Научная статья на тему 'Работа с одаренными детьми в условиях ДОУ'

Работа с одаренными детьми в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3472
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ТАЛАНТ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тропова М.А.

Данная статья раскрывает организацию работы педагогического коллектива МКДОУ «Детский сад Белоснежка города Надыма по обеспечению условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, созданию предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности. Эта работа осуществляется в рамках дополнительного образования, направленного на расширение потенциала творческих и физических способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности, которая строится на основе программ, разработанных педагогами ДОУ. Основной целью деятельности педагогов является создание и поддержание в ДОУ развивающей образовательной среды в единстве ее психологических и дидактических компонентов. Назначение такой среды способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и поддержки детской одаренности и таланта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work with gifted children in a PEI

This paper describes the organization of the work of the teachers of the Municipal Preschool Educational institution “the Kindergarten “Belosnezhka” of the city of Nadym to ensure conditions for the development of gifted preschoolers and create preconditions and possibilities for manifestation and development of the child's abilities in various activities This work is being done under extended education aimed at expansion of the potential of creative and physical abilities of children via activation of children's life on the basis of programs developed by teachers of PEI. The main objective of the activity of the teachers is development of the educational environment in the unity with its psychological and didactic components. The objective of that environment is development and maintenance in the PEI of the developing educational environment in unity of its psychological and didactic components. This environment is to promote effective implementation of early diagnostics, development and support of children's abilities and talents.

Текст научной работы на тему «Работа с одаренными детьми в условиях ДОУ»

Тропова М.А.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МКДОУ комбинированного вида «Детский сад «Белоснежка» Надым, Россия

Работа с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения

Аннотация: Данная статья раскрывает организацию работы педагогического коллектива МКДОУ «Детский сад «Белоснежка» города Надыма в обеспечении условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности.

Эта работа осуществляется в рамках дополнительного образования, направленного на расширение потенциала творческих и физических способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности, которая строится на основе программ, разработанных педагогами ДОУ. Основной целью деятельности педагогов является создание и поддержание в ДОУ развивающей образовательной среды в единстве ее психологических и дидактических компонентов. Назначение такой среды -способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и поддержки детской одаренности и таланта.

Ключевые слова: одаренность, творческий потенциал, способности, интеллектуальный ресурс

Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Проблема одаренности постоянно привлекает внимание психологов и педагогов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве». Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и педагогов. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом». Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, одним словом, не за «морковку», а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве». Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии на уровне государства и регионов России. Они характеризуются интеграционными процессами, требующими формирования людей, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального

человеческого ресурса. Именно они национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности.

Для раскрытия творческого потенциала детей, индивидуальных способностей, в ДОУ с детьми, начиная с трех лет, были организованы занятия по дополнительному образованию во второй половине дня, которые предусматривали обогащение в обучение детей с целью развития способностей, т.к. это прогрессивная альтернатива ускорению, способствующая развитию ребенка как целостной личности. Учитывалось, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные, художественные, музыкальные, артистические и другие способности на соответствующем уровне. Обучение велось по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в кружках и студиях. В конце года при проведении мониторинга усвоения образовательной программы были выявлены дети с ярко выраженными способностями, из которых некоторые стали призерами и победителями различных детских конкурсов.

Ощущая насущную необходимость организации педагогического сопровождения детей, имеющих выраженные способности в различных видах деятельности, воспитателями и дополнительными специалистами ведется успешная деятельность в разработке интересных направлений, таких как:

• кружок «Колорит» (авторы: педагог дополнительного образования Клок Александра Николаевна, заместитель заведующего по УВР Тропова Марина Анатольевна);

• спортивная секция «Олимпийцы» (автор: инструктор по физической культуре Евдокимова Лариса Вячеславовна).

Кружок «Колорит» направлен на работу с детьми в условиях ДОУ по образовательной области «Художественное творчество» и обеспечивает превышение требований государственного образовательного стандарта. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого, расширяет представления о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с традиционными и нетрадиционными техниками рисования и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Дети, посещающие кружок применяют полученные знания и практический опыт при работе над оформлением групповой комнаты, детского сада, под руководством педагога участвуют в оформлении выставок, стендов к различным праздникам и мероприятиям, а также участвуют в конкурсах и фестивалях:

• Всероссийский конкурс детского творчества «Ангел Вдохновения» - дипломы участников;

• Всероссийский конкурс детского рисунка «Я рисую мир» - дипломы I и II степени;

• Всероссийский конкурс детского рисунка «Природа и мы»;

• Городской конкурс детского рисунка «Мы рисуем новогодний Надым» - диплом лауреата;

• Фестиваль «Детское творчество - мир ярких и удивительных образов» -номинация «Акварелька» - 2 место;

• Фестиваль «Детское творчество - мир ярких и удивительных образов» -номинация «Акварелька» - «Чудо - книга своими руками» - 3 место;

• Районный конкурс детского рисунка «Я буду здоров» - 2 место;

• Районный конкурс детского рисунка «Знаки дорожные, нужные, несложные» - 3 место;

Спортивная секция «Олимпийцы» направлена на совершенствование физических и морально-волевых качеств детей дошкольного возраста посредством привлечения к олимпийскому движению и к занятию спортом. Реализация программы олимпийского образования в дошкольном возрасте предполагает тесное взаимодействие специалистов: воспитатель создаёт представления, инструктор по физической культуре повторяет основные теоретические положения и закрепляет их в двигательной деятельности, музыкальный руководитель и педагог по изобразительной деятельности совершенствуют полученные знания и воспитывают любовь, уважение не только к спорту, но и к олимпизму, как культурному наследию человечества.

В рамках работы спортивной секции «Олимпийцы» в детском саду проходят интересные спортивные мероприятия с участием детей и родителей: «День семьи», «Богатыри земли русской», «Олимпийцы, вперед!» и другие. Дети, занимающиеся в спортивной секции «Олимпийцы» являются призерами и лауреатами конкурсов различного уровня:

• Фестиваль «Детское творчество - мир ярких и удивительных образов» - номинация «Веселые старты» - 2 место;

• Городская ежегодная мини - олимпиада «Непоседливое лето» - дипломы лауреатов;

• Фестиваль национальных культур и традиций «Дружат дети на планете» - 2 место.

Но нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «взросления» детей. Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме.

Говоря о настоящем, мы не можем не думать о будущем. А будущее страны - в ее детях. И то, каким оно будет, напрямую зависит от широты общественных взглядов на образование, от внимания социума к подрастающему поколению. И работа педагогов состоит в том, чтобы поддержать поистине талантливых детей, которым наша суровая действительность подчас не позволяет раскрыться в полной мере, не позволяет применять свою одаренность для процветания родной страны. Безусловно, все они изначально очень разные: бойкие и спокойные, настойчивые и скромные, уверенные и не очень, но все они мечтают об одном — о светлом будущем и о счастливой России, в которой им жить. Очень важно не дать развеяться их мечте и уже сейчас оказать поддержку творческому развитию одаренных детей. Важно помочь им найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом в состоявшихся успешных взрослых людей.

Но самое главное — мы хотим, чтобы ребята эти знали: их начинания не пропадают бесследно, а служат примером для всего юного поколения россиян. Ведь одаренные дети — будущее России!

Список использованных источников

1. Гильбух Ю.З. - Внимание: одаренные дети. - М., 1991, 78 с.

2. Лейтес Н.С. - Способность и одаренность в детские годы. - М., 1984.

3. Лейтес Н.С. - Умственные способности и возраст. - М., 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.