Научная статья на тему 'РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ'

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
детская одарённость / одарённый ребёнок / интеллектуальный потенциал / стратегии в работе с одарёнными детьми / проблемы школьников с одарённостью / управление педагогическим процессом при работе с одарёнными детьми / трудности педагога при работе с детьми с высоким интеллектуальным потенциалом / children's giftedness / gifted child / intellectual potential / strategies in working with gifted children / problems of schoolchildren with giftedness / management of the pedagogical process when working with gifted children / difficulties of a teacher when working with children with high intellectual potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюкина О. А.

В статье раскрываются особенности работы педагогов с одарёнными детьми в образовательных инновационных учреждениях. Проблема раскрывается с точки зрения контексте современных проблем менеджмента. Рассматриваются понятия об одарённости и интеллектуальном потенциале таких детей, об основных стратегиях работы с одарёнными детьми. Особое внимание уделяется управлению педагогическим процессом при работе с такими детьми. Настоящая статья также освещает особенности управления педагогическим процессом с различными типами одарённых детей. Проблема состоит в том, что сегодня необходимо регулярно проводить поиск новых методов, средств и стратегий при работе с детьми с высоким интеллектуальным потенциалом. Методы, средства и стратегии обучения одарённых детей должны соответствовать той эпохе, в которой обучается и развивается ребёнок. Педагогу также важно применять индивидуальный подход к каждому одарённому ребёнку, с которым он работает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH GIFTED CHILDREN

The article reveals the peculiarities of teachers ' work with gifted children in innovative educational institutions. The problem is revealed from the point of view of the context of modern management problems. Special attention is paid to the concepts of giftedness and intellectual potential of such children, the main strategies for working with gifted children. Special attention is paid to the management of the pedagogical process when working with such children. This article also highlights the features of managing the pedagogical process with different types of gifted children. The problem is that today it is necessary to regularly search for new methods, tools and strategies when working with children with high intellectual potential. Methods, tools and strategies for teaching gifted children should be appropriate to the era in which the child is learning and developing. It is also important for the teacher to apply an individual approach to each gifted child with whom he works.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»

Дюкина О.А. студент магистратуры

БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Сургутский Государственный Университет

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация: В статье раскрываются особенности работы педагогов с одарёнными детьми в образовательных инновационных учреждениях. Проблема раскрывается с точки зрения контексте современных проблем менеджмента. Рассматриваются понятия об одарённости и интеллектуальном потенциале таких детей, об основных стратегиях работы с одарёнными детьми. Особое внимание уделяется управлению педагогическим процессом при работе с такими детьми. Настоящая статья также освещает особенности управления педагогическим процессом с различными типами одарённых детей. Проблема состоит в том, что сегодня необходимо регулярно проводить поиск новых методов, средств и стратегий при работе с детьми с высоким интеллектуальным потенциалом. Методы, средства и стратегии обучения одарённых детей должны соответствовать той эпохе, в которой обучается и развивается ребёнок. Педагогу также важно применять индивидуальный подход к каждому одарённому ребёнку, с которым он работает.

Ключевые слова: детская одарённость, одарённый ребёнок, интеллектуальный потенциал, стратегии в работе с одарёнными детьми, проблемы школьников с одарённостью, управление педагогическим процессом при работе с одарёнными детьми, трудности педагога при работе с детьми с высоким интеллектуальным потенциалом.

Dyukina O.A. master's degree student Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra

Surgut State University

WORKING WITH GIFTED CHILDREN

Annotation: The article reveals the peculiarities of teachers ' work with gifted children in innovative educational institutions. The problem is revealed from the point of view of the context of modern management problems. Special attention is paid to the concepts of giftedness and intellectual potential of such children, the main strategies for working with gifted children. Special attention is paid to the management of the pedagogical process when working with such children. This article also highlights the features of managing the pedagogical process with different types of gifted children. The problem is that today it is

necessary to regularly search for new methods, tools and strategies when working with children with high intellectual potential. Methods, tools and strategies for teaching gifted children should be appropriate to the era in which the child is learning and developing. It is also important for the teacher to apply an individual approach to each gifted child with whom he works.

Keywords: children's giftedness, gifted child, intellectual potential, strategies in working with gifted children, problems of schoolchildren with giftedness, management of the pedagogical process when working with gifted children, difficulties of a teacher when working with children with high intellectual potential.

В настоящее время современное общество всё больше нуждается в интеллектуально развитом поколении, которое естественно будут представлять сегодняшние обучающиеся, наши дети.

Сегодня проблема работы с одарёнными детьми, казалось бы, неплохо решается и изучается. Так, данной проблемой занимались такие исследователи, как Д.В. Аксёнова, И.Г. Антонова, Ю.В. Бондаренко, М.О. Горчилина, Л.Х. Жаппуева, Ю.В. Завельский, А.Р. Закуреев, Е.Л. Запольская, И.И. Ушатикова, А.В. Чегодаев, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич.

В школах, в частности, особенно в школах повышенного типа, имеются специфические программы и планы по работе с одарёнными детьми. Внешне, казалось бы, всё хорошо, однако проблема решается довольно медленно и не всегда системно. В.Д. Шадриков приходит к выводу, что не совсем готовыми к работе с одарённостью сегодня оказываются, как педагоги, так и сами дети [5, с.65]. Автор считает, что педагоги часто не умеют управлять педагогическим процессом и выбором стратегий работы с одарёнными детьми.

В связи с последними событиями по коронавирусу, по всему миру произошёл спад производства, усугубились экономические и социальные проблемы, в мире возросла безработица, упали зарплаты, люди оказались за чертой бедности. Понадобится немало времени с целью реабилитации практически всех сфер жизни общества.

И.И. Ушатикова в связи с этим утверждает, что общеобразовательные учреждения должны быть призваны сегодня на выявление и развитие одарённых детей, их интеллектуального и творческого потенциала, создание комфортных условий для развития одарённых детей, подбор наиболее эффективных путей управления образовательным процессом и стратегий для работы с одарёнными детьми [3].

Понятия «управление педагогическим процессом» и «стратегии работы с одарёнными детьми» относятся к дисциплине «менеджмент образования». Так, под «управлением педагогическим процессом» понимается система принципов, методов и форм, технологических приёмов

управления воспитательно-образовательным процессом, которая направлена на повышение их эффективности. Сегодня учёные всё чаще задаются вопросом, какие методы, формы и технологические приёмы следует использовать педагогу в процессе работы с детьми с высоким интеллектуальным потенциалом.

Под «стратегией работы с одарёнными детьми» следует понимать план или систему работы с одарёнными детьми, разработанную педагогом. Этот план должен составляться с учётом индивидуальных особенностей детей с высоким интеллектуальным потенциалом, их психологического и познавательного развития, познавательных интересов. План должен способствовать созданию комфортной образовательно-воспитательной среды для развития одарённого ребёнка. Создание комфортного плана развития одарённого ребёнка должно способствовать достижению главной цели: формирование личностных и познавательных особенностей такого ребёнка.

Так, А.В. Чегодаев говорит, что первые школы с углублённым изучением определённых предметов появились в 60-х годах прошлого века [4]. Это были школы физико-математической направленности. В конце ХХ века стали появляться школы инновационной направленности - лицеи и гимназии.

Автор считает, что проблема детей сегодня состоит в том, что у них слабо развита мотивация к обучению, невысокая познавательная активность, что является препятствием для развития у них одарённости. Только одарённый ребёнок с желанием решает задачи повышенной сложности, используя материал, ориентированный на творческое её решение с более высоким уровнем возрастных возможностей. Такой ребёнок может решить задачу несколькими способами с помощью проблемных ситуаций, творческого подхода.

Сегодня выделяют следующие стратегии или ценностно-целевые ориентации при работе с одарёнными детьми:

- определение, диагностика и развитие способностей детей; выявление среди них потенциально одарённых детей;

- активизация - создание условий для формирования индивидуальных склонностей и способностей каждого ребёнка, что должно способствовать выявлению одарённых детей;

- преодоление барьеров - создание ситуации нивелирования трудностей, возникающих в процессе развития одарённости у ребёнка и мешающих ему полноценно и эффективно развиваться;

- всяческая поддержка детей, проявляющих способности и достижения в узких или широких видах деятельности.

И.И. Ушатикова считает, что у потенциально одарённого ребёнка в процессе использования правильной стратегии развития при работе с ним формируются следующие особенности личности [3]:

- имеет большой массив информации и развитый словарный запас;

- легко рассуждает на различные интересующие его темы;

- проявляет творческие способности при решении проблемных ситуаций;

- настойчив в поиске решения той или иной задачи;

- активно отстаивает свою точку зрения;

- проявляет любознательность, формулирует и задаёт много вопросов по интересующей теме;

- часто фантазирует и предвидит итог решения проблемы, прогнозирует её;

- не любит, когда ему указывают, предпочитает самостоятельно решать проблемы.

А.В. Чегодаев предлагает осуществлять организацию работы с одарёнными детьми по следующим направлениям [4]:

1. Развитие результативности участия одарённых детей в различных разноуровневых олимпиадах. Данное направление в образовательном учреждении реализуется через стратегии:

- ежегодного увеличения количества образовательных дисциплин, по которым обучающиеся принимают участие в олимпиадах;

- приём на работу высококлассных специалистов из высших учебных заведений, которые способны эффективно и качественно подготовить школьников к олимпиаде по той или иной дисциплине;

- проведение кружков и секций по различным дисциплинам, используя активные формы проведения мероприятий.

2. Рост эффективности воспитательно-образовательного процесса. Для реализации используются следующие стратегии:

- организация и сопровождение индивидуальных маршрутов каждого одарённого ребёнка;

- подготовка одарённых обучающихся к обобщению своего опыта: раскрытие тем самообразования на конференциях, семинарах, мастер -классах, выступлениях на тематических мероприятиях;

- обобщение педагогами собственного опыта: подготовка публикаций для размещения в сборниках, выступления на конференциях, педагогических советах образовательного учреждения, семинарах, мастер -классах.

3. Формирование программ психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса и каждого ребёнка с одарённостью. Организуется с помощью следующих стратегий:

- подбор и составление комплекса диагностических методик с целью выявления одарённости у школьников;

- проведение с одарёнными детьми социально-психологических тренингов уверенности в себе, профессионального самоопределения, развития коммуникативных навыков и адекватной самооценки;

4. Развитие и применение в процессе работы с одарёнными детьми современных информационно-коммуникативных технологий. Организуется с помощью следующих стратегий:

- применение в работе с одарёнными детьми электронные средства мониторинга: электронный журнал, электронный дневник;

- использование различных ИКТ на занятиях и в работе с одарёнными детьми: учебно-методические комплексы, гиперссылки, видеоуроки, электронные учебники, технологии учебных конспектов, мультимедийные виджеты, дистанционное компьютерное тестирование.

В.С. Юркевич приводит следующие доводы в пользу применения информационных технологий на занятиях с детьми с одарённостью [6]:

- развитие готовности к использованию информационных технологий (умение пользоваться сетью Интернет на уровне уверенного пользователя в учебных и познавательных целях);

- формирование технологической компетентности (умение самостоятельно пользоваться различными информационными технологиями при подготовке к занятиям);

- организация готовности к использованию информационных ресурсов (умение пользоваться различными информационными ресурсами и средствами обучения);

- готовность к социальному взаимодействию (умение устанавливать связи в социуме);

- развитие коммуникативной компетенции (умение устанавливать коммуникации с педагогом, вступать в активные беседы и диалоги, изучать различные информационные средства обучения);

- формирование готовности к решению проблем (развитие умения находить выход из кризисных ситуаций сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно).

И.И. Ушатикова приходит к выводу, что педагог должен чётко осознавать причины трудностей одарённого ребёнка и потерю у него желания активно познавать окружающий мир и приобретать новые знания

[3]:

- принуждение одарённого ребёнка участвовать практически во всех олимпиадах, конференциях, мероприятиях. При этом другие дети игнорируются, а у ребёнка, которого принуждают к участию в мероприятиях, наступает отвращение и пресыщение такими олимпиадами и конференциями;

- применение репродуктивных методов в обучении, отсутствие творческого процесса на занятиях, когда отсутствует креативный характер передачи учебного материала детям;

- увлечение одарённым ребёнком одним предметом, при этом игнорирование всех остальных;

- насмешки и отсутствие взаимопонимания со сверстниками;

Однако педагогу следует оценить собственную готовность к работе с одарёнными детьми. В этом случае педагог должен чётко оценить, насколько он готов использовать инновационные методы в работе с такими детьми, готов ли он к творческой подаче учебного материала одарённым детям.

Использованные источники:

1. Жаппуева, Л.Х., Закуреев, А.Р. Особенности организации образовательного процесса при работе с одарёнными детьми. Инновации в образовании, 2011. № 4. С. 124-134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16323593

2. Современные стратегии, подходы и механизмы работы с одаренными детьми. Мега Лекции. URL: https://megalektsii.ru/s68516t3.html

3. Ушатикова, И.И. Практика работы современной школы с одарёнными детьми: опыт, проблемы, перспективы. Вестник Челябинского Государственного педагогического университета, 2013. №1. С. 159-169. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19624235

4. Чегодаев, А.В. Особенности работы с одарёнными детьми в учебном заведении инновационного типа. Вопросы территориального развития, 2013. № 8 (8). С.4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20424775

5. Шадриков, В.Д. Способности, одарённость, талант/ В.Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.- М.: Наука, 2016. - 345с.

6. Юркевич, В.С. Современные проблемы работы с одарёнными детьми. Психологическая наука и образование. URL: http://www.vash-psiholog.info/psih/20511 -sovremennye-problemy-raboty-s-odarennymi-detmi.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.