems: A Study of Induction Motor // IEEE EUROCON 2023 - 20th International Conference on Smart Technologies, Torino, Italy, 2023, pp. 626-631, doi: 10.1109/EUROCON56442.2023.10199047.

8. Певзнер А. Я., Осин С. А. Стенд для испытания энергоустановок электромобилей. Патент на изобретение №3860369/27-11. 07.09.86. Бюл. 11 33. Доступно по: https://findpatent.ru/patent/125/1255890.html. Ссылка активна на 24 ноября 2023.

9. Merizalde Y, Hernández-Callejo L, Duque-Perez O. State of the Art and Trends in the Monitoring, Detection and Diagnosis of Failures in Electric Induction Motors // Energies. 2017; 10(7):1056. https://doi.org/10.3390/en10071056

10. Möller F., Meyer J., Schegner P. Load model of electric vehicles chargers for load flow and unbalance studies // 2014 Electric Power Quality and Supply Reliability Conference (PQ), Rakvere, Estonia, 2014, pp. 9-14, doi: 10.1109/PQ.2014.6866774.

11. Martyushev N.V., Malozyomov B.V., Sorokova S.N., Efremenkov E.A., Qi M. Mathematical Modeling the Performance of an Electric Vehicle Considering Various Driving Cycles // Mathematics 2023, 11, 2586. https://doi.org/10.3390/math11112586

12. Владимиров О.В., Ившин И.В., Низамиев М.Ф., Цветков А.Н., Усманов И.К., Гибадуллин Р.Р. Стенд для послеремонтных испытаний асинхронных двигателей напряжением до 1000 В. // Известия высших учебных заведений. ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ. 2019;21(3-4):52-58. https://doi.org/10.30724/1998-9903-2019-21-3-4-52-58

13. Гибадуллин Р.Р., Низамиев М.Ф., Ившин И.В., Цветков А.Н., Владимиров О.В., Шакурова З.М. Стенд для исследования работоспособности и качества функционирования электротехнических комплексов и систем электроприводов с регуляторами частоты // Известия высших учебных заведений. ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ. 2022;24(1):164-175. https://doi.org/10.30724/1998-9903-2022-24-1-164-175

14. Сафин А.Р, Цветков А.Н., Петров Т.И., Басенко В.Р., Ившина П.В. Разработка макета мобильной установки заряда электротранспорта и стенда для проведения

34

испытаний // Естественные и технические науки. - 2023. - № 7(182). - С. 138-145. - DOI 10.25633/ETN.2023.07.09. - EDN NZWEGG.

15. Gracheva E.I. Algorithms and Models of Power Losses in Circuit Breakers of Shop Networks of Industrial Enterprises // Proceedings - 2021 3rd International Conference on Control Systems, Mathematical Modeling, Automation and Energy Efficiency, SUMMA 202, Lipetsk, 1212-1216 (2021) doi:10.1109/SUMMA53307.2021.9632094

16. Nemirovskiy A. Experimental study of the relationship between the technical state of a power transformer and the parameters of the higher harmonic components of currents and voltages generated by it // Sustainable Energy Systems: innovative perspectives : Conference proceedings, Saint-Petersburg, 155-166 (2021) doi:10.1007/978-3-030- 67654-4_18

17. Сафин А.Р, Ившин И.В., Цветков А.Н., Петров Т.И., Басенко В.Р., Манахов В.А. Развитие технологии мобильных зарядных станций для электромобилей // Известия высших учебных заведений. ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ. 2021. Т. 23. № 5. С. 100-114. doi:10.30724/1998-9903-2021-23-5-3-100-114.

Авторы публикации

Петров Тимур Игоревич - канд. техн. наук, доцент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» ФГБОУ ВО «КГЭУ».

Галеева Раиса Усмановна - ст. преподаватель кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» ФГБОУ ВО «КГЭУ».

Шакурова Зумейра Мунировна - канд. пед. наук, доцент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» ФГБОУ ВО «КГЭУ».

Мифтахова Наиля Камильевна - ст. преподаватель кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» ФГБОУ ВО «КГЭУ».

Хасанов Шамиль Рашидович - ст. преподаватель кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» ФГБОУ ВО «КГЭУ».

Ranjan Kumar Behera - Ph.D., доцент кафедры Электротехники, Индийский технологический институт, Индия, Kanpa Road, Bihta, г. Патна.

References

1. Slipchenko N.I., Gurtovoy M.Yu. Development of a stand for studying the traction system of an electric vehicle with supercapacitors. VEZhPT. 2014; 8,67:36-40.

2. Marignetti, F. D., D'Aguanno, Volpe G. Design and experiments of a test equipment for hybrid and electric vehicle drivetrains. 2017 Twelfth International Conference on Ecological Vehicles and Renewable Energies (EVER), Monte Carlo, Monaco. 2017; 1-6.

3. Bil'ansky J., Merva T., Ivan J., Marcinek A., Lacko M. Cyclic Tester of Battery Cells for Electric Vehicles. 2021 IEEE International Workshop of Electronics, Control, Measurement, Signals and their application to Mechatronics (ECMSM), Liberec, Czech Republic. 2021; 1-7.

4. Jouanne A.V., et al. Electric Vehicle (EV) Chassis Dynamometer Testing. 2020 IEEE Energy Conversion Congress and Exposition (ECCE), Detroit, MI, USA. 2020; 897-904.

5. MaJek A., Niewczas A. Selected maintenance aspects of traction batteries in electric vehicles. 2020 XII International Science-Technical Conference AUTOMOTIVE SAFETY, Kielce, Poland. 2020; 1-6.

6. Aguiari D., Chou K.S., Tse R. and Pau G. Monitoring Electric Vehicles on The Go.

2022 IEEE 19th Annual Consumer Communications & Networking Conference (CCNC), Las Vegas, NV, USA. 2022; 885-888.

7. El hadraoui H., Zegrari M., El Maghraoui A., Laayati O., Sabani E., Chebak A. Data-driven Diagnostics for Electric Traction Systems: A Study of Induction Motor. IEEE EUROCON 2023 - 20th International Conference on Smart Technologies, Torino, Italy. 2023; 626-631.

8. Pevzner AJ, Osin S.A. Stend dlya ispytaniy silovykh ustanovok elektromobiley. Patent №3860369/27-11. 07.09.86. Byul. №11 33. Available at: https://findpatent.ru/patent/125/1255890.html. Accessed: 24 Nov 2023. (In Russ).

9. Merizalde Y, Hernández-Callejo L, Duque-Perez O. State of the Art and Trends in the Monitoring, Detection and Diagnosis of Failures in Electric Induction Motors. Energies. 2017;10(7):1056.

10. Möller F., Meyer J., Schegner P. Load model of electric vehicles chargers for load flow and unbalance studies. 2014 Electric Power Quality and Supply Reliability Conference (PQ), Rakvere, Estonia. 2014; 9-14.

11. Martyushev N.V., Malozyomov B.V., Sorokova S.N., Efremenkov E.A., Qi M. Mathematical Modeling the Performance of an Electric Vehicle Considering Various Driving Cycles. Mathematics 2023; 11:2586.

12. Vladimirov O.V., Ivshin I.V., Nizamiev M.F., Tsvetkov A.N., Usmanov I.K., Gibadullin R.R. Stand for post-repair testing of asynchronous motors with voltage up to 1000 V. News of higher educational institutions. ENERGY PROBLEMS. 2019;21(3-4):52-58.

13. Gibadullin R.R., Nizamiev M.F., Ivshin I.V., Tsvetkov A.N., Vladimirov O.V., Shakurova Z.M. Stand for studying the performance and quality of functioning of electrical complexes and electric drive systems with frequency regulators. News of higher educational institutions. ENERGY PROBLEMS. 2022;24(1):164-175.

14. Safin A.R., Tsvetkov A.N., Petrov T.I., Basenko V.R., Ivshina P.V. Development of a model of a mobile electric vehicle charging installation and a test stand. Natural and technical sciences. 2023; 7(182):138-145.

15. Gracheva E.I. Algorithms and Models of Power Losses in Circuit Breakers of Shop Networks of Industrial Enterprises. Proceedings - 2021 3rd International Conference on Control Systems, Mathematical Modeling, Automation and Energy Efficiency, SUMMA 2021, Lipetsk. 2021; 1212-1216.

16. Nemirovskiy A. Experimental study of the relationship between the technical state of a power transformer and the parameters of the higher harmonic components of currents and voltages generated by it. Sustainable Energy Systems: innovative perspectives: Conference proceedings, Saint-Petersburg. 2021; 155-166.

17. Safin A.R., Ivshin I.V., Tsvetkov A.N., Petrov T.I., Basenko V.R., Manakhov V.A. Development of the technology of mobile charging stations for electric vehicles. Izvestia of higher educational institutions. ENERGY PROBLEMS. 2021;23,5:100-114.

Authors of the publication

Timur I. Petrov - Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia Zumeira M. Shakurova - Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia Raisa U. Galeeva - Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia Nailya K. Miftakhova - Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia Shamil R. Khasanov - Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia

Ranjan Kumar Behera - Department of Electrical Engineering, Indian Institute of Technology (IIT), India, Patna.

Шифр научной специальности: 2.4.2. Электротехнические комплексы и системы (технические науки)

Получено 11.12.2023 г.

Отредактировано 06.02.2024 г.

Принято 11.03.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.